какие бывают финансовые отношения

Финансы и кредит

какие бывают финансовые отношения

В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Финансы и кредит». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансы и кредит предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Финансы и деньги. Финансовые отношения

А. Смит в XVIII веке утверждал, что труд является действительной, а деньги — номинальной мерой стоимости. Если ранее роль всеобщего эквивалента выполняло золото, то в условиях обобществленного производства эту роль играют кредитные (бумажные) деньги, обладающие способностью соизмерения стоимостей.

Деньги, лежащие в основе финансов, — это особый товар, всеобщий эквивалент. Деньги возникли с появлением рынка, стихийно выделившись из совокупности всех товаров, за счет своего главного свойства: на рынке они связали интересы продавца и покупателя. Деньги, обслуживая кругооборот товаров и капитала, выступили на начальной стадии и как результат этого кругооборота.

Деньги являются основой рыночных отношений. Рыночные отношения — это прежде всего финансовые отношения, когда участники рынка предполагают заработать деньги и использовать их на различные цели, создавая собственные сопутствующие денежные фонды. В условиях товарного производства деньги выполняют роль экономического контроля в процессе производства и распределения.

Финансы — это определенные экономические отношения, которые возникают в тот момент, когда начинается движение денег, например, оплата готовой продукции, платежи налогов в бюджет, выплаты дивидендов, получение и погашение кредитов и т. д. Следовательно, эти экономические отношения являются денежными. В результате движения денег возникают денежные потоки, являющиеся частью финансовой деятельности предприятий. Как следствие, на предприятиях образуются различные денежные фонды, представляющие собой объекты финансового управления.

Финансы предприятий — основа финансовой системы государства, поскольку предприятие является основным звеном народно-хозяйственного комплекса. Состояние финансов предприятия оказывает влияние на обеспеченность деньгами общегосударственных и региональных денежных фондов: чем крепче и устойчивее финансовое положение предприятий, тем обеспеченнее общегосударственные и региональные денежные фонды, тем полнее удовлетворятся экономические, социально-культурные и другие потребности.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений. Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым ими функциям. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств.

В свою очередь, финансовые отношения выражают денежные отношения, которые возникают:

— между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и оказания услуг;

— между предприятиями и вышестоящими организациями при создании фондов денежных средств и их распределении, у этих вышестоящих организаций;

— внутри предприятия при формировании и кругообороте его фондов;

— внутри домашнего хозяйства при формировании и использовании бюджета семей;

— между государством и предприятиями при уплате предприятиями обязательных платежей в бюджетную систему и финансировании расходов;

— между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

— между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении средств;

— между отдельными звеньями бюджетной системы.

Таким образом, финансы выражают общественные отношения, которым присущи следующие общие черты:

— все финансовые отношения осуществляют распределение ВВП и НД;

— все финансовые отношения участвуют в формировании фондов и денежных средств, в использовании их;

— все финансовые отношения контролируют и регулируют распределительный процесс.

Именно эти специфические признаки позволяют сгруппировать отдельные финансовые отношения в определенные сферы и звенья, каждое из которых отличается особыми формами формирования и использования и, следовательно, играет решающую роль в процессе общественного воспроизводства.

Финансовая система включает две сферы финансовых отношений: 1) децентрализованную; 2) централизованную. В свою очередь, каждая сфера объединяет несколько звеньев.

Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Финансы предприятий, как звено децентрализованных финансов, участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны. От состояния децентрализованных фондов денежных средств зависит общее финансовое положение страны, ведущая роль в обеспечении темпов развития отраслей национального хозяйства.

Централизованная сфера — вторая сфера финансовой системы. Она находится в собственности государства и, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает бюджетную систему и внебюджетные фонды.

Государственные финансы, осуществляемые за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и на этой основе — рост жизненного уровня народа. За счет централизованных фондов обеспечивается расширение производства на макроуровне путем межотраслевого и межтерриториального перераспределения ресурсов для выравнивания уровней экономического и социального развития отдельных регионов.

Финансовая система Российской Федерации. Функциональные элементы управления финансами. Государственное регулирование финансовых отношений

Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков:

— финансы юридических и физических лиц.

Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет — это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

— перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50 % национального дохода страны);

— регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);

— стимулирующую (бюджетные отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);

— контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.

Финансы юридических и физических лиц — это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций.

В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, и финансы других физических лиц.

В управлении финансами можно выделить следующие функциональные элементы, которые в совокупности формируют систему управления финансами:

финансовое планирование — занимает важное место в системе управления финансами. В процессе финансового планирования оценивается состояние финансовых ресурсов, возможные пути их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, а последняя, в свою очередь, — на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Составными частями финансового планирования являются бюджетное и налоговое планирование;

стратегическое управление — заключается в определении источников получения финансовых ресурсов на перспективу, определении необходимого объема финансовых ресурсов для обеспечения расходных статей бюджета, реализацию целевых программ и т. д. Стратегическое управление финансами в нашей стране осуществляют Государственная Дума, Аппарат Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления;

оперативное управление — совокупность мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и направляемых на получение максимального эффекта при минимуме затрат от перераспределения финансовых ресурсов. Оперативное управление финансами в нашей стране осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций;

финансовый контроль — осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить причины недополучения финансовых средств, определить резервы роста финансовых ресурсов и пути их наиболее эффективного использования.

Роль государства как субъекта финансовых взаимоотношений проявляется прежде всего в реализуемом им государственном регулировании, под которым понимается законодательно оформленная система внешнего воздействия на предприятие в целях соблюдения и реализации общегосударственных интересов. Основными направлениями государственного регулирования при этом являются:

— формы расчетов и платежей;

— функционирование рынка ценных бумаг и их обращение;

— прямое участие государства в деятельности предприятия посредством участия в уставном капитале.

Применяемыми методами могут быть прямые или косвенные, которые реализуются в рамках определенной государственной финансовой политики.

Надо отметить, что отношения между государством и предприятием в большинстве случаев осуществляются на принудительной основе. Здесь формой финансовых отношений выступают различные налоги (либо налоговые льготы), уплачиваемые предприятием в государственный бюджет и внебюджетные фонды общегосударственного назначения.

Помимо данных отношений предприятие может добровольно консолидироваться во внебюджетные фонды экономической или социальной направленности. В первом случае мотивом выступает экономическая привлекательность такого участия. Речь может идти о вхождении в отраслевые и межотраслевые фонды научной направленности, и тогда посредством ведения совместных (с фондом и др. хозяйствующими субъектами) научных разработок появляется возможность захвата лидирующего положения на рынке перспективной продукции или использования технологически более совершенного оборудования (т. е. реализация производственной функции финансовых ресурсов).

Во втором случае ресурсы предприятия могут перераспределяться в фонды социальной направленности, например, с целью дополнительного социального обеспечения работающих (реализация непроизводственной функции финансовых ресурсов).

Цели, задачи и основные направления финансовой политики государства

Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. Это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.

Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:

— разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;

— создание адекватного финансового механизма;

— управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Целями финансовой политики предприятия могут быть:

— выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;

— избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

— лидерство в борьбе с конкурентами;

— максимизация рыночной стоимости предприятия;

— устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия;

— рост объемов производства и реализации;

— максимизация прибыли и минимизация расходов;

— обеспечение рентабельной деятельности и т. д. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

Существуют следующие задачи финансовой политики:

— обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

— установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

— организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

— выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

— создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Главная задача финансовой политики наряду с обеспечением соответствующими финансовыми ресурсами, реализацией той или иной государственной программы экономического и социального развития — предотвращение социальной напряженности в обществе.

Основные направления финансовой политики государства включают: бюджетную политику, кредитно-денежную политику, налоговую политику, инвестиционную и международную финансовую политику.

Под бюджетной политикой понимают определение государством:

— источников формирования доходов государственного бюджета;

— приоритетных направлений расходов государственного бюджета;

— допустимых пределов разбалансированности бюджета;

— принципов взаимоотношений между различными частями бюджетной системы.

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения посредством управления эмиссией денег, регулирования инфляции и курса национальной денежной единицы; регулирования деятельности банковской системы; управления деятельностью финансовых рынков через регламентацию порядка эмиссии и обращения ценных бумаг.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании таких условий, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику страны.

В основе международной финансовой политики лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных с международным разделением труда, формированием и погашением государственного долга и участием в международных финансовых отношениях.

Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которой определяются степенью заинтересованности государства в экспорте и импорте.

Источник

Виды финансовых отношений

Финансовые отношения возникают с потребностями общества. Хозяйственные взаимоотношения усложняются и появляются множество видов финансовых отношений. Управление финансами – это целенаправленное воздействие субъекта или владельца.

На основе финансовой политики осуществляется управление финансами. Напрямую финансы связаны с кредитной, ценовой и другими сферами. Финансовые отношения складываются свои в каждом секторе хозяйственной деятельности, они характеризуются спецификой производства или деятельности.

В зависимости от участвующих субъектов, виды финансовых отношений классифицируются по типу взаимодействия. Для всех финансовых отношений являются общими характерные свойства и относят их к различным группам.

Виды финансовых отношений:

• Финансовые отношения юридического лица и государства. Все юридические лица государству платят налоги. Взимание налогов — главное право любого государства. Государство юридическому лицу обеспечивает нормальное функционирование, его финансовую и правовую поддержку.

• Между государством и физическим лицом. Физические лица платят налоги государству, за это государство им обеспечивает социальные гарантии и пр., так как деньги налогоплательщиков идут на содержание социальных организаций и на другие затраты государства.

• Финансовые отношения между субъектами. Они наступают при взаимодействиях предприятий и компаний, заключении договоров, аренде, реализации сырья, купле-продаже ценных бумаг.

• Отношения между предприятием и вышестоящим органом. Ведомственные и межотраслевые отношения, отчисления в различные фонды.

• Отношения, осуществляющиеся внутри предприятия или фирмы. Это отношения между работниками, подразделениями в процессе производства.

• Финансовые отношения компании с банками, финансовыми биржами, организациями страхового сектора.

В зависимо от экономической сущности финансовые отношения между организациями группируют по таким направлениям:

– отношения, которые возникают между учредителями во время создания организации по поводу уставного капитала, который выступает главным источником покупки нематериальных активов и формирования производственных фондов;

– отношения между организациями, которые связаны с производством и продажей продукции, формированием снова созданной стоимости, отношения между контрагентами, поставщиками и покупателями материалов, сырья и готовой продукции;

– отношения между компаниями и подразделениями: отделами, цехами, бригадами, филиалами по поводу распределения прибыли, финансирования затрат, формирования оборотного капитала;

– отношения между компаниями и сотрудниками компании при распределении доходов, размещении и выпуске облигаций и акций предприятия, выплате дивидендов по акциями процентов по облигациям, взыскании компенсаций и штрафов за материальный ущерб, удержании налогов;

– отношения между фирмой и вышестоящей организацией, внутри финансовых и промышленных групп, с ассоциациями и союзами, участником которых выступает предприятие;

– отношения между организацией и государственной финансовой системой при формировании внебюджетных фондов, внесении налогов и прочих платежей в бюджет, применении штрафов, предоставлении налоговых льгот, получении из бюджета ассигнований;

– отношения между компанией и банками при хранении в коммерческих банках денег, погашении и получении ссуд, уплате процентов за кредит, продаже и покупке валюты, проведении безналичных расчетов и предоставлении прочих банковских услуг;

– отношения между компанией и страховщиками.

какие бывают финансовые отношения

какие бывают финансовые отношенияАнализ финансового положения организации
какие бывают финансовые отношенияСредства финансирования
какие бывают финансовые отношенияУчет фондов и финансовых результатов
какие бывают финансовые отношенияФинансирование под уступку денежного требования
какие бывают финансовые отношенияФинансовая отчетность
какие бывают финансовые отношенияФинансовые обязательства

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

какие бывают финансовые отношения

Он от дедушки ушел, он от бабушки ушел.

какие бывают финансовые отношения

какие бывают финансовые отношенияНазад | какие бывают финансовые отношения | какие бывают финансовые отношенияВверх

Не забываем поделиться:
какие бывают финансовые отношенияЧто такое: твердое в мягкое вставляется, и шарики рядом болтаются?

какие бывают финансовые отношения какие бывают финансовые отношенияБесплатная консультация
по телефону ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:
8 (800) 600-76-83

ежедневно с 6.00 до 21.00
Звонок по России бесплатный!

Источник

Финансово-правовые отношения: понятие, особенности, виды и элементы

Понятие и элементы финансовых правоотношений

Финансовые правовые отношения представлены общественными отношениями, которые находятся под регулированием норм финансового права.

Участники подобных отношений являются носителями субъективных прав и обязанностей юридического характера, осуществляющие реализацию находящихся в данных нормах предписания по образованию, которые обеспечивает государство. Здесь включено распределение и использование денежных фондов государства.

Характеристика финансового правоотношения имеет сложный состав и представлена тремя элементами:

Субъекты– это участники финансового правоотношения, то есть физические лица, организации.

Объект– это то, ради чего люди вступают в финансово-правовые отношения. Среди финансово-правовых отношений различают материальные или духовные блага, а также прибыль и доход.

Содержание– субъективные права и юридические обязанности, которые осуществляют определение связи между субъектами (участниками) правового отношения.

Финансовое правоотношение – это разновидность правовых отношений, обладающее общими признаками любого правоотношения.

Характерные черты финансовых правоотношений

Общие черты в финансовых правовых отношениях:

Отличительные черты финансовых отношений по сравнению с другими правоотношениями:

Подобные отличительные черты, представляю собой совокупность, являются неким ограничителем финансовых правовых отношений от иных видов правоотношений.

К примеру, административные штрафы может быть выписаны определенным органом государства и быть представлены в форме денег, тем не менее, они не формируются из финансовой деятельности государства и обладают целью не формирования фондов денежных средств, а наказания правонарушителей. Именно по этой причине подобные отношения регулирует не финансовое, а административное право.

Финансовые правовые отношения зачастую содержат два элемента права, которые представлены:

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований находится под регулированием нормативно-правовых актов.

К тому же мобилизация и трата государством денежных средств представлены деятельностью материального и имущественного характера. Именно по этой причине финансовые правовые отношения это есть властно-имущественные отношения.

Властно-имущественный характер является типичным для некоторых административных правовых отношений. Он может быть представлен конфискацией и реквизицией, административными денежными штрафами, переходом в муниципальную собственность бесхозяйного имущества.

Тем не менее, подобные правовые отношения формируются, модифицируются и заканчиваются, когда происходит процесс управленческой деятельности государства, которая не обладает связью непосредственно с организацией финансовой деятельности, с поступлением денежных средств в доход государства.

Виды финансовых правоотношений

Существуют многообразные финансовые правоотношения, что требует большого разнообразий способов их классификаций.

Материальное содержание финансовых правовых отношений группирует их таким видам, которые представлены:

Если рассматривать способы осуществления финансовых правоотношений, то среди их видов различают регулятивные и охранительные.

Основанием для регулятивных правовых отношений выступают правомерные действия их участников. Они представлены основой соблюдения финансовой дисциплины и зачастую могут использоваться в практике субъектов финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов.

Подобный вид финансовых правовых отношений обеспечивает осуществление регулирующей правовой функции.

Причиной возникновения охранительных финансовых правоотношений являются совершения правового нарушения. Данная причина представлена связью между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в момент, когда выявляется факт финансового правового нарушения.

Также здесь важно отметить, применение к нарушителю финансово-правовых санкций. Благодаря действию охранительных финансовых правовых отношений осуществляются реализация охранительной функции права.

Структура финансовой системы Российской Федерации подразделяет финансовые правоотношения на:

Характер финансово-правовых норм оказывает влияние на правоотношения. Он является основой финансовых отношений, поэтому они подразделяются на материальные и процессуальные.

Основой для возникновения материальных выступают нормы финансового права. Они выражают статус права субъектов, которые принимают участие в государственной финансовой деятельности или деятельности муниципальных образований.

Благодаря процессуальным финансовым правоотношениям отражается форма аккумулирования, а также распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. Они выступают как гарантирующие (обеспечивающие) и вторичные в сравнении с материальными правовыми отношениями. Классификация финансовых правоотношений по субъектам:

Структура юридического содержания финансовых правовых отношений представлена простыми и сложными отношениями. Согласно своему объекту, правоотношения могут быть имущественными и неимущественными. Юридический характер правоотношений участников представлен вертикальными и горизонтальными отношениями. Форма проявления подобных отношений делится на двусторонними и многосторонними.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *