какие две формы взаимодействия общества и природы
Природная среда (природа) как объект использования и охраны. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе
В науке предмет экологического права определяется различным образом: как отношения в сфере взаимодействия общества и природы (В. В. Петров) и как общественные отношения в сфере взаимодействия общества, людей и природы (С. А. Боголюбов).
Если обратиться к теории права, предметом правового регулирования являются общественные отношения. Общественные отношения возникают между их субъектами — физическими, юридическими лицами и государством.
Природа не может являться стороной правоотношения. Материальные же и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения, являются их объектом. Общественными отношениями являются отношения между людьми по поводу предметов материального мира, а не отношения человека к вещи, объектам природы и иным предметам материального мира. Указанной позиции придерживается и действующее Законодательство.
Так, в ст. 4 Закона об охране окружающей среды компоненты природной среды (земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство) определяются как объекты охраны окружающей среды. Окружающая среда, компоненты окружающей среды являются объектами правоотношений в сфере ее охраны.
Предмет экологического права определяется как экологически значимое поведение людей, как общественные отношения, возникающие по поводу охраны окружающей природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий, обеспечения режима особо охраняемых природных территорий, а также охраны и использования животного мира.
Таким образом, предмет современного экологического права образуют общественные отношения:
Форма взаимодействия общества и природы
Жизнь в согласии с природой — один из главных принципов жизни на Земле. На современном этапе тенденции этого взаимодействия можно охарактеризовать как антропогенный экоцид — разрушение людьми экологической жизни на Земле, в том числе и условий собственного существования.
До середины XX в. природа воспринималась как неисчерпаемый ресурс, а экологическая опасность считалась необоснованной.
Термин «экология» (от греческого oikos — дом, жилище, место пребывания и logos — наука) был введен в научный оборот немецким ученым-биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г. Экологией называлась наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и окружающей их среде.
В настоящее время под экологией понимается система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране окружающей природной среды.
Обобщая огромный опыт человечества во взаимоотношениях с природой, можно утверждать, что на первых порах оно было взаимодополняющим, а впоследствии стало разрушающим.
Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы:
Существует несколько основных концепций взаимодействия общества и природы:
Крайние проявления первых двух названных концепций иногда называют концепцией алармизма (alarm — тревога), когда все рассматривается или в черных тонах, или в розовых.
Современные концепции в экологии характеризуются концепцией ограничения или пределов роста развития экономики, населения, научно-технического прогресса, концепцией экологических революций (от потребительского подхода к осознанному рациональному природопользованию).
Основные принципы концепции устойчивого развития:
Факторы концепции устойчивого развития
При реализации данных принципов, анализируя концепцию устойчивого развития, можно выделить три фактора, которые необходимо учитывать для достижения основных целей, поставленных в рамках «устойчивого развития»:
В совокупности данные факторы соответствуют идее комплексности, поскольку для достижения экологического благополучия необходимо взаимодействие указанных трех факторов, упущение хотя бы одного проведет к возникновению другой проблемы взамен старой.
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество. 1.2. Взаимодействие общества и природы.
1.2 Взаимодействие общества и природы
План.
Сущность понятия «природа» в широком и узком смыслах.
Природа в широком смысле – это вся Вселенная.
Природа в узком смысле — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.
Естественную среду— то есть естественные условия жизнедеятельности человека.
Искусственную среду— то есть созданную людьми, его культуру
(материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.
Взаимодействие природы общества.
Позитивное воздействие.
ПРИРОДА.
ОБЩЕСТВО.
Негативное воздействие
ПРИРОДА.
ОБЩЕСТВО.
Экологическая проблема как одна из основных глобальных проблем в современном мире.
Экологическая проблема — изменение природной среды, вызванное неправильным поведением человека, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы, что угрожает существованию человечества.
Она возникла в результате безжалостного отношения к природе, загрязнения её во всех четырёх сферах (вода, воздух, земля, космос).
Пути решения экологической проблемы.
Примерные задания по теме на ОГЭ.
Задание 1.
Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?
1) разрушения, вызванные наводнением
2) осушение болот под строительство автодороги
3) загрязнение воздуха выхлопными газами
4) изучение экологии школьниками
Задание 2
Что относится к экологическим проблемам?
1) проблема международного терроризма
2) распространение алкоголизма среди подростков
3) перенаселенность стран Азии и Африки
4) загрязнение воздуха промышленными отходами
Задание 3.
Человек влияет на природу
2) не влияет на природу
3) и положительно, и отрицательно
Задание 4.
В отличие от природы, общество
1) обусловлено деятельностью человека
2) находится в постоянном развитии
3) состоит из взаимосвязанных элементов
4) является частью материального мира
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Взаимосвязь природы и общества — актуальная проблема нынешнего тысячелетия. Причинно-следственные связи социально-экологических явлений могут заинтересовать людей с научным складом ума. Другие люди просто знают и не сомневаются, что эта связь есть, иногда достаточно явно ощущается и воздействует.
Философы предлагают свой взгляд на это, антропологи – свой. Их труды представляют собой описания форм и структур, группировки и классификации, а также теоретизирования, где общественные взаимосвязи преобладают, а природа является лишь фоном, или это слово употребляется для подчёркивания основного свойства явления, предмета, объекта или субъекта.
Интересна точка зрения социологов и историков. Социологи предложили прагматический подход в виде инструментальных исследований взаимосвязи природы и общества. Возникла наука «экологическая социология», которая стала частью новой научной области – социальной экологии и экологии человека.
Исторический подход при анализе различных обществ и цивилизаций дал более чёткое представление об этом фундаментальном взаимодействии по сравнению с натурфилософским и описательным подходом.
Потом свою лепту внесли экономисты и инженеры, в том числе программисты. На основе большого количества собранной и обработанной на компьютерах информации появились социально-экологические модели прошедших событий, настоящих феноменов и футурологические прогнозы.
Политики оформили это в декларации и соглашения, а население испытало на себе последствия принятых национальных экологических политик и стратегий, законов природопользования, запретов и наказаний.
Что такое природа
Природа это материальная физическая Вселенная, которая существует объективно. Тела людей, как физические объекты, являются её частью.
Человек способен воспринимать, изучать, практически использовать, передавать полученное знание и навыки другим людям. При этом инструментальное и экспериментальное научное познание даёт возможность проникнуть за пределы обычного восприятия.
Если кратко обрисовать структуру науки, то физическую Вселенную изучает естествознание, а общество – обществознание. Отдельно выделяют гуманитарные науки, которые используют конструкцию «человек – природа».
Специфика технических наук выделяет их в отдельную научную область, хотя зарождались они на стыке естественных и общественных наук. Науки играют важную роль в использовании ресурсов.
Под природой обыденно понимают то место, которое вне дома и населённого пункта. В значении «окружающая среда» она противопоставляется человеку и обществу. Позиции, где люди занимают центральное место во Вселенной, дали название «антропоцентризм».
Этому противопоставлена позиция экоцентризма, где преобладают экологические ценности и практики бережного отношения к ресурсам.
Природные ресурсы
К природным ресурсам относят:
А также представляют жизненно важный интерес озоновый слой, редкие ископаемые, заповедники, ледники, океан, глобальный климат, космос. К этому списку можно добавить фундаментальный ресурс – сбалансированный круговорот веществ и энергии.
Есть оптимисты, которые верят, что мировые ресурсы при правильном использовании неистощимы, потому что из природы ничто не исчезает. В будущем новые технологии позволят произвести материалы и предметы лучше предыдущих.
Пессимисты уверены, что невозобновимые ресурсы будут исчерпаны, наступит сначала глобальный экономический кризис, потом голод и эпидемии, затем войны и гибель мировой цивилизации.
В обеих позициях проявляется сильное и слабое воздействие. Однако, эта картина сконструирована и не отражает действительности, в которой каждый человек, живший и ныне живущий, в разные моменты по-разному взаимодействовал с обществом и природой.
Исторические формы взаимодействия природы и общества
Каждая из форм общества по-своему взаимодействовала с природой.
Согласно экономической концепции труда и капитала, первобытное общество занималось собирательством и охотой, рабовладельческое – земледелием и скотоводством, феодальное – военным захватом территорий и разработкой ископаемых, капиталистическое – эксплуатацией ресурсов.
Другие исследователи больше склонны видеть множество обществ или цивилизаций, привязанных к ландшафтам и крупным рекам.
В 20-м веке появились индустриальные теории, где многочисленные авторы делили человеческую историю на доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпоху, фазу, период, этап, эру или волну.
Основной акцент делался на историческом, кардинальном изменении взаимодействия общества и природы. За основу бралось соотношение валового продукта к численности людей и другие экономические и демографические показатели.
В доиндустриальном обществе преобладал первичный сектор экономики – сельское хозяйство, лесоводство, животноводство, рыболовство, охота, немеханизированная добыча угля и руды, кустарное производство. Воздействие на природу было минимальным, кроме критикуемого поджигания сухой травы в саваннах для охоты и подсечно-огневого земледелия.
Потом, в начале 19-го века, в индустриальном обществе произошла научно-техническая революция, и появились механизмы, в том числе работающие на топливе и частично автоматизированные. Возник вторичный сектор экономики – обрабатывающая промышленность, строительство зданий и механизмов.
Дальнейшее улучшение технологий привело к промышленному освоению новых территорий и недр, особенно месторождений нефти. Нагрузка на окружающую среду увеличилась. Этот период продлился до 1950-х годов.
Затем в Америке и Европе возникло постиндустриальное общество, где над первичным и вторичным секторами экономики стал преобладать третичный сектор услуг. Однако взаимовлияние между обществом и природой снова возросло, так как продолжался экономический рост, и с ним повышался уровень потребления.
Только в настоящее время с внедрением интернета и возрастанием мобильности есть основания говорить о глобальном обществе, которое пытается понять, как лучше и правильнее взаимодействовать с природой, чтобы избежать глобальных экологических угроз.
Его называют обществом риска, где глобальные связи обеспечивают быстрое распространение эпидемий, радиации, вредных веществ.
Примеры взаимосвязи человека и природы в современном мире
Проблема состоит в том, что нет единого понимания: использовать или беречь природу? Этим характеризуется современная реальность. Действие тех, кто за использование без ограничений, выражается во всё большем повышении нагрузки на окружающую среду для обогащения.
Смысл ухода людей в небольшие экопоселения, неучастия в индустриальном производстве и городской жизни заключается в том, что нагрузка на окружающую среду должна не превышать биологической ёмкости локального ландшафта.
Определение, сколько можно взять из природы, какие практики экологические, а какие нет, даёт методика экологического следа, имеющая много сторонников на уровне личностей, сообществ, муниципалитетов, региональных правительств.
Другое направление усилий – глобальный план действий городских экологических групп, которые регулярно встречаются и советуются, как в быту снизить нагрузку на окружающую среду. Экономия электричества, воды, тепла, разумные покупки и поездки, вторая жизнь вещей, бережное отношение к природным объектам, сбор и утилизация мусора дают им надежду на будущее.
Большинство людей на планете уже живут в городах. Поэтому самое перспективное направление – это зелёные муниципалитеты, где новые здания строят с газонами и садами на крыше, а также используют только экологичный транспорт, природосберегающие технологии, натуральные местные продукты, раздельный сбор и утилизацию мусора, энергию ветра и солнца. Среди любителей сельской жизни популярны органическое земледелие, пермакультура, лесосады.
Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис.
Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис.
Научно-методологической основой экологического права являются современные теоретические представления о взаимодействии человека, общества и природы.
Взаимодействие общества и природы как естественный и объективный процесс, необходимое условие существования человека проявляется в двух основных формах.
Существуют формы взаимодействия общества и природы:
1)экологическая форма. В основе её лежат естественные законы развития человека и природы. Она абсолютно бессознательная – уже появившись в природе в первобытной форме человек в неё вступает (дышит воздухом, ходит по земле…). Эта форма не нуждается в правовом регулировании, здесь господствуют естественные законы.+
2)Экономическая форма. В отличие от экологической в её основе лежат социальные законы.
3)эколого-экономическая. Она основана на приоритете экологических интересов над экономическими.
От этой формы есть ряд подформ (для того, чтобы этот приоритет экологии на экономикой был выдержан):
1.Рациональное природопользование. Рациональное – это бережное неистощимое использование природных ресурсов. Но сегодня человечество живёт за счёт тех ресурсов, которые невосполнимы – это уголь, нефть, газ. Они рано или поздно закончатся – и надо чем-то будет их заменить. И хотя есть биоэнергия, солнечная энергия и ветряная – но они пока заменить не могут.
2.Охрана природы. Если не охранять – приоритет выдержан не будет. Охрана природы тоже имеет своё развитие. Впервые охрана природы как осознанная деятельность человека появилась в XIX веке в консервативном виде – стали впервые создаваться особо охраняемые территории. В России это традиционно заповедники, в Америке – национальные парки.
В ХХ веке охрана природы приобретает более широкое значение и рассматривается уже широко. Природа в целом подлежит охране, наряду с особо охраняемыми территориями (появились природные парки, национальные парки, заказники…).
В СССР в 1960 году был принят первый закон об охране природы (правда, он был не очень-то эффективен – возможно, это была дань моде, так как во многих странах его приняли).
На рубеже ХХ и XXI веков оно из просто охраны превратилось в защиту и оздоровление и выходит за рамки национальной задачи – и становится общемировой задачей.
В частности, у нас проводилась федеральная целевая программа возрождения реки Волги в конце 90-х годов – то есть новые задачи и на оздоровление направлены.
Содержание права собственности на природные ресурсы
В содержание права собственности на природные ресурсы входят правомочия владения, пользования и распоряжения.
Право владения означает закрепленную законом возможность фактического обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.
Право распоряжения предполагает возможность в установленных законом пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.
Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).
Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со спецификой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъектов (государство, организации, граждане).
Учитывая большую экологическую и социально-экономическую ценность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владение, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ).
В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъекты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного влияния своей деятельности.
Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоряжения природными ресурсами, которые выражаются в определении его особого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земельных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вообще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).
Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или вообще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ говорится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена (ст. 31).
Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и пользования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуществляется государством в основном через управленческие функции его компетентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной окружающей природной среды и др.
Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособности, определенной в уставах и других учредительных документах.
Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны окружающей среды
В общей форме требования к планированию охраны окружающей среды на современном этапе определены Законом об охране окружающей среды, согласно ст. 15 которого планирование охраны окружающей среды на федеральном и региональном уровнях проводится в форме программ. Такое планирование должно осуществляться с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития, на основании научных исследований, направленных на решение задач в области охраны окружающей среды. При разработке государственных программ следует учитывать предложения граждан и общественных объединений. Порядок разработки, финансирования и реализации федеральных программ и программ субъектов РФ в области охраны окружающей среды устанавливается соответственно законодательством Российской Федерации и ее субъектов.
Закон обязывает также юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды.
Общие нормативные требования к государственному планированию, распространяющиеся также на сферу природопользования и охраны окружающей среды, определены Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В соответствии с этим Законом под государственным прогнозированием социально-экономического развития понимается система научно обоснованных представлений о направлениях социальноэкономического развития России, основанных на законах рыночного хозяйствования. Программа социально-экономического развития — комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
Разработка государственных прогнозов на долгосрочную (раз в пять лет на десятилетний период), среднесрочную и краткосрочную перспективу возложена на Правительство России. Такие прогнозы разрабатываются на основе комплексного анализа ряда важнейших факторов, включая демографическую ситуацию, научно-технический потенциал, социальную структуру, состояние природных ресурсов, некоторые другие факторы и перспективы их изменения. При этом прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по России, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.
Разрабатываемые на вариантной основе прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, социальных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности. Они включают, в частности, количественные показатели и качественные характеристики динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки.
Прогнозы на долгосрочную перспективу, разрабатываемые раз в пять лет на десятилетний период, создают основу разработки концепции социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу. В концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития, определяются возможные его цели, пути и средства их достижения.
На основе концепции разрабатываются государственные программы социального и экономического развития, в том числе и по охране окружающей среды. В настоящее время реализуются следующие программы:
• Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2002—2010 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 860. Эта программа содержит ряд подпрограмм, ранее реализуемых как самостоятельные федеральные целевые программы, включая подпрограммы «Минерально-сырьевые ресурсы», «Леса», «Отходы», «Поддержка особо охраняемых природных территорий», «Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений», «Охрана
2. Планирование природопользования и охраны окружающей среды 309
озера Байкал и Байкальской природной территории», «Возрождение Волги»;
• Федеральная целевая программа «Мировой океан», утвержденная постановлением Правительства РФ от 10 августа 1998 г. № 919;
• Федеральная целевая программа «О государственной поддержке государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года», утвержденная Указом Президента РФ от 10 октября 1995 г. № 1032;
• Федеральная целевая программа «Повышение плодородия почв России на 2002—2005 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2001 г. № 780 1 ;
• Федеральная целевая программа «Сейсмобезопасность территории России» (2002—2010 годы), утвержденная постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2001 г. № 690 2 ;
• Федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года», утвержденная постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 г. № 637 3 ;
• Федеральная целевая программа «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000—2006 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 149 4 ;
• Федеральная целевая программа «Создание методов и средств защиты населения и среды обитания от опасных и особо опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в 1999 — 2005 годах», утвержденная постановлением Правительства РФ от 2 июля 1999 г. № 737 5 ;
• Федеральная целевая программа «Охрана окружающей природной среды от свинцового загрязнения и снижение его влияния на здоровье населения», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1237 6 ;
• некоторые другие программы.
В соответствии с Государственным докладом о состоянии окружающей природной среды РФ в 1995 г. 7 в разных стадиях разработки и частичной реализации насчитывалось свыше 70 региональных программ.
Конкретные требования по планированию использования и охраны природных ресурсов устанавливаются в соответствующих природоресурсных актах. Так, Водный кодекс РФ содержит положения относительно схем комплексного использования и охраны водных ресурсов и государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов.
Согласно Закону о животном мире планирование охраны объектов животного мира и среды их обитания также предусматривается в форме государственных программ.
Планирование использования и охраны земельных и лесных ресурсов осуществляется в форме проектов земле- и лесоустройства. Проекты земле- и лесоустройства как инструменты планирования представляют собой систему мероприятий, направленных на обеспечение организации рационального использования и охраны земель, обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.
Названные формы планирования разрабатываются и осуществляются специально уполномоченными государственными органами по охране и использованию соответствующего природного объекта.
Последовательная реализация планов и программ в области природопользования и охраны окружающей среды наряду с другими факторами предопределяется финансированием.
Экологические права граждан
Центральное место среди принципов экологического права, как отмечалось выше, занимает приоритет охраны жизни и здоровья человека. В связи с этим важнейшей особенностью современного экологического права является становление и развитие института экологических прав граждан в качестве одного из определяющих в его системе.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Вместе с тем нормы Конституции РФ конкретизируются в действующем экологическом законодательстве. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» устанавливает, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Это право обеспечивается:
— планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
— социальным и государственным страхованием граждан, организацией медицинского обслуживания населения;
— предоставлением реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;
— возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды, последствий аварий и катастроф;
— государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.
Право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды осуществляется через реализацию конкретных полномочий граждан в области охраны окружающей среды, содержание которых раскрывается в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 12), Основах законодательства об охране здоровья граждан (ст. 17, 19, 66), Федеральных Законах «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 8), «О радиационной безопасности населения» (ст. 22, 23, 26), «Об экологической экспертизе» (ст. 19) и других нормативных актах.
В соответствии с нормами указанных законов граждане РФ имеют право:
— создавать общественные объединения, фонды и иные общественные формирования по охране окружающей природной среды;
— принимать участие в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды, обращаться с письмами, жалобами и заявлениями по этим вопросам в компетентные органы;
— требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах ее охраны;
— требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении и прекращении деятельности таких объектов;
— ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением;
— выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и получать информацию о результатах ее проведения;
— осуществлять другие права в сфере охраны окружающей среды, предусмотренные законодательством.
Данным правам корреспондируют установленные законодательством обязанности граждан (ст. 58 Конституции РФ, ст. 12 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»):
— сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
— принимать участие в охране окружающей природной среды;
— соблюдать требования экологического законодательства и нормативы качества окружающей природной среды;
— повышать свою экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.
Экологические права и обязанности граждане РФ могут осуществлять как в индивидуальном порядке, так и через участие в общественных экологических объединениях. Последним также предоставлен ряд полномочий для осуществления их функций в сфере охраны окружающей природной среды. Согласно ст. 13 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» они вправе:
— разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности;
— за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству окружающей природной среды, содействовать государственным органам в борьбе с экологическими правонарушениями;
— рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу;
— требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов и ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;
— требовать предоставления своевременной, достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды и мерах ее охраны;
— организовывать собрания, митинги, шествия, демонстрации, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов по охране окружающей природной среды;
— ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическим правонарушением.
Государство гарантирует экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, и гражданам возможность реализации ими прав в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.
Государственные органы, их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной деятельности.
Землеустройство.
Землеустройство включает в себя следующие мероприятия: 1. изучения состояния земли; 2. планирование и организацию рационального использования земель и их охраны; 3. образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, установление их границ. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов гос-ой власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков. Землеустройство должно проводится в обязательном порядке. Эти работы обязательно проводятся в случаях: изменения границ объектов землеустройства; предоставления и изъятия земельных участков; выявления нарушенных земель. Сведения о землеустройстве носят открытый характер. Лица, права которых могут быть затронуты при проведении землеустройства, должны быть оповещены в письменной форме не позднее чем за семь дней до начала работ. Отсутствие извещённых лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Неотъемлемой частью землеустроительных работ является межевание, т.е. работы по установлению на местности границ муниципальных образований. Межевание проводится при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков. Землеустройство – это одна из функций управления в сфере использования и охраны земель.
Право пользования недрами.
Правовая охрана вод.
Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов. Органы гос-ой власти РФ и органы гос-ой власти субъектов РФ принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения. Граждане и юрид. лица при использовании водных объектов обязаны осуществлять производственно-технологические, агротехнические и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения. Запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов. При осуществлении на дне водных объектов работ, которые направлены на использование недр, но не связаны с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнения, засорения и истощения водных объектов. Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также иных объектов находящихся на поверхности водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах и объектах. Запрещается засорение ледяного покрова. Особо охраняемые водные объекты – природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное и оздоровительное лечение.
Правовая охрана лесов.
Гос-ая лесная охрана РФ создается в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, в целях обеспечения сохранения экологического и ресурсного потенциала лесов, биологического разнообразия лесных экосистем, соблюдения установленного порядка и правил использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством РФ.
Государственная лесная охрана РФ организует наземную и авиационную охрану лесов от пожаров, проводит мероприятия по противопожарному обустройству территории лесного фонда, предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности в лесах, профилактике лесных пожаров, своевременному их обнаружению. Порядок осуществления мероприятий по охране и защите лесовПравительство РФ, федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства, федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и их территориальные органы обеспечивают осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами, привлекают для их тушения работников, противопожарную технику и транспортные средства коммерческих и некоммерческих организаций, а также население. Осуществляется охрана лесов от загрязнения радиоактивными веществами, охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений Отчет об охране и о защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий.
Транспорте.
В целях установления барьера между объектами хозяйственной и иной деятельности, являющимися источниками негативного воздействия на окружающую среду, и жилой застройкой создаются санитарно-защитные зоны. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (загрязнение атмосферного воздуха и неблагоприятное воздействие физических факторов) являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промплощадки превышают предельно допустимые концентрации и/или предельно допустимые уровни и/или вклад в загрязнение жилых зон превышает 0,1 ПДК. Предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) отделяет территорию промышленной площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками. Границей жилой застройки является линия, ограничивающая размещение жилых зданий, строений, наземных сооружений и отстоящая от красной линии на расстояние, которое определяется градостроительными нормативами. Автомобильные и иные транспортные средства при работе оказывают негативное воздействие на окружающую среду в виде загрязнения атмосферы отработавшими газами, пылью, а также являются источниками шума, вибрации и засорения прилегающей зоны выбросами. Уровни загрязнения от транспортных средств не должны превышать установленных предельно допустимых концентраций вредных веществ для атмосферного воздуха, воды по видам водопользования, почву.
Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис.
Научно-методологической основой экологического права являются современные теоретические представления о взаимодействии человека, общества и природы.
Взаимодействие общества и природы как естественный и объективный процесс, необходимое условие существования человека проявляется в двух основных формах.
Существуют формы взаимодействия общества и природы:
1)экологическая форма. В основе её лежат естественные законы развития человека и природы. Она абсолютно бессознательная – уже появившись в природе в первобытной форме человек в неё вступает (дышит воздухом, ходит по земле…). Эта форма не нуждается в правовом регулировании, здесь господствуют естественные законы.+
2)Экономическая форма. В отличие от экологической в её основе лежат социальные законы.
3)эколого-экономическая. Она основана на приоритете экологических интересов над экономическими.
От этой формы есть ряд подформ (для того, чтобы этот приоритет экологии на экономикой был выдержан):
1.Рациональное природопользование. Рациональное – это бережное неистощимое использование природных ресурсов. Но сегодня человечество живёт за счёт тех ресурсов, которые невосполнимы – это уголь, нефть, газ. Они рано или поздно закончатся – и надо чем-то будет их заменить. И хотя есть биоэнергия, солнечная энергия и ветряная – но они пока заменить не могут.
2.Охрана природы. Если не охранять – приоритет выдержан не будет. Охрана природы тоже имеет своё развитие. Впервые охрана природы как осознанная деятельность человека появилась в XIX веке в консервативном виде – стали впервые создаваться особо охраняемые территории. В России это традиционно заповедники, в Америке – национальные парки.
В ХХ веке охрана природы приобретает более широкое значение и рассматривается уже широко. Природа в целом подлежит охране, наряду с особо охраняемыми территориями (появились природные парки, национальные парки, заказники…).
В СССР в 1960 году был принят первый закон об охране природы (правда, он был не очень-то эффективен – возможно, это была дань моде, так как во многих странах его приняли).
На рубеже ХХ и XXI веков оно из просто охраны превратилось в защиту и оздоровление и выходит за рамки национальной задачи – и становится общемировой задачей.
В частности, у нас проводилась федеральная целевая программа возрождения реки Волги в конце 90-х годов – то есть новые задачи и на оздоровление направлены.