какие формы мероприятий наиболее эффективны при проведения профилактической недели

Формы проведения профилактических мероприятий перед каникулами. Рекомендации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Формы проведения профилактического мероприятия

С целью организованного проведения весенних каникул школьников, профилактики безнадзорности, правонарушений и травматизма детей и подростков, обеспечения безопасности и охраны жизни и здоровья детей во время массовых мероприятий в период каникул необходимо проводить профилактические мероприятия. Нужно привлекать обучающихся и их родителей, а также представителей заинтересованных организаций к организации и проведению мероприятий.

Формы мероприятий должны учитывать интересы, особенности обучающихся и их родителей.

Тематические «круглые столы» совместно с представителями органов внутренних дел, специалистами муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Проведение с обучающимися бесед, анкетирования социально-психологическими службами образовательной организации, уполномоченными по правам детей по формированию благоприятных взаимоотношений в классных коллективах, выявлению обучающихся, склонных к суицидам, находящихся в состоянии стресса, конфликта, депрессии, трудной жизненной ситуации, и оказанию им своевременной помощи

Выступления агитбригад, беседы о поведении в чрезвычайных ситуациях, оказании первой помощи пострадавшим с привлечением сотрудников службы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, правоохранительных органов, медицинских работников.

Урок медиа-безопасности с целью обеспечения безопасности детей от информации агрессивного, сексуального характера.

Проведение инструктажей обучающихся о мерах предосторожности и правилах поведения на дорогах, вблизи водоемов, в местах массового скопления людей, при чрезвычайных обстоятельствах.

«Родительские уроки» с целью психолого-педагогического просвещения родителей по актуальным проблемам воспитания и социализации детей и подростков с участием врачей-наркологов, сотрудников наркоконтроля, психологов и других специалистов, на который следует уделить особое внимание предупреждению вредных привычек и зависимостей, защите детей от негативной информации, наносящей вред их здоровью и развитию:

«Состояние преступности среди обучающихся».

«Детский д орожно-транспортный травматизм»

«Соблюдение прав детей как необходимое условие профилактики суицидального поведения несовершеннолетних»

Постоянное информирование обучающихся и их родителей о деятельности служб экстренной помощи с указанием бесплатного анонимного общероссийского детского телефона доверия 8-800-2000-122.

Источник

Неделя профилактики интернет-зависимости «OFFLINE»

Методические рекомендации по проведению городской недели профилактики интернет-зависимости «OFFLINE»

Авторы-составители: Губанова Елена Александровна, Чечерина Ольга Николаевна, Зубков Вадим Геннадьевич, методисты ГБОУ ГМЦ ДОНМ

Пояснительная записка

В последнее воскресенье января во всем мире отмечается Международный День БЕЗ Интернета (International Internet-Free Day), главная цель которого – полностью отвлечь людей от компьютеров и глобальной сети, чтобы прожить этот день исключительно в «реальном» мире.

Стремительное развитие информационных технологий оказывает огромное влияние на взросление, обучение и социализацию современного поколения детей и подростков. Важнейшими институтами социализации, помимо семьи и школы, всё активнее становится образование нового поколения через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (статья 16 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают требования к организации информационно-образовательной среды образовательной организации: «Информационно-образовательная среда образовательной организации должна обеспечивать современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и предоставления информации». При этом в рамках образовательной среды необходимо обеспечить информационную безопасность детей.

Возрастающее развитие информационных и коммуникационных ресурсов, доступность медиасредств (смартфонов, планшетов, компьютеров и др.) открывают перед детьми практически безграничные возможности для доступа к информации самого разного свойства, в том числе и к такой, которая может нанести вред их психическому и нравственному развитию.

По данным «Лаборатории Касперского» http://security.mosmetod.ru/internet-zavisimosti/166-chto-deti-ishchut-v-seti-statistika, подрастающее поколение современных детей и подростков много времени проводит в Интернете. Зависимость молодёжи и подростков от социальных сетей выражена в большей степени, чем среди лиц среднего и старшего возраста.

Целью образовательной организации по обеспечению информационной безопасности обучающихся является защита от дестабилизирующего воздействия информационной продукции и создание условий информационной среды для позитивной социализации, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения психического и психологического здоровья и благополучия, формирования позитивного мировосприятия. Достижение данной цели возможно при условии эффективного сочетания совместных усилий семьи и школы.

Совместная работа по обеспечению информационной безопасности детей должна быть направлена на выработку навыка самостоятельной оценки контента, умения анализировать и отличать настоящие новости от дезинформации, противостоять манипулированию и зловредной рекламе асоциального поведения.

Основными направлениями работы по формированию информационной безопасности обучающихся являются:

— тематические занятия с использованием методических разработок

— дискуссии или дебаты, деловые игры, квесты, конкурсы, олимпиады, тесты и викторины;

— подготовка обучающимися тематических буклетов, листовок и других материалов;

— анкетирование, исследования и опросы;

— демонстрация мультфильмов и (или) видеоуроков;

— использование сценариев уроков и занятий, размещённых на платформе Московской электронной школы.

Особое место в профилактической работе, связанной с вопросами информационной безопасности детей, должно занимать повышение уровня знаний родителей (законных представителей) обучающихся:

Основные подходы в организации недели профилактики интернет-зависимости «OFFLINE» в образовательных организациях г. Москвы

Одной из форм профилактической работы в школе является неделя профилактики интернет-зависимости «OFFLINE», приуроченная к Международному дню без Интернета.

К участию в неделе приглашаются обучающиеся 1–11-х классов и не достигшие восемнадцатилетнего возраста студенты образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, а также педагоги и родители (законные представители) обучающихся.

Цель недели: снижение рисков интернет-зависимости обучающихся.

Задачи недели:

— дать представление о таких понятиях, как интернет–зависимость, компьютерная зависимость и причинах их возникновения;

— сформировать чувство ответственности за свои действия в информационном пространстве;

— сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Мероприятия недели должны быть направлены на формирование ценностного и позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Рекомендуемые формы мероприятий недели: тренинги, занятия по интересам, классные часы, родительские собрания, лекции, акции, круглые столы, диспуты, акции и т. д.

Основные принципы и условия проведения недели:

Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность при организации профилактической недели в школе:

— Методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети «Интернет» (Письмо Минпросвещения России от 29 марта 2019 года № 03-393).

Полезные ссылки:

Методические разработки с использованием электронных ресурсов:

Литература

какие формы мероприятий наиболее эффективны при проведения профилактической неделиМатериалы

Источник

«Формы проведения профилактических мероприятий»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Формы проведения профилактических мероприятий»

Вопрос, связанный с профилактикой правонарушений детей был актуален всегда, и волнует сегодня не только учителя, но и каждого гражданина, а так же государство в целом.

В последние годы мы наблюдаем, значительный рост подростковых правонарушений, поэтому важность работы по их профилактике среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной.

Встает вопрос о том, где и как проводить профилактику. Не оставляет сомнений факт, что местом проведения профилактической работы должна являться, в первую очередь, школа. Школа предоставляет удобную возможность охватить профилактикой все возрастные группы учащихся, она служит хорошей базой для проведения мероприятий по работе со специфическими группами, имеющими повышенный риск (дети с отклоняющимся поведением, отстающие в учебе или с вероятностью «выпадения» из социальной среды).

Учитывая особенности современных подростков и факторов окружающей среды, влияющих на их психологическое развитие, для своевременного выявления и установления причин и обеспечения профилактики негативных явлений в поведении детей, мною были определены следующие сферы деятельности воспитательно-профилактической работы в школе на 2016-2017 учебный год:

— создание в классе условий для успешного формирования творческого школьного сообщества включающего в себя учащихся, учителя и родителей;

— развитие принципов толерантности, ценности личности каждого участника образовательного процесса;

— развитие внеклассной деятельности с целью обеспечения максимально широких возможностей для совершенствования личности каждого индивида;

— вовлечение школьников в социально значимую деятельность и профилактика девиантного поведения;

— отслеживание, предупреждение и анализ нарушения учебной дисциплины, режимных моментов и основных норм поведения учащихся;

— систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся;

— психологическая и педагогическая помощь по формированию адекватной самооценки;

— ориентация на здоровый образ жизни, привлечение учащихся к занятиям спортом;

— оказание помощи тем, кто находится в сложной жизненной ситуации;

— привлечение учащихся к укреплению правопорядка, как в школе, так и за ее пределами.

— формирование личности высокой общечеловеческой культуры;

— установление контакта с семьей и проведение работы с родителями по выявлению проблемы ребенка и семьи.

Компоненты (составляющие) сферы деятельности воспитательной работы так или иначе, подразумевают мероприятия, целью которых является профилактика и борьба с беспризорностью и правонарушениями.

Поэтому воспитательная работа в классе планируется и ведется с учетом общешкольных и стоящих перед классным коллективом целей и задач, возрастных и личностных особенностей учащихся, положения семей, деятельность осуществляется с учетом реализуемых целевых локальных воспитательно-образовательных программ и проектов в разных направлениях с использованием активных форм и методов работы:

— духовно-нравственном и др.

Как классный руководитель, я используются различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися:

– посещение на дому с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий, а также каникулярное время, подготовкой к урокам;

– посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;

– консультирование родителей с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростков;

– индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;

– вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность школы;

– вовлечение учащихся в систему объединений дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время.

Для предотвращения бродяжничества и безнадзорности я контролирую посещаемость занятий учащимися класса. С этой целью я регулярно заполняю страницу пропусков уроков в классном журнале и в тот же день сообщаю родителям о пропусках уроков.

Коллектив класса принимает активное участие в различных конкурсах по профилактике правонарушений.

С целью профилактики правонарушений, повышения правовой культуры несовершеннолетних в классе ежемесячно провожу тематические классные часы, коллективно-творческие дела.

C целью профилактики правонарушений, в течение учебного года провожу классные часы и беседы по соответствующей тематике.

Были проведены классные часы по темам: «Что для вас здоровый образ жизни?», «Права и обязанности подростков», «Проблемы в современном мире».

Активная профилактическая пропаганда в классе должна проводиться регулярно и целенаправленно, так как единичные бессистемные мероприятия не могут сформировать стойкие правильные убеждения у подростков. В наше время целесообразно иллюстрировать лекции и беседы ссылками на конкретные факты из жизни, приводить примеры из художественной и научно-популярной литературы, художественных фильмов, из средств массовой информации, необходимо также освещать юридические и правовые аспекты окружающего социума. К профилактической работе привлекаются сотрудники полиции, инспектора ОДН, врачи-специалисты, психологи, хорошо подготовленные к работе с данным возрастным контингентом учащихся.

Учащиеся могут раскрыть свои таланты и наклонности, манипулируя полученными знаниями при разработке сценариев викторин, вечеров, дискотек, театрализованных представлений.

Чтобы уберечь молодежь от пагубного влияния, в нашем классе проводятся профилактические занятия, профилактические десятиминутки. И

главным в этой работе я считаю проведение позитивной профилактики.

Позитивная профилактика – это та форма работы, которая позволяет через развитие личности сформировать грамотные установки жизни в правовом поле социума, не «запугивая» детей. Так как, часто запугивая, мы настраиваем подростков против себя, они перестают нам доверять, считая, что мы «давим» на них и даем недостоверную информацию.

Поэтому, для достижения успеха в вопросах профилактики в работе с подростками необходимо главный упор делать на развитии личностных качеств и социальных навыков подростков, обучать детей новым формам поведения, формировать стрессоустойчивость, воспитывать личность, способную самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью профилактической работы является вовлечение подростков в досуговую деятельность, как в учебное, так и в каникулярное время. Каждый учащийся класса с пользой проводит своё свободное время. Они узнают друг друга, могут проявить себя, что отвлекает подростков от возможности оказаться в противоправной ситуации. Посещение экскурсий, посещение кружков и секций школ и учреждений дополнительного образования; спортивно-оздоровительных клубов, является достойной заменой дворовых компаний, подвалов и чердаков.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что любая работа по профилактике требует постоянного воздействия на формирующиеся представления, убеждения учащихся по отношению к определенным жизненным ценностям, поэтому профилактическое воздействие должно осуществляться на всем протяжении учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.

Источник

Какие формы мероприятий наиболее эффективны при проведения профилактической недели

Профилактическая работа с детьми и подростками относится к программам первичной и вторичной профилактики и может проводиться с использованием различных программ. Главное в ней — соблюдение определенных принципов и требований. Приведем пример одной из подростковых программ, рассчитанных на работу с детьми 12—13 и 14—15 лет. Эта программа имеет свои специфические особенности в зависимости от возраста участников, однако в практике профилактической деятельности может использоваться рассмотренная далее структура [Сирота Н.А., Ялтон-ский В.М. и др., 2001].

Программа состоит из 18 занятий, которые проводятся в течение двух часов два раза в неделю. Это желательное временное распределение.

До и после цикла занятий проводится тестирование с целью определения эффективности программы и необходимых изменений, которые могут быть в нее внесены в дальнейшем. Обязательно исследуется отношение участников к программе. Очень важно, чтобы оно было позитивным. Если участники рассматривают программу как обычные уроки, значит, ее ведущие используют неверные ролевые позиции и нуждаются в дополнительном инструктировании и обучении. Характер и стиль проведения программы для детей и подростков должен соответствовать их возрасту, быть привлекательным, а само участие в программе — значимым для участников. Если у членов группы возникает сопротивление, следует тщательно проанализировать ситуацию, определить причины и пути их устранения.

1. Представление программы, знакомство. Ознакомление с задачами и правилами группы.

2. Понятие личности. Структура моей и твоей личности. Кто Я.. Кто Ты?. Что во мне и в тебе есть? Понятие границ личности. Развитие личности.

3. Чувства. Сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние.

4. Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост. Ценность моей и твоей личности.

5. Информация о действиях и последствиях употребления психоактивных веществ. Понятие зависимости. Зависимость как деструктивная форма защиты личности, как иллюзорный способ ухода от проблем. Мое отношение к алкоголизму и наркомании.

6. Человек как социальное существо. Общение. Формирование навыков общения.

7. Человек как социальное существо. Самооценка и отношение к другим. Принятие себя и другого как личности.

8. Человек как сексуальное существо. Проблемы общения между людьми разного пола.

9. Семья как единый организм. Понятие здоровой семьи и ее отличие от семьи дисфункциональной. Зависимость от психоактивных веществ в семье. Какой я вижу свою будущую семью?

10. Понятие группового давления и принятие собственного решения. Навыки выражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению. Понятие насилия и права защищать свои границы.

11. Формирование навыков заботы о себе и защиты своего Я. Умение говорить «нет».

12. Развитие зависимости от психоактивных веществ и выздоровление. Выбор и ответственность. Альтернативные употреблению психоактивных веществ способы решения проблем и времяпровождения.

13. Понятие стресса и проблем-разрешающего поведения.

14. Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения.

15. Способы решения проблем, личностных сложностей. Понятие личностных кризисов.

16. Формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их.

17. Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей.

18. Завершение работы, подведение итогов.

Требования, предъявляемые к ведущему группы.

1. Иметь достаточное представление о проблеме употребления психоактивных веществ, обладать необходимыми знаниями и информацией. Он должен четко понимать, что:

— зависимость от психоактивного вещества — это комплексное хроническое заболевание, имеющее определенные причины, симптоматику и развитие; это болезнь, имеющая биологические, психологические, социальные и духовные корни; это семейное заболевание;

— существует группа риска в отношении развития зависимости от психоактивных веществ среди подростков, и ведущий должен уметь ее определить.

2. Иметь свою собственную определенную позицию по отношению к употреблению психоактивных веществ. Подростки, как никто другой, остро чувствуют ложь и замешательство взрослых. До начала работы по предлагаемым программам ведущий должен прояснить для себя, какое место в его жизни занимают психоактивные вещества и быть готовым говорить об этом с детьми. По нашему опыту, в 80 % случаев ребята на занятиях спрашивают ведущего о том, пьет ли он спиртные напитки, курит ли сигареты, и если да, то зачем. Ведущие должны стремиться к полному исключению психоактивных веществ из своей жизни.

3. Обладать достаточно высоким уровнем личнного здоровья, быть ответственным за свою жизнь, уметь делать выбор, иметь адекватную самооценку и навыки общения и решения своих личных проблем. Это важный момент, потому что иначе ребенок не сможет овладеть необходимыми навыками и решить психологические задачи, которые ставятся перед ним в ходе работы по программе.

4. Обладать определенными профессиональными навыками, а также способностями к работе с детьми и подростками. Далеко не каждый человек, даже обладающий хорошими профессиональными знаниями, способен эффективно работать с детьми, устанавливать с ними партнерские отношения. Ведущий до начала работы должен четко осознать, в каких ролевых позициях он будет выступать перед детьми и к каким последствиям это может привести. Специалисты, имеющие опыт ведения детских и подростковых профилактических групп, выделяют такие важные способности ведущего, как:

— умение войти в мир подростков, не нарушая границ личности (своей и подростка);

— умение создать безопасную и поддерживающую обстановку;

— умение нести знания «между слов», т.е. пользоваться невербальным компонентом общения;

— память о себе и уважение себя в детском и подростковом возрасте;

— знание подростковых стилей и способов овладения материалом; большой «багаж» различных форм активности;

— умение получать удовольствие от работы с подростками и веселиться вместе с ними.

Весьма желательно, чтобы ведущих было несколько (не менее двух). Такая форма работы, как малые группы, предполагает не

более 9—10 участников. Соответственно, если в учебной группе 30 человек, то ведущих должно быть не менее трех. Это значительно облегчает работу тренеров и дает возможность взаимоподдержки, что крайне необходимо в работе с подростками. Кроме того, это помогает анализировать работу ведущих и, что очень важно, предлагает подросткам для наблюдения пример здоровых партнерских отношений между взрослыми людьми.

Требования к помещению, в котором проводится профилактический тренинг.

— Помещение должно быть достаточно просторным для проведения подвижных игр, но не слишком большим, чтобы не нарушать ощущения безопасности.

— В помещении не должно быть ничего лишнего — предметов, плакатов и т.д.

— Не должно быть острых и опасных углов.

— Помещение всегда должно быть одним и тем же, иначе нарушается ощущение безопасности.

— Помещение должно быть не проходным и не просматриваемым для посторонних.

— Стулья должны быть легко перемещаемыми и не скрепленными друг с другом (иногда их приходится отодвигать к стенкам).

— В помещении должно быть достаточно светло.

— Помещение должно быть достаточно звукоизолированно — в процессе проведения тренинга часто бывает шумно.

— В помещение не должны проникать посторонние звуки.

— Во время занятий дверь должна быть закрыта.

— Оптимально, если есть возможность сидеть и лежать на полу.

— Должна быть возможность крепить листы бумаги (ватман) к стенам.

— Помещение должно проветриваться.

Основные компоненты работы с детьми и подростками.

Профилактическая работа должна включать в себя три компонента.

1. Образовательный компонент.

Специфический — знание о действии психоактивных веществ на сознание и организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях, к которым она приводит.

Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении психоактивных веществ.

Неспецифический — знание и понимание своих чувств, эмоций, а также возможных способов работы с ними и заботы о себе.

Цель: формирование развитой Я-концепции у подростка.

2. Психологический компонент — коррекция определенных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления психоактивных веществ; создание благоприятного доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др. Работа, помогающая подростку избавится от чувства вины, страха, неуверенности в себе, решать проблемы ответственности, помогать в принятии решений, ощутить чувство личной защищенности.

Цели: психологическая поддержка подростка; формирование адекватной самооценки, навыков принятия и выполнения решений; формирование умения сказать «нет», отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться в случае необходимости за помощью.

3. Социальный компонент — помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения, решение проблемы занятости и т.д.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.

Примерная структура занятия приведена в таблице 2.

Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, под­черкнуть без­опасностьОпределен­ные ритуалыОбеспечить
для каждого участника максимально комфортное вхождение в группуНачало работыСамоопределе­ние участников (с чем они при­шли на занятие в группу, как себя сейчас ощущают)Ритуализиро­ванная форма, которая каж­дый раз на­полняется но­вым содержа­ниемПредоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувстваРазмин­ка1.Объединение, сплочение груп­пы
2. Развитие межличностных свя­зей
3.Включение в совместную деятельностьБолее или менее под­вижные игры с четко определенными правилами1. Обозначение правил и границ
2. Обеспечение безопасности участниковРабота по темеЗадачи соответ­ствуют теме за­нятияСамые разно­образные фор­мы активности (игры, рисо­вание, элементы психодрамы и т.д.)1. Дать определен­ную информацию в доступной форме
2. Предоставить воз­можность выразить свои чувства
3. Помочь овладеть новыми навыками, основываясь на по­лученной инфор­мацииЗавер­шение занятия1. Возможность «выплеснуть» накопившееся напряжение
2. Завершение работы в пози­тивном эмоцио­нальном состоя­нииПодвижные и/или релаксацион­ные игрыОбеспечение без­опасности участни­ковПроща­ниеОбозначить конец занятияОпределен­ные ритуалыЭмоциональная поддержка детей

Тренинг – яркое, эмоционально насыщенное занятие, направленное на изменение, гармонизацию стиля общения личности, привитие желаемых навыков и разрешение противоречий, проявляющееся во взаимодействии с другими людьми или же имеющих внутриличностный характер.

Тренинг является частью психотерапии. Психотерапия была и остается одним из основных методов лечения алкогольной зависимости. Она с успехом применяется у молодых людей с алкогольной зависимостью и как самостоятельный лечебный метод, и как важная составляющая в комплексной терапии.

Часто первую часть тренинга называют «разогревом». Это символическое название отражает одну из задач первой части тренинга.

1. Знакомство участников группы между собой, а также знакомство ведущего с группой.

2. Фиксирование и диагностика настроения участников на начало тренинга.

А) выяснить ожидания каждого из участников группы от тренинга;

Б) словесно выразить эмоциональное состояние.

3. Сплочение группы (задача направлена на сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.

Один из вариантов начала тренинга – участникам предлагается написать свои имена на карточках и прикрепить их на одежде (бейджи). Это упражнение особенно полезно, если тренер впервые видит участников тренинга или собралась группа из малознакомых друг другу людей.

Данное упражнение содержит в себе глубокий диагностический смысл. Благодаря ему ведущий сможет сделать вывод о некоторых особенностях самопрезентации участников группы, получить некоторое представление о том, с каким настроением пришли участники.

Принцип расстановки посадочных мест

Обычно выбираются все стулья одинаковой высоты, формы и цвета. Такой подбор на подсознательном уровне говорит о единстве, направленности на сполоченность группы. Стулья обычно расставляют по кругу. Это оптимальное решение для проведения тренинга, так как позволяет каждому участнику видеть друг друга.

Можно в начале провести упражнение «Мои ожидания от тренинга»

Цель. Узнать степень настроя группы и каждого отдельного участника на работу в тренинге.

Тренер: «Сейчас каждый, по кругу, ответит на вопросы:

— С каким настроением я пришел на тренинг?

— Участвовал ли я в других подобных занятиях раньше?

-Что я жду от сегодняшнего дня?

Ответы должны быть краткими. Лучше всего отвечать по одному предложению на каждый вопрос (или 2-3 минуты, но не больше).

В начале тренинга его ведущему рекомендуется самому показать пример выполнения упражнения.

Упражнения для выравнивания эмоционального фона и сплочения группы

Перед упражнением один стул из круга убирается так, чтобы в круге осталось стульев на один меньше числа участников. Первым проводит упражнение сам ведущий. Он становится на освободившееся от стула место и громко называет признак, объединяющий всех или какую-то группу участников. Например, «пересаживаются все те, кто живет на планете Земля». Следующим ведущим в упражнении становится тот, кто остался без стула.

Упражнение «Дадим отпор…»

Все участники становятся в круг. Ведущий называет всевозможные страхи и опасности. Если кто-то из участников боится того, что было озвучено ведущим, то он должен встать в круг. Если остальные участники, оставшиеся за кругом, в течение 5 секунд возьмутся за руки (как бы защищая тех, кто вошел в круг) и громко скажут: «Дадим отпор…», то считается, что упражнение выполнено правильно.

Для подростков подходят фразы:

«На нас напала плохая погода».

«На нас напал строгий директор».

«На нас напала лень».

«На нас напало одиночество».

«На нас напало непонимание родителей» и.т.д.

«На вас напало чувство вины».

«На нас напали злость и агрессия».

«На нас напало чувство стыда».

«На нас напала боязнь заболеть».

«На нас напала неудача» и.т.д.

Ведущий: Сегодня мы начинаем занятия по курсу «Я выбираю свободу…». Почему эта тема важна для нас сегодня? Все чаще мы видим, как люди, сталкиваясь с определенными трудностями, проблемами, не находят в себе силы разрешить их. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, страха, стыда, обиды, недоверия, злости и агрессии по отношению к себе и другим. И тогда человек прибегает к алкоголю, наркотическим веществам, табакокурению, чтобы уйти от проблемы, и чем чаще он это делает, тем меньше у него остается шансов справляться со своими жизненными трудностями в будущем. Поэтому наш тренинг связан с вопросами о свободе и зависимости, о силе и слабости, об умении решать свои проблемы самому, о планировании своего будущего.

Вопросы (на которые мы будем отвечать себе в процессе работы)

1) Что такое свобода и зависимость? Как оставаться свободным в своей жизни?

Зависимость – это потеря контроля над своим поведением или эмоциями. Это постоянное увеличение количества вещества, которое становится необходимым. К зависимостям относят алкоголизм, наркоманию, курение, а также есть и пищевая зависимость, компьютерная, религиозная и.т.д. Каждая зависимость наносит психологический и физический ущерб. Зависимость сужает для человека возможность выбрать другую реакцию, поведение, самочувствие, препятствуя его полноценной жизни.

2) Что такое сила и слабость человека? Как стать сильным и ответственным за себя, свое здоровье, свое будущее, свою жизнь?

3) Как научиться ценить свою личность, доверять себе?

4) Какими способами можно отстаивать свою позицию, чтобы самостоятельно принимать решения, противостоять давлению других?

5) Как преодолевать трудности в жизни, не бояться их?

6) Как справиться с негативными чувствами?

7) Как устанавливать доверительные отношения с людьми, обращаться за помощью, принимать помощь, оказывать поддержку тем, кто в ней нуждается?

Установление правил тренинга

В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать основными, наиболее типичными.

1. Правило «00». Все участники тренинга вовремя приходят к началу занятия и после перерывов, в заранее оговоренное время.

2. Общение по принципу «здесь и теперь». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно заниматься обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Срабатывает механизм психологической защиты. Основная задача – чтобы каждый мог бы увидеть самые разнообразные проявления своего характера, поведения, умения быть самокритичным и правильно реагировать на критику, лучше узнать себя и свои личностные особенности.

3. Персонификация высказываний (или Я-высказываний). Этот закон требует излагать свою точку зрения только от первого лица: «Я считаю, я думаю…».

4. Правило активности. Вы имеете право не участвовать в каком-либо упражнении. Заранее сообщите о своем намерении группе. Но помните, что вы пришли участвовать и сотрудничать.

5. Правило доброжелательности и тактичности. Недопустимо на тренинге называть друг друга по фамилиям.

6. Правило конфиденциальности. Все, что происходит на этом тренинге, остается здесь, ни с кем из людей, вне тренинга, происходящее не обсуждается.

7. Правило имени. Перед каждым выступлением называть свое имя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *