какие формы деятельности человека присущие вам вы можете указать
Какие формы деятельности человека присущие вам вы можете указать
Все окружающие нас предметы, созданные человеком, являются предметом его деятельности.
1. Как вы думаете, что должен сделать человек, чтобы добиться желаемых результатов свей деятельности?
2. Составьте рассказ о деятельности, используя план:
— О каком человеке (своём знакомом, историческом деятеле) Вы бы могли сказать, что он своими делами изменил себя? Почему Вы выбрали именно этого человека?
— Какие формы деятельности человека, присущие Вам, Вы можете указать?
1. Ответ на первый вопрос: Чтобы добиться желаемых результатов человек должен проявить целеустремленность, свою волю. Умение преодолевать трудности и организовывать свою жизнь.
2. Рассказ о деятельности должен включать:
— Указание и описание личности, которая своими делами себя изменила;
— Объяснение выбора именно этой личности;
— Указание форм человеческой деятельности, в которой экзаменуемый принимает участие.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Ответ на первый вопрос | 1 |
Дан содержательный ответ на первый вопрос | 1 |
Содержательный ответ на первый вопрос отсутствует | 0 |
2. Рассказ о своей учебной деятельности | 3 |
Рассказ включает ответы на каждый вопрос в п. 1 и 2 | 3 |
Рассказ включает ответы на любые три вопроса в п. 1 и 2 | 2 |
Рассказ включает ответы на любые два вопроса в п. 1 и/или 2 | 1 |
Рассказ включает только ответ на любой один вопрос в п. 1 и/или 2. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Приготовление школьных обедов характеризует такую экономическую операцию как производство.
2) Экономика может рассматриваться как наука, либо как хозяйственная система.
3) Посещение курсов испанского языка характеризует такую экономическую операцию как обмен.
4) В современном мире используются только наличные деньги.
5) Покупка попугая в зоомагазине является примером такой экономической операции как обмен.
Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Приготовление школьных обедов характеризует такую экономическую операцию как производство. Да, верно.
2) Экономика может рассматриваться как наука, либо как хозяйственная система. Да, верно.
3) Посещение курсов испанского языка характеризует такую экономическую операцию как обмен. Нет, неверно, это потребление.
4) В современном мире используются только наличные деньги. Нет, неверно, еще есть безналичные.
5) Покупка попугая в зоомагазине является примером такой экономической операции как обмен. Да, верно.
В ходе социологического опроса совершеннолетним жителям города Z задавали вопрос: «Что из перечисленного наиболее важно, чтобы магазин, в котором Вы покупаете продукты, полностью Вас устраивал?»
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.
1. Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.
2. Много или мало потребителей считают важным условием удобное время работы магазина? Выскажите свою позицию по этому вопросу. Объясните свой ответ.
3. Какой ответ на вопрос дали бы Вы, если бы участвовали в опросе?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Ответ на первый вопрос и предположение:
— ответ на первый вопрос: наибольшая доля опрошенных ответила, что главным аргументом при выборе продуктового магазина являются цены, которые их устраивают;
(Ответ на первый вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)
— предположение, например: обычно цена товаров является важным аргументом в формировании спроса, так как каждая семья имеет определённый уровень доходов, который не всегда позволяет покупать товары по высокой цене;
ИЛИ потребитель всегда стремится покупать качественные товары по приемлемым ценам;
(Может быть высказано иное уместное предположение.)
2. Ответ на второй вопрос с объяснением, например:
— достаточно много людей (25%) считают, что время работы магазина — важный фактор в пользу выбора данной торговой точки, так как современные люди много работают. Поэтому важно, чтобы время работы магазина было удобным для покупателя и позволяло делать покупки рано утром, до работы, и/или в вечернее и ночное время, когда люди возвращаются с работы;
— не очень много людей считают важным фактором время работы магазина, так как бóльшая доля потребителей ориентируется прежде всего на другие характеристки;
3. Ответ на третий вопрос в соответствии с требованием задания
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Ответ на первый вопрос и предположение | 2 |
Дан правильный ответ на первый вопрос, высказано уместное предположение | 2 |
Дан только правильный ответ на первый вопрос | 1 |
Ответ на первый вопрос отсутствует / неправильный независимо от наличия предположения. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания | 0 |
2. Ответ на второй вопрос с объяснением | 1 |
Даны ответ на второй вопрос и уместное объяснение | 1 |
Дан только ответ на второй вопрос. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. Виды деятельности человекаЧеловек – существо деятельное. Собственно, целенаправленная деятельность и отличает человека от животного. Точнее, животные тоже осуществляют определённые виды деятельности, но большинство из них являются неосознанными и имеют целью удовлетворение самых элементарных индивидуальных потребностей. Деятельность человека связана с его общественной сущностью. Действительно, многие действия современного человека направлены на поддержание определённого состояния общества, его развитие и совершенствование, а не на удовлетворение своих физиологических потребностей. Большая часть населения развитых стран посвящает свою жизнь занятиям в таких сферах, как наука, искусство, общественная деятельность, развлечения и игры, общение. С другой стороны, во многих развивающихся странах превалирует деятельность «низшего звена»: добыча пищи, обеспечение личной безопасности и др. Общественная составляющая в таких занятиях не столь важна, поэтому какие-либо социальные нормы могут не соблюдаться: в этих странах процветают преступность, дикие нравы и порядки, крайний индивидуализм, отстранённое и подозрительное отношение к окружающим. Из этого следует, что различные виды деятельности человека формировались в процессе его эволюционного и общественно-исторического развития. Действительно, было время, когда многих профессий и родов занятий, характерных для современного общества, вообще не существовало. Лишь относительно недавно (по историческим меркам), например, из всей массы людей выделились учёные – деятели, профессионально изучающие окружающий мир и способы воздействия на него. Ещё позже разделились теоретическая и практическая наука, различные научные дисциплины: так, ранние древнегреческие философы занимались буквально всем – и геометрией, и медициной, и астрономией, рассуждали о природе вселенной и изобретали механизмы. Постепенно усложнение научного знания привело к своеобразному разделению интеллектуального труда. Что такое деятельностьОсобое значение для человека и животных имеет ориентировочно-исследовательская деятельность, которая по мере эволюционного усложнения организмов становилась всё более разнообразной. Такая активность позволяет животным выживать, оставлять потомство и вообще следовать тем или иным инстинктам, практически взаимодействуя с окружающим миром. Деятельность человека носит иной характер, поскольку инстинкты в его психике упразднены и в своей жизни он руководствуется интеллектом. Структура и характер деятельностиВ отличие от поведения животных, сознательная активность человека обладает определённой структурой. Различные виды деятельности человека состоят из нескольких этапов: В процессе своей активности человек осознаёт себя и свои действия, сравнивает свои потребности со своими возможностями и в соответствии с этим строит программу действий. При получении новых знаний и опыта программа действий может корректироваться и изменяться. Все эти компоненты отсутствуют в поведении животных: так, кошка будет пытаться забраться на дерево даже в том случае, если ей отстригли когти. Инстинктивный характер деятельности животных можно проиллюстрировать одним известным примером: петух, которому отрезали голову, но сохранили жизнь с помощью искусственного введения пищи, пытался клевать зерно, кукарекать и производить другие действия, характерные для его «здоровых» собратьев. Головной мозг в его жизнедеятельности оказался не нужен (сохранён был лишь шейный отдел мозга). Формы человеческой деятельностиВидов деятельности человека очень много, и все они подразделяются на две категории: практическую (материальную) и духовную. Материально-практическая деятельность имеет целью изменение окружающего мира. А поскольку этот мир состоит из природы и общества, то и практическая деятельность может быть или производственной (изменяющей природу), или социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества). Между материально-практической и духовной активностью, однако, нет чётких границ. Это условное деление, и в реальности духовная и материальная стороны нашей жизни неразрывно связаны друг с другом. Любая деятельность человека имеет материальную сторону, поскольку она направлена на взаимодействие с окружающим миром и использует некие материальные средства, и духовную, поскольку предполагает целеполагание, создание программы действий, оценку результатов действий и т. д. Виды деятельности человекаПришла пора разобраться с основными видами активности человека. Это основной вид человеческой активности, которому подчинены некоторые другие. Под трудом принято понимать создание полезных для общества продуктов, удовлетворяющих материальные или духовные потребности людей. В процессе труда человек изменяет действительность, используя для этого те или иные средства и методы. В понятие труда в разное время вкладывался несколько различный смысл. Ещё относительно недавно под этим словом понималась главным образом физическая активность, тогда как интеллектуальная считалась бесполезной. В наше время центральное значение придаётся именно интеллектуальной (научной, творческой) деятельности, поскольку в её результатах общество нуждается больше всего; а вот физическая активность оказывается всё более убыточной, поскольку автоматика делает такую работу более качественно, чем человек, а ресурсов потребляет меньше, поэтому понятие «труд» для такой активности становится всё менее корректным. Считается, что именно труд, наряду с речью, стал тем фактором, который предопределил превращение животного в человека. На самом деле это не совсем так, поскольку исключительно человеческим видом активности, не имеющим аналогов и прообразов в животном мире, является лишь творчество. УчениеЭто процесс систематического получения знаний, навыков, умений, которые необходимы в трудовой деятельности. Учение выделилось в специальный вид человеческой активности, когда количество накопленных человечеством знаний стало очень большим; для того, чтобы усвоить эти знания, стали необходимы значительное количество времени и ресурсов. Это человеческая активность, которая не направлена на создание какого-либо материального продукта. В процессе игры человек (чаще всего это ребёнок) усваивает определённые социальные нормы, учится жить в обществе. В детском возрасте игра носит развивающий характер, а во взрослой жизни она становится средством отдыха и общения. Игра предполагает активность в условных ситуациях, упрощённо воспроизводящих реальные. В процессе игры человек отрабатывает действия и сценарии, которые затем будут применяться в «настоящей» жизни. Игры имеются не только у человека, но и у многих животных, и чем они более сложно устроены, тем сложнее игры. У высших животных, особенно у обезьян, наблюдаются манипулятивные игры, предполагающие использование каких-либо предметов. ОбщениеАктивность, состоящая во взаимодействии двух или более людей с целью обмена информацией. Эта информация может быть не только познавательного, но и аффективно-оценочного характера. Общение тоже существует у многих животных, особенно общественных. Так, пчёлы с помощью специального языка телодвижений сообщают друг другу, где находится пища. Возникновение общения связано с усложнением жизнедеятельности, нахождением в условиях, препятствующих индивидуальному выживанию организма. При таких условиях стало необходимым разделение труда, которое также наблюдается у общественных животных. Общение позволяет членам группы координировать свои действия и добиваться общего результата. ТворчествоЭто наиболее высшая ступень человеческой жизнедеятельности. Творчество присуще только людям. Внешне оно напоминает обычную трудовую активность, но сущность творчества принципиально иная. Творчество – это создание принципиально новых вещей, предметов, духовных ценностей. Главными критериями в творчестве являются уникальность продукта и его общественная польза. Впервые разграничивать труд и творчество начали ещё античные мыслители. По словам Аристотеля, труд осуществляется в силу жизненной необходимости (нужда в пище, одежде, жилье), а также по чьему-то приказу; творчество же является свободным актом, не имеющим чисто утилитарного смысла. Осознать это античным философам, как ни странно, помогло рабовладение: повседневные действия раба и свободного человека существенно различаются. Конечно, в те времена у греков существовали также образованные и творчески одарённые рабы, хозяева которых давали им больше свободы; в конечном итоге такие рабы отпускались на свободу, и впоследствии многие из них стали выдающимися личностями. Значительно сложнее было осознать смысл творчества жителям Древнего Рима, которые были более простодушными и жили в более суровых условиях. «Учёных рабов» у римлян долгое время не было (мода на них пришла гораздо позже из Греции), и все римские рабы содержались в одинаково строгих условиях. Рабы и свободные граждане в Риме отличались друг от друга главным образом списком доступных профессий, а не возможностью или невозможностью «творить». Долгое время всё искусство и теоретическая наука в Риме являлись прямыми заимствованиями у греков и этрусков. Указанное разграничение видов человеческой активности, однако, не является жёстким. Все они могут совмещаться друг с другом. Например, учебная деятельность очень часто осуществляется в виде игры, а «обычный» труд сочетается с творческой активностью. Основные сферы жизнедеятельности обществаЛюбой вид человеческой активности (труд, игра, общение и т. д.) может протекать в какой-либо сфере. Таких сфер традиционно принято выделять четыре: При этом каждого человека затрагивают одновременно все четыре сферы. Каждый из нас принадлежит какому-либо народу, социальному классу, имеет определённый возраст и пол, вступает в экономические отношения, имеет некоторый уровень образования и определённое мировоззрение. Однако не все виды человеческой активности в каждой из сфер равнозначны. Так, в духовной сфере главенствующее положение занимает наука, её «отражениями» являются образование и искусство; мораль зависит от уровня коллективной осведомлённости общества, а религия – это уже следствие чрезвычайно низкого уровня этой самой осведомлённости. Характер социальной активности может изменяться со временем: в одну эпоху среднестатистический человек может трудиться ради процветания своей нации, в другую его труд может быть направлен на удовлетворение потребностей всего человечества в целом, ибо деление на народы и нации отсутствует. Примеры деятельности человекаКазалось бы, деятельного человека видно сразу. Он может строить дома, лечить людей, писать картины, читать лекции. Отличать «деятельного» от «бездеятельного» человека мы привыкли по наличию в его действиях какой-либо пользы. Но как правило, под пользой мы нередко понимаем только собственную выгоду либо выгоду для тех, у которых мы находимся в зависимости: занятия «государственными делами» мы считаем полезными, хотя выгоду от них получают чаще всего лишь госслужащие; точно так же когда-то крепостной крестьянин считал полезными занятия, удовлетворяющие желания его господина. Слишком заигравшихся детей (нередко ими могут быть и взрослые) мы часто именуем бездельниками, хотя в действительности это некорректно. Игра может приносить огромную пользу для самих играющих, способствуя формированию у них каких-то важных знаний и навыков; а это, в свою очередь, может в дальнейшем принести пользу и окружающим. Порой мотивы жизнедеятельности человека скрыты от глаз наблюдателя и не соответствуют внешним проявлениям. Известны случаи, когда полные люди приходили работать на кирпичный завод, чтобы сбросить вес. Широко известна притча о трёх людях, которые ворочали камни; когда их спросили, что они делают, то первый ответил: «Горбачусь», второй – «Деньги зарабатываю», а третий, устремив взор на небо, сказал – «Храм строю». Чисто внешне они занимались одной и той же работой, но конечная цель этих действий для каждого из них была разной. Даже человек, занимающийся «имитацией бурной активности», всё равно является деятельным, ибо его действия имеют совершенно определённый смысл (обычно это сокрытие от начальства своей некомпетентности, принципиального нежелания заниматься данной работой или лени). В настоящее время чрезвычайно важным видом человеческой деятельности является информационная. В различные занятия этого рода вкладываются существенные денежные и материальные ресурсы, тогда как финансирование многих других профессий уменьшается. Однако реальная значимость «информационных» профессий неодинакова: получение и обнародование научных знаний, к примеру, имеет выраженную общественную значимость, а вот производство рекламы направлено в основном лишь на получение личной выгоды. Производство полезной информации соседствует с производством «информационного шума». Деятельность человека9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости. Структура деятельностиСхематично можно представить структуру деятельности таким образом: Разберем компоненты этой схемы по порядку. Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом. Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество. Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям. Цель деятельности — образ желаемого результата. Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность. Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата. Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта. Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы. Субъект деятельности Объект деятельности Статус на рынке труда Цель Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату Мотивы Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме Средства Сайты поиска вакансий Действия Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях Результат деятельности Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость Деятельность человека и активность животногоМожет показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве. Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру. Деятельность человека Активность животного Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения) Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело Деятельность человека носит созидательный характер Активность животного носит потребительский характер Отличительные признаки деятельностиДля деятельности характерны такие отличительные черты: Сознательность, то есть сознательная постановка целей. Продуктивность, то есть направленность на получение результата. Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя. Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата. Виды (формы) деятельностиВ рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение. Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям. Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков. Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей. Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями. Мотивы деятельностиКак мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность. Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития. Социальные установки — ориентация человека на что-либо. Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами. Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость. Классификация деятельностиВ обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности. В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной. Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества. Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает: познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме; ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира; прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности. Творческая деятельностьОсобым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые. Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя. Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности: комбинировать уже существующие знаний; создавать новые образы в сознании (воображение); создавать яркие, сильные представления (фантазия); получать знания неосознанно (интуиция). Вопросы для самопроверкиВспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них. Кто может быть субъектом деятельности? Ученики 5А класса средней школы №151. В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности? В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности? Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие? Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.
|