какие фактуры ткани бывают

Фактура ткани

какие фактуры ткани бывают

какие фактуры ткани бывают

Содержание

Виды фактур

Фактуры материалов можно разделить на две группы:

Фактура тканей тесно связана с их структурой и видом отделки.

Способы создания фактур

Выделяют следующие способы создания фактур:

Ручным способом расшивают материалы камнями, кристаллами, пайетками, бусами. Вышивка и аппликация могут выполняться и вручную, и машинным способом.

Свойства фактур материалов

По создаваемому впечатлению все фактуры можно условно разделить на легкие и тяжелые.

Легкую фактуру имеют гладкие и блестящие материалы, тяжелую –ворсовые, буклированные, тисненые и мех. Тяжелые фактуры не рекомендуется использовать в костюмах для полных фигур.

Фактуры черного цвета и темных тонов зрительно уменьшают размеры предметов, светлых – увеличивают.

Крупные рисунки фактуры визуально уменьшают размеры поверхности, мелкие – увеличивают. При этом детали с крупным рисунком необходимо заключать в «композиционную рамку» из элементов с легкой фактурой, тогда зрительно размеры объекта можно уменьшить, а его пропорции – скорректировать.

Некоторые способы отделки тканей

Современные способы отделки материалов позволяют получить огромное разнообразие различных фактур.

На тканях из полиамидных и вискозных волокон получают ажурный рисунок путем травления загущенными растворами кислоты через сетчатые шаблоны: кислота разрушает волокна вискозы, оставляя нити капрона нетронутыми. Так на поверхности гладкой или ворсовой ткани получается узор из прозрачных участков капрона.

Гофрированные ткани получают при нанесении на поверхность фенольных препаратов методом печати: участки ткани под действием химических веществ дают усадку, образуя вздутия (гофре).

Двойные гофрированные ткани со слоями из капрона и вискозы получают путем воздействия на материал щелочных растворов при низкой температуре : гофре образуется из-за усадки вискозных нитей на 15-20%, капрон усадки не дает.

Термоотделка тканей — способ, позволяющий получить интересную фактуру ткани путем воздействия высокой температурой на волокна с различной термостабильностью. Так, введенные в основу капроновой ткани нити хлорина при воздействии на них температурой 85°С дают усадку на 55-60% и стягивают капроновые нити в петли.

Лазерная отделка – способ, позволяющий вырезать узоры на тканях, кожах и на поверхности меха.

Фактура – активное средство композиции, позволяющее достигнуть художественной выразительности изделий, придать костюмам очарование и модное звучание, скорректировать форму фигуры и создать эффектный, запоминающийся образ.

Источник

Фактура ткани. Гладкая, лохматая, рельефная, мохнатая…

В недавней подборке цитат Харди Эмиса была в том числе и фраза о том, что контраст текстур (фактур) может быть ещё эффектней, чем контраст цветов. Однако, к сожалению, в настоящее время есть тенденция к «сглаживанию» фактур. Гладкие ткани — самые популярные, самые востребованные. С одной стороны, этот факт печалит, а с другой — радует; ведь выглядеть интересно и необычно можно без особых усилий, просто надев одежду и аксессуары из фактурных тканей.

Вот пример, найденный на просторах интернета. Всё выдержано в классической, сдержанной цветовой гамме. Галстук контрастирует по фактуре с платком и с пиджаком, рубашка — с пиджаком, при этом контраст гармоничный и приятный глазу. Возможно, правда, стоило бы подобрать другой платок, но это дело вкуса.

какие фактуры ткани бывают Чем хороша ткань с ярко выраженной фактурой? Во-первых, она имеет свой, неповторимый и специфический характер. Вещь из фактурной ткани часто кажется более домашней, привычной, традиционной, просто симпатичной. Фактура придаёт одежде и аксессуарам особый шарм.

какие фактуры ткани бывают Хотите выглядеть «с иголочки»? Наденьте свежие, выстиранные и выглаженные вещи из гладких тканей. Хотите выглядеть как человек, который основательно подходит к составлению гардероба, любит свою одежду и при этом не хочет казаться модным? Наденьте вещи с ворсистой или рельефной фактурой.

Давайте посмотрим, на какие фактурные ткани можно обратить внимание. Если говорить о костюмах, то это в первую очередь фланель. Приятная и мягкая на ощупь, слегка мохнатая, фланель прекрасно подходит для зимы, осени и весны — а когда-то её и вовсе носили летом. Не всем нравится «мохнатость» фланели, но факт остаётся фактом: фланелевый костюм или фланелевые брюки даже будучи новыми не кажутся таковыми: создаётся впечатление, что они уже не один год мирно проживают в гардеробе своего хозяина.

какие фактуры ткани бывают Все привыкли к брюкам из хлопковой саржи, а вот вельвет сейчас не в чести. Зря: это приятная, мягкая и комфортная в носке ткань, которая выглядит несколько по-деревенски, по-домашнему — и, кстати, хорошо гармонирует с твидами. А вот пиджаки из вельвета и бархата, на мой взгляд, вариант не самый лучший.

какие фактуры ткани бывают Весной и летом могут быть актуальны костюмы и пиджаки, сшитые из льняных тканей. Гладкий и почти гладкий хлопок выглядит проще, зауряднее. То ли дело лён! Правда, приходится смириться с тем, что он ужасно мнётся — и льняной пиджак всегда будет казаться несколько мятым. Фактура у льна шершавая, суховатая, слегка рельефная; впрочем, хороший лён вполне приятен на ощупь.

какие фактуры ткани бывают В Америке довольно популярна летняя ткань с чудным названием сирсаке (seersucker). Она лёгкая и тоже фактурная, с эдакими характерными полосочками — обычно голубыми. Подобные вещи предлагают, в частности, Brooks Brothers.

какие фактуры ткани бывают Рубашки могут быть сшиты не только из поплина, но и из фактурных тканей: оксфорда, королевского оксфорда, фланели… Да, такие рубашки неформальны (за исключением ряда моделей, сшитых из королевского оксфорда), но они выглядят оригинально. К счастью, фланелевые рубашки в последнее время стали популярными — чего, к сожалению, нельзя сказать о рубашках из оксфорда, да и о фланелевых брюках и костюмах тоже.

какие фактуры ткани бывают На лето отличным вариантом будут рубашки из льна с хлопком. Фактура таких тканей напоминает льняную, но они не так ужасно мнутся. Рубашки из 100% льна — на любителя.

Переходим к галстукам. Конечно, модели из гладкого шёлка наиболее популярны. Незаслуженно игнорируют очень интересный и универсальный шёлк-гренадин, о котором я подробно рассказывал вот тут. Многие галстуки из гренадина можно носить круглый год; кроме того, эта фактура уникальна тем, что сочетается как с довольно строгой одеждой, так и с совсем неформальной.

какие фактуры ткани бывают Вязаные галстуки из шерсти и шёлка — ещё один прекрасный вариант, тоже, увы, непопулярный в России. О них я подробно рассказывал вот тут. Шерстяные галстуки часто обладают выраженной фактурой и будучи ткаными. Например, это может быть рисунок «ёлочка».

какие фактуры ткани бывают Льняные галстуки — прекрасный вариант на весну и лето. Интересными могут быть и галстуки, сделанные из смеси шёлка со льном, порой они просто великолепны и визуально, и тактильно. У Luciano Barbera встречаются модели такого рода. Любители неформальных бабочек тоже смогут отыскать соответствующие модели, причём и по куда более низким ценам.

какие фактуры ткани бывают Платочки для нагрудного кармана пиджака могут быть сделаны не только из гладкого шёлка, но и — опять же! — изо льна, из смеси льна с хлопком. Белый льняной платок — самый универсальный, следом за ним идёт голубой. Как и в случае с рубашками, платки из смеси хлопка со льном мнутся меньше, чем платки из 100% льна, а фактуру имеют практически льняную. Просто хлопковый платок обычно весьма зауряден в плане фактуры. Интересны платки из ирландского льна: они подшиваются весьма своеобразным способом.

какие фактуры ткани бывают Под конец давайте составим несколько «ансамблей» из фактурных вещей.

Строгий кардиган из шерсти, вязаный галстук или галстук из шёлка-гренадина и рубашка из хлопка-оксфорда + вельветовые или фланелевые брюки. Очень уютный вариант на каждый день. Точно соответствующая описанию картинка не нашлась, но я надеюсь, что все более или менее представили себе этот комплект.

Твидовый пиджак, рубашка в клетку, шерстяной галстук, вельветовые или фланелевые брюки. Это прямо самая что ни на есть английская классика, эдакий английский сельский стиль.

какие фактуры ткани бывают Льняной костюм, рубашка из тонкого хлопка-оксфорда с воротником на пуговицах, платок из хлопка со льном и вязаный галстук из шёлка. Занятный пример представлен на фото ниже, но там неудачно подобран платок: рисунок на нём не должен совпадать с рисунком рубашки! Да и рубашка, похоже, из поплина.

какие фактуры ткани бывают Подобных вариантов, на самом деле, существует великое множество — всё зависит от ваших фантазий и финансовых возможностей. Но каковы бы они ни были, я вас прошу в следующий раз, когда пойдёте покупать одежду, посмотреть фактурные вещи. Именно они способны «оживить» ваш гардероб и придать ему своеобразие и даже уникальность.

2 Replies to “Фактура ткани. Гладкая, лохматая, рельефная, мохнатая…”

Спасибо! Некоторое смутное и бессознательное представление о подобных вещах после прочтения Ваших статей складываются, как паззл и все становится гораздо понятнее)

Какое интересное сравнение! 🙂 Рад, что мои статьи имеют подобный проясняющий эффект.

Между прочим, иногда и для меня кое-что проясняется, когда собираю материал для какой-нибудь статьи и читаю разные мнения 🙂

Источник

Фактура

какие фактуры ткани бывают какие фактуры ткани бывают какие фактуры ткани бывают какие фактуры ткани бывают

какие фактуры ткани бывают

Классификация текстур.

Текстура

Фактура и текстура текстильных материалов

В мире современной моды, несмотря на технологические новации, неизменными остаются такие важнейшие характеристики поверхностей тканей и текстильных материалов, как текстура и фактура.

Термин «текстура» получил широкое распространение в различных областях науки, техники и производства, например, текстура мрамора, каменного угля, пород древесины. Текстура— это своеобразный узор на поверхности материала, обусловленный характерным расположением составных частей этого материала (зерен, кристаллов, нитей, волокон и т. д.).

Текстура ткани — внешнее проявление внутреннего строения, видимая на поверхности часть структуры материала.

Из материаловедения мы знаем, что по своему строению ткани делятся на простые и сложные. В простых тканях все нити располагаются в одном слое. Поверхность таких тканей гладкая и однородная. Некоторые простые ткани вырабатываются мелкоузорчатыми переплетениями, которые делятся на производные и комбинированные.

К производным переплетениям относятся рогожка, репс, саржа, сатины, атласы. Комбинированные переплетения получаются наложением одного переплетения на другое, сочетанием разных переплетений в одном рапорте ткани, включением одного переплетения в другое.

Сложные ткани по своему строению подразделяются на полутораслойные, двухслойные, двулицевые, многослойные, ворсовые, перевивочные (ажурные) с дополнительной основой и сложнофасонные. Помимо таких ткацких переплетений на характер текстуры текстильной поверхности влияют: уплотненность или разреженность ткани, различие в качестве пряжи, в линейной плотности основных и уточных нитей, в натяжении нитей основы и др.

Для изготовления тканей используют различные нити: мононити, комплексные, крученые, армированные, меланжированные, фасонные, мулинированные, блестящие, металлизированные, буклированные, креповой крутки. Кроме того, используют различную пряжу — простую или фасонную.

Текстуры тканей делятся на четыре группы.

1-я группа — гладкая. При ее создании используют пряжу одинаковую по качеству в основе и утке, главные и производные переплетения, формируют уплотненную поверхность. Примером такой текстуры служит драп, кашемир.

какие фактуры ткани бываюткакие фактуры ткани бывают

Графические эквиваленты текстуры. 1-я группа — гладкие

2-я группа — шероховатая. Эффект шероховатости создает рубчик, образующийся в результате применения более толстой нити в утке (в поплине и габардине — поперечный, в сарже — диагональный). В этом случае получается мелкозернистая поверхность.

какие фактуры ткани бываюткакие фактуры ткани бывают

Графические эквиваленты текстуры. 2-я группа — шероховатые

В полуторастройных тканях шероховатость образуется путем настила из эластичных нитей на изнаночной стороне полотна, сжимающих лицевой слой ткани. Подобный эффект получают при использовании нитей из одного сырья, но с разной круткой — пологой и креповой, а также с помощью буклированных нитей.

3-я группа — рельефная. Сложное строение тканого или трикотажного полотна, образованного несколькими системами нитей, различающихся по волокнистому составу и линейной плотности создает интересные по пластике рельефы. Особенно заметны трикотажные рельефы, имитирующие ручное вязание. Различные трикотажные переплетения (ажурные, филейные и рельефные) образуют на поверхности полотна бугорки, впадины, полосы (вертикальные и горизонтальные), «каре», полудуги и т.п.

какие фактуры ткани бываюткакие фактуры ткани бывают

Графические эквиваленты текстуры. 3-я группа — рельефные

4-я группа — ворсовая. Такую поверхность имеют ткани, выполненные по специальной технологии ткачества переплетением с дополнительной основой для образования ворса, например бархат, панбархат, плюш, вельвет, натуральный и искусственный мех.

какие фактуры ткани бываюткакие фактуры ткани бывают

Графические эквиваленты текстуры. 4-я группа — ворсовые

Термин «фактура» (от лат. factura — обработка) характеризует особенности отделки и обработки поверхности ткани, трикотажного или нетканого полотна.

Помимо технологических приемов отделки на характер фактуры влияет волокнистый состав нитей. Сырье имеет существенное значение для выбора и образования той или иной фактуры. Матовая пряжа и блестящий метанит, золотая и серебряная нити или синтетическое волокно во многом определяют эстетический эффект воздействия фактуры ткани на человека.

какие фактуры ткани бывают

В современном проектировании одежды широко распространена отделка сложными узорами трикотажного гладкого полотна. Такая отделка выполняется посредством шнура, крученых нитей, валиков, петелек и пр. Многие современные рисунки на пальтовых шерстяных тканях создаются путем ворсирования или стрижки. На хлопковых тканях с включением синтетических волокон путем термообработки получают жатые полосы, например, ткань сирсакер (жатость в полосе, чередующаяся с гладкими полосами).

какие фактуры ткани бываюткакие фактуры ткани бываюткакие фактуры ткани бываюткакие фактуры ткани бываюткакие фактуры ткани бывают

Фор-эскизы костюмов с различным фактурным решением

Источник

Конспект лекции по ОХП «Фактура и декоративная отделка материалов»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ

РАЗДЕЛ 1. Композиции. Тема 2.1. Закономерности композиции костюма

Тема занятия: Понятие о декоративных свойствах материалов. Фактура и декоративная отделка. Роль декоративных свойств материалов (фактуры, рисунка) в композиции модели одежды. Декоративные отделки в одежде, их виды и материалы, используемые для них. Связь декоративных отделок с назначением изделия, материалом и сезоном. Ритм и его понятие. Характеристика различных видов ритма, использованных в композиции. Симметрия и асимметрия.

1. Фактура и декоративная отделка.

Фактура — это внешнее проявление структуры ткани. Разные фактуры по-разному взаимодействуют с формой. Например, изделие из длинноворсового меха придает форме костюма округлость, обобщенность. Наиболее точно без искажений характер формы передают гладкие фактуры.

Различают следующие фактуры тканей:

• гладкие (поплин, сатин, атлас);

• шероховатые (креп, мосс-креп);

• плотные (атлас, драп, сукно) или тонкие (джерси, жоржет),

• мягкие (батист, поплин, флис) и жесткие (гипюр, парча, крепжоржет);

• нежные (шифон, джерси) и грубые (рогожка);

• скользящие (вискоза) и нескользящие (ткани с шероховатой поверхностью);

• пушистые (мохер) и ворсистые (байка, фланель).

Все фактуры можно разделить на два вида:

пассивные фактуры (шелк, лен). Их элементы настолько малы, что практически неразличимы глазом. Такие фактуры имеют однородную нейтральную поверхность и могут служить идеальным фоном для отделки и декора;

активные фактуры (букле, мех и др.). Они обладают ярко выраженными элементами. Они достаточно декоративны и не нуждаются в дополнительном украшении.

Фактура материала с ярко выраженной рельефностью (буклированная) зрительно увеличивает объёмность; гладкие, прозрачные поверхности уменьшают объём.

Всё многообразие рисунков тканей можно представить следующими видами:

• рисунки растительного характера представляют собой изобразительные и стилизованные формы растительного и животного мира;

• рисунки смешанного характера строятся на комбинации растительных и геометрических мотивов;

• тематические рисунки наиболее ярко представлены в сувенирных и шейных платках (сюжетные, индустриальные, спортивные);

Каждый рисунок имеет свой раппорт, то есть повторяемость одной и той же темы по всему полотну.

Ткань может иметь купонный рисунок (раппорт равен ширине ткани) и каймовый рисунок (рисунок сконцентрирован и насыщен в виде каймы).

Материал, оформленный рисунком, имеет различное заполнение поверхности. Разреженный рисунок увеличивает величину и массу одежды; уплотнённый – уменьшает. При моделировании различных видов одежды следует учитывать характер рисунка в связи с разделением одежды по половозрастному признаку, назначению, сезону и характеру изготовления одежды (индивидуальное, массовое).

2. Виды декоративных отделок и материалы, используемые для них

Всё многообразие отделок можно подразделить на 7 групп:

• Отделка, получаемая в результате выполнения всех видов вытачных рельефных швов, складок, буф, драпировок, оборок, отделочных строчек. Она может быть средством создания формы, членения формы на части, связи формы и она неразрывно связана с конструкцией изделия. Такая отделка лаконична, стабильна; имеет не только декоративное, конструктивное назначение, но и утилитарное.

• Отделка деталями, выполненными из ткани изделия или отделочной ткани: оборки, рюши, воланы, бейки, канты, галстуки, клапаны. Она украшает форму, создает зрительное движение на её поверхности.

• Отделка специальными отделочными материалами: кружево, тесьма, шнур, сутаж, бахрома, лента, цветы. Используя отделки этой группы можно изменить назначение и характер модели. Нарядной одежде они придадут праздничность, декоративность; повседневной одежде – чёткость, строгость, формоустойчивость краёв.

• Отделка фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, застёжки-молнии. Она является элементом застёжки и выполняет важную утилитарную роль, но может выполнять декоративную роль.

• Отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами – наиболее декоративны. Вышивка может быть ручная и машинная; выполненная нитками, бисером, блёстками-пайетками. Вышивка вносит в одежду элемент нарядности и часто может быть центром композиции. Вид вышивки определяется назначением изделия.

• Отделка другими материалами: мех и кожа натуральные и искусственные, трикотаж, замша, бархат, кружевное полотно, ткани. Она имеет декоративное и утилитарное значение (например, применение в меховом пальто планки и манжет из кожи повышает износоустойчивость изделия).

• Отделка деталей изделия печатным рисунком носит чисто декоративный характер; применяется при изготовлении изделий из светлых синтетических тканей.

Применение в одном изделии нескольких видов отделки требуют их согласованности, чтобы не нарушать целостности композиционного решения.

Выбирая тот или иной вид отделки, избегайте перегрузки. В декорировании костюма существует лишь одно правило, но оно требует беспрекословного подчинения: соблюдение чувства меры!

3. Ритм и его понятие. Характеристика различных видов ритма, использованных в композиции

Ритмом называется закономерное чередование однородных элементов (звуковых, речевых, изобразительных).

Ритм как эскизный импульс проявляется во всех явлениях природы. Ритм чувствуется в смене времён года, в движении времени, чередовании дня и ночи, в движении волн и т.д.

Одним из основных проявлений ритма является повторность элементов, форм и интервалов между ними, объединённых сходными признаками. Ритм способствует достижению гармоничной ясности и завершённости, выразительности образа, чёткости его восприятия.

Существуют следующие виды ритмов в одежде:

Простой равномерный ритм

Простой равномерный ритм заключается в закономерном, последовательном чередовании одинаковых (тождественных) по форме, размеру и цвету элементов композиции и их интервалов. В зависимости от композиционной разработки он может проявляться по-разному: какие фактуры ткани бывают

1) в повторности форм или элементов, при которой интервал является границей членения формы;

2) в повторности форм с сохранением равных интервалов (большего или меньшего размера) между ними.

На рис. 88 показан орнамент вышивки, построенный на простом равномерном ритме. Композиционное решение орнамента является наглядным примером простой ритмической организации по горизонтали, вертикали и диагонали, включающей чередование и элементов композиции, и их интервалов. какие фактуры ткани бывают

Рассмотрим примеры простого равномерного ритма в композиции одежды, проявляющегося в повторности форм, чередующихся без интервалов.

На рис. 89,а изображена юбка с равномерно чередующимися однотипными складками, составляющими прямой силуэт. Здесь проявляется простой равномерный ритм, построенный по вертикали.

То же построение ритмической организации, но уже по горизонтали, показано на рис. 89, б. Подчеркивая расширенный книзу силуэт, на юбке равномерно чередуются оборки одного и того же размера; интервалом является граница членения формы. Ритмическое повторение одних и тех же форм проявляется как в силуэте, так и в конструкции.

Такой же простой равномерный ритм выражают фестоны, заканчивающие низ модели, изображенной на рис. 90, а. Ритм проявляется и в расположении пуговиц и навесных петель (рис. 90, б), примыкающих одна к другой, где интервал является границей членения формы. На этих примерах проявляется плавность, беспрерывность ритмического построения.

Пример простого равномерного чередования с интервалом показан на рис. 91.

То же простое ритмическое построение может проявляться и в элементах отделки (рис. 93): семь рядов декоративной строчки ритмично повторяются через равные интервалы и заканчиваются вышитыми стрелками. Такая повторность элементов отделки, сосредоточенных в одном месте, делает особый акцент на соответствующей части модели юбки.

Это более сложная закономерность повторения элементов форм и интервалов между ними с пропорциональным их увеличением или уменьшением. В этом случае последовательность образуется прогрессирующими переменами или постепенностью. какие фактуры ткани бывают

Рассмотрим примеры пропорционально-нарастающего ритма, проявляющегося в композиции одежды.

Это проявление осуществляется путем композиционной разработки формы, а также в элементах отделки. какие фактуры ткани бывают

Пример проявления пропорционально-последовательного ритма в повторности и однородности формы показан на рис. 96. Формы связаны повторностью одних и тех же плавных линий, образующих прогрессирующее нарастание ритма книзу от меньшего к большему. Связь частей этих ансамблей основана также на повторности материала.

Та же закономерность пропорционального нарастания от меньшего к большему проявляется в модели, показанной на рис. 97.

Нарядное платье отделано репсовой лентой, ритмично повторяющейся от горловины до низа платья. В данном примере ясно обозначена ритмическая последовательность членения простой формы трапеции, расширенной от линии проймы.

Конструкция завышенной, проймы органически вписывается в силуэт и служит основой построения всей формы платья. Завышенное расположение линии талии, подчеркнутое репсовой лентой, также способствует плавности пропорционального нарастания формы трапеции.

Этот же ритм проявляется в последовательно увеличивающихся интервалах, подчеркнутых репсовой лентой. Вся композиция уравновешена асимметрично расположенными бантиками, замыкающими композицию модели.

Такая же закономерность видна в модели жакета (рис. 99), в которой повторение карманов от меньших к большим осуществлено посредством пояса, расположенного по линии талии.

Пропорционально-последовательный ритм может проявляться путем закономерного пропорционального уменьшения элементов композиции (от большего к меньшему).

На рис. 100 пропорционально-последовательный ритм проявляется в построении орнаментов вышивки, что характерно для купонных тканей. Подобная закономерность последовательности проявляется в изменении насыщенности вышивки, которая книзу сходит на нет. какие фактуры ткани бывают

Еще один пример ритмического построения форм показан на рис. 102. Это платье с большим воротником, состоящим из двух воланов, по низу отделанное одним воланом. Связь здесь усилена повторностью одних и тех же форм.
По такому же принципу могут быть расположены пуговицы (рис. 103).

Таким образом, при пропорционально-последовательном ритмическом построении элементы формы могут возрастать или убывать в самых различных соподчинениях.

Путем применения радиально-лучевого ритма приводят в порядок линии, берущие начало в одном месте на одной оси (рис. 104).

Следует выделить два вида радиально-лучевого ритма.

2. Прогрессирующий радиально-лучевой ритм, закономерность которого проявляется в расположении различных лучеобразных драпировок. Ярким примером этого ритма служат женские русские и украинские народные рубахи, построенные на большом количестве сборок, сосредоточенных у горловины и ритмично расходящихся неравномерными лучами (рис. 105). Сборки по низу рукавов завершают ритмическое построение всей композиции.

Сложные виды радикально-лучевой ритмической организации наблюдались в различных драпировках одежды античного периода.

В современных платьях, построенных на мягких или жестких защипах и драпировках, можно заметить тот же принцип прогрессирующего радиально-лучевого ритмического построения (рис. 106, а, б).

Ритмическое построение на основе симметрии какие фактуры ткани бывают

Симметрия воплощает в себе не только повторение, но и завершенность (рис. 107). Такое построение можно видеть в симметричном относительно центральной осевой линии фигуры расположении декоративных линий, деталей и элементов отделки-карманов, клапанов, хлястиков, защипов, складок, оборок и т. д., а также в расположении пуговиц двубортной застежки.

Ритмические построения, совмещающие различные виды ритма

Под такими построениями подразумевают соединение в одной и той же композиции различных видов ритма, взаимно увязанных и подчиненных один другому.

Еще один пример соединения простого равномерного ритма (плавных зигзагов) с пропорционально-последовательным показан на рис. 109, изображающем турецкую пальмовую ветвь (ХVI в.). В этом мотиве орнамента наблюдается прогрессирующее построение однородных изогнутых линий, берущих начало в одном месте. Однородность линий и постепенное их нарастание организует всю форму орнамента. Непрерывность и равномерная повторяемость зигзагообразной линии контура приводит в гармонию всю ритмическую организацию.

То же ритмическое построение, основанное на соединении в одной и той же композиции различных видов ритма, характерно и для композиции одежды. какие фактуры ткани бывают

Соединение простого равномерного ритма (повторяемость складок-защипов и пуговиц на лифе) и ритма с использованием элементов симметрии (в расположении оборок лифа и юбки) достигнуто в композиции модели, изображенной на рис. 110.

На рис. 112 показано сложное драпированное платье. Соединение вертикально падающих драпировок юбки, построенных в прямом ритме, с радиально-лучевыми драпировками лифа, сочетание статичности низа и динамичности верха строится на нюансном (плавном) повторении драпировок.

Ритмическое чередование, основанное на закономерном цветовом повторении

Цветовая единица может являться основным элементом ритмической организации. Повторяемость цветовой единицы возможна в самых различных цветовых сочетаниях, в простом и пропорциональном ритме по вертикали, горизонтали и диагонали. Характерным примером являются ткани в полоску.

На рисунке (приложение 4, фигура слева) показано платье в разноцветную полоску. Чередование полос построено на простом равномерном повторении. Поперечное расположение полос подчеркивает и усиливает простую, лаконичную форму платья. какие фактуры ткани бывают

На модели, расположенной справа, построение цветных полос иное. Здесь проявляется пропорционально-последовательное нарастание от узкой полосы к более широкой. Косое расположение полос подчеркивает и усиливает динамику рисунка.

На рисунке, данном в приложении 5, показаны нарядные вечерние платья, построенные на ритмической переходности цветовых нюансов.

Примеры нарушения ритма в композиции одежды

Нарушение ритма может быть вызвано различными причинами.

Небрежность, неточность выполнения модели. Если, например, одна из оборок на юбке случайно сделана шире, чем все остальные, то она резко выделяется, ломая равномерность чередования по всей юбке. То же самое относится и к складкам, защипам на платье или юбке. Если ширина одной из складок или интервала между ними не соблюдена, общий ритм всей модели нарушен. Даже самое незначительное смещение в расположении ряда пуговиц нарушает ритмическое построение всей застежки (рис. 113).

какие фактуры ткани бывают

Ритмическое построение на основе неправильной композиционной разработки. На рис. 114 показано платье с неверным размещением пуговиц на лифе и юбке. На лифе пуговицы значительно крупнее, чем на юбке; кроме того, расстояния между пуговицами на лифе и на юбке по горизонтали неодинаковы. В результате платье смотрится как две самостоятельные части, случайно и к тому же неудачно соединенные, так как отсутствует ритмическая связь частей целого и общая гармония в модели.

Нарушение ритмической организации можно проследить также на модели платья показанного на рис. 116. Четко расположенная полоса вышивки по линии кокетки подчеркнута повторением горизонтально направленной складки. По низу юбки вышивка повторяется, но с асимметричным расположением. Такое необоснованное соединение однородных элементов построено на неверном принципе. Полная симметрия верха и асимметрия низа придают композиционному замыслу неуравновешенность, несоответствие, нарушают общую гармонию, т. е. создают аритмию.

Таким образом, характер ритмического построения зависит от идеи композиции и элементов, входящих в данную композицию. Ритм проявляется лишь в тех композициях, в которых присутствуют элементы, требующие организованного построения ритмической связи частей целого.

Фактура — это внешнее проявление структуры материала. Существует 2 вида фактур: пассивные фактуры (шелк, лен) и активные фактуры (букле, мех и др.).

• Уже за счет одной фактуры ткани дизайнер получает практически неограниченные возможности для творчества, позволяющие добиться любого эффекта, ведь каждая ткань имеет свои достоинства, важно только знать их и уметь ими правильно воспользоваться.

• Существуют следующие виды рисунков тканей: геометрические, растительные, смешанные, тематические, абстрактные.

• Каждый рисунок имеет свой раппорт, то есть повторяемость одной и той же темы по всему полотну.

• Разреженный рисунок увеличивает величину и массу одежды; уплотнённый – уменьшает.

Виды декоративных отделок:

– Отделки, получаемые в результате выполнения всех видов вытачных рельефных швов, складок, буф, драпировок, оборок, отделочных строчек.

– Отделки деталями, выполненные из ткани изделия или отделочной ткани: оборки, рюши, воланы, бейки, канты, галстуки, клапаны.

– Отделки специальными отделочными материалами: кружево, тесьма, шнур, сутаж, бахрома, лента, цветы.

– Отделка фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, застёжки-молнии.

– Отделки вышивкой, аппликацией, эмблемами – наиболее декоративны. Вышивка может быть ручная и машинная; выполненная нитками, бисером, блёстками-пайетками.

– Отделки другими материалами: мех и кожа натуральные и искусственные, трикотаж, замша, бархат, кружевное полотно, ткани.

– Отделка деталей изделия печатным рисунком.

• Применение в одном изделии нескольких видов отделки требуют их согласованности, чтобы не нарушать целостности композиционного решения.

Ритмом называется закономерное чередование однородных элементов (звуковых, речевых, изобразительных).

• Существуют следующие виды ритмов в одежде:

– простой равномерный ритм двух видов (в повторности форм и элементов, при которой интервал является границей членения формы; в повторности форм с сохранением равных интервалов между ними);

– ритмическое построение на основе симметрии;

– радиально-лучевой ритм двух видов (простая равномерная закономерность; прогрессирующий радиально-лучевой ритм);

– ритмические построения, совмещающие различные виды ритмов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *