какие формы прямой демократии в россии вы можете перечислить
Формы прямой демократии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и характеристика прямой демократии
В современном мире и политике демократия выступает одним из наиболее часто употребляемых понятий, что, в том числе, объясняется сложностью и многоаспектностью соответствующей категории. При этом необходимо отметить, что одним из наиболее древних типов (форм) демократии по праву признается ее прямая (или непосредственная) разновидность.
В общем виде, понятие прямой демократии может быть сформулировано следующим образом:
Прямая (непосредственная) демократия – форма политической организации и общественного устройства, сущностной характеристикой которой выступает то, что наиболее важные для развития и жизнедеятельности общества решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами.
Иными словами, прямая демократия характеризуется непосредственным осуществлением процедуры принятия решений самим населением, в том числе, в результате нормотворчества в соответствующей сфере.
При этом в современной литературе отмечается, что определенная универсальность непосредственной демократии, на протяжении исторического развития позволяла ей как выступать в качестве отдельной целостной системы (например, в древнегреческих государствах-полисах), так и в виде элемента более крупной социально-политической организации современных государств.
Признаки прямой демократии
Сущностные признаки прямой (непосредственной) демократии, в том числе те их них, которые могут быть сформулированы исходя из содержания приведенного выше определения рассматриваемой категории, оказывают непосредственное влияние на те формы, в которых она может воплощаться в общественной жизни. В этой связи, представляется целесообразным подробнее остановиться на выделяемых в специальной литературе признаках прямой (непосредственной) демократии. В частности, в числе таковых принято называть:
Готовые работы на аналогичную тему
Кроме того, следует обратить внимание на то, что наряду с положительными сторонами прямой демократии, к которым, безусловно, можно отнести оперативность постановки и принятия конкретных решений на уровне относительно небольших социальных групп, рассматриваемая форма отличается наличием определенных недостатков.
Так, например, слабой стороной непосредственной демократии признается то, что исходя из содержания ее сущности, применение прямых демократических механизмов достаточно сложно на больших территориях, в том числе, в связи со сложностью формирования вопросов подлежащих разрешению, затягиванием соответствующих процессов, трудностью согласования несовпадающих (а нередко – и прямо противоположных) интересов больших социальных групп, и т.д.
Таким образом, рассмотрев приведенное понятие, признаки и сущностные особенности прямой (непосредственной) демократии, перейдем к рассмотрению тех форм, посредством которых возможно реализация соответствующих механизмов.
Формы непосредственной демократии
В наиболее общем виде определение форм прямой демократии может быть представлено следующим образом:
Формы прямой демократии – совокупность конкретных мероприятий и мер, посредством осуществления которых становится возможным реализация механизмов непосредственной демократии.
При этом, исходя из сложности демократии как политического режима в целом, и многоаспектности прямой демократии в частности, могут выделяться самые разнообразные формы ее непосредственного осуществления, наиболее распространенными из которых принято называть:
Кроме того, говоря о характеристике форм прямой (непосредственной) демократии в Российской Федерации, выделяются также такие механизмы как проведение публичных слушаний, сбор граждан, и т.д.
Формы демократии в российском обществе
Широко используемое в научной и учебной литературе слово «форма» означает способ выражения и существования содержания. «Форма дает бытие вещи», – утверждали римские юристы, полагая, что своей формой (внешними признаками) одна вещь отличается от другой. Форма и содержание едины: нет и не может быть бесформенного содержания и формы, лишенной содержания[54].
Вопрос о форме демократии так или иначе связан с уяснением способов формирования воли народа, внешним выражением содержания этого процесса. В этой связи под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или средства выявления или выражения воли и интересов различных слоев общества вовне[55].
В зависимости от того, каким путем – прямым или косвенным – выражаются воля народа и интересы общества, каким образом граждане участвуют в формировании органов государства, иных управленческих структур ученые–политологи и юристы различают следующие две разновидности демократии: непосредственную (прямую) и представительную.
Непосредственная и представительная демократии – разные способы формирования органов государства, выражения, реализации воли субъектов власти, субъектов политической жизни.
I. Прямая (непосредственная) демократия означает решение основных вопросов государственной и общественной жизни непосредственно народом. Имеются в виду способы непосредственного волеизъявления граждан, их действия, предпринимаемые с целью повлиять на государственную политику, управление общественными делами, на позицию и деятельность избранных ими политических деятелей.
Прямая демократия в историческом аспекте представляла собой формы организации древнегреческого общества (Афины, Спарта). Суть прямой демократии здесь состояла в следующем: в одном месте в определенное время собираются все граждане, имеющие право голосовать, и публично обсуждают самые важные решения, скажем, о величине и способе взимания налогов. Окончательное решение принимается большинством голосов. В периоды между собраниями текущие вопросы решает избранное народом демократическое правление. Обращает на себя внимание то, что в древней Греции впервые сформировались такие политические институты, как Народное собрание, выборы должностных лиц и др.
К признакам непосредственной демократии относятся: прямое волеизъявление соответствующих субъектов; реализация ими политического права на участие в управлении делами государства, иных социальных образований; обязательность и окончательность принимаемых решений. В этом аспекте существенно то, что формы непосредственной демократии обычно призваны не заменять, а дополнять институты представительной демократии.
В настоящее время в России к прямой, непосредственной демократии относятся:
— отзыв депутата представительного органа власти и выборного должностного лица (на федеральном уровне не предусмотрен);
— народная законодательная (правотворческая) инициатива (возможна только на региональном и местном уровнях);
— формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (сход граждан, собрания и конференции граждан и т.д.) и др.
Такие формы прямой демократии, как прямыевыборы депутатов представительных органов государственной власти, референдумы, четко регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами), не нуждаются в санкции государственных структур. Обратим внимание на их особенности.
Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с федеральным и региональным законодательством, уставами муниципальных образований в целях формирования органов государственной власти, органов местного самоуправления или наделения полномочиями должностных лиц.
Выборы, проводимые в Российской Федерации, можно классифицировать в соответствии с выделением ветвей власти, согласно ст. 10 Конституции РФ. В этой связи можно выделить:
— выборы органов законодательной власти (например, выборы в Государственную Думу, в республиканские, областные и краевые законодательные собрания);
— выборы органов исполнительной власти, в частности, глав муниципальных образований;
С учетом уровней, на которых проводятся выборы, следует назвать:
— Федеральные выборы, направленные на избрание федеральной законодательной власти (Государственная Дума РФ), в которых принимают участие все граждане государства;
— региональные выборы, то есть выборы, в республиканские, краевые и областные законодательные собрания;
— местные выборы, по результатам которых формируются местные органы власти, например, представительные в системе местного самоуправления.
В зависимости от способа волеизъявления избирателей выделяют выборы:
— прямые – когда отношение к кандидату выражается непосредственно;
— косвенные – когда между избирателями и кандидатом существует промежуточное звено (например, выборы глав муниципальных образований нередко осуществляются депутатами представительных органов местного самоуправления).
Основополагающие положения при проведении выборов любого уровня на всей территории России, содержатся в Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Второй, менее распространенной формой непосредственной демократии является референдум, т.е. форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения.
В зависимости от уровня и выносимых на голосование вопросов референдум подразделяется на федеральный (Референдум Российской Федерации), региональный (референдум субъекта РФ), и местный (референдум, проводимый на территории муниципального образования).
В России референдум как институт непосредственной демократии регламентируется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»[56]. Существенные особенности референдума позволяют рассматривать этот институт в качестве высшей формы непосредственной демократии в Российской Федерации.
Существенно то, что решения, принятые на референдуме Российской Федерации являются общеобязательными и не нуждаются в дополнительном утверждении. В качестве недостатка референдума признается ограниченность выносимых на него вопросов и предполагаемость однозначных на них ответов.
В целом можно сказать, что референдум – один из путей расширения демократии, привлечения граждан к решению важнейших вопросов государственной жизни. В данном случае народ непосредственно осуществляет определенный акт законодательной власти, принимает правотворческое решение.
II. Представительная демократия,судя по названию, отличается следующим: население, имеющее право голосовать выбирает своих полномочных представителей (депутатов в России), которые от имени народа осуществляют законодательную или муниципальную власть. Представительная демократия включает следующие компоненты: а) систему избираемых представительных органов государственной власти или местного самоуправления; б) выборных должностных лиц государства или местного самоуправления (депутат, глава муниципального образования); б) систему нормативных правовых актов, на основании которых функционируют институты представительной демократии; в) отношения связи избранных лиц с избирателями, населением, информирование о своей деятельности и мероприятиях соответствующего представительного органа и др.
Следовательно, речь идет об осуществлении народом власти через своих представителей (выборные органы государственной власти, выборные общественные, партийные органы), о принятии основных решений выборными учреждениями. Основной смысл рассматриваемой демократии – в опосредованном участии граждан в принятии государственных решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы, иные управленческие решения, распоряжения.
Особенность представительной демократии в том, что она необходима в условиях больших территорий, а также когда принимаются сложные решения, требующие основательной, всесторонней предварительной подготовки, т.е. решения труднодоступные для понимания неспециалистов. Отметим весьма важное положение: представительная (репрезентативная) демократия предполагает более высокую по сравнению с непосредственной демократией компетентность и ответственность лиц, принимающих решения.
Представительная демократия, означающая осуществление власти народом через своих представителей, – наиболее результативная форма демократии в современной России[57].
К недостаткам представительной демократии в юридической литературе относят следующие: существует тенденция развития бюрократии и коррупции в системе представительных структур, депутатского корпуса; нередко проявляется отрыв представителей от своих избирателей; имеет место принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д. Есть факты манипулирования общественным мнением в представительных органах власти, принятие неугодных большинству депутатов решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти и др.
По-видимому, в целом непосредственная и представительная демократии соотносятся, в том смысле, что посредством и той и другой решаются важные, необходимые для общества задачи. И та, и другая формы демократии способствуют достижению целей управления, участию граждан в политическом процессе.
Формы демократии. Прямая демократия — конституционное право граждан
Последнее обновление 24.10.2020 / Автор: Светлана Опубликовано 09.02.2012
Прямая демократия (непосредственная демократия) — одна из форм организации и устройство общества, при которой основные решения принимаются и исполняются непосредственно гражданами. Инициаторами вопросов, которые требуют совместного решения, могут быть как отдельные граждане, так и целые группы людей. Современные средства мобильной связи и Интернет значительно упрощают эту форму управления на больших территориях.
Содержание страницы
✪ Формы и виды демократии в управлении делами государства
Виды демократии или народовластия в управлении государством представлены всего двумя составляющими:
Гораздо разнообразнее формы, методы, способы реализации этих видов демократии: участие в управлении делами государства непосредственно, используя инструменты власти гражданина, референдумы и выборы от местного до всероссийского уровня, митинги, шествия, пикетирование, опросы и т.д, где граждане в конкретных мероприятиях конкретными действиями воплощают в жизнь свои идеалы.
Волеизъявления граждан основаны на принципах выборности, добровольности, гласности, законности, подконтрольности, отчетности.
Демократию можно рассматривать, как ценность, как принцип, как механизм, как процедуру.
Одна из важнейших функций демократии – это механизм формирования и смены элит, чего на сегодня российский народ лишен. Примером являются выборы президента, где народ ничего не решает по существу: реальные конкуренты устраняются, а победитель предопределен заранее.
✪ Истоки прямой демократии и современное законодательство
В своём развитии прямая демократия проходит путь от формы общинновечевой самоорганизации до электронной демократии через такое средство связи, как Интернет.
Одной из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств были народные вече. Так что демократия – это исконно русская форма правления. Нам надо просто вернуться к своим истокам!
Формы прямой демократии или непосредственной власти народа прописаны в Конституции РФ 1993 года и отнесены к основам конституционного строя.
Ст. 3 Конституции РФ закрепляет право народа на прямую демократию:
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
В Ст. 32 Конституции РФ праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ:
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
По факту получается всё несколько иначе. Так уж засело в умах людей, при постоянных «правоучениях» слуг-чиновников, что прямая непосредственная демократия это и есть представительная власть. Более того, прямая демократия эффективна в небольших населенных пунктах, где количество жителей примерно такое, что все знают всех и могут реально оценить выдвигаемые кандидатуры, оценить их работу и эффективность на занимаемом посту. При больших цифрах, начиная с уровня областных городов, регионов, страны непосредственное участие граждан в принятии решений затруднено.
Сегодня граждане России понимают, что современные средства коммуникации могут позволить преодолеть даже этот барьер для полноценного перехода к непосредственной власти народа. Однако, представительная власть в России пока главенствует.
✪ Представительная демократия — ведущая форма власти в большинстве государств
Представительная демократия, это форма власти, при которой источником власти является народ, но управление делами государства на всех его уровнях делегируется различным представительным органам, призванным выражать интересы людей, отдавать распоряжения, принимать законы, утверждать бюджет, устанавливать налоги и сборы и т.д. Участие граждан в принятии решений получается опосредованным, а прямая демократия всё более условной.
Представительная демократия имеет множество принципиальных недостатков. Выбирая органы власти путем голосования на выборах, чаще всего избиратели вынуждены отдавать голоса за незнакомые кандидатуры, которые им предлагаются и будут участвовать в управлении после избрания. Как следствие, формируется фиктивная элита, якобы имеющая такие качества, которые обязательно отличают её от основной массы избирателей. И где самый посредственный депутат умнее среднестатистического гражданина.
Депутаты обладают по сравнению с обычными гражданами целым набором привилегий и возможностей, особенно это ценно для тех, кто имеет доступ к PR-технологиям, финансам, инструментам манипулирования общественным мнением. Сегодня не все депутаты работают честно и ответственно, есть такие, кто этот пост использует для пиара, карьерного роста и обогащения.
При опосредованной форме демократии законы в абсолютном большинстве принимаются людьми, даже мало-мальски не разбирающимися в сути обсуждаемого вопроса: как депутаты-учителя могут заботиться о чаяниях фермеров, врачи — о нуждах военных, а домохозяйки — о производстве. В результате бывает, что принимаются не просто никому не нужные, а вредные законы. А потом к этим законам принимаются тысячи поправок. А это потерянные деньги, время …
Законы должны формулироваться грамотно, для чего в их разработке должны участвовать авторитетные и лучшие представители конкретных профессий и отраслей экономики. Возможно, что предложение С. Бабурина собрать в соответствии со Ст. 135 Конституции РФ Конституционное Собрание не лишено здравого смысла.
При всех своих недостатках представительное управление в России на сегодня является доминирующим. Но России нужна новая модель управления государством. Что и необходимо, и возможно.
✪ Электронная демократия, как возможный и реальный способ современной демократии
При современном уровне развития информационно-коммуникационных технологий электронная демократия может стать основным средством для коллективных мыслительных и административных процессов (информирования, принятия совместных решений — электронное голосование, контролирование исполнения решений и т. д.) на всех уровнях прямой или представительной демократии, начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным.
Она реально предоставляет более широкие возможности доступа граждан к демократическим процедурам, расширению гражданского участия в принятии решений. Что в конечном итоге должно привести к принятию более качественных законов и законодательных актов.
Электронная демократия способствует развитию прозрачности и подотчетности власти обществу. Те, кто управляют, становятся ближе к тем, кем они управляют. Таким образом власть становится более легитимной.
Для безопасного проведения взаимодействия между гражданами и правительством должна быть обеспечена сохранность персональных данных.
К сожалению, сегодня далеко не у всех граждан есть доступ к сети Интернет. А точнее, в силу разных причин, в том числе в силу какого-то страха и непонимания, возможность пользоваться этим каналом получения информации и связи. Но количество пользователей глобальной сети растет год за годом. Все больше участников пополняют Интернет-форумы, блоги, социальные сети, где информация имеет свойство распространяться очень быстро. Так называемый вирусный маркетинг.
Как и в обычной прямой демократии в электронной прямой демократии граждане имеют право высказываться о законопроектах до того, как это сделает парламент, инициировать новые законопроекты и отзывать представителей на любой стадии.
Электронная демократия сейчас находится в начальной стадии своего развития, ее потенциальные возможности широко обсуждаются по всему миру, предпринимаются первые попытки ее внедрения.
✪ Непосредственная демократия в современной России в действии
Прямое (непосредственное) народовластие в РФ является одним из главных элементов прямой демократии, исходящей из принципа самостоятельного решения людьми своих проблем, без какой бы то ни было опоры на государственные представительные институты.
Основой для существования прямой демократии (в любом государстве) являются права гражданина (свобода для принятия конкретных решений) и их защита, без которых прямая демократия не в состоянии выжить.
Примеры современный прямой демократии на сегодня уже существуют и проявляют себя, однако встречают на своем пути массу препятствий.
Сегодня, благодаря Ларисе Николаевне Бозиной, граждане России начали массово приступать к управлению делами государства непосредственно. Используя заявительную норму права, свои инструменты власти — бланк и печать, они отправляют уведомления о своем решении приступить к управлению делами государства непосредственно президенту РФ и Председателю Правительства РФ.
В своих письмах граждане не просто уведомляют высших должностных лиц, но и отдают распоряжение перечислить 40% от их доли в государственном бюджете РФ на личные расчетные счета для более рационального и бережливого обращения с народными денежными средствами. Все это делается для улучшения качества жизни гражданина. Ибо никто лучше самого гражданина не знает, какова потребность его души!
Правда представительной верхушке всё это не по нраву. Видимо, призывом Первого Президента России Б.Н. Ельцина «Власть не дают, власть берут!«, когда-то придет время воспользоваться.
Прямая демократия
Из Википедии — свободной энциклопедии
Прямая (также непосредственная) демократия — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.
Кроме формы для коллективного принятия и исполнения решений существует и ещё одна ветвь проявлений прямой демократии.
Imperare sibi maximum imperium est (Власть над собой — высшая власть) по словам Сенеки. Принятие, исполнение и личная ответственность за результаты принятых решений, которые не относятся к сфере совместно-принимаемых решений и используются как функция частного бытового назначения.
Непосредственная (прямая) демократия может существовать как отдельная целостная форма (Древняя Греция V и IV веков до н. э., Великий Новгород в XII—XV веках, современная Швейцария), так и в виде самостоятельно-встроенного элемента в другие демократические системы. В своём развитии прямая демократия проходит путь от общинно-вечевой самоорганизации до электронной демократии. Концепция прямой демократии стоит в центре информационной теории демократии.