какие группы нравственных отношений вам известны
Нравственные отношения
Нравственными можно назвать те отношения, в которые люди вступают друг с другом, совершая положительные поступки. Нравственные отношения отличаются от внеморальных отношений, которые, в принципе, не связаны с моральной деятельностью, а также от аморальных отношений, которые получают отрицательную оценку с точки зрения требований нравственности.
Строго говоря, если рассматривать конкретное нравственное отношение между людьми, то оно предстает как взаимоотношение, в котором каждый агент может полагать себя субъектом.
Если субъектов этого отношения выступает общество, то личность характеризуется как объект нравственного отношения, и берется лишь в нравственных качествах, как они выступают в ее поступках, в нравах, в нравственной деятельности в целом.
Если же брать в качестве субъекта личность, то объектов нравственного отношения будет не все в жизни общества, а лишь моральная сторона этой жизни, т.е. существующие в обществе моральные принципы, нормы, кодексы, идеалы.
Гармоничное сочетание личных и общественных интересов достигается только благодаря действительному единству личного и общественного морального сознания.
Моральное сознание
Поступки и нравы, нравственные отношения, будучи элементами моральной деятельности, включают в себя деятельность сознания, так как они сначала проходят через сознание, прежде чем, сложиться. Существенным моментом этого «прохождения» является их отражение в общественном и индивидуальном сознании.
Особенности морального сознания:
— нравственное сознание отличается от теоретического познания наличием в первом аксиологического (оценочного) момента: в нем отражается не только природа явления, но также устанавливается его значение для субъекта и, тем самым, отношение субъекта к явлению;
— ему присуща функция ориентирования человеческого сознания на определенные ценности при помощи норм, образцов и идеалов.
ОБЩАЯ СТРУКТУРА МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ:
1. субъективно-личные элементы (чувство стыда, советь, самооценка и т.п.).
2. объективно-коллективные элементы (моральные принципы, нормы и пр.)
4. эмоциональные элементы (любовь, ненависть зависть и др.)
В индивидуальном и общественно нравственном сознании можно вычленить следующие уровни:
1. подсознательного стимулирования поступков потребностями, аффектами, стереотипами, установками, подражание.
2. обыденный уровень, на котором поступки мотивируются обычаем, традицией мнением, авторитетом, лидеров, модой и т.д.
3. уровень идеологии, на котором поведение людей стимулируется национальными и т.д.) интересами, выраженными в виде программно-политический идей, нравственных норм, моральных кодексов, устойчивых принципов.
4. Научно-теоретический уровень морального сознания, благодаря которому поступки и нравы мотивируются научно познанными интересами общества класса и личности.
Совокупность представлений человека, которое формируется в его голове на основе жизненного опыта или его теоретического осмысления складывается в систему знаний, ядром которого являются этические категории.
МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ в системе регуляторов поведения
Моральная регуляция поведения достигается, прежде всего, при помощи нравственных норм и других требований, имеющих императивный (повелительный) характер.
СПЕЦИФИКА МОРАЛЬНЫХ НОРМ
В самом общем значении НОРМА – требование, которое должно быть выполнено для достижения какой-либо цели. Понятие нормы близко по значению понятию правила. Но правила могут вводиться или отменяться с согласия участников данного рода деятельности. Нормы же не могут менять по произволу и имеют более закономерное, объективно-необходимое происхождение и основание.
Все социальные нормы объединяются в три большие группы: операционные нормы, регламентирующие и субординационные.
К первой группе относятся технические и технологические инструкции, военно-уставные правила, школьно-воспитательные методики, Госты, тарифы, цены и прочие установ индивидов (общности) с потребностями какой-либо высшей общности (класса, нации, государства). Таковы нормы права и морали.
Моральные нормыотличаются от правовых норм меньшей определенностью предъявителя (субъекта) и исполнителя (объекта) требования. Обширностью сферы применения, разнообразием и гибкостью способов предъявления требования и санкций за его исполнение или неисполнение. Однако при определенных условиях моральные нормы могут трансформироваться со статьи закона, а некоторые правовые установления имеют свои корреляты в морали.
В моральных нормах выражена ее императивность, повелительность. В морали императивность выступает в виде системы требований к поведению лиц, в которые облекается общий интерес того сообщества людей, к которому принадлежит данное лицо. Особенность морального требования в предусматриваемой относительности свободы действий.
Моральная норма – это требование в виде предписания или запрещения какой-либо формы поведения (поступка). Моральные нормы регулируют частные формы поведения. Более общие, нормативные требования обычно называю моральными принципами. Свод моральных принципов и норм данной системы морали называют моральным кодексом.
Моральная норма есть требование, зафиксированное в общественном и индивидуальном сознании в виде определенной словесной формулировки. Но сама эта формулировка и связанная с нею мысль или образ являются ничем иным, как отражением распространенного массового типа поведения, считающегося нормальным. Норма как распространенный тип особого рода поступков, существует до их сопоставления с какими-то идеальными образцами, эталонами свойственными сознанию.
Они отражают в концентрированном виде положительный и отрицательный опыт практической жизни больших масс людей. Таким образом, в моральной норме складывается единство сознания и поведения, сущего и должного, субъективного и объективного. Нормы – это обобщения «правильного» в поступках и нравственных отношениях. Цель нравственного воспитания – это превращение норм в привычные формы повседневного поведения.
Проблема социально сущности моральных норм включает в себя два вопроса: а) о социальной обусловленности происхождения норм; б) социальной целесообразности их функционирования.
И в том и в другом случае моральные нормы вторичны, производны от социальной необходимости и целесообразности. Самый набор норм, избираемых людьми для себя, определяется, в конечном счете,
ВИДЫ И ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА МОРАЛЬНЫХ НОРМ
Различаются два типа норм: императивные и деонтические (деон –долг). Императивные нормы выражаются простыми повелительными предложениями. Например, «будьте бдительны!», «берегите лес!». Здесь обнаруживаются два элемента: а) описание некоторой ситуации или состояния (дескриптор); б) указание на то, что данное состояние уже имеет место или его требуется еще только реализовать (диктор). Императивные предложения различаются между собой дикторами (будьте бдительны – мы бдительны).
Деонтические нормы обязывают. Разрешают или запрещают какие-либо поступки. Деонтические нормы выражают моральную необходимость и выражаются предложениями со словами «должно», «позволено» и «запрещено». В свою очередь деонтические номы разделяются на две разновидности: категорические и гипотетические.
Категорические нормы обязывают, разрешают или запрещают поступок независимо от внешних условий.
Гипотетические нормы обязывают, разрешают или запрещают поступок в зависимости от определенных условий обстоятельств, ситуации и т.п., которые обычно указываются в самой формулировке нормы или подразумеваются. Например, «всякий трудоспособный мужчина в возрасте от 18 до 60 лет должен трудиться». В строгом смысле слова среди деонтических норм лишь гипотетические нормы могут считаться моральными нормами, ибо всякий поступок конкретен.
Для этического анализа моральной нормы достаточно отметить ее три элемента: диспозицию, гипотезу и санкцию.
Диспозиция – центральный элемент нормы, выражающий содержание и характер требования. Диспозиция стимулирует положительную моральную деятельность. Нормы-разрешения (поощрения на сверхдолжное) могут стать всеобщими в будущем, когда героическое станет обычным. Нормы-запреты и нормы-рекомендации – это о сути дела одно и то же требование, которое в своем полном содержании должно гласить «Не лги, но говори правду».
Гипотеза – структурный элемент моральной нормы, указывающий на условиях ее исполнения. Эти условия ограничивают действие нормы. Чаще всего таким условием выступает указание адресата (исполнителя) нормы. Гипотетичность моральных норм особенно наглядно выступает в кодексах профессиональной этики (например: врачебной, воинской и т.п.), где общей гипотезой всех норм является ограниченность адресата – люди определенной профессии.
Санкция – структурный элемент моральной нормы, выражающий способы или средства обеспечения ее действенности: одобрение, осуждение в разных видах и формах. В формулировке моральной номы санкция обычно не представлена, но всегда подразумевается (хотя бывают исключения: «не судите, да не судимы будете»). В качестве моральной санкции может выступать эмоциональная реакция другого лица или лиц на поступок, словесное одобрение или неодобрение, слава, сплетня, бойкотирование, обсуждение на собрании с тем или иным решением и другие формы выражения общественного мнения, а также суд собственной совести. В отличие от права, в морали санкции не столько определенны и стабильны, что связано с общими особенностями функционирования морали как регулятора общественной жизни.
Вопросы для самопроверки:
1. Совокупность особого рода представлений, идей о правилах поведения человека в обществе называется моралью.
3. Общественная наука о морали и нравственности называется этика.
4. Сущность морали заключается в саморегулировании совместной жизни людей.
5. Материалистические тенденции в этике выражают: натурализм, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм.
6. Общие черты натуралистической этики: все особенности поведения людей и все элементы их нравственного сознания выводятся из «природы»: внешней, когда добро в людях определяют как частицу мировой законосообразности, гармонии мирового разума, или из природы человека, из его физической конституции, потребностей, интересов, как это свойственно просветителям.
7. Гедонизм (наслаждение, удовольствие) – утверждает, что высшее благо полагается в чувственном наслаждении.
9. Идеализм в этике представлен: религиозными доктринами, этическими концепциями объективного идеализм (Платон, Гегель), субъективно-идеалистическими интерпретациями морального сознания (Кант, Конт, неопозитивизм, экзистенциализм).
10. Верно ли, что в этике различают пять функций морали?
11. Основная функция морали заключается в регулировании поведения человека.
12. Аксиологический аспект морали проявляется в её ценностно-ориентирующей функции.
13. Изучение генезиса морали и социально-обусловленные её разновидности в разные исторические эпохи, теоретические исследования различных аспектов нравственности обогащают наши представления об обществе и воплощают гносеологическую функцию морали.
14. В усвоение нравственных правил поведения в ходе социализации человека воплощается воспитательная функция морали.
15. Разные социальные слои общества имеют разные моральные кодексы поведения, что содержательно воплощает идеологическую функцию морали, её политический аспект.
16. Структура морали включает в себя три компонента: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание.
18. Поступки, широко распространены среди представителей той или иной соц. группы, принято называть нравами.
20. Нравственными можно назвать те отношения, в которые люди вступают друг с другом, совершая положительные поступки.
21. Внеморальные отношений, в принципе, не связаны с моральной деятельностью
22. Аморальные отношения – это те, которые получают отрицательную оценку с точки зрения требований нравственности.
23. Моральное сознание есть отражение нравственных отношений в общественном и индивидуальном сознании людей.
25. НОРМА – требование, которое должно быть выполнено для достижения какой-либо цели.
26. Социальные нормы объединяются в три большие группы: операционные нормы, регламентирующие и субординационные.
27. Моральные нормы – это обобщения «правильного» в поступках и нравственных отношениях.
28. Моральная норма – это требование в виде предписания или запрещения какой-либо формы поведения (поступка).
29. Наиболее общие, нормативные требования обычно называю моральными принципами.
30. Свод моральных принципов и норм данной системы морали называют моральным кодексом.
Раздел 2: ПРОИСХОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ И МОРАЛИ.
Тема 3. МОРАЛЬНЫЕ ПРОРОКИ (КОНФУЦИЙ, БУДДА, МОИСЕЙ, И. ХРИСТОС, МУХАММЕД)
Древнекитайский мыслитель Конфуций создал этику выполнения ритуала. Именно ритуал создает гармонию в отношениях между людьми и позволяет упорядочить их должным образом.
Таким образом, Конфуций сформулировал «золотое правило нравственности», известное во всех культурах.
Суть учения буддизма можно выразить как преодоление желаний и отрешение от материального мира.
С именем Моисея связан один из древнейших кодексов нравственного поведения, состоящий из десяти заповедей.
Первые три предписывают почитать одного лишь Яхве, не создавать других богов, предостерегают от необязательного отношения к указаниям Бога.
Пятая заповедь предписывает почитание отца и матери.
Последующие заповеди ( с шестой по десятую) содержат нормы отношения человека к близким, то есть к представителям своего народа.
«Не мсти и не злобствуй на сына своего народа, и люби ближнего, как самого себя».
В содержательном плане справедливость, задаваемая заповедями Моисея, основана на талионе или воздаяния равным за равное. Например, действие заповеди «не убивай» ограничено Израилем. Отступления от этого принципа являются ответом убийством на убийство, или увечьем на увечье.
Нравственные заповеди Декалога являются одновременно и юридическим законом.
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим и всей душою. сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего как самого себя».
Смысл учения И. Христа составляет идея Царства Божия.
Во-первых, Царство Божие понимается как апокалипсис, или конец света, когда все праведники спасутся, а все грешники погибнут. Этот конец придет неожиданно, но люди должны быть к нему готовы.
Люди, заботясь о хлебе насущном, перепутали главное и второстепенное. И Христос предлагает радикальную программу пересмотра ценностей: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам».
Надо собирать сокровища не на земле, а на небе.
Какие сокровища ценятся в небесном царстве? Послушание сына отцу, человека Богу: «Не как я хочу, а как ты хочешь, Отче».
Самая краткая молитва, которой учит И. Христос: «Да будет воля твоя и на небе и на земле».
Любовь смиренна, она не судит других людей.
В Нагорной проповеди И. Христос вступает в полемику с Декалогом и по форме (Я говорю вам) и по сути (переводя заповеди в закон любви).
Древним сказано: не убивай. Иисус добавляет: не гневайся на брата своего.
Древним сказано: не прелюбодействуй. Иисус говорит: даже не смотри никогда на женщину с вожделением, то есть не прелюбодействуй даже в мыслях.
Древним сказано: око за око, зуб за зуб, а я говорю вам: не противься злому. Кто тебя ударит в правую щеку, обрати к нему и другую.
Древняя мудрость требует любить ближнего (соотечественника) и ненавидеть врага, а Христос учит: любите врагов ваших.
Просьбу больных и сирых, которые обращались к Христу: Господи, помилуй! Иисус удовлетворял, не спрашивая их об их грехах.
Иисус родился в хлеву. Умер на кресте. Он прошел через непонимание, измены, преследования. Он тысячу раз мог ожесточить свое сердце. У него было достаточно поводов сказать людям, что они недостойны его любви. Но он не сделал этого даже распятый. Он просит простить своих палачей и думает о душе висящего с ним разбойника. Иисус победил мир.
Но что означает верить в Аллаха?
Это означает неукоснительно выполнять обязанности мусульманина:
· Обязательна молитва. (Намаз)
· Обязателен пост (Рамадан).
· Обязательна милостыня (закят).
· Обязателен хадж (паломничество) в Мекку, совершаемое также как все остальное по строгому обряду.
Мусульманская этика не говорит о богоподобии человека, но она более реалистична и конкретна. Коран дает детализированную программу жизни индивидов, выступающую и догмой, и руководством к действию. Перспективу, задаваемую мусульманской этикой, нельзя назвать сверхчеловеческой, она не требует от человека раздвоенности, разрыва между бытием и долженствованием. В исламе, в отличие от христианства, нет идеи наследственного греха (Адам был прощен Аллахом и его вина не распространяется на потомков). В исламе нравственность не отделена от реальности непреодолимой пропастью.
Вопросы для самопроверки
1. Понятие древнекитайской культуре, обозначающее мужское, светлое и активное начало – Янь.
2. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало – Инь.
3. Центральное понятие учения Конфуция, обозначающее высшую добродетель, милосердие – жэнь.
4. Понятие учения Конфуция, обозначающее уважение и почтительность к родителям и старшим – сяо.
5. Философско-религиозное направление в Китае, основателем которого считается Лао-цзы – даосизм.
6. Путь нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм, закономерность сущего в древней духовной культуре Китая – Дао.
7. Действительно ли учение Конфуция является патерналистской доктриной?
9. Может ли благородный муж не следовать «сяо»?
10. Верно ли, что согласно даосизму жизнь есть страдание?
11. Действительно ли, что принцип недеяния содержится в конфуцианстве?
12. Верно ли, что срединный восьмеричный путь спасения дхармы входит в учение брахманизма?
13. Действительно ли, что Слово Будда означает прозревший?
14. Сколько священных истин содержится в буддизме?
15. Правильно ли утверждать, что Гаутама Шакья муни был учеником Будды?
16. Включает ли срединный восьмеричный путь спасения требование совершать молитву?
17. Верно ли утверждать, что трипитака – одна из священных книг ислама?
18. Является ли представление о Пурушу частью ведического знания?
21. Закон, определяющий характер нового перевоплощения в индийской философии- это карма.
Какие группы нравственных отношений вам известны
Подробное решение параграф § 12 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Чем отличается должностная инструкция от морального кодекса (например, рыцарского) или профессиональной этики врача?
Должностные инструкции регулируются специальными инструкциями, правилами, уставами. Однако, помимо внешних правил, регулирующих любую профессиональную деятельность, существует немало других условий успешной работы: любовь к своей профессии, желание своим трудом принести пользу людям, накопление новых знаний и превращение их в навыки и правила более результативной, успешной трудовой деятельности, это и будет относится к морали. Моральный кодекс в обществе существует в усной форме и всё зависит от людей соблюдать или не соблюдать.
2. Можно ли сказать, что за последние годы у многих россиян изменились представления о добре и зле, истине и справедливости? Аргументируйте свою точку зрения.
В последние годы происходит усложнение социальной структуры общества, которое приводит к тому, что вновь образуемые социальные группы и общности различаются не только своим положением в социуме, но и своими представлениями о духовных ценностях и нормах нравственного поведения. Этим самым нарушается принцип общеобязательности господствующих нравственных норм В то же время исторический опыт развития общества свидетельствует о наличии общечеловеческих нравственных норм и ценностей, которые настолько прочно вошли в сознание людей различных стран и эпох, что не утратили своей значимости и в наши дни, к ним мы и относим добро и зло, истину и справедливость. Яркими примерами являются уже упоминавшееся «золотое правило» нравственности (поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе), принципы Нагорной проповеди Христа («делай добро», «не делай зла», «люби ближнего как самого себя» и др.). Они составляют основу общечеловеческих ценностей.
3. Может ли мораль выступать судьёй по отношению к другим формам общественного сознания (науке, политике и т.д.)?
Нет, мораль не может выступать судьёй по отношению к другим формам общественного сознания, т.к. она не является универсальным критерием (мораль у каждого своя!), поскольку является субъективной и потому оценивать объективные или иные субъективные формы общественного сознания не может.
4. Что является основным показателем действенности морали, показателем нравственной зрелости личности?
Основным показателем действенности морали, показателем нравственной зрелости личности является в первую очередь успешная социализация. Нравственно зрелая личность осознаёт ответственность за свои поступки, стремится к созиданию.
5. Как вы понимаете смысл известного изречения «Не суди, да не судим будешь» применительно к морально-этическим ситуациям?
Применительно к морально-этическим ситуациям данное изречение говорит о том, что каждый человек как личность не должен осуждать поступки другого человека, а в первую очередь оценивать свои поступки.
6. В чём, на ваш взгляд, заключается сила общественного мнения?
Сила общественного мнения заключается в том, что в социуме общественное мнение выступает своеобразным контролёром и как социальный контролёр, общественное мнение способно следить, чутко реагировать на принятие и выполнение правительственных решений, способствуя или тормозя их реализацию.
1. Предложите своё определение морали. Скорректируйте его, пользуясь словарями обществоведческих терминов.
Мораль – это нравственность, особая форма общественного сознания, вид общественных отношений, таких как моральные отношения. Регулируется с помощью норм, установленных в обществе и наиболее общими понятиями морали являются категории добро и зло.
2. Какие кодексы профессиональной этики вам знакомы? Охарактеризуйте их ключевые положения.
Для того, чтобы поднять престиж полицейской службы в обществе правительством РФ намечены два вектор: 1. Повышение зарплаты; 2. Решение жилищных вопросов. Значимость роли полиции, ее авторитет в обществе и привлекательность полицейской профессии в сознании граждан создаются, в первую очередь, за счет социального положения людей, занятых этим видом деятельности, и различных социальных благ, гарантируемых им государством. Даже рядовых сотрудников полиции относят к членам среднего слоя общества и многие поступившие на службу улучшают свое материальное положение, получают социальные гарантии и стабильность в жизни. Имидж полицейского прочно связан и с образом подлинного стража порядка, представлениями о его интеллектуальности, инициативности, бесстрашия, справедливости, а также выносливостью, тренированностью, силой.
4. Нужны ли, на ваш взгляд, уже сегодня особые нравственные нормы, регулирующие поведение пользователей Интернета?
На сегодняшний день необходимы нравственные нормы, которые регулировали бы поведение пользователей Интернета, т.к. многие оскорбления, нецензурная брань, игры, нарушающие психику и многое другое, а порой и доступное для глаз детей прослеживается в сети Интернет.
5. Ознакомьтесь с материалами Третьего гуманистического манифеста, опубликованного в 2003 г. и подписанного известными учёными и общественными деятелями, среди которых 21 лауреат Нобелевской премии. Этот манифест включает шесть основных тезисов-убеждений:
— познание мира происходит в результате наблюдения, экспериментирования и рационального анализа;
— человеческие существа являются неотъемлемой частью природы, результатом эволюционного изменения, который никем не предопределён;
— этические ценности происходят от тех человеческих потребностей и интересов, которые проходят проверку опытом;
— жизнь приобретает смысл в служении личности гуманным идеалам;
— человеческие существа социальны по своей природе и находят смысл во взаимоотношениях между собой;
— работа на благо общества максимизирует счастье индивидуума.
Согласны ли вы с каждым из выдвинутых положений? Какого взгляда на происхождение моральных ценностей придерживаются авторы манифеста?
Я согласна с каждым из выдвинутых положений манифеста. Авторы манифеста придерживаются гуманного происхождения моральных ценностей.