какие формы афазии возникают при поражении задней речевой зоны
Какие формы афазии возникают при поражении задней речевой зоны
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Афазия поражает детей и взрослых, вследствие чего у человека появляется речевое расстройство.
Статья:
Афазия — это частичное или полное нарушение речевого акта. Причиной такого расстройства речевых функций является поражение области коры головного мозга, ответственной за понимание и воспроизведение слов. Заболевание поражает взрослых или детей со сформированными речевыми навыками. Вслед за речевыми расстройствами появляются нарушения сенсорных и двигательных процессов, что приводит к психическим и личностным травмам заболевшего.
Изучением заболевания афазии и определением его симптомов занимался французский врач А. Труссо, а также многие учёные и медики конца XIX — начала XX века. Среди них известный французский врач П. Брока, немецкий психоневролог К. Вернике. Большая заслуга в изучении этиологии заболевания принадлежит основателю нейропсихологии в России А. Р. Лурия. Однако многие вопросы, касающиеся этиологии заболевания, до сих пор остаются открытыми. По мере развития физиологии, неврологии, хирургии, появления новых медицинских технологий появляются новые методы вылечить афазию.
Виды афазии, их симптомы и особенности
На сегодняшний день существует несколько типов классификации афазии. На основании анатомических, психологических и лингвистических критериев различают классическое деление форм болезни, неврологическое, лингвистическое и др.
Наиболее полно раскрыл вопрос деления афазии по видам А. Р. Лурия, выделив в итоге шесть разновидностей этого заболевания. Его классификация до сих пор считается самой исчерпывающей и общепринятой в мировой практике. Согласно этому нейропсихологическому делению, выделяют следующие формы афазии:
Эти формы в общем виде классифицируются в три большие группы. Так, афферентную, эфферентную и динамическую форму афазии относят к группе моторных нарушений. Отличительной чертой этого типа заболевания является отсутствие экспрессивной речи, то есть активного устного высказывания.
Акустико-гностическая и семантическая афазия относятся к группе импрессивных нарушений, где наблюдается неспособность человека понимать устную речь. При невозможности больного называть отдельные предметы возникает акустико-мнестическая афазия или амнестическая форма заболевания.
Различные участки мозга отвечают за тот или иной элемент структуры нашей речи. Именно от того, где локализовалось поражение, будет зависеть форма болезни. Деление афазии на виды объясняется различными способами и степенями её проявления. При тотальной форме болезни полное восстановление пациента практически невозможно.
Афферентная афазия
При этой форме заболевания человек не может произнести практически ни одного слова. При тяжёлой или тотальной форме проявления больной не в состоянии произнести даже звук. Однако непроизвольно человек может проговаривать слова и звуки. Но не сможет этого сделать при просьбе повторить тот или иной звук или слово. Больной не может представить, как сомкнуть или разомкнуть рот, куда необходимо поместить язык и т. д. То есть человек не может понять, что именно надо делать, чтобы произнести какой-либо звук.
Афферентная моторная афазия провоцирует разрыв связей между артикуляционным аппаратом человека и звуковыми выражениями. При возможности произносить какие-либо звуки сам взрослый или ребёнок может путать сходные по произношению, например «б» и «п» или «к» и «х» и т. д. Она проявляется и сложности записывания букв в правильном порядке. Особенно такое явление часто наблюдается у переученных левшей. Они могут пропускать только гласные или только согласные в словах.
Заболевание приводит к неспособности больного проявлять свои артикуляционные возможности. Такие люди, как правило, не могут складывать язык трубочкой или цокать языком, совершать другие языковые жесты.
Эфферентная
Эфферентная моторная афазия обусловлена нарушением в той части коры головного мозга, которая отвечает за программирование речи, когда один звук или слог перетекает в другой, в результате чего образуются слова. Эта часть мозга носит название зоны Брока. Поэтому часто эту форму афазии называют афазией Брока.
В данном случае человек по просьбе или собственному желанию может произнести отдельные звуки. Однако соединить звуки в слова, переключиться с одного слога на другой, чтобы получилось целое слово, такие больные не могут или подобные речевые действия даются им с большим трудом. При тяжёлых формах болезни человек начинает общаться с помощью жестов и мимики либо использовать так называемое слово-эмбол. То есть больной может произнести одно какое-то слово, которое и используется им при всех вопросах, просьбах или обращениях к нему.
При менее выраженной форме эфферентной афазии речь больного становится скудной, простой. Такой человек не употребляет предлоги, не может изменять слова по падежам. Часто подобный тип афазии характеризуется смешением слогов и букв во фразах больного. Эфферентная моторная афазия может проявляться в неспособности человека читать вслух.
Акустико-гностическая (сенсорная)
Акустико-гностическая, или сенсорная, афазия возникает в результате поражения верхней части коры височной области мозга. Именно эта область, которая носит название зоны Вернике, отвечает за восприятие и понимание человеком слуховой части речи. У человека с такой формой недуга нарушается фонематический анализ устных слов. То есть больной лишь частично или полностью не понимает обращённую к нему речь.
При этом физический слух у таких людей не нарушен. Они могут складывать слоги в слова и говорить. Они легко произносят простые и знакомые им слова, но не в состоянии устно воспроизвести сложные и незнакомые. При афазии такого типа речь человека простая, но запутанная. Очень тяжело понять смысл сказанного из-за нарушения структуры составленного предложения.
Часто эти больные говорят очень быстро, эмоционально, но несвязно. Можно подумать, что человек говорит на каком-то «своём» языке. Люди с такой формой заболевания теряют способность записывать слова и предложения или читать вслух. При такой афазии нарушение речи сам больной может и не осознавать. Он не понимает, что делает ошибки в произношении слов, слогов или букв.
Акустико-мнестическая
Амнестическая афазия проявляется нарушением слухоречевой памяти. У больного наблюдается забывчивость. Человек точно знает назначение предмета, но не помнит, как он называется, и не может его назвать. «Ну, этот, звонить, алло, у меня дома есть такой, как же я забыл?» (Телефон) «Мне нравится такой жёлтый, сочный, с дольками, ещё с него кожуру чистят, и он вкусно пахнет» (Апельсин). Больные не понимают смысла синонимов, антонимов, не могут подобрать обобщающего слова к группе понятий (мебель, обувь, игрушки).
Переносный смысл слов тоже непонятен пациенту с этой формой афазии. Так, словосочетание «золотые руки» он воспринимает, как «руки, сделанные из золота». Данный вид нарушения возникает на фоне патологии нижней височной области полушария.
Основная характеристика афазии данной формы выражается в словарном дефиците. Речь таких людей спонтанна и эмоциональна и в основном содержит глаголы. Акустико-мнестическая афазия часто сопровождается дефектами счёта и других арифметических действий. При этом такие больные хорошо читают. В отличие от сенсорной формы заболевания, акустико-мнестическая афазия характеризуется сохранением фонематического слуха.
Семантическая
Эта форма заболевания встречается при поражении нижней теменной доли полушария. Семантическая афазия проявляется неспособностью больного сопоставлять время и пространство. Такие люди прекрасно понимают речь, хорошо и правильно разговаривают, выполняют несложные просьбы. Семантическая афазия провоцирует нарушение в понимании логических связей в речевых конструкциях. Пациентам непонятен смысл предлогов, определяющих местоположение. Слова «бежать», «прибежать», «убежать», «забежать» для них равнозначны.
Кроме того, ими трудно усваиваются понятия принадлежности, например, «папина дочка» и «дочкин папа» и т. д. Пациентам с семантической афазией непонятны переносный смысл слов, поговорки, пословицы. При афазии этого вида читать пациенты способны, а вот пересказать прочитанное своими словами не могут.
Динамическая
Динамическая афазия — ещё одна разновидность афазии моторной, когда поражению подвергается область головного мозга, расположенная рядом с зоной Брока. Это передние и средние отделы нижней лобной извилины. Речевая активность больного при данном виде афазии снижена. Кажется, что говорящий не хочет вступать в диалог.
Речь больного скудна, спонтанна и замедлена, в ней нет динамики и экспрессивности. Наблюдается отсутствие во фразах глаголов, предлогов, сложных прилагательных и междометий. Слова не согласованы между собой, грамматические формы слов не согласованы «Бабушка…читать…книга». «Собака…сидеть..лаял…сейчас».
Очень часто у больного наблюдаются сразу несколько форм афазии. Смешанная форма образуется вследствие анатомической близости тех зон мозга, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. Так, при обширном поражении сосудов головного мозга возникает смешанный тип заболевания — сенсорно-моторная афазия. У больного отсутствует фонематический слух и нарушена артикуляция. Понимание устной и письменной речи полностью нарушено.
Сенсомоторная афазия относится к тотальной форме заболевания. Для каждого вида афазии характерны те или иные симптомы. Но при любой форме заболевания обязательно наблюдается нарушение речи.
Причины появления заболевания
К возникновению данного заболевания приводят нарушения, возникающие в той или иной зоне коры головного мозга. Такой дисбаланс могут вызвать как патологические изменения в отделах мозга, так и наличие соматического заболевания.
Основные причины афазии:
В ряде случаев афазия возникает, как осложнение нейрохирургических операций, отравления тяжёлыми ядами, а также вследствие хронических дисфункций головного мозга.
В зону риска попадают люди, имеющие генетическую предрасположенность к заболеванию. Спровоцировать начало заболевания могут пороки сердца, хроническое повышенное давление, ревматизм, кровоизлияния. Часто нарушение речевого воспроизведения отмечается у пожилых людей.
Способы диагностики речевого нарушения
Диагностировать афазию, симптомы заболевания и её тип можно с помощью специально разработанных методик. Сюда входят различные тесты на определение речевых функций больного, его неврологического состояния. Для уточнения диагноза проводятся диагностические исследования: МРТ, КТ, ультразвуковая диагностика и другие методы.
Для самостоятельной диагностики афазии попросите больного рассказать о себе. Простые однозначные предложения должны насторожить. Следующим шагом может стать просьба перечислить дни недели, месяца, название времён года и т. д.
Попросите больного взрослого или ребёнка прочитать что-либо, а затем пересказать прочитанное. В качестве методики определения афазии может выступать объяснение смысла какой-либо пословицы или поговорки.
Вопросы на понимание логико-грамматических и пространственных соотношений (кто кому приходится, что за чем следует и т. д.) помогут диагностировать данное заболевание. Такие несложные тестовые задания можно применять в домашних условиях при возникновении подозрения на наличие заболевания у близких или детей.
Дальнейшее клиническое обследование в медицинском учреждении поможет подтвердить или опровергнуть диагноз. По результатам обследований и сбора анамнеза составляется план лечения пациента.
Методы лечения и примеры упражнений
Лечение афазии зависит от её формы. Первоначально пытаются устранить возможную причину заболевания, например, опухоли, воспаления, гормональные сбои и т. д. Восстановление речи при афазии занимает длительный период. Комплексная терапия включает в себя как медикаментозное лечение, так и логопедическое воздействие. Только при этих условиях возможна качественная коррекция речевых дисфункций пациента.
Как лечить афазию? Восстановление направлено на восстановление способности больного произносить звуки родной речи. Одни больные идут от звука к речи, а другим проще произнести сначала целое слово и затем выделить из него первый звук и закрепить его артикуляцию. Иногда «буква оживляет звук», то есть звук вызывается после показа букв, соответствующей данному звуку.
Примеры упражнений для восстановления понимания речи:
Восстанавливать речевую активность необходимо, работая над произношением с помощью артикуляционной гимнастики. Как правило, основная работа при лечении болезни ложится на логопеда. Именно этот специалист может научить как правильно произносить звуки, слоги и составлять фразы, используя специальные упражнения.
Основной задачей при лечении акустико-мнестической афазии является восстановление слухоречевой памяти. Проводится работа над экспрессивностью речи, зрительным запоминанием предметов и их названий, восстановлением функций чтения и письма.
Коррекция афазии при моторном нарушении направлена на восстановление артикуляционных функций пациента и фонематического слуха. Больного учат различать значение предлогов, наречий, прилагательных. Методика лечения подразумевает использование синонимов и антонимов в речи пациента.
Коррекция афазии при семантических патологиях сводится к преодолению пространственных нарушений, восстановлению логико-грамматических связей. Пациента учат составлять сложные и развёрнутые предложения.
Примеры заданий для восстановления грамматического строя речи:
Особенности детской афазии
Детская афазия встречается не так часто, как у взрослых. Она диагностируется примерно у 1% детей, чаще развивается у мальчиков. Симптомы, диагностика и способы лечения ничем не отличается аналогичных характеристик заболевания у взрослых. Обычно у детей диагностируется сенсорная афазия, относящаяся к моторной группе видов заболевания. Диагностика детской афазии обычно проводится неврологом.
Симптомы патологии, встречающиеся у детей:
Существует два типа поведения детей, больных афазией. Одни суетливы и непоследовательны, другие настолько инертны, что застревают на одном действии, не в состоянии перейти к другому. И те и другие быстро устают, и временами «выключаются» из деятельности. Это объясняется тем, что из-за нарушения нервных связей нарушено взаимодействие между глубинными отделами мозга, отвечающими за восполнение энергетических затрат, и его корой.
Основные причины детской афазии — родовые, черепно-мозговые травмы или опухоли головного мозга. Лечение речевых нарушений у детей практически не отличается от терапии взрослых. Афазия у детей требует более длительного курса коррекции по причине возрастного несовершенства артикуляционного аппарата. Лечение заболевания требует тщательных и продолжительных занятий с высококвалифицированным дефектологом и логопедом.
Прогноз лечения детской афазии неутешителен. Как правило, такие дети отстают в речевой активности от своих сверстников. Полностью восстановить потерю нейронных связей в коре головного мозга невозможно ни лекарственными препаратами, ни занятиями с логопедом, но избежать прогрессирования болезни, минимизировать её проявление вполне реально. Взрослым необходимо запастись терпением и спокойствием при лечении такого ребёнка. Забота и внимание родителей помогут внушить ребёнку уверенность в своих силах и приблизят положительный эффект от коррекции нарушения.
Таким образом, афазия является симптомом какого-либо заболевания участков головного мозга. Проявляется она в виде нарушения устной речи или неспособности к её восприятию, а также комплексного нарушения функций.
Афазия: симптомы, виды, диагностика и лечение
Афазия – это частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, которая вызвана локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. Человек с данной патологией испытывает серьезные трудности в общении с другими людьми, у него нарушается восприятие окружающего мира. Пациентов с рецептивной афазией не способны понимать слова или распознавать слуховые, зрительные или тактильные символы. А у пациентов с экспрессивной афазией нарушается способность речеобразования при относительно сохраненном понимании и осмыслении речи. Существуют и другие типы афазии, которые могут в значительной степени перекрываться.
Особенности афазии
Понятие «афазии» в медицинской терминологии означает неврологическое заболевание, которое связано с расстройством когнитивных функций, таких как речь, письмо, память, ориентация во времени и пространстве, рисование, понимание и осознанность, а также внимание и праксис.
Основное проявление афазии – проблемы с пониманием речи и ее произношением. В некоторых случаях страдает восприятие визуальной информации.
Афазия развивается только тогда, когда у человека сформирована речь, т.е. данный диагноз ставится детям старше 3-4 лет.
Причины афазии
Чтобы понять причины возникновения афазии, нужно разобраться с тем, как работает речевой аппарат человека. Головной мозг синтезирует и воспринимает речь при помощи хорошо развитых речевых центров, которые находятся в коре больших полушарий.
Речевые центры называются по именам врачей, которые их открыли:
Чаще всего к развитию афазии приводят следующие факторы:
Основная симптоматика
В зависимости от локализации пораженных участков, симптомы могут быть менее или более интенсивными. Наличие того или иного симптома будет зависеть и от вида афазии, который диагностирован у человека.
К основным симптомам афазии относятся:
Классификация афазии
В современной медицинской практике принято брать за основу классификацию по А.Р. Лурия, т.к. именно она учитывает локализацию очага поражения и возникающей при этом симптоматики. Ниже указаны основные формы афазии в соответствии с этой классификацией.
Динамическая афазия
Появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария, которое отвечает за речевую функцию. Данная патология характеризуется невозможностью построить связное и логичное высказывание. Возникают проблемы при необходимости пересказа содержимого увиденного ролика.
Пациент может забывать названия улиц, городов, даже фамилии близких ему людей. Но если сделать подсказу, назвав начало слова, то человек сможет закончить его. Возникают проблемы с отсчетом в обратном порядке.
Акустико-гностическая афазия
Проявляется поражением аналитической зоны Вернике. Эта патология еще называется сенсорной афазией, для которой характерно нарушение речи, при котором человек перестает воспринимать слова другого человека на слух. Пациент не может анализировать и синтезировать обращенную к нему речь, т.е. для него это просто набор невнятных звуков.
При сенсорной афазии нарушено слуховое восприятие при нормальном физическом слухе. Сама же речь таких пациентов в первые 2 месяца после начала мозговой катастрофы напоминает «речевую окрошку», представляя собой случайный набор звуков и слов. Затем у человека развивается логорея с выраженными вербальным, литеральными парафазиями и аграмматизмами.
Акустико-мнестическая афазия
Данная форма проявляется тем, что у человека существенно снижается способность запоминать услышанную информацию. При этом отмечается снижение объема запоминания: услышав фразу, он может запомнить не более 2-3 слов.
Таким людям очень тяжело общаться в компании, где больше 2 людей. При общении с ними нужно использовать простые слова и предложения.
Амнестико-семантическая афазия
Возникает при комплексном повреждении височной, теменной и затылочной зоны головного мозга. Данная форма проявляется следующими нарушениями:
Эфферентная моторная афазия
Данная патология связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). У пациента появляются артикуляционные дефекты речи и проблемы с изменением положения органов артикуляционного аппарата. Иными словами, когда он произносит какой-нибудь звук, то ему требуется время для переключения на другой.
Речь присутствует, но без интонационной окраски, эмоций, в ней нет плавности. Центральный речевой дефект – это кинетическая артикуляционная апраксия. При эфферентной моторной афазии также могут наблюдаться нарушения двигательных процессов и заторможенность.
Афферентная моторная афазия
Очаг поражения – нижние отделы постцентральной коры, которые примыкают к роландовой борозде. У пациента есть серьезные проблемы с изменением положения артикуляционного аппарата при произношении звуков (кинестетическая артикуляционная апраксия).
При обширных повреждениях коры доминантного полушария, которые захватывают сенсорные и моторные речевые зоны, у пациента диагностируется тотальная афазия – полная невозможность говорить и распознавать речь. Часто встречаются смешанные формы афазии: сенсомоторные, афферентно-эфферентные и т.д.
Основные методы диагностики
Диагностика афазии предполагает привлечение нескольких специалистов, включая невролога, нейропсихолога и логопеда.
Для выявления очага поражения и выяснения непосредственных причин патологии применяется МРТ и КТ, УЗДГ сосудов головы и шеи, а также дуплексное сканирование сосудов головного мозга.
Помимо инструментальной диагностики, проводится обследование речи, которое предполагает диагностику устной и письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание смысла прочитанного).
Тестирование в клинических условиях для выявления конкретных поражений должно включать оценку следующих симптомов:
Формальное нейропсихологическое тестирование, проводимое нейропсихологом или логопедом, может выявить более тонкие уровни дисфункции и помочь в планировании лечения и оценке имеющегося потенциала для восстановления. В распоряжении специалистов широкий выбор различных формальных тестов для диагностики афазии (например, «Бостонское диагностическое исследование на афазию», «Западный блок тестов для выявления афазии», «Бостонский тест названий», «Номинативный тест», «Тест названий действий»).
Нейропсихолог также проводит диагностику:
В задачу специалистов также входит дифференциальная диагностика, т.е. важно дифференцировать афазию от других патологий, проявления которых могут быть схожими: дизартрия, алалия, мутизм и др.
Какие формы афазии возникают при поражении задней речевой зоны
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Понятие «афазия» — это нарушение сформированной речи у взрослых и детей старше трех лет.
Статья:
Понятие «афазия» — это нарушение сформированной речи у взрослых и детей старше трех лет. Она может выражаться в частичной или полной утрате речевых навыков. Возникает подобное явление из-за поражения отделов мозга, отвечающих за артикуляцию, слух, речевой аппарат в целом. Особенности течения и характер афазии определяется степенью поражения и локализацией.
Речевой аппарат – это сложный механизм, состоящий из нескольких конструкций – афферентных и эфферентных. Первые состоят из рецепторов нервных центров, вторые – связь нервных центров с органами. Понимание речи протекает как анализ и синтез звуков, воспринимая информацию зрительной, на слух. Произношение представляет собой систему определенных артикуляционных движений, в механизме которых происходит сбои по причине афазии.
Что такое афазия
Это речевое нарушение характеризующиеся проблемами с пониманием речи и ее произношением. Происходит она вследствие поражений корковых отделов речи, базальных ядер. Данный диагноз устанавливается опираясь на определенные симптомы, исследования МРТ, КТ.
У правшей и примерно 70% левшей, речевые отделы располагаются в левом полушарии. У трети левшей – в правом. В корковые речевые отделы включают в себя:
Эти отделы коры мозга объединяют в так называемый функциональный треугольник. Каждый из них может получить какие-либо повреждения в результате ряда причин:
Это приводит к речевым нарушениям. Афазия отличается от речевых нарушений, моторной дисфункции артикуляционных мышц, как например в случае дизартрии. Афазией занимаются специалисты в области нейролингвистики. Также подключаются нейропсихологи, радиологи и другие медицинские специалисты.
Механизм развития моторной афазии
В мозге есть два основных отдела, которые несут речевые функции. Название этих центров названы в честь своих открывателей. Отдел, отвечающий за синтез речи назвать в честь Брока. Область мозга, которая выполняет понимание речи – центр Вернике.
Эфферентная афазия обусловлена локализацией очага поражения в зоне Брока. Находится она в заднем отделе лобной доли. Она граничит с отделом контролирующий мимику лица. В некоторых случаях, в зависимости от обширности поражения могут страдать соседние отделы.
Основное отличие афазии у детей и взрослых, в том, что у ребенка быстрее проходит обратное развитие. Если улучшение картины не происходит в первые 2-3 недели, прогноз на положительный исход существенно снижается.
Именно поэтому коррекция напрямую зависит от возраста пациента. Методы, которые используются логопедами серьезно отличаются у детей и взрослых. Причинами афазии являются те же причины, свойственные для алалии, но проявляются они на более поздних сроках жизни. Есть несколько типов афазии, для каждого из них характерны свои особенности и причины появления:
Афазия Вернике
Пациенты с поражением этой части имеют ряд особенностей:
Может также наблюдаться потеря правого поля зрения, так как рядом с этим центром находится зрительный отдел.
Афазия Брока
Больной с моторной афазией понимает и осмысливает услышанное хорошо, но страдает его произношение. Заболевание затрагивает речеобразование и способность писать. Это осложняет общение с окружающими. Может одновременно наблюдаться неспособность правильно называть предметы. Также может быть нарушено письмо.
Сопутствующие симптомы
Невролог должен определить вид расстройства, которые есть у пациента. Дисфазия Брока или моторная сопровождается:
Для нарушений в центре Вернике характерны следующие черты:
Если установлен тип нарушения, необходимо обратить внимание на параллельные симптомы. В случае инсультов, эфферентная афазия возникает редко. Могут быть нарушена двигательная функция – парезы, или обездвиженность конечностей – плегия.
Факторы-провокаторы нарушения
Сенсорный тип афазии может появиться по ряду причин. У взрослых к этому могут привести болезни связанные с сердечно-сосудистой системой. Как правило это инсульты. Это речевое нарушение – следствие органического поражения речевых отделов.
Эти повреждения происходят после периода формирования артикуляции. Распространенной причиной являются травмы головы – ЧМТ, воспаления в мозгу, произошедшие после энцефалита, лейкоэнцефалит, опухоли, ряд заболеваний центрально-нервной системы, перенесенные операции на головном мозге. Для детей главной причиной являются травмы, инфекции, воспаления, сосудистые заболевания. Афазия имеет три типа этиологии:
Сосудистые поражения имеют различную природу происхождения. Это могут быть инсульт, инфаркт, проблемы с кровоснабжением головного мозга. В свою очередь они также подразделяются на более узкие медицинские причины. Травмирование может быть открытым и закрытым. Они оба могут привести к повреждения речевых центров. Для данного типа характерно обширное область поражения – контузия. В данном случае может быть затронут не только речевой центр, но и другие, в зависимости от силы удара и места, куда он был нанесен.
Классификация и виды (таблица)
Афферентная моторная афазия | Повреждения в нижнем отделе центральной зоны ГМ | Неспособность совершать некоторые движения языком, губами, артикуляционными мышцами, но есть возможность делать их непроизвольно. Проявляется данный тип в: | |
• сложности с артикулированной речью; | |||
• неправильная артикуляция; | |||
• поисках артикуляции. | |||
Эфферентная моторная афазия | Поражения в премоторной зоне | В норме должна обеспечиваться смена артикуляции. | |
При очаговости появляется патологии в артикуляторных актах. Появляются персеверации, затрудняющие смену артикуляционных поз. Речь рванная, прерывающаяся на фрагментах и высказываниях. Проявляются системные нарушения — проблемы с чтением, письмом, пониманием речи окружающих. | |||
Динамическая афазия | Поражения локализуются в лобном отделе левого полушария. | Проявляется речевой аспонтанностью и инактивностьюи. Есть два типа: | |
Проявляется нарушениями в речевом программировании. Пациенты используют речевые штампы, которые не требуют деятельности так называемого речевого программирования. Такая речь бедна, простой структурой. | Наблюдаются нарушения в грамматической структуре. Для этого типа свойственен аграмматизм, проявляющийся ошибками в согласованности. Речь простая и односложная. Трудности в произношении незначительны. | ||
Сенсорная (акустико-гностическая) афазия | Поражения зоны Вернике | Первичным дефектом является слуховая агнозия, которая является основой фонетического слуха. Такие пациенты не могут диффиринцировать фонемы, выделять звуки из речи. Такие нарушения обусловливают грубые нарушения речи— понимания. | |
Акустико-мнестическая афазия | Средние и задние отделы височной области | Дефект проявляется в сфере слуховой деятельности. Больной не может держать в памяти услышанное. Сокращается объем общего запоминания. Вследствие чего возникают трудности с пониманием больших текстов, статей. В своей речи сокращается словарный запас. | |
Семантическая афазия | Поражения теменно-затылочных областей | Характерен импрессивный аграмматизм — непонимание сложной речевых оборотов. |
Ранняя детская афазия
У детей афазия случается реже чем у взрослых, и она сильно отличается по своему течению, коррекции, проявлениям. Чем меньше ребенок возрастом, тем больше она схожа с алалией. Другими словами, она по своим симптомам является не нарушением, а недоразвитостью речевого аппарата. В старшем возрасте афазия более склонна к взрослой.
У детей она проявляется с меньшей стойкостью, диффузно. Мозг ребенка еще развивается, формируются его отделы, образуются интенсивно нейронные связи, следовательно, повреждение не проявляется в полной картине. Функцию пострадавших клеток берут на себя соседние участки.
Прогноз для детей более благоприятен, чем для взрослых. У детей нет богатого речевого опыта, которые есть у взрослого. Навыки еще не развиты и не сформированы. Особенно это касается письма и чтения, если говорить о маленьких детях. Логопедическая коррекция не может опираться на них. Как правило у детей с афазией чаще случается аграмматизм.
Афазии у детей относятся к группе полиэтилогических нарушений ЦНС. Они отличаются полной или частичной потерей речи. В области педиатрии такие случаи встречаются не часто. В общей статистике страдающих афазией, на детей приходится лишь 1%.
Причины афазии у детей и взрослых одинаковая. У детей больше преобладает травмирование мозга. Сходство заключается в том, что для обоих характерно повреждение уже сформированного речевого аппарата. В этом заключается схожесть симптомов – нейродинамичиские нарушения, сопутствующие синдромы.
Для детей свойственен нестойкий характер заболевания, быстрое восстановление речевых навыков. Однако данная проблема с детьми является изученной еще недостаточно. Это касается и коррекционно-восстановительный процесс.
Диагностика речевого расстройства
Самой распространенной классификацией детской афазии является разделение, разработанное А.Р. Лурии. В нее входят:
Самой редкой формой для детей является семантическая афазия, по причине недостаточной сформированностью участков коры головного мозга. До 12-13 лет такой диагноз не может быть поставлен. В острый период нельзя провести полное логопедическое обследование ребенка. Особенности острого периода выражаются и недостаточным психологическим развитием.
Для детей дошкольников подбираются особые диагностические методы, схожие с детьми, страдающими ОНР. Используется наблюдение за ребенком. Диагностика проводится сбором информацией о физическом, речевом, психическом развитии. Особое внимание уделяется на то, насколько была развита речь ребенка до момента возникновения афазии. На процесс диагностики может уйти до 40 минут. Исходя из этого, логопед устанавливает речевое расстройство, степень их тяжести, процессы нейродинамики:
Лабораторные анализы не дают должного эффекта. Они могут указать на причину появления нарушения. В качестве инструментальной диагностики ребенку проводится:
ЭЭГ нужно для определения активности участков коры, наличия эпилептиформных припадков.
Особенности коррекции речевых нарушений в остром периоде
Лечение у детей предполагает использование специальных программ, проводящийся логопедом. Лечение направлено на компенсацию речевых механизмов, прямым и непрямым методами. Прямые способы проводятся на ранних сроках и включают в себя активирование резервных способностей клеток головного мозга.
Непрямые способы должны компенсировать утерянные функции посредством функциональной перестройки отделов головного мозга. В качестве материалов используются карточки, картинки, специальное компьютерные программы, логопедические упражнения. Эффективность обучения зависит от ряда факторов:
Мозг ребенка пластичнее, чем у взрослого. Восстановление при лёгких поражениях проходят быстрее. При структурной афазией в легкой степени, речевые способности восстанавливаются в течение 3-5 недель, при средней степени тяжести на это может потребоваться 1-6 месяцев. При наличии синдрома Ландау-Клеффнера кроме обучения потребуется медикаментозное лечение.
Формы сенсорной афазии
Сенсорная афазия – расстройство речевого аппарата, спровоцированное поражениями височных долей мозга ребенка. У взрослых причиной является инсульт. При данном типе, пациент отчетливо слышит речь, но не может понять ее смысла, могут быть нарушены вербальные навыки коммуникации. Другое название сенсорного типа – афазия Вернике. У детей она возникает вследствие инфекционных заболеваний ЦНС, травм, осложнения после гриппа. Существует четыре типа, которые встречаются у детей и взрослых.
Акустико-гностическая сенсорная афазия
Ребенок с таким диагнозом не понимает обращенную к нему речь. Пациент теряет взаимосвязь между объектом и его названием. Ребенок лишается доступа у участкам мозга, которые ответственны за определение предметов. Он знает назначение какого-либо предмета, но не может назвать его. Может наблюдаться нарушение понимания лишь некоторых слов. При тяжелых поражениях количество таких слов многочисленно. В самых тяжелых случаях ребенок не понимает речь совсем. Пациент с такой формой афазии в тяжелой стадии воспринимает речь окружающих как иностранный язык.
В раннем возрасте шансы на компенсацию высоки. Соседние участки мозга возьмут на себя утраченный функционал, но для этого потребуется соответствующая коррекция и время. Кроме сенсорного центра, в голове есть моторный речевой центр, отвечающий за собственную речь. Они связаны между собой. Таким образом нарушения в одном центре затрагивают состояния другого. При сенсорной афазии нарушается речь ребенка:
Ребенок может говорить слишком много, но эта речь не несет смысловой нагрузки. Такое явление называется логореей. На один вопрос пациент может отвечать по-разному. Также может нарушаться письменная способность – алексия. Могут наблюдаться пропуски слов, звуков, замена слогов, но при этом нет понимания этих ошибок. Ребенок считает, что он пишет и использует правильное слова и не совершает никаких ошибок.
Субкортикальная
Происходит такой тип сенсорной афазии при нарушениях ассоциативных связей сенсорного центра речи, но слух полностью сохранен. Другими словами, наблюдается словесная глухота, при которой ребенок не слышит речь, но читает хорошо. В другом типе, больной повторяет услышанные слова, но не понимает значения этих слов.
Акустико-мнестическая
Происходит поражение коры головного мозга левого височного отдела. Страдает в первую очередь память ребенка, нарушения ассоциативных связей между сенсорным и моторным речевыми отделами. Этот диагноз не позволяет ребенку назвать предметы, но есть понимание речи окружающих, умеет писать. Основной трудностью является сложности в подборе правильного слова, ему сложно выстроить правильную фразу.
Семантическая сенсорная афазия
Поражения локализуются в затылочно-височной части, при котором регистрируется нарушения с восприятием пространственных понятий. Ребенку сложно подобрать предлоги, например, правильно употреблять в своей речи «в», «на» и другие. Есть сложно в определении физических размеров окружающих предметов. Ребенок забывает некоторые слова, но с подсказкой взрослого быстро их вспоминает.
Тотальная афазия
Эта речевая патология, при которой пациент лишается понимания речи окружающих, не может выражаться. Утрата речи происходит при обширных инсультах, тяжелых травм мозга. Тяжесть напрямую зависит от степени поражения и локализации очага.
Акалькулия афазия
Слово происходит от греческого А – частица отрицания и. Calculatio – счет, то есть нарушения способности считать и проводить вычислительные операции, даже самые простые. Характеризуется акалькулия поражениями коры головного мозга. Есть несколько видов нарушения. Первичная акалькулия является патологией в понимании чисел, разрядов, проблемами со счетом, непонимание знаков арифметики. Вторичная – часть нейропсихологического синдрома.
Такой тип развивается параллельно с другими нарушениями, такими как афазия, агнозия и другие. Если поражения находятся в височной части, могут наблюдаться проблемы с устным счетом. При поражениях в затылочной части, могут не распознаваться написанные цифры. Выделяются четыре типа акалькулии:
Обычно акалькулия встречается отдельно от других нарушений редко, а происходит параллельно с иными речевыми и нейропсихологическими нарушениями.
Сенсорно моторная афазия
Непонимание речи связано с поражениями в слуховом аппарате и дисфункцией артикуляции. Больной не может оценить правильность произношения слов другими людьми и у самого себя, при этом происходит раздражение от того что нет правильной коммуникации. Клиническая картина сенсомоторной афазии имеет специфические признаки, облегчающие диагностирование. Такими признаками являются:
У детей и взрослых сенсомоторный тип схож по своим проявлением, симптоматике, этиологии. У детей афазия происходит из-за травм мозга.
Формы и признаки моторной афазии
Разработана классификация, разделяющая моторный тип заболевания на различные формы. Больной с таким нарушением имеет нечленораздельную речь, вследствие повреждений речевых отделов мозга. Формами моторной афазии являются:
В практике встречаются смешанные афазии. На развитие, характер, протекание влияют ряд факторов:
В зависимости от этих факторов может возникать грубая, частичная моторные афазии.
Моторная дисфазия и степени тяжести
Есть четыре типа тяжести афазии:
Коррекция напрямую зависит от степени тяжести афазии и для коррекционной работы требуется разное время, упражнения, программы.
Афферентная моторная афазия артикулярная
Этот термин ввел в оборот А.Р Лурия в 1969 году. Это одно из самых тяжелых речевых нарушений, часто протекающая параллельно с эфферентной формой. Она характеризуется развитием грубой моторной афазией, преодоление которые занимает много времени и усилий. Происходит такая форма при поражениях постцентральных отделов головного мозга, вторичных зон речи, расположенных в корковом отделе.
Грубая форма афазии затрагивает оральный и артикуляционные механизмы. Такие пациенты могут осуществлять только имитацию оральных поз, устная речь для них недоступна. Экспрессивная речь образуется сочетанием работы всего артикуляционного аппарата – губы, язык, гортань, мускулы лица. Регуляция осуществляется непрерывной афферентацией – определение состояния речевых органов корой мозга. При таком поражении этот механизм повреждается либо полностью прекращает свое функционирование.
Эфферентная моторная афазия Брока
Нарушение происходит в двигательном звене речевого аппарата вследствие поражений премоторной зоны. Наблюдается сложности при смене артикуляционных поз, заторможенность речевого процесса, диспросодия, персеверации, расстройства письменности. Диагностируется эфферентная моторная афазия невролого-логопедическим обследованием, МРТ коры головного мозга. При необходимости назначается люмбальная пункция.
Процесс коррекции проводится логопедами, неврологами. В зависимости от тяжести, назначается медикаментозное лечение. В 1861 французский хирург Поль Брок впервые определил отдел мозга, находящийся в нижней извилине лобной части левого полушария, были установлены его функции. В дальнейшем этот отдел получил название в честь своего первооткрывателя. Данный центр несет на себе моторное речевое значение. При его поражениях появляется моторная разновидность.
Причины появления эфферентной моторной афазии
Основными причинами являются:
Патогенез
Центр Брока выполняет главную роль артикуляционной мышечной активности, необходимая для скоординированной работы всех речедвигательных органов. Поражение в нем проявляются сбоем в эфферентной импульсации, которая ответственна за речевой акты и их сменяемость. Следствием этого является повторение слов, перестановки слов во фразе, персеверации, инертность речи.
Классификация
Симптомы различаются от степени тяжести заболевания. Исходя их этого различаются подходы коррекции. Классифицируется эфферентная афазия на три степени:
В лёгкой степени данный тип не вызывает ограничения способности строить коммуникацию с другими людьми.
Динамическая моторная афазия
Динамическая моторная афазия – отсутствие или нарушения в сложившейся речи. В связи с чем происходит невозможность высказываться. Возникает подобное вследствие поражений в префронтальной зоне левого полушария. Впервые данный синдром был открыт в 1934 году Карлом Клейстом. Он предложил, что при таком поражении происходит нарушения в спонтанной речи.
Динамической афазии также характерны проблемы с устной и письменной речью, сложности в некоторых мыслительных процессах. Такие пациенты испытывают трудность с построением предложения, совершают грамматические и синтаксические ошибки, они плохо воспринимают глаголы. Причинами динамической афазии служат патологические изменения в работе корковых структур головного мозга. Они находятся в задне-лобном отделе мозга спровоцированные инфекциями, травмами, нарушенными кровообращением.
Лечение моторной афазии: общие принципы
На лечении и коррекции афазии специализируется логопед-афазист. Часть терапии осуществляется родными пациента. Это процесс длительный, предполагающий растормаживание речи и создания у больного психологического настроя на процесс терапии. Одним из эффективных методов лечение является прослушивание и напевание известных песен (по возможности). Так человек должным образом настроиться на правильный ход, приподнять у него настроение, самоуверенность. Постепенно пациент начнет стараться сам подпевать или стараться это сделать.
Лечение афферентного типа
Главной целью терапии является восстановление произношения. Для этой задачи используются:
В последнем пункте вначале проводится счет до десяти, затем можно перейти к проговариванию дней недели. На начальных этапах терапии чтение и письмо не используются. На поздних этапах, логопед подключает работу со звуками и буквами.
Лечение динамической моторной афазии
В данном случае необходимо проводить коррекцию нарушений внутренний речи пациента, восстановление возможности артикуляции. Для этого есть упражнения:
Логопедами часто используется еще составление предложений или фраз. Они должны быть не длинными и не иметь в составе сложных слов.
Помощь при сенсомоторной типе
Терапия направлена на восстановление понимания речи окружающих. Для этого применяются:
Пациент должен читать текста, написанные разными шрифтами под контролем логопеда. Выздоровлением считают увеличение лексикона и переход к более выполнению более сложных заданий.
Особенности протекания сенсомоторной афазии у детей
Сенсомоторную афазию у детей часто путают у детей с алалией. Основным отличием является регрессированная развитая речь у ребенка. Проявляется такая форма афазии в следующем:
Характерной чертой сенсомоторной афазии – аналогичные симптомы у детей и взрослых. У обоих пропадает сформированные речевые функции. Для нее характерны неврологические синдромы, снижающие речевой синдром.
Диагностика занимает у логопеда 10-60 минут. Специалист ставит диагноз, степень тяжести, выраженность, особенности протекания заболевания. Во время острого периода обследование ребенка затруднительно либо вовсе невозможно. Это продиктовано причинами плохим общем самочувствием ребенка, высокой утомляемостью. Диагноз, поставленный в данный момент может не соответствовать действительному, и через некоторое время его придется корректировать. Должны быть оценены:
Для детей свойственно яркое проявление острой фазы чем у взрослых так как их психологические функции и эмоционально-волевое состояние сформированы не полностью. Специфика установления точного диагноза зависит от возраста ребенка и степень сформированности речевого аппарата у него. Для дошкольников разработана упрощенная схема диагностирования, которая напоминает выявление общего недоразвития речи (ОНР). Логопед собирает полный анамнез пациента и устанавливает психическое и речевое развитие ребенка.
Также отличается коррекционная работа для детей и взрослых, имеющие одинаковый диагноз – сенсомоторная афазия, даже если они имеют одинаковую степень тяжести. Лечение проводится по двум направлениям:
Дополнительно могут быть показаны физиопроцедуры, лечебная профилактика, массаж и другие. Занятия с логопедом проводят до трех лет и зависят от вида сенсомоторной афазии и ее тяжести. Если работа проходит с подростком, используются методы для взрослых, если с ребенком – занятия имеют игровую форму.
Другие формы афазии
Существует много форм афазий, классификация которых проводится по ее особенностям течения, причин появления, методов терапии.
Афферентная афазия
Причиной являются повреждения премоторных участков коры мозга. Проявляется она в многократном повторении определенного звука, так как пациент не может изменить артикуляционную позу. Речь прерывистая, наличие готовых речевых штампов. В большинстве случае, у пациентов встречается смешанный тип – афферентный и эфферентный. Это проявляется комплексными симптомами обеих типов афазии и носит название сенсомоторная афазия.
Нельзя считать афазию психическим заболеванием, психика пациента и уровень интеллекта не страдает. К больному нужно относится с пониманием, нельзя повышать на него голос, кричать, выражать недовольство им. Такие действия приведут к ухудшению психологического состояния пациента. Нужно говорить медленно, без использования длинных сложных предложений, свести к минимуму жестикуляцию. Можно задавать вопросы, предполагающие ответ да или нет. Нельзя ограничивать круг общения, задавать вопросы. Афферентная афазия может сопровождаться осложнениями в виде плохой социализацией и инвалидизацией.
Эфферентная
Чаще осложнения такой афазии случается у детей, что связано с особенностями работы нервной системы у детей. Ее признаками являются:
Для точного диагностирования требуется анализ детской речи, его слуха и памяти, интеллекта. Одной из самых точных методик является тесты на память цепочек слов. В ряде случаев назначается МРТ мозга, биопсия, ангиография, УЗИ сосудов головного мозга.
Акустико гностическая сенсорная
Возникает у людей со сформированной речью и навыками. Представляет собой агнозию речи – нарушения в способности понимать и анализировать обращенную к нему речь. Выявил и впервые описал ее психоневролог Карл Вернике. В его честь и называется данный тип афазии. Наблюдается она как следствие ишемических инсультов, последствия травм головы. Наблюдается чаще у людей старше 50 лет.
Акустико мнестическая
Наличие негрубых нарушений в понимании речи, смысла слов. Заметны незначительные нарушения в своей устной речи. Для данного типа характерны нарушения повторения слов. Такие пациенты повторяют первое слово и последнее, в результате чего окружающие не понимают из сказанного никакого смысла.
Семантическая
Возникает семантическая афазия при поражениях в височно-теменно- затылочной части левого полушария. Характеризуется нарушенным понимание семантики речи, сложных предложений, акалькулией, зрительно-пространственным гнозисом. Диагностика строится на основе логопедического, неврологического обследования. Работа логопеда проводится поэтапно, с параллельной этиопатогенетической терапией и восстановительным лечением.
Динамическая
В тяжелых формах динамическая афазия характеризуется отсутствием в речи ребенка вопросов, просьб, аутичное поведение, замыкание в себе. Ребенок перестает интересоваться окружающим миром. Пациент откликается на речь, обращенную к нему, но не станет инициировать общение самостоятельно. Ребенок повторяет слова взрослого, иногда даже движения. При тяжелых формах заболевания ребенок не понимает сложную речь. Происходит фиксация на отдельных словах речи, остальная часть не воспринимается, полного понимания нет. В легкой форме ребенок повторяет услышанные им фразы от взрослых, но в редактированном виде.
Амнестико-семантическая афазия
При таком типе афазии не страдает синтагматическая организация речи, слух остается в норме. Наблюдаются при поиске нужного для данного контекста слова. Слова во фразе могут заменяться, изменяя смысл сказанного вплоть до противоположного.
Методы диагностики афазии
Диагностика афазии у детей строится на сборе анамнестической информации, осмотре, общении с ребенком и его родителем. Родитель указывает на причину появления расстройства речи, динамику протекания и развития болезни. При осмотре обращается внимание на имеющиеся неврологические проблемы, которые могут влиять на течение и коррекцию афазии.
Психиатр или педиатр должны оценить устную речь пациента, его способность писать, читать, считать. Все это определяет форму и степень тяжести заболевания. Проведение лабораторных анализов не имеют эффективности, они могут указать на этиологию, но не всех случаях. Педиатр может дать направление на проведение исследований головного мозга:
ЭЭГ показывает активность участков коры головного мозга. КТ черепа назначается если причиной афазии является травма головы.
Компьютерный скрининг-тест
Развитие компьютерных технологий и сферы IT, дали возможность получить новые данные о состоянии и изменении коры головного мозга, определить степень его поражений, актуальное состояния участков мозга, ответственных за речевую деятельность. Таким способом является скрининг-тест. Проводит эту процедуру невролог или логопед. Само обследование состоит из нескольких этапов:
Специалист получает общий результат, выраженный в логопедическом диагнозе. Исследование может проводиться на любом из этапов и занимает времени 5-25 минут.
Коррекция афазии
Коррекция и лечение афазии у детей подразумевает использование восстановительного обучения, которое проводится под контролем логопеда. Суть этого метода – активирование компенсации мозга прямым и непрямым способами. Прямые методы используются на раннем сроке, в его основе лежит использование резервов клеток коры головного мозга. Непрямые методы – это компенсация утраченных функций за счет проведения перестройки структуры мозга.
Эффективность зависит от:
В случае структурных афазий в легкой тяжести, способность общения возвращается через 3-5 недель после начала коррекционной работы. При средней требуется 1-6 месяцев, при тяжелой более шести месяцев.
Логопедическая коррекция
Для устранения всех проявлений афазии в подростковом возрасте может потребоваться до 5 лет. Из-за возраста, дети не всегда могут понимать всю серьезность речевого нарушения, у них может быть надежда на то, что проблема пройдет сама собой. Специалист, проводящий коррекцию должен создать у своего пациента мотивацию на прохождение лечения.
Сама коррекция зависит от возраста ребенка. Для дошкольников или детей начальных классов используются игровые формы развития и восстановления речи:
У детей школьного возраста наблюдаются проблемы с пространственно-временным ориентированием. Для устранения этих явлений используются математические и логические задачи, изучение иностранного языка.
Поэтапная реабилитация
Восстановление речевых функций происходит постепенно. Лечение афазии имеет не только логопедическую помощь, массаж и специальные лекарственные препарата, но и комплексную длительную реабилитацию, срок проведения которой напрямую зависит от тяжести и формы афазии.
Главными задачами реабилитации речевого аппарата являются восстановление речи и социальная реабилитация пациента с целью его полной интеграции в общество. Ранее начала способствует полному восстановлению речевых навыков и установлению ее естественного темпа.
Максимальная эффективность реабилитации в первые три месяца. Длительность должна составлять не менее трех часов в день на протяжении минимум пяти месяцев. В тяжелых степенях может потребоваться от шести месяцев до двух лет. Выбор вида реабилитации, ее длительность, используемые упражнения определяются по индивидуальному плану специалистами по речевому развитию.
При остром и раннем периоде реабилитация должна проводиться в пассивном режиме. Но на поздних этапах пациент должен принимать в ней активное участие. Реабилитация в острой фазе заключается в:
В данный период занятия носят психотерапевтический характер. Занятия проводятся вполголоса или даже шепотом. На третьей недели у логопеда появляется полный образ речевых нарушений. Здесь определяется порядок логопедической реабилитации. На ранних стадиях реабилитации используются:
На поздних фазах логопедической терапии применяется речевая компенсация. Речь не должна восстановиться в своем прежнем виде, а в измененном. Одна форма афазии у разных пациентов может проявляться различным способом и иметь отличия в своей симптоматике.
Упражнения и задания для позднего периода реабилитации речи устанавливаются по индивидуальному признаку.
Для всех этапов имеет важное значение эмоции больного. Они остро нуждаются в беседах со своими родными, близкими, друзьями. Восстановление проходит быстрее если пациент настроен психологически и уверен в получении положительного результата.
Первые два года после перенесенного инсульта или травмы пациент должен наблюдаться у своего лечащего врача. Занятия с логопедом проводятся около двух-трех лет.
Транскраниальная магнитная стимуляция
Транскраниальная магнитная стимуляция или сокращенно ТКМС – процедура безболезненная и не инвазивная. Главным ее преимуществом является точность воздействия на определенные отделы головного мозга, ответственные за речь и ее понимание.
Магнитное поле, которое образуется током, стимулирует электрические импульсы в мозгу пациента. Такое влияние может быть стимулирующим и тормозящим мозговую речевую деятельность, в зависимости от потребности реабилитации. Преимуществами ТКМС являются:
Данная процедура проводится при аутизме, ЗПР, алалии, афазии и других нарушениях.
Рекомендации родственникам
Существуют общие рекомендации для больных афазий, которые исполнимы вне зависимости от возраста пациента:
Главное, пациент не должен терять дух при реабилитации и опускать руки.
Прогноз для детей с афазией
В большинстве случаев сохраняется положительный прогноз. На это влияет ранняя диагностика, время начала коррекции. В течении первых недель коррекции начнут появляться первые изменения, через несколько месяцев можно получить регресс патологии вплоть до полного восстановления всех речевых нарушений, полученных при афазии.
Если отсутствуют признаки улучшения ситуации на первых этапах коррекции, прогноз на восстановление становится негативным.