какие функции позволяет выполнять ежемесячный учет остродефектных рельсов и изломов рельсов

Распоряжение ОАО «РЖД» № 2499р от 23.10.2014 Об утверждении и введении в действие инструкции «Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов»

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

от 23 октября 2014 г. № 2499р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ
«ДЕФЕКТЫ РЕЛЬСОВ. КЛАССИФИКАЦИЯ, КАТАЛОГ И ПАРАМЕТРЫ
ДЕФЕКТНЫХ И ОСТРОДЕФЕКТНЫХ РЕЛЬСОВ»

Вице-президент ОАО «РЖД»
А.В.ЦЕЛЬКО

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО «РЖД»
от 23 октября 2014 г. № 2499р

ИНСТРУКЦИЯ
«ДЕФЕКТЫ РЕЛЬСОВ. КЛАССИФИКАЦИЯ, КАТАЛОГ И ПАРАМЕТРЫ
ДЕФЕКТНЫХ И ОСТРОДЕФЕКТНЫХ РЕЛЬСОВ»

Настоящая инструкция устанавливает виды дефектов рельсов, образующихся в них в процессе эксплуатации, общий порядок определения типа, расположения, код обозначения дефектов, причины их появления и развития, способы выявления, указания по эксплуатации дефектных и остродефектных рельсов.

Требования настоящей инструкции обязательны для всех работников предприятий, связанных с эксплуатацией, диагностикой и ремонтом верхнего строения пути ОАО «РЖД».

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

В рельсах в процессе эксплуатации по мере наработки тоннажа, измеряемого в млн. т брутто, происходят процессы износа, смятия, коррозии и усталости, в том числе контактной, изгибной и коррозионной усталости. В результате протекания этих процессов в рельсах образуются различные повреждения и дефекты. Дефект рельса характеризуется отклонениями от установленных норм его геометрических параметров или прочности, соблюдение которых обеспечивает работоспособное состояние рельса в установленных условиях эксплуатации. К дефектам рельсов относятся: выкрашивания, выколы, трещины, изломы, все виды износа, пластические деформации в виде смятия, сплывов металла головки рельса, коррозия, механические повреждения, величины которых превышают нормированные значения. Отказ рельса вызывается дефектом, при котором исключается пропуск поездов (полный отказ, например, при изломе рельса) или возникает необходимость в ограничении скоростей движения поездов (частичный отказ, например, образование волнообразных неровностей сверх нормируемых значений на поверхности катания головки рельса и т.п.).

Классификация и каталог дефектов рельсов предназначены для правильного определения кода дефектов в рельсах, основной причины их появления и развития, а также для принятия мер по безопасной эксплуатации рельсов, для статистического учета поврежденных рельсов, анализа уровня эксплуатационной стойкости и надежности рельсов. В каталоге дефектов рельсов представлены способы их выявления.

Все дефекты в зависимости от их типа, расположения по сечению рельса, основных причин их происхождения и места расположения по длине рельса имеют свой цифровой код. Ниже объясняется структура кодового цифрового обозначения дефектов рельсов, в разделе «Каталог дефектов рельсов» дается подробное описание каждого дефекта и его фотографии, способы выявления и указания по эксплуатации дефектных рельсов, в разделе «Параметры дефектных и остродефектных рельсов» определяется степень опасности конкретных дефектов рельсов для движения поездов.

Поврежденные рельсы в зависимости от степени опасности дефектов подразделяются на два вида: остродефектные (ОДР) и дефектные (ДР).

К остродефектным рельсам относятся рельсы с изломами, выколами и трещинами, которые могут привести к внезапным разрушениям. Остродефектные рельсы непосредственно угрожают безопасности движения поездов из-за непредсказуемости последствий разрушений рельсов и поэтому требуют изъятия их из пути после обнаружения дефекта без промедления в соответствии с установленным порядком.

По остродефектным рельсам пропуск поездов производится в соответствии с нормами, приведенными ниже в разделе «Параметры дефектных и остродефектных рельсов».

Дефектные рельсы, как правило, не препятствуют пропуску поездов, но при достижении определенных параметров дефектов требуют ограничения скоростей движения поездов. В связи с возможностью визуального наблюдения за развитием этих дефектов, изменение их размеров в большинстве случаев можно прогнозировать.

В зависимости от категории пути, типа и степени развития дефектов на поверхности катания головки, на шейке или подошве для дефектных рельсов устанавливается соответствующий порядок их изъятия из пути от замены в плановом порядке до замены в первоочередном порядке.

По дефектным рельсам на срок до устранения дефекта или замены дефектных рельсов при достижении определённых параметров дефектов устанавливаются ограничения скорости движения поездов с учетом конкретных условий состояния пути.

Все остродефектные рельсы, внутренние дефекты в которых обнаружены при дефектоскопировании, после изъятия из пути должны подвергаться обязательному вскрытию для подтверждения кода дефекта. Долом рельсов для вскрытия дефектов должен производиться средствами дистанций пути. При анализе вскрытых дефектов должно быть обращено внимание на источник (фокус) зарождения дефекта, на его место расположения и ориентацию в рельсе, на характер развития дефекта. Вид излома рельса фотографирует цифровым фотоаппаратом работник дистанции пути.

Результаты вскрытия остродефектного рельса фиксируются в специальном журнале и передаются вместе с цифровыми фотографиями для анализа в Центры диагностики и мониторинга.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящей инструкции использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 27.002-89. Надёжность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 21014-88. Прокат чёрных металлов. Термины и определения дефектов поверхности

ГОСТ Р 22.2.08-96. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Безопасность движения поездов. Термины и определения

ГОСТ Р 51685-2000. Рельсы железнодорожные. Общие технические условия

3. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

3.1. В настоящей инструкции использованы термины с соответствующими определениями из стандартов, указанных в разделе 2, из нормативно-технической документации и технической литературы, из литературы, на которую сделаны ссылки, а также нижеследующие.

Повреждение рельса – появление неисправности при сохранении работоспособного состояния, обеспечивающего безопасный пропуск поездов с установленной скоростью.

Разрушение рельса – процесс зарождения и развития в рельсе трещин, приводящий к разделению рельса на части.

Трещина – двумерная несплошность в рельсе, два размера которой (длина и ширина) существенно больше третьего (толщины). На начальной стадии развития трещины не приводят к отделению разделенных трещиной частей рельса.

Выкрашивание – поверхностное разрушение рельса в местах контакта с колесами, выражающееся в образовании поверхностных или подповерхностных трещин контактной усталости, развитие которых приводит к отслаиванию и отделению частиц металла.

Излом рельса – термин используется для определения:

1) факта разрушения рельса по всему сечению или с отделением части головки или части головки и шейки рельса;

2) поверхности разрушения полностью разрушенного на два или более кусков рельса.

Примечание – Образование поверхности разрушения происходит либо в результате развития одной или нескольких трещин, либо в результате слияния расположенных рядом трещин в одну магистральную трещину, по которой и происходит разрушение рельса.

Фокус трещины – очаг разрушения, зона на изломе, откуда началось разрушение.

Долом – зона на изломе, соответствующая конечной стадии разрушения, четко отделяется от зоны усталостного развития трещины.

Выкол головки – отделение головки рельса при сохранении целостности шейки и подошвы.

Выкол подошвы – отделение части подошвы рельса при сохранении поверхности катания.

Износ – результат процесса отделения мелких частиц металла с поверхности рельса при взаимодействии с колёсами подвижного состава или с элементами скреплений, проявляющийся в постепенном изменении размеров и формы рельса.

Смятие – результат процесса поверхностной пластической деформации рельса при взаимодействии с колёсами подвижного состава, проявляющийся в постепенном изменении формы и размеров рельса.

Контроленепригодный рельс – рельс, на поверхности которого при дефектоскопировании не обеспечивается акустический контакт из-за наличия выкрашиваний или трещин и/или наблюдается срабатывание индикации дефектоскопа при минимальной допустимой чувствительности (определенной нормативной документацией на контроль) из-за наличия рябизны или отпечатков, или сильной коррозии.

Фрагмент – часть разрушившегося рельса, образовавшаяся при ветвлении трещин и разрушении рельса на три и более частей.

Проба – часть разрушенного рельса, которая вырезается из него для передачи на исследование.

3.2 В настоящей инструкции используются следующие сокращения.

ДР – Дефектный рельс.

ОДР – Остродефектный рельс.

ВПТ – Внутренняя продольная трещина (в головке рельса).

ЗПП – Замена (рельса) в первоочередном порядке.

Отказ рельса – состояние неисправности с последующим скоростным ограничением.

Излом – разрушение рельса в продольном или поперечном направлении, при котором его дальнейшая эксплуатация не возможна.

Первоочередная замена рельсов – замена рельсов в течение 14 суток. В случае невыполнения работ по замене дефектного рельса в указанный срок скорость движения поездов ограничивается до 40 км/ч.

4. СТРУКТУРА ОБОЗНАЧЕНИЯ ДЕФЕКТОВ РЕЛЬСОВ

4.1. Все дефекты рельсов в классификации кодированы трехзначным числом. Использована следующая структура кодового обозначения:

первая цифра кода определяет группу дефектов по месту появления дефекта по элементам сечения рельса (головка, шейка, подошва, всё сечение);

— вторая цифра определяет тип дефекта рельсов с учетом основной причины его зарождения и развития;

третья цифра указывает на место расположения дефекта по длине рельса.

Первые две цифры кода дефектов рельсов отделяются от третьей цифры точкой.

4.2. Группа дефектов и место их появления по элементам сечения рельса (головка, шейка, подошва, все сечение) определяются следующими цифрами (первый знак):

1 – трещины и выкрашивания металла на поверхности катания головки рельса;

2 – поперечные трещины в головке рельса;

3 – продольные трещины в головке рельса и в зоне перехода головки в шейку в стыке;

4 – пластические деформации (смятие), вертикальный, боковой и неравномерный износ головки рельса (длинные волны и короткие волны-рифли);

5 – дефекты и повреждения шейки рельса;

6 – дефекты и повреждения подошвы рельса;

7 – изломы рельса по всему сечению;

8 – изгибы рельса в вертикальной и горизонтальной плоскостях;

9 – прочие дефекты и повреждения рельса, включая коррозию подошвы и шейки, а также лишние отверстия в зоне накладок и вдавленная маркировка в зоне стыка.

4.3. Тип дефекта рельсов, определяемый основной причиной его зарождения и развития (второй знак), обозначается следующими цифрами:

0 – дефекты, связанные с нарушениями технологии изготовления рельсов;

1 – дефекты, зависящие от недостаточно высокого металлургического качества рельсовой стали (например, от местных скоплений неметаллических включений, вытянутых вдоль направления прокатки в виде дорожек-строчек) и недостаточной прочности рельсового металла, приведшие к отказам рельсов после пропуска гарантийного тоннажа (после окончания срока гарантии);

2 – дефекты, зависящие от недостаточно высокого металлургического качества рельсовой стали (например, от местных скоплений неметаллических включений, вытянутых вдоль направления прокатки в виде дорожек-строчек) и недостаточной прочности рельсового металла, приведшие к отказам рельсов до пропуска гарантийного тоннажа (в пределах срока гарантии);

3 – дефекты в зоне болтовых стыков, связанные с повышенным динамическим воздействием колёс на путь, с нарушением требований инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути; с нарушениями технологии обработки болтовых отверстий и торцов рельсов металлургическими комбинатами, линейными подразделениями и промышленными предприятиями путевого хозяйства дорог;

4 – дефекты, связанные с ненормативным специфическим воздействием подвижного состава на рельсы и условиями эксплуатации рельсов (боксование, юз, ползуны и др.), в том числе из-за нарушения режимов вождения поездов, из-за недостатков подвижного состава, из-за нарушений норм текущего содержания пути;

5 – дефекты рельсов, полученные в результате ненормативных механических воздействий на рельсы (удар инструментом, рельса о рельс и т.п.);

6 – дефекты в зоне сварных стыков, связанные с недостатками и нарушениями технологии сварки рельсов и обработки сварных стыков, приведшие к отказам рельсов после пропуска гарантийного тоннажа;

7 – дефекты в зоне сварных стыков, связанные с недостатками и нарушениями технологии сварки рельсов и обработки сварных стыков, приведшие к отказам рельсов до пропуска гарантийного тоннажа;

8 – дефекты, связанные с недостатками и нарушениями технологии наплавки рельсов, приварки рельсовых соединителей и другие дефекты;

9 – дефекты, вызванные коррозионной усталостью, контроленепригодностью рельсов, и изломы без усталостных трещин.

Появление дефекта рельса часто бывает следствием нескольких причин. Так, недостатки в содержании пути ускоряют развитие заводских дефектов. В связи с этим при определении типа дефекта должна быть выявлена основная причина, с которой связано его появление и развитие.

4.4. Цифровое обозначение места расположения дефекта (третья цифра в коде дефекта) принято следующим:

1. Для сварного стыка, полученного элетроконтактной сваркой рельсов после 2000 года, зона стыка определяется на расстоянии 120 мм симметрично по 60 мм в обе стороны от оси сварного шва с учётом толщины сварного шва и зон термического влияния от сварки и термообработки после сварки, а зона разрушения сварных рельсов из-за поджогов в подошве определяется на расстоянии 700 мм симметрично по 350 мм в обе стороны от оси сварного шва расположением прижимных электродов-губок контактной сварочной машины.

2. Для сварного стыка, полученного алюминотермитной сваркой, зона стыка определяется на расстоянии 120 мм симметрично по 60 мм в обе стороны от оси сварного шва с учётом толщины сварного шва и зон термического влияния от сварки.

3. Буква «Н», стоящая после цифрового кода дефекта, указывает, что дефект взят в накладки.

Структура классификации дефектов приведена в таблице 1.

Для облегчения пользования настоящей инструкцией и правильного определения дефектов в табл.1 приведены в скобках прежние обозначения дефектов по НТД/ЦП-1-93, если их обозначение изменилось, и выделены обозначения новых дефектов.

Источник

Какие функции позволяет выполнять ежемесячный учет остродефектных рельсов и изломов рельсов

ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 декабря 2010 г. N 2537р

О ВВОДЕ В ДЕЙСТВИЕ «ПОРЯДКА ДЕЙСТВИЙ ПРИ НЕРАЗРУШАЮЩЕМ КОНТРОЛЕ РЕЛЬСОВ И ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОГО ХОЗЯЙСТВА»

Вице-президент
ОАО «РЖД»
В.Б.Воробьев

УТВЕРЖДЕН
Распоряжением ОАО «РЖД»
от 08.12.2010 г. N 2537р

ПОРЯДОК
ДЕЙСТВИЙ ПРИ НЕРАЗРУШАЮЩЕМ КОНТРОЛЕ РЕЛЬСОВ И ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОГО ХОЗЯЙСТВА

1. ТЕРМИНЫ, СОКРАЩЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1. Целями разработки настоящего документа являются:
— упорядочение организации работы средств НК, технологии контроля и порядка действий работников путевого хозяйства в обеспечении безопасности движения поездов;
— создание алгоритма для автоматизированной количественной и качественной оценки технического состояния рельсового хозяйства на километре или участке при неразрушающем контроле.
Алгоритм автоматизированной количественной и качественной оценки технического состояния рельсового хозяйства должен использоваться для комплексной оценки состояния железнодорожного пути и для оптимального планирования ремонтно-путевых работ.

2.2. Настоящий документ устанавливает:
— порядок действий при выявлении изломов рельсов, остродефектных, дефектных рельсов и меры по обеспечению безопасности движения поездов;
— сроки выполнения работ по устранению опасных для движения поездов дефектов рельсов;
— технология применения мобильных и съемных средств дефектоскопии;
— порядок проведения регистрации и расшифровки состояния рельсов;
— порядок проведения натурных (вторичных) осмотров;
— порядок оформления и хранения информации.
Документ разработан на основе действующих нормативных документов.
Требования, предусмотренные настоящим документом, обязательны для применения на всех средствах НК рельсов.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕФЕКТОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ

4. ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВ

Неудовлетворительная оценка состояния рельсов на километре устанавливается:
— при ограничении скорости движения поездов менее установленной приказом начальника железной дороги по состоянию рельсового хозяйства;
— при выявлении хотя бы одного ОДР;
— при выявлении более 6 рельсов III степени дефектности.
Балловая оценка км 500 баллов.

Удовлетворительная оценка состояния рельсов на километре устанавливается:
— при наличии рельсов с дефектами II-ой степени в количестве более 20 штук на км, а также при наличии рельсов с дефектами III степени от 1 до 10 штук на км;
— независимо от количества рельсов с дефектами II-ой степени, при наличии от 11 до 18 рельсов с дефектами III степени, требующими ограничения скорости движения поездов, но не ниже установленной приказом начальника железной дороги.
Балловая оценка км 150 баллов.

Неудовлетворительная оценка состояния рельсов на километре устанавливается:
— при ограничении скорости движения поездов по состоянию рельсового хозяйства менее установленной приказом начальника железной дороги;
— при выявлении хотя бы одного ОДР;
— при выявлении более 18 рельсов III степени дефектности независимо от количества рельсов II степени дефектности.
Балловая оценка км 500 баллов.

Критерии качественной оценки состояния рельсов на километре и подразделении приведены в таблице.

Качественная оценка
состояния рельсов

Количественные критерии качественной оценки состояния рельсов

Количество дефектных рельсов по
степеням

Балловая
оценка
километра

Среднее
количество
баллов

На участках со скоростями движения поездов более 60 км/час

На малодеятельных участках со скоростями движения поездов 60 км/час и менее

Работы по замене дефектных рельсов следует в первую очередь планировать на участках пути, имеющих:
— неудовлетворительную оценку;
— наибольший выход рельсов по дефектам;
— ограничения скорости по состоянию рельсового хозяйства.

5. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРКИ РЕЛЬСОВ В ПУТИ СРЕДСТВАМИ НК

5.2.2. Сопровождение дефектоскопной автомотрисы обеспечивают работники дистанции пути (мастер участка дефектоскопии или наладчик участка дефектоскопии или расшифровщик участка дефектоскопии, дорожный мастер, начальник участка) по утвержденному начальником дистанции пути графику.

5.2.3. Сопровождение съемного дефектоскопа с регистратором осуществляется работником дистанции пути по должности не ниже бригадира, с выделением необходимого количества сигналистов.

5.2.4. При выявлении мобильными средствами остродефектных рельсов, либо рельсов выданных на повторную проверку сопровождающий без промедления докладывает диспетчеру дистанции пути и начальнику дистанции пути для принятия оперативных мер по перепроверке места предполагаемого дефекта.

5.3. Порядок проведения проверки мобильными средствами.
При проверке представитель дистанции пути анализирует получаемую информацию непосредственно во время прохода мобильного средства дефектоскопии. На основе анализа формируется задание на устранение дефектов III, IV степени, требующих ограничения скорости движения поездов. Задание оформляется оперативным приказом на устранение дефектов.
Начальник дистанции пути в оперативном приказе об устранении выявленных дефектов, требующих ограничения скорости, определяет срок устранения каждого дефекта и ответственного за устранение. В приказе указывается координата и код дефекта, его размеры и выданное ограничение скорости. На основании приказа ведет контроль повторяемости дефектов с использованием журнала учета повторяемости.
При расшифровке дефектограмм съемных средств расшифровщиком готовится аналогичный приказ за подписью начальника дистанции пути.
Бланк уведомления о выявленном дефекте, требующим ограничения скорости движения поездов, состоит из двух частей: уведомления и отрывного талона, является документом строгой отчетности и выдается пронумерованным. На каждую обнаруженную неисправность, требующую ограничения скорости, заполняются обе части бланка уведомления. Отрывной талон вручается под роспись дорожному мастеру, при его отсутствии старшему дорожному мастеру (начальнику участка) с обязательным указанием Ф.И.О. ответственного за устранение, задания на устранение, даты и времени вручения.
Доклад в службу пути об устранении дефектов должен быть представлен начальником дистанции в суточный срок телеграфом.
Решения о порядке устранения дефектов III степени, не требующих ограничения скорости принимаются после проведения натурного осмотра с составлением акта.

5.4. Порядок проведения проверки съемными средствами.
Проверка болтовых стыков должна осуществляться в два прохода, с откатом и переключением в режим «СТЫК».
При прокате тележки по болтовым стыкам в наушниках поочередно должны раздаваться сигналы высокой или низкой частоты от всех каналов искательной системы, подтверждающие их работоспособность.
При поднятии искательной системы в наушниках должен наблюдаться прерывистый звук низкой частоты (пропадание акустического контакта).
На тележках типа РДМ-2, РДМ-22, Авикон-01, Авикон-11 на табло регистратора должен правильно отображаться километр, пикет, метр контролируемого участка (при необходимости провести корректировку текущей координаты).
При проходе мимо километрового и пикетного столба должна производиться корректировка текущей координаты на регистраторе.

Во время контроля рельсов в пути оператор обязан:
— проводить визуальный осмотр рельсов покилометрового запаса (ПКЗ) на предмет наличия маркировки и снятых фасок болтовых отверстий, наличия на стеллажах посторонних рельсов;
— проводить осмотр зон болтовых стыков;
— при прохождении дефектоскопной тележкой стрелочного перевода он должен быть заблокирован с помощью специального вкладыша или закрыт на закладку;
— при контроле дефектных рельсов с использованием ручных искателей и с указанием текущих геометрических размеров дефекта в рабочем журнале делается соответствующая запись;
— при обнаружении ОДР сопровождающим установленным порядком выдается ограничение скорости движения поездов или закрывается путь.
При этом бригадой принимаются меры по ограждению опасного места до прибытия ремонтной бригады.
При обнаружении дефектного рельса должен выполняться замер его геометрических размеров.
При выявлении фактов роста размеров дефекта в рельсе, состоящем на учете, проверяется соответствие допустимой скорости движения поездов согласно требований НТД/ЦП-2-93.
Старший оператор заполняет и выдает сопровождающему уведомление установленной формы на плановую или первоочередную замену дефектного рельса. После этого дефектный рельс маркируется согласно НТД/ЦП-3-93.

После завершения контроля рельсов оператор обязан:
— слить из бачков не использованную контактирующую жидкость;
— очистить узлы дефектоскопа от загрязнений и снега и протереть насухо;
— записать в рабочем журнале номера проконтролированных километров главного пути, приемоотправочные пути, стрелочные переводы и съезды, выявленные ДР и ОДР, результаты измерений геометрических размеров дефектов первой группы;
— доложить мастеру участка дефектоскопии и диспетчеру ПЧ о проделанной работе, обнаруженных ДР и ОДР, выявленных замечаниях по проверенному участку пути (рельсах ПКЗ без маркировки, нарушения содержания пути и т.д.);
— передать дефектограммы проверки рельсов расшифровщику участка дефектоскопии для расшифровки;
— организовать при необходимости зарядку аккумулятора дефектоскопа;
— уточнить у мастера участка дефектоскопии задание по контролю рельсов на следующий день.

5.5. Перечень документов и средств измерений при проверке мобильными средствами.
При сопровождении вагона-дефектоскопа и дефектоскопной автомотрисы, сопровождающий должен иметь:
— дефектоскоп для перепроверки дефектов, выданных при экспресс расшифровке;
— итоговую ведомость натурного осмотра рельсов по результатам предыдущей проверки их мобильными средствами;
— последние файлы контроля съемными средствами дефектоскопии по проверяемому участку;
— выписку из утвержденного графика работы съемных средств дефектоскопии на текущий месяц;
— ведомость дефектных рельсов на 1 число текущего месяца;
— перечень замененных на участке ОДР с начала текущего года;
— журнал оперативных приказов по учету и контролю устранения дефектов III, IV степени по проходу дефектоскопных средств;
— журнал повторяемости отступлений III и IV степени по проходу дефектоскопных средств;
— ведомость формы ПУ-32д;
— универсальный шаблон модели 00316, штангенциркуль, метровая линейка, рулетка, щуп, зеркало, молоток.

5.6. Перечень документов и средств измерений оператора съемного дефектоскопа.
Оператор съемного дефектоскопа с регистратором должен иметь при себе:
— выписку из утвержденного графика работы съемных средств дефектоскопии на текущий месяц;
— ведомость дефектных рельсов на 1 число текущего месяца;
— выписку из журнала повторяемости дефектов III и IV степени;
— сигнальные принадлежности (флаг или диск на дефектоскопной тележке, жилеты, флажки, рожок, радиостанции, комплект петард);
— средства связи;
— бланки уведомлений;
— рабочий журнал;
— универсальный шаблон модели 00316, штангенциркуль, метровая линейка, рулетка, щуп, зеркало, молоток, щуп белая краска, кисточка, щетка, ветошь и шпатель для очистки рельса.
Все документы должны быть подписаны: начальником дистанции пути, начальником технического отдела, мастером участка дефектоскопии.

5.7. Порядок расшифровки дефектограмм мобильных средств.
Первичная расшифровка (экспресс-расшифровка) дефектограммы ведется руководителем смены и (или) назначенным им работником вагона-дефектоскопа в ходе рабочего проезда.
Основная расшифровка (пост-обработка) дефектограмм проезда проводится в стационарных условиях после завершения проезда двумя работниками, имеющими право на расшифровку дефектограмм.
В ходе проведения основной расшифровки должны проводиться следующие операции:
— сравнение сигналов от дефектов, отнесенных к «сомнительным» по результатам расшифровки предыдущего проезда, с сигналами в этих же местах по результатам расшифровки последнего проезда вагона-дефектоскопа, дефектоскопной автомотрисы или дефектоскопа с регистратором;
— анализ сигналов от дефектов и степени их развития в рельсах, включенных в выписку дефектных рельсов дистанции пути;
— составление списка всех, не проконтролированных вагоном-дефектоскопом, участков пути, с указанием причин по которым они не были проконтролированы.
Если при расшифровке обнаружена дефектограмма, характерная для опасного дефекта (4-я степень), руководитель смены мобильного средства дефектоскопии немедленно выдает заявку на ограничение скорости движения в соответствии с НТД-ЦП-93.
Результаты расшифровки дефектограмм записываются в журнал результатов контроля. Первичная и окончательная расшифровка участков пути должна проводиться разными лицами с подписью в журнале.
Порядок действий после окончания проверки рельсов (расшифровки)
По результатам окончательной расшифровки руководителем смены составляется сводная ведомость результатов контроля и делается распечатка отметок на дефектограммах от выявленных ДР и ОДР для проведения их натурного осмотра.
В ведомости по каждому проконтролированному участку пути вносятся:
— выявленные ОДР;
— выявленные дефектные рельсы;
— рельсы с сигналами от дефектов, не позволяющими по дефектограмме определить степень их опасности, выдаются на натурный осмотр.
— участки пути, дефектограммы которых трудно шифруемые или не шифруемые (контроленепригодные);
— участки рельсов, где потеря акустического контакта составляет более 0,25 метра.
Ведомость расшифровки результатов контроля рельсов выдается не позднее 24-х часов после проезда по участку.

5.8. Порядок действий при выявлении, учете, устранении и контроле устранения дефектов II, III, IV степени.
5.8.1. Порядок действий в процессе проверки.
В ходе проверки начальником смены или назначенным им работником производится запись дефектограмм рельсов с постоянным контролем работоспособности аппаратуры, ее чувствительности по записи болтовых отверстий, стыков и по уровню акустических шумов.
Начальник мобильного средства дефектоскопии совместно со специалистом дистанции пути следят за качеством записи дефектограммы. Ведут ее сравнение с дефектограммами предыдущего прохода, анализируют изменения параметров записи, проводят экспресс-анализ полученной информации.
При выявлении значительного несоответствия дефектограмм (отсутствие записи по одному из каналов и т.д.), для установления причины отклонения, начальник мобильного средства дефектоскопии производит его остановку, осматривает дефектоскопное оборудование и принимает решение о возможности продолжения проверки.
При обнаружении записей на дефектограммах, характерных для остродефектных рельсов, требующих ограничения скорости движения поездов (IV-я степень). Начальник мобильного средства дефектоскопии (расшифровщик съемных средств дефектоскопии) установленным порядком дает заявку на выдачу предупреждения об ограничении скорости по форме 1 инструкции ЦП-485 с записью в журнале (заявка дается дежурному по ближайшей станции или поездному диспетчеру или диспетчеру дистанции пути).
Представителю дистанции пути выдается распечатка дефектограммы. Представитель дистанции пути принимает немедленные меры по обеспечению безопасности движения поездов и организует замену остродефектных рельсов.
В случае обнаружения дефектов III-ей степени в трехсуточный срок должен быть обеспечен выезд на место представителя дистанции пути, (в соответствии с оперативным приказом по устранению неисправностей III, IV степени для проведения натурного осмотра и принятия решения с составлением акта).
Рельсы с сигналами от дефектов, не позволяющими по дефектограмме определить степень их опасности, выдаются на натурный осмотр. Окончательное заключение по сомнительным рельсам выдается после выполнения натурного осмотра с применением съемного дефектоскопа.
По окончании проверки представителю дистанции пути выдается под роспись ведомость формы ПУ-32д, и ведомость вторых степеней. Все материалы проезда (проезд, ПУ-32д, ведомость обнаруженных неисправностей IV, III, II степени, журнал оперативных приказов, график повторяемости неисправностей IV, III степени) выкладываются на FTP-сервер.

5.8.3 Порядок и сроки устранения дефектности, меры по обеспечению безопасности движения при повторении неудовлетворительной оценки километра по дефектности рельсов на участках пути 3 класса и ниже устанавливаются приказом начальника службы пути железной дороги.
При этом о выполнении работ по приведению неудовлетворительного километра в технически исправное состояние начальник дистанции пути докладывает в дорожный центр диагностики путевого хозяйства.
При необходимости, для обеспечения безопасности движения, на срок до замены дефектных рельсов, скорость движения поездов должна ограничиваться в соответствии с НТД-ЦП-93 и инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути ЦП-774. Ограничение вводится начальником дистанции пути на срок до 5 суток, начальником отделения железной дороги до 10 суток, на более длительные сроки ограничение скорости устанавливается приказом начальника железной дороги.
Начальник дистанции пути, заместители начальника дистанции, старшие дорожные мастера, начальники участков, дорожные мастера заносят в книги проверки пути формы ПУ-28 все выявленные мобильным средством дефектоскопии (расшифровщиком съемных средств дефектоскопии) дефекты III, IV степени, повлекшие ограничение скорости или закрытие движения поездов.
Сопровождающий от дистанции пути на основании выданных отрывных талонов и оперативного приказа организует работу по устранению дефектов в сроки, установленные настоящим порядком, и делает отметку об их устранении в ПУ-28.
Выполнив работы по устранению выявленных дефектов III, IV степени, дорожный мастер докладывает диспетчеру дистанции пути. При нахождении в конторе дистанции пути дорожный мастер лично делает отметку об устранении и расписывается в оперативном приказе.
Диспетчер дистанции пути, получив от дорожного мастера информацию об устранении выявленных мобильным или съемным средством дефектоскопии дефектов III, IV степени, делает отметку в журнале оперативных приказов и ставит в известность начальника дистанции пути или его заместителя по текущему содержанию пути.
Ответственность за своевременное и качественное устранение дефектов возлагается на дорожного мастера, а при его отсутствии на начальника участка. При повторах дефектов III, IV степени ответственность за их устранение возлагается на лиц, определенных оперативным приказом.
В случаях, когда своевременно устранить выявленные дефекты собственными силами невозможно, дорожный мастер обязан доложить об этом начальнику дистанции пути или его заместителю, которые должны оказать ему необходимую помощь, и при необходимости, ограничить скорость движения.
Начальник дистанции пути контролирует сроки устранения обнаруженных дефектов. Ежедневно на планерных совещаниях рассматривает положение дел с дефектностью рельсов, организует работу по устранению и при необходимости оказывает помощь линейным подразделениям рабочей силой, материалами, техникой.
По дефектам второй степени мастером цеха дефектоскопии организуется плановая проверка средствами дефектоскопии на основании задания на устранение выявленных неисправностей.
Задание на плановую проверку выявленных дефектов формируется начальником мобильного средства дефектоскопии или расшифровщиком съемных средств дефектоскопии, утверждается начальником дистанции пути и выдается под роспись оператору дефектоскопной тележки. Строку «текущий месяц» заполняет начальник мобильного средства дефектоскопии или расшифровщик съемных средств дефектоскопии, строку «задание» заполняет мастер участка дефектоскопии и указывает дефекты подлежащие устранению. В конце месяца он же заполняет графу «выполнение». Заносится количество дефектов и вид дефекта второй степени.

6. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАТУРНОГО ОСМОТРА

Для проведения натурного осмотра, начальником дистанции пути создается бригада.
В состав бригады должны входить:
— бригадир или дорожный мастер участка пути, на котором производится натурный осмотр рельсов;
— оператор дефектоскопной тележки, не ниже 6-го разряда;
— сигналист для ограждения места производства работ;
Осмотр должен проводиться в два этапа:
— Этап 1. Визуальный осмотр.
— Этап 2. Ультразвуковое дефектоскопирование.
Для оформления результатов натурного осмотра и точного определения места расположения предполагаемого дефекта бригаде натурного осмотра выдается ведомость и дефектограммы с предполагаемым дефектом.
Натурный осмотр может проводиться как с применением дефектоскопов сплошного контроля типа Авикон-01, Авикон-011, РДМ-22, РДМ-2, АДС-02 (Приложение N 24), так и дефектоскопами локального контроля типа РДМ-3, РДМ-33, Пеленг, Авикон-02Р.
Дорожный мастер подает заявку на выдачу предупреждений о проведении работ по проверке рельсов.
После получения подтверждения о выдаче предупреждений на поезда непосредственно у дежурных по станциям, ограничивающим перегон или у поездного диспетчера, руководитель работ производит ограждение места осмотра в соответствии с требованиями «Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ» ЦП-485 (п. 4.3).

6.1. Порядок визуального осмотра рельса.
Визуальный осмотр рельса проводится для выявления трещин, отслоений, механических повреждений, пластических деформаций на поверхности рельса, с последующим замером и определением кода выявленного дефекта.
Осмотр подголовочной грани, подошвы рельса, места перехода головки в шейку и других труднодоступных мест рельса производится с применением зеркала и щупа.
Визуальный осмотр болтового отверстия со снятием накладок проводится для выявления трещин в болтовых отверстиях, отсутствия или некачественного выполнения фасок, грубой обработки отверстия, наплывов на кромках отверстий, неровностей на поверхности отверстий вследствие некачественного сверления, коррозии.
Помимо указанных дефектов, проводится осмотр рельса на наличие сварного стыка на расстоянии менее 3-х метров от торца рельса, наличия дополнительных отверстий (дефекта по коду 99.1 и 99.2) и других сверлений в зоне болтового стыка.
При выявлении торцов рельса, обрезанных автогеном, дополнительных отверстий или сварных швов в зоне накладок необходимо присваивать рельсу код дефекта 99.1 и менять его как остродефектный рельс.
Должно выполняться фотографирование мест осмотра с указанием даты и результатов осмотра.

6.2. Порядок проведения ультразвукового контроля.
При проверке двухниточными дефектоскопами рельсы первоначально контролируются сплошным контролем на длине по 25 метров в обе стороны от места предполагаемого дефекта с записью на регистратор и с привязкой к координате предполагаемого дефекта.
При получении импульса на ЭЛТ (ЖКД) дальнейший контроль производится с применением ручных преобразователей с озвучиванием с обеих сторон.
Проверка места предполагаемого дефекта с применением дефектоскопов локального контроля осуществляется с обязательным применением средств измерения путейской координаты (рулетка, линейка).
Для проведения проверки рельса ручными преобразователями используются НЭП с углом ввода:

Для исключения ложной перебраковки рельса при проведении проверки болтовых отверстий из-за вероятного наличия сигнала от места сопряжения болта и поверхности болтового отверстия, болт изымается из отверстия и ультразвуковая проверка повторяется. При наличии импульса при вывернутом болте или наличии двойного импульса проводится снятие накладок для выявления дефектов болтового отверстия. Определяются размеры и характер повреждения.

6.3. Мероприятия, выполняемые по результатам натурного осмотра рельсов.
При выявлении во время натурного осмотра остродефектного рельса, оператор дефектоскопной тележки выписывает уведомление дорожному мастеру, который организует его замену в соответствии с требованиями НТД/ЦП-2,3-93 и «Инструкции по текущему содержанию пути» ЦП-774.
При выявлении во время натурного осмотра иной причины, она указывается в акте натурного осмотра.
Акт натурного осмотра, за подписью дорожного мастера (бригадира пути) и оператора дефектоскопной тележки оформляется в обоих вышеуказанных случаях и хранится в участке дефектоскопии, вагоне-дефектоскопе и в дефектоскопной автомотрисе.
Результаты натурного осмотра вносятся согласно приказу N 21-Н от 14.02.2005 года в итоговую ведомость контроля участка пути.
Мастером участка дефектоскопии итоговая ведомость контроля выдается начальнику вагона дефектоскопа или автомотрисы перед началом следующего контроля участка пути для сравнительного анализа дефектограмм регистратора и дефектограмм вагона-дефектоскопа или автомотрисы.
При обнаружении ОДР любым средством дефектоскопии, проверяются дефектограммы предыдущих проездов вагона-дефектоскопа, дефектоскопной автомотрисы, а также съемного дефектоскопа с регистратором и проводится анализ возможных причин, по которым они не были выявлены.
По результатам контроля составляется (с учетом результатов проведенного натурного осмотра) сводная ведомость дефектных и остродефектных рельсов, которая передается руководителю участка дефектоскопии, одновременно начальником вагона-дефектоскопа отправляется телеграмма в адрес ПЧ, П для организации замены остродефектных рельсов, учета этих сведений при планировании работы дефектоскопных средств участка дефектоскопии, проверки контроленепригодных рельсов.

7. КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ КАЧЕСТВА РАБОТЫ СРЕДСТВ НК

Для проведения комплексного анализа, контроля качества расшифровки и создания архива данных руководителем смены вагона-дефектоскопа раз в смену передается в Дорожный центр диагностики пути на магнитном носителе фрагменты файлов дефектограмм выявленных и подтвержденных ОДР.
При обнаружении ОДР любым средством дефектоскопии, проверяются дефектограммы предыдущих проездов вагона-дефектоскопа, дефектоскопной автомотрисы, а также съемного дефектоскопа с регистратором и проводится анализ возможных причин, по которым они не были обнаружены ранее, а именно:
— недостаточные (на день предыдущей проверки) размеры дефекта для их выявления существующими дефектоскопами;
— недостаточная периодичность контроля рельсов;
— отсутствие записи (из-за плохого акустического контакта);
— запись на фоне помех, не позволяющих проводить расшифровку;
— полное или частичное отсутствие записи вследствие неисправности аппаратуры или неправильной настройки дефектоскопического комплекса или съемного дефектоскопа;
— пропуск при расшифровке дефектограммы;
— контроленепригодный участок рельса;
— ошибочная классификация рельса, как дефектного (перебраковка), операторами съемных дефектоскопов, дефектоскопной автомотрисы или вагона-дефектоскопа, а также некоторые другие причины.
По результатам анализа должны быть установлены причины пропусков ОДР или перебраковки и приняты меры по их предотвращению в будущем.
Результаты работы вагона-дефектоскопа должны рассматриваться в Центрах диагностики пути и в дистанциях пути при подведении ежемесячных итогов и планировании работы дефектоскопных средств на следующий месяц.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *