какие формы занятий не включаются в содержание учебного процесса по физическому воспитанию
Тесты для студентов 1 курса специального учебного отделения
Тесты для студентов 1 курса
специального учебного отделения
Тема 1 «ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ВУЗАХ»
1) Основатель отечественной системы физического образования:
г) Пьер де Кубертен.
2) В каком году в нашей стране был введён предмет «физическая культура и спорт» в учебные планы как обязательный?
3) В каком году была впервые разработана отдельная программа по физическому воспитанию для студентов медицинских и фармацевтических вузов:
4) Программа по физическому воспитанию включает в себя следующие разделы (указать 5 правильных ответов):
ж) профессионально-прикладной физической подготовки.
5) Содержание учебного процесса по физическому воспитанию включает в себя следующие формы занятий:
а) учебно-практические занятия, занятия в спортивных секциях, физические упражнения в режиме рабочего дня, самостоятельные занятия, массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия во внеучебное время;
б) занятия в спортивных секциях, физические упражнения в режиме рабочего дня, массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия во внеучебное время;
в) учебно-практические занятия, занятия в спортивных секциях, физические упражнения в режиме рабочего дня, спортивные мероприятия во внеучебное время.
г) учебно-практические занятия, занятия в спортивных секциях, физические упражнения в режиме рабочего дня, самостоятельные занятия, массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия во внеучебное время, культурно-развлекательные мероприятия.
6) После прохождения медицинского обследования студенты распределяются по следующим медицинским группам:
а) основная, подготовительная, специальная;
б) основная, специальная, лечебная;
в) подготовительная, основная, спортивная;
г) спортивная, специальная, подготовительная.
7) Процесс развития двигательных качеств и приобретения двигательных навыков это:
а) физическое развитие;
б) физическое воспитание;
в) физическая культура;
г) комплекс физических упражнений.
8) Оптимальное количество активных занятий физическими упражнениями для студентов в недельном цикле должно составлять:
Тема 2 «ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА ПЕРЕНОСИМОСТИ НАГРУЗКИ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»
1. Для чего используется экспресс-оценка функционального состояния:
а) для определения переносимости нагрузки;
б) для определения психоэмоционального состояния;
в) для определения физической подготовленности;
г) для определения физического развития.
2. Укажите какие из перечисленных ниже показателей фиксируются в карте экспресс-анализа:
а) частота сердечных сокращений;
б) артериальное давление;
в) уровень сахара в крови;
г) электро-кожное сопротивление;
д) количество шагов;
е) температура тела.
3. Регистрация ЧСС производится в положении:
4. Регистрация АД производится в положении
5. Запись содержания занятия ведётся:
а) в протоколе карты экспресс-анализа;
б) на отдельном листе, с последующем оформлением.
6. Укажите, по каким трём зонам мощности производится обработка полученных результатов:
7. Укажите правильную формулу суммарного пульса покоя:
а) ЧСС в покое х продолжительность занятия (90 мин);
б) ЧСС (с 5 по 90 мин) х продолжительность занятия (90 мин).
8. Укажите правильную формулу пульсовой стоимости ( PS ) всего занятия:
а) ЧСС (с 5 по 90 мин) х продолжительность занятия (90 мин);
б) ∑ЧСС (с5 по 90 мин);
в) ЧСС в покое х продолжительность занятия (90 мин).
9. Укажите правильную формулу рабочей пульсовой стоимости ( PS ) всего занятия;
а) ∑ЧСС (с5 по 90 мин) – (ЧСС в покое х продолжительность занятия (90 мин));
б) ЧСС в покое х продолжительность занятия (90 мин)
Тема 3 «ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»
1) Оценка функционирования вегетативной нервной системы осуществляется с использованием:
2) Если процессы торможения преобладают над процессами возбуждения, то наблюдается:
а) преобладание тонуса парасимпатической иннервации;
б) преобладание тонуса симпатической иннервации;
в) тонус относительного равновесия симпатической и парасимпатической нервной системы.
3) Если процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, то наблюдается:
а) преобладание тонуса парасимпатической иннервации;
б) преобладание тонуса симпатической иннервации;
в) тонус относительного равновесия симпатической и парасимпатической нервной системы.
4) Укажите правильную формулу определения жизненного индекса (ЖИ):
б) ЖИ = PWC 170 / масса тела;
в) ЖИ = ЖЕЛ / масса тела.
5) Проба Ромберга является показателем деятельности:
а) сердечно-сосудистой системы;
б) дыхательной системы;
в) вестибулярного аппарата;
г) нервно-мышечного аппарата.
6) Точность мышечных усилий определяется с помощью:
б) кистевого динамометра;
7) Состояние нервно-мышечного аппарата оценивается по результатам:
8) Для комплексной оценки уровня физического и функционального состояния, используется метод:
9) Точным и ранним индикатором возникновения донозологических состояний в организме человека является метод определения:
а) физической работоспособности;
б) темпов биологического старения организма;
в) психоэмоционального состояния.
10) Пульсовое артериальное давление определяется:
а) суммой систолического и диастолического артериального давления;
б) разницей между систолическим и диастолическим артериальным давлением;
в) отношением систолического к диастолическому артериальному давлению.
11) Для оценки психоэмоционального состояния используется тест:
Тема 4 «АЭРОЗОЛЬ-ТЕРАПИЯ, ФИТОТЕРАПИЯ. ИУФО»
1) Аэрозоль-терапия – это:
а) эффективный гигиенический метод использования биологически активных веществ, растений для профилактики и лечения простудных заболеваний;
б) лечебный метод, основанный на введении внутрь организма ингаляционным путем лекарственных веществ в виде мельчайших жидких частиц;
в) лечебный метод, основанный на внутривенном введении лекарственных веществ, составляющих аэродисперсную систему.
а) низко дисперсные аэрозоли;
б) крупнокапельные аэрозоли;
в) высоко и средне дисперсные аэрозоли.
3) При заболеваниях носа, глотки и трахеи нужно применять:
а) низко дисперсные аэрозоли;
б) крупнокапельные аэрозоли;
в) высоко и средне дисперсные аэрозоли.
4) Одним из противопоказаний для использования аэрозоль-терапии является:
в) туберкулез легких и верхних дыхательных путей;
е) профессиональные заболевания верхних дыхательных путей, острые и хронические заболевания носовой полости, среднего уха.
5) Фитотерапия – это:
а) эффективный гигиенический метод использования биологически активных веществ, растений для профилактики и лечения простудных заболеваний;
б) лечебный метод, основанный на введении внутрь организма ингаляционным путем лекарственных веществ в виде мельчайших жидких частиц;
в) лечебный метод, основанный на внутривенном введении лекарственных веществ, составляющих аэродисперсную систему.
6) Методами введения лекарственных веществ в организм при фитотерапии являются (укажите 2 правильных ответа):
7) Под действием ультрафиолетовых лучей:
а) повышается способность лейкоцитов крови противостоять болезнетворным вирусам и микробам, стимулируется образование витамина Д;
б) происходит регенерация эпителия;
в) повышается гемоглобин;
г) происходит профилактика близорукости.
Тема 5 «ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ПО Н. УМАНСКОЙ»
1) Вставьте в предложение пропущенные слова: «При выполнении точечного массажа происходит раздражение …………. кожи, мышц, импульсы от которых поступают к ……….. …………., в …………… структуры, а также в ……………, вызывая активацию одномоментно всех важнейших ………… образований и связанных с ними органов, тем самым, осуществляя как бы двойную регуляцию деятельности всех органов и систем».
2) Точечный массаж проводится:
а) резкими давящими движениями;
3) Точечный массаж проводится в следующей последовательности:
а) области: кисти рук, вилочковой железы, грудины, синокаротидных гломусов;
б) области: вилочковой железы, кисти рук, синокаротидных гломусов, грудины;
в) области: грудины, вилочковой железы, синокаротидных гломусов, кисти рук.
4) Укажите точку акупунктуры, которую следует массировать при работе, связанной с напряжением глаз:
б) верхний конец боковой борозды крыла носа;
в) края бровей внутренних углов глаз;
г) на 3 мм снаружи от угла ногтевого ложа большого пальца кисти.
5) Укажите точку акупунктуры, которую следует массировать при работе, связанной с напряжением слухового и вестибулярного аппарата:
б) на 2-3 мм в сторону носа от внутреннего угла глаза;
в) у начала бровей внутреннего угла глаза;
6) Укажите 5 точек акупунктуры, которые следует массировать при профилактике ОРВИ и гриппа:
б) у верхнего конца боковой борозды крыла носа;
в) на 3 мм снаружи от угла ногтевого ложа большого пальца кисти;
г) на 2-3 мм в сторону носа от внутреннего угла глаза;
д) у начала бровей внутреннего угла глаза;
ж) на середине скуловой кости;
Тема 6 «ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА А. СТРЕЛЬНИКОВОЙ»
1) В основе дыхательной гимнастики А. Стрельниковой лежит:
а) трехтактное поверхностное дыхание с максимальной паузой дыхания на выдохе;
б) глубокое диафрагмальное дыхание;
в) дыхание, при котором вдохи очень короткие и ограничены, а выдохи самопроизвольны.
2) Абсолютными противопоказаниями к использованию дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой являются (укажите 3 правильных ответа):
а) инфаркт миокарда;
б) хронический гайморит;
е) открытая форма туберкулеза.
3) Темпо-ритм при выполнении дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой должен осуществляться:
в) на 8, 16, 32 счета.
4) Дыхательную гимнастику по А. Стрельниковой следует выполнять следующим образом:
а) сильный короткий вдох и слабый выдох;
б) сильный глубокий вдох и слабый выдох;
в) поверхностный вдох и максимальный выдох;
5) Стрельниковой способствует (укажите 2 правильных ответа):
а) повышению физической работоспособности;
б) ускоренному развитию мышц, помогающих дыханию;
в) повышению умственной работоспособности;
г) укреплению голосовых связок;
д) избавлению от клаустрофобии.
Ответы для тестов 1 курс
специальное учебное отделение
Тема 1 «ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ВУЗАХ»
Тема 2 «ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА ПЕРЕНОСИМОСТИ НАГРУЗКИ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»
Тема 3 «ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»
Тема 4 «АЭРОЗОЛЬ-ТЕРАПИЯ, ФИТОТЕРАПИЯ. ИУФО»
Тема 5 «ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ПО Н. УМАНСКОЙ»
1 рецепторы, корковый анализатор, подкорковые, спинной мозг, нейроэндокринные
Тема 6 «ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА А. СТРЕЛЬНИКОВОЙ»
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ – УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ – УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств.
Основные формы организации образовательного процесса по предмету – уроки физической культуры, физкультурно – оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях, самостоятельные занятия физическими упражнениями.
это основная форма организации учебной деятельности обучающихсяв процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно – познавательной направленностью, уроки с образовательно – обучающей направленностью и уроки с образовательно – тренировочной направленностью.
Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные, так называемые тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально, когда каждый учащийся проводит подготовительную часть самостоятельно (или с небольшой группой школьников по заранее разработанному им или учителем плану).
Во-вторых, в основной части урока выделяют, соответственно, образовательный и двигательный компоненты.
Образовательный компонент включает в себя сообщение учителем учебных знаний и знакомство учащихся со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность отведенного на это времени в начале основной части урока может составлять от 10 до 20 мин.
Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность отведенного на это времени будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте.
Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента.
Если урок проводится по типу целевого, то все учебное время основной части отводится для решения какой-либо одной задачи.
В-третьих, продолжительность заключительной части урока будет зависеть от продолжительности основной части, но не должна превышать 5-7 мин
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения школьников практическому материалу, содержащемуся в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описания техники их выполнения и т. п.).
В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач. Отличительные особенности планирования этих уроков следующие:
— планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение; углубленное разучивание и закрепление; совершенствование;
— планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения.
После решения задач обучения планирование развития физических качеств осуществляется в определенной последовательности: гибкость, координация движений, быстрота — сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности) — выносливость (общая и специальная).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для преимущественного развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки. В основной школе такие уроки проводятся как целевые и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.
Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо давать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма, а также о функциональных возможностях и особенностях своего организма.
Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью школьников обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.
Отличительными особенностями целевых уроков являются:
— обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
— планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7—9 мин);
— использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд/мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд/мин) режимов;
— обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.
Организация учебного процесса по физической культуре в условиях ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Организация учебного процесса по физической культуре в условиях ФГОС
Гордеев Ю.А., заведующий кафедрой физической культуры ОГБОУ ДПО УИПКПРО, к.п.н., профессор
Пряникова Н.Г., доцент кафедры физической культуры ОГБОУ ДПО УИПКПРО, к.п.н.
Жуков О.Ф., доцент кафедры физической культуры ОГБОУ ДПО УИПКПРО, к.п.н.
Цели и задачи школьного образования по физической культуре
В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Поэтому главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.
В итоговом докладе ЮНЕСКО определены приоритеты современного образования: научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение – для бытия. И научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, – это учение для совместной жизни.
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Формы организации образовательного процесса
Основные формы организации образовательного процесса в основной школе — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).
Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа :
— уроки с образовательно-познавательной направленностью,
— уроки с образовательно-обучающей направленностью,
— уроки с образовательно-тренировочной направленностью.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности.
Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).
Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.
В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).
В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.
Отличительные особенности планирования этих уроков:
— планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
— планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
— планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности:
1) гибкость, координация движений, быстрота;
2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности);
3) выносливость (общая и специальная).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.
В основной школе такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки;
в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.
Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью учащихся обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.
Отличительные особенности этих уроков:
— обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
— планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7–9 мин);
— использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;
— обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.
В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности должен активно включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания). При этом приобретаемые учащимися на уроках знания и умения должны включаться в систему домашних занятий, при выполнении которых они закрепляются.
Структура и содержание примерной программы по физической культуре
Результатами освоения программного материала по предмету «Физическая культура» являются:
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности примерная программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».
Тема: «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.
Тема: «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований. Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях. Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые готовятся продолжать свое образование в системе средних профессиональных учебных заведений.
Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных тем, носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
При планировании учебного материала по базовым видам спорта допускается в бесснежных районах РФ заменять освоение темы «Лыжные гонки» углубленным изучением содержания других тем.
В свою очередь, тему «Плавание» можно вводить в учебный процесс при наличии соответствующих условий и материальной базы по решению местных органов управления образованием за счет регионального или школьного компонента.
Для полной реализации содержания учебной программы по физической культуре руководству школы необходимо постоянно укреплять материально-техническую и учебно-спортивную базу, создавать внутришкольные зоны рекреации и пришкольные комплексные спортивные площадки, регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления для каждой возрастной группы учащихся. По окончании курса «физическая культура» проводится аттестация учащихся, содержание которой включает учебные задания, разрабатываемые в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и учебной программы.
Модернизация системы физкультурно-спортивного воспитания
В настоящее время в Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта особое внимание стало уделяться необходимости модернизации системы физкультурно-спортивного воспитания в образовательных учреждениях всех уровней.
Правительством Российской Федерации 7 августа 2009 года утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Стратегия), основной целью которой является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны, в первую очередь для детей и молодежи, вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом.
К основным целевым ориентирам Стратегии относятся:
увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом (к 2015 году – до 60 процентов, к 2020 году – до 80 процентов);
В рамках реализации Стратегии Минобрнауки России и Минспорттуризмом России определены меры, направленные на модернизацию системы физкультурно-спортивного воспитания в образовательных учреждениях, основными из которых являются:
внедрение мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся;
совершенствование преподавания физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации путем модернизации образовательных программ, внедрения новейших методик в этой области, повышения квалификации преподавателей;
увеличение объема физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в образовательных учреждениях во внеучебное время;
совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся;
оснащение общеобразовательных учреждений необходимым спортивным инвентарем и оборудованием.
Продолжается реализация Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», в соответствии с которой осуществляется строительство спортивных сооружений в образовательных учреждениях и по месту жительства.
Одним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271, является сохранение и укрепление здоровья школьников. Подчеркивается, что спортивные занятия, в том числе внеурочные, должны позитивно влиять на улучшение здоровья школьников.
При разработке содержания ФГОС особое внимание уделено повышению интереса и привлекательности, развития мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Впервые в ФГОС общего образования предусмотрена организация и определено количество часов для внеурочной деятельности, в том числе физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности, и формы для ее реализации (секции, клубы школьного спорта, физкультурные и спортивные мероприятия и др.).
В соответствии с пунктом 4 поручения Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2009 года № АЖ-П12-10-пр органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендовано предусмотреть использование физкультурно-оздоровительных комплексов в качестве межшкольных центров по проведению уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы. Для этого:
— осуществляется мониторинг эффективности использования спортивных объектов;
— создаются реестры спортивных объектов;
— разрабатываются нормативные правовые акты, регулирующие использование спортивных объектов в качестве межшкольных центров для предоставления физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг обучающимся общеобразовательных учреждений;
— разрабатываются типовые договоры (соглашения) между спортивными объектами, находящимися в ведении муниципальных органов власти, и общеобразовательными учреждениями, регулирующие взаимоотношения сторон по вопросам сотрудничества и совместного использования спортивных объектов, составления расписания занятий на спортивных объектах, определения ответственных лиц за проведение уроков физической культуры, учебно-тренировочных занятий и других физкультурно-спортивных мероприятий (см. приложение).
— определяется перечень категорий обучающихся, которым предоставляются спортивные объекты в свободное от платных мероприятий и тренировок время для проведения уроков физической культуры, учебно-тренировочных занятий, физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг на безвозмездных и льготных условиях.
— разрабатываются критерии оценки эффективности использования спортивных объектов с учетом применения механизма льготного посещения спортивных сооружений отдельными категориями населения (дети, обучающиеся, студенты, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и другие категории).
Регламенты использования спортивных объектов должны быть разработаны в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», законами субъектов Российской Федерации, регулирующими вопросы физической культуры, спорта и образования. Они должны включать в себя цели и задачи использования спортивных объектов, нормативные документы, расписание занятий, назначение ответственных лиц за проведение учебных, учебно-тренировочных занятий и других физкультурно-спортивных мероприятий. При распределении времени занятий должно учитываться наличие и состояние всей спортивной базы на территории субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. Руководители спортивных объектов должны обеспечивать надлежащее техническое состояние мест проведения уроков физической культуры, спортивных мероприятий в соответствии с требованиями технических регламентов, нормами, правилами и требованиями, установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилами, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за причинение вреда жизни или здоровью лиц, осуществляющих занятия физической культурой и спортом на объекте. Использование спортивных объектов общеобразовательными учреждениями разрешается для проведения уроков физической культуры в рамках учебного процесса, учебно-тренировочных занятий и физкультурно-спортивных мероприятий.
В перечень категорий обучающихся, которым предоставляются спортивные объекты, рекомендуется включить следующие категории обучающихся:
б) другие категории обучающихся – на льготных условиях (на уровне 50% от стоимости взрослого посещения).
В случае посещения спортивного объекта организованными группами обучающихся общеобразовательных учреждений рекомендуются следующие нормы бесплатного предоставления спортивных объектов:
легкоатлетические ядра, футбольные,
хоккейные поля, конькобежные дорожки
не менее 20% рабочего времени
не менее 25% рабочего времени
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
о сотрудничестве и совместном использовании помещений
город_____________ «_____»____________ 20____ г.
_____________________________________________в лице_______________________ (наименование юридического лица) (должность, Ф.И.О.)
______________________________, действующ____ на основании ________________,
именуемое в дальнейшем «Сооружение», с одной стороны, и _____________________
_____________________________________________в лице_______________________ (наименование юридического лица) (должность, Ф.И.О.)
______________________________, действующ____ на основании ________________,
именуемое в дальнейшем «Школа», с другой стороны, вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем.
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Стороны принимают на себя взаимные обязательства по сотрудничеству и совместному использованию помещений спортивных объектов для совместной организации и проведения учебных, учебно-тренировочных занятий и других физкультурно-спортивных мероприятий по физической культуре и спорту в целях развития физической культуры и спорта, пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся, реализации образовательных программ, городских программ спортивно-массовой направленности, осуществления социально-экономических, спортивно-оздоровительных проектов, направленных на массовое оздоровление детей и подростков, а не на получение прибыли.
Организация и проведение учебных и учебно-тренировочных занятий и других физкультурно-спортивных мероприятий осуществляется в помещениях, принадлежащих Сооружению согласно Списку помещений, предоставленных в совместное пользование (Приложение № 1 к настоящему договору), общей площадью __________ кв. м, расположенных по адресу: ____________________________________ __________________________________________________, совместно используемых Сторонами и находящихся в технически исправном рабочем состоянии и укомплектованных в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями.
1.2. Помещения, указанные в Приложение 1 к настоящему договору, предоставляются Сооружением Школе на безвозмездной основе.
График (дни и время) предоставления помещений, указанных в Приложении 1 к настоящему договору, установлен в Приложении № 2 к настоящему договору.
1.3. Совместному использованию подлежат площади, спортивное оборудование, технические средства обучения, наглядные пособия. Совместно используемые помещения содержатся в чистоте и порядке, не допускается порча имущества, выполняются правила противопожарной безопасности.
1.4. Спортивное оборудование, аппаратура, инвентарь, выведенные из строя вследствие нарушения правил эксплуатации, восстанавливаются за счет виновной стороны.
1.5. Должностные инструкции сотрудников Школы, работающих на базе Сооружения, согласовываются с руководителем Сооружения.
1.6. В рамках сотрудничества на основании настоящего договора Сооружение и Школа:
обеспечивают права каждого обучающего на свободный доступ к занятиям физической культурой и спортом как необходимым условиям всестороннего развития личности;
осуществляют государственные гарантии прав детей и подростков в области физической культуры и спорта;
содействуют развитию физической культуры и спорта детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
обеспечивают непрерывность и преемственность физического воспитания обучающихся;
содействуют развитию всех видов и составных частей спорта с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов;
проводят консультации по вопросам взаимоотношений;
проводят совещания по вопросам совместного участия в осуществлении программ, проектов, акций и других мероприятий;
создают в случае необходимости временные рабочие группы и коллективы для реализации отдельных проектов;
взаимодействуют по вопросам развития физической культуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся, а также других категорий граждан и групп населения.
2. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. Сооружение обязуется:
2.1.1. Предоставить Школе помещения, указанные в Приложении № 1 к настоящему договору, и предоставить Школе право совместного пользования спортивным оборудованием, принадлежащим Сооружению.
2.1.2. Обеспечить плановые капитальные и текущие ремонты зданий и помещений, в которых проводятся учебные, учебно-тренировочные занятия и другие физкультурно-спортивные мероприятия Школы.
2.1.3. Предоставить помещения, указанные в Приложении № 1 к настоящему договору, в соответствии с Графиком предоставления помещений, установленных в Приложении № 2 к настоящему договору, правилами пожарной безопасности и санитарно-гигиеническими нормами.
2.1.4. Своевременно и качественно выполнять технические работы по ремонту и обслуживанию совместно используемого оборудования, находящегося на балансе Сооружения.
2.1.5. Обеспечить работу душевых комнат и мест общего пользования согласно установленным требованиям, а также обеспечить возможность ими пользоваться.
2.1.6. Обеспечить работников Школы инвентарем, техническими средствами обучения, наглядными пособиями, необходимыми для проведения учебных, учебно-тренировочных занятий и других физкультурно-спортивных мероприятий в помещениях, указанных в Приложении № 1 к настоящему договору.
2.1.7. Предоставить возможность пользования услугами гардероба и оборудованных раздевалок Сооружения.
2.1.8. Предоставить возможность пользования услугами оборудованного медицинского кабинета и квалифицированного медицинского персонала для оказания первой медицинской помощи.
2.1.9. Предоставить в пользование бахилы.
2.1.10. Не вмешиваться в учебный и учебно-тренировочный процесс, осуществляемый Школой, не чинить препятствий в его осуществлении.
2.1.11. Провести с учителями физической культуры, тренерами, педагогами дополнительного образования и иными ответственными лицами Школы инструктаж по правилам и мерам безопасности при организации и проведении учебных, учебно-тренировочных занятий и других физкультурно-спортивных мероприятий в помещениях, указанных в Приложении № 1 к настоящему договору.
2.1.12. Обеспечить присутствие инструктора на бортике чаши бассейна во время проведения занятий.
2.1.13. Обеспечить соблюдение правопорядка в помещениях, указанных в Приложении № 1 к настоящему договору.
2.2. Школа обязуется:
2.2.1. Обеспечить использование по назначению предоставленных помещений, указанных в Приложении №1 к настоящему договору.
2.2.2. Определить одного представителя Школы, ответственного за выполнение условий настоящего договора, а также за соблюдение обучающимися Школы правил и мер безопасности при организации и проведении учебных, учебно-тренировочных занятий и других физкультурно-спортивных мероприятий в помещениях, указанных в Приложении № 1 к настоящему договору, который должен быть аттестован по технике безопасности.
2.2.3. За два дня до начала занятий предоставить списки учителей физической культуры, тренеров, педагогов дополнительного образования, а также сопровождающих и ответственных лиц для каждой группы обучающихся.
2.2.4. За день до начала занятий обеспечить явку в Сооружение всех учителей физической культуры, тренеров, педагогов дополнительного образования и иных ответственных лиц для проведения инструктажа по правилам и мерам безопасности при организации и проведении учебных, учебно-тренировочных занятий и других физкультурно-спортивных мероприятий в помещениях, указанных в Приложении № 1 к настоящему договору.
2.2.5. Обеспечить проведение ответственными лицами, аттестованными по технике безопасности в Сооружении, инструктажа с обучающимися Школы и сопровождающими их лицами по правилам и мерам безопасности при организации и проведении учебных, учебно-тренировочных занятий и других физкультурно-спортивных мероприятий в помещениях, указанных в Приложении № 1 к настоящему договору, с заполнением Журнала учета прохождения инструктажа.
2.2.6. Предоставить списки обучающихся с отметкой медицинского работника о допуске к занятиям в бассейне и с указанием срока действия допуска.
2.2.7. Обеспечить сопровождение в Сооружение лиц с ограниченными физическими возможностями медицинскими работниками, тренерами, иными сопровождающими.
2.2.8. Использовать имущество Сооружения во время посещения помещений, указанных в Приложении № 1 к настоящему договору, в соответствии с его предназначением, обеспечивать его сохранность и возмещать стоимость поврежденного имущества в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
2.2.9. Обеспечить при проведении учебных, учебно-тренировочных занятий и других физкультурно-спортивных мероприятий строгое соблюдение мер безопасности, а также неукоснительное выполнение распорядка и иных правил, установленных Сооружением, для обеспечения безопасности проведения учебных занятий учителями физической культуры, тренерами, педагогами дополнительного образования и иными ответственными лицами.
2.3. По истечении месяца стороны составляют акт об исполнении договора (приложение № 3 к настоящему договору), в котором фиксируется факт предоставления помещений согласно настоящему договору.
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ
3.1. Школа несет ответственность за нарушение правил и мер безопасности при организации и проведении учебных, учебно-тренировочных занятий и других физкультурно-спортивных мероприятий в помещениях, указанных в Приложении № 1 к настоящему договору.
3.2. Сооружение вправе отказаться от исполнения настоящего договора при неоднократном (два и более раза) нарушении Школой установленных правил и мер безопасности при организации и проведении учебных, учебно-тренировочных занятий, и других физкультурно-спортивных мероприятий в помещениях, указанных в Приложении № 1 к настоящему договору, распорядка Сооружения, иных правил, установленных Сооружением, для обеспечения безопасности проведения учебных, учебно-тренировочных занятий и других физкультурно-спортивных мероприятий, предупредив об этом Школу за два месяца.
3.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору Стороны несут иную ответственность в соответствии с действующим гражданским законодательством.
3.4. Все возникающие споры и разногласия Стороны будут стремиться разрешить путем переговоров.
3.5. В случае если указанные споры и разногласия не могут быть разрешены путем переговоров, они подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством.
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1. Настоящий договор вступает в силу со дня его заключения и действует до «_____»___________ 20____ года.
Окончание срока действия настоящего договора не освобождает Стороны от ответственности за его выполнение.
4.2. По вопросам, не предусмотренным настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством.
4.3. Любые изменения и дополнения к настоящему договору должны быть выполнены в письменной форме, подписаны уполномоченными лицами.
Все приложения к настоящему договору являются его неотъемлемой частью.
Настоящий договор составлен и подписан Сторонами в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.
Стороны обязаны извещать друг друга об изменении своего юридического адреса, номеров телефонов, банковских реквизитов не позднее 30 дней с момента их изменения.
Список помещений, предоставленных в совместное пользование.