какие формы рельефа относятся к планетарным
География
План урока:
Рельеф планетарного масштаба и другие формы рельефа
Величайшие формы рельефа Земли, то есть формы планетарного масштаба — это океаны (впадины) и материковые выступы, имеющие разное геологическое строение. Под океанами она двухслойная (базальт и осадочный пласт), более «тонкая» по толщине (от 5 км). Под континентами толщина коры доходит до 70 км, имеет три слоя: базальтовый, гранитный и осадочный. Особым разнообразием отличается рельеф суши, здесь выделяются относительно устойчивые (древние платформы) и подвижные участки земной коры.
Мегаформы рельефа земли или формы второго порядка — это крупные горы и равнины на суше и котловины и подводные хребты океана. Они занимают площадь в десятки и сотни тысяч километров квадратных.
Примером мегаформ могут служить Среднесибирское плоскогорье, впадина Мексиканского залива, горная система Кавказа и мн. др.
Макроформы выделяются в пределах мегаформ, они простираются на сотни, даже тысячи км кв., к ним относятся горные отдельные хребты и долины, крупные озерные впадины и др. Например, Куринская низменность, Главный Кавказский хребет, Смоленско-Московская возвышенность.
А на поверхности уже макроформ выделяются мезоформы (овраги, долины рек и холмы) и микроформы (например, бархан, грот).
А еще существуют наноформы рельефа, в переводе с греческого «нанос» — карлик. Это мелкие неровности, которые выделяются на разных формах рельефа. Примером нанорельефа служит обыкновенная луговая кочка
Устойчивые области земной коры
Устойчивыми участками земной коры являются платформы.
Это крупные (миллионы км кв.), малоподвижные области, подвергающиеся медленным вертикальным поднятиям и опусканиям. Занимают примерно половину площади поверхности материков. Основания устойчивых участков — магматические и метаморфические породы, смятые в складки. Возраст основания (или фундамента) позволяет подразделять платформы на древние и молодые.
Древние платформы — это первые ядра современных материков планеты
Кристаллическое основание древних платформ сформировалось более 1 млрд лет назад, таких участков — 40% от всех континентов.
У молодых платформ фундамент сформировался в фанерозое — эпоху в геологической истории, начавшуюся 542 млн лет назад и продолжающуюся по сей день. От всей площади материков такие платформы занимают всего 5%.
В строении древних платформ в основном выделяют два слоя (этажа) — кристаллическое основание (фундамент) и платформенный чехол, сложенный осадочными породами. Участки, сложенные указанными двумя этажами, называются плитами. Есть места, где на поверхность Земли выходит древний фундамент, эти участки называются щитами (крупные) или массивами (более мелкие)
Подвижные области земной коры
В литосфере есть подвижные участки, где активно происходят различные внутренние процессы — земная кора здесь движется и вертикально, и горизонтально, образуя разломы, куда затем внедряются массивы магматических пород, сминая горные породы в складки и т.д.
Это области, где извергаются вулканы, происходят землетрясения, формируется новая континентальная земная кора и образуются горы. Это сейсмический пояса. В рельефе они выражены складчатыми горными поясами и областями глубинных разломов земной коры на суше, в океане сейсмические пояса совпадают со срединно-океаническими хребтами и глубоководными желобами.
В основном складчатые горные участки располагаются на окраинах континентов. Исключением здесь является Евразия, так как горы на этом материке находятся и внутри самого континента.
Интереснейшей формой рельефа дна океана являются глубоководные желоба. Это длинные и узкие понижения дна на местах встречи литосферных плит. Здесь тонкая, но тяжелая океаническая плита сталкивается с более легкой материковой и погружается под нее. Глубочайшая океаническая впадина — Марианский желоб в Тихом океане. Ее глубина достигает 11 км, то есть в желобе может полностью скрыться самая высокая точка планеты — гора Эверест, высота которой 8848 м над уровнем моря. Впадина находится на стыке тектонических плит: Тихоокеанская уходит под Филиппинскую плиту.
Карта строения земной коры:
В рельефе дна океана выделяются также океанское ложе, представленное плоскими и холмистыми равнинами и срединно-океанические хребты.
Используя карту строения земной коры можно увидеть, что большая часть материков состоит из древних платформ и щитов (розовый и красный цвета на карте):
Закономерность такова: платформам в рельефе планеты соответствуют равнины, а поясам складчатости — горы.
Они имеют докембрийский фундамент.
Докембрийский период — часть геологической истории Земли, предшествовавшая началу кембрийского периода (около 540 млн. лет назад), когда возникла масса организмов. На этот период приходится 88% длительности геологической истории планеты, то есть около 4 млрд лет.
Молодые платформы, например, Западно-Сибирская и Западно-Европейская, имеют основание времен палеозоя и мезозоя.
Опасные природные явления литосферы
Нередко естественные процессы и явления в литосфере носят катастрофический характер.
Землетрясение — подземные толчки и колебания Земли, вызываются в основном естественными тектоническими, а иногда (очень редко) искусственными процессами
Предсказывать их довольно сложно, но возможно. Для этого существуют специальные службы слежения (мониторинга), прогнозирующие подобные явления и предупреждающие о них население.
Ежегодно на планете происходит около 1 млн землетрясений, но в большинстве своем они проходят незаметно. Либо имеют низкий балл по сейсмической шкале Рихтера, либо происходят на дне океанов. Но в некоторых случаях землетрясения в океанах вызывают цунами — огромные разрушительные волны.
В нашей стране 20% территории сейсмически подвижно. Сюда входят Камчатка, Кавказ, горы Прибайкалья, Курильские острова.
Вулкан — геологическое образование, гора с кратером. Через кратер на земную поверхность извергаются пары воды, горячие газы, расплавленные горные породы и др.
Различают действующие, уснувшие (не действуют в настоящее время, но извержения возможны) и потухшие вулканы (извержения маловероятны).
Вулканически активны сейчас:
В нашей стране в настоящее время в пределах 60 действующих вулканов. Самый крупный — Ключевская сопка.
Его высота 4750 м, диаметр кратера полкилометра, кроме этого основного кратера у вулкана еще около 60 конусов и кратеров, расположенных по бокам сопки. Извержения происходят примерно один раз в семь лет.
В России есть и потухшие вулканы на Дальнем Востоке (например, Карымшина, извергался около 1,3–1,5 млн лет назад), горах Сибири (Черная сопка, 1,5 млн лет назад) и Кавказе (Казбек, последнее извержение в 650 году до н.э.)
Обвалы — явление в литосфере стихийного характера, когда массы горных пород обрываются и падают со склонов гор.
Возникают при нарушении равновесия между силой тяжести и удерживающих сил, причиной могут быть:
Пример крупнейшего обвала: обвал на р. Мургаб, в результате которого с высоты 5000 м обрушилось более 2 млрд м 3 горных пород. Это случилось 18.02.1911 года. Сила удара была так велика, что породила землетрясение, мощная сейсмическая волна несколько раз обошла земной шар, и ее зарегистрировали все существующие тогда в мире сейсмические станции. В результате обвала образовалась высокая естественная плотина и Сарезское озеро — красивейший водоем планеты.
Сель — бурный грязевой поток, состоящий из воды и минералов, обломков горных пород, камней
Сель возникает в основном в долинах небольших горных рек, является последствием сильных ливней, бурного таяния льда в горах или обрушением обломочного материала в русло реки. Может сопровождаться большими разрушениями, на своем пути снося целые селения.
Оползень — масса рыхлых горных пород, отделившаяся под действием силы тяжести от склона, и сползающая вниз
Обычно возникают на склонах, где недалеко залегает водоупорный слой. Водоносный пласт насыщается влагой и начинает скользить по водоупорному слою.По своим последствиям и вследствие внезапности представляют собой опасность, размер которой зависит от масштаба сползшей земли.
Крупные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых: закономерности размещения
Рельеф влияет на многие природные компоненты: воды, растительность, состав почв и др. Жизнь человека тоже тесно с ним связана. Издревле люди селились на равнинах, берегах рек, озер, морей, океанов, у подножия гор, учитывая при строительстве жилищ особенности рельефа. Важным и по сей день для человека является наличие полезных ископаемых (железных руд, золота, серебра, алмазов, каменного угля, нефти, газа и др.)
В размещении крупных форм рельефа есть свои закономерности. На малоподвижных устойчивых платформах располагаются равнины с поверхностью, сложенной осадочными породами.
У равнин холмистый или плоский рельеф.
Равнины, имеющие абсолютную высоту до 200 м называются низменностями (например, Западно-Сибирская, Прикаспийская, Амазонская), не выше 500 м — возвышенностями (Восточно-Европейская, Малопольская), более 500 и до 2 000 м — плоскогорьями (Среднесибирское, Витимское, Бразильское).
На границах литосферных плит находятся обширные складчатые горные системы.
Грандиозный Альпийско-Гималайский горный пояс протягивается на юге Евразии от Тихого до Атлантического океана. Его составными частями являются Памир, Кавказ, Гималаи, Альпы и др. горные системы. К северу от него расположен Центрально-Азиатский пояс высоких «возрожденных» гор — Алтай,Саяны, Тянь-Шань и др. — эти горные системы образовались в области древних гор в результате новейших движений земной коры. Тихоокеанский складчатый пояс, представленный огромным количеством вулканов и характеризующийся высокой сейсмичностью, охватывает Кордильеры и Анды, горы Чукотки и Камчатки, Сихотэ-Алинь и др.
Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых
Полезные ископаемые — горные породы и минералы, применимые в народном хозяйстве
Полезные ископаемые размещаются на нашей планете по свойственным им закономерностям.
Они бывают твердые, жидкие, газообразные. А еще горючие, рудные и нерудные. По своему происхождению они делятся на три большие группы:
Магматические полезные ископаемые(руды, золото, серебро) формируются в глубине земных недр за счет внутренних процессов. Из названия видно, что их происхождение тесно связано с магмой. Рудные (магматические) ископаемые на платформах размещаются в ее фундаменте, могут быть приурочены к выступам фундамента платформы на поверхность (щиту) или к тем областям платформы, где осадочный слой небольшой и основание платформы находится недалеко от поверхности.
Щит — часть платформы, на которой ее фундамент выходит на поверхность планеты. Щиты образуют тектонически стабильную зону.
В платформах залегают большие месторождения железных руд, а также руд марганца, титана, алмазов, золота.
Магматические породы залегают и в складчатых областях: обычно внедрение магмы в разломы или на поверхность Земли происходит в период тектонической активности. Глубина образования таких месторождений измеряется километрами, их трудно извлечь. Только при достаточно длительном разрушении гор породы выходят на поверхность. Из магмы образуются руды меди, серебра, цинка, свинца и др.
Осадочные полезные ископаемые образуются при осаждении различных органических остатков и веществ в морях, болотах и озерах, а также в результате выветривания пород на суше.
Выветривание — процессы физического и химического разрушения горных пород под действием перепадов температуры, циклов замерзания и химического воздействия воды, атмосферных газов и организмов.
Закономерности размещения на планете полезных ископаемых осадочного происхождения зависят от их образования. Например, нефть образовалась из остатков древних организмов (органического вещества), находящихся в осадочных породах. Нефть, так же, как и природный газ, легко перемещаются по трещинам в толщах осадочных пород и поэтому накапливаются в межгорных и предгорных прогибах, а также в осадочном чехле платформ.
А каменный уголь образовался в местах быстрого захоронения без доступа кислорода растительных остатков — в болотах, прибрежных участках древних морей и озер. Например, каменноугольные бассейны на Русской равнине, предгорьях Алтая, на полуострове Индостан, в Восточной и Западной Сибири.
Отложение солей и фосфоритов происходило в мелководных древних бассейнах, поэтому их месторождения находятся в осадочном слое платформ.
Метаморфические полезные ископаемые образуются в результате сильного изменения уже существующих ископаемых. Породы подвергаются воздействию высоких температур и давлению, что приводит к физическим и химическим изменениям. Пример: мрамор, сланец, гнейс.
Вывод: месторождения магматических полезных ископаемых располагаются в кристаллическом фундаменте платформ и в горных областях. Осадочные полезные ископаемые — в осадочном слое платформ, межгорных и предгорных прогибах
Преобразование рельефа Земли в ходе хозяйственной деятельности людей
Сотни миллионов лет рельеф нашей планеты формировался только под воздействием внутренних и внешних природных процессов. А сейчас основное влияние на него оказывает деятельность человека. Самое сильное и пагубное воздействие оказывает открытая добыча полезных ископаемых.
Открытая разработка — способ добычи полезных ископаемых, при котором деятельность по выемке полезного ископаемого осуществляются в открытых пространствах на земной поверхности.
При подземных разработках по добыче полезных ископаемых нарушается залегание пластов пород, происходит оседание поверхности, также нарушается режим подземных вод, и даже разрушаются здания, дороги, другие сооружения.
Охрана природы требует от предприятий, занимающихся добычей минерального сырья, проведения мер по восстановлению земель:
В начале 21 века рельефопреобразующая деятельность человека значительно расширилась. Дороги, аэродромы, мосты, плотины, насыпи, жилые дома, общественные здания, городские застройки — образуют антропогенный рельеф.
Рельеф меняется и при распашке земель, такие работы могут привести к развитию ветровой и водной эрозии почв и пород, находящихся под этими почвами.
С целью сохранения уникальных литосферных памятников в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО внесены следующие уникальные места на планете:
Изменение рельефа человеком, как вмешательство в естественные природные процессы, не может привести к положительным последствиям. Поэтому в настоящее время очень остро стоит вопрос рационального природопользования, он является одной из глобальных проблем современности.
Конспект » Планетарные формы рельефа»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок №_9__. Планетарные формы рельефа
Тип учебного занятия —урок открытия новых знаний
Оборудование: физическая карта мира и карта строения земной коры(атлас), образцы горах пород, презентация
Цель урока : расширить знания о строении литосферы и земной коры, выявить особенности строения платформ и подвижных областей земной коры, установить различия между ними; познакомить с картой строения земной коры и начать обучение приемам работы с ней.
ЛИЧНОСТНЫЕ углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами;
ПРЕДМЕТНЫЕ Объяснять строение земной коры; литосферная плита, платформа
Основные представления и понятия : материковая и океаническая земная кора, выступы материков и впадины океанов, плиты литосферы, платформы и складчатые горные области, глубоководные желоба, тематическая карта строения земной коры.
Номенклатура: название и положение на карте больших по площади равнин и гор, изученных в начальном курсе географии.
Межпредметные связи : изменение агрегатного состояния вещества; давление (физика).
Базовое содержание урока
Деятельностный компонент урока
(на уровне учебных действий)
Смысловые блоки содержания
Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания
1. Организационно — мотивационный этап урока
Кора земли – не дерева кора.
Земной корой совсем другое называют!
Но вот когда в земле огромная дыра,
Которую горящей магмой заливает,
Вот тут, действительно, коре несдобровать,
Она и морщится, и рвется, как бумага,
Землетрясенье невозможно описать,
И грохота оно полно и страха.
Так разверзается земля, чтобы потом
Сказал глубокомысленно геолог-
Вот здесь когда-то был в коре земной – разлом,*
Недавно, лет так.. миллионов сорок.
Определение темы урока.
Ребята, я предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Попробуйте сформулировать тему урока.
Планетарные формы рельефа
Постановка цели урока
Подумайте, какова цель нашего урока?
расширить знания о строении литосферы и земной коры
Формулирование задач урока
Составьте план изучения темы, опираясь на текст учебника стр 49-54
Планетарные формы рельефа.
Устойчивые участки земной коры
Подвижные участки земной коры
Карта строения земной коры
Опасные явления литосферы
Создание мотивационной установки
Из чего состоит земная кора?
Каковы различия в строении материковой и океанической коры?
Что называют рельефом?
Назовите причины разнообразия рельефа.
Внутренние (опускания, поднятия, вулканизм, землетрясения) и внешние(реки, ветры, волны, ледники, деятельность животных и растений)
2 . Процессуально — содержательный этап урока
Планетарные формы рельефа
С помощью учебника стр 49 заполните схему в рабочих листах. (индивидуальная работа)
Проверка по шаблону.
Устойчивые и подвижные участки земной коры
Ребята, скажите, пожалуйста, где более разнообразен рельеф на суше или на дне океана?
Какие процессы (силы) формируют рельеф? Приведите примеры
Вывод: под воздействием внутренних сил формируются горы, под воздействием внешних сил – равнины.
Поэтому можно выделить устойчивые участки земной коры и подвижные участки земной коры.
Групповая работа ( 4 гр по 6 человек)
1 группа «Устойчивые участки земной коры»
1.Изучите пункт учебника «Устойчивые участки земной коры» стр 49-50. рисунок 37.
2. Ответьте на вопросы:
— что такое платформа?
— какие платформы называют древними, а какие молодыми?
2 группа «Устойчивые участки земной коры»
1.Изучите пункт учебника «Устойчивые участки земной коры» стр 49-50. рисунок 37.
2. Ответьте на вопросы:
— выделите признаки платформ.
3. используя рисунок 37 попробуйте объяснить понятия «щит» и «плита».
1. Изучите пункт учебника «Подвижные области земной коры» стр 50-51, рисунок 38.
2. Ответьте на вопросы:
— Какие процессы происходят в подвижных областях земной коры? Какими формами рельефа выражены
— выделите признаки подвижных областей
— чем отличаются молодые горы и разрушенные (старые)?
4 группа «Подвижные области земной коры»
1. Изучите пункт учебника «Подвижные области земной коры» стр 50-51, рисунок 38.
2. Ответьте на вопросы:
— что такое сейсмические пояса? И где они расположены?
— что такое глубоководные желоба? Где они находятся
Внутренние (опускания, поднятия, вулканизм, землетрясения) и внешние(реки, ветры, волны, ледники, деятельность животных и растений)
Устойчивый участок земной поверхности
Возраст фундамента более 1 млрд лет
2. медленные вертикальные колебания
3. два слоя кристаллический фундамент и осадочный чехол
4. занимают большие (обширные) территории
Рис 37 Плита и щит объяснить:
Щит – выход фундамента платформы на поверхность.
Плита – молодой устойчивый участок земной коры
Землетрясения, вулканизм, движения в земной коре. Горы
1. активные внутренние процессы
2. вертикальные и горизонтальные движения земной коры
Молодые – активно движения з.к, старые – внешние процессы.
Сейсмический пояса- подвижные участки земной коры.
Формы рельефа океанического дна. На границах литосферных плит.
Итак, давайте подвеем итог вашей работы, я читаю предложения, вы дополняете пропущенные слова.
Прием «Закончи фразу»
При изучении устойчивых и подвижных участков земной коры мы работали с …..(учебником) и установили, что устойчивые участки земной коры называют …..(платформами), а подвижные учатски земной коры называют ….(сейсмическими поясами)..
А теперь давайте отдохнем.
Физкульминутка: изобразим вертикальные движения земной коры (приседание), горизонтальные движения (руки в стороны потягивание)
«Карта строения земной коры»
Ребята! Особенности строения земной коры отражены на специальной карте «Карте строения земной коры». Откройте учебник стр.52, рис 39.
Обучение чтению карты:
Работа с условными знаками: обозначение древних платформ и областей складчатости ( подвижных участков) по возрасту.
А теперь попробуйте сами читать карту.
Найдите материк Северная Америка, используя условные знаки поясните строение земной коры на этом материке.
Опасные природные явления
Ребята, вы выяснили, что в подвижных участках земной коры происходят активные движения, которые сопровождаются извержениями вулканов и землетрясениями. Это довольно опасные явления литосферы. С одним из них познакомимся, выполнив задание 2.
(После прочтения задания спросить какими картами будут пользоваться)
Одно из сильнейших землетрясений в истории человечества произошло 22 мая 1960 года в одной стране расположенной в бассейне Тихого океана, в районе с примерными координатами 35 °ю.ш. и 70° з.д, сила которого в эпицентре достигала 9,5 баллов, а разлом 1000 километров. Из-за природной катастрофы погибло 1655 человек, было ранено 3000 людей, около 2 миллиона человек остались без крова.
Как называется столица страны, в которой произошло землетрясение?
Почему в этом районе часто происходят землетрясения?
Чили, столица Сантьяго, области новой складчатости.
3. Этап закрепления и первичной проверки
Первичная проверка знаний
А сейчас для изученного материала я предлагаю выполнить тест.(задание 3)
1. Самые крупные планетарные формы рельефа Земли – это
Б) материковые выступы и впадины океанического ложа
В) материковые выступы и равнины
Г) впадины океанического ложа
2. Древние платформы характеризуются следующими признаками:
А) испытывают только поднятия
В) полностью покрыты чехлом осадочных пород
Г) образовались сравнительно недавно
3. Подвижные области земной коры
А) Сложены только океаническим типом земной коры
В) это такие области, в которых горные породы смяты в складки и разбиты разломами
Г) это области, которые образовались в одно геологическое время
4. Области землетрясений и современного горообразования расположены на
Урок по географии на тему «Планетарные формы рельефа» (7 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок географии для 7 класса
Тема «Планетарные формы рельефа»
Тип урока – урок открытия нового знания
Автор урока – Вахрушева Ольга Александровна, учитель географии МБОУ СОШ №87 г. Северск
Цель урока – расширить знания о строении литосферы и земной коры, выявить особенности строения платформ и подвижных областей земной коры, установить различия между ними; познакомить с картой строения земной коры и начать обучение приемам работы с ней.
Образовательные : формировать знания о формах рельефа Земли и их причинах; о способах изображения рельефа на картах; о опасных природных явлениях литосферы.
Развивающие: формирование умения по работе с картами, источниками географической информации; формирование умений работать в группах ; прививать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; умение проводить рефлексию своих действий.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению географии, бережному отношению к природе через осознание взаимосвязи всех компонентов окружающего мира, сформировать умения работать в коллективе, включаться в диалог друг с другом, формировать умение слушать других.
Оборудование и материалы – проектор, экран, компьютер, презентация «Планетарные формы рельефа», настенные карты «Строение земной коры», «Физическая карта мира», атласы для 7 класса, учебник.
Актуализация опорных знаний
Длительность: 15 мин
Вопросы к учащимся:
Кто помнит из курса 6 класса, что такое рельеф?
Какие формы рельефа вы знаете? А на сколько хорошо вы можете разбираться в формах рельефа, покажет следующее задание.
На экране монитора появляются два рисунка: рис.№1 «Горы», рис №2 «Равнина»
Ребята, посмотрев на два рисунка, определите в чем сходство, а в чем различие.
Молодцы ребята! А теперь давайте вспомним, что в структуре земной коры выделяют относительно устойчивые и подвижные области земной коры. Прочитав два текста из учебника на стр. 49-50, подумайте, к какой области земной коры относятся «горы», а к какой «равнины»!
Отвечают на заданные вопросы.
Ищут сходство и различие по двум рисункам.
Приступают к выполнению задания, читают тексты в учебнике и соотносят к рисункам.
(вертикальными и горизонтальными движениями), извержением вулканов, землетрясением, образованием складок и разрывных нарушений.
Общее – это участки земной коры, но отличающиеся геологическим строением.
Создание проблемной ситуации
Длительность: 4 мин
И так, мы с вами вспомнили, что земная кора делится на две области: устойчивую и подвижную. Также вы соотнесли предложенные вам рисунки к каждой из областей.
Как вы думаете, Томская область относиться к подвижному или устойчивому участку земной коры?
А почему тогда в Томской области случаются землетрясения, хотя из прочитанного материала вы узнали, что землетрясения относится к подвижным участкам?
На экране монитора появляется статистика землетрясений в Томской области с 1734 по 2017гг.
Как такое может быть?
В устойчивых участках основной формой рельефа является равнины, а в подвижных участках – горы.
Учащиеся обращаются к карте «Строение земной коры и полезные ископаемые» в учебнике на стр. 52-53. Высказываются предположения.
Открытие новых знаний
Длительность: 10 мин
Чтобы помочь в решении данной проблемы, вам предоставляется текст, в котором описываются причины возникновения землетрясений.
Раздается текст с информацией, по одному листку на парту.
Прочитайте текст и выразите свое мнение, можем ли мы отнести хоть одну из предложенных причин к нашему случаю.
На выполнение задания у вас 10 минут. Если возникнут проблемы – обсудите друг с другом, возможно, ваш сосед по парте лучше понял текст или задание, если не справитесь – поднимайте руку, я подойду.
Ребята, прочитав текст, где описываются причины возникновения землетрясений, ответьте на вопрос, можно ли хоть одну причину отнести к возникновению землетрясений в Томской области?
Тогда давайте еще раз обратимся к специальной тематической карте, на стр. 52-53, на которой расположены области землетрясений и современного горообразования.
Найдем где располагается Томская область и ближайшие подвижные участки земной коры, для которых характерны землетрясения.
И так, ребята, какой вывод мы можем сделать?
Учащиеся читают текст, обсуждают в паре, высказывают свое мнение.
Нет, ни одна причина не подходит
Учащиеся ищут на карте Томскую область и видят, что Томск находится на краю Алтай-Саянской горной области, где землетрясения происходят, и довольно часто.
Землетрясения в Томской области, это отголоски землетрясений Алтай-Саянской горной области.
Длительность: 8 мин
Работа в командах с источниками географической информации
Ребята, все ли формы рельефа мы с вами назвали?
Каждая команда получает листы с информацией о формах рельефа океанического дна.
Прочитайте текст и дополните наш список форм рельефа
Ребята, о каких формах рельефа вы прочитали и к какой подвижной или устойчивой области они относятся
Чтобы хорошо усвоить новую информацию давайте поработаем и дома.
Домашняя работа на слайде: общая для всех (читать параграф) и 4 задание на стр. 54 письменно в тетради.
Учащиеся читают текст, совещаются в группах.
Глубоководные желоба и срединно-океанические хребты относятся к подвижным областям земной коры, ложе океана к устойчивым областям.
Дети записывают домашнюю работу.
Длительность: 3 мин
Итак, ребята, скажите, что для вас было сложнее сегодня – работа с текстом или работа с картами?