какие бывают формы мероприятий в лагере
Азбука форм работы с детьми в лагере
Академия: веселых наук, вежливости, всезнаек.
Аукцион: знаний, талантов, идей, памятных вещей, музыкальный.
Бумеранг: песен, игр, идей, математический.
Встреча: берендеев, знатоков, интересных людей, ровесников, коллекционеров, за круглым столом.
Выставка: поделок, рисунков, цветов и др.
День: рождения, мальчиков, девочек, фантазеров, сказочных приключений, сюрпризов, этикета, здоровья, знаний и др.
Клуб: сказок, вопросов, общения, интересных встреч, путешественников, предпринимателей, актива и др.
— здесь возможно все. На таком костре могут быть и гости в качестве зрителей.
— это представление. Линейки бывают торжественными (открытие и закрытие смены и пр.) и рабочими (ежеутренняя линейка с информацией о плане на день). При проведении линейки может быть использована лагерно-отрядная атрибутика (вынос флага, сдача рапорта, специальный звуковой сигнал и т. д.).
Марафон: музыкальный, театральный, сказочный, милосердия.
Музей: живых картин, памятных вещей, детских воспоминаний, улыбок и др.
Магазин: добрых слов, советов.
Мозаика: дней, имен, достижений.
Поединок: фантазеров, творческих идей, рыцарей и др.
Путешествие: в страну загадок, открытий, в прошлое, в страну «вообразилию», по родному краю.
Ринг: музыкальный, творческий.
— сбор-рождение отряда (оформление «лица» отряда: деятельность, название, атрибутика, руководящие органы и т. д.);
— сбор-старт (перспективное планирование на определенный срок или разработка плана предстоящей акции);
— экстренный сбор (сбор-ЧП, обсуждение события, требующего принятия немедленного решения);
— праздничный (торжественный) сбор (общее собрание, посвященное какому-то знаменательному событию).
Съезд: волшебников, магов, умельцев, ученых, инопланетян.
Сундук: тайн, открытий, бабушкин.
Тропа: испытаний, дружбы, сотрудничества.
Фабрика: подарков, творческих сюрпризов, настроения.
Как провести мероприятие
Виды мероприятий и их наполнение.
Для успешного проведения мероприятия нужно:
Всю организацию можно разделить на 4 этапа:
(точку в проведении мероприятия можно поставить лишь после того, как будет проведён анализ)
МЕРОПРИЯТИЕ «ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА»
Источником активности человека является мотив (к деятельности, к самопроявлению, к достижению). «Мотивировать» означает «толкать», «побуждать к достижению цели». Мотив появляется там, где созданы условия для возникновения. Есть условия внешние и внутренние.
Внутренние условия определяют базовые психосозидательные потребности человека.
Внешние условия определяют характер деятельности и качество отношений, в которых попадает воспитанник. Наиболее значимыми компонентами данных условий является:
Для младшего школьника:
Деятельность – более благоприятна игровая. Игра имеет привлекательные для ребенка цели, всем известные и посильные правила, которые участников ставят в равные стартовые условия и в которых ребёнок чувствует себя защищенным, а правила – справедливыми. Результат, победа приносит ребенку положительные эмоции, удовольствие, соблазн повторить действие. Окружающие не должны обижать, унижать, держать в страхе, стыдить, смеяться над участником, тем более ругать или издеваться над ним огорчительной неудачей.
Педагогу необходимо демонстрировать внимание каждому участнику мероприятия, поддержку, одобрение уже самой активности, попытки, стремления, в котором, несомненно, проявились воля, мужество ребенка (сказать ему об этом вслух). Ребенка следует подготовить, познакомить с правилами, потренировать (вооружить способами деятельности), выработать насколько возможно, некоторые умения, чтобы предотвратить провал. Хорошо, если подобное отношение демонстрируют товарищи, все участники мероприятия.
Воспитанник должен вооружиться уверенностью в себе, что приходит со знанием правил и своих способностей, но, что очень важно, в него должен верить педагог. Воспитание младшего школьника есть искусство подведения его к успеху, вооружение опытом положительных переживаний самого себя и собственной деятельности. Ему необходимо сознание того, что он знает, способен и умеет!
Подростку нужна деятельность, которая даёт возможность состязаться, т.е. проявить, вызвать уважение окружающих, тем самым повысить свой статус (авторитет) в коллективе. Повысить статус для воспитанника означает лучше узнать себя и повысить самооценку, изменить отношение к себе, т.е. удостовериться в своей силе, взрослости, компетентности и умелости, тем самым способствовать развитию главного новообразования возраста – положительной «Я – концепции» и чувства собственного достоинства. Педагог до и в течение мероприятия обязан демонстрировать подростку свое полное, искреннее доверие, уверенность в его силы, сознательность и ответственность, внушая их как самому ребенку, так и товарищам, всем участникам мероприятия. В случае неудачи следует спокойно (профессионально!) демонстрируя все те же уважение и доверие, проанализировать происшедшее, найти ошибки (лучше, чтобы подросток нашел и назвал их сам) и, учитывая новый опыт, выработать дальнейшую тактику и стратегию поведения, что бы затем уже наверняка добиться успеха. Никаких упрёков, разносов и выговоров! Тем более никаких угроз!
Очень важно сохранить поддержку и доверие сверстников к воспитаннику. Воспитание в подростковом возрасте есть накопление подростком положительного опыта жизни и обучения рефлексии, т.е. подготовка и перевод его в режим саморегулирования, самоуправления, самовоспитания, что будет способствовать, укреплению чувства собственного достоинства.
Для юношеского возраста:
Юноша нуждается в условиях для самоопределения, для выбора смысла жизни. Поэтому деятельность (мероприятие или их система) призвана дать ему возможность максимально собрать знания о себе: своих задатках, способностях, возможно, талантах, выработанных умениях и навыках, чтобы определить для себя будущие цели, ценности жизни и социальные роли: профессию, любовь, семью, дружбу, хобби, увлечения и дт.
Позиция педагога – предоставить подопечному максимальную свободу для инициативы и творчества (ведь юноша уже знает, умеет, хочет и может). Не забудем: конечная цель работы воспитателя – стать для воспитанника ненужным!
Примечание: таким образом, становится очевидным, что нет универсальных схем для организации воспитательного мероприятия, чтобы оно было эффективным для подопечных разных возрастов. Ожидания воспитанников неодинаковы, так как различны их потребности на тех или иных стадиях жизни. И педагоги не могут этого не учитывать.
12 идей для детского летнего лагеря: новый сезон
Хочу добавить несколько идей для летнего лагеря. Очень надеюсь, что какие-то из них покажутся вам свежими и актуальными. Если все получится организовать, дети не просто будут заняты, но и вдоволь повеселятся.
В каждом лагере есть свои традиции: экскурсии, особые ритуалы для знакомства, проверенные номера на открытие и закрытие смены, спортивные соревнования и конкурсные программы. Если план мероприятий не перегружен событиями, смело беритесь за воплощение этих идей.
Про онлайн-лагерь 2020
Я не стану в очередной раз сетовать на обстановку в стране и долго рассуждать о том, как же ужасно прошла онлайн-весна с дистанционным обучением и последним звонком, и как тысячи детей остались без отдыха в летнем лагере в 2020 году. Такими страданиями полон интернет, а нам с вами нужно придумать, что делать в этой ситуации.
Не буду пытаться всем угодить, так как мнения по поводу этой затеи противоположные. Кто-то считает дистанционные занятия бредом, другие видят новые возможности развития ребенка, оставшегося на все лето в городской квартире. Запись с такие лагеря сугубо добровольная, поэтому буду ориентироваться на тех, кто готов к эксперименту.
Веселые мероприятия в детском летнем лагере
Я постаралась описать идеи, которые не требуют больших затрат. Конечно, реализовать эти задумки могут только творческие люди, которые очень любят свою работу. К счастью, среди вожатых таких большинство. Всем удачи и яркого лета!
Художественный фильм
Для начала распишите все этапы съемок короткометражного фильма по минутам и ознакомьте с программой кино-дня на вечернем сборе отряда, иначе только на придумывание сюжета уйдет 5 часов. Помощь вожатых нужна обязательно, у вас тоже роль — директор картины.
в первой половине дня:
во второй половине дня:
Съемки нескольких дублей, выбор лучшего варианта (все снимаем подряд, монтировать очень сложно, хотя современные приложения для смартфонов позволяют это делать). Фильм не должен длиться более 3-5 минут. Проверено: за такое время можно успеть показать завязку, кульминацию и эпилог.
вечером:
Шуточная Олимпиада
Я обязательно когда-нибудь подробно опишу такой праздник, сейчас набросаю несколько идей.
Пусть будет «микс» зимних и летних игр. Для того, чтобы оправдать название «шуточная», мы придумывали для каждого этапа соревнований забавные аксессуары. Фотографии получились очень забавные, дети потом с удовольствием размещали их в социальных сетях. Это были смешные носики, ободки, ушки, веночки, пластиковые галстуки, подвески на уши, забавные карнавальные очки. Иначе говоря, прыжок в длину с красным клоунским носом — это уже не просто олимпиада…
Вот примеры станций (дети бегут отрезок дистанции, получают дополнительное очко за попадание, промах — ноль очков):
Интеллектуальные игры
Это может быть «Брейн-ринг» или игра в формате «Что? Где? Когда?» Если создать правильное настроение и антураж, попасть в элитарный клуб знатоков будет делом чести.
В интернете есть подборки вопросов по возрасту участников, с этим проблем не будет. Вот, например, моя викторина с ответами для младших школьников.
Несколько советов из опыта, чтобы все прошло организованно:
Развлекательные программы для именинников
Могу предложить свои готовые интересные сценарии, из которых легко составить веселую программу для поздравления летних именинников. В лагере обычно собирают вместе всех ребят, у которых за прошедшую смену был день рождения.
Галерея портретов
Такую красоту можно делать не только на бумаге, но и на асфальте. Мы делали как-то на больших тротуарных плитах (50х50), которые сами по себе выглядели как отдельных холсты. Мелом можно нарисовать само лицо, а вот волосы и воротник — из подручных материалов. Можно использовать опавшую хвою, камешки, листья, веточки, лепестки, травинки, керамзит, кусочки коры и т.д. Дети придумают, не сомневайтесь! Вот что-то похожее нашла в интернете:
Показ мод на Марсе
Каждому отряду нужно за день создать костюм (если есть желание, 2-3 костюма) пришельца из космоса «из ничего». Из газетных и журнальных страниц, пластиковых бутылок, мусорных пакетов, лоскутков, скотча и сухих веток и т.д. К костюму нужно написать словесное описание, пусть будет дефиле инопланетян по всем правилам.
Честно сказать, когда мы проводили такой конкурс, победила команда, которая нарисовала и вырезала из бумаги много разных по размеру схем галактик с планетами, потом скрепили эти отдельные элементы воедино. Получилось платье-Вселенная…
Второе место отдали платью космической невесты из белых полотенец. Потом его пришлось развязать и вернуть лагерю в прачечную, но было забавно. Пара мумий из туалетной бумаги — ведущие церемонии награждения.
Тематическая дискотека, танцевальный батл или флешмоб
Здесь тоже весь смысл в длительной подготовке. Даем задание на первую половину дня — выбор музыкальной композиции, постановка массового танца. Обычно разучиваются простые движения для массовки на заднем фоне, а несколько солистов поочередно выходят на первый план и показывают сложные элементы.
Если удается подобрать аксессуары (например, украсить обычные темные очки бумажными звездами или сделать забавные галстуки), номера получаются еще более зрелищными.
Вечером — просмотр и оценка номеров.
Флешмоб устроить сложнее, так как танец должен стать неожиданностью для всех непосвященных. Наши ребята однажды подготовили очень хороший танец, удачно выбрали время (скучное ожидание обеда у входа в столовую), но музыка звучала слишком тихо, так как дети использовали обычный телефон. Когда стало понятно, что эффект от такого флешмоба слишком тусклый, музыку стали включать на серьезной аппаратуре. Ради такого дела руководство лагеря поможет обязательно.
Дополненная реальность
Рисунками на асфальте сейчас мало кого удивишь, поэтому задание должно быть каким-то особенным. Например, нужно нарисовать картинку, в которой каждый ребенок — главный герой. Да, для финальной фотосессии в дополненной мелом реальности нужно лечь на асфальт, но результат того стоит! Фотографировать нужно с высоты. Например, со второго этажа, если дети рисуют прямо у входа в корпус. Ну или лесенку принесите.
Должно получиться что-то похожее на это:
Мастер-классы + выставка
Не всем нравятся мастер-классы, но в качестве конкурса на лучшую поделку несколько раз за смену можно организовать.
Для всех работ используем гуашь. Показываем самые эффектные приемы (подробное описание таких мастер-классов найти очень легко).
Самые доступные материалы — пластиковые бутылки, камни, картонные коробки, одноразовая посуда. Образцы расписанных бутылок и круглых камней поражают своей красотой, думаю, вам неоднократно попадались.
Советую делать тематические выставки. Например, пусть все поделки призывают к охране исчезающих животных из Красной книги. Еще можно посвятить работы бездомным животным или назвать выставку «Город-сад», где дети расскажут о том, какими хотели бы видеть улицы и дворы своего города.
Музей оригами
Схем в интернете много, можно каждый день осваивать новую фигурку. Занятие увлекательное, правда, бумаги нужно много. К концу смены получается шикарный музей оригами. Его лучше оформить в виде гирлянд, прикрепленных к стене или веткам деревьев. Приклейте скотчем бумажные фигурки на одинаковом расстоянии на вертикально свисающих нитях с грузиками на конце. В качестве грузиков используйте обычные шарики, слегка наполненные водой. Так гирлянды не будут путаться и взлетать от порывов ветра.
Картина на 5 метров
Это тематический художественный конкурс на рулонной бумаге для рисования (можно использовать остатки бумажных обоев с изнаночной стороны). Отмерьте ровно 5 метров для каждого отряда. Даем 30-40 минут для создания коллективного шедевра. Темы можно дать разные: космос, подводный мир, зоопарк для несуществующих животных, цветы с далеких планет и т.д. Для работы понадобится гуашь и крупные кисти. Не запрещается делать отпечатки ладошек или штампики из картофелин.
Победители нашего конкурса поразили всех художественными приемами. У них была тема «Пустыня». Знаете, что они придумали? Намазали клеем нижний край листа и посыпали обычным песком! Барханы получились настоящие! Колючками для нарисованных кактусов стали сухие елочные иголки. Здорово!
Театральный фестиваль
На таких фестивалях мирового масштаба всегда много необычного: танцы, мимика, внешний вид актеров, декорации. Даем задание всем отрядам подготовить театральную постановку на 5 минут, в которой даже неодушевленные предметы будут «оживляться». Пусть будут роли у каждого дерева, пенька, ветра. Сказки берем самые известные, иначе при таком богатстве выразительных средств будет трудно догадаться, о чем речь.
Победители подобного конкурса в нашем лагере инсценировали стихотворение «Принцесса была прекрасная, погода была ужасная». В роли ужасной Принцессы был полненький мальчик с высокой самооценкой и актерскими способностями. Комнату Людоеда оформили картиной с изображениями съедобных частей тела человека. Это было очень смешно…
Карнавальное шествие
Думаю, все видели по телевизору репортажи с бразильского карнавала. Яркие костюмы, радостная музыка, много танцев по ходу движения, восхищенные зрители.
Там к карнавалу готовятся целый год, а у нас с вами всего несколько часов. Этого времени хватает, чтобы устроить, например, парад мыльных пузырей. Все идут и пускают пузыри…
Еще один совет! У нас участвовали все отряды одновременно, т.е. зрителей не было, были одни участники. К счастью, кто-то из вожатых снял на камеру весь парад под музыку с балкона второго этажа, поэтому после ужина все могли полюбоваться праздничным зрелищем.
Не забываем заранее объявить номинации: Лучшие костюмы, Лучший грим, Лучшие аксессуары, Лучшие танцы во время шествия и т.д.
Издательство журнала
У нас был интересный опыт создания рукописного журнала за один день. Каждый ребенок в отряде должен оформить один лист для красивого толстого журнала, который потом будет оцениваться компетентным жюри. Естественно, соревнуемся между отрядами. Иначе говоря, если в отряде 20 человек, должно быть 20 листов.
вот задания для детей:
Напоминаю, каждый ребенок оформляет только одну страничку. Пишет небольшой текст, рисует, придумывает подзаголовки. Он будет журналистом, художником, дизайнером и редактором одной рубрики. Все листочки собираем в журнал, сшиваем, отдаем на суд жюри.
Как же потом интересно все это разглядывать… Журналы до конца смены хранятся в столовой, можно брать и читать.
День боди-арт
Это можно устроить только в банный день. Краски, естественно, нужны специальные, для аквагрима. По опыту могу сказать, что если не задать тему, все раскрасятся практически одинаково. Нам было проще раздать баночки по отрядам (по два цвета), поэтому были желто-фиолетовые, красно-белые, сине-оранжевые, салатово-розовые и т.д. Темы тоже могут быть разные: экзотические растения, странные насекомые, космические пришельцы, таинственные племена, «глазастики» (глаза по всему телу) и т.д.
После награждения — все в душ!
Как обычно, прошу писать интересные идеи в комментариях! Пусть детям всей страны будет интересно!
Мини–азбука форм работы с детьми
«Мини – азбука форм работы с детьми в детском оздоровительном лагере»
Содержание
Атака
АТАКА – акция, имеющая целью быстрое исправление недостатков, выполнение определенного задания силами всего отряда. Обычно используют трудовые атаки, которые проходят в очень сжатое время (до 1 – 2 часов).
Вечер
ВЕЧЕР – действие комплексного характера, проводимое в вечернее время суток. Обычно вечер включает в себя другие варианты форм работы, например, конкурсы. В практике наиболее часто используются тематические вечера («Вечер бардовской песни», «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн» и п.р.).
Викторина
ВИКТОРИНА – один из вариантов интеллектуального турнира. Суть ее известна: участникам предлагаются вопросы, на которые необходимо найти правильные ответы. Викторина может быть очной, когда все действия от вопроса до поиска ответа происходят сразу. Но может быть и заочной. В этом случаи вопросы предлагаются, к примеру, утром, а ответы (обычно в письменном виде) получаются организаторами вечером.
Викторина имеет золотое правило: «Каков вопрос – таков ответ!». Поэтому помните о корректности вопроса и его формулировки.
Десант
ДЕСАНТ – трудовая акция, проводимая для помощи другим людям в важном деле. В десанте участвую добровольцы (обычно часть отряда) и проводится он:
Десант обычно проходит с выходом (выездом) на объект работы и длятся он несколько часов до 2 – 3 дней.
Диспут
ДИСПУТ – форма работы с целью публичного обсуждения актуальных вопросов или важной проблемы. В ходе диспута происходит демонстративное столкновение мнений. Проблема диспута должна быть полемичной. Диспут предполагает предварительное объявление основных вопросов, выносимых на обсуждение. Обычно это вопросы морально – этического и эстетического характера. Чтобы диспут не перешел в обыкновенную перепалку, крайне важно сосредоточить внимание участников на культуре спора.
Защита проекта
Конкурс
КОНКУРС – это состязание в каком – либо виде деятельности имеющее целью выделить наилучших участников, лучшие работы и т.п.
Обычно конкурсами не называют состязание в спорте и интеллекте.
Организация конкурса (или конкурсной программы – объединение нескольких конкурсов с общей темой) предлагает:
Костер
КОСТЕР – ритуальная форма работы в лагере, которая представляет собой определенную содержательную программу, проводимую у вечернего огня. Костры бывают торжественными (праздничными) и рядовыми. К первым относятся костры, посвященные открытию и закрытию смены, каким – то торжественным событиям в жизни страны, региона, лагеря, отряда.
К другой группе относятся костры – огоньки, костры – представления, гостевые костры.
Костер – огонек – форма свободного общения, возможность осмысления каких – либо вопросов, подведение итогов дня, разговоров о планах на предстоящее.
Костер – представление имеет разнообразную содержательную программу. Конкурсы, песни, сценки, шутки – здесь все возможно. На таком костре могут быть и гости – зрители.
На гостевой костер приглашаются, как это понято из названия, гости. Этот костер – форма разговора, беседы. На таком костре возможны творческие подарки для гостей. Надо помнить, что при проведении костра особое внимание обращают на ритуал зажжения и на правила безопасности.
Линейка
ЛИНЕЙКА – одна из организационных форм работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации. Линейка- это ритуальное представление. Линейки бывают торжественными (открытие и закрытие смены и пр.) и рабочими ( ежеутренняя линейка с информацией о плане на день). При проведении линейки может быть использована лагерно- отрядная атрибутика (вынос флага, сдача рапорта, специальный звуковой сигнал и т.д.). Продолжительность линейки не должна превышать 15 минут.
Музчас
МУЗЧАС – (музыкальный час) – форма художественного направления, представляющая собой песенно-игровое занятие. Содержание: разучивание новых и исполнение уже знакомых песен, проведение музыкальных игр и конкурсов. Продолжительность в среднем от 40 минут до 1,5 часа (все зависит от индивидуальных особенностей группы).
Огонек
Поход
ПОХОД – комплексная акция, включающая в себя небольшое путешествие, экскурсию, лагерь- бивак. В лагере обычно проводят однодневные походы и двухдневные ( с ночевкой). Наиболее часто встречаются пешие походы, но могут быть вело – и водные походы. Перед походом, не зависимо от его разновидности, необходимо:
В поход с группой более 20 человек идут не менее 2 взрослых, желательно присутствие и медработника.
Разведка
РАЗВЕДКА- форма получения детьми информации об окружающем мире. Используется обычно как этап планирования жизнедеятельности отряда, как поиск интересных дел.
Варианты проведения сбора:
Спортчас
СПОРТЧАС (спортивный час) – форма организации физкультурно-оздоровительной работы. Проводить спорт час может и физрук, и сам педагог ( все зависит от содержания деятельности ). На спортивном часе можно разучивать и проводить спортивные командные игры и их вариации ( волейбол, пионербол, футбол, снайпер и пр.), а также различные подвижные игры и состязания. Главное, чтобы было безопасно, полезно и весело.
Турнир
ТУРНИР – состязание в определенном виде деятельности, проводящиеся, как правило, по круговой системе, когда все участники имеют между собой личную встречу с целью выявить лучшего, победителя. Данная форма используется и в спорте, и в интеллектуальных соревнованиях, значительно реже – художественно – прикладном направлении детского творчества (футбольный, шахматный турниры, турнир эрудитов, «Рыцарский турнир»).
Присутствие в названии проводимого творческого соперничества термина «турнир» нацеливает организаторов именно на круговую форму состязания. Здесь возможны несколько вариантов:
Для турнира, также как и для конкурса, важно яркое, интригующее название.
Тренинг
ТРЕНИНГ – форма практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы. Базовые методы тренинга – групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Численность группы обычно от 7 до 15 человек. Наиболее известны тренинг поведенческий, тренинг чувствительности, тренинг ролевой, видеотренинг и п.р.
Фестиваль
ФЕСТИВАЛЬ – массовое празднество, предполагающее смотр лучших работ, достижений в каком – то виде деятельности. Это комплексная акция состоящая из разнообразных элементов – от выставок и конкурса до вечеров и парадов (фестиваль друзей, театральный фестиваль, фестиваль юмора и п.р.).
Экскурсия
Эстафета
ЭСТАФЕТА – форма организации соревнования в различных видах деятельности. Суть эстафеты в поочередном преодолении участниками одной группы определенных этапов, препятствий игрового маршрута. По ходу эстафеты участники передают друг другу право прохождения маршрута («эстафетную палочку»).
Ярмарка
ЯРМАРКА – развернутое на определенной площадке совместное развлечение (гуляние) детей и взрослых предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы. Алгоритм проведения: