какие формы протеста нижегородских старообрядцев против реформы никона вы можете назвать активными
Презентация по истории Нижегородского края «Нижегородский край и церковный раскол» (7 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Автор: Романычева Екатерина Игоревна, учитель истории и обществознания основной школы г. Лысково Нижегородский край и церковный раскол история нижегородского края 7 класс (§ 13) Конкурс методических разработок
План «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона. Патриарх из нижегородских пределов. Протопоп Аввакум из села Григорова. Движение старообрядцев в Нижегородском уезде. Первые поселения старообрядцев на Керженце.
1. «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона В XVII веке некоторые особенности церковного богослужения вызывали у духовенства и верующих непонимание или недовольство. А. Рябушинский. Русские женщины 17 столетия в церкви
1. «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона Многогласие – священник и диакон одновременно читали свои молитвы, в то время как хор пел псалмы. Хомовое пение – священник, читая молитву, очень сильно растягивал слова и так ставил в них ударение, что терялся смысл фразы. К. Лебедев. Спаситель посылает апостолов крестить народы.
1. «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона Против использования этих приемов выступали некоторые священники. В Москве они объединились в «Кружок ревнителей древнего благочестия». Главную роль в нём играли выходцы их нижегородских земель:
1. «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона Участники «Кружка» выступали за: исправление церковных недостатков, улучшение нравственного облика духовенства, незыблемость вековых церковных традиций и обычаев.
1. «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона Поначалу «ревнители» действовали дружно. Отменено многогласие, царь Алексей Михайлович подписал указы об устранении церковных изъянов. Ситуация изменилась, когда Никон стал патриархом. Патриарх Никон
1. «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона Церковные реформы Никона: Упорядочение богослужения, Троеперстие заменено на двоеперстие, Богослужебные книги исправлены по греческим образцам. И. Машков. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон осматривают афонские древности привезённые иеромонахом Арсением из паломничества
1. «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона «Ревнители» усмотрели в нововведениях Никона отступничество от веры предков и начали борьбу с ним. Иоанн Неронов гневно обличал патриарха: «Доселе ты друг наш был – на нас восстал. Некоторых ты разорил и на их места поставил иных, и от них доброго и не слыхать. Других ты обвинил за то, что они людей мучат, а сам беспрестанно мучишь». «Кружок» был закрыт. Иоанн Неронов
2. Патриарх из нижегородских пределов Будущий патриарх Никон родился в мае 1605 г. в селе Вельдеманово в крестьянской семье. При крещении дано имя Никита. В 12 лет он бежал в монастырь, где прожил 8 лет. Вернувшись домой, женился и работал священником. Вместе с женой переселился в Москву. Когда трое его детей погибли, увидел в этом знак Божий. Принял иноческий постриг в соловецком Анзерском скиту, получил имя Никон. Патриарх Никон Соловецкий Анзерский скит
2. Патриарх из нижегородских пределов Через 3 года Никон перебрался в новгородский Кожеозёрский монастырь, становится игуменом. В 1646 г. в Москве он знакомится с царем Алексеем Михайловичем. Кожеозёрский монастырь Алексей Михайлович Романов
2. Патриарх из нижегородских пределов Царь назначает Никона архимандритом московского Новоспасского монастыря. Между ними завязывается дружба. С 1649 г. Никон становится Новгородским митрополитом. В 1652 г. Освящённый собор избрал его на патриарший престол. Б. Мухин. Патриархи Всероссийские. Новоспасский монастырь
2. Патриарх из нижегородских пределов В годы патриаршества (1652-1658 гг.) Никон стал претендовать на ведущую роль в решении государственных вопросов, пытался главенствовать над царём. Это привело к конфликту между ними. Никон уединился в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. А. Кившенко. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. Ново-Иерусалимский монастырь
2. Патриарх из нижегородских пределов Противостояние продолжалось 8 лет. В 1666 г. Никона лишили сана патриарха и отправили в заточение в Ферапонтов монастырь. В 1681 г. Никон умер. С. Милорадович. Суд над патриархом Никоном Ферапонтов монастырь
3. Протопоп Аввакум из села Григорова Родился в 1620 г. в Нижегородских землях в селе Григорове в семье священника. В 17 лет женился стал священником в селе Лопатицы. Боролся с безнравственностью и несправедливостью. Трижды сбегал в Москву из-за конфликтов с местными жителями. В Москве стал участником «Кружка ревнителей древнего благочестия», познакомился с царём. Протопоп Аввакум
3. Протопоп Аввакум из села Григорова Аввакум обвинил Никона и царя в отступлении от истинной веры при проведении церковной реформы. Он возглавил движение старообрядцев, выступавших за сохранение старых обрядов. За это Аввакума вместе с другими старообрядцами отправили в 11-летнюю ссылку в Тобольск. С. Милорадович. Путешествие Аввакума по Сибири. Е.Д. Мальцев. Аввакум в Сибири. Фрагмент
Это нужно запомнить! Старообрядчество – религиозно-общественное движение в России, отвергавшее церковную реформу патриарха Никона. С. Милорадович. Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году.
3. Протопоп Аввакум из села Григорова В 1666 г. Аввакум вернулся в Москву и продолжил бороться за старую веру. Его снова отправили в ссылку, а в 1667 г. признали еретиком и заточили в земляную тюрьму на 15 лет. В 1681 г. он написал письмо царю Фёдору Алексеевичу с осуждением церковной политики. 14 апреля 1682 г. протопоп Аввакум был сожжён на костре. Г. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума.
4. Движение старообрядцев в Нижегородском уезде Против церковной реформы Никона выступали не только священнослужители, но и миряне. Власти жёстко пресекали выступления. Это вызывало самосожжения старообрядцев в Княгининской и Мурашкинской волостях, Заволжье. За 28 лет добровольно сожгли себя более 2 тыс. человек. Г. Мясоедов. Самосожжение старообрядцев в конце XVII века.
4. Движение старообрядцев в Нижегородском уезде Еще одной формой протеста стало бегство старообрядцев в малоосвоенные места России, чтобы избавиться от преследования властей. Беглецы устремлялись на Урал, в Заволжье, на Волжское понизовье.
5. Первые поселения старообрядцев на Керженце На Нижегородской земле поселения старообрядцев стали появляться в лесах Арзамаса и Балахны, на реках Узоле, Линде, Усте. Самым известным местом староверов были глухие керженские леса. Леса на реке Керженец
5. Первые поселения старообрядцев на Керженце Первые скиты возникли в 1656 – 1657 гг. возле деревень Ларионовой и Шарпань (Семёновский район). Их основали смоленские монахи Ефрем Потёмкин и Сергей Салтыков. Соловецкие монахи Онуфрий, Софонтий и Арсений основали деревни Хвостиково, Пафнутово и Деяново. Вид на скит со стороны реки Керженец.
5. Первые поселения старообрядцев на Керженце Керженские переселенцы следовали обычаям старины во всём. Труд воспринимался ими как главная обязанность человека. Старообрядцы в Шарпанском скиту.
Вопросы За что и против чего выступали «ревнители древнего благочестия»? Кто из членов «Кружка» были нижегородцами? Почему протопоп Аввакум и его сторонники выступали против реформ патриарха Никона? Какие формы протеста нижегородских старообрядцев можно назвать активными, а какие пассивными? Почему одним из популярных мест для поселений старообрядцев стало Нижегородское Заволжье?
Домашнее задание Параграф 13. Использованные ресурсы: http://ruvera.ru/gallery/portret#photo18 http://titkov.gallery.ru/watch?ph=EAi-b3foW http://hobbit.forum2x2.ru/t876-topic http://www.archiv.nnov.ru/?id=6235 http://www.wikiwand.com/ru/Массовые_самоубийства_в_старообрядчестве http://aria-art.ru/0/A/Avvakum/1.html https://cont.ws/@zimin/120922 http://tunnel.ru/post-patriarkh-nikon http://www.hist.msu.ru/ER/NIKON/IZ19_2.htm http://www.baltwillinfo.com/2013/mp02-2013/mp-12.html
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Номер материала: ДБ-355759
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Расшифровка Как Нижегородская земля стала центром раскола
Какую роль сыграли нижегородцы в церковных реформах XVII века и чем прославились местные старообрядцы
Смутное время привело к ряду последствий, в том числе к изменениям, которые стали происходить внутри Русской православной церкви. Созрела необходимость определенных реформ, определенного обновления — и в обществе, и в Церкви. И эти события привели к расколу.
В церковном каноническом праве есть ересь, а есть раскол. Ересь — это уклонение от догматического учения, от неких вероучительных норм. Вот я, например, не считаю, что Бог — это Троица, — значит, я еретик; или я не признаю божественность Иисуса Христа — я еретик. А раскол — это когда вероучение одно и то же, но в отношении церковного устройства возникают разногласия, которые приводят к расколу церковного института.
На самом деле все сложнее — хотя бы потому, что раскол начинается как раз среди тех, кто выступал за обновление Церкви. Самое интересное — что они все так или иначе причастны к Нижнему Новгороду. Аввакум родился в селе Григорово Нижегородской области, патриарх Никон — мордовский крестьянин из деревни Вельдеманово, а Иван Неронов долгое время служил в Нижнем Новгороде священником. То есть основные действующие лица с обеих сторон — это люди из одной среды. В Лысково Нижегородской области служил, будучи священником, Никон. У него от эпидемии все дети умерли, и они с женой договорились и пошли по монастырям. В том же Лысково служил Иван Неронов. То есть это люди, которые буквально ходили по одной улице, жили в одном месте, в одной атмосфере.
Более того, они первоначально следовали одному и тому же идеалу. И Аввакум, и Неронов выступали за реформы. Они выступали за определенные изменения в богослужении. Например, Иван Неронов первым стал читать проповеди. Сейчас само собой разумеется, что священник читает проповедь. А в средневековой Руси священники проповеди не читали. Митрополит или епископ мог читать проповедь, но приходской священник — нет, это не входило в его обязанности. Более того, когда Иван Неронов стал читать проповеди, дошло до того, что его стали бить — настолько это было непривычно.
Будущие старообрядцы — а тогда это были, можно сказать, обновленцы — выступали за усиление роли Церкви в жизни человека, за то, чтобы каждый православный искренне выполнял не только обряды, но и все те заповеди, которые были даны. У Аввакума ведь было довольно сложное детство: мы знаем из рассказа самого Аввакума, что его отец выпивал. И, видимо, это наложило отпечаток, потому что сам Аввакум был трезвенник и он был очень требователен и к жене, и к детям. Они вели постническое житие, очень строгое, все очень по уставу. Желание жить строго, по уставу, осмысленно, отдавать все лучшее Богу.
Что преследовала реформа патриарха Никона? Это стремление превратить русское православие во вселенскую силу. Реформа следовала греческим образцам. Почему это вызвало такую реакцию? Возможно, потому, что греки воспринимались как своего рода еретики — они уже веков под турками, они предали православную веру, а мы все-таки Москва — третий Рим, мы отстаиваем православие. Тем более что в Смутное время латиняне тоже себя показали с самой нехорошей стороны. Мы хранители истинного православия. И вдруг говорят: а у вас православие не совсем правильное, надо немножко его реформировать по другим образцам. Зачем это было нужно патриарху Никону? Это прежде всего было нужно царю Алексею Михайловичу ввиду грядущего присоединения украинских земель — там обрядность была новогреческая — и ввиду того, чтобы сделать русское православие такой мировой силой.
Это ситуация, в которой каждый был прав. Когда проводились реформы Никона, говорили, что у нас неправильный устав, искажение, а надо ориентироваться на греков. А на самом деле как раз русский устав более соответствовал древнегреческому уставу. Греки сильнее изменились во многих малозначительных обрядовых деталях, чем русская традиция: она была более инертной. То есть у нас был на самом деле более правильный, если брать древность за образцы, устав. Но его поменяли.
История раскола очень связана с Нижним Новгородом, здесь образуются самые известные старообрядческие скиты. Самые, наверное, известные — это скиты, основанные Софонтием: был такой монах, который бежал с Соловков и стал лидером керженского старообрядчества — по реке Керженец, это дремучие труднодоступные места, там было множество скитов. Софонтий был старообрядческим дьяконом, а в священники его рукополагал новоправославный епископ. И поэтому был собор старообрядцев, они его миропомазали, он стал старообрядческим священником, который уже осуществлял необходимые обряды для этих бежавших диссидентов, скрывавшихся в лесах.
Еще ряд скитов на Нижегородской земле тоже были основаны соловецкими беженцами. Соловецкий монастырь не согласился с новыми реформами, войска его осаждали. Участь большинства монахов была печальна, но некоторые бежали. Например, был такой известный Шарпанский скит — он тоже связан с теми, кто бежал из Соловецкого монастыря, там произошла особая история с Казанской иконой Божией Матери, которая ими предводительствовала и стала главной чудотворной иконой этого скита. Был Оленёвский скит, который, кстати, основали еще в XV веке ученики Макария Унженского, которые бежали после того, как казанский хан разгромил Макарьевский монастырь. Они увидели чудесное явление оленя — и на этом месте основали скит, а старообрядцы его возродили.
Необходимо сказать несколько слов о XVIII веке, прежде всего о личности архиепископа Нижегородского Питирима. Это очень показательно в истории государственной политики по отношению к старообрядцам. Питирим сам был выходец из старообрядцев, но он принял новый обряд, вернулся в православную церковь. Он сделал успешную церковную карьеру и был на хорошем счету у императора Петра I, который, как известно, всегда выступал за самые жесткие меры во внутренней политике, в том числе религиозной. И вот Питирим устраивает гонения на старообрядцев. Он разоряет большинство скитов, созданных беженцами. Известно его дело со старообрядческим дьяконом Александром: они сначала были в переписке и полемике, но результатом этой полемики было то, что Александра сожгли. Здесь мы имеем дело, можно сказать, с инквизицией. Многие возражают против применения этого термина по отношению к православию, но я думаю, что его можно с оговорками применить.
Есть старообрядческий апокриф, рассказывающий, что Питирим — это такой языческий император, а имя Питирим происходит от слова «пятерим», потому что он «пятертвовал» старообрядцев, которых ловил. Говорил: отрекись от веры в Господа Иисуса Христа. И когда те не отрекались, у них сначала ногу отрезал, потом руку, потом другую ногу, руку, в конце концов — голову. Вот такая народная память о Питириме — для старообрядцев это само воплощение Антихриста.
В то же время, если мы анализируем его деятельность, в ней много того, что можно и приветствовать: он был, безусловно, просветителем, основал Нижегородскую духовную семинарию. Это человек, который выступал с позиции петровского просвещения, был соратником знаменитого Феофана Прокоповича. В его облике мы видим всю противоречивость этой политики эпохи Петра.
До этого даже на Нижегородской земле были многочисленные случаи, когда духовенство на местах закрывало глаза на тех, кто служил по старому обряду. Они не хотели идти на конфронтацию. И были случаи перехода старообрядцев в православие, но их достигали путем некого компромисса. А Питирим отменил любой компромисс. И раскол стал необратимым во многом из-за политики Питирима и вообще политики, которая велась при императоре Петре I и Анне Иоанновне. При Екатерине II политика была ослаблена, и ряд скитов начинают возрождаться. Это было экономически выгодно, Екатерина II это понимала. Когда она была в Городце, ей вынесли знаменитый городецкий пряник. А кто его нес? Старообрядческий купец Прянишников. Прянишниковы — одна из самых известных городецких староверческих фамилий.
Старообрядчество процветает до эпохи Николая I. Вот тут мы как раз переходим к Павлу Ивановичу Мельникову, о котором необходимо сказать довольно подробно. Это очень важная фигура в истории и русского, и нижегородского старообрядчества. Мельников популяризировал старообрядцев. Можно сказать, что был писатель Андрей Печерский и был чиновник Павел Иванович Мельников, а в результате из этих двух людей получился один — Мельников-Печерский.
Чиновник Мельников староверов гнал, был довольно жестоким их преследователем. Он тоже вошел в староверческие апокрифы. Он был тем, например, кто разгромил Шарпанский скит и изъял оттуда чудотворную икону Казанской Божией Матери. Это вызвало шок: он вырвал сердце у старообрядцев. Более того, в записке 1854 года он в конце предлагает меры к тому, как искоренить старую веру, и говорит, что надо старших сыновей у староверов забирать в рекруты, что у них надо отнимать детей. То есть он предлагает устраивать какой-то геноцид.
А с другой стороны, в своих романах (самые известные — это «В лесах» и «На горах») он описывает староверов так, что их образ до сих пор живет, до сих пор популярен. Более того, например, известная легенда о Китеже становится популярной именно благодаря Мельникову-Печерскому. Ясно, что среди старообрядцев этот апокриф XVIII века ходил, но массовый читатель его не знал. А сейчас Китеж — это просто феномен современной культуры. Многие поэты и писатели посещали места, связанные с Китежской легендой, — все это именно благодаря Мельникову.
Легенда о Китеже отражает само мировоззрение староверческой среды. Сейчас понятно, что эта легенда формировалась в XVIII веке, в основном среди беспоповцев или беглопоповцев. Существует несколько источников. Окончательно она сформировалась к концу XVIII века. Но что самое интересное, в советское время она уже воспринималась как общеправославная легенда, а в нашу эпоху озеро Светлояр стало таким местом экуменизма.
Эта легенда повествует о том, что на Нижегородской земле был некий град Китеж в керженских лесах. Во время нашествия Батыя его оборонял Георгий Всеволодович — последний князь Киевской Руси. Причем в этой повести он гибнет в бою. Батый подходит к Китежу благодаря предателю, который указывает тайную тропу. Город опускается под воду, и ныне он находится под водой, и только праведники могут найти туда дорогу.
О чем эта легенда на самом деле? Ясно, что Георгия Всеволодовича там не было. Ясно, что наивно искать Китеж, хотя в 19 годы эхолотами исследовали дно озера. Доказывать или опровергать легенду при помощи эхолотов — дело бесполезное. Это легенда о некой сокровенной Руси, которая была, но ушла — и теперь доступна только праведным. Это как раз мировоззрение старообрядцев: святая Русь исчезла.
Сейчас Китеж — это просто феномен современной культуры. Многие поэты и писатели посещали места, связанные с Китежской легендой, — все это именно благодаря Мельникову.
Мельников дает картину жизни старообрядцев. Картину довольно достоверную: все герои, которых он выводит в своих романах, имели прообразы. По этим романам действительно можно изучать жизнь староверов. Мельников ее знал довольно глубоко. Хотя сам, кстати, по своим взглядам не был особо верующим. Есть сведения, что он вообще был нигилистом. Из всей его жизни следует, что это был человек, вряд ли придерживавшийся православной миссионерской позиции. Он просто как чиновник гнал старообрядцев — не потому, что имел против, а просто был такой курс: надо преследовать старообрядцев. Кстати, когда при Александре II курс этот был смягчен, Мельников сразу перестал преследовать старообрядцев, наоборот, даже их поддерживал. Когда Николай Александрович — старший сын Александра II, которого все прочили в наследники, — посещал Нижний Новгород, он был на Нижегородской ярмарке и ездил с Мельниковым-Печерским в старообрядческие скиты. Там его даже признали за царя, потому что Николай Александрович, например, крестился двумя перстами.
Мельников-Печерский мучился всю свою жизнь — совесть у него все-таки была. Когда он заканчивал роман «На горах», то уже фактически умирал. И последняя сцена в романе — это как один питерский чиновник приезжает в Шарпанский скит и похищает икону. То есть Мельников-Печерский описывал себя. Эта сцена, которую он уже в бреду диктовал своей жене, его, видимо, более всего мучила.
Старообрядчество стало одной из экономических основ Нижегородской области. На той же Макарьевской ярмарке, которая в 1817 году переезжает в Нижний Новгород, очень значительную роль играли старообрядцы. Возьмите, например, знаменитую выставку 1896 года — это крупнейшая торгово-промышленная выставка, сравнимая с Парижской, ее посещал царь Николай II (первый город, который он посещает после коронации, — это Нижний Новгород, промышленная выставка). Ее организовывали купцы-старообрядцы: Блиновы, Николай Бугров. Бугров, наверное, один из самых знаменитых купцов, который не только организовал выставку, но и строил многочисленные странноприимные дома, больницы. Он известен благодаря творчеству Алексея Максимовича Горького: у него есть очерк «Бугров». До сих пор в Нижнем Новгороде есть Бугровское кладбище, на котором стоит единственная староверческая церковь — церковь Белокриницкого согласия, Успенский храм. Правда, могила Бугрова не сохранилась, она была утеряна в советские годы, но память об этом человеке живет.
Это отдельный феномен — старообрядческое купечество, в том числе нижегородское. Некоторые историки объясняют этот феномен тем, что у старообрядцев была взаимовыручка. Если, например купец разорялся или испытывал трудности, он мог найти поддержку у своих собратьев, и эта своеобразная экономическая этика приводила к тому, что ряд старообрядческих родов процветали. Самый известный после Николая Бугрова нижегородский купец — это Дмитрий Сироткин. Это основатель судостроительной компании. Кстати, судостроительный завод, который им построен, до сих пор функционирует. Он построил баржу «Марфа Посадница» — 10 тысяч тонн водоизмещения, совершенно сумасшедшие цифры. Сироткин был градоправителем Нижнего Новгорода с 1913 года и до революции. Его особняк — это ныне Нижегородский государственный художественный музей. Сироткин пережил 1917 год, но потом был вынужден эмигрировать в Югославию. В Белграде он тоже основал пароходную компанию, и он один из тех, кто развивал югославский торговый флот.
Благодаря купцам-старообрядцам, в том числе нижегородским, до нас дошли многие рукописи и древние иконы. Именно они занимались коллекционированием и сохранением и рукописей, и древних книг, и икон. И сейчас многие музеи им обязаны: существуют целые фонды в той же Российской государственной библиотеке, которые являются, собственно, наследием этих старообрядческих фамилий.