какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным а какие к приобретенным
Вопрос 1. Какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным, а какие — к приобретенным?
Врожденные формы поведения — безусловные рефлексы, рефлексы, которые передаются по наследству и обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям среды. Самые простые безусловные реакции: сосание (пищевой безусловный рефлекс), мигание (защитный безусловный рефлекс), рефлекс «что такое?» (ориентировочный безусловный рефлекс). Более сложные формы врожденного поведения — инстинкты — цепочки врожденных рефлексов. ‘ Приобретенные формы поведения — реакции каждого человека, с помощью которых его организм приспосабливается к меняющимся воздействиям среды. Такой элементарной реакцией является условный рефлекс. Устойчивая цепочка условных рефлексов образует динамический стереотип. Более сложная форма приобретенного поведения — рассудочная деятельность.
Вопрос 2. Какие безусловные рефлексы человек унаследовал от обезьяноподобных предков?
Безусловные рефлексы, которые человек унаследовал от обезьяноподобных предков, это рефлексы, способствующие удовлетворению основных потребностей, т. е. продолжение жизни, а также пищевой, защитный, ориентировочный рефлексы.
Вопрос 3. Что такое инстинкт?
Инстинкт (от лат. instinctus — побуждение) — совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения.
Вопрос 4. Почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята? Каков механизм этого явления?
Новорожденные животные в момент созревания анализаторов фиксируют в памяти образы, на которые они впоследствии будут ориентироваться как на значимые объекты. Это свойство называется запечатлением. Им и объясняется, почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята. После того как утята вылупились из яйца, у них сформировался зрительный анализатор и возник рефлекс следования. Они запечатлели первый встретившийся им движущийся объект и следуют за ним.
Вопрос 1. Какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным, а какие — к приобретенным?
Врожденные формы поведения — безусловные рефлексы, рефлексы, которые передаются по наследству и обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям среды. Самые простые безусловные реакции: сосание (пищевой безусловный рефлекс), мигание (защитный безусловный рефлекс), рефлекс «что такое?» (ориентировочный безусловный рефлекс). Более сложные формы врожденного поведения — инстинкты — цепочки врожденных рефлексов. ‘ Приобретенные формы поведения — реакции каждого человека, с помощью которых его организм приспосабливается к меняющимся воздействиям среды. Такой элементарной реакцией является условный рефлекс. Устойчивая цепочка условных рефлексов образует динамический стереотип. Более сложная форма приобретенного поведения — рассудочная деятельность.
Вопрос 2. Какие безусловные рефлексы человек унаследовал от обезьяноподобных предков?
Безусловные рефлексы, которые человек унаследовал от обезьяноподобных предков, это рефлексы, способствующие удовлетворению основных потребностей, т. е. продолжение жизни, а также пищевой, защитный, ориентировочный рефлексы.
Вопрос 3. Что такое инстинкт?
Инстинкт (от лат. instinctus — побуждение) — совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения.
Вопрос 4. Почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята? Каков механизм этого явления?
Новорожденные животные в момент созревания анализаторов фиксируют в памяти образы, на которые они впоследствии будут ориентироваться как на значимые объекты. Это свойство называется запечатлением. Им и объясняется, почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята. После того как утята вылупились из яйца, у них сформировался зрительный анализатор и возник рефлекс следования. Они запечатлели первый встретившийся им движущийся объект и следуют за ним.
ГДЗ биология 8 класс Колесов, Маш, Беляев Дрофа Задание: 54 Врождённые и приобретенные программы поведения
Стр. 337. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Как возникли врождённые формы поведения?
Врожденные формы поведения являются инстинктами или безусловными рефлексами животных или человека. Они, как правило, направлены на то, чтобы выживать в определённых условиях, удовлетворять основные потребности, несмотря на возраст и пол индивидуума.
№ 2. Почему в детстве люди легко овладевают языком?
Я думаю, что в детстве ресурс мозга не использован, а потому с его развитием происходит и активная работа, которая позволяет усвоить больше новой информации.
№ 3. Чем рассудочная деятельность отличается от условно-рефлекторной?
Условно-рефлекторная деятельность регулируется исключительно условными раздражителями, которые меняются и активируют последовательность разных рефлексов, которые направлены на реализацию того, что может удовлетворить потребность.
Рассудочная деятельность регулируется уже высшей нервной деятельностью. С ее помощью человек или животное может контролировать свои рефлексы и направлять их на достижение других целей.
№ 4. Почему в ходе выработки навыка временно ухудшаются результаты?
В процессе выработки навыка происходит перестройка динамического стереотипа и образование новых систем связей.
Лабораторная работа. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа
Стр. 342
Условия работы:
Опыт можно проводить одному, но лучше, если он проводится в присутствии других людей. Тогда более отчетливо проявляются эмоциональные компоненты, связанные с перестройкой динамического стереотипа.
Ход работы:
Измеряем, сколько секунд потребуется, чтобы написать скорописью какое-либо слово, например «Психология».
С правой стороны ставим затраченное время.
Предлагаем испытуемому написать то же слово зеркальным шрифтом: справа налево. Писать надо так, чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону. Делаем 10 попыток, около каждой из них с правой стороны ставим время в секундах.
Оформление результатов:
Строим график. На оси X (абсциссе) отмечаем порядковый номер попытки, на оси У (ординате) — время, которое было потрачено на написание очередного слова.
Считаем, сколько разрывов между буквами было при написании слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево. Отметьте, в каких случаях возникают эмоциональные реакции: смех, жестикуляция, попытка бросить работу и др. Называем число букв, в которых встречаются элементы, написанные старым способом.
Время на написание слова, с. | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Обычным способом | Способом зеркального письма | ||||||||
6 | Попытки | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
42 | 40 | 39,5 | 38 | 37,5 | 36,2 | 36 | 35 | 33 | 30 |
Вывод: при написании слова «Психология» обычным способом организм не ощущает дискомфорт. Все выполняется автоматически и занимает всего 6 секунд. При написании слова «Психология» зеркальным шрифтом справа налево организм начинает учиться новым действиям, затрачивается дополнительное время на написание каждого элемента буквы. Происходит угасание выработанных условно-рефлекторных реакций. С каждой попыткой навык обратного письма улучшается, а потому времени затрачивается меньше.
Ответы:
№ 1. Какие факты говорят, что при разрушении динамического стереотипа происходит распад общей деятельности на отдельные элементы, например слово, написанное ранее одним росчерком, выписывается теперь по буквам?
При написании слова новым росчерком происходит обдумывание движений по выведению той или иной буквы.
№ 2. Делаются ли при формировании нового динамического стереотипа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции? Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рационального письма?
Да, такие попытки делаются, происходит формирование нового динамического стереотипа, а потому все действия выполняются без инструкции.
№ 3. В чем выражалась «борьба» между стереотипами – вновь создаваемым и старым, хорошо закрепленным? Об этом можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому.
При написании слова в зеркальном отражении старый стереотип держится долго, но потом он уступает место новому – происходит повторение одного и того же раздражителя. В результате образуется новый навык, который продолжает конкурировать со старым.
Стр. 344. Вопросы
№ 1. Какие формы поведения могут быть отнесены к врождённым, а какие — к приобретённым?
К врожденным формам поведения можно отнести:
наследственные рефлексы (инстинкты);
безусловные рефлексы (пищевой рефлекс – сосание, глотание);
рефлексы, которые обеспечивают приспособленность организма к окружающим условиям постоянной среды (защитный рефлекс – мигание; ориентировочный рефлекс).
К приобретенным формам поведения можно отнести условные рефлексы, которые подкрепляются рассудочной деятельностью.
№ 2. Какие безусловные рефлексы человек унаследовал от обезьяноподобных предков?
Человек унаследовал от обезьяноподобных предков пищевой, защитный, ориентировочный рефлекс и рефлекс продолжения жизни.
№ 3. Что такое инстинкт?
Инстинкт – это совокупность врожденных тенденций и стремлений, которые выражены в форме сложного автоматического поведения в ответ на внутренние или внешние раздражения.
№ 4. Почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята? Каков механизм этого явления?
У новорожденных животных и птиц развито свойство запечатления, благодаря которому с рождения они запоминают определенные часто появляющиеся перед ними образы, предметы. По ним в будущем они будут ориентироваться в пространстве. Утята, выведенные курицей, следуют за ней как за объектом, который был первым попавшим им на глаза.
№ 5. Объясните, почему условные рефлексы получили такое название.
Для выработки условных (приобретенных) рефлексов должны существовать определенные условия.
Стр. 344. Задания
№ 1. Примером динамического стереотипа может быть письмо и чтение. Нередко мы пишем под диктовку, пропуская звуки, которые слышатся, но не пишутся, либо, проставляя те, что не слышатся, но пишутся. Вспомните, как вырабатывался у нас этот динамический стереотип.
Долгие тренировки и повторение звуков, написание букв и слов помогло нам освоить чтение и письмо.
№ 2. Обобщите изученный материал о безусловных и условных рефлексах. Выберите критерии сравнения. Составьте и заполните таблицу «Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов».
Особенности | Безусловные рефлексы | Условные рефлексы |
---|---|---|
Возникновение | Врожденные | Приобретенные |
Причина возникновения | В ответ на адекватные раздражители | В ответ на индифферентный раздражитель |
Существование | В течение жизни сохраняются | Могут угасать из-за отсутствия повторения |
Наследственность | Наследуются | Не наследуются |
Форма | Видовые | Индивидуальные |
№ 3. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, подготовьте сообщение или презентацию о работе австрийского учёного Конрада Лоренца.
Конрад Лоренц – австрийский этолог и зоолог, который стал первооткрывателем новой науки – этологии – изучение характера и поведения животных в естественных для них условиях. Родился ученый в Альтенберге в 1903 году и уже с малых лет стал интересоваться жизнью животных. Получив образование в обычной школе, он поступил в гимназию при шотландском монастыре в Вене, а в 1922 году поступил в Колумбийский университет Нью-Йорка. Через полгода Конрад вернулся в Австрию и поступил на медицинский факультет Венского университета. Некоторое время после его окончания он работал лаборантом на кафедре анатомии и занимался написанием диссертации по медицине, параллельно исследуя инстинктивное поведение животных.
В 1928 году Лоренц защитил диссертацию, но по-прежнему занимался исследованиями по зоологии. Он впервые применил сравнительный метод к моделям поведения животных – сопоставлял поведение разных видов. Чуть позже стал создателем теории импринтинга. В ее основе лежало запечатление в памяти животных определенных объектов, которые потом использовались для ориентации в пространстве. Ярким тому примером является реакция следования, которую Лоренц мог наблюдать у маленьких утят еще в детстве.
Собрав все свои наработки, вместе с К. Фришем и Н. Тинбергеном Лоренц разработал учение об инстинктивном поведении животных, исследовал все процессы, которые лежат в общении и поведении животных друг с другом. В основе его теории об инстинктах лежало поведение особей, которое начинается именно с внутренних мотивов, заставляющих животное искать определенный набор стимулов, обусловленных окружающей средой.
№ 4. Опираясь на знания, полученные из предыдущих курсов биологии, предположите, для представителей каких групп животных условные рефлексы имеют наибольшее значение.
Условные рефлексы имеют наибольшее значение для животных, у которых есть кора головного мозга. Это все позвоночные, включая птиц, рыб, амфибий, рептилий и млекопитающих.
Урок биологии «Врождённые и приобретённые программы поведения» 8 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Врожденные и приобретённые программы поведения 8 класс Линийчук И.И. учитель биологии и химии МОБУ «СОШ № 4» гп. Пойковский
Задачи урока. Показать филогенетическую обусловленность врождённых форм поведения, направленных на сохранение вида в целом, и приобретенные формы индивидуального поведения, позволяющие особи приспособиться к постоянно меняющимся условиям природной, а человеку и социальной среды.
Основные понятия урока. Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты; запечатление (импринтинг), этология. Приобретенные программы поведения: условный рефлекс, рассудочная деятельность, динамический стереотип, положительные и отрицательные эмоции, навыки, привычки.
Актуализация знаний. 1). Раскрыть преемственность работ И. М. Сеченова и И. П. Павлова. 2). Рассказать о Павловском методе условных рефлексов и открытии закона взаимной индукции. 3). Начертить на доске схему выработанного условного рефлекса и рассказать об условиях наступления безусловного и условного торможения. 4). Рассказать суть теории доминанты А. А. Ухтомского. 5). Привести примеры положительных и тормозных безусловных рефлексов. 6). Привести примеры законов взаимной индукции и доминанты.
Врожденные формы поведения. Безусловный рефлекс Инстинкт Запечатление Врожденные ответы на раздражение, поступающие от внешней и внутренней среды Побуждение, цепочка врожденных рефлексов, вызванная внутренними потребностями Запоминание обстановки, особей своего вида и определённый период жизни, следование за родителями у выводковых птиц Глотание, кашель, чихание. Поворот головы лежащего на животе младенца в сторону при падении Половые, материнские инстинкты; появление дыхания у новорожденного: рождение – накопление СО в крови – вдох и расправление лёгких Опыты К. Лоренца, следование утят за спичечным коробком и пр. Приспособление к постоянно действующим факторам Удовлетворение потребностей в самосохранении, продолжении рода связь детёныша с родителями; у человека – приобщение к речи в раннем возрасте
Инстинкт. Подобно всем рефлексам инстинкты вызываются комплексом внешних и внутренних причин и представляют цепочку безусловных рефлексов, благодаря которым животные и человек приспосабливаются к той или иной среде.
Запечатление — свойство новорожденных животных в момент созревания анализаторов фиксировать в памяти образы своих родителей, место рождения, образы существ своего вида, на которые они впоследствии будут ориентироваться как на значимые объекты. Так, у инкубаторских утят, после того как они вылупились из яйца и сформировался зрительный анализатор, возникает рефлекс следования. Они запечатлевают первый встретившийся им движущийся объект и следуют за ним, как за наседкой, по пятам. Это может быть человек, ботинки, спичечный коробок. Такое состояние продолжается всего 13—16 ч. Механизм запечатления (импринтинга) был открыт австрийским ученым, лауреатом Нобелевской премии Конрадом Лоренцем (1903—1989), основателем этологии — науки о поведении животных.
Приобретённые формы поведения. Задание классу: Прочитать текст на стр. 275 и заполнить таблицу. Формы Отличительные черты Значение Примеры Условный рефлекс Рассудочная деятельность Динамический стереотип
Приобретённые формы поведения. Проверь себя. Формы Отличительные черты Значение Примеры Условный рефлекс Образование временной связи в коре больших полушарий мозга вследствие сочетания сигнального раздражителя с жизненно важным раздражителем Опережающая реакция на жизненно важный раздражитель при появлении ранее выявленного сигнала Слюноотделение на свет лампочки, который стал сигналом появления пищи Рассудочная деятельность Спонтанное появление временных связей между выработанными навыками и новыми потребностями Использование имеющегося опыта для решения новых задач. Мышление животных и прообраз мышления человека Собака, выдрессированная на еду, использует этот навык для выпрашивания прогулки Динамический стереотип Объединение условных рефлексов в единую цепочку. В процессе жизни может изменяться или исчезнуть вовсе Формирование навыков и привычек, ведущих к удовлетворению потребностей. Последние могут быть как положительными, так и отрицательными Навык письма, привычка чистить зубы, насвистывать во время работы, курить, навык катания на коньках и пр.
Условный рефлекс. Условные рефлексы – индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловно-рефлекторным актом. Термин «условный рефлекс» был предложен И.П. Павловым в 1903 г. Условные рефлексы строго индивидуальны и непостоянны, то есть могут исчезать и снова появляться.
Рассудочная деятельность. Более сложной формой индивидуального поведения является рассудочная деятельность. Здесь на основе прошлого опыта образуются новые связи, которых раньше не было. К рассудочной деятельности можно отнести и способность животного строить свое поведение с учетом меняющихся обстоятельств.
Динамический стереотип. Выработка стереотипа — это пример сложной синтезирующей деятельности коры головного мозга. Стереотип трудно вырабатывается, но если он сформирован, то поддержание его не требует большого напряжения корковой деятельности, при этом многие действия становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков. Примерами динамического стереотипа могут служить ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на музыкальных инструментах, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо и др.
Лабораторная работа. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа. Условия работы. Опыт можно проводить одному, но лучше, если он проводится в присутствии других людей. Тогда более отчетливо проявляются эмоциональные компоненты, связанные с перестройкой динамического стереотипа. Ход работы. Измерьте, сколько секунд потребуется, чтобы написать скорописью какое-либо слово, например «Психология». С правой стороны проставьте затраченное время. Предложите испытуемому написать то же слово зеркальным шрифтом: справа налево. Писать надо так, чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону. Сделайте 10 попыток, около каждой из них с правой стороны проставьте время в секундах.
Оформление результатов Постройте график. На оси X (абсциссе) отложите порядковый номер попытки, на оси У (ординате) — время, которое испытуемый потратил на написание очередного слова. Подсчитайте, сколько разрывов между буквами было при написании слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево. Отметьте, в каких случаях возникают эмоциональные реакции: смех, жестикуляция, попытка бросить работу и др. Назовите число букв, в которых встречаются элементы, написанные старым способом. Проанализируйте полученный график. Встречаются ли моменты, где навык перестает вырабатываться, когда его результаты становятся хуже? Это случается всегда, когда образовавшаяся система связей исчерпывает себя и начинается новый поиск. Это случается несколько раз помимо нашего сознания и прекращается после того, как результаты станут стабильными, а динамический стереотип выработанным.
Объясните опыт, ответив на следующие вопросы: 1. Какие факты говорят, что при разрушении динамического стереотипа происходит распад общей деятельности на отдельные элементы, например слово, написанное ранее одним росчерком, выписывается теперь по буквам? 2. Делаются ли при формировании нового динамического стереотипа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции? Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рационального письма? 3. В чем выражалась «борьба» между стереотипами — вновь создаваемым и старым, хорошо закрепленным? Об этом можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому.
Вопросы для повторения. 1. Какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным, а какие — к приобретенным? 2. Какие безусловные рефлексы человек унаследовал от обезьяноподобных предков? 3. Что такое инстинкт? 4. Почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята? Каков механизм этого явления?
Домашнее задание. Прочитать параграф 54, ответить на вопросы на стр. 278.
Открытый урок «Врождённые и приобретённые формы поведения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Здравствуйте, ребята, садитесь. Я очень рада видеть вас на уроке. И надеюсь, что мы его проведём очень плодотворно, узнаем много нового и интересного для себя.
Сегодня мы продолжаем изучение работы нервной системы человека.
И для начала попробуйте ответить на следующий вопрос. Итак, слушайте.
Один учёный решил понаблюдать за поведением шимпанзе. Он оставил обезьяну одну в комнате и вышел, а через некоторое время заглянул в замочную скважину и увидел…
Как вы думаете, что он увидел?
С другой стороны на него смотрит любопытный карий глаз. Шимпанзе подсматривал, что делает учёный.
Что отражают данные ситуации?
Они отра жают поведение ученого и шимпанзе.
А что такое поведение?
3. Актуализация знаний
Поведение – это совокупность действий, направленных на удовлетворение потребностей организма.
В данном случаи, какая потребность двигала учёным и шимпанзе?
Конечно же, любопытство, и ученого, и шимпанзе.
А кто знает, как называется наука, изучающая поведение животных?
А как называется наука, изучающая поведение человека?
Под высшей нервной деятельностью понимают деятельность мозга, связанную с его психикой.
Итак, ключевое слово нашего урока – «поведение»
Записывает на доске слово «Поведение»
Что вы знаете о поведении?
Какое поведение бывает ? (хорошее, плохое, адекватное, неадекватное и т.д.)
И какое поведение чаще всего свойственно вам?
От чего зависит поведение ? (от настроения, окружения, друзей)
Каждый человек и животное обладает своей уникальной, определенной формой поведения.
Мы рождаемся уже с умением чихать, глотать, оборонятся, но некоторым формам поведения мы обучаемся в течение своей жизни.
Исходя из этого, на какие две группы можно разделить поведение человека и животных?
Как вы думаете, как можно сформулировать тему урока?
Итак, тема урока: «Врождённые и приобретённые формы поведения»
И сегодня на уроке вы научитесь определять различные формы поведения, находить их различия, узнаете, как они проявляются, приведёте соответствующие примеры.
Как вы думаете, какие формы поведения можно назвать врождёнными?
Врожденным поведением называются такие формы поведения, которые генетически запрограммированы и которые практически невозможно изменить.
Как вы думаете, какие формы поведения можно назвать приобретёнными?
Приобретенными (в результате научения) называют все формы поведения, которые формируются как результат индивидуального опыта живого организма.
А что лежит в основе поведения?
В основе поведения лежат рефлексы.
Рефлекс – это ответная реакция организма на воздействие внешней среды, осуществляемая при участии нервной системы.
То есть, рефлекс – это основа нервной деятельности.
Как осуществляется рефлекс? По какому пути? Опишите его.
Давайте вспомним, какими бывают рефлексы?
Рефлексы бывают условные и безусловные.
Давайте сначала поговорим о безусловных рефлексах.
Кто может привести примеры безусловных рефлексов?
Человек не задумывается, как ему проглотить кусочек банана и не ставит себе задачу выделить после этого желудочный сок. Люди рождаются с определённым, уже готовым набором поведенческих актов – безусловных рефлексов .
Они представляют собой видовые, стереотипные реакции организма на действие различных (внутренних и внешних) раздражителей .
Перед Вами схема с указанием типов безусловных рефлексов. Ознакомьтесь:
Пищевые
Эта типология может быть отнесена к условным рефлексам?
Почему они называются условные?
Для их выработки нужны условия.
Но для полноценной жизни одних безусловных рефлексов нам недостаточно.
У человека, как и у всех животных с определённым уровнем нервной системы в течение всей жизни формируются новые, более сложные приспособительные поведенческие реакции – условные рефлексы .
Как следует из названия, для их образования нужны определённые условия.
Условные рефлексы строго индивидуальны и отличаются даже у близнецов.
Давайте сравним условные и безусловные рефлексы.
Сохраняются в течение всей жизни
Помогают организму приспособиться к постоянным условиям окружающей среды.
Изменяются в зависимости от условий среды
Вырабатываются на основе безусловных
Помогают организму приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды.
Какое значение играют рефлексы в жизни человека?
Эти реакции играют важную роль в поведении, обеспечивают поддержание условий для нормальной жизнедеятельности, а также лежат в основе непроизвольных движений.
Только ли рефлексы лежат в основе поведения человека?
Разобраться в этом нам поможет работа в группах .
Каждой группе будет дано своё задание, после выполнения которого, команда знакомит нас с новыми знаниями, полученными в ходе работы.
Задание у вас на партах. Начинаем выполнять и по ходу заполнять таблицу.
2 группа : Запечатление (импринтинг) (стр. 214)
3 группа : Динамический стереотип (стр. 215)
4 группа : Рассудочная деятельность (стр. 216)
По ходу изучения данного материала вы в группе заполняете таблицу.
К врождённым относятся безусловные рефлексы, о которых мы уже поговорили, инстинкты и запечатление.
Так, появление половых и родительских инстинктов стимулируется накоплением продуктов соответствующих желез и гормонов и такими внешними раздражителями, как свет, пища, температура, природная остановка.
Инстинкты – это сложная форма врождённого поведения, которая включает в себя цепочку последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов (в переводе с латинского языка слово «инстинкт» означает «побуждение»).
Примером инстинкта может служить первый вдох новорождённого ребёнка. Когда в результате разрыва с материнским организмом, в ответ на накопление углекислого газа в крови дыхательный центр побуждает расширяться грудную клетку. Такой инстинкт считается положительным , так как вызывает активные действия. Но существуют и отрицательные , которые прекращают какое-либо действие. Вспомните, как мы замираем от неожиданного прикосновения.
И третья форма врожденной программы поведения – это запечатление.
Запечатление , или импринтинг – это врождённая способность к запоминанию в раннем детстве.
Конрад Лоренц занимался изучением гусят, вылупившихся в инкубаторе. Первым движущимся объектом, с которым встречались гусята в момент вылупления, была не их биологическая мать, а сам Лоренц. Произошла удивительная вещь: вместо того чтобы присоединиться к стаду гусей, эти гусята повсюду следовали за Лоренцом и вели себя так, как если бы он был их матерью. Оказавшись в присутствии своей настоящей матери, они не обращали на нее никакого внимания и возвращались под защиту Лоренца.
Есть ли явление импринтинга у человека?
Если в этот период ребёнок воспитывался, например, волками, то он никогда не сможет стать полноценным членом человеческого общества, не овладеет речью, письмом и хотя бы частично сохранит повадки волка на всю жизнь.
Мы выяснили, какие бывают врожденные программы поведения.
А какие же программы поведения приобретаются в течение жизни?
Приобретенное поведение формируется на базе условных рефлексов. А значит, оно не зависит от генетически переданной информации, а формируется в процессе жизни. Типичным примером создания приобретенного поведения, используя условные рефлексы, является дрессировка животных.
3 группа : Динамический стереотип
Еще более сложной формой приобретенной поведенческой программы является динамический стереотип.
4 группа : Рассудочная деятельность
Более сложной формой индивидуального поведения является рассудочная деятельность.
Способность животных и человека улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знание этих закономерностей в новых условиях была названа рассудочной деятельностью .
Рассудочная деятельность — это высшая форма приспособления к условиям среды. Благодаря ей организм не только приспосабливается к быстро меняющимся условиям среды, но может предвидеть эти изменения и учитывать их в своем поведении.
И так, какие формы поведения мы рассмотрели сегодня на уроке? Составим схему.
1. Начертить на доске схему выработанного условного рефлекса и рассказать об условиях наступления безусловного и условного торможения. Какое значение имеют условные рефлексы и торможение в жизни человека?
4. Какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным?
5. Какие формы поведения могут быть отнесены к приобретенным?
Какие формы поведения демонстрируют вороны? Просмотр видео: https://www.youtube.
Учитель подводит итоги урока.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы.
Понаблюдайте за своими родственниками. Какие условные рефлексы у них проявляются?
Какие условные рефлексы проявляются у ваших питомцев?
Приведите примеры условных рефлексов, руководствуясь изученной типологией.
1. Прочтите параграф учебника биология
2. Запишите в тетрадь термины по данной теме
3. Ответьте на вопросы в конце параграфа
4. Найдите яркий пример врожденного и приобретенного поведения.