какие формы воздействия чаще всего используются в дошкольной логопедии
Какие формы воздействия чаще всего используются в дошкольной логопедии
1. В каком году была открыта первая речевая школа в России?
• в 1954
2. В каком году в России были организованы обязательные логопедические курсы для воспитателей и врачей?
• в 1918
3. В каком году в России были созданы впервые логопедические курсы?
• в 1915
4. В каком отделении школы для детей с тяжелыми нарушениями речи обучаются дети с заиканием?
• во втором
5. В чем заключается когнитивный аспект речевой деятельности, на котором основываются задачи нормализации речевого развития ребенка:
• Формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи
6. В чем заключается принцип развития по Р.Е. Левиной?
• В анализе процесса возникновения дефекта
7. В чем заключается принцип системного подхода по Р.Е. Левиной?
• В своевременном выявлении осложнений в формировании всех сторон речи: звуковой и смысловой
8. В чем заключается структурный аспект речевой деятельности, на котором основываются задачи нормализации речевого развития ребенка:
• Формирование фонетической, лексической и грамматической системы языка
9. Выделяют несколько видов монологической речи, среди них:
• описание
• повествование
• рассуждение
10. Деонтология — это:
• система взаимодействия специалиста (логопеда) с лицом, имеющим речевое расстройство, его родственниками и коллегами по работе
11. Индикативная функция означает, что речь является:
• средством указания на предмет
12. Какие нарушения речи встречаются только в клинико-педагогической классификации? (можно выбрать несколько вариантов):
• Дизартрия
• Дислалия
• Нарушения чтения и письма
13. Какие периоды являются критическими для развития речи:
• 1-2 года
• 3 года
• 6-7 лет
14. Какие формы воздействия чаще всего используются в дошкольной логопедии?
• воспитание, обучение, коррекция
15. Какими методы используют для осуществления логопедического воздействия?
• наглядные, словесные, практические
• продуктивные, репродуктивные, творческие
Тест с ответами по введению в логопедическую специальность часть 1
⚑ Закажите написание студенческой работы!
Если возникли сложности с подготовкой студенческой работы, то можно доверить её выполнение специалистами нашей компании. Мы гарантируем исполнить заказ во время и без ошибок!
Тестовый вопрос: Какими методы используют для осуществления логопедического воздействия?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] продуктивные, репродуктивные, творческие
Тестовый вопрос: Неблагоприятные внутренние факторы называют:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] эндогенными
Тестовый вопрос: В чем заключается принцип развития по Р.Е. Левиной?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] В анализе процесса возникновения дефекта
Тестовый вопрос: Какие нарушения речи встречаются только в клинико-педагогической классификации? (можно выбрать несколько вариантов):
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Дизартрия
[ верно ] Дислалия
[ верно ] Нарушения чтения и письма
Тестовый вопрос: Какими методы используют для осуществления логопедического воздействия?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] наглядные, словесные, практические
Тестовый вопрос: Может ли логопед иметь дефект речи?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] это недопустимо
Тестовый вопрос: Кто является создателем клинико-педагогической классификации речевых нарушений?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау и др.
Тестовый вопрос: Деонтология — это:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] система взаимодействия специалиста (логопеда) с лицом, имеющим речевое расстройство, его родственниками и коллегами по работе
Тестовый вопрос: Сигнификативная функция означает, что речь является:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] средством обобщения
Тестовый вопрос: Индикативная функция означает, что речь является:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] средством указания на предмет
Тестовый вопрос: В каком году в России были организованы обязательные логопедические курсы для воспитателей и врачей?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] в 1918
Тестовый вопрос: Какие формы воздействия чаще всего используются в дошкольной логопедии?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] воспитание, обучение, коррекция
Тестовый вопрос: Какой пол более предрасположен к речевой патологии?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] мужской
Тестовый вопрос: В чем заключается принцип системного подхода по Р.Е. Левиной?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] В своевременном выявлении осложнений в формировании всех сторон речи: звуковой и смысловой
Тестовый вопрос: В чем заключается когнитивный аспект речевой деятельности, на котором основываются задачи нормализации речевого развития ребенка:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи
Тестовый вопрос: Натальный период переводится означает:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] родовой
Тестовый вопрос: Продуктивные виды речевой деятельности:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] произношение, письмо
Тестовый вопрос: Пренатальный период переводится означает:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] дородовой
Тестовый вопрос: На базе какой школы открывались первые классы для детей с тяжелыми нарушениями речи?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] в школе для слабовидящих
Тестовый вопрос: Какой вид речи усваивается ребенком быстрее?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] диалогическая
Тестовый вопрос: В каком отделении школы для детей с тяжелыми нарушениями речи обучаются дети с заиканием?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] во втором
Тестовый вопрос: В каком году в России были созданы впервые логопедические курсы?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] в 1915
Выберите правильный ответ:
[ верно ] различны: язык является средством общения, а речь — процессом общения
Тестовый вопрос: Кто является создателем психолого-педагогической классификации речевых нарушений?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Р.Е. Левина
Тестовый вопрос: Что является предметом логопедии?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Изучение закономерностей обучения и воспитания лиц с нарушениями речи и связанных с ними отклонений в психическом развитии
Тестовый вопрос: Рецептивные виды речевой деятельности:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] аудирование, чтение
Тестовый вопрос: Когда возникают наиболее грубые дефекты развития во внутриутробном периоде?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] в период от 4 недель до 4 месяцев
Тестовый вопрос: Неблагоприятные внешние факторы называют:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] экзогенными
Тестовый вопрос: Какой резус-фактор у матери может угрожать здоровью ребенка?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] отрицательный
Тестовый вопрос: Какое количество детей проходят курс коррекции в условиях школьного логопункта?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] 25
Тестовый вопрос: Логопедия — это:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания
Тестовый вопрос: Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи — это школа:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] V вида
Тестовый вопрос: Какое нарушение речи встречается как в психолого-педагогической, так и в клинико-педагогической классификации?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] заикание
Тестовый вопрос: Выделяют несколько видов монологической речи, среди них:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] описание
[ верно ] повествование
[ верно ] рассуждение
Тестовый вопрос: Работая в каком учреждении, логопед обследует ежегодно всех детей, включая тех, кто успешно прошел курс коррекции?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] во вспомогательной школе
Тестовый вопрос: Что такое нарушение речи?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в языковой среде, которое частично или полностью препятствует речевому общению. ограничивает возможности познавательного развития и социокультурной адаптации
Тестовый вопрос: Какие периоды являются критическими для развития речи:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] 1-2 года
[ верно ] 3 года
[ верно ] 6-7 лет
Тестовый вопрос: Сколько видов речевой деятельности выделяют в психолингвистике?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] 4
Тестовый вопрос: В чем заключается структурный аспект речевой деятельности, на котором основываются задачи нормализации речевого развития ребенка:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Формирование фонетической, лексической и грамматической системы языка
Тестовый вопрос: В каком году была открыта первая речевая школа в России?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] в 1954
⚑ Успей сделать заказ со скидкой!
Если в течении 5 минут, вы оформите заявку на сайте, то получите гарантированную скидку. По истечению времени, кнопка исчезнет, поэтому поторопитесь!
Формы и методы логопедической работы
Формы и методы логопедической работы
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.
Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:
Занятия проводятся логопедом после того, как проходит обследование детей группы в начале года.
Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.
В основе планирования занятий с детьми лежат тематический и концентрический подходы.
ФГОС ДО предусматривает комплексно – тематическое планирование. Комплексно-тематический подход организации познавательного занятия предполагает его сосредоточенность на какой – либо теме из окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх. Подбор и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером.
Один из важнейших факторов реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив), так и для ее активизации.
Выбор концентрического подхода, т.е. фокусировка на определенной теме, содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системыдошкольников, а также плохо развитых психических и психофизиологических функций. Например, на занятиях по формированию фонетико – фонематической стороны речи в подготовительной группе при изучении звука мы работаем над четким произнесением этого звука, параллельно работаем над развитием фонематического слуха и формированием фонематического восприятия, и у нас начинается формирование языкового анализа и синтеза, когда дети работают с символами звуков, пытаясь «прочитать» их вместе, написать букву, слоги в тетрадях, выложить букву из ниток, работаем с разрезной азбукой, складываем слоги из букв. Занятия стараюсь проводить интегрированные.
ФГОС предусматривает, что ведущим видом деятельности в ДОУ является игра. Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов. Исходя из всего сказанного, к занятиям должны предъявляться следующие требования:
Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.
Роль таких занятий особенно велика в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, особенности которого мешают установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками. Тем не менее постепенный отход от индивидуальных занятий к занятиям в малых подгруппах в течение учебного года позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной и речевой деятельности детей.
К индивидуальным логопедическим занятиям предъявляются определенные требования. При их подготовке и проведении логопед должен:
— сформулировать тему и цели занятия;
— продумать этапы занятия, их связь друг с другом;
— запланировать постепенное усложнение речевого материала занятия;
— осуществлять дифференциальный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
— формулировать инструкции кратко и четко;
— использовать разнообразный и красочный наглядный материал;
— уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия.
Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.
Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, логопед должен стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Для этого можно подбирать лексико – грамматические игры и игры на развитие ВПФ, высших психических функций, со словами, насыщенными автоматизируемым звуком.
Например: индивидуальные занятия строю так: во – первых, это артикуляционная гимнастика, затем, пальчиковая гимнастика, затем идет работа по постановке или автоматизации звука. Лексический материал подбираю, чтоб содержал максимальное количество закрепляемых звуков. Повышаю темп речевых упражнений от неторопливого произнесения переходить к более быстрому проговариванию и, наконец, к скороговоркам. Стараюсь постепенно усложнять лексический материал, переходить от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слов за логопедом, к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по картинкам. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются: наглядные, словесные и практические. Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи; словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы; практические, используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести широко используемые в последнее время методы моделирования и метод проектов. С внедрением ФГОС ДО, проектная деятельность стала важным звеном работы. В своей работе использую различные технологии. Технологии, используемые на занятиях, должны располагаться в порядке возрастающей сложности и быть разнообразными.
Новшевством в своей работе, опираясь на ФГОС, планирую использование такого метода коррекции речевых нарушений у детей как, логосказки (проект). С помощью логосказок надеюсь решить следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы детей:
— создание благоприятной психологической атмосферы в ходе образовательной деятельности;
— обогащение эмоционально – чувственной сферы детей посредством общения со сказкой;
— развитие диалогической и монологической речи;
— повышение эффективности игровой мотивации детской речи, ее художественно – эстетической направленности;
— приобщение детей к красоте художественного слова, народному фольклору;
— развитие сотрудничества учителя – логопеда и воспитателей с детьми и друг с другом на основе личностно ориентированной модели взаимодействия.
Как и в любой работе, на логопедических занятиях используем здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии очень важны для наших детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. это, как правило дети с ослабленным здоровьем. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.
Здоровьесберегающие технологии – это зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Постепенно включая в каждое занятие динамические паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, логопед создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
Методы логопедического воздействия
Методы логопедического воздействия
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств. Существуют различные классификации методов обучения. В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т. е. словесные методы.
При устранении алалии для развития сенсорной сферы, моторики, познавательной деятельности ребенка также используются практические и наглядные методы. В то же время при закреплении правильных навыков грамматических форм словоизменения и словообразования наряду с наглядными методами применяются и словесные.
При устранении заикания в дошкольном возрасте эффективность логопедической работы достигается практическими и наглядными методами. Начиная со школьного возраста преимущественное использование при устранении заикания получают словесные методы, сочетающиеся с наглядными.
К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения игры и моделирование.
Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В логопедической работе они эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, так как у детей формируются практические речевые умения и навыки либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различными способами практической и умственной деятельности. В результате систематического выполнения артикуляторных упражнений создаются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этапе постановки звука формируется навык его изолированного произношения, а на этапе автоматизации добиваются правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.
Освоение правильных речевых навыков представляет собой длительный процесс, который требует разнообразных, систематически используемых видов деятельности. Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие.
Подражательно-исполнительские выполняются детьми в соответствии с образцом. В логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику). На начальных этапах усвоения используется показ действий, а при повторениях, по мере усвоения способа действия, наглядный показ все более «свертывается», заменяется словесным обозначением. Так, выполнение артикуляторных упражнений вначале осуществляется по наглядному показу, на основе зрительного восприятия выполнения заданий логопедом, в дальнейшем они только называются.
В логопедической работе используются различные виды конструирования. Например, при устранении оптической дисграфии детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.
В упражнениях творческого характера предполагается использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале. Так, при формировании звукового анализа и синтеза определение последовательности звуков сначала дается с опорой на вспомогательные средства, а в дальнейшем только в речевом плане, так как усвоение действия звукового анализа переносится в новые условия. И наконец, действие звукового анализа считается сформированным, если оно может выполняться во внутреннем плане (ребенок самостоятельно придумывает слова с определенным звуком, количеством звуков, отбирает картинки, в названии которых имеются звуки, и т. д.).
В логопедической работе также используются речевые упражнения. Примером их могут служить повторения слов с поставленными звуком при коррекции нарушений звукопроизношения.
Использование игровых упражнений (например, имитация действия: рубят дрова, деревья качаются от ветра, имитация походки медведя, лисы) вызывает эмоционально-положительный настрой детей, снимает у них напряжение. Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия: осознание ребенком цели. Это зависит от четкости постановки задачи, использования правильного показа способов выполнения, расчлененности показа сложных упражнений с учетом возрастных и психических особенностей ребенка; систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на логопедических занятиях, вне их, на уроке, во внеклассное время с использованием разнообразного речевого и дидактического материала и различных ситуации речевого общения); постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка; осознанное выполнение практических и речевых действий; самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции (хотя на начальных этапах коррекции упражнения могут выполняться с помощью логопеда, с механической помощью и т. д.); дифференцированный анализ и оценка выполнения.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия). Например, в играх «Магазин», «Вызов врача», «Налесной опушке» дети распределяют роли, с помощью масок, деталей одежды, речевых и неречевых действий создают образы людей или животных, в соответствии с ролью вступают в определенные взаимоотношения в процессе игры.
В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует и активизирует деятельность детей. С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психическими особенностями детей.
Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.
Эффективность их использования зависит от следующих условий:
модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему;
быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;
должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.
Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова. Использование модели предполагает определенный уровень сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).
Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.
Использование пособий облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы.
К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр диафильмов, кинофильмов, прослушивание пластинок, магнитофонных записей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.
Наблюдение связано с применением картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений.
Использование перечисленных пособий способствует уточнению и расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон для проведения логопедической работы.
Наглядные средства должны:
быть хорошо видны всем; подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка; соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции; сопровождаться точной и конкретной речью; словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.
Использование пособий может преследовать различные цели: коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, форме, величине и т. д.), развитие фонематического восприятия (на картине найти предметы, в названиях которых имеется отрабатываемый звук), развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков), закрепление правильного произношения звука, развитие лексического запаса слов, грамматического строя, связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).
Воспроизведение магнитофонных записей, записей на пластинках сопровождаются беседой логопеда, пересказом. Магнитофонные записи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.
Диафильмы, кинофильмы используются при автоматизации звуков речи по время беседы при пересказе содержания, для развития навыков слитной плавной речи при устранении заикания, для развития связной речи.
Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.
В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими наглядными. При устранении дислалии, заикания и других нарушений речи в дошкольном возрасте логопед опирается на использование игрового и наглядного методов с включением словесных.
В школьном возрасте возможно использование только словесных методов без подкрепления их наглядными и практическими. Например, при устранении заикания у детей старшего школьного возраста применяются беседы о прочитанных книгах, заучивание стихотворений, пересказ прочитанного, рассказ из личного опыта, дискуссии.
Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.
Рассказ — это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.
Рассказ предполагает воздействие на мышление ребенка, его воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями. Рассказ желательно сопровождать демонстрацией серии сюжетных картин (особенно в дошкольном возрасте). Перед воспроизведением текста можно провести короткую предварительную беседу, которая подготовит детей к его восприятию. После рассказа проводятся беседа, обмен впечатлениями, пересказ, игры-драматизации в зависимости от задач логопедической работы.
Кроме рассказа, используется пересказ сказок, литературных произведений (краткий, выборочный, развернутый и т. д.). В зависимости от дидактических задач организуются предварительные, итоговые, обобщающие беседы. В ходе предварительной беседы логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы. Например, при дифференциации звуков ц — ев предварительной беседе выделяется звук с, затем ц, уточняет их артикуляция на основе имеющегося у детей опыта. Затем звуки сравниваются, обобщаются имеющиеся знания. Итоговая беседа проводится для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков.
На основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения вычленяются существенные свойства речи и ее элементы. При индуктивной форме беседы сначала воспроизводятся факты, анализируются, сравниваются, а затем обобщаются (от частного к общему). При дедуктивной форме сначала дается обобщение, а затем отыскиваются конкретные факты для его подтверждения.
Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:
опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка; соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления; активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы; вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа; характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.
При проведении беседы ставятся разные задачи: развитие познавательной деятельности, закрепление правильного произношения, уточнения грамматической структуры предложений, закрепление навыков плавной слитной речи и т. д.
В процессе логопедического воздействия используются и разнообразные словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при постановке звука наряду с показом логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает внимание на положение языка, губ, сопровождает показ пояснениями.
Большое значение в логопедической работе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.
При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-психологические особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект следует чаще поощрять проявлять педагогический такт при оценке их работы.
Литература:
1. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская; под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.