какие формы имеет социальная работа как профессия

Социальная работа как профессиональная деятельность. Содержание и структура социальной работы

В настоящее время подготовка специалистов по социальной работе развернута в более чем 93 учебных заведениях. При этом ежегодно возрастает их число. Расширение сети вузовской подготовки сопровождается качественными изменениями их внутренней структуры: оформляются ориентированные на социальную работу учебные, научно-исследовательские, методические подразделения, центры, лаборатории.

При рассмотрении категории «социальная работа» в данном исследовании используются психологические основы этого вида деятельности, раскрытые в исследованиях Боденко Б.Н., Варги А.Я., Масловой Н.Ф., Олиференко Л.Я., Торохтия B.C., Филонова Г.Н., Шапиро Б.Ю., Шевеленковой Т.Д., и др.

В исследовании также используется анализ отечественного и зарубежного опыта социальной работы, освещенный в трудах Андреевой И.Н., Бадя Л.В., Зимней И.А., Лаврененко И.М., Нещеретно- го Н.П., Торохтия B.C., Фирсова М.В., Чорбинского С.И., Шеляг Т.В., Шмелевой Н.Б., Яркиной Т.И. и других.

Глубокие корни милосердного отношения человека к человеку, богатый опыт благотворительности, попечительства, народные, национальные традиции, отличающиеся гуманизмом и самобытностью, накопленные нашими предшественниками, являются одной из существенных предпосылок формирования современной системы социальной работы в России.

Можно сказать, что история социальной работы в России насчитывает более тысячи лет, т.к. началом ее можно считать договор 911г. князя Олега с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой (10).

В течение столетий призрение и благотворительность сосредоточивались в церковно-приходских и монастырских приделах.

По мере усложнения социальных проблем в общественном сознании все настойчивей пробивалась идея развертывания государственной системы общественного призрения.

В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства, помимо восстановления хозяйства была направлена также на повышение благосостояния трудящихся.

Адресность социальной помощи, поддержки особо проявилась в военные и послевоенные годы, когда осуществлялось всенародное социальное движение: поступление денежных средств для обороны, восстановления народного хозяйства, забота и лечение раненых, детей-сирот и т.д.

Радикальные экономические и политические реформы, начавшиеся в конце 1980-х годов, породили глубокие кризисные процессы. С конца 80-х годов в России происходят значительные политические, экономические и социальные изменения. Прежние системы социального обеспечения, образования, здравоохранения и культуры пришли в упадок. Происходит трансформация всей прежней формы жизнеустройства. В морально-психологическом плане становится больше нетерпимости, неуважение к закону (44).

Если в России социальная работа официально существует всего восемь лет, то в зарубежных странах этот вид деятельности достаточно распространен и имеет более чем столетнюю историю.

В мире накоплен колоссальный опыт социальной работы, который уже используется в нашей стране. Хотя, говоря о становлении социальной работы в России, нельзя не учитывать тот факт, что на сегодня наше государство является еще государством переходного типа.

Говоря о становлении социальной работы в нашей стране, необходимо помнить, что исторически социальная работа, как профессиональный вид деятельности возникла на рубеже XIX и XX веков во многих Европейских государствах как Великобритания, Германия, Нидерланды, Швеция и Франция, а также США и развивается наряду с благотворительными организациями.

Возникновение социальной работы, как профессиональной деятельности непосредственно связано с воплощением идеи Мэри Ричманд (США) (139). Она предложила индивидуальный метод социальной работы, в основу которого была положена медицинская модель.

Социальные мероприятия М. Ричманд (139) подразделяет на взаимодополняющие категории:

— Косвенный метод лечения (возможность посредством изменения социального окружения влиять на жизненную ситуацию клиента в благоприятном для него направлении);

— Непосредственный метод (воздействие на самого клиента с помощью установленных с ним партнерских отношений и фасилитации).

В это же время и другое движение получило развитие в США. Это организация приютов для беженцев, иммигрантов, людей, работающих по контракту. В содержании деятельности ставился акцент на самопомощь и взаимную помощь. Джейн Адамс, одна из наиболее известных лидеров этого движения, основала сеттльмент в Чикаго (139). Работа, связанная с организацией приютов, была реакцией на давление индустриальной революции, приведшей в американские города многих эмигрантов.

Различные по своей философии, подходам и методам, два рассмотренных движения, зародившиеся в США, начали сближаться, а затем и работать вместе ради общей цели (170).

Под индивидуальной социальной работой понимается (78) направление, система ценностей, вид практики, используемые социальным работником для помощи индивидам и семьям в решение психологических, межличностных, социоэкономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом.

Групповая социальная работа понимается нами как форма или метод работы, который используется с целью оказания клиенту помощи через передачу группового опыта для развития его физического и духовного потенциала. Формирования социального поведения.

И.М. Лаврененко (82), кроме индивидуальной и групповой социальной работы, выделяет также семейную, общественную работу (с сообществом на макроуровне) и социальное администрирование.

Для большинства исследователей социальной работы характерно понимание ее сущности в определении близкое тому, которое дает Национальная ассоциация социальных работников США.

Как любая деятельность, социальная работа имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, ее можно представить в виде схемы (см. схему 1).Нам хотелось бы охарактеризовать компоненты этой системы.

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в социальной помощи (инвалиды, пенсионеры, дети, мигранты и др.).

Содержание социальной работы включает в себя:

Современная трактовка теории социальной работы позволяет выделить следующие ее цели и задачи:

Основной целью социальной работы, на наш взгляд, является увеличение степени самостоятельности клиента, формирование у него навыков и умений самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие проблемы.

Следовательно, в условиях перехода общества к социально ориентированной рыночной экономике перед социальной работой встают следующие задачи:

— осуществление перехода от государства, декларирующего готовность решать все социальные проблемы, к человеку, сделать его положение более самостоятельным и независимым;

— создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявлять свои возможности и получать все, что им положено по закону;

— создание условий, при которых человек, несмотря на физические увечья, душевный срыв, или жизненный кризис, может жить, сохранять чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих;

— достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

Содержание социальной работы непосредственно вытекает из ее функций:

Социальная работа немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решений, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. «Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся они к управленческим или практическим социальным работникам».

Каждый специалист по социальной работе одновременно является социальным менеджером, организуя людей, объединения и учреждения, перестраивая те или иные социальные связи. Масштаб этой деятельности может быть различным: от содействия в трансформации структуры личности клиента до управления цельной социальной сферой. Характер управления в области реализации технологий социальной работы также представляет собой разнообразное поле деятельности, которое осуществляется с несколькими уровнями подсистем. Можно упомянуть самым кратким образом, что это, как минимум подсистема социальной службы (управление и/или взаимодействие с кадрами учреждений социальной сферы) и подсистема клиентского уровня (индивид, групп или община). Причем как сам социальный работник, так и указанные подсистемы имеют активную деятельностную и сознательную природу; их деятельность и поведение многогранны, а причины тех или иных поступков неоднозначны.

В настоящее время существует несколько подходов к деятельности социального работника:

Под фасилитацией в психологии подразумевают «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей)»(127, с.425). Следовательно, будучи руководителя группы, социальный работник способствует более эффективной работе ее участников, их раскрытию и коррекции, создает комфортную обстановку участникам тренинга, поэтому мы можем называть его фасилитатором.

К. Роджерс считает, что «при разумной фасилитации группа обретает потенциал и создает новые возможности для своих участников». Он вывел правила поведения фасилитатора:

2. Принятие человека.

3. Эмпатическое понимание.

4 Действование с точки зрения своих чувств.

5. Возможность конфронтации и обратная связь.

6. Выражение собственных проблем.

7. Избегание планирования и «упражнений».

8. Использование терапевтического потенциала группы.

9. Лспользование физических движений и физического

В настоящее время в социальной работе широкое распространение получает такой вид работы, как организация групп самопомощи (15, 83,121). Социальный работник выступает при этом в роли фасилитатора (145, с.,25), т.е. действует как можно менее директивно. Он также берет на себя роль посредника, помогая привлекать имеющийся в социуме материальные и человеческие ресурсы. Кроме того, он часто выполняет функцию защитника интересов клиентов, выступая от имени слабых и обездоленных, вызывая к гуманности и справедливости.

Деятельность социального работника сориентирована на работу со всеми категориями населения. Он призван создать систему социальной помощи развитию и саморазвитию личности, создать условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта. При этом стимулируется и активизируется разносторонняя добровольная деятельность многочисленных помощников, волонтеров, общественности, разных благотворительных организаций, фондов, ассоциаций, добровольных обществ, творческих союзов, церквей, коммерческих структур, предприятий и организаций.

Тем самым обеспечивается консолидация сил и возможностей общества применительно к конкретному клиенту, развитие активности самого клиента, его личности, как субъекта этого процесса.

В.C. Торохтий считает, что деятельность социального работника предстанет богаче и конструктивнее, если рассматривать психологическое обеспечение этого вида деятельности. Под психологическим обеспечением социальной работы автор понимает научно обоснованную многоплановую систему мер по реализации в различных структурах социальной защиты достижений психологической науки в целях поддержания психологического здоровья на уровне, адекватном ее позитивному влиянию на профессиональную деятельность и общение как специалистов, так и клиентов.

В связи с таким целостным подходом зарубежные исследователи (182, 183, 185, 186,187,190,191,192,196) считают, что необходимо интеллектуализировать социальную работу в соответствии с жизненными условиями, подвести под нее прочный научный фундамент. Социальная деятельность должна быть не только искусством, но и конструктивной теорией. Таков общий лейтмотив многих дискуссионных материалов, опубликованных в печати.

На Западе в контексте нового понимания функций социальной работы и ее принципов рассматриваются и проблемы повышения профессиональной подготовки кадров социальных работников. Основной акцент делается на формировании профессиональной компетенции, под которой понимается овладение определенными базовыми квалификациями, необходимыми для ситуативного анализа, нахождение средств для решения сложных проблем индивида и ориентации его поведения в соответствующих условиях.

Таким образом, суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что для становления социальной работы в России были объективные условия и исторические предпосылки. При этом в институциировании социальной работы в нашей стране большую роль сыграл и зарубежный опыт.

В настоящее время в социальной работе существует несколько подходов: адвакативный, воспитательный и фасилитативный. Нам кажется, что последний в наибольшей степени подходит для описания обозначенного вида деятельности, т.к. специалисты социальной сферы чаще косвенно воздействуют на клиента, стимулируя его стремление к самостоятельному решению проблемы.

Сегодня анализируя деятельность социального работника можно сказать, что специалисты этой категории интегрируют в себе педагогическую, психологическую, экономическую, правовую и медицинскую деятельность, что накладывает отпечаток на личность самого социального работника, как субъекта этой профессиональной деятельности.

Источник

Основы социального образования

Этапы развития социальной работы как профессиональной деятельности

1. Лекция 2

Социальная работа как профессия появилась в нашей стране только в конце 20 века.

В становлении и развитии социальной работы как профессиональной деятельности в России выделяют три этапа с 1991 года по настоящее на время.

Первый этап (с 1991 года по 1999 год) характеризуется противоречивостью политической, социальной, экономической ситуации, следствием чего стали многообразные проблемы. Нестабильность в экономике, дефицит федерального бюджета привели к росту задолженностей по выплате заработной платы, пенсий, социальных пособий и др. Отсюда – социальные девиации, такие как безработица, бедность, безнадзорность, бездомность, алкоголизм, наркомания и др.

Сложившаяся ситуация потребовала от государства принятия радикальных мероприятий в сфере социальной защиты населения.

Социальная работа в России стала рассматриваться государством как объективно необходимое явление. Новая для страны профессия предназначалась для деятельности в области социально-экономической поддержки, медико-социальной и психолого-педагогической помощи семье, в сфере социальной профилактики и реабилитации, для социальной работы в трудовых коллективах, службе занятости и т.п.

Социальная работа получила государственную поддержку по следующим направлениям:

— развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания населения;

— создание научно-методических основ функционирования сети учреждений социального обслуживания населения;

— государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;

— развитие межрегионального и международного сотрудничества;

— создание информационного обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания населения.

В это же время создается сеть социальных служб для отдельных категорий населения – молодежи, детей, женщин, пожилых людей, инвалидов, семьи и т.д. Обосновывается необходимость формирования территориальных систем социального обслуживания, включающих государственные, муниципальные, общественные, частные учреждения и предприятия социального обслуживания, координации и регулирования их деятельности независимо от ведомственной подчиненности.

Таким образом, на первом этапе происходит становление института социальной работы как профессиональной деятельности в системе социального обслуживания населения:

Специалист по социальной работе получил достаточно широкие полномочия, которые включали в себя

Таким образом, социальная работа была ориентирована на решение острейших социальных проблем, что, однако, привело к тому, что отсутствовала четкость и определенность в понимании границ данной профессии.

Дальнейшее развитие профессии сопровождалось разнонаправленными процессами:

Словосочетание «социальный работник» хоть и прочно вошло в обиход, но пока не было связано со специфическим набором профессиональных ролей.

Складывавшаяся на протяжении 1990-2000-х гг. отраслевая принадлежность социальной работы к системе социального обслуживания населения, а так же сфере здравоохранения, защиты детства усиливала этот эффект рассогласованности. Следствием этой ситуации стала проблема «подминания» функций социальной работы и самодостаточности ее профессионального статуса.

Второй этап (с 2000 года по 2008 год) характеризуется, с одной стороны, процессами глобализации, а с другой, регионализации социальной работы. Не вызывает сомнения тот факт, что существуют как общие проблемы, возникающие в большинстве стран (хотя, естественно, в разные периоды развития этих стран), так и те, которые характерны для той или иной страны или отдельного региона. Поэтому целесообразно говорить о проблемах глобальных и национально-региональных моделей социальной работы.

Среди глобальных направлений развития социальной работы она выделила следующие.

1. Объединение экологии и социальной работы. Если в первое время объектом социальной работы считалась социально-проблемная ситуация клиента, то в конце 20 – начале 21 столетия социальная работа стала рассматриваться и с точки зрения характера воздействия на человека элементов окружающей среды, что обусловило связь между социальной работой и экологией.

Эта глобальная модель перспективного развития социальной работы тесно связана с региональными моделями социальной работы в условиях социально-экологического неблагополучия территорий.

2. Обеспечение общественного благосостояния, включающее обеспечение безопасности всем членам общества в соответствии с правами человека.

В широком смысле общественное благосостояние означает общественную безопасность, в узком – обеспечение,

Глобальная модель социальной работы в данном аспекте соответствует лозунгу «Все права человека – для всех!».

Региональная же модель социальной работы представляет собой обеспечение прав человека для слабых, менее защищенных слоев общества. Данное положение в какой-то мере реализуется через программу адресной помощи населению.

3. Проблема регулирования соотношения государственного и добровольно-частного обеспечения в связи с сокращением государственного бюджета, направляемого на социальное обеспечение граждан.

Поэтому особый интерес представляют модели формирования и функционирования частных социальных бюро, добровольческих организаций, а также такие формы поддержки, как группы самопомощи и взаимопомощи.

В России пока существует проблема взаимодействия государственных форм социальной защиты и добровольно-частных объединений и бюро, поэтому задачей региональной социальной работы в регионах становится формирование при социальных службах групп самопомощи и взаимопомощи, разработка технологий и методик работы с ними.

4. Организация паллиативной помощи, цель которой – добиться лучшего качества жизни для смертельно больных клиентов и их семей. В основе оказания паллиативной помощи лежит создание специализированных учреждений – хосписов.

Во многих странах уже действуют различные модели паллиативной помощи, но как комплексная модель поддержка тяжелобольного человека и его семьи еще недостаточно развита. Поэтому задачей социальной работы в различных регионах России становится реализация таких моделей с учетом их специфики.

5. Совершенствование методик и технологий социальной работы с клиентом, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Особое внимание уделяется как превентивным (предупредительным) мероприятиям, так и мерам, направленным на «исправление» существующих отклонений. Причем упор делается на психосоциальную работу.

В связи с этим появляется необходимость решения задач разработки эффективных технологий социальной работы и повышения качества подготовки специалистов по социальной работе, особенно совершенствование их практической подготовки, что влечет за собой, с одной стороны, развитие баз практик для студентов вузов, с другой – модернизацию института супервизорства, существующего во многих странах.

6. Специфика организации социальной работы в разных типах поселения. В различных странах существуют разные типы поселений, особенности которых необходимо учитывать как при подготовке специалистов по социальной работе, так и при выборе моделей организации помощи населению в разных населенных пунктах – от большого города до маленького села.

7. Поиск универсальной константы и попытка разработать глобальную модель социальной работы. С этой проблемой тесно связана другая – обоснование моральных основ социальной работы, так как деятельность социального работника связана с моральными решениями.

Обозначенные проблемы и новая модель федерального устройства РФ, принятая в этот исторический период и, как следствие, повышение уровня ответственности региональных органов управления социально-экономическим развитием, потребовали реорганизации системы социальной защиты.

В связи с этим создается муниципальная сфера социального обслуживания, включающая учреждения и организации, которые предоставляют социальные услуги.

Регионализация социальной работы проявляется в форме работы в общине. Для специалиста общинная работа означает вмешательство и активизацию местных человеческих ресурсов в целях разрешения социальных проблем, повышения уровня предоставления услуг и социального функционирования членов сообщества. Акцент при этом делается на посреднической, разъяснительной работе и на инициировании создания структур, способных расширить возможности местных жителей.

На данном этапе формируется региональная социальная политика, в которой особое место отводится мероприятиям по оказанию социальной помощи населению, оказавшемуся в тяжелой жизненной ситуации, в том числе нетрудоспособным и ограниченно трудоспособным людям, пожилым, семьям, имеющим детей и др.

На федеральном уровне создается государственная система минимальных социальных гарантий, включающая

В это же время Правительством Российской Федерации было утверждено несколько федеральных целевых программ в сфере развития социальной поддержки населения:

Были внесены изменения и дополнения в законодательство о социальной поддержке населения.

Данный период времени характеризуется также тем, что идеи и положения, заложенные в принятых ранее в федеральных законах, были конкретизированы в Государственных национальных стандартах Российской Федерации –

Совершенствуется и система управленческой деятельности социальных служб. Постоянно улучшается их кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение. Активно внедряются объективные методы оценки нуждающихся в помощи и социальных услугах; используются инновационные технологии по оказанию помощи разным категориям населения с учетом потенциала клиента и членов его семьи и ресурсного обеспечения социальной службы; работают автоматизированные информационные системы с установленным специализированным программным обеспечением.

Происходит интенсивное развитие учреждений и предприятий социального обслуживания населения (в государственной системе работают 22 400 учреждений социального обслуживания, которые предоставляют услуги, примерно 12 миллионам человек), что привело к заметному увеличению численности социальных работников – до 500 тыс. человек, специализирующихся по 50 направлениям. Это разнообразие специализаций постоянно возрастает, что свидетельствует о приближении социальной работы к потребностям населения и возрастании уровня профессиональной помощи.

Создаются новые журналы и публикуются научные труды в области социальной работы, в которых освещается отечественный и зарубежный опыт работы социальных служб и органов управления в сфере социальной поддержки и защиты социально ослабленных слоев населения.

Однако институционализация профессии «Социальная работа» в характеризуемый период еще не завершена.

Это связано, прежде всего, с тем, что становление профессиональной социальной работы как незавершенной формы социозащитной деятельности государства и общества отражает тот начальный этап развития всякого нового явления, когда оно уже возникло в жизни общества, но еще полностью не сформировалось. В федеральных, региональных и местных органах управления, государственных и неправительственных социальных службах еще трудятся большие отряды непрофессиональных и полупрофессиональных социальных работников.

На третьем этапе (с 2009 года по 2016 год) практически во всех субъектах Российской Федерации осуществляется переход деятельности учреждений социального обслуживания на нормативно-подушевое целевое финансирование и государственный заказ, который стимулирует создание рынка социальных услуг, повышения их качества и эффективности, развивается негосударственный сектор, появляются автономные учреждения.

Анализ реформирования института социальной работы как профессиональной деятельности позволяет констатировать: в России становление системы социальной защиты населения происходит эволюционным путем, процесс развития системы социального обслуживания является промежуточным, переходным. К настоящему времени система социальной защиты в России представлена следующими функциональными блоками:

1) обязательное социальное страхование;

2) социальная поддержка населения: выплаты гражданам по категориям независимо от нуждаемости, льготы; адресные выплаты гражданам на основе проверки нуждаемости, пособия;

3) социальное обслуживание населения.

Модернизация существующей системы способствует развитию рынка социальных услуг, направленного на более эффективную адаптацию, социальную реабилитацию лиц, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.

В данный период социальная работа в России проходит очередной этап интенсивной профессионализации. Одним из механизмов государственного регулирования этого процесса является разработка и внедрение профессионального стандарта специалиста по социальной работе.

Стандартизация профессий социальной сферы официально обосновывается необходимостью повышения результативности профессионалов, развития конкурентоспособности экономики, повышения востребованности и эффективности профессионального образования. В настоящее время работники социальной сферы в России подлежат сертификации в соответствии с внедренными профессиональными стандартами, в которых представлена система компетенций, включающих как чисто инструментальные, технические, так и проектные, аналитические знания и умения.

Несмотря на принятие еще в 2013 году Профессиональных стандартов социального работника и специалиста по социальной работе, до сих пор отсутствуют федеральные законы, которые бы устанавливали статус социальной работы и социальных работников.

1. Формирование наряду с «гуманитарным подходом» в реализации политики в отношении уязвимых категорий населения так называемого «подхода развития», который предусматривает повышение социальной ответственности граждан, их активное участие в экономических и социальных процессах.

При этом в число задач социальной работы включается не только задача помогать людям, но также, во все большей мере – задача «помогать людям помогать себе».

2. Еще одна перспектива в социальной работе связана с изменениями в сфере научно-технологического развития. Несмотря на то, что социальная работа всегда была профессией системы «человек-человек», однако в настоящее время в эту систему неизбежно имплантируются значительные технические и технологические нововведения.

Одним из направлений внедрения возможностей технологического прогресса в процесс социальной работы является «самое широкое использование телекоммуникаций, удаленного доступа для контроля самочувствия, неотложного информирования, организации общения, обучения, консультирования получателей услуг».

Это влечет за собой не только усиление роли получателя услуг, повышение уровня его субъектности, но и изменение требований к человеку, который будет работать в этой сфере, его личностным качествам, профессиональной подготовке, уровню креативности и умениям взаимодействовать с другими.

А внедрение автоматических приспособлений, механических устройств, систем «умный дом» поможет пожилым людям, инвалидам лучше и дольше справляться со своими проблемами самостоятельно, а социальным работникам – избежать излишних нагрузок и чрезмерных усилий.

3. Третье направление перспективных трансформаций – изменения, обусловленные социальными последствиями перехода к новой стадии развития человеческой цивилизации. Соответственно, этому новому миру «требуется новое образование, воспитывающее человека, обладающего особыми качествами, формированию которых не уделяется внимание в современных системах образования».

Поэтому осуществляемая в настоящее время реформа образования в области социальной работы не должна сводиться только к формальному включению требований профессиональных стандартов в стандарты образовательные.

В процессе профессионального обучения должны закладываться не только профессиональные компетенции, но и человеческие качества, потребность в которых обозначается в развитии принципиальных технологических нововведений. Еще больше эти изменения коснутся системы переподготовки кадров, когда за короткий срок необходимо «переобучить, в известной мере переформировать сознание, технологические навыки огромного числа практических работников социальной сферы».

Таким образом, должна произойти смена доминанты – от помощи лицам в трудной жизненной ситуации к поддержке жизнедеятельности и стимулированию социального развития, что «требует новых экономических, социальных и технологических подходов, обеспечивающих высокое качество и эффективность социальной работы, ее оперативность и системность, формирование новой развивающей экосреды, в которой каждый человек сможет реализовать свой потенциал и быть вполне самостоятельным и благополучным».

Несмотря на то, что сегодня в той или иной социальной поддержке и помощи нуждаются практически все граждане страны, происходит расширение объектов социальной работы, появляются новые целевые группы, происходит субъективизация объектов социальной работы.

Данное обстоятельство связано с активизацией позиции самих граждан:

Все это требует расширения межведомственного взаимодействия, перехода к новой модели прямого оказания услуг населению со стороны государства и бизнеса на основе использования социальных институтов помощи и взаимопомощи со стороны общественных организаций и территориальных сообществ, волонтеров и добровольных помощников, привлечение к решению социальных проблем НКО.

Новые реальности диктуют изменения в подготовке кадров. С одной стороны, происходит трансформация уже существующих видов профессиональной деятельности, например, появление специалистов по опеке и попечительству, специалистов по работе с семьей. С другой стороны, появляются и новые профессии: ассистент (помощник) для инвалидов, тифлосурдопереводчик, тьютор и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *