какие группы прав существуют

Права и свободы человека и гражданина

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин обязан исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

какие группы прав существуют

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

какие группы прав существуют

Методические советы учителям

При изучении темы «Права и свободы человека» необходимо объяснить учащимся степень важности знания собственных прав и в современном мире. При объяснении материала следует опираться на примеры из реальной жизни. Исчерпывающую информацию по теме вы найдете в УМК «Обществознание. Никитин». Используйте в работе таблицу Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, чтобы помочь учащимся запомнить материал.

Источник

Обществознание 7 класс учебник Боголюбов итоговое повторение глава 1

Вопросы для итогового повторения к главе 1

Страница 152

Вопрос 1. Что значит жить по правилам?

Жить по правилам означает вести нормальный образ жизни, не нарушая при этом установленных государством и обществом правил. В любом обществе существуют определенные нормы, которые регулируют действия людей. Если человек следует этим нормам, то он живет по правилам.

Вопрос 2. Какие правила существуют в обществе?

В обществе существуют разнообразные правила, но все они имеют общий смысл – регулирование поведение человека. Общественные нормы по-другому называются социальными нормами. Они разделяются на несколько видов:

Вопрос 3. Что такое права человека? Где проходит граница прав человека?

Права человека – это возможность совершать какие-либо действия для поддержания нормальных условий жизнедеятельности. Каждый гражданин с рождения имеет неотчуждаемые права, например, право на жизнь, на семью, на жилище, на образование.

Граница прав человека проходит там, где начинается право другого. Права, данные гражданину, не должны нарушать общественного порядка и личную жизнь других граждан.

Вопрос 4. Какие группы прав существуют?

Существует 4 группы прав:

Вопрос 5. Как права человека связаны с обязанностями?

У каждого человека есть не только права, но и обязанности. Они закреплены в тех же нормативно-правовых актах, что и права. Права и обязанности не могут существовать друг без друга: если убрать что-то одно, то не будет действовать и другое.

В качестве примера будет приведена ситуация. Человек заболел и решил отправиться на прием к доктору, ведь он имеет полное право на получение медицинской помощи. А в этот день медицинский работник решил не идти на работу, а остаться поспать подольше.

Таким образом, не была выполнена обязанность одного человека, в результате чего другой не смог реализовать свое право.

Вопрос 6. Почему важно соблюдать законы?

Законы важно соблюдать для того, чтобы устанавливать и поддерживать порядок в обществе. Отсутствие законов грозит бедами, войнами и другими страшными последствиями. Если человек не будет соблюдать закон, то он будет действовать только в личных интересах. Из-за этого пострадает другой гражданин, и нормальная жизнь в обществе будет невозможна.

Вопрос 7. В чем состоит воинский долг? Как можно подготовиться к его исполнению?

Воинский долг – это обязанность гражданина поступить на срочную службу и придти на помощь своему Отечеству во время военных действий.

Для того чтобы подготовиться к его исполнению, нужно сначала хорошо учиться в школе, развивать в себе физические навыки и стойкий характер, а затем по достижении 18 лет пройти комиссию в военкомате и отправиться на службу.

Вопрос 8. Что такое дисциплина?

Дисциплина – это порядок поведения людей, который соответствует установленным в обществе нормам права и морали. Дисциплина может быть обязательной и специальной. Обязательная дисциплина включает в себя правила, которые должен соблюдать каждый гражданин. Специальная же подразделяется на несколько более узких разновидностей, характерных для определенной организации, например, воинская, школьная, трудовая.

Вопрос 9. Какое поведение называют правомерным, а какое – противоправным?

Поведение называется правомерным только в том случае, если оно соответствует всем нормам права и морали, установленным в обществе.

Противоправное поведение – это такое поведение, которое нарушает права и свободы других граждан, а так же общественные законы.

Вопрос 10. Как закон охраняет справедливость?

Закон встает на охрану справедливости. Справедливость – это такое положение в обществе, при котором все равны друг перед другом, и каждый получает то, что заслужил.

По закону все люди считаются равными перед судом. Каждый гражданин имеет ряд обязанностей и прав, которые одинаковы для всех. Таким образом закон позволяет устанавливать и сохранять справедливость в обществе.

Вопрос 11. Какие задачи стоят перед правоохранительными органами?

На территории Российской Федерации выделяют 5 основных видов правоохранительных органов, перед каждым из которых стоят определенные задачи:

Несмотря на разнообразие задач, перед каждым правоохранительным органом стоит главная цель – защитить права и свободы человека.

Источник

Какие группы прав человека существуют? Обществознание 7 класс

Основные (конституционные) права человека и гражданина условно разделяют на три группы.
●Личные права:
· право на жизнь;
· право на свободу и личную неприкосновенность;
· право на неприкосновенность частной жизни;
· право на неприкосновенность жилища;
· право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства;
· право определять и указывать свою национальную принадлежность;
· право на пользование родным языком;
· право на свободу совести и вероисповедания;
· право на свободу мысли и слова;
· право на свободную защиту своих прав и юридическую помощь;
●Политические права:
· право на свободу мысли и слова;
· свобода печати и информации;
· право на создание общественных объединений;
· право на проведение собраний, митингов и демонстраций;
· право участвовать в управлении делами государства;
· право избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления;
· равный доступ к государственной службе;
· право участвовать в отправлении правосудия;
· право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления;
●Социальные, экономические и культурные права:
· право частной собственности;
· право на свободное предпринимательство;
· право на труд;
· право на отдых;
· право на образование;
· право на забастовку;
· право на жилище;
· право на медицинское обслуживание;
· право на социальное обеспечение;
· право на землю;
· право на охрану и помощь семье;
· право на благоприятную окружающую среду.
— Культурные права обеспечивают духовное развитие личности: право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества и др.

Каждый человек, появившись на свет, уже обладает правами, равными правам другого человека.

Основные (конституционные) права человека и гражданина условно разделяют на три группы.
●Личные права:
· право на жизнь;
· право на свободу и личную неприкосновенность;
· право на неприкосновенность частной жизни;
· право на неприкосновенность жилища;
· право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства;
· право определять и указывать свою национальную принадлежность;
· право на пользование родным языком;
· право на свободу совести и вероисповедания;
· право на свободу мысли и слова;
· право на свободную защиту своих прав и юридическую помощь;
●Политические права:
· право на свободу мысли и слова;
· свобода печати и информации;
· право на создание общественных объединений;
· право на проведение собраний, митингов и демонстраций;
· право участвовать в управлении делами государства;
· право избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления;
· равный доступ к государственной службе;
· право участвовать в отправлении правосудия;
· право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления;
●Социальные, экономические и культурные права:
· право частной собственности;
· право на свободное предпринимательство;
· право на труд;
· право на отдых;
· право на образование;
· право на забастовку;
· право на жилище;
· право на медицинское обслуживание;
· право на социальное обеспечение;
· право на землю;
· право на охрану и помощь семье;
· право на благоприятную окружающую среду.
— Культурные права обеспечивают духовное развитие личности: право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества и др.

Каждый человек, появившись на свет, уже обладает правами, равными правам другого человека.

Основные (конституционные) права человека и гражданина условно разделяют на три группы.
●Личные права:
· право на жизнь;
· право на свободу и личную неприкосновенность;
· право на неприкосновенность частной жизни;
· право на неприкосновенность жилища;
· право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства;
· право определять и указывать свою национальную принадлежность;
· право на пользование родным языком;
· право на свободу совести и вероисповедания;
· право на свободу мысли и слова;
· право на свободную защиту своих прав и юридическую помощь;
●Политические права:
· право на свободу мысли и слова;
· свобода печати и информации;
· право на создание общественных объединений;
· право на проведение собраний, митингов и демонстраций;
· право участвовать в управлении делами государства;
· право избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления;
· равный доступ к государственной службе;
· право участвовать в отправлении правосудия;
· право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления;
●Социальные, экономические и культурные права:
· право частной собственности;
· право на свободное предпринимательство;
· право на труд;
· право на отдых;
· право на образование;
· право на забастовку;
· право на жилище;
· право на медицинское обслуживание;
· право на социальное обеспечение;
· право на землю;
· право на охрану и помощь семье;
· право на благоприятную окружающую среду.
— Культурные права обеспечивают духовное развитие личности: право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества и др.

Каждый человек, появившись на свет, уже обладает правами, равными правам другого человека.

Источник

Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 2

Параграф 2. Права и обязанности граждан

Страница 16

Вопрос 1. О каких правах человека и гражданина ты уже знаешь?

У каждого человека и гражданина есть право на свободу. Например, на свободу слова и свободу выбора. Человек может сам выбирать, где ему жить, чем питаться и как одеваться. У людей есть право на личную неприкосновенность и неприкосновенность к имуществу.

Никто не имеет права трогать чьи-то вещи без спроса или заходить в чужой дом без стука. Гражданин имеет право на получение образования и медицинской помощи. Он может развиваться духовно так, как ему хочется, то есть принимать участие в культурной жизни страны и заниматься любым видом творчества.

В Конституции Российской Федерации записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Какие права и свободы являются основными? Почему они названы неотчуждаемыми? Зачем об этом нужно говорить в Основном законе страны?

Основные права и свободы – это те права, которые принадлежат человеку от его рождения и не могут быть отчуждены на протяжении всей жизни. Например, все люди равны перед законом, независимо от их пола и возраста. Они названы неотчуждаемыми, потому что принадлежат человеку от рождения и до смерти.

Об этом нужно говорить в Основном законе страны – в Конституции – затем, чтобы закрепить права граждан и дать им гарантию на то, что никто не отберет прав у них.

Задание под знаком вопроса

Вспомни и назови эти права. В каком документе они записаны? Каковы гарантии соблюдения этих правил?

Гражданские (личные) права – право на жизнь, право на свободу, право на неприкосновенность..

Политические права – право на проведение собраний, право участия в выборах в органы власти, свобода печати.

Экономические и социальные права – право на получение медицинской помощи, право на жилище, право на обучение, право на охрану собственности.

Культурные права – свобода творчества, право на участие в культурной жизни общества.

Все эти права прописаны во второй главе Основного закона страны. Гарантии соблюдения правил заключены в Конституции РФ.

Страница 18

Какие уроки можно извлечь из решений Нюрнбергского процесса?

Из решений Нюрнбергского процесса можно извлечь несколько уроков. В первую очередь, у каждого гражданина есть права, которые он получает при рождении. Права являются неотчуждаемыми, и никто другой не может отобрать их у человека. В ходе Второй Мировой войны фашисты посягнули на права и свободы граждан. Они совершили страшные преступления, забрав жизни миллионов людей. Все, кто совершает попытки таких преступлений, должны нести ответственность и быть наказаны.

Страница 20

Вспомни, кого закон считает ребенком. В каком международном документе провозглашены права ребенка? Назови основные права ребенка.

По закону ребенком считается человек, который еще не достиг возраста 18 лет.

Права ребенка провозглашены в Конвенции о правах ребенка. Документ является международным и включает в себя 58 статей, посвященных правам детей.

К основным правам ребенка относятся: право на жизнь, на заботу, на защиту, на образование, на досуг.

Страница 21

Подумай, что было бы, если бы каждый из нас имел только права и не нес никаких обязанностей. Хотелось бы тебе жить в таком обществе? Поясни свой ответ.

Права и обязанности тесно связаны друг с другом. Без одного не может существовать и другого. Если человек не будет исполнять предписанные ему обязанности, то его права не будут так же соблюдаться в полной мере. Например, каждый из нас имеет право на получение бесплатной медицинской помощи.

При этом медицинский работник обязан идти на работу и предоставлять помощь всем нуждающимся. Если он откажется от своей обязанности, то кто-то не получит должное лечение, а значит, что его право будет нарушено.

Мне бы не хотелось жить в таком обществе, потому что мои права в полной мере не соблюдались бы.

Задание 1. Как права человека связаны с его потребностями?

Права человека напрямую связаны с его потребностями. У человека есть нужда в питании, воде, жилище, одежде и прочее. Отсюда ему и предоставляются права на получение необходимых ресурсов для удовлетворения своих потребностей.

Например, заболевший человек имеет потребность вылечиться. Для этого он идет в поликлинику и получает помощь от врача, потому что имеет право на получение медицинской помощи.

Задание 2. Какие группы прав выделены в тексте параграфа?

В тексте параграфа выделено 4 группы прав:

Задание 3. Как происходило признание прав человека в международном масштабе?

Признание прав человека в международном масштабе состоялось после победы над фашизмом. Руководители крупных стран мира решили объединить свои усилия в борьбе с преступлениями, направленными на уничтожение человечества. На первом этапе была принята Всеобщая декларация от 10 декабря 1948 года. В ней были выделены основные права и свободы человека.

Задание 4. Каким образом обеспечивается защита прав ребенка в Российской Федерации?

В Российской Федерации права ребенка зафиксированы в специальном документе. Государство полностью гарантирует соблюдение этих правил. Права детей регулируются законами. Государство стремится приложить все усилия, чтобы помочь воспитать поколение нравственных, активных и творческих детей.

В нашей стране утверждена должность Уполномоченного по правам ребенка. Люди данной профессии контролируют, чтобы все права детей соблюдались. В случае нарушения соблюдения прав преступникам грозит наказание.

Задание 5. Почему для нормальной жизни общества необходимо, чтобы все люди не только имели права, но и исполняли обязанности?

Обязанности и права взаимосвязаны друг с другом. Когда люди исполняют все предписанные им обязанности, в обществе устанавливается порядок, при котором могут быть соблюдены и права человека. Дети с рождения имеют право на заботу и защиту от родителей.

Они могут им предоставлять такую возможность, потому что это является их обязанностью по закону. В свою очередь, родители имеют право, будучи в нетрудоспособном возрасте получать помощь и заботу от своих выросших детей.

Задание 1. Представь, что тебе предложили создать законы для нового государства. Перечисли три права, которые, по твоему мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в новой стране. Сравни с выбором твоих одноклассников. Совместно определите десять прав, являющихся наиболее важными, по общему мнению.

Человеку в новой стране должны быть гарантированы три основные права: право на жизнь, на жилище и свободу выбора.

Задание 2. Просмотри газеты и журналы своего региона, сайты Интернета и найди в них материалы по каждой из следующих ситуаций: «Защита прав ребенка», «Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей», «Деятельность Уполномоченного по правам ребенка».

Варианты ответов для Москвы и Санкт-Петербурга, листайте ниже.

Защита прав ребенка.

«В Москве две выпускницы получили благодарность мэра города за вклад в работу по защите прав ребенка. Они работали в Детском общественном совете при Уполномоченном по правам детей. Девочки были сильно заинтересованы событиями, связанными с жизнью детей в их школе и городе. Они проявили активность в развитии проектов, направленных на улучшение обеспечения защиты прав ребенка».

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

В любом городском центре государственных услуг Москвы можно подать заявление на обеспечение жилплощадью несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения родителей.

Деятельность Уполномоченного по правам ребенка.

Уполномоченные по правам ребенка регулярно следят за положением дел в неблагополучных семьях. Они стремятся проконтролировать соблюдение прав и свобод детей.

Защита прав ребенка.

В Пушкине состоялась акция «Права ребенка». На ней была предоставлена бесплатная помощь в виде консультаций по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав детей.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

За 2018 год Центр семьи Санкт-Петербурга оказал помощь более 1000 семьям с детьми, оставшимися без попечения родителей. Семьям было предоставлено свыше 19000 услуг.

Деятельность Уполномоченного по правам ребенка.

Новый Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге будет заниматься защитой прав и интересов детей вместе со Следственным комитетом города. Все преступления, направленные на попытки присягнуть на права ребенка, будут оценены по всей строгости закона.

Задание 3. Во второй главе Конституции Российской Федерации определены права и свободы человека и гражданина. Выбери любые пять прав и подумай, каким образом права других людей могут ограничить каждое из этих прав. Испытал ли ты затруднения при выполнении этого задания? В чем их основная причина?

«Каждый имеет право на жизнь» (ст.20 ч.1). При этом мы часто сталкиваемся с тем, что кто-то умирает не по своей воле, а по вине какого-либо человека, что не всегда происходит в ходе несчастного случая.

«Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения» (ст.23 ч.2). Однако иногда возникают такие ситуации, что злоумышленники взламывают социальные сети людей для своей выгоды и ставят тайну переписки под сомнение.

«Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения» (ст. 25). К сожалению, люди совершают ограбления. Они проникают на частную собственность и воруют чужие вещи.

«Принудительный труд запрещен» (ст. 37 ч.2). При этом я слышал(а) новости о том, что людей специально похищают, чтобы заставлять их работать на благо определенного человека.

«Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей» (ст.38 ч.2). Не все родители готовы принять своего ребенка после рождения. Некоторые мамы и папы оставляют малышей в детских домах, отказываясь предоставлять им право на жизнь в семье.

При выполнении данного задания я не испытал(а) затруднений.

Задание 4. Вместе с одноклассниками узнай, какие памятники истории и культуры находятся рядом с вами. В случае необходимости предложи вместе с одноклассниками свою помощь местным властям по уходу за ними (например, по возможности сотрите «наскальные надписи» наших современников, то есть посторонние надписи и рисунки.)

Варианты ответов для Москвы и Санкт-Петербурга.

Если памятники культуры в твоем районе находятся в плохом состоянии – испачканы, изрисованы, исписаны – то ты можешь вместе с друзьями помочь своему городу стать лучше, удалив лишние буквы и рисунки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *