какие формы работы с художественной литературой можно использовать вне занятий

«Использование художественной литературы вне занятий»

Материал лекции по учебной дисциплине «Методика развития речи».

Просмотр содержимого документа
«»Использование художественной литературы вне занятий»»

познакомить учащихся с возможностями и задачами использования художественной литературы вне занятий;

формировать представления об устройстве книжного уголка в группе, требованиях к его размещению и оформлению;

вызвать интерес к изучению предметного содержания темы с целью приобретения необходимых знаний для профессиональной компетенции;

воспитывать эмоционально позитивное отношение к чтению произведений художественной литературы и фольклора.

Задачи и особенности использования художественной литературы вне занятий.

Уголок книги. Требования к его устройству и оформлению.

1.Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

При использовании литературных произведений вне занятий решаются следующие задачи:

— выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой; воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание художественного вкуса.

— всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.

При решении первой задачи необходимо внимательно следить за тем, чтобы литература по учебной программе дошкольного образования была не только прочитана, но и закреплена.

Чтение вне занятий дает возможность повторной встречи с книгой. Только систематическим повторением художественных произведений можно воспитать интерес и любовь к стихам, рассказам, сказкам. Повторение предупреждает забывание.

Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала. Повторное чтение обычно дается помимо занятия. Но иногда первичное знакомство с произведением происходит не на занятии. Так, в младших группах рассматривается картинка или игрушка и читаются стихи А. Барто об игрушках. В более старшем возрасте также вне занятий могут быть впервые прочитаны стихи при восприятии красивых явлений природы (снегопад, ледоход, березовая роща). В этих случаях на занятиях закрепляют материал, с которым дети были ознакомлены в процессе наблюдения.

Воспитатель использует потешки, песенки, небольшие стихи в связи с жизненными обстоятельствами. Во время одевания на прогулку уместным может быть чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца». Успокаивая ребенка, педагог перебирает его пальчики и приговаривает потешку: «Пальчик-мальчик, где ты был. Во время умывания воспитатель читает стихи: «Водичка-водичка, умой мое личико». Хорошо, если народные песенки, прибаутки, шутки звучат постоянно, учат ребенка, забавляют, создают настроение. Воспитателю надо знать много коротких стихотворений, пословиц, перевертышей, чтобы в любое подходящее время он мог обратиться с ними к детям.

Помимо занятий возможно планирование чтения с целью натолкнуть детей на игру.

Часто дети сами просят педагога почитать. Они любят слушать сказки, приносят любимые книги из дома. Такие просьбы стоит поддерживать. Правда, с содержанием книги следует ознакомиться заранее.

М. М. Конина считала, что в течение дня не следует читать детям больше одного раза. Малышам 3 – 4 лет не следует читать больше 10–15 мин, детям в возрасте 5 – 6 лет – больше 25 мин, детям 6 – 7 лет – 30 – 35 мин.

Закреплению прочитанного способствуют беседа о сказках и рассказах, о произведениях писателя, отгадывание героев художественных произведений, своеобразные викторины, рассматривание иллюстраций к прочитанным книгам и рассказам на темы знакомых сюжетов. Все эти приемы направлены на формирование положительного эмоционального отношения к литературе, на воспитание художественного вкуса и бережного отношения к книге. Таким образом, у воспитателя много возможностей, чтобы книга заняла почетное место в жизни детей.

Осуществление второй задачи связано с решением проблем, стоящих перед воспитателем, – воспитания вежливости, доброты, формирования навыков правильного поведения. Решение любой из этих задач может рассматриваться в двояком плане: воспитание у детей недостающих качеств и закрепление уже имеющихся. Соответственно подбирается литература. Для воспитания недостающих качеств М. М. Конина рекомендовала прием «сгущенности чтения» литературных произведений по определенной теме на короткий отрезок времени. Чтение сопровождается беседами. Дети будут слушать, запоминать, рассказывать о прочитанном, а иногда и поступать в соответствии с поступками литературных персонажей. Ребенок самостоятельно переходит к хорошим поступкам.

2.В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в спокойной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.

К устройству уголка предъявляется ряд требований: удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума; хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение; эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть бюст или портрет какого-либо писателя, предметы народно-прикладного искусства.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа, а также диафильмы. Существуют разные варианты оформления уголка.

Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе.

В младших группах уголок книги организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой и часто они используют ее как игрушку.

В книжном уголке должны быть 3 – 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия, отдельные картинки, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками и т.д.).

В средней группе уголок книги организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине 4–5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, диафильмы, материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.

Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.

У детей формируют устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т.д.). Следует чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом из группы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др. Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

В старшей группе содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на витрине увеличивают до 8–10, но в распоряжении детей книг должно быть больше. Дети могут самостоятельно пользоваться библиотекой. Учитывая изменения, произошедшие в литературном развитии детей, перечень художественной литературы расширяют за счет разных авторов, разной тематики и разных жанров, а также за счет детских журналов. В перечень входят белорусские и русские народные сказки, сказки народов мира, литературные сказки русских и зарубежных авторов, произведения русских классиков и современных писателей. По тематике здесь должны быть произведения о природе, научно-познавательные, юмористические и др., разного формата, с иллюстрациями и без них.

Для витрины книги выбираются с учетом интересов детей, их знаний о творчестве того или иного писателя, юбилейных дат, времен года, задач воспитания. Для смены материала определенных сроков нет, она зависит в первую очередь от заинтересованности детей и определяется воспитателем.

Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.

Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги.

Интересной может быть беседа о писателях. В процессе ее выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.

Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с «Неделей книги», с литературным утренником. О. И. Соловьева рекомендовала перед поступлением детей в школу устраивать выставку «Наши любимые книги и картины». В ее подготовке принимают участие дети и отдельные родители. Отбор книг должен быть строгим (художественное оформление, разные издания одной книги, внешний вид и т.д.). Выставка может продолжаться не более трех дней, так как интерес к ней детей быстро ослабевает.

Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Проводятся викторины, выставки.

Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств – музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.

Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

1. Какие формы работы с художественной литературой можно использовать вне занятий?

2. Какое значение имеет уголок книги в разных возрастных группах детского сада?

Источник

Какие формы работы с художественной литературой можно использовать вне занятий

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список произведений устного народного творчества и художественной литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, более разнообразны, чем занятия, и определяются творчеством педагога.

При использовании литературных произведений вне занятий решаются следующие задачи:

выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой; воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание художественного вкуса.

всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.

При решении первой задачи необходимо внимательно следить за тем, чтобы литература по программе детского сада была не только прочитана, но и закреплена.

Чтение вне занятий дает возможность повторной встречи с книгой. Только систематическим повторением художественных произведений можно воспитать интерес и любовь к стихам, рассказам, сказкам. Повторение предупреждает забывание.

Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала. Повторное чтение обычно дается помимо занятия. Но иногда первичное знакомство с произведением происходит не на занятии. Так, в младших группах рассматривается картинка или игрушка и читаются стихи А. Барто об игрушках. В более старшем возрасте также вне занятий могут быть впервые прочитаны стихи при восприятии красивых явлений природы (снегопад, ледоход, березовая роща). В этих случаях на занятиях закрепляют материал, с которым дети были ознакомлены в процессе наблюдения.

Воспитатель использует потешки, песенки, небольшие стихи в связи с жизненными обстоятельствами. Во время одевания на прогулку уместным может быть чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца» («Я умею обуваться, если только захочу, я и маленького братца обуваться научу. Вот они, сапожки: этот – с левой ножки, этот – с правой ножки»). Успокаивая ребенка, педагог перебирает его пальчики и приговаривает потешку: «Пальчик-мальчик, где ты был? – С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил» Во время умывания воспитатель читает стихи: «Водичка-водичка, умой мое (Витино, Вовино) личико, чтобы глазыньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». Хорошо, если народные песенки, прибаутки, шутки звучат постоянно, учат ребенка уму-разуму, забавляют, создают настроение. Воспитателю надо знать много коротких стихотворений, пословиц, перевертышей, чтобы в любое подходящее время он мог обратиться с ними к детям.

Источник

Консультация для педагогов «Ознакомление с художественной литературой вне занятий»

Консультация по ознакомлению с художественной литературой вне занятий.

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

При использовании литературных произведений вне занятийрешаются следующие задачи:

— выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой;

— воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание художественного вкуса.

— всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.

В методике по приобщению с художественной литературой один из авторов выделяет временные рамки чтения художественной литературы в день:

малышам 3 – 4 лет не следует читать больше 10–15 мин,

детям в возрасте 5 – 6 лет – не больше 25 мин,

детям 6 – 7 лет – 30 – 35 мин.

При ознакомлении детей с художественной литературой вне занятиймы выделили четыре формы работы:

Во время одевания на прогулку уместным может быть чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца».

Успокаивая ребенка, педагог перебирает его пальчики и приговаривает

потешку: «Пальчик-мальчик, где ты был.

Во время умывания воспитатель читает стихи: «Водичка-водичка, умой мое личико».

При знакомстве с новой сказкой, рассказом или повторением с уже знакомым произведением, закреплением этого может стать инсценировка в самостоятельной деятельности детей, главное чтобы для этого была подготовлена среда. Так, например, по теме недели «Дикие животные», мы с детьми вспомнили многие сказки, в которых присутствуют животные и некоторые из них дети инсценировали самостоятельно.

Литературному развитию детей способствуют литературные гостиные посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей).

Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы как организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках.

Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с «Неделей книги», с литературным утренником. Отбор книг должен быть строгим (художественное оформление, разные издания одной книги, внешний вид и т. д.). Выставка может продолжаться не более трех дней, так как интерес к ней детей быстро ослабевает.

Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в спокойной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа.

В младших группах уголок книги организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой и часто они используют ее как игрушку.

В книжном уголке должны быть 3 – 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия, отдельные картинки, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками и т. д.).

В средней группе уголок книги организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине 4–5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.

У детей формируют устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить детей с элементарными правилами по уходу за книгой.Следует чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом из группы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др. Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

В старшей группе содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на витрине увеличивают до 8–10, но в распоряжении детей книг должно быть больше. Дети могут самостоятельно пользоваться библиотекой. Учитывая изменения, произошедшие в литературном развитии детей, перечень художественной литературы расширяют за счет разных авторов, разной тематики и разных жанров, а также за счет детских журналов. В перечень входят белорусские и русские народные сказки, сказки народов мира, литературные сказки русских и зарубежных авторов, произведения русских классиков и современных писателей. По тематике здесь должны быть произведения о природе, научно-познавательные, юмористические и др., разного формата, с иллюстрациями и без них.

Для витрины книги выбираются с учетом интересов детей, их знаний о творчестве того или иного писателя, юбилейных дат, времен года, задач воспитания. Для смены материала определенных сроков нет, она зависит в первую очередь от заинтересованности детей и определяется воспитателем.

Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

Источник

Публикации

Книге уделяется много внимания в повседневной деятельности детей в детском саду. Все формы работ с книгой вне занятий условно можно разделить на 4 группы:

В режиме дня необходимо находить время для ежедневного чтения детям. Наиболее удачным может быть время после игр детей во второй половине дня перед выходом на вечернюю прогулку.

Вне занятий воспитатель, как правило, читает не программные произведения, а так же повторно читает полюбившиеся детям художественные произведения.

Все новые произведения, особенно те, которые дети приносят из дома, воспитатель должен предварительно прочитать, чтобы определить, подходит ли оно для детей его группы.

После чтения не обязательно проводить беседу о прочитанном, особенно, если произведение объемное и читается несколько дней. Но если требуется выяснить, поняли ли дети главный смысл прочитанного, желательно задать вопросы об основной идее произведения. Например, после чтения многих произведений Н.Н.Носова и В.Осеевой, желательно задать вопросы детям, чтобы убедиться в том, что дети поняли основной смысл рассказов.

При чтении воспитатель должен особое внимание обращать на бережное отношение к книге: вымыть руки, не перегибать корешок и т.д. Такое демонстративное бережное отношение к книге является для детей примером и действует лучше, чем нотации и беседы с детьми.

Кроме чтения воспитатель должен в повседневном общении с детьми использовать стихи, фольклор, повторять с детьми выученные ранее на занятиях стихи, загадывать детям загадки, использовать пословицы, поговорки, разнообразные считалки.

Литературные утренники могут быть посвящены творчеству какого-либо писателя или какой-либо теме по художественным произведениям: «Моя любимая книга ( сказка)», «Зарубежные сказки» и т.д.

Литературные утренники проводятся, в основном в старшем дошкольном возраста. Но если дети в средней группе знают много художественных произведений, например, А.Л.Барто или другого писателя, небольшой литературный утренник можно провести и в этой группе.

К каждому литературному утреннику воспитатель обязательно готовится.

Эта работы может включать следующие виды работ:

Сценарий литературного утренника

Сценарий литературного утренника составляется воспитателем совместно с музыкальным работником.

Желательно, чтобы сценарий включал следующие виды деятельности:

Вступительное слово ведущего должно включать факты из биографии писателя, доступные для понимания дошкольников. Вступительное слово может быть кратким и более развернутым.

Воспитатель вместе с детьми осматривает выставку книг, задавая им вопросы о названиях книг, о содержании, об основных героях. Осмотр выставки детских работ сопровождается комментариями воспитателя. Можно предложить провести конкурс на лучшую детскую работу.

Концертные номера обязательно должны быть связаны между собой комментариями ведущего. Переход от одного номера к другому должен быть плавным, логичным.

В заключении утренника ведущий подводит краткий итог и детям преподносятся памятные сувениры.

Концерты могут устраиваться не только силами взрослых, но и детьми старших групп для малышей. Дети вместе с воспитателем составляют программу концерта, распределяют роли, проводят репетиции.

Такой концерт рассчитан на 10-15 минут. В него можно включить: чтение известных малышам потешек, стихов с использованием игрушек, предметов, картинок; рассказывание знакомых малышам сказок; небольшие инсценировки; чтение новых для малышей потешек, стихов; показ настольного театра, кукольного театра, если старшие дети владеют куклами.

На таком концерте могут выступать и сами малыши.

Спектакли и концерты могут осуществляться и силами взрослых для детей всех групп.

Как правило, просмотр диафильмов, видеофильмов, грамзаписей проводят после чтения художественных произведений.

Перед просмотром желательно подготовить детей к восприятию того, что они увидят. Особенно это необходимо перед прослушиванием грамзаписи какого-нибудь произведения.

Во время просмотра и прослушивания необходимо создать такую обстановку, чтобы ничто не отвлекало детей, чтобы они углубились в мир художественного произведения.

Воспитатель должен следить, чтобы дети вели себя культурно, не выражали громко свои эмоции, не мешали смотреть или слушать своим товарищам.

После просмотра или прослушивания организуется обсуждение. Воспитатель задает несколько вопросов по содержанию, дети выражают свое отношение к поступкам героев.

III. Инсценировки и драматизации художественных произведений.

Инсценировки являются средством вторичного ознакомления детей с художественным произведением.

Дети могут инсценировать только те произведения, которые им хорошо известны, неоднократно прочитаны: сказки, рассказы, стихи, в которых большое место занимает диалог.

Работу над инсценировками и сами инсценировки проводятся в часы игр, в теплое время года на прогулке.

В младшей группе инсценируются небольшие стихи, потешки, когда сам воспитатель читает произведение, а дети действуют, подражая героям произведений.

Например, потешка «Кошкин дом». воспитатель делает из стульчиков дом, а потом предлагает детям, прислушиваясь к тексту потешки, действовать ( кто-то выполняет роль курочки, кто-то лошадки и т.д.).

В этой группе начинают уже инсценировать сказки. После инсценировки совместно с воспитателем, дети могу самостоятельно играть в Кошкин дом, в курочку Рябу.

Старший дошкольный возраст.

Дети этого возраста могут инсценировать достаточно большие по объему художественные произведения. Подготовленные инсценировки они могут показывать детям младших групп.

Подготовка инсценировки

Подготовка любой инсценировки включает несколько этапов:

I этап. Выбор литературного произведения.

Предложение поиграть в сказку не должно быть навязано детям в форме приказа. Необходимо провести работу так, чтобы дети поняли, что они сами выбрали то или иное произведение для инсценировки.

II этап. Чтение произведения с установкой на драматизацию

Как правило чтение проходит во вторую половину дня. После чтения воспитатель беседует с детьми, помогает им охарактеризовать героев.

Например. После чтения сказки Теремок воспитатель подводит детей к пониманию того, что все звери добрые, веселые, хотят жить дружно, а медведь сердитый, злой.

III этап. Отработка выразительности голоса, движений, мимики.

Во время этой работы воспитатель привлекает всех детей. Он предлагает попробовать сказать тем или иным голосом, пройти, как, например, может ходить лиса, медведь, зайчик. Необходимо активизировать фантазию детей. Поэтому лучше не давать свой образец, а объяснить словесно: «Лиса ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, улыбается, головкой вертит в разные стороны, хвостиком своим любуется – она хочет всем понравиться.

Воспитатель заучивает текст со всеми детьми. Каждый ребенок должен знать роли всех действующих лиц, уметь вовремя вступить. Поэтому в драматизации принимают участие каждый раз разные дети. Роли дети распределяют сами ( по желанию) или с помощью воспитателя.

Инсценировки могут переходить в театрализованную игру, когда едти начинают импровизировать, самостоятельно перерабатывать драматургический материал. Театрализованная игра – игра не для зрителя.

К инсценировке необходимо привлекать тех, кто стесняется выступать перед другими. Сначала эти дети могут помогать расставлять декорации, а затем исполнять несложные роли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *