какие формы оценивания качества образования оценивания индивидуальных достижений обучающихся

Формы и методы оценивания достижений учащихся

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Формы и методы оценивания достижений учащихся

Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера,

мы украдем у наших детей завтра…

Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, чтобы подготовить их к жизни в современных условиях, в условиях сложных социально-экономических отношений, уплотнившихся информационных потоков, жесткой конкурентности.

Задача учителя в современной школе – не только дать знания по предмету, но и воспитать личность, способную адаптироваться в этих условиях, найти свое место в жизни.

Теперь урок строится не на учителе как ключевой фигуре, а на ученике. Он – главная фигура, он – планирует, организует, контролирует и оценивает свою деятельность и ее результаты.

Чтобы научить ученика анализировать, логически мыслить, давать оценку своим знаниям и делать выводы, изменилась и система оценивания достижений учащихся.

Слово “контроль” мы теперь употребляем редко. Все большее распространение получает новое методическое понятие – современные средства оценивания степени сформированности коммуникативной компетентности учащихся.

В настоящее время согласно Закону об образовании РФ «каждое образовательное учреждение свободно в выборе системы оценок для промежуточной аттестации учащихся». В большинстве случаев в школах современной России продолжают использовать цифровые отметки.

Текущая успеваемость в течение обучения в школе, до выпускного экзамена, оценивается по традиционной пятибалльной системе.

В образовательном процессе традиционно использую пятибалльную шкалу, а также внедряю современные средства оценивания степени сформированности коммуникативной компетентности учащихся :

Критерии выставления отметки «5»(отлично):

знание, понимание, глубина усвоения всего объема программного материала;

умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

отсутствие ошибок и недочѐтов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя;

соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии выставления отметки «4» (хорошо):

знание всего изученного программного материала;

умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

незначительные (негрубые) ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии выставления отметки «3» (удовлетворительно):

знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы;

затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи учителя;

умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;

наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии выставления отметки «2» (неудовлетворительно):

знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы,

отдельные представления об изученном материале; отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;

наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Многобалльная шкала (от 1 до 100 баллов). используется при критериальном оценивании различных видов работ. При использовании данного оценивания я разрабатываю и довожу до сведения учащихся критерии оценивания работы. Полученные учеником баллы переводятся в отметку: отметка «5» (отлично) – выполнение более 85 % заданий, отметка «4» (хорошо) – от 69 до 84%, отметка «3» (удовлетворительно) – от 69 до 54 % заданий, «неудовлетворительно»- менее 53%.

Рейтинговая шкала (для старшей школы)

ФГОС определяют требования к результатам освоения образовательной программы начального, среднего общего образования.

В связи с этим впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки.

Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, включающая как стартовую, текущую, промежуточную, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников.

На уроках я использую все перечисленные в основном документе (ФГОС) методы и формы оценки достижения результатов учащихся. Наиболее активно я пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как письменные и устные контрольные работы, проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.

Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка». В практике «рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и характеризующая успеваемость и уровень знания обучающегося в течение определенного периода обучения».

Я, конечно, пользуюсь шкалой в пять баллов. Эта система особенно удобна для «слабых» учащихся, так как «сильные» на одном уроке набирают четыре или пять баллов.

Рейтинговая система обычно используется в вузовской практике, но я применяю ее как «накопление оценок» следующим образом:

— пытаюсь создать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик был активен, то есть накапливал «баллы». Я засчитываю любую форму работы: устный ответ, работу у доски, мини-срезы и т. д. В зависимости от качества ответов ученик может получить баллы.

— почти каждый урок я выборочно просматриваю рабочие тетради учащихся (как можно больше) и за выполнение заданий тоже накапливаются баллы, часто учащиеся сами оценивают свою работу (самоконтроль или взаимоконтроль);

— за выполнение письменных заданий в тетрадях я выставляю оценку.

— все дети активно работают на сайте «Решу ОГЭ и ЕГЭ», выполняют индивидуальную работу и отправляют мне по электронной почте на мой индивидуальный электронный журнал.

Это позволяет иметь хорошую «накопляемость оценок» и достаточно ясную картину уровня знаний и умений каждого учащегося. Результат итоговой проверочной работы (в конце четверти) в форме теста уже практически предсказуем.

Особо хочется отметить такую форму оценивания, как тестирование.

Итоговый контроль в конце четверти проводится в форме стандартизированного теста и творческих проектов, в рабочих тетрадях подробно предлагаю детям схему работы над проектом.

Таким образом, самоконтроль своих достижений становится неотъемлемой частью системы оценивания освоения предмета.

Я очень часто использую метод самоконтроля или взаимоконтроля. Этот метод имеет ряд серьезных преимуществ:

— объективность (отсутствует субъективнее мнение педагога);

— позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся;

— позволяет осуществлять количественный анализ успешности с последующим переводом в пятибалльную систему оценок;

— экономит время учителя;

— развивает у учащихся умение оценивать свои знания, анализировать;

— развивает интерес, стимулирует к изучению математики.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта или учебного исследования.

Итоговый индивидуальный проект (учебное исследование) оцениваю по следующим критериям:

Сформированность познавательных УУД в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования.

Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Источник

Формы контроля и учёта достижений обучающихся.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Аглямзянова Дамира Нурисламовна. Выступление на тему: Формы

контроля и учёта достижений обучающихся.

Формы контроля достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и ориентирована на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования .

основе разработки форм контроля достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования лежат:

Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Основным объектом, содержательной и критериальной оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой программы, предмета, курса.

При оценке результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой учебной программы.

При оценке состояния и тенденций развития систем образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты, составляющие содержание первого блока планируемых результатов для каждой учебной программы.

Особенностями системы оценки являются:

комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

использование персонифицированных процедур итоговой

оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

уровневый подход к разработке планируемых результатов,

инструментария и представлению их;

использование накопительной системы оценивания (портфолио),

характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии );

использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе субъективные и объективные методы оценивания;

различие оценки (словесной характеристики любых действий) и

отметки (знака за решение учебной задачи (учебно-практической или учебно-познавательной).

использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки выпускников с чётко регламентированным инструментарием. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.

Интерпретация результатов оценки, осуществляемой в рамках любой процедуры, ведётся на основе контекстной информации об условиях и

особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. В частности, итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной

образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

системе оценивания образовательными организациями используются оценки, характеризуемые по разным признакам:

внутренняя ( оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах).

Субъективные, или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.

Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

Интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и

дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.

Самоанализ и самооценка обучающихся.

Словесная характеристика (оценка) и знак фиксации результатов

(отметка) в 5-ти балльной системе, адаптированной к уровням успешности.

Формы и методы контроля :

Текущая аттестация: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, доклад, творческая работа, наблюдения,

Условия реализации новой системы оценки:

внедрение новых форм отчёта одновременно с компьютеризацией этого процесса: перевод большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу, применение программного обеспечения.

Формы контроля и учета достижений обучающихся

какие формы оценивания качества образования оценивания индивидуальных достижений обучающихся

Формы и методы контроля

диктанты (по- диктанты работ

Тестовые работы по

итоговая работа на

Формы представления образовательных результатов :

журнал успеваемости по предметам (в бумажном или электронном виде)

тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов

анализ их выполнения обучающимся (информация об освоенных элементах содержания (КЭС) и уровнях сформированности проверяемого умения (КПУ) в соответствии с предметным кодификатором, а также сформированности метапредметных компетенций (в соответствии с кодификатором метапредметных результатов (МПР)

текстовый анализ результатов, формулировка рекомендаций по работе с учащимися, не освоившими предметные результаты и способы деятельности;

Оценка личностных результатов

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в основной образовательной программе, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

сформированности внутренней позиции обучающегося, которая

находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

знания моральных норм и православных ценностей, сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения христианской нравственности.

Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется:

В ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований;

В ходе внутренних неперсонифицированных мониторинговых исследований.

К осуществлению внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований должны привлекаться специалисты, обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности ОО .

Данные мониторинговые исследования проводятся два раза (первый учебный период 1-го класса и итоговый учебный период 4-го класса).

Внутренние неперсонифицированные мониторинговые исследования

(оценка личностного прогресса ученика) проводятся психологом и/или

классным руководителем ОО. Основная форма фиксации результатов – портфолио обучающихся.

Механизм оценки личностных достижений обучающихся

какие формы оценивания качества образования оценивания индивидуальных достижений обучающихся

Анкетирование Психологи/или 1класс- Портфолио

Возможна оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Данная оценка проводится психологов по результатам наблюдений, осуществляемых по просьбе кл. руководителя, учителей или администрации с согласия родителей (законных представителей).

Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего

образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом».

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель

задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

способность к осуществлению логических операций сравнения,

анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени

начального общего образования строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах:

выполнение специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;

выполнение контрольных или проверочных заданий по математике, русскому языку (родному языку), чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам, позволяющих оценить сформированность ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.

выполнение комплексных заданий на межпредметной основе,

использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.

наблюдения учителя и/или психолога, оформляемые в виде оценочных листов или линейки достижений и фиксируемые в портфолио (применяется для оценки таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы)

Оценка уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, уровень овладения которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования, проводится в

форме неперсонифицированных процедур. Критерии уровня сформированности УУД приведены в ПРИЛОЖЕНИИ1.

Механизм оценки метапредметных результатов (МПР)

Оценка предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным учебным предметам.

Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана.

В соответствии с ФГОС предметные результаты содержат в себе:

Система предметных знаний — важнейшая составляющая предметных результатов. В ней выделяются:

дополнительные знания, расширяющие или углубляющие

опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

группу опорной системы знаний включается система таких знаний, умений, учебных действий, которые, во-первых, принципиально необходимы для успешного обучения и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей.

На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образования имеет усвоение обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике.

Однако при оценке предметных результатов основную ценность представляет не освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.

Действия с предметным содержанием (или предметные действия) вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат прежде всего познавательные универсальные учебные действия, а именно:

использование знаково-символических средств;

группировка и классификация объектов;

действия анализа, синтеза и обобщения;

установление связей (в том числе причинно-следственных) и

представление и интерпретация информации,

На разных учебных предметах эти действия выполняются с разными объектами, например: с числами и математическими выражениями; со звуками и буквами, словами, словосочетаниями и предложениями; с высказываниями и текстами; с объектами живой и неживой природы; с музыкальными и художественными произведениями и т. п. Поэтому при всей общности подходов и алгоритмов выполнения действий сам состав формируемых и отрабатываемых действий носит специфическую «предметную» окраску.

Совокупность же всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех универсальных учебных действий при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение планируемых результатов.

Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с Требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

Оценка предметных результатов может проводиться как в ходе неперсонифицированных процедур с целью оценки эффективности деятельности системы образования и образовательного учреждения, так и в ходе персонифицированных процедур с целью итоговой оценки результатов учебной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования.

При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

Источниками информации для оценивания достигаемых

образовательных результатов служат:

контрольные работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (разнообразные тесты, диктанты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, собранные массивы данных,

статистические данные, основанные на показателях и или/дескрипторах и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований;

результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).

Для организации диагностики предметных достижений учащихся в ОО создается система внутренней оценки качества образования (ВСОКО), в которой выделяются:

Стартовая диагностика (административный контроль) :

ожидаемый уровень предметной подготовки учащихся (индекс ожидаемых результатов –ИРО);

диагностические работы по русскому языку и математике с учетом ожидаемых результатов обучения;

текстовый анализ и рекомендации по использованию системы стартовой диагностики.

организации системы контроля самим учителем.

3. Итоговая диагностика (по окончании учебного периода):

административный (внутренний контроль), муниципальный или региональный (внешний контроль)

рекомендации по проведению, оцениванию, фиксации и анализу результатов.

Система оценивание достижений предметных результатов предполагает наличие:

Обязательных критериальных описаний, т.е. набора критериев,

которые указывают на черты или знаки, которые следует отметить в работе, а

также устанавливают правила количественной оценки работы по заранее установленной шкале.

Эталонов, т.е. образцов детских работ, с которыми сравниваются оцениваемые работы.

Всевозможных памяток, т.е. перечней информации, данных,

элементов, характерных признаков и свойств, которые должны быть отражены в работе или в процессе ее выполнения.

Итоговая оценка выпускника начальной школы

В начальной школе в соответствии с законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация учеников не предусматривается .

Итоговая оценка на ступени начального общего образования используется с целью принятия решения о возможности или невозможности продолжения обучения каждого обучающегося на следующей ступени общего образования.

На персонифицированную итоговую оценку выносятся только предметные и метапредметные результаты описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

На начальной ступени общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО особое значение для продолжения образования имеет усвоение обучающимися опорной системы знаний по русскому языку

математике и овладение следующими метапредметными действиями:

речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией, а также

коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества

учителем и сверстниками.

итоговой оценке выпускника начальной школы выделяется 2

1. Результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП НОО.

Результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения и определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.

Оценки за итоговые работы характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

1) результатов диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач);

3) результатов диагностических работ по УУД за 4-й класс и итоговой

комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).

На основе трёх этих показателей педагогами-экспертами формулируется один из трёх возможных выводов-оценок результатов по предметам и УУД:

Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачёт» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

Если показатели итоговой оценки не однозначны, то решение о самой

оценке принимается педагогами-экспертами на основании динамики и в пользу ученика.

Решение об успешном освоении обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом ОО на основании сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Оценка результатов деятельности образовательного учреждения

Оценка результатов деятельности ОО проводится на основе мониторинга образовательных достижений выпускников с учётом условий деятельности образовательного учреждения.

Для проведения итоговых работ используется разработанный инструментарий, поэтому целесообразной формой является регулярный мониторинг результатов выполнения трёх итоговых работ: по русскому языку, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Оценка результатов деятельности ОО осуществляется в ходе аккредитации, а также в рамках муниципального и регионального мониторинга. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом:

• результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);

• условий реализации основной образовательной программы начального общего образования;

особенностей контингента обучающихся.

Предметом оценки в ходе данных процедур является также внутренняя оценочная деятельность образовательного учреждения и педагогов и, в

частности, отслеживание динамики образовательных достижений

выпускников начальной школы данного образовательного учреждения.

При оценке результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и « Выпускник получит возможность научиться » для каждой учебной программы.

При этом результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (стартовая диагностика) и в конце обучения (итоговая диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе

целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

Результативность ОО определяется на основе отслеживания динамики показателей социальной успешности каждого ученика, учеников каждого класса, параллели и в целом по школе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *