какие графические формы представления свернутой информации вам известны

Приемы и формы свертывания информации. 9-й класс

Класс: 9

Цель урока: выработать у детей навыки свертывания информации и использовать их в устных выступлениях, письменных работах, проектах.

Задачи:

Цитаты к уроку:

При разработке занятия использованы издания:

Ход занятия

Вспоминаем основные этапы, которые мы проходим, имея дело с новой информацией:

Далее говорим о способах и формах обработки уже найденной и отобранной информации.

Главные задачи, которые стоят при этом перед нами:

Многие приемы свертывания информации детям уже известны, хотя, возможно, они и не задумывались над этим. Приведем несколько известных примеров, с которыми все так или иначе встречались. Показываю: аннотацию, рекомендательный список литературы, схему, карту. Все это примеры уже свернутой информации. Так что же такое свертывание информации? – Это преобразование текста с целью уменьшения его физического объема, сохраняя при этом в нем все необходимые смыслы.

Получаем лаконичную конструкцию, но основной смысл при этом сохранен.

В качестве одной из форм лексического свертывания можно рассмотреть использование метафор:

Трудно даже перечислить все затронутые в книге вопросы: читатель как бы попадает на интеллектуальный пир, откуда он не уйдет голодным, хотя некоторые блюда ему, может быть, не придутся по вкусу. (М.В. Арапов)

Смысл этой метафоры: содержание книги многогранно.

Формы свертывания могут быть текстовые и графические:

Текстовые формы свертывания информацииГрафические формы свертывания информации
Библиографическое описание(или список литературы)Схема:
· кластер
· подчинительная
· схема взаимодействия
· кольцевая
· циклическая
АннотацияГрафик
РефератДиаграмма
· кольцевая
· столбчатая
· «холмистая»
ОбзорТаблица
План, план-конспектПлан (местности)
КонспектКарта
Тезисы
Дайджест
Резюме

Эта таблица (2 слайд презентации), собственно, тоже пример удачного представления свернутой информации. Ведь если бы данные этой таблицы были записаны в один сплошной абзац, насколько сложнее было бы эту информацию воспринимать.

Далее рассматриваем каждую форму отдельно. Об этом — следующая таблица. Дети делятся на группы, каждая из которых получает задание рассказать о конкретной форме (3-7 слайды).

Текстовые формыОписание формы
АннотацияЭто краткая характеристика первичного документа с точки зрения его содержания, назначения, формы и других особенностей.
Аннотации бывают справочными или рекомендательными. Справочная аннотация характеризует издание, не оценивая его, раскрывает его основные черты, идеи, называет читательский адрес и возможные варианты использования. В рекомендательной аннотации применяются приемы, привлекающие читателя к его содержанию, вызывающие желание прочитать.
Служит в качестве средства информационного поиска документов.
РефератРеферат — это краткое изложение содержания первичного документа, включающее основные фактические сведения и выводы.
Следует различать библиографический реферат и учебный реферат. Первый создается по одному источнику, и читатель, знакомясь с ним, определяет, нужно ли ему обращаться к первоисточнику. Учебный реферат создается в идеале по нескольким источникам, которые рассматривают одну проблему. Это своего рода — результат самостоятельной работы над темой. Задача ученика не просто законспектировать сведения, но и сделать свой обобщающий вывод. Учебные рефераты должны сопровождаться списком использованной литературы и правильно оформленными ссылками и цитатами.
ОбзорОбзор — это вид свертывания информации, который содержит сжатое изложение основного содержания ряда документов, объединенных одним или несколькими общими признаками (темой, автором, т.д.).
Обзор материалов по теме доклада часто является обязательной частью работы старшеклассников при подготовке какого-либо выступления или во время исследовательской деятельности.
План, план-конспектПлан — это систематизированный перечень разделов, подразделов, пунктов и подпунктов, который характеризует структуру текста. «Информационная модель рассматриваемой темы» (Н.И.Гендина).
План, самостоятельно написанный и потом используемый в устном выступлении — лучшее средство для развития речи и выработки навыков публичных выступлений.
План-конспект в каждом пункте содержит одно или несколько назывных предложений, раскрывающих основные идеи данного пункта.
Обычно написание плана связано с подготовкой к сочинению по литературе.
КонспектЭто краткий, но связный пересказ содержания изучаемого текста. Конспект может содержать элементы плана, выписки, цитаты, тезисы.
Требования к конспекту: основные его элементы обязательно должны в полном объеме фиксировать позиции автора, систему основных утверждений и их аргументацию.
Отличие от тезисов: конспект содержит не только основные положения и выводы, но и ход рассуждений автора, доказательства и примеры.
ТезисыТезисы — это основные положения доклада или сообщения. Тезисы выражают суть читаемого в кратких формулировках, дают возможность раскрыть содержание.
Умение составлять тезисы своего выступления или прочитанной статьи очень полезно для того, чтобы «уложить в голове» сложные материалы.
ДайджестЭто сокращенное изложение авторского текста. Он составляется из цитат, отобранных и сгруппированных таким образом, чтобы дать представление о содержании текста.
РезюмеЗаключительная часть научного текста, в которой кратко излагается суть работы и выводы. Резюме используется и как форма изложения сути материала, опубликованного на иностранном языке, если текст не переведен.

Затем переходим к графической информации.

Графические формы свертывания информацииОписание формы
СхемаКластерПоказывает различные равнозначные направления и связи, и, в то же время, может развивать каждую ветвь по принципу подчинения.
Схема подчиненияПоказывает иерархическую структуру чего-либо (штата школы, структуру библиотеки, научной дисциплины по принципу «от общего к частному». ).
Схема взаимодействияВыстраивает партнерские взаимосвязи звеньев.
Кольцевая схемаСтроится стрелками по кольцу от блока к блоку и отражает замкнутый цикл чего-либо.
Циклическая схемаВ отличие от кольцевой, представляет явления и процессы, повторяющиеся с некоторой регулярностью, но не являющиеся замкнутыми.
ДиаграммаДиаграммы используются в тех случаях, когда нужно сравнить абсолютные показатели на данный момент или в данных условиях.
Виды диаграмм:
а)кольцевая
Круг, разделенный на сегменты, представляет соотнесение различных частей целого.
б) столбчатаяТакая диаграмма показывает динамику процесса и объединяет данные по нескольким группам и признакам.
в) «холмистая»Удобно сравнивать изменения одних и тех же показателей, например, в разных условиях.
ГрафикГрафики в отличие от схем показывают относительные изменения одного или нескольких показателей в зависимости от каких-то условий, а не устойчивые связи. В обзорно-аналитических документах графики используются, чтобы:
· проиллюстрировать характерные особенности структуры, взаимосвязи и динамику явлений;
· представить возможность проведения качественного анализа изучаемых процессов и явлений;
· выявить общие закономерности и тенденции;
· иллюстрировать результаты анализа и обобщения сведений, фактов и данных.
ТаблицаЭто цифровой (или текстовой) материал, сгруппированный в определенном порядке в колонки (графы) и состоящий из ряда горизонтальных строк.
Удобна, когда нужно свести ряд данных для сравнения или противопоставления по разным параметрам. Чаще всего речь здесь идет о постоянных показателях.
Достоинства:
· компактное (сжатое) представление сведений;
· наглядность и обзорность;
· лучше выявляются взаимосвязи между сведениями и данными.
Карты, планыУметь пользоваться картой — это тоже пользоваться свернутой информацией. В перечень обязательных навыков д.б. включено умение ходить по городу с картой.

Схемы, рисунки, таблицы помогают увидеть и понять структуру текста и взаимосвязь его элементов. Это особенно важно, если элементов много. Не надо думать, что схемы это обязательно что-то сухое. Немного воображения – и схемы оживут и принесут вам не только большую пользу, но и немалое удовольствие. В книге «Далекие годы» Константина Паустовский вспоминает старого учителя географии, который, чтобы его ученики лучше запоминали всякие географические вещи, придумывал разные наглядные способы: «Так, он рисовал на классной доске большую букву А. В правом углу вписывал в эту букву второе А, поменьше, в него – третье, а в третье – четвертое. Потом он говорил: «Запомните: это Азия, в Азии – Аравия, в Аравии – город Аден, а в Адене сидит англичанин». Мы запомнили это сразу и на всю жизнь».

Схем существует огромное количество. Мы остановимся лишь на некоторых: кластер (гроздь). Один из примеров такой схемы – кластер «Акцизы» (8-й слайд). Акциз – это налог, установленный на определенный круг товаров, каких именно – видно на экране. Этот налог включают в цену товара, и его уплачивают покупатели. Посмотрите на кластер и без труда догадаетесь, почему акцизы называют еще налогами на «грехи».

Кластер удобен для постановки вопросов, которые нужно выяснить. Например, в большой теме – «Морская черепаха» (9 слайд) можно выделить несколько подтем.

Используя разные схемы, можно легко воспроизводить по ним информацию. То есть кластер о морских черепахах, также как и схема подчинения «Баня и здоровье» (10 слайд) и кольцевая схема (11 слайд), могут служить планом вашего рассказа по этим вопросам.

В качестве самостоятельного задания детям предлагаются небольшие тексты. Нужно свернуть имеющуюся в них информацию по схеме (12 слайд):

«На протяжении последних лет в библиотеках активно создаются и используются локальные и сетевые электронные ресурсы, фонды пополняются новыми носителями информации, идет освоение предложений Интернета, развиваются электронные библиотеки. Экспонентный прирост информации, развитие глобальных сетей делают информационное поле бесконечно огромным. Библиотекарям необходимо найти направления эффективного, инновационного ответа на те предложения, которые выдвигает эпоха информации. Необходимость переработки всё возрастающих информационных потоков ведет к развитию кооперации и интеграции между библиотеками. Эти же процессы естественным образом выводят библиотеки за рамки ведомств или учреждений, к которым они относятся, что расширяет их возможности и круг пользователей библиотек».

Бывает, что в текстах решения проблемы нет:

Выводим результаты самостоятельной работы в презентацию (13-14 слайды).

Далее переходим к рассмотрению диаграмм и графиков (слайды 15-18). Учащиеся получают цифровые данные в таблицах о своем чтении в школьной библиотеке, которые используют в построении диаграмм в программе Excel.

Класс1 триместр2 триместр3 триместрСумма (книги)
374957143
384550133
596574198

Графики позволяют увидеть изменение разных показателей (слайд 18).

Фамилия читателя2008-2009 учеб. год2009-20102010-2011
Иванов232110
Петров81317
Сидоров192522

Результаты этой работы позволяют сравнить показатели чтения в 9-х классах за текущий год (табл. 1), увидеть динамику своего чтения за несколько лет (табл. 2).

Таблица хороша не только в работе с количественными показателями, но и тогда, когда нужно представить общую картину по фактам, событиям, т.д. Например, таблица «Жизнь и творчество А.С. Пушкина» (слайд 19).

План и карта. Это на самом деле географические понятия. Но и карта, и план (местности, комнаты) – это тоже примеры свернутой информации. Умение работать с картой и планом также очень важно. Оказавшись в незнакомом городе, с картой можно передвигаться так, будто в этом городе всё знакомо. Умение ходить с картой по городу — это тоже признак информационной культуры. (Чтобы наглядно показать работу с планом и картой, можно использовать интерактивное наглядное пособие по географии «План и карта». – М., «Дрофа», 2007).

Источник

Учитель информатики

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Какие графические формы представления свёрнутой информации вам известны?

10. Какие графические формы представления свёрнутой информации вам известны? Используйте одну из них для представления содержания этого параграфа.

Ответ

Графические формы свертывания информацииОписание формы
СхемаКластерПоказывает различные равнозначные направления и связи, и, в то же время, может развивать каждую ветвь по принципу подчинения.
Схема подчиненияПоказывает иерархическую структуру чего-либо (штата школы, структуру библиотеки, научной дисциплины по принципу «от общего к частному»…).
Схема взаимодействияВыстраивает партнерские взаимосвязи звеньев.
Кольцевая схемаСтроится стрелками по кольцу от блока к блоку и отражает замкнутый цикл чего-либо.
Циклическая схемаВ отличие от кольцевой, представляет явления и процессы, повторяющиеся с некоторой регулярностью, но не являющиеся замкнутыми.
ДиаграммаДиаграммы используются в тех случаях, когда нужно сравнить абсолютные показатели на данный момент или в данных условиях.
ГрафикГрафики в отличие от схем показывают относительные изменения одного или нескольких показателей в зависимости от каких-то условий, а не устойчивые связи. В обзорно-аналитических документах графики используются, чтобы: · проиллюстрировать характерные особенности структуры, взаимосвязи и динамику явлений; · представить возможность проведения качественного анализа изучаемых процессов и явлений; · выявить общие закономерности и тенденции; · иллюстрировать результаты анализа и обобщения сведений, фактов и данных.
ТаблицаЭто цифровой (или текстовой) материал, сгруппированный в определенном порядке в колонки (графы) и состоящий из ряда горизонтальных строк. Удобна, когда нужно свести ряд данных для сравнения или противопоставления по разным параметрам. Чаще всего речь здесь идет о постоянных показателях. Достоинства: · компактное (сжатое) представление сведений; · наглядность и обзорность; · лучше выявляются взаимосвязи между сведениями и данными.
Карты, планыУметь пользоваться картой — это тоже пользоваться свернутой информацией. В перечень обязательных навыков д.б. включено умение ходить по городу с картой.

а)кольцевая Круг, разделенный на сегменты, представляет соотнесение различных частей целого.

б) столбчатая Такая диаграмма показывает динамику процесса и объединяет данные по нескольким группам и признакам.

в) «холмистая» Удобно сравнивать изменения одних и тех же показателей, например, в разных условиях.

Источник

Графическая информация

Графическая информация – это сведения, представленные в виде схем, эскизов, изображений, графиков, диаграмм, символов.

Графическая информация является разновидностью визуальной (зрительной) информации. К ней относятся: рисунки, гравюры, плакаты, схемы, географические карты, развертки, эскизы и т.д. Она состоит из точек, штрихов, линий, которые выполнены карандашом, тушью, мелом, фломастером на бумаге, картоне, классной доске и т.д.

Стоит сказать, что графическая информация сопровождает человека с момента его появления и развивается с ним одновременно. К самой ранней графической информации относятся изображения, нарисованные углем, сажей, или же процарапанные на стенах пещер и камнях. В современном мире для создания графической информации человеку на помощь пришла цифровая техника.

В настоящее время на экране монитора стало возможным получать рисунки, чер тежи в таком же виде, как на бумаге с помощью каранда шей, красок, чертежных инструментов. Такого рода графическая информация называется цифровой (цифровая графика). Кроме того, рисунок из памяти компьютера может быть выведен не только на экран, но и на бумагу с помощью принтера. Сегодня су ществуют принтеры цветной печати, дающие качество ри сунков на уровне фотографии.

Приложения компьютерной графики очень разнообразны. Для каждого направления создается специальное программное обеспечение, которое называют графическими програм мами, или графическими пакетами.

Таким образом, в растровой графике кодирование изображения происходит путем деления изображения на маленькие точки или пиксели. Каждому пикселю присваивается код его цвета вместе. Информация о каждой такой точке содержит компьютерная видеопамять.

В создании векторной графики участвуют примитивные объекты – линия, кривая, точка, прямоугольник, треугольник, окружность. Данные элементы и их объемы описываются при помощи математических формул.

Графическая информация может быть представлена по-разному. Способы представления графической информации зависят от назначения данной информации и типа устройств, для которых она предназначена.

Источник

Технология. 5 класс

Конспект урока

Технология, 5 класс

Урок 30. Формы графического представления информации

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Органы чувств и виды информации

2. Формы графического представления информации

Визуальная информация — информация в наглядной форме.

Эскиз это плоское изображение детали от руки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Для человека каналами восприятия являются его органы чувств. Это глаза, уши, рот, нос, кожа. В соответствии с каналами восприятия информации её можно разделить на пять видов:

— визуальная информация воспринимается органами зрения,

— аудиальная информация воспринимается органами слуха,

— обонятельная информация, воспринимаемая чувствительными нервными окончаниями в полости носа – рецепторами,

— вкусовая информация воспринимается вкусовыми рецепторами языка,

— тактильная информация воспринимается нервными окончаниями в коже и мышцах.

Наибольшее разнообразие имеют разные формы представления визуальной информации. Прежде всего информацию могут нести натуральные объекты, их материальные макеты и модели. Она может быть представлена в разной форме – в виде реального объекта, макета, картины, рисунка, схемы, условного знака, текста, жеста.

В науке в виде специальных знаков, символов и обозначений

Детальную информацию об окружающих предметах дают фотографии или живописные полотна. Фотография очень широко используется в научных исследованиях. Она позволяет зафиксировать то, что не способен уловить человеческий глаз.

Динамичным вариантом представления информации являются кино- и видеоизображения

Точные характеристики объекта дают другие формы представления информации – чертежи, эскизы и схемы

Иногда, чтобы точно и качественно передать информацию, используют символы и знаки. Знаком может быть какая-то материальная вещь, фигура, образ, которые для людей обозначают определённый предмет, действие или свойство.

Самыми важными знаками являются слова. Для слов, в свою очередь, были придуманы знаки, чтобы их записывать – буквы.

Для проведения расчётов так же существуют специальные знаки. Это римские и арабские цифры, знаки умножения, деления, сложения, вычитания, равенства и неравенства.

Очевидно, что есть масса различий между тем как компьютером и человеком воспринимается графическая и звуковая информация. Для человека каждое изображение, которое может быть далеким от реалистической фотографии, представляет собой содержательную структуру, ведь каждый человек может отличить, к примеру, пейзаж от портрета. Это становится возможным по той причине, что зрительное восприятие представляет собой не результат работы одних только органов зрения, но еще и является результатом обработки информации при помощи мощного интеллекта, имеющего поразительные способности распознавания.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. множественный выбор

Что относится к графической информации

рисунок, чертеж, фотография, картинка в книге, изображение на экране телевизора, книга, цветок, дождь

Правильный вариант ответа:

рисунок, чертеж, фотография, картинка в книге, изображение на экране телевизора

Источник

Некоторые приёмы работы с текстовой информацией

Основная часть накопленной человечеством информации зафиксирована в текстовой форме. Умение эффективно работать с текстовой информацией — важное условие успешной учёбы и профессиональной деятельности в современном мире.

При чтении текстов их можно размечать знаками, например такими:

+ — знакомая информация;
! — новая информация;
? — информация, вызывающая сомнение и вопросы.

Очень важно уметь выделять в тексте главное, концентрируя внимание на опорных (ключевых) словах и фразах, несущих основную смысловую нагрузку.

Широко используются и графические формы свёртывания информации. Рассмотрим некоторые из них.

Кластер (от англ, cluster — гроздь, скопление) — графическая схема, используемая для представления в структурированном виде ключевых слов и словосочетаний, относящихся к рассматриваемому вопросу. При построении кластера в центральном овале располагают ключевое понятие. В овалах второго уровня — понятия, раскрывающие смысл ключевого. В овалах третьего уровня идёт детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне и т. д. На рисунке 1.4 представлен кластер, описывающий виды компьютерного интерфейса.

какие графические формы представления свернутой информации вам известны

Ещё одна графическая форма свёртывания информации — денотатный граф (от лат. denote — обозначаю). При его построении необходимо придерживаться следующих правил.

1. Выделите ключевое понятие (слово или словосочетание) и проанализируйте его существенные признаки. Впишите ключевое понятие в верхний прямоугольник.

3. Конкретизируйте в прямоугольниках следующего уровня смысл выбранных вами глаголов для более полного раскрытия ключевого понятия.

4. Следите за чередованием имени и глагола. Именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи.

5. Проверяйте каждый блок включённой в граф информации во избежание ошибок, несоответствий и противоречий.

На рисунке 1.5 изображён денотатный граф, раскрывающий существенные признаки понятия «система».

Для обобщения и систематизации крупных блоков информации можно использовать интеллект-карты, принципы построения которых придумал британский психолог Тони Бьюзен. Строгих правил построения интеллект-карт не существует, но при их создании можно учитывать следующие рекомендации.

какие графические формы представления свернутой информации вам известны

1. В центре листа картинкой или несколькими словами обозначьте основное понятие, возьмите его в рамку или в кружок.

2. От центрального объекта нарисуйте в разные стороны цветные ветви — основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации. Подпишите каждую ветвь одним-двумя словами (надпись должна быть разборчивой).

3. Рисуя интеллект-карту, применяйте как можно больше цветов и как можно чаще используйте рисунки.

4. От каждой ветви нарисуйте несколько более тонких веточек — развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.

5. Смысловые блоки отделяйте линиями, берите в рамку.

6. Связи между элементами интеллект-карты показывайте стрелками разного цвета и толщины.

7. Сначала оформляйте основные идеи, а затем уже их редактируйте, делая карту более понятной и красивой.

На рисунке 1.6 представлена интеллект-карта, дающая развёрнутое представление о понятии «объект».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *