какие формы земельной собственности преобладали в xvi в
Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения
Содержание:
Социальная структура общества
Крестьянство делилось на три категории:
Владельческие | Находились в личном подчинении землевладельцев (помещиков – феодалов); |
Дворцовые | Принадлежали царю, выполняя приказы через ведомства; |
Государственные (черносошные) | Не имели личной принадлежности. В обязанности входило выполнение повинностей, чаще всего натуральными товарами (оброк). |
Дворовая челядь и ремесленники относились к холопам и обслуживали приказных людей, семьи помещиков, управляющих. Также находились на службе в правительственных учреждениях и выступали в роли военных слуг в походах.
Жители страны, которые были обязаны платить денежные и натуральные подати (тягло) государству относились к посадским людям. Под эту категорию подходили гостившие в стране иностранцы, купцы гостиной и суконной сотни, мелкие торговцы и ремесленники, также городская беднота. Представители данного слоя не являлись многочисленными, однако приносили в казну существенный вклад.
Самая низкая категория, в права которой входило владение крестьянами – служилые люди по набору. К ним относились:
Дьяки и подьячие относились к приказным людям. Данная категория относилась к административному аппарату власти. Дьяки отвечали за руководство учреждений и приказов на местах, подьячие занимали в указанных структурах низкие должности.
К привилегированной группе относилось несколько категорий. В первую очередь – это князья.
Большую роль в ведении политики играли бояре. Они являлись феодалами и стояли в данный период времени на втором месте в элите после князей. Принадлежность к данному слою и его привилегии переходили по наследству.
В конце 15 века начинают набирать силу дворяне. Представители части военно-служивого сословия получали за достижения по службе землю и становились помещиками.
Мелкие землевладельцы на военной службе у князей бояр и представителей церкви назывались детьми боярскими. Наряду с дворянами они относились к категории служилых жителей «по отечеству» и несли обязательные повинности. Также в их полномочия входила охрана пограничных территорий государства.
Отдельным сословием на Руси выступало духовенство, которое разделялось на две категории: белое (священнослужители в миру) и черное (монахи). Русская Православная Церковь имела высокое влияние в обществе, за счет чего данная категория относилась к привилегированным и обладало отдельными возможностями и правами.
Формы землевладения
Землевладение на Руси разделялось на 2 категории:
Расширяются владения Русской Православной Церкви. Монастырские, митрополичьи и епископские земли увеличивались за счет покупок, добровольных пожертвований и при не выполнении долговых обязательств. Со времен монгольского ига, когда Золотая Орда вела политику невмешательства в дела духовенства, а князья стремились получить его поддержку, территория, принадлежащая Церкви, значительно разрослась. Отличительной чертой церковного землевладения, способствующей его сохранению, стало отсутствие необходимости разделения территорий по наследству. Духовенство распространяло влияние за счет владения обширными землями и вызывало тревогу со стороны власти. В этот период зарождаются мысли о сокращении их прав и свобод.
Отличительной особенностью являлось разделение видов землевладений по территориальному принципу, что стало основой социально-экономического развития государства. В центральной области Руси преобладала поместно-вотчинная форма. Здесь землевладельцами были феодалы. Пограничные и окраинные земли характеризовались преимущественно общинным строем ведения хозяйства.
Таким образом, на рубеже 15-16 веков русское государство претерпело изменения в своей социальной структуре и построило новую систему землевладения.
Московское государство
Сайт является сборником научных статей и книг по истории Московского государства в XV-XVII веках.
Основные формы земельной собственности в 15-16 веке
Виды землевладения
Землевладение – это пользование землей на конкретных условиях. Теоретически всеми участками владел князь. Он имел неограниченное право распоряжаться собственностью по своему усмотрению (раздавать, подарить или отбирать в случае кончины вассала).
Форма землевладения зависела от должности лица, разделялась по величине участка на: мелкую, среднюю, и крупную. К последней относятся: князья, бояре, духовные феодалы. Для каждой категории был установлен конкретный правовой порядок.
Существовало четыре формы земельного владения:
Вотчина
Собственность принадлежала феодалу, и передавалась по наследству (от отца к сыну). Он имел право самостоятельно распоряжаться участком. Владелец мог продать, заложить, и подарить свою часть земли. Обратите внимание, что вотчина включала в себя весь комплекс, находящийся на участке. Вкупе с инвентарем феодал имел право на зависимых крестьян.
В период VIII — X вотчина представляла собой господствующую форму землевладения. Она создавала органы властного управления, и различалась по:
Стоит отметить, что феодалы имели право возводить постройки в пределах земельного владения. В этом случае они становились их собственностью, и относились ко всему земельному комплексу. В большинстве случаях феодальный участок не облагался налогами.
Отличительная черта феодального землевладения – территориальная раздробленность. Владения бояр могли располагаться в нескольких, удаленных друг от друга, княжеств.
Поместье
Условная форма землевладения, участок которой выдавался вассалам на момент несения военной или государственной службы. Помещик не мог самостоятельно распоряжаться землей, однако, он имел право на зависимых крестьян. Изначально поместье не передавалось по наследству.
Поместный участок запрещалось продать, но его можно было обменять.
В 1714 году Петром I был издан указ, в котором отменялись различия между вотчиной и поместьем. Окончательная ликвидация условного владения произошла после выхода «Манифеста о вольности дворян», благодаря которому государственная служба перестала быть обязательной. Стало возможным передавать наследственный участок по мужской линии от отца к сыну (в случае его отсутствия, только часть земли передавалась женам и дочерями).
Монастырское землевладение
Данный вид собственности увеличивался за счет пожертвования и колонизации. Монастыри имели льготы от княжеской власти, и могли не платить налоги и дань татарам. Церковь выступала в качестве субъекта земельной собственности.
Монастырская вотчина занимала существенную часть земель Московской Руси. Государству было невыгодно обеспечивать землей церкви, в связи с чем, неоднократно применялись попытки устранить данный вид землевладения.
Черносошная
Форма землевладения представляла собой основу экономического государства, так как именно крестьянин был основным налогоплательщиком.
Черносошный крестьянин не был зависимый. Земли находились в распоряжении общин. Допускалась продажа и обмен участка.
Формирование землевладения важный процесс для Московского государства, определяющий экономическое развитие и социальную составляющую.
Формы феодального землевладения в XVI—XVII вв.
Вотчины по праву XVI—XVII вв. делились на несколько видов в соответствии с характером субъекта и способом их приобретения: дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие.
Дворцовые вотчины формировались из еще не освоенных никем земель или из частных земельных фондов князей. Последние складывались чаще всего как результат приобретений, осуществлявшихся в ходе и результате различных сделок: купли, получения в дар или по завещанию (исключение здесь составляло законодательство Новгорода, запрещавшее князьям приобретать земли в частную собственность в пределах новгородских территорий). При этом законодатель и практика различали правовой статус частновладельческих земель князя и земель государственных («казны»). Такое разделение сохранялось достаточно долго, пока в лице верховного субъекта собственности не слились государство и князь (как персона). Тогда на смену старому разделению пришло новое: государственные «черные» земли и дворцовые земли.
Уже с XVI в. государство предприняло ряд мер, направленных на сокращение церковного землевладения. На Стоглавом соборе был сформулирован принцип, согласно которому все земельные приобретения церкви (прежде всего, монастырские) нуждаются в обязательном санкционировании со стороны государства. На Соборе 1572 г. было запрещено богатым монастырям приобретать землю по дарственным от частных лиц. Собор 1580 г. запретил такие приобретения по завещаниям, купчим и закладным грамотам.
Общинные земли как объект вещных прав находились во владении, пользовании и распоряжении коллективного субъекта—волости или посада (городской общины). То, что община пользовалась не только правом владения, но и распоряжения землей, доказывалось фактом раздачи земли новым поселенцам. Однако чаще всего реализация общинных прав распоряжения землей носила внутренний (для общины) характер, проявляясь вовне преимущественно в сделках мены. Наиболее распространенной формой внутриобщинной реализации прав распоряжения землей были земельные переделы.
По способам приобретения вотчинные земли делились на родовые, выслуженные и купленные.
В отношении родовых вотчин права рода в древнейшие времена включали общие для всех его членов правомочия по владению, пользованию и распоряжению. В XVI—XVII вв. единый комплекс родового имущества постепенно распадается на составные части, по отношению к которым отдельные представители рода наделяются только правом пользования и владения, а право распоряжения остается за родом. На это указывало, например, такое ограничение личных прав, как обязательность согласия всех родичей при отчуждении родового имущества отдельными членами рода.
Проданное имущество могло быть выкуплено членами рода, причем в качестве покупателей они имели явное преимущество перед другими лицами.
Уже к XVI в. родовые права на имущество ограничивались, главным образом, правом родового выкупа и правом родового наследования. Право родового выкупа впервые было официально закреплено в Судебнике 1550 г. (ст. 85), а затем подтверждено Соборным Уложением 1649 г. (гл. XVII) и первоначально распространялось только на имущества, отчужденные посредством возмездных сделок: купли-продажи, залога, мены. Только во второй половине XVII в. оно было распространено на безвозмездные сделки.
Родовой выкуп технически осуществлялся одним лицом, но от имени всего рода в целом, а не выкупившего его лица. Цена выкупной сделки обычно совпадала с ценой продажи, на что прямо указывалось в Соборном Уложении (гл. XVI).
Особое внимание законодатель уделял регламентации круга лиц, которые допускались к выкупу проданной или заложенной вотчины. (Отстранялись от выкупа нисходящие родственники продавца, а также боковые, принимавшие участие в сделке.)
Право родового выкупа не распространялось на купленные вотчины, отчужденные при жизни их владельца. Здесь индивидуальная воля получала определенное преимущество: «а до купель дела нет: кто куплю продаст, и детям и братьям и племянникам тое купли не выкупати» (ст. 85 Судебника 1550 г.).
Купленные вотчины, перешедшие по смерти приобретших их лиц родичам, получали статус родовых.
Поместное землевладение складывалось в качестве особой, но в правовом отношении недостаточно определившейся формы землевладения уже в XIV—XV вв. В тот период поместные выделы осуществлялись из княжеских (дворцовых) земель в пользу непосредственно связанных с княжеским двором лиц.
Поместья давались за самые различные виды государственной службы, поэтому необходимо было ввести определенные эквиваленты для оценки соответствующих заслуг.
Первоначальным обязательным условием пользования поместьем была реальная служба, начинавшаяся для дворян с пятнадцати лет. По достижении этого возраста поступивший на службу сын помещика «припускался» к пользованию поместьем. Ушедший в отставку помещик получал поместье на оброк вплоть до достижения сыновьями совершеннолетия, с середины XVI в. — поместье на тот же срок оставалось в его пользовании. К наследованию поместьем стали привлекаться боковые родственники, женщины получали с него «на прожиток». Пенсионные выдачи женщинам (вдовам помещиков и их дочерям) производились до момента нового замужества (вдовы) или до совершеннолетия (дочери), а с начала XVII в. — уже вплоть до смерти вдовы и детей. Такие выдачи рассматривались законом не как наследование, а лишь как пожалование.
Поэтому распоряжение этим имуществом было связано с рядом специальных ограничений. Например, вплоть до Соборного Уложения разрешался только обмен поместья на поместье, с 1649 г. был допущен обмен поместий на вотчины (при соблюдении необходимых обменных эквивалентов), но только с санкции государства (гл. XVII, ст. 2—7). К концу XVII в. устанавливается практика обмена поместий на денежные оклады («кормовые деньги»), что в скрытой форме означало уже фактическую куплю-продажу поместий. Официальная продажа поместий (за долги) была допущена в XVII в., тогда как сдача поместий в аренду за деньги разрешалась уже ст. 12 гл. XVI Соборного Уложения.
Сближение правового статуса вотчины и поместья, завершившееся к середине XVII в., указывало на консолидацию имущественных прав, принадлежавших различным группам господствующего класса.
ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ
Землевладение в России
Развивалось помещичье землевладение. По мере раздачи государственных земель в частное владение, пожалований церквам и монастырям резко сократились размеры черносошного землевладения в центральных районах России, к середине XVI века чёрные земли остались на Севере. Во второй половине XVI века резко возрос земельный фонд государства, в значительной степени за счёт присоединения Поволжья. Политика опричнины разрушила прежние поземельные отношения на значительной территории государства; принудительные мены землями и переселения феодалов в этот период привели к хозяйственному разорению страны и усилению закрепощения крестьян (крепостное право формировалось с конца XV века).
К концу XVI века были ликвидированы последние уделы, началось ограничение роста земельных владений церкви. В XVII веке резко увеличилось количество частных вотчин, жалованных из фонда поместных земель и неосвоенных районов Юга России. За счёт чёрных земель на Севере шло расширение дворцового землевладения. В ходе освоения Сибири развивалось крестьянское, церковное (православные церкви) и монастырское землевладение. Складывалось казачье землевладение. Поземельные отношения в XV-XVII веках регулировались Судебниками (1497, 1550, 1589 годов), Уложением 1607 года, Соборным уложением 1649 года, писцовыми, переписными, дозорными книгами и пр.
Указом Петра I от 23.03(03.04).1714 года закреплено слияние поместья и вотчины, образованы имения с единым порядком распоряжения. В ходе секуляризации 1764 года ликвидированы земельные владения церкви, за духовными учреждениями оставлены лишь небольшие участки земли. Во второй половине XVIII века, по мере продвижения российских границы к югу, развивалось крупное частное землевладение в Новороссии, на Северном Кавказе и в Крыму. Земли городов и посадов складывались в ходе Генерального межевания; в соответствии с Жалованной грамотой городам 1785 года они переданы городам в вечное пользование, находились в распоряжении городских дум.
После Февральской революции 1917 года Временное правительство объявило о переходе удельных и кабинетских земель в государственную собственность. После установления советской власти Декретом о земле, принятым 2-м Всероссийским съездом советов рабочих и солдатских депутатов в ночь с 26.10(08.11) на 27.10(09.11).1917 года, отменялась частная собственность на землю, которая объявлялась «общенародным достоянием»; помещичьи, удельные, церковные и монастырские земли были конфискованы (б. ч. их передана крестьянам). В СССР, после осуществления индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, собственником земли стало государство. Оно предоставляло землю в пользование государственным предприятиям, организациям и учреждениям, колхозам, межколхозным и др. организациям, общественным организациям, отдельным гражданам.
Рост поместного землевладения в конце 15 и в 16 веке
Рост поместного землевладения в конце 15 и в 16 веке
В результате перемен в экономической жизни с конца 15 и особенно с середины 16 века у землевладельцев возрос интерес к земле, необходимой для расширения боярского хозяйства. Поэтому в 16 веке происходил интенсивный процес перераспределения земель между феодалами и крестьянами, сущность которого заключалась в захвате феодалами крестьянских земель. Это перераспределение земельного фонда шло как внутри владений феодалов, так и вне их. В первом случае оно означало уменьшение крестьянских наделов и увеличение за их счет боярской пашни, во втором — захват «черных», то есть государственных земель частными землевладельцами.
Процес сокращения размера крестьянской запашки протекал неодинаково в различных районах Русского государства. Наиболее резкое сокращение наблюдалось в центре государства, где оно достигло к концу 16 столетия по сравнению с серединой этого века 40 %, и в Новгородско-Псковской области. Здесь крестьянская запашка сократилась с 8 — 10 четвертей до 2 — 3 четвертей на один крестьянский двор. В южных районах государства запашка тоже сократилась, но и теперь она продолжала оставаться значительно большой, чем в других районах государства, — 5 — 6 четвертей на один двор. Этот процес не затронул Поморья, которое по-прежнему оставалось районом черносошных земель.
В конце 15 и в 16 веке происходили крупные изменения в соотношении различных форм феодального землевладения. Наряду с прежней формой феодальной собственности на землю — вотчинной — получала развитие другая форма — поместная. Ко второй половине 16 века поместье стало самым распространенным видом землевладения.
В отличии от вотчины, то есть полной и наследственной собственности, поместье являлось условным владением, которое нельзя было ни продавать, ни менять, ни передавать тем или иным образом в другие руки. Владение поместьем юридически носило личный характер, оно продолжалось лишь до смерти владельца или до прекращения им службы. Условные формы феодального землевладения были известны и ранее, но для поместной системы характерны массовое испомещение дворян и регламентация их службы. В таком виде поместная система, поглотившая все другие виды условных держаний, могла сложиться только в условиях централизованного государства.
Мелкое и среднее землевладение в большей мере приспособилось к развивающимся товарно-денежным отношениям и оказалось экономически более жизнеспособным, чем крупное землевладение феодальной аристократии. Позднее, в 17 веке, когда закладываются основы всероссийского рынка и земля вовлекается в товарный оборот, грани между поместным и вотчинным землевладением постепенно исчезают.
Развитие поместной системы привело к формированию нового слоя феодалов — поместного дворянства, являвшегося той социальной силой, которая поддерживала государственную власть в ее борьбе с пережитками феодальной раздробленности. Осуществляя волю помещиков, государство санкционировало усиление крепостнического гнета и беспощадно расправлялось со всеми попытками социального протеста порабощенного крестьянства.
Развитие поместного землевладения изменило распределение земли внутри господствующего класса. Быстрое расширение площади поместного землевладения требовало наличия значительного земельного фонда. С конца 15 века дворцовых земель, из которых шло наделение дворян землей, уже не хватало. Вопрос о земле приобретал все большую остроту, ибо лучшие земли давно были захвачены боярами и монастырями. В этих условиях поместное землевладение неизбежно росло за счет не только черной крестьянской земли, но и землевладения боярского и монастырского. Так в земельном вопросе столкнулись интересы различных групп господствующего класса.
Помехой для дальнейшего расширения поместного землевладения являлись земельные богатства церковных феодалов. В середине 16 века церкви принадлежала одна треть всех населенных земель. У одного только Волоколамского монастыря было более 30 тысяч десятин пахотной земли. Церковные вотчины продолжали расти за счет вкладов на «помин души», путем покупки земель и другими способами. Правительство дважды пыталось провести секуляризацию церковных земель. Эти попытки натолкнулись на сильную оппозицию церкви и потерпели неудачу. Все же в середине 16 века было осуществлено некоторое сокращение источников роста церковного землевладения.
С уничтожением самостоятельных феодальных княжеств высший слой класса феодалов состоял из московского боярства, многочисленных потомков великих и удельных князей и их бояр и некоторого количества выходцев из Литвы, Золотой Орды и других стран. Родовитые княжата в конце 15 века составляли около половины всех боярских фамилий.
В конце 15 — начале 16 века произошли существенные изменения в положении этой части господствующего класса; их экономическое и политическое значение стало падать.
Бывшие удельные князья и их потомки, а также представители крупного боярства вели борьбу за сохранение своих прав и привилегий, являвшихся наследием порядков времен феодальной раздробленности. Постепенно феодальная аристократия превращалась в тормоз, задерживающий развитие страны.
Вместе с тем позиции боярства в экономической и политической жизни страны еще были довольно сильны. В его руках находился огромный земельный фонд с многочисленным зависимым крестьянским населением. Боярские дворы с отрядами вооруженной челяди представляли серьезную угрозу для великокняжеской власти.