какие формы взаимодействия педагога с родителями учеников относятся к инновационным
Инновационные формы и методы взаимодействия с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьей
«Инновационные формы и методы взаимодействия с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьей».
В федеральном государственном образовательном стандарте к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования особую актуальность приобретают инновационные формы и методы взаимодействия с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Инновационные формы предполагают: активную позицию родителей, партнерство с педагогами, инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям и применение в семейной среде, т. е. то, что приобретали. Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы.
К инновационным (нетрадиционным) формам взаимодействия с родителями относятся:
2.Досуговые формы: родительские собрания, проведенные в нетрадиционной форме, совместные досуги, развлечения, праздники, выставки, предназначенные для установления теплых, неформальных, доверительных отношений между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
3.Познавательные формы: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Это: собрания в нетрадиционной форме, групповые консультации.
4.Наглядно-информационные формы позволяют родителям получить правильную информацию и оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Это: Дни открытых дверей, просмотр видеороликов, выставки детских работ, буклеты, переписка с родителями по интернету, открытые просмотры детской деятельности.
Инновационные формы взаимодействия с родителями
«Семейный клуб». В ходе заседания клуба родители активно общаются по какой-либо волнующей их проблеме, высказывают свое мнение, обмениваются опытом. Тематика заседаний определяется с помощью анкетирования. При подготовке к заседаниям клуба педагоги обязательно должны ориентироваться на запросы родителей. Родителей могут интересовать вопросы поощрения и наказания, агрессивного поведения ребенка в семье, подготовки к обучению в школе и т.д. Заседания «Семейного клуба» проводятся в форме деловой игры, круглого стола, тренинга, игр с педагогическим содержанием.
Так, в рамках работы «Семейного клуба» можно провести «круглый стол» по теме «Поощрение и наказание ребенка в семье», где родители поделятся опытом по данному вопросу, обсудят и решат проблемные ситуации, связанные с поощрениями и наказаниями. В конце заседания, каждому из присутствующих можно вручить памятки с рекомендациями, в каких случаях следует наказать ребенка, а когда этого делать не следует.
В ходе заседаний «Семейного клуба», посвященного Дню Матери можно провести деловую игру «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня», где познакомить родителей с пословицами о семье, матери; обсудить варианты решения некоторых семейных ситуаций в воспитании детей; предложить родителям ответить на вопросы от имени детей.
Диалогическая форма проведения с использованием игр, жестов, практических заданий, позволяет раскрепостить наших родителей, сделать их активными участниками обсуждаемой темы. Непринужденное общение на заседаниях Семейного клуба способствует формированию доверительных отношений и демократического стиля общения педагогов и родителей воспитанников.
Еще одна эффективная форма работы с родителями – это тематические Акции. В ходе реализации этих акций решаются задачи семейного воспитания: трудовое и патриотическое воспитание, физическое развитие, формирование речевой культуры. Акции могут быть посвящены традиционным праздникам, таким, как День Матери, День Победы, Акция по озеленению территории и т.д.
Одной из эффективных форм работы с родителями является тренинг. Педагоги ДОУ могут использовать на собраниях, консультациях в рамках тренинга метод игрового поведения. Мамам и папам можно предложить проиграть следующие ситуации: «Успокойте плачущего ребенка», «Найдите подход к ребенку, который не желает выполнить вашу просьбу» и другие. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогатить арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком.
Когда родители вступают в общение лишь на вербальном уровне, они, стараясь, подать себя в лучшем свете, тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность, спонтанность своего поведения. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком: не только словесного, но и эмоционального. Из «зрителей» и «наблюдателей» родители превращаются в активных участников встреч, погружаются в исследование собственного поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании.
Еще одной интересной формой взаимодействия с семьей является вечер вопросов и ответов. Так в ДОУ можно провести вечер вопросов и ответов по теме: «Особенности речевого и коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста» с приглашением логопеда.
На родительском собрании можно использовать интерактивный метод «Шапка вопросов»: родители пишут друг другу вопросы-записки и складывают их в шапку. Потом по очереди достают их оттуда и отвечают. Как правило, сначала родители не проявляют активности, но при умелом руководстве педагога потихоньку начинают делиться опытом, отвечая на вопросы.
«Копилка добрых дел» Очень часто родители привлекаются к помощи в благоустройстве ДОУ. Они красят, строят, цветы с деревьями сажают и в различных конкурсах участвуют. Чем только не помогают! Поэтому все слова благодарности + фото могут хранится в папке, под названием «Копилка добрых дел».
«Волшебный сундучок», «Ларец пожеланий и предложений», акции, вечера музыки и поэзии, семейные гостиные, салоны, семейные художественные студии, семейные праздники, семейный театр, семейный календарь, проектная деятельность.
Большое значение придается организации выставок семейного творчества, так как совместная деятельность не только обогащает семейный круг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах, помогает родителям понять простую истину – каким вырастет их ребенок, зависит от отданного ему времени. При этом речь идет не о количестве а, о качестве этого времени. Бывает так, что час совместной деятельности останется в памяти ребенка навсегда. Сколько радости педагоги видят в глазах детей при оформлении в группе выставок совместного творчества таких как: «Мамины руки не знают скуки» «Осенний вернисаж», «Веселые овощи», «Мы за мир!» и другие.
Одним из самых любимых видов совместной деятельности остается участие родителей в праздниках. Живое общение с мамой, папой приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы. При проведении досуговой формы работы наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества.
Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.
Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные! Это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют включению родителей в обсуждение проблемы, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания.
Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в решении проблем, использует методы активизации родителей.
Можно проводить собрания в различных формах:
«Читательская (педагогическая) конференция» Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов».
Воспитателям предлагается разделиться на 2 группы, обсудить и прокомментировать следующие высказывания:
— Василий Александрович Сухомлинский: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом»;
— Антон СеменовичМакаренко: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной».
«Аукцион» Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, ( т.е. советы продаются за фишки). Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка родительского опыта».
Воспитателям предлагается «продать» свои советы по вопросу создания единого образовательного пространства «Детский сад – семья».
«Семинар – практикум» На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть, как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини- тренинги по саморегуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, чтобы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.
«Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.
«Мастер – класс»: к проведению могут привлекаться как педагоги ДОУ, так и родители, которые могут чем-то поделиться, чему-то обучить других родителей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрания подводится итог и родители выбирают наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде «Копилка родительского опыта». Педагоги ДОУ могут, например, обучить родителей нетрадиционным ИЗОтехникам, оригами и т.д. Отсроченным результатом проведения такого мастер-класса может стать организация выставки рисунков или поделок только родителей.
Темы родительских собраний и конференций, где может быть использована нетрадиционная методика могут быть самые разнообразные, исходя из потребностей родителей конкретной группы и проблем их детей.
На родительских собраниях нетрадиционной формы нужно использовать различные методы активизации родителей.
«Список прилагательных и определений» Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики ( прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.
«Коллективная запись» Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моментов, по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.
«Хорошо-плохо»: предлагается высказать полярные мнения по одному вопросу, проблеме, например, что хорошего в наказании, и что в нем плохого.
«Слово-эстафета»: родителям предлагается высказать самое главное о воспитании детей. Родитель, взяв предмет (мяч), должен продолжить предложения: «Чтобы у меня вырос(ла) хороший сын (дочь), я должен …….» и передает предмет по кругу. В результате высказываются все родители. (Обобщение: «Спасибо за искренние высказывания, из которых видно, что желание воспитать хорошего человека живет в каждом из вас. Труд вашей души, жизненный опыт, наблюдения пусть помогут вам в этом».)
«Шапка вопросов»: родители пишут друг другу вопросы-записки, которые кладут в шапку. Потом по очереди достают их оттуда и отвечают.
Конечно же, родители не будут с первого такого собрания проявлять свою активность. Продвигаться надо маленькими шажками, тогда точно все получится: родители потихоньку расшевелятся и разговорятся
Наглядно-информационные формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.
Таким образом, использование разнообразных инновационных форм работы с семьями воспитанников дает положительные результаты. Родители становятся активными участниками всех дел группы и незаменимыми помощниками, осознавая, что это все нужно не потому что, хочет воспитатель, а потому что это важно для развития их собственных детей. Хотя взаимодействие родителей и дошкольного учреждения, как правило, возникает не сразу, а в процессе долгого и кропотливого труда, требующего неуклонного следования к цели.
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
Белик Жанна
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.
«Дошкольное детство» – это уникальный период в жизни каждого человека, когда формируется здоровье, осуществляется разностороннее развитие личности.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание?
Но разве это правильно, делить воспитание на семейное и общественное? Ведь ребенок, живет, воспитывается и развивается и в семье и в социуме – в детском саду, есть ли смысл «тянуть» воспитание и развитие ребенка в разные стороны,
Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Родители являются первыми педагогами, они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте.
Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Опираясь на эти утверждения, меняется позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – является не только воспитателем детей, но и партнёром родителей по их воспитанию.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:
1. Изучение потребности родителей в услугах, которые предоставляет детский сад.
2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Основные задачи, которые ставит педагог по взаимодействию с семьями воспитанников:
Задачи по взаимодействию с семьей
Форма работы с родителями
Изучение семей детей, изучение семейного опыта воспитания и обучения детей
Индивидуальные формы работы: беседы,
Наглядно-информационные формы работы
информационно-просветительская (наглядная информация, наглядные консультации)
информационно-аналитическая (опросы,, анкетирование)
Привлечение родителей к активному участию в жизни группы
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: семейные досуги, праздники, привлечение родителей к образовательной деятельности – открытые занятия, викторины, проектная деятельность, совместное творчество.
Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии
Совместные мероприятия педагогов и родителей: тренинги, круглые столы, консультации, родительские собрания
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо дать им уверенность в том, что взаимодействие между семьей и воспитателями необходимо. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка на определенном этапе развития. При этом используются различные формы и методы: родительские собрания, наглядная информация, консультации, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т. д.
Третий этап предполагает индивидуальное ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. На этом этапе устанавливаются доверительные отношения между родителем и воспитателем, воспитатель проявляет личную заинтересованность и желание помочь, а родитель может рассказать о волнующих его индивидуальных особенностях ребенка, попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагога, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация проектной деятельности – когда родители активно вовлекаются во взаимодействие с работой воспитателей и жизнью детей в группе.
«Папа, мама, я и детский сад – одна семья!»
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях, а также зачастую фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка. Поэтому столь необходимым представляется реализация данного проекта взаимодействия педагогов ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности своих детей.
Всесторонне и гармонично развивать каждого ребенка
Создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами
Приобщать родителей к активному участию в жизни детского сада
Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей.
Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности
Повышение профессиональной компетентности педагогов группы по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников
Задачи поставлены следующие:
Педагогическое просвещение родителей:
-В «воспитании» родителей предполагается активная позиция воспитателей в повышении уровня родительской компетентности,
-Удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы,
-Изучение состояния факторов развития ребенка, связанных с его семьей,
Работа педагогов ДОУ:
-Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах социального развития детей и взаимоотношений с их родителями,
-Изучение состояния факторов среды социального развития детей в образовательном пространстве ДОУ.
Работа с воспитанниками ДОУ:
-Развитие индивидуальности, речи и творчества у детей,
-Коррекция социального развития по результатам диагностики и запросам родителей,
-Организация досуга детей.
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый
Длительность: 9 месяцев
Участники: Педагоги – воспитатель группы., дети, родители.
Создание благоприятной эмоциональной среды в группе
Повышение уровня родительской компетентности;
Гармонизация семейных и родительско-детских отношений;
Как это повлияет на развитие ребенка:
Улучшится эмоциональный климат в семье;
Упрочится социальный статус ребенка в семье, отношения с родителями станут более адекватными его возрасту;
Изменится в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний будет лучше соотноситься со способностями ребенка;
Повысится эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.
1. Разработка проекта
2. Консультация для педагогов «Система взаимодействия педагогов и родителей в группе»;
3. Опрос-диагностика родителей
4. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;
5. Обсуждение общих вопросов, связанных с проектом
Работа с родителями разнообразна как по форме, так и по содержанию. Творческий подход позволяет выбрать наиболее адекватные в каждом случае формы и методы взаимодействия с родителями:
1 Знакомство с родителями, анкетирование (сентябрь)
2 Индивидуальное и групповое консультирование по вопросам эффективного взаимодействия взрослого и ребенка. (еженедельно)
3 Наглядная информация (еженедельно)
4 Собрания (октябрь, апрель), родительский клуб «Счастливая семья» (октябрь,апрель) с целью повышения знаний об особенностях развития и воспитания детей в семье
5 Совместная деятельность родителей и педагогов в воспитательном и обучающем процессах :
Участие в выставках детского сада;
благотворительная акция ко Дню инвалида,
конкурс на лучшую кормушку – январь;
8 Совместные развлечения и праздники:
«Моя мама лучше всех!»- март
Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.
Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.
Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.