какие формы земельной собственности преобладали в xvi в

Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения

Содержание:

Социальная структура общества

Крестьянство делилось на три категории:

ВладельческиеНаходились в личном подчинении землевладельцев (помещиков – феодалов);
ДворцовыеПринадлежали царю, выполняя приказы через ведомства;
Государственные (черносошные)Не имели личной принадлежности. В обязанности входило выполнение повинностей, чаще всего натуральными товарами (оброк).

Дворовая челядь и ремесленники относились к холопам и обслуживали приказных людей, семьи помещиков, управляющих. Также находились на службе в правительственных учреждениях и выступали в роли военных слуг в походах.

Жители страны, которые были обязаны платить денежные и натуральные подати (тягло) государству относились к посадским людям. Под эту категорию подходили гостившие в стране иностранцы, купцы гостиной и суконной сотни, мелкие торговцы и ремесленники, также городская беднота. Представители данного слоя не являлись многочисленными, однако приносили в казну существенный вклад.

Самая низкая категория, в права которой входило владение крестьянами – служилые люди по набору. К ним относились:

Дьяки и подьячие относились к приказным людям. Данная категория относилась к административному аппарату власти. Дьяки отвечали за руководство учреждений и приказов на местах, подьячие занимали в указанных структурах низкие должности.

К привилегированной группе относилось несколько категорий. В первую очередь – это князья.

Большую роль в ведении политики играли бояре. Они являлись феодалами и стояли в данный период времени на втором месте в элите после князей. Принадлежность к данному слою и его привилегии переходили по наследству.

В конце 15 века начинают набирать силу дворяне. Представители части военно-служивого сословия получали за достижения по службе землю и становились помещиками.

Мелкие землевладельцы на военной службе у князей бояр и представителей церкви назывались детьми боярскими. Наряду с дворянами они относились к категории служилых жителей «по отечеству» и несли обязательные повинности. Также в их полномочия входила охрана пограничных территорий государства.

Отдельным сословием на Руси выступало духовенство, которое разделялось на две категории: белое (священнослужители в миру) и черное (монахи). Русская Православная Церковь имела высокое влияние в обществе, за счет чего данная категория относилась к привилегированным и обладало отдельными возможностями и правами.

Формы землевладения

Землевладение на Руси разделялось на 2 категории:

Расширяются владения Русской Православной Церкви. Монастырские, митрополичьи и епископские земли увеличивались за счет покупок, добровольных пожертвований и при не выполнении долговых обязательств. Со времен монгольского ига, когда Золотая Орда вела политику невмешательства в дела духовенства, а князья стремились получить его поддержку, территория, принадлежащая Церкви, значительно разрослась. Отличительной чертой церковного землевладения, способствующей его сохранению, стало отсутствие необходимости разделения территорий по наследству. Духовенство распространяло влияние за счет владения обширными землями и вызывало тревогу со стороны власти. В этот период зарождаются мысли о сокращении их прав и свобод.

Отличительной особенностью являлось разделение видов землевладений по территориальному принципу, что стало основой социально-экономического развития государства. В центральной области Руси преобладала поместно-вотчинная форма. Здесь землевладельцами были феодалы. Пограничные и окраинные земли характеризовались преимущественно общинным строем ведения хозяйства.

Таким образом, на рубеже 15-16 веков русское государство претерпело изменения в своей социальной структуре и построило новую систему землевладения.

Источник

Московское государство

Сайт является сборником научных статей и книг по истории Московского государства в XV-XVII веках.

Основные формы земельной собственности в 15-16 веке

Виды землевладения

Землевладение – это пользование землей на конкретных условиях. Теоретически всеми участками владел князь. Он имел неограниченное право распоряжаться собственностью по своему усмотрению (раздавать, подарить или отбирать в случае кончины вассала).

Форма землевладения зависела от должности лица, разделялась по величине участка на: мелкую, среднюю, и крупную. К последней относятся: князья, бояре, духовные феодалы. Для каждой категории был установлен конкретный правовой порядок.

Существовало четыре формы земельного владения:

Вотчина

Собственность принадлежала феодалу, и передавалась по наследству (от отца к сыну). Он имел право самостоятельно распоряжаться участком. Владелец мог продать, заложить, и подарить свою часть земли. Обратите внимание, что вотчина включала в себя весь комплекс, находящийся на участке. Вкупе с инвентарем феодал имел право на зависимых крестьян.

В период VIII — X вотчина представляла собой господствующую форму землевладения. Она создавала органы властного управления, и различалась по:

Стоит отметить, что феодалы имели право возводить постройки в пределах земельного владения. В этом случае они становились их собственностью, и относились ко всему земельному комплексу. В большинстве случаях феодальный участок не облагался налогами.

Отличительная черта феодального землевладения – территориальная раздробленность. Владения бояр могли располагаться в нескольких, удаленных друг от друга, княжеств.

Поместье

Условная форма землевладения, участок которой выдавался вассалам на момент несения военной или государственной службы. Помещик не мог самостоятельно распоряжаться землей, однако, он имел право на зависимых крестьян. Изначально поместье не передавалось по наследству.

Поместный участок запрещалось продать, но его можно было обменять.

В 1714 году Петром I был издан указ, в котором отменялись различия между вотчиной и поместьем. Окончательная ликвидация условного владения произошла после выхода «Манифеста о вольности дворян», благодаря которому государственная служба перестала быть обязательной. Стало возможным передавать наследственный участок по мужской линии от отца к сыну (в случае его отсутствия, только часть земли передавалась женам и дочерями).

Монастырское землевладение

Данный вид собственности увеличивался за счет пожертвования и колонизации. Монастыри имели льготы от княжеской власти, и могли не платить налоги и дань татарам. Церковь выступала в качестве субъекта земельной собственности.

Монастырская вотчина занимала существенную часть земель Московской Руси. Государству было невыгодно обеспечивать землей церкви, в связи с чем, неоднократно применялись попытки устранить данный вид землевладения.

Черносошная

Форма землевладения представляла собой основу экономического государства, так как именно крестьянин был основным налогоплательщиком.

Черносошный крестьянин не был зависимый. Земли находились в распоряжении общин. Допускалась продажа и обмен участка.

Формирование землевладения важный процесс для Московского государства, определяющий экономическое развитие и социальную составляющую.

Источник

Формы феодального землевладения в XVI—XVII вв.

Вотчины по праву XVI—XVII вв. делились на несколько видов в соответствии с характером субъекта и способом их приобретения: дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие.

Дворцовые вотчины формировались из еще не освоенных никем земель или из частных земельных фондов князей. Последние скла­дывались чаще всего как результат приобретений, осуществлявших­ся в ходе и результате различных сделок: купли, получения в дар или по завещанию (исключение здесь составляло законодательство Нов­города, запрещавшее князьям приобретать земли в частную собст­венность в пределах новгородских территорий). При этом законода­тель и практика различали правовой статус частновладельческих земель князя и земель государственных («казны»). Такое разделение сохранялось достаточно долго, пока в лице верховного субъекта собственности не слились государство и князь (как персона). Тогда на смену старому разделению пришло новое: государственные «чер­ные» земли и дворцовые земли.

Уже с XVI в. государство предприняло ряд мер, направленных на сокращение церковного землевладения. На Стоглавом соборе был сформулирован принцип, согласно которому все земельные приоб­ретения церкви (прежде всего, монастырские) нуждаются в обяза­тельном санкционировании со стороны государства. На Соборе 1572 г. было запрещено богатым монастырям приобретать землю по дарственным от частных лиц. Собор 1580 г. запретил такие приобре­тения по завещаниям, купчим и закладным грамотам.

Общинные земли как объект вещных прав находились во владе­нии, пользовании и распоряжении коллективного субъекта—волос­ти или посада (городской общины). То, что община пользовалась не только правом владения, но и распоряжения землей, доказывалось фактом раздачи земли новым поселенцам. Однако чаще всего реали­зация общинных прав распоряжения землей носила внутренний (для общины) характер, проявляясь вовне преимущественно в сделках мены. Наиболее распространенной формой внутриобщинной реали­зации прав распоряжения землей были земельные переделы.

По способам приобретения вотчинные земли делились на родо­вые, выслуженные и купленные.

В отношении родовых вотчин права рода в древнейшие времена включали общие для всех его членов правомочия по владению, поль­зованию и распоряжению. В XVI—XVII вв. единый комплекс родо­вого имущества постепенно распадается на составные части, по от­ношению к которым отдельные представители рода наделяются только правом пользования и владения, а право распоряжения оста­ется за родом. На это указывало, например, такое ограничение лич­ных прав, как обязательность согласия всех родичей при отчуждении родового имущества отдельными членами рода.

Проданное имущество могло быть выкуплено членами рода, при­чем в качестве покупателей они имели явное преимущество перед другими лицами.

Уже к XVI в. родовые права на имущество ограничивались, глав­ным образом, правом родового выкупа и правом родового наследо­вания. Право родового выкупа впервые было официально закрепле­но в Судебнике 1550 г. (ст. 85), а затем подтверждено Соборным Уложением 1649 г. (гл. XVII) и первоначально распространялось только на имущества, отчужденные посредством возмездных сделок: купли-продажи, залога, мены. Только во второй половине XVII в. оно было распространено на безвозмездные сделки.

Родовой выкуп технически осуществлялся одним лицом, но от имени всего рода в целом, а не выкупившего его лица. Цена выкупной сделки обычно совпадала с ценой продажи, на что прямо указыва­лось в Соборном Уложении (гл. XVI).

Особое внимание законодатель уделял регламентации круга лиц, которые допускались к выкупу проданной или заложенной вотчины. (Отстранялись от выкупа нисходящие родственники продавца, а также боковые, принимавшие участие в сделке.)

Право родового выкупа не распространялось на купленные вот­чины, отчужденные при жизни их владельца. Здесь индивидуальная воля получала определенное преимущество: «а до купель дела нет: кто куплю продаст, и детям и братьям и племянникам тое купли не выкупати» (ст. 85 Судебника 1550 г.).

Купленные вотчины, перешедшие по смерти приобретших их лиц родичам, получали статус родовых.

Поместное землевладение складывалось в качестве особой, но в правовом отношении недостаточно определившейся формы земле­владения уже в XIV—XV вв. В тот период поместные выделы осу­ществлялись из княжеских (дворцовых) земель в пользу непосредст­венно связанных с княжеским двором лиц.

Поместья давались за самые различные виды государственной службы, поэтому необходимо было ввести определенные эквивален­ты для оценки соответствующих заслуг.

Первоначальным обязательным условием пользования помес­тьем была реальная служба, начинавшаяся для дворян с пятнадцати лет. По достижении этого возраста поступивший на службу сын помещика «припускался» к пользованию поместьем. Ушедший в отставку помещик получал поместье на оброк вплоть до достижения сыновьями совершеннолетия, с середины XVI в. — поместье на тот же срок оставалось в его пользовании. К наследованию поместьем стали привлекаться боковые родственники, женщины получали с него «на прожиток». Пенсионные выдачи женщинам (вдовам поме­щиков и их дочерям) производились до момента нового замужества (вдовы) или до совершеннолетия (дочери), а с начала XVII в. — уже вплоть до смерти вдовы и детей. Такие выдачи рассматривались законом не как наследование, а лишь как пожалование.

Поэтому распоряжение этим имуществом было связано с рядом специальных ограничений. Например, вплоть до Соборного Уложе­ния разрешался только обмен поместья на поместье, с 1649 г. был допущен обмен поместий на вотчины (при соблюдении необходимых обменных эквивалентов), но только с санкции государства (гл. XVII, ст. 2—7). К концу XVII в. устанавливается практика обмена помес­тий на денежные оклады («кормовые деньги»), что в скрытой форме означало уже фактическую куплю-продажу поместий. Официальная продажа поместий (за долги) была допущена в XVII в., тогда как сдача поместий в аренду за деньги разрешалась уже ст. 12 гл. XVI Соборного Уложения.

Сближение правового статуса вотчины и поместья, завершив­шееся к середине XVII в., указывало на консолидацию имущест­венных прав, принадлежавших различным группам господствующе­го класса.

Источник

ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ

Зем­ле­вла­де­ние в Рос­сии

Раз­ви­ва­лось по­ме­щи­чье землевладение. По ме­ре раз­да­чи государственных зе­мель в ча­ст­ное вла­де­ние, по­жа­ло­ва­ний церк­вам и мо­на­сты­рям рез­ко со­кра­ти­лись раз­ме­ры чер­но­сош­но­го землевладения в центральных рай­онах Рос­сии, к середине XVI века чёр­ные зем­ли ос­та­лись на Се­вере. Во второй половине XVI века рез­ко воз­рос зе­мель­ный фонд го­су­дар­ст­ва, в зна­чительной сте­пе­ни за счёт при­сое­ди­не­ния По­вол­жья. По­ли­ти­ка оп­рич­ни­ны раз­ру­ши­ла преж­ние по­зе­мель­ные от­но­ше­ния на зна­чительной тер­ри­то­рии го­су­дар­ст­ва; при­ну­дительные ме­ны зем­ля­ми и пе­ре­се­ле­ния фео­да­лов в этот пе­ри­од при­ве­ли к хо­зяйственному ра­зо­ре­нию стра­ны и уси­ле­нию за­кре­по­ще­ния кре­сть­ян (кре­по­ст­ное пра­во фор­ми­ро­ва­лось с конца XV века).

К концу XVI века бы­ли ли­к­ви­ди­ро­ва­ны по­след­ние уде­лы, на­ча­лось ог­ра­ни­че­ние рос­та зе­мель­ных вла­де­ний церк­ви. В XVII веке рез­ко уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ст­во ча­ст­ных вот­чин, жа­ло­ван­ных из фон­да по­ме­ст­ных зе­мель и не­ос­во­ен­ных рай­онов Юга Рос­сии. За счёт чёр­ных зе­мель на Се­ве­ре шло рас­ши­ре­ние двор­цо­во­го землевладения. В хо­де ос­вое­ния Си­би­ри раз­ви­ва­лось кре­сть­ян­ское, цер­ков­ное (пра­во­слав­ные церк­ви) и мо­на­стыр­ское землевладение. Скла­ды­ва­лось ка­за­чье землевладение. По­зе­мель­ные от­но­ше­ния в XV-XVII веках ре­гу­ли­ро­ва­лись Су­деб­ни­ка­ми (1497, 1550, 1589 годов), Уло­же­ни­ем 1607 года, Со­бор­ным уло­же­ни­ем 1649 года, пис­цо­вы­ми, пе­ре­пис­ны­ми, до­зор­ны­ми кни­га­ми и пр.

Ука­зом Пет­ра I от 23.03(03.04).1714 года за­кре­п­ле­но слия­ние по­ме­стья и вот­чи­ны, об­ра­зо­ва­ны име­ния с еди­ным по­ряд­ком рас­по­ря­же­ния. В хо­де се­ку­ля­ри­за­ции 1764 года ли­к­ви­ди­ро­ва­ны зе­мель­ные вла­де­ния церк­ви, за ду­хов­ны­ми уч­ре­ж­де­ния­ми ос­тав­ле­ны лишь не­боль­шие уча­ст­ки зем­ли. Во второй половине XVIII века, по ме­ре про­дви­же­ния российских гра­ни­цы к югу, раз­ви­ва­лось круп­ное ча­ст­ное землевладение в Но­во­рос­сии, на Северном Кав­ка­зе и в Кры­му. Зем­ли го­ро­дов и по­са­дов скла­ды­ва­лись в хо­де Ге­не­раль­но­го ме­же­ва­ния; в со­от­вет­ст­вии с Жа­ло­ван­ной гра­мо­той го­ро­дам 1785 года они пе­ре­да­ны го­ро­дам в веч­ное поль­зо­ва­ние, на­хо­ди­лись в рас­по­ря­же­нии городских дум.

По­сле Февральской ре­во­лю­ции 1917 года Временное пра­ви­тель­ст­во объ­я­ви­ло о пе­ре­хо­де удель­ных и ка­би­нет­ских зе­мель в государственную соб­ст­вен­ность. По­сле ус­та­нов­ле­ния советской вла­сти Дек­ре­том о зем­ле, при­ня­тым 2-м Все­российским съез­дом со­ве­тов ра­бо­чих и сол­дат­ских де­пу­та­тов в ночь с 26.10(08.11) на 27.10(09.11).1917 года, от­ме­ня­лась ча­ст­ная соб­ст­вен­ность на зем­лю, ко­то­рая объ­явля­лась «об­ще­на­род­ным дос­тоя­ни­ем»; по­ме­щи­чьи, удель­ные, цер­ков­ные и мо­на­стыр­ские зем­ли бы­ли кон­фи­ско­ва­ны (б. ч. их пе­ре­да­на кре­сть­я­нам). В СССР, по­сле осу­ще­ст­в­ле­ния ин­ду­ст­риа­ли­за­ции стра­ны и кол­лек­ти­ви­за­ции сельского хозяйства, соб­ст­вен­ни­ком зем­ли ста­ло го­су­дар­ст­во. Оно пре­дос­тав­ля­ло зем­лю в поль­зо­ва­ние государственным пред­при­яти­ям, ор­га­ни­за­ци­ям и уч­ре­ж­де­ни­ям, кол­хо­зам, меж­кол­хоз­ным и др. ор­га­ни­за­ци­ям, об­щественным ор­га­ни­за­ци­ям, отдельным гра­ж­да­нам.

Источник

Рост поместного землевладения в конце 15 и в 16 веке

Рост поместного землевладения в конце 15 и в 16 веке

В результате перемен в экономической жизни с конца 15 и особенно с середины 16 века у землевладельцев возрос интерес к земле, необходимой для расширения боярского хозяйства. Поэтому в 16 веке происходил интенсивный процес перераспределения земель между феодалами и крестьянами, сущность которого заключалась в захвате феодалами крестьянских земель. Это перераспределение земельного фонда шло как внутри владений феодалов, так и вне их. В первом случае оно означало уменьшение крестьянских наделов и увеличение за их счет боярской пашни, во втором — захват «черных», то есть государственных земель частными землевладельцами.

Процес сокращения размера крестьянской запашки протекал неодинаково в различных районах Русского государства. Наиболее резкое сокращение наблюдалось в центре государства, где оно достигло к концу 16 столетия по сравнению с серединой этого века 40 %, и в Новгородско-Псковской области. Здесь крестьянская запашка сократилась с 8 — 10 четвертей до 2 — 3 четвертей на один крестьянский двор. В южных районах государства запашка тоже сократилась, но и теперь она продолжала оставаться значительно большой, чем в других районах государства, — 5 — 6 четвертей на один двор. Этот процес не затронул Поморья, которое по-прежнему оставалось районом черносошных земель.

В конце 15 и в 16 веке происходили крупные изменения в соотношении различных форм феодального землевладения. Наряду с прежней формой феодальной собственности на землю — вотчинной — получала развитие другая форма — поместная. Ко второй половине 16 века поместье стало самым распространенным видом землевладения.

В отличии от вотчины, то есть полной и наследственной собственности, поместье являлось условным владением, которое нельзя было ни продавать, ни менять, ни передавать тем или иным образом в другие руки. Владение поместьем юридически носило личный характер, оно продолжалось лишь до смерти владельца или до прекращения им службы. Условные формы феодального землевладения были известны и ранее, но для поместной системы характерны массовое испомещение дворян и регламентация их службы. В таком виде поместная система, поглотившая все другие виды условных держаний, могла сложиться только в условиях централизованного государства.

Мелкое и среднее землевладение в большей мере приспособилось к развивающимся товарно-денежным отношениям и оказалось экономически более жизнеспособным, чем крупное землевладение феодальной аристократии. Позднее, в 17 веке, когда закладываются основы всероссийского рынка и земля вовлекается в товарный оборот, грани между поместным и вотчинным землевладением постепенно исчезают.

Развитие поместной системы привело к формированию нового слоя феодалов — поместного дворянства, являвшегося той социальной силой, которая поддерживала государственную власть в ее борьбе с пережитками феодальной раздробленности. Осуществляя волю помещиков, государство санкционировало усиление крепостнического гнета и беспощадно расправлялось со всеми попытками социального протеста порабощенного крестьянства.

Развитие поместного землевладения изменило распределение земли внутри господствующего класса. Быстрое расширение площади поместного землевладения требовало наличия значительного земельного фонда. С конца 15 века дворцовых земель, из которых шло наделение дворян землей, уже не хватало. Вопрос о земле приобретал все большую остроту, ибо лучшие земли давно были захвачены боярами и монастырями. В этих условиях поместное землевладение неизбежно росло за счет не только черной крестьянской земли, но и землевладения боярского и монастырского. Так в земельном вопросе столкнулись интересы различных групп господствующего класса.

Помехой для дальнейшего расширения поместного землевладения являлись земельные богатства церковных феодалов. В середине 16 века церкви принадлежала одна треть всех населенных земель. У одного только Волоколамского монастыря было более 30 тысяч десятин пахотной земли. Церковные вотчины продолжали расти за счет вкладов на «помин души», путем покупки земель и другими способами. Правительство дважды пыталось провести секуляризацию церковных земель. Эти попытки натолкнулись на сильную оппозицию церкви и потерпели неудачу. Все же в середине 16 века было осуществлено некоторое сокращение источников роста церковного землевладения.

С уничтожением самостоятельных феодальных княжеств высший слой класса феодалов состоял из московского боярства, многочисленных потомков великих и удельных князей и их бояр и некоторого количества выходцев из Литвы, Золотой Орды и других стран. Родовитые княжата в конце 15 века составляли около половины всех боярских фамилий.

В конце 15 — начале 16 века произошли существенные изменения в положении этой части господствующего класса; их экономическое и политическое значение стало падать.

Бывшие удельные князья и их потомки, а также представители крупного боярства вели борьбу за сохранение своих прав и привилегий, являвшихся наследием порядков времен феодальной раздробленности. Постепенно феодальная аристократия превращалась в тормоз, задерживающий развитие страны.

Вместе с тем позиции боярства в экономической и политической жизни страны еще были довольно сильны. В его руках находился огромный земельный фонд с многочисленным зависимым крестьянским населением. Боярские дворы с отрядами вооруженной челяди представляли серьезную угрозу для великокняжеской власти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *