какие формы познания составляют рациональную ступень ответ
Какие формы познания составляют рациональную ступень ответ
Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний.
Результатом чувственного познания является образ. Роль чувственного познания велика. Органы чувств связывают человека с внешним миром, без них он не способен мыслить и познавать. Чувственное познание присуще не только человеку, но и высшим животным.
Виды знаний
Необходимо понимать, что научное познание есть целостная, развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. В структуру научного познания входят:
Рассмотрим процесс научного познания на примере исследования биолога, изучающего зависимость высоты растений от климата. Итак, ученый предположил, что деревья в среднем выше в местности с теплым климатом. (Это постановка гипотезы, которая подтверждается или опровергается результатами исследования.) В поисках доказательств биолог отправился на юг, измерил высоту трёхсот деревьев, зафиксировал результаты измерений. (Это эмпирический уровень научного познания.) Вернувшись в лабораторию учёный произвёл расчёты, сравнил данные, доказательно подтвердил правоту своей гипотезы и сделал выводы. (Это теоретический уровень.)
Научное познание невозможно без выявления причинно – следственных связей. Одно явление или событие связано с каким-либо другим, которое называется причиной и порождает следствие. Представим очень простой пример. Петя и Коля идут по узкой тропинке (событие). Петя наступил Коле на ногу (событие). Последствие – больная нога. Причина – узкая тропинка. Таким образом, выявить причинно –следственные связи значит, что нужно установить зависимость одного явления с другим.
Одним из видов научного познания является социальное познание.
Социальное познание – это познание законов и принципов функционирования общества, культуры, человека.
Толчком к началу социального познания служат социальные факты (действия индивидов или групп), чьи – то мнения и суждения, а также результаты материальной и нематериальной деятельности людей. Социальные исследования направлены на открытие исторических закономерностей и социальное прогнозирование. Для достижения этих целей ученые и исследователи используют социальную реальность (практика), исторические информаторы (археология, документы) и опыт поколений.
Открытие исторической закономерности происходит тогда, когда между общественными явлениями и процессами обнаруживается объективно повторяющаяся связь. Безусловно, исторические события и личности уникальны, к примеру, не может быть двух абсолютно одинаковых войн или президентов. Однако, некоторым из них присущи общие черты и тенденции. Когда эти черты и тенденции постоянно повторяются можно говорить об исторической закономерности. Примером исторической закономерности является взлёт и падение любой империи.
Социальным прогнозированием занимается наука футурология. Её главной целью является разработка вариантов развития социума или его объектов. Прогнозирование возможно в различных сферах общества, в экономической, юридической, культурной. Осуществляется оно такими методами, как анализ, сравнение, анкетирование, эксперимент и др. Значение социального прогнозирования велико. Например, прогнозирование рынка труда, даёт информацию о востребованных профессиях и вакантных должностях.
Какими свойствами обладает рациональное познание в отличие от чувственного?
Оно делится на чувственное и рациональное. В статье рассматриваются их отличие, а акцент делается на объяснении рациональных форм познания и применяемых в нем методов.
О функциях воссоздающего воображения читайте здесь.
Понятие и характеристика
В психологии выделяют два основных способа познания: чувственное и рациональное.
Формы рационального познания и их описание
Какие формы познания составляют рациональную ступень? Формы рационального познания классифицируются на простые и сложные.
В пять главных форм входят:
Понятие
Под ним понимается совокупность свойств и признаков какого-либо явления или объекта.
Понятия используются в устной и письменной речи, составляя основу языка в виде существительных и прилагательных.
Суждение
Несмотря на то, что оно является формой рационального познания, суждение может быть субъективным в силу различной интерпретации одних и тех же событий разными людьми.
Поэтому в суждении можно выделить две группы: научно-естественные и бытовые.
Пример научных суждений: «,Площадь квадрата равна длине одной из сторон, умноженной на четыре»,, «,Два атома водорода и один атом кислорода составляют молекулу воды»,. Данные суждения неоспоримы.
С бытовым уровнем иначе.
А его близкий друг спокойно употребляет ее в пищу.
В подобных суждениях нередко определяющую роль играет личный опыт, субъективное (индивидуальное) восприятие действительности.
О закономерностях и свойствах внимания вы можете узнать из нашей статьи.
Умозаключение
Основывается на логическом подытоживании ряда суждений. Это формирование принципиально новой информации для индивида, когда он получает данные практическим опытом или на основе теории.
Ряд суждений преобразуется в умозаключение и в будущем может перейти в категорию убеждений человека.
Исходя из отзывов этих людей, информации, предоставленной ими, Слава приходит к умозаключению и сам начинает считать Васю «,треплом»,.
Но вывод может не соответствовать реальности, поскольку лично с Васей он не общался и не мог эмпирическим путем проверить вес его слова.
Возможно, один из сплетников оклеветал Василия из-за зависти, или тот не сдержал общения, но только однажды. При этом в целом, оставаясь ответственным человеком.
Опасность ложных умозаключений в том, что они, трансформировавшись в убеждения и став частью общего мировоззрения, могут доставить индивиду проблемы.
Гипотеза
Основывается на предположении и предполагает ошибочность утверждений.
Собирается набор фактов и ставится под сомнение.
Затем ищут пути доказательства гипотезы, либо ее опровержения. Чаще всего гипотезы проверяют на практике, получая измеримый результат.
Теория
Когда гипотеза доказана, когда известна ее точность и проведена проверка в реальной плоскости, она превращается в теорию.
В дальнейшем теория используется для решения стереотипных проблем, сохраняя время, которое могло быть потрачено на получение данных человеком при самостоятельном изучении.
Способы
Под способом понимается конкретный набор действий, необходимый для проверки гипотез и формирования новых теоретических знаний. Способы исследования объектов делятся на теоретические и практические (эмпирические).
Список теоретических способов познания:
Пользуясь исключительно теоретическими методами, невозможно создать целостную картину, объективно отражающую действительность.
Можно получить своеобразную абстрактную модель, которая в реальной плоскости может оказаться неработающей, ложной.
Список эмпирических способов познания:
В чистом виде, эмпирические способы в рациональном познании не применяются. Поскольку важны базовые теоретические знания об объекте исследования.
Чем отличается от чувственного?
Ключевое отличие рационального познания от чувственного заключается в абстрактности.
Мозг может представить образ, картинку понятия, опирающегося на объективную реальность. Дважды два всегда равно четырем, а расстояние высчитывается по скорости, умноженной на время.
Чувственное познание идет от основных органов восприятия человека:
Поэтому данный вид познания ограничен, поскольку не может охватить всех явлений окружающего мира. Невозможно понюхать или попробовать на вкус параболу или третий закон Ньютона.
Чувственное восприятие чаще всего используется в повседневной бытовой жизни и позволяет ориентироваться в пространстве. Оно развивалось в течение всей жизни человечества и определяло нашу выживаемость как вида, являясь ключевым.
Чем отличаются эмоции человека от его чувств? Ответ узнайте прямо сейчас.
Виды и формы познания мира
Определение познания
Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.
Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.
Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.
Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.
Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.
Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:
Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.
Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.
Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.
Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.
У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.
Чувственное познание
Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.
Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.
Рациональное познание
Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.
Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.
Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.
Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
То, которое получается по аналогии.
Сравнение чувственного и рационального познания
Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.
Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Опора на результаты чувственного познания.
Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Основные виды и формы знаний
Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.
Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).
Практическое — овладение вещами, преобразование мира.
Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.
Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.
Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.
Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:
Рациональное познание: понятие, примеры, особенности, виды
Существует две основных уровня познания окружающего мира — чувственное и рациональное. Не смотря на принципиальные отличия, эти уровни познания тесно взаимосвязаны. В рамках данного материала более подробная характеристика будет дана рациональному познанию и его особенностям, а также отличиям от чувственного познания.
Что такое рациональное познание?
Рациональное познание (от лат. «ratio» — разум) — это особый способ получения информации, который по своей сути опирается на сведения, получаемые человеком с использованием разума. Это один из особых способов отражения действительности, который является характерным только для человека. Он имеет меньшее количество ограничений, чем чувственное познание.
Основной особенностью рационального познания является возможность проникновения в истинную сущность предметов, вещей и явления с точки зрения логики. Благодаря использованию рационального мышления в значительной степени можно расширить имеющиеся границы чувственного познания, поскольку большая часть логических цепочек являются недоступными для чувственного познания. Подобные связи могут быть рассмотрены только с использованием мышления.
Особенности рационального познания
При рассмотрении рационального познания можно выделить несколько ключевых особенностей:
Стоит отметить, что рациональное и чувственное познание являются частью одного целого. Вся информация, которая поглощается чувственным познанием, впоследствии проходит обработку рациональной частью, что позволяет выделить и сформулировать конкретные определение, законы, принципы и общую картину мира. При этом для структуризация всей информации, которая анализируется рациональным знанием, требуются данные, которые собирают органы чувств. Наиболее ярким примером успешного совместного функционирования чувственного и рационального познания является интуиция.
Формы рационального познания, примеры
Выделяются следующие формы рационального познания: понятие, умозаключение, суждение. Нельзя недооценивать важность каждой из этих категорий, однако если провести их детальное исследование, то станет ясно, что умозаключение является высшей формой рационального познания. Рассмотрим каждую категорию подробнее.
1. Понятие. Наименование конкретного объекта изучения, который в обязательном порядке должен иметь некоторые характеристики, которые их описывают. Определение должно быть довольно точным, а также не нести в себе субъективных и оценочных характеристик.
Понятие существует в виде конкретного слова, например, «солнце», «человек», или абстрактного, например «время», «добро».
2. Суждение. Данная категория используется для создания определенной связи между различными понятиями. Суждение по своей сути является некоторой законченной мыслью, которая может быть истиной, ложью или оставаться нейтральной. Чтобы мысль можно было охарактеризовать, как суждение, она должна состоять из трех частей: субъект суждения, предикат (то есть то, что говорится о субъекте), и связка.
Примеры суждений: «солнце — это звезда», «клён — это дерево».
3. Умозаключение. Наиболее сложный и высший уровень рационального познания. Умозаключение – это правильные выводы из имеющихся суждений. Сложность заключается в необходимости подтверждения истинности данного умозаключения, а также необходимости обрабатывать большое количество суждений.
Пример умозаключения: «Серебро — это металл. Все металлы электропроводны. Вывод: серебро проводит электрический ток».
Виды рационального познания
Рациональное познание случае может быть разделено на две фундаментальных разновидности: ценностно-гуманитарное и логико-понятийное. Каждая из этих частей соответствует различным сферам деятельности нашего сознания, а также тонкостям его функционирования. Рассмотрим каждый из подходов подробнее.
Методы рационального познания
Для рационального познания характерны особенные методики изучения объектов или явлений, которые характерны только для данного способа познания.
Отличия от чувственного познания
Стоит отметить, что рациональному познанию присущи некоторые характеристики, которые коренным образом отличают его от чувственного познания.
Более подробно про чувственное познание читайте в этой статье.
Заключение
Как итог, стоит осознать, что чувственное и рациональное познание являются взаимосвязанными категориями, или, другими словами — двумя ступенями единого процесса познания. Каждая из этих методик дополняет другую, позволяя формировать более целостную картину происходящего. Для каждой из этих видов познания характерна собственная специфика и формы.
Формы познания: классификация, примеры, описание
Приветствую Вас, друзья!
Познание – это сложный когнитивный процесс, которому мы обязаны всеми достижениями человеческой цивилизации. Это удивительное природное явление интересовало древних мудрецов ещё до появления философии. И сегодня оно является предметом изучения гносеологии, когнитивной психологии и многих других наук. В этой статье мы сосредоточим внимание на формах познания, но чтобы Вам было проще с ними разобраться, давайте сперва кратко рассмотрим, что такое познание. Итак,
Что такое познание?
Познание – это совокупность процессов и методов получения знаний об окружающем мире. Это обширное понятие, охватывающее и естественное стремление найти рациональное объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приёмы получения и накопления знаний. Людям свойственно стремление объяснить каждое явление окружающего мира, и именно это стремление считается главным фактором возникновения и развития человеческой цивилизации.
Познание имеет сложную структуру, при этом фундаментальными для него являются пять основных структурных элементов:
Формы познания
Существует две основных формы познания: чувственное (то есть, основанное на чувствах и ощущениях) и рациональное (основанное на мышлении). Рассмотрим каждую форму подробно.
1. Чувственное познание
Основными механизмами данной формы познания являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. При этом само чувственное познание имеет три уровня:
Чувственное познание субъективно и не отличается высокой точностью. И всё же именно оно лежит в основе всех когнитивных процессов человека. Разновидностью чувственного познания является также интуиция. Это явление заключается в том, что человек приходит к определенным умозаключениям на основании некоего внутреннего самоощущения. При этом он руководствуется не логикой и осмысленными рассуждениями, а исключительно чувствами и предчувствиями. Как и другие формы чувственного познания, интуиция очень субъективна.
При чувственном познании знание получается непосредственно от органов чувств и без дополнительной обработки может быть неточным или неполным. К примеру, если в стакане воды находится ложка, из-за преломления она выглядит изогнутой. Поэтому для точного понимания её формы образ, полученный через чувственное восприятие, должен подвергаться рациональному осмыслению.
2. Рациональное познание
Познание, построенное на последовательном рассуждении с соблюдением законов логики, называется рациональным. Оно осуществляется разумом, а не органами чувств (поэтому и своё название оно получило от латинского слова ratio, которое переводится как «разум» или «рассудок»). При этом используются такие методы как сравнение, измерение, уподобление и обобщение. Принято считать, что рациональное познание присуще только человеку, тогда как животные опираются исключительно на чувственное.
Формы рационального познания:
Рассмотрим несложный пример. «Человек» и «животное» – это понятия, определяющие конкретные объекты (или классы объектов), но не задающие их свойств. Такое свойство как потребность в пище также является понятием. Суждениями являются утверждения «Все животные нуждаются в пище» и «Человек – это животное». Из этих двух суждений можно вывести следующее умозаключение: «Человек нуждается в пище».
Существует три вида умозаключений:
Очевидно, что из перечисленных видов умозаключений только дедуктивный метод может гарантировано приводить к правильным выводам. При этом индуктивный и трансдуктивный подходы являются основными источниками логических ошибок. Таким образом, рациональное познание не всегда приводит к получению достоверных знаний.
Рациональному познанию свойственны следующие особенности:
Соотношение чувственного и рационального познания
В философии существует два противоположных взгляда на то, как соотносятся между собой чувственное и рациональное познания:
Каждый из этих подходов является крайностью, и в действительности обе формы познания тесно взаимосвязаны между собой. Без чувственного познания человек не может получать информацию извне, а без рационального невозможно определить достоверность полученных знаний. В современных науках присутствует большое количество абстрактных понятий, не имеющих аналогов в материальном мире, и все же для их понимания необходимо наличие образов, сформировавшихся благодаря чувственному познанию.
Виды познания
В современной философии выделяют 6 видов познания:
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы (или два уровня): эмпирические (построенные на непосредственном наблюдении неких явлений) и теоретические (основанные на анализе уже имеющейся информации и рациональных рассуждениях).
Эмпирические методы:
Теоретические методы:
Заключение
Познание – это сложное явление, которое было одним из важнейших объектов изучения в философии на протяжении всего её существования. Сегодня разные аспекты познания изучаются такими науками как когнитивная психология, науковедение, социология знания, научная методология и множеством других научных дисциплин. Увы, изучение данного понятия не входит в школьную программу. Но можно с уверенностью сказать, что понимание сути познания, его форм, видов и методов очень полезно для любого человека, сохраняющего интерес к знаниям, саморазвитию и самоактуализации.