какие формы работы используют при обучении детей связной речи
Педсовет «Формирование связной речи у дошкольников»
Наталья Бацанина
Педсовет «Формирование связной речи у дошкольников»
Цель педсовета:
• Активизация форм повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения.
• В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи детей.
План проведения педсовета
1. Выступление руководителя ДОУ
2. «Проблема речевого развития детей дошкольного возраста«.
4. Консультация для педагогов «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников«.
1. Деловая игра для педагогов.
3. Разработка решений педсовета.
Ход педсовета
1. Выступление рук. ДОУ «Проблема речевого развития детей дошкольного возраста«.
2. Выступление ст. воспитателя «Аналитическая справка по тематической проверке «Создание условий для формирования связной речи у дошкольников«
3. Выступление воспитателя «Моделирование, как средство развития связной речи у дошкольников«
Практическая часть. Деловая игра для педагогов.
Разделение педагогов на две команды.
Задание 1. «Игра на определение знаний, умений и навыков воспитателей
1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
4. Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)
5. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
6. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)
Вопросы второй команде.
1. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)
2. Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
5. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)
6. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога)
Задание 2. Изобразите пословицу с помощью схемы
Команды придумывают пословицу, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме.
Задание 3. Переведите пословицы на русский язык
Пословицы для первой команды
/яблоко от яблони недалеко падает/
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/В тихом омуте черти водятся/
Пословицы для второй команды
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
/Язык до Киева доведет/
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
/Обжегшись на молоке, дует на воду/
Задание 4. «Прилагательные ассоциации»
Задание для 1 команды.
Задание для 2 команды.
Примерное решение педсовета.
• Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:
— пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течении учебного года)
— оформить стенды для родителей «Развитие связной речи дошкольника«, ответственные педагоги групп срок март месяц).
• Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей. (ответственный ст. воспитатель, анализ календарных планов ежемесячно)
• Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы. (ответственный заведующий д/с, ст. воспитатель, посещение занятий в группах)
• Провести в группах родительские собрания по теме «Развитие речи дошкольника«
3. Ребенок в детском саду №3 2010 г.
План педагогического совета «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.
Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.
Инновационные формы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
Нэлли Саванина
Инновационные формы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
• бедность речи, недостаточный словарный запас;
• бедная диалогическая речь, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопросы, построить краткий и развернутый ответ;
•неспособность построить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
• отсутствие умения обосновать свои утверждения;
• отсутствие навыков культурной речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи.Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы; создание разных видов творческих рассказов; заучивание стихотворений; составление рассказов по картине.
Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но, чтобы достигнуть более высоких результатов, решили использовать современные инновационныетехнологии в воспитательно-образовательном процессе: развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника, развитие речи детей через ТРИЗ-технологию.
Задачами использования мнемотехнических средств обучения является:
способствовать развитию умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;
создавать условия для умственной активности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
способствовать развитию у детейпсихических процессов: памяти, внимания, мышления;
Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Сначала в работе используются простейшие мнемоквадраты, мнемодорожки, а затем постепенно вводятся мнемотаблицы.
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов;
При обучении составлению рассказов-описаний на занятиях используем сенсорно-графические схемы В. К. Воробьевой, которые позволяют получить информацию о признаках предметов.
1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и пятиэтажным домом?
2. Учить детей фантазировать, изобретать. Например, придумай новый дом красивый и необычный.
3. Программа ТРИЗ позволяет детям интересно и необычно работать со сказкой,то есть привычные объекты начинают обладать необычными свойствами:
— Что стало с репкой, когда ее вытянули?
— Разбилось золотое яичко, а из него выскочило…
— Испекла баба колобок, оставила на окошке… Покатился он… а на дворе зима.
— Посадил дед не репку, а тыкву…
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети сочиняют сказки с помощью схем. Эту работу необходимо начинать со знакомых сказок, пословиц, поговорок. Затем нужно давать возможность придумывать сказки самим детям и схематично выкладывать их, например, с помощью счетных палочек или геометрических фигур.
Инновационные формы работы взаимодействия ДОУ с семьей Инновационные формы работы взаимодействия ДОУ с семьей. Одним из важнейших этапов в жизни ребенка – дошкольный возраст, период становления.
Мастер-класс на тему: «Формы работы воспитателя с семьей по художественному развитию детей дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В. А. Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев», а ярчайший.
Опыт работы «Современные технологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» (2 часть). 3.2 Работа с родителями. Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов,.
Опыт работы «Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшей группы дошкольного возраста» Цель работы: определить влияние использования метода моделирования в развитии умений структурирования связных высказываний дошкольниками.
План-конспект ОД по развитию связной речи с использованием ЭОР для детей старшего дошкольного возраста План-конспект ОД по развитию связной речи с использованием ЭОР для детей старшего дошкольного возраста. Составила: Петрашова Оксана Владимировна.
План-конспект ОД по развитию связной речи с использованием ЭОР для детей старшего дошкольного возраста План-конспект ОД по развитию связной речи с использованием ЭОР для детей старшего дошкольного возраста. Составила: Петрашова Оксана Владимировна.
План работы по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Актуальность темы: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема.
Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.
Традиционные и инновационные формы работы детского сада с семьями воспитанников (из опыта работы) Традиционные и инновационные формы работы семьи и образовательного учреждения. Центральное место в формировании личности ребенка занимает.
Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ
Марина Александровна Бадикова
Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ
Выступление из опыта работы
«Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ. «
В современном мире значительное место в досуге дошкольников занимают экранные средства (просмотр телевизионных программ, компьютерные игры, что снижает речевую активность детей, отрицательно влияет на формирование связной речи, навыков общения. В связи с этим возрастает важность эффективного решения задач развития связной речи в условиях ДОУ.
Отличительной особенностью современного состояния методики развития связной речи является сочетание традиционных и инновационных технологий.
Как мы знаем в младшем дошкольном возрасте формирование диалогической речи предшествует формированию монологической речи детей. В возрасте 3-4 лет мы подготавливаем детей к различным видам рассказывания.
Для того, чтобы эта работа проводилась в системе мы разработали модель образовательной системы формирования интеллекта в процессе развития связанной речи. Практическая реализация указанной системы работы начинается с отведенного на проведение НОД учебного времени. Объём учебного времени составляет 36 учебных часов в год.
Из них 11 часов отводится на пересказ литературных произведений.Составление рассказа: описательный по предмету (игрушки) 13 занятий,
повествовательный по картине 12.
Для быстрого вхождения детей в игровую ситуацию и для более эффективного усвоения знаний я использую разнообразные формы проведения непрерывной образовательной деятельности. Например «Магазин игрушек»,«Сундук тайн», «Клуб сказок».
В своей работе по развитию связной речи детей я используем словесные, наглядные и практические методы. Решая образовательные задачи, пользуеясь традиционными приемами такими, как рассматривание картин, вопрос-ответ, продолжи предложение. Для успешного развития связной речи детей, также использую нетрадиционные методы обучения. Например, всем известная методика ТРИЗ. В рамках данной методики мы применяем игровой прием, адаптированный нами в группе «Великаны и крошки». Данная игра способствует расширению и уточнению предметного словаря детей, а также развитию умения согласовывать прилагательные и существительные в роде, и падеже. С этой целью в нашей группе появились игрушки большой Заяц «Игрун» и маленький «Игрунчик». Так, например, при проведении тематической недели «игрушки» детям предлагались предметные картинки с изображением игрушек. Ребенок должен назвать изображенный предмет, его размер и какому зайцу он ее отдаст.
Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение взрослого животного слева, узнаёт и правильно называет его. Определяет,к каким животным относятся: к домашним или диким. Затем вращает правый круг с картинками детёнышей животных. Находит нужного детёныша, останавливает круг, правильно называет детёныша.
Дидактическая игра «Кто что ест?» Ее целью является закрепление знания детей об образе жизни животных, об их питании; развитие мелкой моторики пальцев рук.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга.
Развитие связной речи неотделимо и от воспитания звуковой культуры речи. Поэтому в своей работе, я использую такой прием как «Звуковой паровозик»
На экране появляется паровозик с вагонами, постепенно в каждом окошке вагона появляется предмет, дети произносят звук, который издает предмет, появившийся в окошке. По аналогии проводится игра «Волшебный кубик».
Довольно часто в своей работе по развитию связной речи детей пользуюсь приемом моделирования. Данный прием помогает подготовить детей к умению составлять описательный рассказ. Например, при рассматривании картины «Курица и цыплята» проводиться беседа, затем детям предлагаются готовые геометрические формы. И, по образцу педагога дети выкладывают маму курицу трех цыплят. Далее добавляют к геометрическим формам заранее вырезанные клюв, лапы.
Для развития грамматического строя речи пользуемся таким приемом как
Работа по картинке-загадке «Кто где спрятался?»
Как вы думаете, кто спрятался за деревом? За деревом спрятался медведь. Как вы догадались? Видны лапы. Чьи это лапы? Медвежьи лапы.
А из-за куста чей хвост выглядывает? Лисий хвост. Кто там, за кустом спрятался? За кустом спряталась лиса.
При подготовке детей к пересказу литературного текста использую метод театрализации, в этом мне помогает созданный в нашей группе центр
театрализованной деятельности. В нем располагаются различные виды театров. Также я использую нетрадиционное пособие «Сундук со сказками»
Для мотивации речи детей хорошо зарекомендовал себя метод проб и ошибок. Его суть в том, что в обычное рассказывание сказки с элементами театра вносятся ошибки, которые дети должны заметить и исправить, что побуждает детей к высказываниям
Развитие речи детей немыслимо без взаимодействия с семьей.
Работу с родителями строю как в общепринятых формах: провожу беседы, рекомендую стихи для заучивания с детьми дома, а также, потешки, считалки, скороговорки, чистоговорки; даю групповые и индивидуальные консультации и советы какие книги следует читать детям 3-4 лет.
Так и в более современных – интерактивные формы на основе использования ИКТ-технологий.
Также привлекаю родителей к обогащению РППС группы, в частности центра речевого развития, который систематически пополняется новыми пособиями и играми.
Таким образом, перечисленные методы и приемы используемые мной в работы, помогают мне добиться высоких результатов по развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов
Использование разнообразных форм и методов работы для формирования у дошкольников безопасного поведения в природе 1 слайд Здравствуйте, уважаемы коллеги. Позвольте представить вашему вниманию работу на тему: «Использование разнообразных форм и методов.
Детское радио в ДОУ как одна из форм организации работы по развитию речевых умений дошкольников В стандарте дошкольного образования в качестве приоритетной выступает такая социальная деятельность как общение, овладение которой позволяет.
Опыт работы «Развитие связной речи дошкольников» Специалистам и педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями в здоровье (ОВЗ) логопедической направленности, широко известны.
Консультация для родителей «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию связной речи у дошкольников» Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со.
Консультация для воспитателей «Фольклор как одна из форм работы по развитию речи» Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это.
Круглый стол «Клуб любящих сердец» с родителями старшей группы с использованием интерактивных форм и методов работы Круглый стол «Клуб любящих сердец» с родителями старшей группы с использованием интерактивных форм и методов работы Цели проведения мероприятия:.
Перспективный план работы «Формирование связной речи дошкольников в игровой деятельности» Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по.
План-конспект занятия по развитию речи с использованием современных форм и методов работы в средней группе Тема: «Путешествие в сказку «Репка». Цель занятия: Развивать речь детей, используя современные образовательные технологии. Задачи:.
Практикум для родителей «Практическое освоение коррекционных технологий и методов работы с детьми по развитию речи» Тема: «Практическое освоение коррекционных технологий и методов работы с детьми дошкольного возраста, по развитию речи» I. Семья – ближайшее.
Эффективные формы, методы и приёмы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
Эффективные формы, методы и приёмы работы
по развитию связной речи
детей старшего дошкольного возраста.
(из опыта работы)
В своей работе над развитием связной речи детей я использую богатую палитру методов и приемов – художественное слово, сказки, загадки, словесные дидактические игры, моделирование и элементы мнемотехники, театрализованную деятельность, методы, направленные на развитие творческого воображения.
Для систематизирования знаний детей использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам. Разработала, приобрела мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Параллельно с этой работой использую речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Придумывание рассказа по логически стройной цепочке слов:
Чем выше интеллект, тем интереснее рассказ. Например, какие слова подходят к слову «книга»? кодируем их в мнемотаблицу и составляем рассказ.Один из вариантов рассказа: «Книгу придумывает писатель. У книги есть обложка. Она бывает твердой, гладкой, яркой. В книге много страниц. А вы можете себе представить книгу без букв? Когда в книге есть картинки, ее читать интереснее. Книги нужно читать сидя за столом, чтобы не испортить зрение. Хранить книги лучше в книжном шкафу, чтобы они не пачкались и не пылились.Но лучше их брать в библиотеке: там их видимо-невидимо. Целое царство книг! Книги надо любить и беречь. Книга – это источник знания!»
Придумывание рассказа с продолжением: Например, воспитатель говорит, что ему на глаза попался рассказ «Прогулка в лес»,но он не закончен: «Папа с Димой пошли на прогулку в зимний лес. Погода была хорошая, слегка пощипывал морозец, светило солнце. Снег блестел на солнце и поскрипывал под ногами. В друг Дима увидел чьи-то следы на снегу…»Попробуем придумать:
a) Радостный, веселый конец рассказа;
c) Фантастический вариант.
Есть множество вариантов таких рассказов. Дети заканчивают предложение, не повторяясь в своих суждениях.Например:
Если это собака, то она сидит на цепи и охраняет двор.
Если это собака, то она лает и может укусить.
Если это собака, то она живет в будке.
Если это собака, то она верный друг хозяина.
Если это собака, то она не любит кошек.
Если это собака, то она любит косточки.
А теперь вспомните что вы узнали о собаке (ответы детей).
Рассказы –небылицы: Они учат детей фантазировать, развивают ассоциативную память, внимание, воображение, чувство юмора.
Небылица может начинаться с предложения: «На окне стоял цветок, в лепестках цветка жили крошечные человечки…».
Небылица возможна по заданной теме («Если бы я был волшебником», «Фантастические страны», «Винегрет из сказок»); по множеству предложенных картинок, фигурок.
Составление загадок-описаний. Ребёнок с помощью картинки или без неё описывает предмет, а дети должны отгадать. На первых этапах работы воспитатель может дать план загадки-описания.
Пересказ текста с помощью наводящих вопросов. Такой вид пересказа используется, если текст длинный и сложный, а так же с детьми, имеющие проблемы с развитием связной речи.
Пересказ коротких рассказов (3-4 предложения)с нарушенной последовательностью членов предложения с заданием восстановить последовательность: именительный падеж существительного, глагол, два зависимых слова.
Пересказ текста без помощи вопросов. Воспитатель в начале занятия делает детям установку на пересказ без помощи, что позволяет развивать память и внимание у детей.
Заучивание наизусть потешек, скороговорок, считалок, небольших рассказов, загадок, стихотворений, с учетом возможностей детей.
Так же ведётся работа на закрепление умения детей понимать интонацию, улавливать ее оттенки, показывать конец предложения, отличать повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию.
Распространение предложения путем добавления слов:(например):
Дети катаются на санках.
Зимой дети катаются на санках.
Зимой дети катаются на санках с горы.
Зимой дети катаются на санках с ледяной горы.
Обучение составлению рассказов по картинке с дополнительными заданиями:
*Придумать заголовок к рассказу;
Составление рассказов по серии сюжетных картинок с дополнительными заданиями:
*определить последовательность событий на картинках;
*определить причинно-следственные связи;
*выделить главный сюжет.
Составление рассказов на основе своего личного опыта
Рассказы из опыта можно разделить на два вида: рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети (экскурсия); рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи, как ты провел выходной день»; «Расскажи о своем доме»). Первый вид рассказывания для педагога психологически проще, так как он сам был участником событий, о которых будут говорить дети, и у него больше возможностей помочь им. Второй вид рассказывания психологически сложнее – никто не наблюдал того, о чем будет рассказывать ребенок. Руководить рассказыванием в этом случае труднее, и дети нуждаются в помощи взрослого.
Решение задач по развитию связной речи детей я веду по принципу интеграции и не только в НОД, но и на занятиях театрализованной деятельности, в предварительной работе к сюжетно-ролевой игре, на занятиях кружка «Уроки речи«, в режимных моментах.
Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: формы и методы работы Основной формой работы по формированию основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста является тематическая психолого-педагогическая.
Формы, методы и приёмы воспитания речевого этикета у детей старшого дошкольного возраста Основная цель можно работы по развитию считала речи и обучению говорила родному языку целостной детей – формирование первый устной речи.
Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста по русской народной сказке «Лиса и козел» Тема: Игра – фантазирование по русской народной сказке «Лиса и козел». Задачи: • Помочь детям придумать другую концовку к сказке «Лиса.
Консультация «Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста» Консультация «Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста» Речь является одной из важнейших психических функций.
Опыт работы по развитию связной образной речи детей младшего дошкольного возраста Опыт работы по развитию связной образной речи детей младшего дошкольного возраста Воспитатель: Фомина Н. А. Одним из основных показателей.
Система дополнительных логопедических занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Система дополнительных логопедических занятий по развитию связной устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием.
Эффективные формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи «Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать.