какие формы опроса можно выделить при проведении криминологических исследований несколько вариантов
Анкетирование в криминологии: понятие, виды и техника проведения.
Криминология – учебная дисциплина, изучающая преступления, их причины, виды их взаимосвязи с различными явлениями и процессами, результативность принимаемых мер в борьбе с преступностью.
Метод К – совокупность приемов и способов, используемых для отыскания, сбора, анализа, оценки и применения информации о преступности в целом и отдельных ее компонентах, о личности преступника с целью создания эффективных мер борьбы с преступностью и предупреждения преступлений.
Методы изучения криминологии: наблюдение. эксперимент опрос анализ документальных источников информации криминологического исследования моделирование
Анкетирование – заочный метод опроса. Как правило, оно осуществляется анонимно. А существенно экономит время для сбора интересующей исследователя информации, так как одновременно большее количество анкет может заполняться без его непосредственного участия. Для получения достоверной информации следует основательно продумать форму и содержание анкеты.
Анкету нужно составить экономно, по принципу «необходимо и достаточно», чтобы при всех условиях она не отпугивала громоздкостью. Вопросы должны быть ясными и понятными, обеспечивать однозначное их восприятие всеми опрашиваемыми, а порядок их постановки, в том числе и включение «контрольных вопросов», – соответствовать тем же основным методическим требованиям, что и при проведении интервью.
Вопросы в анкете могут быть поставлены в различной форме. Для удобства последующей статистической обработки рекомендуется, однако, пользоваться так называемыми закрытыми вопросами, в которых для опрашиваемого заранее сформулированы возможные ответы.
Простейший альтернативный вопрос требует от опрашиваемого выбора положительного или отрицательного ответа (да – нет). Более сложный альтернативный вопрос предоставляет ему возможность выбора из нескольких вариантов того или иного ответа (ранее судим за хулиганство, кражу, грабеж, разбой, иные преступления).
Шкальный вопрос ставится обычно для оценки интенсивности какого-либо явления (осужденный доказал свое исправление – 5 баллов, встал на путь исправления – 4, недостаточно изучен – 3, не встал на путь исправления – 2, злостный нарушитель – 1 балл).
При подготовке вариантов ответов на шкальный вопрос следует позаботиться о четкости критерия их разделения между собой и соблюдении примерного равенства интервалов по интенсивности изучаемого явления.
Вопрос-меню предлагает несколько возможных ответов, но при этом не требует выбора только одного из них. Далее предлагаются возможные ответы. Опрашиваемый может подчеркнуть (или отметить иным образом) все, что соответствует его мнению по данному вопросу, один, два, три и более ответов-утверждений.
В некоторых случаях в анкету также включаются так называемые открытые вопросы. Для ответа на них опрашиваемому не предлагаются какие-либо заранее сформулированные варианты.
Иногда анкетирование может быть проведено и без заранее составленных вопросов анкеты. Например, осужденным, если они согласны на это, предлагается самим изложить свою автобиографию с указанием ранее совершенных ими преступлений и их причин либо воспитанникам воспитательно-трудовых колоний с целью выяснения уровня их правосознания задается школьное сочинение на соответствующую тему. Анализ полученных таким образом материалов имеет несомненно познавательное значение.
Какие формы опроса можно выделить при проведении криминологических исследований несколько вариантов
Исходя из конкретных задач научного криминологического исследования, помимо использования имеющейся в отчетности правоохранительных органов статистической информации, применяются специальные методы сбора информации. Поскольку эта информация подлежит в конечном итоге обязательной статистической обработке, предпочтение отдается методам программированного сбора информации (наблюдение, изучение документов, опрос соответствующих лиц). Определенное место в криминологических исследованиях занимают также социометрия и эксперимент.
Наблюдение – это непосредственное восприятие самим исследователем и прямая регистрация им фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.
Очевидно, что приступая к наблюдению, исследователь должен заранее определить программу (перечень и способ фиксации) интересующих его факторов, их признаков и характеристик. Однако, непосредственное восприятие дает такую богатую по разнообразию и содержанию информацию, что в процессе наблюдения эта программа может существенно расширяться за счет выявления ранее не предполагавшихся, но существенных, с точки зрения целей исследования, обстоятельств. В богатстве картины наблюдаемого объекта, в возможности выявления неожиданного – основное достоинство наблюдения как метода криминологического исследования.
Но далеко не все события и факты, интересующие исследователя, поддаются наблюдению, а само наблюдение требует значительных затрат времени и потому затруднительно для получения информации о большом числе объектов. Кроме того, на результаты наблюдения могут оказать отрицательное влияние сам факт присутствия наблюдателя при интересующем его событии, а также личностные качества наблюдателя, его, возможно, неосознанное желание увидеть заранее заложенные в программу исследования стороны и качества объекта, в то время как более существенными могут оказаться совсем иные, не предполагавшиеся ранее его характеристики. В этом – определенные недостатки наблюдения как метода криминологического исследования, накладывающие ограничения на практику его применения.
Изучение документов – распространенный и наиболее надежный метод криминологического исследования.
В документах фиксируются факты, которые, как правило, уже проверены и потому заслуживают доверия исследователя. Наиболее значимые для криминологического исследования документы содержатся в материалах расследования и рассмотрения в суде дел о совершенных преступлениях, в личных делах осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях. В этих же целях могут использоваться и другие документы о деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.
Для того, чтобы вести изучение документов целеустремленно, а впоследствии иметь возможность статистической обработки полученной информации, эта работа заранее программируется. Составляется вопросник, по которому и ведется фиксация интересующих исследователя фактов, извлекаемых из содержания документов. Однако, указанные выше документы не рассчитаны на будущий интерес криминолога. В них, как правило, содержится только часть необходимой ему информации. В этом обстоятельстве – ограниченность изучения документов как метода криминологического исследования.
Опрос как метод криминологического исследования имеет по форме две разновидности: очный опрос-интервью и заочный опрос-анкетирование. И в том, и в другом случае опрос, исходя из конкретной цели исследования, заранее программируется. Составляются вопросник, карточка, анкета, которые после заполнения подвергаются статистической обработке.
Интервью проводится в форме беседы с опрашиваемым, в ходе которой выясняются и фиксируются в документе (карточке, справке) интересующие исследователя факты и характеристики. Результативность интервью, получение в ходе его достоверной информации во многом зависят от опыта и искусства исследователя.
В связи с этим рекомендуется соблюдать следующие основные методические требования проведения интервью. Вначале важно установить с опрашиваемым психологический контакт, снять напряженность, естественную при беседе с незнакомым человеком, добиться готовности дать правдивые ответы. В продолжение этой линии на адаптацию первые вопросы следует задавать об очевидном, о том, о чем скрывать опрашиваемому нет никакого смысла. Затем осуществляется переход к главному для исследователя. При этом вопросы комбинируются таким образом, чтобы некоторые из них перепроверяли правдивость ответов на ранее заданные. В конце интервью важно снова снять напряжение опрашиваемого, побудить его дополнительно высказаться в произвольной форме по теме беседы. Здесь могут быть обнаружены новые факты, новые характеристики изучаемого явления, не предусмотренные программой интервью, но существенные для целей исследования.
Нетрудно заметить, что в некоторых элементах интервью приближается к непосредственному наблюдению. Только при наблюдении исследователь занимает пассивную позицию, а при интервью играет активную роль в получении информации от опрашиваемого. Сходство этих методов криминологического исследования порождает в определенной степени и общность их недостатков, ограничивающих возможности применения. Тем не менее интервью – важный и распространенный на практике метод криминологических исследований.
Анкетирование – заочный метод опроса. Как правило, оно осуществляется анонимно. Анкетирование существенно экономит время для сбора интересующей исследователя информации, так как одновременно большее количество анкет может заполняться без его непосредственного участия. Для получения достоверной информации следует основательно продумать форму и содержание анкеты. Без преувеличения можно сказать, что успех исследования зависит от методически правильно составленной анкеты.
Прежде всего, анкету нужно составить экономно, по принципу «необходимо и достаточно», чтобы при всех условиях она не отпугивала громоздкостью. Вопросы должны быть ясными и понятными, обеспечивать однозначное их восприятие всеми опрашиваемыми, а порядок их постановки, в том числе и включение «контрольных вопросов», – соответствовать тем же основным методическим требованиям, что и при проведении интервью.
Вопросы в анкете могут быть поставлены в различной форме. Для удобства последующей статистической обработки рекомендуется, однако, пользоваться так называемыми закрытыми вопросами, в которых для опрашиваемого заранее сформулированы возможные ответы (альтернативные, шкальные вопросы, вопрос-меню).
Простейший альтернативный вопрос требует от опрашиваемого выбора положительного или отрицательного ответа (да – нет). Более сложный альтернативный вопрос предоставляет ему возможность выбора из нескольких вариантов того или иного ответа (ранее судим за хулиганство, кражу, грабеж, разбой, иные преступления).
Шкальный вопрос ставится обычно для оценки интенсивности какого-либо явления (осужденный доказал свое исправление – 5 баллов, встал на путь исправления – 4, недостаточно изучен – 3, не встал на путь исправления – 2, злостный нарушитель – 1 балл).
При подготовке вариантов ответов на шкальный вопрос следует позаботиться о четкости критерия их разделения между собой и соблюдении примерного равенства интервалов по интенсивности изучаемого явления.
Вопрос-меню предлагает несколько возможных ответов, но при этом не требует выбора только одного из них (например: «В чем Вы видите причины совершенного Вами преступления?»). Далее предлагаются возможные ответы. Опрашиваемый может подчеркнуть (или отметить иным образом) все, что соответствует его мнению по данному вопросу, один, два, три и более ответов-утверждений.
В некоторых случаях в анкету также включаются так называемые открытые вопросы. Для ответа на них опрашиваемому не предлагаются какие-либо заранее сформулированные варианты. Ему предоставляется возможность самому сформулировать ответ (например: «Укажите, где или у кого Вы намерены поселиться после освобождения?»).
Иногда анкетирование может быть проведено и без заранее составленных вопросов анкеты. Например, осужденным, если они согласны на это, предлагается самим изложить свою автобиографию с указанием ранее совершенных ими преступлений и их причин либо воспитанникам воспитательно-трудовых колоний с целью выяснения уровня их правосознания задается школьное сочинение на соответствующую тему. Анализ полученных таким образом материалов имеет несомненно познавательное значение.
Эксперимент на математической модели нашел применение главным образом в научных исследованиях. Примером такого эксперимента являются работы в области прогнозирования преступности и вероятности индивидуального преступного поведения, которые будут рассмотрены в девятой главе.
Криминологическое исследование
Понятие, задачи и организационные основы криминологического исследования
Криминологическое исследование направлено на выявление и объяснение закономерностей развития преступности и ее причин, процесса формирования личностных особенностей преступников и их влияния на совершение преступления, а также эффективности предупреждения преступности. Оно является одновременно и процессом познания неизвестных науке фактов криминальной реальности, и средством апробации, проверки или внедрения уже полученных результатов. Объектом криминологического исследования может стать любой из вопросов, входящий в предмет науки криминологии. Задачи криминологического исследования вытекают из практических потребностей борьбы с преступностью, а также из самой сущности науки как познающей субстанции. Так, например, при изучении преступности задачами исследования являются выявление негативного тренда и прогнозирование уровня и структуры преступности по видам и группам преступлений, при изучении личности преступника — криминологические характеристики типов личности преступника, при изучении предупреждения преступности — эффективность деятельности конкретных субъектов профилактики.
Как и любое исследование, криминологическое исследование представляет собой упорядоченную последовательность определенных действий, направленных на решение конкретных задач. Таким образом, организация криминологического исследования — это последовательность действий исследователя, определенные этапы процесса изучения криминологических проблем, которые необходимо соблюдать, чтобы с наибольшей эффективностью добиться ответа на поставленные цели и задачи исследования.
Обычно выделяют следующие этапы криминологического исследования: 1) подготовительный этап; 2) разработка программы исследования; 3) пилотажное исследование; 4) сбор первичной информации и количественная обработка собранных данных; 5) анализ и интерпретация результатов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
Остановимся подробнее на первых трех этапах. Подготовительный этап занимает в исследовании особое место. Выбор проблемы исследования, ее целей и задач предполагает необходимость предварительного ознакомления с объектом, с известной социальной практикой, результатами других исследований. На этом этапе решаются многие организационно-технические вопросы — например, осуществляется формирование исследовательской группы, распределяются обязанности, происходит составление необходимых документов.
Следующим этапом является написание программы исследования. Без программы нельзя проводить сколько-нибудь серьезное криминологическое исследование, ибо только она обеспечивает организованность, целенаправленность, надежность и систематичность исследования. Программа представляет собой научно-методическую основу исследования, в рамках которой осуществляются сбор, анализ и интерпретация фактического материала с целью получения в итоге новых теоретических и практических реализуемых выводов. Она включает в себя методологический и процедурный разделы.
Методологический раздел программы, в котором должны учитываться уже имеющиеся научные знания и анализ результатов ранее проведенных исследований содержит описание самой проблемы исследования. В этом разделе в обязательном порядке формулируются рабочие гипотезы, без которых данное исследование обречено повторить исследования предшественников и в лучшем случае подтвердить уже полученные результаты. Гипотеза — это научно обоснованное предположение о характере изучаемого предмета (данные о преступности, социально-экономические показатели и т. д.), его структуре и связях с изучаемым явлением. Гипотезы могут быть генеральными и частными. Далее в программе определяются цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, уточняются основные понятия, которыми будут оперировать исследователи, а также источники информации по изучаемой проблеме.
Процедурный раздел программы содержат описание и разработку конкретных методов (методика), которые будут использованы для сбора и анализа полученной информации, поэтапный план и сроки исследования. Например, методика может включать анкету для изучения мнения граждан по вопросу, становились ли они жертвами преступлений, или опросный лист для экспертов по вопросу уточнения причин, оказавших влияние на негативную динамику преступности.
Для установления надежности разрабатываемой методики перед ее использованием с целью сбора информации она подвергается предварительной проверке, которая называется пилотажным, то есть пробным, исследованием. Особенно важно производить его, когда используется метод опроса в форме анкетирования законопослушных граждан или осужденных, метод экспертных оценок. Не вызывает сомнения то, что методика, не проверявшаяся на надежность, по сути не имеет права называться таковой, ибо нет никаких гарантий, что будет получена информация, соответствующая задачам исследования. На этапе пилотажа происходит своеобразная репетиция процесса сбора и обработки информации, и его результатом является уточнение используемых методов, корректировка выборочной совокупности, уточнение рабочих гипотез.
Выборочное исследование
Криминологическое исследование, как правило, является выборочным. Обусловлено это тем, что исследователям затруднительно проводить сплошное обследование всей массы изучаемых фактов, выступающих единицами генеральной совокупности, которое требует много времени, сил и средств. Сущность выборочного исследования состоит в том, что целое описывается на основе части. То есть изучается только часть всей совокупности фактов, отражающих объект исследования, а полученная информация используется для характеристики объекта в целом.
Теория статистики утверждает, что при достаточно большом числе наблюдений могут быть установлены и измерены закономерности, которые характерны для всей генеральной совокупности. Конечно, между результатами сплошного и выборочного изучения всегда будут определенные расхождения, называемые ошибкой репрезентативности. Однако такая ошибка не будет критичной, если не нарушаются пределы допустимой ошибки. Исходя из задач исследования, в тех случаях, когда требуется повышенная точность результатов, допускается ошибка репрезентативности от 2 до 3%, в остальных случаях достаточно, чтобы эта ошибка была в пределах 3–10%.
Исчисление ошибки репрезентативности основано на формулах, разработанных в теории статистики, и при этом исследователь одновременно получает ответ, какой будет величина выборки, то есть какое число единиц, включенных в выборку, должно быть изучено. Следует иметь в виду, что чем больше выборка (в процентном отношении ко всей генеральной совокупности), тем точнее результаты и меньше ошибка репрезентативности, но чем более однородная совокупность, тем меньше может быть выборка.
При выборочном исследовании важно, чтобы единицы, составляющие выборку, были отобраны в таком порядке, при котором каждая из них имела бы возможность войти в выборку независимо от желания или пристрастий исследователя. Для того чтобы каждая единица генеральной совокупности имела одинаковую возможность быть отобранной, используется ряд способов, среди которых часто применяются такие способы определения выборки, как случайная выборка и выборка по принципу квот. При случайной выборке заранее не определяется единица наблюдения, а обеспечивается равновероятное попадание в выборочную совокупность любой и каждой единицы наблюдения. Например, если исследование краж чужого имущества проводится на основе изучения материалов уголовных дел, то с помощью случайной выборки из общего количества таких материалов отбирается каждое десятое дело.
Выборочное исследование используется, например, при выявлении причин совершения преступлений путем опроса осужденных, при изучении уровня правосознания граждан опять же путем опроса, при исследовании личности преступника с использованием материалов уголовных дел.
Методы криминологических исследований
Все методы подразделяются на методы сбора информации и методы анализа информации. Совокупность используемых в криминологическом исследовании методов называется методикой. Таким образом, методика — это совокупность технических приемов, способов сбора и анализа информации о преступности, ее причинах и личности преступников, а также о мерах борьбы с ней.
При проведении криминологического исследования используются разнообразные методы. Выбор того или иного метода зависит от предмета исследования, его целей и задач. Например, для изучения динамики преступности используется метод построения динамических рядов, для изучения причин совершения преступления — документальный метод, для изучения личности преступника — документальный метод или метод тестирования. Универсального метода нет, и поэтому в криминологическом исследовании используется определенная совокупность методов.
Все методы условно можно разделить на следующие группы. В первую группу входят общенаучные методы — например, анализ исторический, сравнительный, логический, системный, статистический. Во вторую группу входят социологические методы, например опрос, метод экспертных оценок, метод контрольной группы, эксперимент, изучение документов, наблюдение. В третью группу входят психологические методы, например метод социометрического зондирования, тестирование.
Статистический метод часто применяется в криминологическом исследовании. Он используется при любом виде исследования — сплошном или выборочном. Статистика является важным методом познания социальных явлений. Преступность — это массовое социальное явление, поэтому именно с помощью статистического метода можно собрать и обобщить информацию о количественных характеристиках преступности, ее причинах и условиях, о личности преступника. Эта информация позволяет обнаружить закономерности, типические черты изучаемых явлений, зависимости между изменениями одних и других.
Статистический метод в криминологическом исследовании включает в себя, как правило, три этапа. Первый этап — сбор необходимой первичной информации. Исследователь может получить ее из статистических карточек первичного учета и статистических отчетов, имеющихся в органах МВД, прокуратуры, юстиции и суда, а также из материалов анкетирования, интервью, уголовных дел и т. д.
Второй этап заключается в сводке и группировке (классификации) всей массы собранных данных первичного учета. На этом этапе первичные данные систематизируются, подсчитываются и затем группируются по различным признакам (например, по видам преступлений, по полу и возрастным группам). В результате полученные данные отражаются в статистическом отчете, таблицах, схемах, диаграммах. Группировку изучаемых данных нельзя рассматривать лишь как прием для придания этим данным наглядности. Группировка есть прием исследования, позволяющий получить новые сведения. Для этого применяются разные виды группировок: типологические, вариационные, аналитические.
Типологические группировки — это группировки, распределяющие изучаемую совокупность на однородные в качественном отношении типы (например, группировки по видам преступлений, по месту совершения преступлений). Вариационные группировки распределяют исследуемые явления по количественному (варьирующему) признаку. Этот вид группировок применяется при изучении возрастного состава преступников, сроков лишения свободы, рецидива и т. д. Аналитические группировки ставят перед собой цель установить связь между изучаемыми явлениями. Например, между преступностью и пьянством, преступностью и семейным положением, преступностью и образованием и т. д.
На третьем, завершающем этапе происходит анализ собранных и сгруппированных данных при помощи обобщающих показателей. Абсолютные величины, даже будучи сгруппированными, часто не позволяют выявить реально существующие взаимосвязи. Поэтому прежде, чем приступить к качественному анализу группированных абсолютных данных, необходимо привести их в сравнимый вид, то есть преобразовать в обобщающие показатели. Последние в статистике подразделяются на средние и относительные. В криминологическом исследовании средние показатели применяются редко (например, для определения средних сроков наказания, среднего возраста преступников, средних сроков прохождения уголовных дел в судах). Относительные же показатели используются очень часто. Например, при исследовании состояния преступности рассчитываются количественные и качественные показатели, к которым относятся коэффициент преступности, удельный вес того или иного вида преступлений, темп роста и темп прироста преступности, средний ущерб от преступлений против собственности и т. п.
Таким образом, на завершающем этапе применения статистического метода на основе обобщающих показателей происходит интерпретация полученной цифровой информации, в ходе которой формулируются выводы о существующих связях и зависимостях между теми и другими явлениями и процессами и вырабатываются рекомендации и предложения практического характера.
Опрос является одним из распространенных методов криминологического исследования. Цель его состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых (респондентов). В криминологии при помощи опроса изучаются, например, причины и условия, способствующие совершению преступлений, личность преступника, уровень виктимизации, эффективность применяемых мер предупреждения преступлений, уровень правосознания населения и осужденных.
Опрос проводится в виде анкетирования или интервьюирования. При анкетировании информация собирается путем получения письменных ответов на заранее разработанные вопросы, включенные в анкету. При интервьюировании информация получается из беседы, при этом вопросы опрашиваемому задаются в свободной форме.
Качество получаемой информации при анкетировании и интервьюировании зависит от четкости сформулированных вопросов, которые являются своеобразным инструментом регистрации первичных фактов. Нужно обращать серьезное внимание на организацию опроса и технику составления анкеты. Характер вопросов определяется целями и задачами исследования. Они могут быть открытыми, когда ответ излагается в свободной форме, или закрытыми, когда предусмотрены определенные варианты ответов.
В анкете должны быть в общей форме изложены цель и задачи данного исследования, названа организация, его проводящая. Вопросы в анкете располагаются последовательно. Они могут быть объединены в блоки, если такой способ их расположения отвечает содержанию предмета исследования. Место для ответа не должно определяться исходя из правила экономии бумаги. В заключение анкеты, как правило, предлагается респонденту сообщить общие сведения о себе (пол, возраст, образование и т. п.).
Интервьюирование используется в тех случаях, когда необходимо исследование узкой проблемы и когда заранее сформулированные вопросы будут препятствовать ее углубленному изучению. Например, при опросе осужденных с целью изучения мотива совершения ими преступления. Отсутствие заранее сформулированных вопросов вовсе не означает, что исследователь ведет беседу как ему вздумается. Интервьюер должен очень хорошо ориентироваться в проблеме, не навязывать свою позицию. Это означает, что у него всегда существует предварительный план беседы и он обладает искусством извлечения из нее объективной информации.
Метод экспертных оценок состоит в получении квалифицированного заключения на основе индивидуальных мнений группы специально отобранных экспертов из числа научных и практических работников, хорошо знающих предмет исследования. Этот метод используется для оценки уровня латентной преступности, прогнозирования состояния преступности, оценки эффективности применяемых мер предупреждения преступности, составления перечня причин, оказавших влияние на состояние преступности в изучаемый отрезок времени, и др. При использовании данного метода важной задачей является формирование группы экспертов и профессиональное составление вопросов. Как правило, в группу экспертов могут входить от 20 до 50 человек. Разработано несколько видов организации экспертного опроса. Обычно используется индивидуальный опрос экспертов (может быть и групповой), который проходит в один или два тура. Второй тур необходим в том случае, если полученные от экспертов ответы не поддаются выведению среднего мнения. Поэтому во время второго тура экспертам предлагается объяснить причины возникших разногласий в ответах и вновь сформулировать свою позицию.
Метод контрольной группы применяется тогда, когда необходимую информацию можно получить лишь путем сравнения. Главное в этом методе заключается в том, что отбираются две группы, одна из которых является основной (то есть изучаемой), а другая — контрольной. Причем обе группы должны быть сходными по общим признакам. Сравнение результатов исследования основной и контрольной групп должно показать, что является типичным для обеих групп и что — особенным для основной группы. При этом контрольная группа является тем необходимым фоном, на котором ведется анализ количественных и качественных признаков изучаемого предмета. Например, пусть предметом исследования будут социальные условия жизни несовершеннолетних и их влияние на совершение правонарушений; для этого формируется две группы несовершеннолетних — из правонарушителей и законопослушных. Сравнение двух групп показало, что 78% из несовершеннолетних правонарушителей на момент совершения правонарушения проживали с родителями в собственных квартирах. Из контрольной группы подростков, состоящей из законопослушных, таковых оказалось 75%. Отсюда можно сделать вывод, что жилищные условия как криминогенный фактор не играют большой роли при совершении правонарушений несовершеннолетних.
При применении метода контрольной группы имеет значение выравнивание групп по определенным признакам. Пренебрежение к выравниванию групп может привести к недостоверности результатов по всем исследуемым параметрам. Данный метод применяется для установления причин и условий, способствующих совершению конкретных преступлений; для определения основных факторов, влияющих на криминализацию личности; для определения личностных особенностей конкретных видов преступников; для установления антикриминогенных факторов.
Метод изучения документов применяется в тех случаях, когда предметом исследования является, например, латентная преступность, характеристики личности конкретных видов преступников, причины и условия, способствующие совершению преступлений. К изучаемым документам могут относиться материалы уголовных дел, отчеты о без вести пропавших лицах, личные документы (дневники и т. п.).
Методы эксперимента и наблюдения сравнительно редко применяются в криминологическом исследовании.
Социометрия является методом психологии и социологии. Социометрическое измерение представляет собой количественную оценку влияния социальных и эмоционально-психологических особенностей, проявляющихся у людей, объединенных в микросоциальные группы.
С помощью социометрического метода получается «снимок» динамики внутренних взаимоотношений членов группы, определяются их симпатии и антипатии, наличие лидера и его качества, обеспечивающие статус лидера, качества аутсайдера в группе. В основе данного метода лежит социометрический опрос — набор вопросов, которые задаются испытуемым, который должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к опросу.
В криминологическом исследовании социометрия применяется весьма редко. Например, он применим при изучении криминогенных семей для выявления факторов внутрисемейного насилия, при изучении неформальных норм поведения в среде осужденных, с целью определения факторов депривации, фрустрации и призонизации осужденных.
Тестирование как метод криминологического исследования предназначен для обнаружения в предмете исследования какого-либо отклонения. Вопросы теста представляют собой задачу или ситуацию, которая предлагается для анализа обследуемым. Целью тестирования является, например, выяснение психологических отклонений преступника, его интеллектуальных возможностей, творческих способностей, склонности к риску, самоконтролю, жестокости, способности к быстрому реагированию в определенной ситуации и т. д. Тестовые обследования дают возможность глубже изучить особенности личности отдельных категорий преступников, таких как хулиганы, убийцы, мошенники и т. д.