какие формы непосредственного участия населения в мсу существуют

Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления

Таким образом, действующее законодательство подчеркивает, что институт местного самоуправления предполагает решение вопросов местного значения населением соответствующих муниципальных образований – городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов. При этом на первое место законодатель ставит такое осуществление населением местного самоуправления, которое связано с непосредственным участием граждан в решении вопросов местного значения.

Примерный перечень соответствующих форм непосредственной демократии на уровне местного самоуправления предусмотрен тем же Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно положениям главы 5 указанного Закона к ним относятся: местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрание граждан; конференция граждан (собрание делегатов); опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления.

Безусловно, наиболее значимой формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления с точки зрения своей значимости является местный референдум. Согласно части 7 статьи 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, наряду с уставом муниципального образования, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Однако, референдум достаточно трудно организовать и провести. Поэтому более распространенными являются другие способы выражения волеизъявления населения по вопросам местного значения.

Прежде всего, это – муниципальные выборы. Муниципальные выборы носят периодический характер и являются способом избрания основных органов местного самоуправления (как правило, представительного органа и главы муниципального образования). В отличие от референдума в ходе выборов невозможно напрямую принять те или иные решения, определяющие жизнь местного населения, однако именно на выборах определяются те должностные лица, которые будут данные решения на постоянной основе принимать и обеспечивать их исполнение.

Действенным средством контроля населения за уже избранными должностными лицами местного самоуправления является наличие другой формы непосредственного волеизъявления – голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются в основном уставом муниципального образования. В то же время ряд вопросов регламентируется действующим федеральным и областным законодательством. Так, согласно части 2 статьи 24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе). Та же статья Федерального закона предусматривает, что в случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется. В данном случае функции контроля за действиями депутата выполняет соответствующее избирательное объединение, оценку эффективности которого жители муниципального образования смогут дать в ходе последующих выборов.

Также в силу требований Закона Рязанской области от 15 февраля 2006 года № 11-ОЗ «Об отзыве депутата и выборного должностного лица органа местного самоуправления в Рязанской области» голосование по отзыву депутата и выборного должностного лица органа местного самоуправления не может быть назначено:

а) в течение первого и последнего года срока их полномочий;

б) ранее, чем через год после проведения предыдущего голосования по отзыву того же депутата и выборного должностного лица органа местного самоуправления.

Среди форм прямой демократии необходимо отдельно выделить сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования. Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» он проводится для решения вопросов местного значения в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом, и осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Однако, не все формы прямого волеизъявления связаны с непосредственным принятием местным населением решений по вопросам местного значения. В ряде случаев они обеспечивают участие граждан в обсуждении решений органов местного самоуправления, помогая последним в своей нормотворческой деятельности в максимальной мере учесть мнение различных социальных групп.

К таковым относятся правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, собрания граждан, конференции граждан (собрания делегатов).

Правотворческая инициатива – предложение группы граждан по принятию муниципального правового акта. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

4) вопросы о преобразовании муниципального образования.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Еще одна форма участия населения в осуществлении местного самоуправления – собрания (конференции) граждан применяется для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.

Следует отметить, что перечень форм прямого волеизъявления, предусмотренный Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не является исчерпывающим. Наряду с ними, граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации. Таким образом, законодатель открыл широкий простор для проявления инициативы населения муниципальных образований, для прямого участия рядовых граждан в решении проблем, стоящих перед местными сообществами.

отдела законодательства субъекта РФ,

ведения федерального регистра и регистрации

Источник

Муниципальное образование Оренбургской области Матвеевский район

Содержание

Статья 9. Местный референдум

Статья 10. Муниципальные выборы
1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов районного Совета и Главы Матвеевского района на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Периодическое проведение выборов депутатов представительного органа и главы района является обязательным.
2. Муниципальные выборы проводятся в соответствии с федеральными и областными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления района, изданными в пределах их компетенции.
3. Депутаты районного Совета избираются на основании мажоритарной избирательной системы по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.
Выборы Главы Матвеевского района проводятся по единому одномандатному избирательному округу.
4. Выборы депутатов районного Совета и Главы района проводятся одновременно, назначаются Советом депутатов на первое воскресенье после истечения срока их полномочий, установленного Уставом. Не допускается назначение голосования на праздничный день.
При досрочном прекращении полномочий Совета депутатов или Главы района, при самороспуске, выборы назначаются, районным Советом депутатов одновременно с принятием решения о самороспуске, в остальных случаях выборы назначаются не позднее чем через 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий.
5. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом № 67-ФЗ.

Статья 11. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования
1. Голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления осуществляется по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом № 67-ФЗ и законом Оренбургской области для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ.
2. Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.
Лицо, в отношении которого инициирована процедура отзыва, имеет право на опубликование в средствах массовой информации объяснений по фактам, послужившим основанием для отзыва. Депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).
3. В случаях, предусмотренных федеральными и областными законами, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросу изменения границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования.
4. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории района или на части его территории в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и законами Оренбургской области.
5. Голосование по вопросам изменения границ района, преобразования района считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей района или части района, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ района, преобразование района считается полученным, если за указанное изменение (преобразование) проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей района или части района.
6. Итоги голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, итоги голосования по вопросам изменения границ района, преобразования района и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Глава района, а в случае отзыва Главы района – председатель Совета депутатов обязан в пятидневный срок обеспечить официальное опубликование (обнародование) вышеназванных итогов и решений.

Статья 12. Правотворческая инициатива граждан
1. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом.
Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом Совета депутатов и не может превышать 3 процентов от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
2. Сбор подписей, подтверждающих правотворческую инициативу, может инициировать любой гражданин, группа граждан, общественные объединения, органы территориального общественного самоуправления.
3. Проект муниципального правового акта с необходимым числом подписей представляется в орган (должностному лицу), в чью компетенцию входит принятие данного муниципального правового акта.
4. Проведение необходимых согласований и экспертиз проекта, внесенного гражданами, обязаны организовать органы и должностные лица, в чей адрес эти проекты направлены.
Недостатки оформления проекта правового акта, поданного в порядке правотворческой инициативы, могут являться основанием для его отклонения только в том случае, если из проекта неясна суть внесенной правотворческой инициативы.
5. Проекты правовых актов, внесенных в порядке правотворческой инициативы граждан, подлежат обязательному рассмотрению Советом депутатов на ближайшем заседании, а иными органами и должностными лицами местного самоуправления – в срок не более одного месяца.
Рассмотрение внесенных проектов производится при обязательном участии представителей групп населения, внесших проект.
Результаты рассмотрения проекта с обоснованием решения должны быть официально в письменной форме доведены до сведения внесшей его инициативной группы.

Статья 13. Опрос граждан
1. Опрос граждан проводится на всей или части территории района в целях выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и (или) должностными лицами местного самоуправления по вопросам местного значения.
2. Опрос проводится по инициативе Совета депутатов или Главы района.
3. Жители района, части территории района, отдельного сельского поселения или населенного пункта, входящих в состав района, где планируется проведение опроса, должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее, чем за 10 (десять) дней до его проведения.
4. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Статья 14. Правотворческая инициатива прокурора
1. Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий, необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов, вправе вносить в представительный и исполнительный орган местного самоуправления предложения (проект нормативного правового акта) об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии нормативных правовых актов.

Статья 15. Публичные слушания
1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей Матвеевского района, Советом депутатов района, главой района могут проводиться публичные слушания.
2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета депутатов или главы района.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета депутатов, назначаются Советом депутатов района, а по инициативе главы муниципального образования – главой муниципального образования.
3. Вопросы, подлежащие обязательному вынесению на публичные слушания:
1) проект Устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав, кроме случаев, когда изменения в Устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в Уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования.
4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативным правовым актом Совета депутатов района и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
5. Итоги рассмотрения вопроса на публичных слушаниях подлежат опубликованию (обнародованию).

Статья 16. Собрание граждан, конференция граждан
1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории района могут проводиться собрания граждан.
2. Собрания граждан могут созываться по инициативе населения, Совета депутатов, Главы района, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
3. Собрание граждан, проводимое по инициативе Совета депутатов или Главы района, назначается соответственно решением Совета депутатов или постановлением Главы района.
В названных правовых актах должны быть указаны дата, время, место проведения собрания и вопросы, предлагаемые к рассмотрению.
4. Для назначения собрания по инициативе населения группа граждан численностью не менее 5 (пяти) человек, проживающих на территории района, представляет в Совет депутатов ходатайство об инициативе проведения собрания. В ходатайстве указываются: предлагаемый к рассмотрению вопрос, дата, время и место проведения собрания. Ходатайство подписывается всеми заявителями с указанием их фамилии, имени, отчества и места проживания.
Граждане имеют право не указывать место проведения собрания и обратиться к Совету депутатов с просьбой о предоставлении помещения его проведения. Совет депутатов обязан в этом случае предоставить место для проведения собрания.
5. Совет депутатов должен назначить собрание не позднее, чем за 7 (семь) дней до предложенной в ходатайстве даты его проведения, или согласовать с заявителями иную дату проведения собрания. Решение о назначении проведения собрания по инициативе населения принимается Советом депутатов простым большинством голосов от числа депутатов, участие в голосовании, и оформляется в виде постановления. Основанием отказа в назначении собрания может быть только несоответствие представленного ходатайства требованиям, установленным пунктом 4 настоящей статьи Устава.
6. Муниципальные правовые акты по вопросу назначения собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию) не позднее, чем за 5 (пять) дней до даты проведения собрания.
7. В работе собрания имеют право участвовать граждане, достигшие 18-летнего возраста. В собрании имеют право участвовать также депутаты районного Совета, члены Наблюдательного комитета, должностные лица районной администрации.
При проведении собрания по инициативе Совета депутатов или Главы района на собрании должны присутствовать соответственно Председатель Совета или Глава района (либо их официальные представители).
8. Инициаторы проведения собрания обязаны обеспечить учет лиц, принимающих в нем участие, и ведение протокола собрания. Для ведения протокола по решению собрания избирается секретарь. Для ведения собрания его участники простым большинством голосов избирают председательствующего. Председательствующим по решению собрания может быть представитель районного Совета или Глава района, если собрание проводится по инициативе соответственно Совета депутатов или Главы района.
9. Собрание граждан может принимать обращения к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять участников данного собрания во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Порядок избрания таких лиц, их число, пределы компетенции, поручения данным лицам определяются собранием и фиксируются в протоколе.
10. Решения собрания, принятые обращения, протокол и иные документы собрания подписываются председательствующим и секретарем собрания. Решения, обращения собрания могут быть подписаны по решению собрания его участниками.
Протоколы собрания подлежат обязательной передаче в недельный срок после собрания на хранение в администрацию района либо в администрацию сельского поселения, на территории которого проводилось собрание.
Обращения, принятые собранием граждан, направляются уполномоченными собранием лицами в органы или должностным лицам местного самоуправления, к чьей компетенции относится решение вопросов, поставленных в обращении.
11. Действие настоящей статьи Устава полностью применимо к проведению конференций граждан.
Конференция может быть назначена в случае, когда из-за большого предполагаемого числа граждан, желающих участвовать в обсуждении выносимых вопросов, нет возможности провести собрание.
Для участия в конференции гражданами избираются делегаты. Норма представительства, число делегатов и порядок их избрания устанавливаются правовым актом районного Совета при инициировании конференции (собрания делегатов) населением или Советом депутатов, правовым актом Главы района, правовым актом Наблюдательного комитета при проведении конференции по инициативе соответственно Главы района или Наблюдательного комитета.
Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 17. Обращение граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления
1. Граждане Матвеевского района имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
Поступившие письменные обращения граждан должны быть зарегистрированы в порядке, определенном инструкцией по делопроизводству в районе.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления района обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.

Статья 18. Иные формы осуществления непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения
1. Граждане района имеют право участвовать в совещательных органах, формируемых органами и должностными лицами местного самоуправления, создавать гражданские комитеты, комиссии по различным вопросам, вносить предложения по развитию территориального партнерства в муниципальном образовании, осуществлять общественный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, проводить общественные экспертизы, создавать фонды поддержки местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений, участвовать в деятельности попечительских советов муниципальных предприятий и учреждений, а также участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не запрещенных действующим законодательством.
2. Органы и должностные лица местного самоуправления района обязаны обеспечить каждому жителю района право на получение полной и объективной информации о деятельности органов местного самоуправления, возможность ознакомления с документами и материалами, касающимися осуществления местного самоуправления на территории района, если иное не предусмотрено федеральными законами и законами Оренбургской области.
3. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны всемерно содействовать участию населения в осуществлении местного самоуправления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *