какие формы взаимодействия с родителями являются инновационными в доу
Использование инновационных форм взаимодействия с родителями
Елена Инкина
Использование инновационных форм взаимодействия с родителями
Закон «Об образовании в Российской Федерации» статья 44 гласит, что родители являются первыми педагогами, а дошкольное учреждение оказывает им помощь в воспитании и развитии ребенка.
Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
По результатам анкетирования, анализа взаимодействия с родителями в своей группе, выяснила, что половина родителей воспитанников является наблюдателями.
И для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, приходиться придумывать, комбинировать старые традиционные формы и новые приёмы, применять более современные технологии, без которых уже не может существовать современный детский сад.
Новые инновационные формы способствуют формированию активной позиции родителей и применение этих форм в семейной среде, позволяют осуществлять партнерство с педагогами, дают возможность проявлять инициативу в процессе сотрудничества.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ веду с использованием как традиционных, так и нетрадиционных форм взаимодействия по четырем направлениям.
Информационно –аналитическое направление включает в себя: анкетирование, почтовый ящик, электронную почту родителей.
Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить электронную почту родителей. Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит их внимание. Несмотря на свою занятость, проверить электронную почту, родители всегда найдут время.
На форуме происходит виртуальное общение родителей с воспитателями, где они высказывают свои предложения, пожелания, пишут отзывы о работе ДОУ.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Все традиционные формы взаимодействия с родителями вы видите на экране.
Одной из инновационных форм является – проектный метод, рассматриваемый как особый механизм взаимодействия семьи и ДОО. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и также стать непосредственными участниками образовательного процесса, научиться работать в «команде», развивать партнерские отношения, обогащать свой педагогический опыт.
В рамках реализации проекта «По тропинке сказок А. С. Пушкина» проводились разные мероприятия, одним из которых было проведение акции «Подари книгу детям». Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям. Также были изготовлены руками родителей новые экспонаты в мини-музей «Волшебные вещи».
А для реализации проекта «Пришла Зимушка – зима» были подключены все родители. С их помощью была оформлена группа к Новому году. Был объявлен конкурс поделок «Парад снеговиков», в котором родители приняли активное участие, за что были награждены грамотами.
Дети, родители, дедушки и бабушки приняли активное участие в реализации проекта «Нам года не беда!»: была оформлена фотовыставка, изготовлены генеалогические древа семей воспитанников, был проведен праздник «В этот день октябрьский», посвященный Международному дню пожилых людей.
Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Однако остается проблемой привлечение родителей к созданию совместных проектов. Я поняла, что необходимо построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства. «Видеогостинная» – еще одна инновационная форма взаимодействия с родителями.В течение года ведется видеозапись разных видов деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, трудовой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, самообслуживания. С помощью фотосъемки представлены интересные моменты жизнедеятельности ребенка в детском саду. У нас используются рубрики «Дети говорят», «Мы рассуждаем», «Интервью», «Что мы думаем» и т. д. Демонстрация сюжетов в нашей «Видеогостинной» дает возможность родителям оценить успехи и неудачи своих детей, сравнить, сделать выводы, задать вопрос. Родители сами обмениваются опытом в воспитании своих детей.
Досуговое направление оказалось самым привлекательным, востребованным и полезным. С помощью различных мероприятий мы стараемся ещё больше сблизить родителей со своими детьми. Они очень любят проведение совместных семейных праздников.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование инновационных форм взаимодействиядало определенные результаты: родители стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями!
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
Белик Жанна
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.
«Дошкольное детство» – это уникальный период в жизни каждого человека, когда формируется здоровье, осуществляется разностороннее развитие личности.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание?
Но разве это правильно, делить воспитание на семейное и общественное? Ведь ребенок, живет, воспитывается и развивается и в семье и в социуме – в детском саду, есть ли смысл «тянуть» воспитание и развитие ребенка в разные стороны,
Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Родители являются первыми педагогами, они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте.
Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Опираясь на эти утверждения, меняется позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – является не только воспитателем детей, но и партнёром родителей по их воспитанию.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:
1. Изучение потребности родителей в услугах, которые предоставляет детский сад.
2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Основные задачи, которые ставит педагог по взаимодействию с семьями воспитанников:
Задачи по взаимодействию с семьей
Форма работы с родителями
Изучение семей детей, изучение семейного опыта воспитания и обучения детей
Индивидуальные формы работы: беседы,
Наглядно-информационные формы работы
информационно-просветительская (наглядная информация, наглядные консультации)
информационно-аналитическая (опросы,, анкетирование)
Привлечение родителей к активному участию в жизни группы
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: семейные досуги, праздники, привлечение родителей к образовательной деятельности – открытые занятия, викторины, проектная деятельность, совместное творчество.
Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии
Совместные мероприятия педагогов и родителей: тренинги, круглые столы, консультации, родительские собрания
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо дать им уверенность в том, что взаимодействие между семьей и воспитателями необходимо. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка на определенном этапе развития. При этом используются различные формы и методы: родительские собрания, наглядная информация, консультации, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т. д.
Третий этап предполагает индивидуальное ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. На этом этапе устанавливаются доверительные отношения между родителем и воспитателем, воспитатель проявляет личную заинтересованность и желание помочь, а родитель может рассказать о волнующих его индивидуальных особенностях ребенка, попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагога, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация проектной деятельности – когда родители активно вовлекаются во взаимодействие с работой воспитателей и жизнью детей в группе.
«Папа, мама, я и детский сад – одна семья!»
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях, а также зачастую фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка. Поэтому столь необходимым представляется реализация данного проекта взаимодействия педагогов ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности своих детей.
Всесторонне и гармонично развивать каждого ребенка
Создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами
Приобщать родителей к активному участию в жизни детского сада
Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей.
Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности
Повышение профессиональной компетентности педагогов группы по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников
Задачи поставлены следующие:
Педагогическое просвещение родителей:
-В «воспитании» родителей предполагается активная позиция воспитателей в повышении уровня родительской компетентности,
-Удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы,
-Изучение состояния факторов развития ребенка, связанных с его семьей,
Работа педагогов ДОУ:
-Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах социального развития детей и взаимоотношений с их родителями,
-Изучение состояния факторов среды социального развития детей в образовательном пространстве ДОУ.
Работа с воспитанниками ДОУ:
-Развитие индивидуальности, речи и творчества у детей,
-Коррекция социального развития по результатам диагностики и запросам родителей,
-Организация досуга детей.
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый
Длительность: 9 месяцев
Участники: Педагоги – воспитатель группы., дети, родители.
Создание благоприятной эмоциональной среды в группе
Повышение уровня родительской компетентности;
Гармонизация семейных и родительско-детских отношений;
Как это повлияет на развитие ребенка:
Улучшится эмоциональный климат в семье;
Упрочится социальный статус ребенка в семье, отношения с родителями станут более адекватными его возрасту;
Изменится в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний будет лучше соотноситься со способностями ребенка;
Повысится эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.
1. Разработка проекта
2. Консультация для педагогов «Система взаимодействия педагогов и родителей в группе»;
3. Опрос-диагностика родителей
4. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;
5. Обсуждение общих вопросов, связанных с проектом
Работа с родителями разнообразна как по форме, так и по содержанию. Творческий подход позволяет выбрать наиболее адекватные в каждом случае формы и методы взаимодействия с родителями:
1 Знакомство с родителями, анкетирование (сентябрь)
2 Индивидуальное и групповое консультирование по вопросам эффективного взаимодействия взрослого и ребенка. (еженедельно)
3 Наглядная информация (еженедельно)
4 Собрания (октябрь, апрель), родительский клуб «Счастливая семья» (октябрь,апрель) с целью повышения знаний об особенностях развития и воспитания детей в семье
5 Совместная деятельность родителей и педагогов в воспитательном и обучающем процессах :
Участие в выставках детского сада;
благотворительная акция ко Дню инвалида,
конкурс на лучшую кормушку – январь;
8 Совместные развлечения и праздники:
«Моя мама лучше всех!»- март
Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.
Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.
Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.
Инновационные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ
ЕЛЕНА БЕЦА
Инновационные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
• развитие интересов и потребностей ребенка;
• распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
• поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
• выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
• воспитание уважения к детству и родительству;
• взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
• повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
• оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
• использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ
Комогорцева Ольга
Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам, и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности,а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.
Родители являются первыми педагогами ребенка, а наша задача оказать им помощь в воспитании и развитии, учитывая пожелания и интересы, применяя эффективные формы сотрудничества родителей и детского сада, как традиционные формы работы, так и нетрадиционные.
К нетрадиционной форме работы относятся: дни открытых дверей, кружки, КВН, викторины, семейные конкурсы, выставки работ, выпуск газет для родителей, сайт ДОУ, экскурсии совместно с родителями воспитанников, оформление групп, благоустройство д/сада, проведение спортивных игр на свежем воздухе, ведение совместных проектов и исследовательской деятельности.
Всё шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка. Давай рассмотрим их по подробнее.
Нетрадиционные формы работы:
Выпуск газеты. Также для родителей в нашем детском саду издаётся газета «Мир детства», выходящая 1 раз в квартал и освещающая мероприятия нашего ДОУ. Нашей газете 3 года, и у неё есть постоянные читатели, с нетерпением ожидающие выхода следующего номера.
Сайт ДОУ. Так же ведется сайд детского сада, на котором отражены все нормативные документы, педагогический состав, яркие моменты работы педагогов и их воспитанников, любой желающий может посетить наш сайт и оставить комментарии, предложения и пожелания.
Экскурсии. Нет ни чего прекрасней совместной прогулки, в результате которой дети получают новые знания, впечатления, идя рядом со своими одногруппниками и родителями.
Проведение акций. Акции могут быть как общесадовскими, так и групповыми.
В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания: физическое развитие ребёнка, трудовое и патриотическое воспитание, формирование экологической культуры, подготовка к семейной жизни и другие.
Традиционным стала в нашем детском саду помощь родителей в оформлении групп к новому году под девизом «Сказка в гости к нам пришла», так же помощь родителей оказывается в озеленении территории, благоустройстве оздоровительной площадки.
Университет отцов в нашем детском саду был создан для решения многих проблем, возникающих у родителей в вопросах воспитания детей. Ежегодно папами разрабатывается план мероприятий, проводимых для детей и для родителей воспитанников. Личным примером папы показали детям, что нужно вести здоровый образ жизни, активно участвовать в мероприятиях детского сада. Силами отцов воспитанников была организована товарищеская встреча по футболу среди пап.
Ведение совместных проектов и исследовательской деятельности – одна из интересных форм работы с родителями. Проектная и исследовательская деятельность, деятельность, где родители являются активными участниками образовательного процесса, а не сторонними наблюдателями. Были проведены совместные проекты такие как «Будь здоров малыш», «Где живет кузнечик?», «Почему вода превращается в лед», «Елочка зеленая», «Птичья столовая» и тд.
Таким образом, можно смело утверждать, что использование разнообразных форм работыс семьями воспитанников и ДОУ дало положительные результаты: поменялся характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел группы и незаменимыми помощниками воспитателей
Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.
Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.
Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.
Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.
Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.
Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.
Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.
Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ » НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД «Нетрадиционные формы работы с родителями » (.
Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».