какие формы глагола имеют родовые окончания
Личные окончания глаголов
Лицо и окончания глаголов
Для начала вспомним определение глагола.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».
Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:
Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.
С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.
В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:
1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:
2. Второе лицо отражает действие собеседника:
3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:
Правописание личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.
Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.
В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:
Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:
Управляю
Выберу
Управляем
Выберем
Спорю
Понравлюсь
Спорим
Понравимся
Управляешь
Выберешь
Управляете
Выберете
Споришь
Понравишься
Спорите
Понравитесь
Управляет
Выберет
Управляют
Выберут
Спорит
Понравится
Спорят
Понравятся
Алгоритм написания личных окончаний глаголов:
Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.
Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.
По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:
Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.
Правописание разноспрягаемых глаголов
Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.
Хочу
Бегу
Чту
Хотим
Бежим
Чтим
Хочешь
Бежишь
Чтишь
Хотите
Бежите
Чтите
Хочет
Бежит
Чтит
Хотят
Бегут
Чтут (чтят)
Также есть два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать. Посмотрите на парадигму их спряжения в таблице:
Дам
Дадим
Едим
Дашь
Ешь
Дадите
Едите
Даст
Ест
Дадут
Едят
Некоторые глаголы невозможно употребить в форме 1-го лица единственного числа, например: победить, гудеть.
Правописание неопределенной формы глагола
Напомним: чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в начальную форму («что делать?», «что сделать?») и посмотреть, на что этот глагол заканчивается.
Конспект урока по русскому языку «Родовые окончания глаголов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: «Родовые окончания глаголов»
1. Образовательные: научить изменять глагол по родам;
2. Развивающие : развивать умение распознавать род глаголов в прошедшем времени;
3. Воспитательные : воспитывать в учащихся доброжелательность друг к другу, умение слушать, уважение к мнению других.
Предметные результаты: уметь изменять глагол по родам;
Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.
Коммуникативные: уметь слушать собеседника, высказывать свое мнение.
Личностные: воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, трудолюбие, умение работать в коллективе, дружелюбие.
Тип урока: открытие новых знаний;
Методы и приемы: игра, беседа, наглядность, групповая работа.
-Кто готов, поставьте руку на локоток!
-Сейчас мы проведем минутку чистописания.
-Ребята, запишем предложение «Птицы умеют летать и громко петь»
— Кто записал предложение, поставьте руку на локоток.
-Задание: спишите предложение и ниже выпишите из предложения все глаголы.
-А теперь прочтем, что у нас получилось
-Молодцы, ребята, правильно.
3. Актуализация знаний.
Актуализация знаний по теме «Глагол»
— Чтобы начать наш урок, нам надо определиться с темой: а что же мы будем сегодня изучать? Вы сможете определить тему нашего урока, если справитесь с заданием в паре.
— Каждой паре выданы карточки со словами, ребята, кто может прочесть эти слова. ( Живет, будет, стучать, стучат, мычат, зажигал)
-Ребята, а кто может ответить, что общего у слов на карточках? Как, одним словом можно назвать эти слова?
-Кто знает ответ, поднимайте руку!
-Значит, тема нашего урока будет как-то связана с ГЛАГОЛАМИ.
-Ребята, попробуйте разбить эти слова на группы.
-Правильно, ребята, слова на карточках можно разбить на две группы. Некоторые из Вас увидели правописание жи-ши, ча-ща, а некоторые увидели, что глаголы в разных временах.
-Ребята, кто может назвать глаголы, в которых вы увидели правописание жи-ши?
-А кто назовет глаголы, в которых Вы увидели времена?
-Молодцы, ребята. Правильно! Вы показали, что умеете определять время глагола, то есть знаете, что глаголы изменяются по временам.
Возможны два варианта: по правилам (жи – ши, ча – ща) и по времени глагола (настоящее, прошедшее, будущее):
Ча-ща: мычат, пощадит, будет стучать.
Прошедшее время: шил, зажигал.
Настоящее время: живёт, мычат.
Будущее время: будет стучать.
4. Постановка проблемы.
Подведение учащихся к теме, постановка цели урока
-Ребята, а как Вы думаете, глагол важная и нужная часть речи?
-Давайте с Вами это проверим.
-Мальчикам и девочкам сейчас мы с двумя ребятами раздадим карточки с наборами глаголов. Вы должны из этих глаголов составить текст. Название своего текста будете знать только Вы, а другие потом попробуют догадаться, о чем идет речь.
Девочки составляют текст «Как я готовила обед»
( Пришла, достала, намыла, почистила, порезала, зажгла, высыпала, перемешала, закрыла, пожарила, выключила, накрыла, накормила.) Слова перемешаны на карточках!
( Проснулся, накопал, взял, пришел, насадил, закинул, вытащил, расстроился, повторил, обрадовался, наловил, вернулся, похвастался)
-Девочки, прочтите текст, который у Вас получился. Мальчики, внимательно слушайте!
-Теперь, мальчики, прочтите свой текст!
— Понятно ли вам, о чём идёт речь?
— Значит только по глаголам трудно, но можно понять, о чём идёт речь.
— А теперь скажите, что общего было у всех глаголов, которые вы сейчас использовали?
-Правильно, ребята, все эти глаголы стояли в прошедшем времени.
-Вот мы и подобрались к теме нашего урока.
5. Открытие нового знания.
-Ребята, посмотрите внимательно на доску! Прочтите про себя предложения на доске. (Фонарь светил…
-Ребята, согласны ли Вы с таким написанием слов?
-Как Вы считаете, чего не хватает глаголам?
-Правильно, ребята. Не хватает окончаний!
-Откройте тетради и спишите с доски эти выражения. Теперь допишите окончания глаголов, окончания дописывайте карандашом, чтобы можно было исправить, если Вы выбрали неверное окончание.
-Ребята, прочитайте только глаголы! (Светил, светила, светило, светили.)
-Молодцы, ребята, верно подобрали окончания! Кто сделал так же, поднимите руку! Молодцы.
-Ребята, глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам. Запомните это!
-Ребята, посмотрите на таблицу на доске.
— Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени в единственном числе мужского рода? Женского рода? Среднего рода?
— А какие окончания имеют глаголы прошедшего времени во множественном числе?
( У девочек – женского рода, у мальчиков – мужского рода.)
— А как же определить род глагола?
— По существительному, действие которого называет глагол.
(род глагола в предложении зависит от рода имени существительного, с которым он связано по смыслу)
Ну-ка дружно встали вместе,
Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули 3 раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом еще другой!
А теперь и сесть пора!
-Ребята, чтобы определить родовые окончания глаголов прошедшего времени, сыграем с Вами в игру «Что они делали?»
Игра «Что они делали?»
-Ребята, посмотрите внимательно на доску. На доске выведены фразы, но чего в них не хватает?
-Ребята, для образца я покажу Вам, как определяла родовое окончание.
-Внимательно смотрите и слушайте! Фраза «Брат готови.»
Определяю род существительного брат. Брат он. Значит род мужской.
Отец объясни… Вода закипе…
Мать пожале… Радио говори…
Яблоко созре… Дерево шуме…
Парусник плы… Ребёнок крича…
Девочка чита… Лошадь вез…
Столб стоя… Чай кипе…
-Ребята, пожалуйста, читаем по цепочке и объясняем, почему именно это окончание Вы выбрали для этого слова.
-Записываем домашнюю работу. На стр. 123 Вы должны выполнить упражнение 221.
8. Итог урока. Рефлексия.
Подведение итогов урока, оценивание учащимися своей деятельности на уроке.
-Ребята Вы хорошо поработали, давайте повторим, что сегодня мы изучали и что поняли, что не поняли!
-А теперь подойдите к доске, возьмите себе с Яблони яблочко.
-Возьмите себе жёлтое яблочко, если все было понятно, а зелёное яблочко пусть возьмёт тот, кому сейчас нужно немножко помочь, и я вам помогу.
-Ребята, спасибо! Урок окончен.
На доске слова с пропущенными буквами:
б…седа д…журный ж…лтый
…бед инт…ресный м…роз
п…беда р…бота св…бода
(Слова из словаря, которые нужно запомнить)
— А теперь образуйте от данных слов однокоренные глаголы прошедшего времени (любого числа, любого рода).
-Не образовывали сами глаголы прошедшего времени.
-Беседовал, дежурила, желтели, обедал, интересовалась, морозило, победил, работали, освободили, ужинали.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Конспект урока по русскому языку на тему: «Родовые окончания глаголов» направлен на научение изменять глагол по родам, развивать умение распознавать род глаголов прошедшего времени, воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, трудолюбие, умение работать в коллективе, дружелюбие.
Номер материала: ДБ-234763
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Род глагола — как определить?
Род глагола в форме единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения определим по окончанию, задав один из вопросов к рассматриваемому слову: что сделал? что сделала? что сделало?
Род — это грамматическая категория, которой обладают слова многих частей речи. Например, у изменяемых существительных можно определить род, подобрав к ним определения в виде местоимений или прилагательных, например:
Небо над головой почернело от свинцовых туч и стало как будто ниже.
Значит, слово «небо» обладает категорией среднего рода, так как сочетается с местоимением и прилагательными такого же рода.
Род глаголов
Категорией рода обладают и глаголы, но не все. Этот непостоянный грамматический признак возможен у глаголов в форме единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения или у глаголов в форме условного наклонения, которые по форме схожи (хотел — хотел бы).
Научимся определять род глагола. В приведенном выше примере есть глагол «почернело». Зададим к нему вопрос:
небо (что сделало?) почернело.
Этот вопрос помог нам понять, что действие уже совершилось, произошло до момента речи о нём. Значит, это глагол в форме прошедшего времени, о чем нам подскажет не только заданный вопрос, но и типичный формообразующий суффикс -л- в морфемном составе рассматриваемого слова:
почерне-ть — по черн е л о (приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание).
Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам, например:
Как видим, существительные и глаголы в форме прошедшего времени согласуются в роде и числе.
Вопросы что сделал? что сделало? что сделало? помогут установить форму рода любого глагола прошедшего времени. Запомним, что в форме множественного числа глагола прошедшего времени (почернели) род не определяется, то есть слова этой части речи изменяются по родам только в форме единственного числа, например:
Сравнив родовые формы одного и того же глагола, выясним, что у слов этой части речи
Вывод
Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа поможет определить родовое окончание:
По сходной теме узнаем, как определить окончание у глагола.
Урок русского языка в 3 классе по теме «Родовые окончания глаголов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Открытый урок русского языка в 3 классе
Тема: Понятие о родовых окончаниях глаголов.
-развивать речь учащихся, мышление;
-воспитывать интерес к предмету, уважение к русскому языку, любовь к своей Родине и уважение к людям, защищавшим свою Родину.
— Чистописание: С лушать – слышать, умываться – умыться, плыть – плавать. ( по ходу выясняется, чем отличаются пары слов)
— Проверка домашнего задания
Какое правило написания глаголов вы повторили дома при выполнении упр. 294? ( не с гл.)
Значение какого слова вы узнали из этого упражнения? Что оно обозначает? (футбол)
На доске тема урока с пропущенным словом:
Надо найти слово и определить тему урока.
— Учебник на стр. 82 таблица (таблица на доске)
Поэтому у них какие окончания? (личные)
А как изменяются глаголы прошедшего времени? Подумайте, как могли учёные назвать окончания глаголов прошедшего времени? (родовые) (назвавший тему урока объявляется учёным класса)
— Запишем слово в теме, читаем тему урока.
Родовые окончания глаголов
— Чему мы будем учиться на уроке? (узнавать родовые окончания глаголов)
— Работа по новой теме. Упр. 296 (Слайд №3)
Чтение текста стихотворения выразительно
Ответ на вопрос перед текстом. Работа с толковым словарём СТР.121
Записать текст со вставленными окончаниями.
-Как же изменялись глаголы в данном тексте? (по родам)
— Изменим слово стояло по родам:
Чем они отличаются? (окончанием)
Составление таблицы родовых окончаний
-Упр. 298 и индивидуальная работа по карточкам
Карточка №2 по теме «Родовые окончания глаголов»
Спиши слова, выдели в них окончания и сверху подпиши род.
Гулял, летела, освещало, подхватил, вспоминала, бежало, посеяла, посадил, собрали, прыгала, гудели, мешало, стоял.
Если встретились глаголы множественного числа, подпиши их.
Карточка №1 по теме «Родовые окончания глаголов»
Спиши слова, выдели в них окончания и сверху подпиши род.
Говорил, светила, играло, читали, вспоминала, бежало, ловило, прыгал, наступила, посеяла, посадил, собрали, звенела, вылетело.
Если встретились глаголы множественного числа, подпиши их.
Карточка №4 по теме «Родовые окончания глаголов»
Спиши, вставляя правильные окончания.
Карточка №3 по теме «Родовые окончания глаголов»
Спиши, вставляя правильные окончания.
— Д/з упр. 297 Разузнать об особой части слова после окончания из рамки.
— Глаголы прошедшего времени когда используют?
— Мы тоже перенесёмся в прошлое далеко, на 70 лет назад.
Посмотрите на эти картины (Слайды № 5,6,7)
Беседа по картинам о войне «Битва за Москву».
С этой битвы и началось наступление наших войск, которое не позволило фашистам завоевать нашу родину.
А если вы будете описывать события тех лет словами, то что вам поможет показать время этих событий?
( глаголы прошедшего времени)
— Записать предложение под диктовку. Самопроверка. (Слайд №8)
Во время войны люди работали не покладая рук.
Назовите знакомые вам части речи в этом предложении. Форму глагола. От какого слова она зависит здесь?
Как это «не покладая рук»? Что это за выражение? (фразеологизм)
Можно ли так сказать об этих людях? (Слайды №9, 10)
— Итог урока. Давайте заполним таблицу знаний ( по мере того, как дети говорят, учитель прикрепляет слова в ячейки)
Мы знали об окончаниях
Мы узнали об окончаниях
У глаголов наст. И буд. времени окончания личные
У глаголов прошедшего времени окончания родовые
Том, что битва за Москву с фашистскими захватчиками началась в начале декабря 1941 года. Это стало началом наступления Красной Армии.
— Оценки! Обязательная оценка работы «учёного» на уроке.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Номер материала: ДВ-202823
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.