какие бывают формы высшего образования
Чем отличаются бакалавриат и специалитет
Абитуриенты часто задаются вопросом: что выбрать — бакалавриат или специалитет? Мы разобрались, чем эти программы отличаются друг от друга кроме сроков обучения, и выяснили, почему вообще произошло разделение.
📖 История понятий
Специалитет появился в СССР, когда задачей была подготовка специалиста в конкретной области, например врача.
Бакалавр и магистр — квалификации, которые пришли в Россию из Болонской системы в 2003 году. Цель Болонской системы — облегчить признание дипломов разных стран.
Но не все специальности получилось уместить в программу бакалавриата. Поэтому в ряде случаев остался специалитет
⏳ Срок обучения
Бакалавриат: от 3 до 5 лет по очной форме
Специалитет: от 4 до 6 лет по очной форме
В большинстве случаев бакалавры получают диплом после 4 лет обучения. Специалисты — после 5 лет. Точный срок указан в Федеральном государственном образовательном стандарте, утвержденном для каждой специальности.
Если обучение ведется не по очной форме, как правило, срок увеличивается на год
📚 Содержание учебных программ
Бакалавриат: примерно 240 зачетных единиц
Специалитет: примерно 300 зачетных единиц
Зачетная единица — единица измерения трудоемкости работы. В них измеряются дисциплины, практики и прохождение государственной итоговой аттестации.
Обычно зачетная единица равна 36 академическим часам. Например, на освоение бакалаврской программы по юриспруденции у студента уйдет 8640 академических часов. На специалитете зачетных единиц примерно на треть больше, а значит, программа насыщеннее
👈 Количество направлений
Бакалавриат: 187 направлений подготовки
Специалитет: 103 специальности
Направление подготовки — это программа бакалавриата. А специальность — программа специалитета.
Для будущих бакалавров выбор направлений почти в 2 раза шире.
При этом есть сферы, где бакалавриат практически не встречается, вроде медицины. Также специалитет остался в актерском и режиссерском искусстве и железнодорожном транспорте
🚪 Процесс поступления
Для бакалавров и специалистов основания и сроки поступления на очную форму одинаковые.
Квалификация не влияет на величину проходного балла — в отличие от требуемой комбинации ЕГЭ, репутации вуза, престижности специальности и баллов за дополнительные экзамены. Поступить на бюджет, например, на юриста одинаково сложно и для бакалавриата, и для специалитета.
Дополнительные вступительные испытания встречаются при поступлении и на бакалавриат, и на специалитет. Специальности и направления, по которым можно проводить испытания, отмечены в специальном перечне
💵 Стоимость обучения
Цена платного обучения не сильно отличается для обоих уровней. Например, средняя стоимость очной формы обучения в Москве и для бакалавров, и для специалистов — 300 тысяч рублей в год.
Скидки чаще бывают на программах бакалавриата: их больше и они популярнее у абитуриентов.
На актерские и художественные специальности скидки встречаются редко. Есть программы специалитета, где все бюджетные места отданы под квоту целевого приема, — такое встречается среди врачебных специальностей
📜 Диплом
И бакалавры, и специалисты получают дипломы о высшем образовании по окончании вуза, но квалификации у них разные. Квалификация — это то, что написано в дипломе о высшем образовании.
Бакалавриат — почти всегда «бакалавр». Специалитет — указывается для каждой специальности отдельно, например «экономист». Полный перечень квалификаций есть в приказе № 1061 Минобрнауки
🧑🎓 Продолжение обучения
Специалитет, по сути, равен оконченным бакалавриату и магистратуре — после него можно сразу идти в аспирантуру. После бакалавриата — сначала в магистратуру, потом в аспирантуру. На магистратуре все бакалавры могут претендовать на бюджет, а для специалистов все несколько сложнее.
Если студент поступил в вуз до 30 декабря 2010 и имеет диплом с конкретной квалификацией, например «инженер», то он может претендовать на бюджетное место в магистратуре. Если же он поступил позже обозначенной даты или в его дипломе квалификация «специалист» — то только на платное, потому что для нынешних специалистов магистратура считается вторым высшим
🎯 Целевое обучение
И бакалавры, и специалисты в зависимости от специальности могут заключить договор о целевом обучении с правом поступления в рамках квоты целевого приема.
Эту квоту ежегодно утверждает правительство. На 2022 год квота еще не утверждена. Информация о квотах на 2021 год есть в распоряжении правительства
👔 Требования работодателей
С формальной точки зрения у специалистов больше возможностей после окончания учебы.
ФГОС поколения 3++ утверждаются с учетом профстандартов. В них есть примерный перечень профессий, по которым можно работать после окончания той или иной специальности.
Выпускникам-бакалаврам доступны не все должности: например, они не могут руководить научной организацией. Для такой работы нужно образование не ниже специалиста или магистра.
Как правило, конкретные квалификации имеют значение при устройстве в госструктуры. В частном найме важнее резюме и портфолио
🌎 Признание за границей
Лучше уточнять для каждой страны отдельно. Например, для Франции диплом специалиста соответствует диплому магистра, так же и для Эстонии. А для Британии решает организация UK ENIK: она сопоставляет российский диплом и британские стандарты. В России документы сопоставляет Рособрнадзор.
Соглашения о признании документов об образовании между Россией и другими странами есть на сайте Главэкспертцентра
🎓 Как быть взрослым
Если не уверены, что хотите поступать, почитайте эти статьи:
Как студент 5-го курса специалитета, отговариваю вас от этой фигни, особенно мальчиков. (Потому что в спину дышит армия). Возьмите бакалавриат, если специальность понравится- пойдёте на магу.
Если не понравится специальность- сможете получать магистратуру по чему-то другому.
Иван, >> Потому что в спину дышит армия
Расписание болезней в помощь
Сначала отучился на специалитете, потом год послужил, а после пошел в магистратуру. Есть ощущение, что провел в универе лишний год и потратил какое-то количество лишних нервов, потому что бакалаврскую работу написать сильно проще, чем диплом специалиста.
С другой стороны работал с первого курса, в том числе и в университете, так что в принципе ни о чем не жалею.
Григорий, а откуда у вас информация, что бакалаврскую работу легче написать, чем работу спациалиста?
Лиза, сужу строго по своему факультету — Биофак, — и по людям с бакалавриата, с которыми близко общался. Темы работ были сложнее и требовали больших ресурсов, преподаватели спрашивали строже. Диплом у специалиста был конкретной мощной работой с серьезной защитой, а бакалаврская — немногим сложнее курсовой, люди справлялись за месяц, никто их по лесам не гонял и в лаборатории не запирал.
Как у других не могу знать. Еще важно понимать, что дело было в 2008 году, а с тех пор много воды утекло.
Алексей, уж сколько лет учатся в МФТИ по системе 4+2 и никто не умер. Или они тоже недоинженеры?
По факту.Бакалавр+ магистратура и специалитет.Все это одно и тоже,программу в высших учреждений поменяли,но не сильно.А в некоторых и не меняли.
От себя скажу разницы между Бакалавром+Магистр и Специалистов в области Архитектуры нет.
Считать Бакалавров неудочками,поспешный вывод.
Я склоняюсь к выводу образование это лишь базис.
А главное,что вы собственно из себя представляете,количество выполненых проектов и ваши ценные навыки.
Сравнивать образование и дальнейшую работу это как-выучить теорию в автошколе,но ни разу не сеть за руль на практике.
Закончил специалитет, при эмиграции мне его оценили как магистра и это здорово помогло. С бакалавром я бы банально не прошел конкурсный отбор. Впрочем, для моей специальности иных вариантов и не было, так что не то чтобы я целенаправленно выбрал специалитет.
Выбора особо и не было, потому что в крупных компаниях, где я хотел работать, бакалаврам карьерный рост не светил. Ну и на 5 курсе университета знаний ощутимо прибавилось, поэтому ничуть не пожалел, что учился на год больше. А ещё появляется дополнительное время, чтобы решить призывной вопрос.
ziltoid, а на кого учились, если не секрет?
Лиза, строительство в топливно-энергетической отрасли
В Голландии тоже есть свой «специалитет» и в Италии тоже. В ЮК у юристов вообще тихий адок с количеством программ, которые надо закончить для признания в профессии. Про другие страны не знаю, но вполне возможно, что обязательный «специалитет» для врачей, ветеринаров, стоматологов, художников, актеров и юристов есть везде. Просто есть дисциплины, которые в бакалавриат/магистратуру загонять бессмысленно. И «сравнивать», как делают в этой статье, тоже смысла особого не имеет: есть направления, где кроме специалитета ничего нет (и нет проблемы выбора), а для остального все идут и учатся по системе бакалавр/магистр. Такие дела.
Тут, видимо, какая-то ошибка:
«Если студент поступил в вуз до 30 декабря 2010 и имеет диплом с конкретной квалификацией, например «инженер», то он может претендовать на бюджетное место в магистратуре. Если же он поступил позже обозначенной даты или в его дипломе квалификация «специалист» — то только на платное, потому что для нынешних специалистов магистратура считается вторым высшим».
Алиса, ну всё верно. Если вы поступили в магистратуру в 2014, то в специалитет поступали явно ранее 30.12.2010 года, и имеете диплом дипломированного специалиста (юрист). Поэтому для вас магистратура не является получением второго высшего, вы имели право на бюджетное место магистратуры.
Алиса, а в каком году вы поступили в вуз?
Екатерина, я поняла, что мне не хватило уточнения о поступлении именно в первый вуз)))
Алексей, для подай принеси не обязательно учиться 4 года))
Алексей, глупость написали.
Я могу сравнить своё образование МФТИ (магистратура, специализация «телекоммуникационные системы и сети») и других своих коллег, вышедших с Физтеха, с коллегами, получившими специалистов в МТУСИ.
Сказать, откуда лучше инженеры? Или сами догадаетесь?
Доучиваюсь на шестом курсе специалиста, специальность «компьютерная безопасность», срок обучения 5,5 лет.
В нашем институте (теперь мы красиво называемся институт кибербезопасности) есть ещё два направления специалитета и одно бакалавриата (ещё две магистратуры и аспирантура, а так же диссовет для кандидатов и докторов наук).
Первые два года разницы между бакалавриатом и специалитетом нет, вся программа совпадает. Дальше начинаются различия, но бакалавриат от специалитетов отличается одним-двумя предметами в семестр.
Отношение преподавателей примерно одно и то же что к бакалаврам, что к специалистам, разве что иногда могут быть безобидные шутки, но в основном бакалавры идут в магистратуру, поэтому разница совсем нивелируется.
При этом моя специальность достаточно сильно углубляется в одну из областей и это углубление не преподают ни в бакалавриате, ни в магистратуре. Мне это углубление нравится, поэтому о выборе не жалею, хотя некоторые переходят в группу бакалавров, чтобы быстрее получить диплом (для мальчиков это чревато проблемами с призывом, потому что отсрочка «сгорает»).
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Правила получения образования в высшем учебном заведении (вузе) не ограничиваются только дневной формой обучения. Какой вариант образования выбрать? Перед решением этого вопроса ознакомьтесь с доступными вариантами и выберите наиболее удобный для Вас. В этом материале какие бывают формы обучения, для кого подходит каждая из них и их особенности.
◑ Виды получения образования в вузах. Их особенности.
Способы и формы получения образования на территории России регулируются Федеральным Законом об образовании 273—ФЗ.
На данной схеме Вы видите основные, регламентирующиеся законом формы получения образования и формы обучения.
Примечание:
В настоящее время идет активное развитие и других форм получения образования, таких как дистанционное, группы выходного дня и др. (см. ниже)
Это классическая форма образования. Она предполагает обязательное каждодневное посещение лекций, практических занятий, лабораторных работ. Как правило, учебная неделя пятидневная, редко шестидневная, в зависимости от расписания.
Занятия делятся на два типа: лекции (студенты получают теоретический материал), семинары (практические занятия). Обучение на очной форме может быть бюджетным или коммерческим.
В государственных образовательных учреждениях активно внедряют внебюджетное очное обучение.
Стоимость таких услуг зависит от специальности и имиджа образовательного учреждения.
Группа выходного дня — как форма обучения в вузе.
Сравнительно малоизвестная форма получения высшего образования.
Она предполагает обязательное посещение лекций, практических занятий, лабораторных работ один раз в неделю, как правило по субботам.
Т.к. все занятия проходят один раз в неделю это позволяет работающим гражданам получать высшее образование не прерывая свою работу.
Занятия делятся на два типа: лекции (студенты получают теоретический материал), семинары (практические занятия). Обучение на группе выходного дня, как правило коммерческое.
Данная форма обучения практикуется как в государственных так и в частных образовательных учреждениях.
Стоимость зависит от специальности и имиджа образовательного учреждения.
Заочное обучение — популярная форма обучения в вузе.
Возникшее еще во времена СССР заочная форма образования изначально предназначалась для работающих граждан, желающих получить образование.
Оно предполагает обязательное посещение лекций, практических занятий, лабораторных работ два раза в год в течении двух недель.
Обычно делится на зимнюю и летнюю сессии, конец декабря и конец мая.
Занятия делятся на два типа: лекции (студенты получают теоретический материал), семинары (практические занятия).
В нестоящее время бесплатного образования по этой форме нет (за счет бюджета).
На время сдачи сессии предоставляется справка вызов на сессию. Стоимость зависит от специальности и имиджа образовательного учреждения.
Структура образования в России
Дистанционное обучение — новая форма обучения в вузе.
Особенностью данного вида образования является наличие у студента доступа в интернет и персонального компьютера, с помощью которого и происходит сам процесс обучения.
Оно предполагает самостоятельное изучение лекций, практических занятий, лабораторных работ.
Обычно делится на зимнюю и летнюю сессии, конец декабря и конец мая. Проводится с применением интернет технологий с использованием специальных обучающих программ.
Все зачеты и экзамены сдаются исключительно в электронном виде (удаленно), подходит для студентов проживающих вдали от крупных городов, с плотным рабочим графиком.
Обучение на дистанционной форме не может быть бюджетным. В государственных и частных образовательных учреждениях такую форму обучения выбирают студенты с плавающим графиком работы. Стоимость зависит от специальности и имиджа образовательного учреждения.
Вечернее обучение — популярная форма обучения в институте.
Наиболее популярный вид образования, не требующий полностью свободного дня.
Занятия делятся на два типа: лекции (студенты получают теоретический материал), семинары (практические занятия). Обучение на вечерней форме не может быть бюджетным. В государственных и частных образовательных учреждениях такую форму обучения выбирают студенты с возможностью использовать свободное время по вечерам. На время сдачи сессии предоставляется справка вызов на сессию. Стоимость зависит от специальности и имиджа образовательного учреждения.
Виды и содержание высшего образования в РФ
Обновлено: 20 Июня 2021
Высшее образование в России — краткая формулировка
Высшее образование в нашей стране — это следующий уровень образования после средне-специального. Система высшего образования в РФ строится по международным признакам и состоит из 3-х уровней:
Каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить одно высшее образование бесплатно, при условии наличия бюджетных мест в учебном заведении и успешном прохождении конкурса или экзаменов при поступлении. Обучение в вузах нашей страны может осуществляться как на бюджетной, так и на коммерческой основе.
Основная цель
Целями высшего образования является:
Признаки высшего образования
Высшему образованию в России присущи все признаки образования в развитых странах в XXI веке:
Особенности высшего образования в РФ
До 2007 года система общего образования в России состояла из 2-х этапов:
Специалисты учились профессии 5-5,5 лет. В магистратуру можно было поступить по окончании обучения на специалиста для углубления научно-теоретических знаний и возможности научно-исследовательской работы. Срок обучения в магистратуре составлял 2-3 года.
В 2003 году Россия поддержала Болонскую декларацию, согласно которой должна была реформировать систему высшего образования под международные стандарты. В 2007 году были внесены изменения в федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», структура высшего образования стала двухуровневой, а с 2013 года приобрела тот вид, который имеет сейчас.
Три уровня образования, характеристика
Современное высшее образование в РФ подразделяется на:
Бакалавр
Бакалавр — это академическая степень, которая присваивается студенту вуза после получения и подтверждения им знаний по выбранной специальности. Поступить на бакалавриат могут:
Бакалавр после прохождения специальных испытаний может поступить на следующую ступень образования:
Бакалавриат — это полное высшее образование, которое дает выпускникам все необходимые знания для начала трудовой профессиональной деятельности. Длительность обучения на бакалавра составляет 4 года для выпускников 11-х классов и 3 года — для выпускников средне-профессиональных учебных заведений. Степень бакалавра является общепринятой в международной классификации, не требует специального подтверждения в других странах мира, позволяет выпускнику продолжить обучение или трудоустроиться заграницей.
Магистр
Магистр — вторая академическая степень высшего образования, которая готовит профессионалов с углубленной специализацией. Длительность обучения в магистратуре — 2 года. Для поступления нужно пройти конкурс и сдать специальный экзамен, который определяет вуз. В магистратуру могут поступать и бакалавры (после 4-х лет обучения), и специалисты (после 5-5,5 лет обучения). Причем поступить в магистратуру можно в другое учебное заведение. Ограничений нет. Не сумевшие пройти на бюджет бакалавры и специалисты могут стать магистрами на платной основе. Диплом магистратуры дает право выпускнику на последующее обучение в аспирантуре. Студенты, обучающиеся в магистратуре, также, как и студенты в бакалавриате имеют право на отсрочку от военной службы.
Специалист
Это традиционный уровень для российского высшего образования, который, несмотря на Болонский процесс, существует в нашей стране до сих пор. Обучение на специалиста включает в себя базовое образование и специальную подготовку в рамках выбранной специализации.
Поступление в вуз на специалитет проходит, как правило, на основе результатов ЕГЭ. Срок обучения:
По окончании специалитета выпускник может поступить в магистратуру или аспирантуру. Специалист — это вторая ступень высшего образования в России наравне с магистратурой. Поэтому специалист не может поступить в магистратуру на бюджетной основе, это будет считаться вторым высшим образованием. При этом специалист может поступить в аспирантуру, что недоступно бакалавру. Диплом специалиста по традиции ценится в России, но он не понятен работодателям за рубежом, что создаст трудности при трудоустройстве за пределами нашей страны.
Уровень подготовки кадров высшей специализации, характеристика
Подготовка кадров высшей специализации предполагает обучение:
Аспирантура
Аспирантура — это третий уровень высшего образования в России. Целью обучения в аспирантуре является подготовка к получению ученой степени кандидата наук. Кандидаты наук в последующем могут получить степень доктора наук, защитив докторскую диссертацию.
Обучение в аспирантуре включает в себя:
Ученая степень присваивается аспиранту после сдачи специальных экзаменов и защиты диссертации. Также выпускник аспирантуры получает диплом о квалификации «Преподаватель-исследователь».
Поступить в аспирантуру на бюджетной основе могут только выпускники с дипломом «специалиста». Аспиранты получают отсрочку от военной службы. Длительность обучения в аспирантуре составляет 3 года по очной форме и 4 года по заочной.
Адьюнктура
Адъюнктура — это аналог аспирантуры в военных вузах, который подразумевает подготовку научно-педагогических кадров в военных учреждениях и МВД. Окончившие адъюнктуру и успешно защитившие диссертацию получают степень кандидата наук.
Ординатура
Это завершающий этап подготовки по направлениям в области медицины и фармацевтики. Поступить в ординатуру могут обладатели высшего медицинского образования. Обучение рассчитано на 2 года и включает в себя углубленное изучение теории медицинских наук и практики в медицинских учреждениях. Ординатура направлена на приобретение студентами необходимых профессиональных навыков. По окончании ординатуры сдается специальный экзамен. Выпускники получают диплом об окончании ординатуры и квалификацию специалиста, который имеет право работать в медицинских учреждениях.
Ассистентура-стажировка
Это завершающая стадия подготовки работников в области искусств. По программе ассистентуры-стажировки могут обучаться как выпускники специалитета, так и магистры в данной области. Срок обучения обычно не превышает 2-х лет и состоит из работы студента над своим индивидуальным учебным планом под контролем научного сотрудника учебного заведения. В качестве выпускной работы в зависимости от специализации может быть представлены:
По завершении обучения по программе ассистентуры-стажировки выдается диплом с присвоением квалификации «Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы», который дает право как исполнительской, так и преподавательской деятельности.
Направления высшего образования в РФ
В нашей стране существуют следующие направления высшего образования:
Каждое из этих направлений включает в себя разделения на конкретные науки и дисциплины. Например, направление «Математические и естественные науки» включает в себя:
В рамках каждого раздела предусмотрены специальности как для бакалавриата, так и для специалитета. Так раздел «Физика и астрономия» предлагает три специальности для бакалавриата:
И две специальности для специалитета:
Независимо от того, учитесь вы на бакалавриате, специалитете или в магистратуре, бывают такие моменты в учебе, когда просто необходима помощь квалифицированных экспертов. Не забывайте про образовательный ресурс Феникс.Хелп, который всегда выручит в трудной ситуации.