какие группы прав выделены в тексте параграфа
Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 2
Параграф 2. Права и обязанности граждан
Страница 16
Вопрос 1. О каких правах человека и гражданина ты уже знаешь?
У каждого человека и гражданина есть право на свободу. Например, на свободу слова и свободу выбора. Человек может сам выбирать, где ему жить, чем питаться и как одеваться. У людей есть право на личную неприкосновенность и неприкосновенность к имуществу.
Никто не имеет права трогать чьи-то вещи без спроса или заходить в чужой дом без стука. Гражданин имеет право на получение образования и медицинской помощи. Он может развиваться духовно так, как ему хочется, то есть принимать участие в культурной жизни страны и заниматься любым видом творчества.
В Конституции Российской Федерации записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».
Какие права и свободы являются основными? Почему они названы неотчуждаемыми? Зачем об этом нужно говорить в Основном законе страны?
Основные права и свободы – это те права, которые принадлежат человеку от его рождения и не могут быть отчуждены на протяжении всей жизни. Например, все люди равны перед законом, независимо от их пола и возраста. Они названы неотчуждаемыми, потому что принадлежат человеку от рождения и до смерти.
Об этом нужно говорить в Основном законе страны – в Конституции – затем, чтобы закрепить права граждан и дать им гарантию на то, что никто не отберет прав у них.
Задание под знаком вопроса
Вспомни и назови эти права. В каком документе они записаны? Каковы гарантии соблюдения этих правил?
Гражданские (личные) права – право на жизнь, право на свободу, право на неприкосновенность..
Политические права – право на проведение собраний, право участия в выборах в органы власти, свобода печати.
Экономические и социальные права – право на получение медицинской помощи, право на жилище, право на обучение, право на охрану собственности.
Культурные права – свобода творчества, право на участие в культурной жизни общества.
Все эти права прописаны во второй главе Основного закона страны. Гарантии соблюдения правил заключены в Конституции РФ.
Страница 18
Какие уроки можно извлечь из решений Нюрнбергского процесса?
Из решений Нюрнбергского процесса можно извлечь несколько уроков. В первую очередь, у каждого гражданина есть права, которые он получает при рождении. Права являются неотчуждаемыми, и никто другой не может отобрать их у человека. В ходе Второй Мировой войны фашисты посягнули на права и свободы граждан. Они совершили страшные преступления, забрав жизни миллионов людей. Все, кто совершает попытки таких преступлений, должны нести ответственность и быть наказаны.
Страница 20
Вспомни, кого закон считает ребенком. В каком международном документе провозглашены права ребенка? Назови основные права ребенка.
По закону ребенком считается человек, который еще не достиг возраста 18 лет.
Права ребенка провозглашены в Конвенции о правах ребенка. Документ является международным и включает в себя 58 статей, посвященных правам детей.
К основным правам ребенка относятся: право на жизнь, на заботу, на защиту, на образование, на досуг.
Страница 21
Подумай, что было бы, если бы каждый из нас имел только права и не нес никаких обязанностей. Хотелось бы тебе жить в таком обществе? Поясни свой ответ.
Права и обязанности тесно связаны друг с другом. Без одного не может существовать и другого. Если человек не будет исполнять предписанные ему обязанности, то его права не будут так же соблюдаться в полной мере. Например, каждый из нас имеет право на получение бесплатной медицинской помощи.
При этом медицинский работник обязан идти на работу и предоставлять помощь всем нуждающимся. Если он откажется от своей обязанности, то кто-то не получит должное лечение, а значит, что его право будет нарушено.
Мне бы не хотелось жить в таком обществе, потому что мои права в полной мере не соблюдались бы.
Задание 1. Как права человека связаны с его потребностями?
Права человека напрямую связаны с его потребностями. У человека есть нужда в питании, воде, жилище, одежде и прочее. Отсюда ему и предоставляются права на получение необходимых ресурсов для удовлетворения своих потребностей.
Например, заболевший человек имеет потребность вылечиться. Для этого он идет в поликлинику и получает помощь от врача, потому что имеет право на получение медицинской помощи.
Задание 2. Какие группы прав выделены в тексте параграфа?
В тексте параграфа выделено 4 группы прав:
Задание 3. Как происходило признание прав человека в международном масштабе?
Признание прав человека в международном масштабе состоялось после победы над фашизмом. Руководители крупных стран мира решили объединить свои усилия в борьбе с преступлениями, направленными на уничтожение человечества. На первом этапе была принята Всеобщая декларация от 10 декабря 1948 года. В ней были выделены основные права и свободы человека.
Задание 4. Каким образом обеспечивается защита прав ребенка в Российской Федерации?
В Российской Федерации права ребенка зафиксированы в специальном документе. Государство полностью гарантирует соблюдение этих правил. Права детей регулируются законами. Государство стремится приложить все усилия, чтобы помочь воспитать поколение нравственных, активных и творческих детей.
В нашей стране утверждена должность Уполномоченного по правам ребенка. Люди данной профессии контролируют, чтобы все права детей соблюдались. В случае нарушения соблюдения прав преступникам грозит наказание.
Задание 5. Почему для нормальной жизни общества необходимо, чтобы все люди не только имели права, но и исполняли обязанности?
Обязанности и права взаимосвязаны друг с другом. Когда люди исполняют все предписанные им обязанности, в обществе устанавливается порядок, при котором могут быть соблюдены и права человека. Дети с рождения имеют право на заботу и защиту от родителей.
Они могут им предоставлять такую возможность, потому что это является их обязанностью по закону. В свою очередь, родители имеют право, будучи в нетрудоспособном возрасте получать помощь и заботу от своих выросших детей.
Задание 1. Представь, что тебе предложили создать законы для нового государства. Перечисли три права, которые, по твоему мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в новой стране. Сравни с выбором твоих одноклассников. Совместно определите десять прав, являющихся наиболее важными, по общему мнению.
Человеку в новой стране должны быть гарантированы три основные права: право на жизнь, на жилище и свободу выбора.
Задание 2. Просмотри газеты и журналы своего региона, сайты Интернета и найди в них материалы по каждой из следующих ситуаций: «Защита прав ребенка», «Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей», «Деятельность Уполномоченного по правам ребенка».
Варианты ответов для Москвы и Санкт-Петербурга, листайте ниже.
Защита прав ребенка.
«В Москве две выпускницы получили благодарность мэра города за вклад в работу по защите прав ребенка. Они работали в Детском общественном совете при Уполномоченном по правам детей. Девочки были сильно заинтересованы событиями, связанными с жизнью детей в их школе и городе. Они проявили активность в развитии проектов, направленных на улучшение обеспечения защиты прав ребенка».
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
В любом городском центре государственных услуг Москвы можно подать заявление на обеспечение жилплощадью несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения родителей.
Деятельность Уполномоченного по правам ребенка.
Уполномоченные по правам ребенка регулярно следят за положением дел в неблагополучных семьях. Они стремятся проконтролировать соблюдение прав и свобод детей.
Защита прав ребенка.
В Пушкине состоялась акция «Права ребенка». На ней была предоставлена бесплатная помощь в виде консультаций по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав детей.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
За 2018 год Центр семьи Санкт-Петербурга оказал помощь более 1000 семьям с детьми, оставшимися без попечения родителей. Семьям было предоставлено свыше 19000 услуг.
Деятельность Уполномоченного по правам ребенка.
Новый Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге будет заниматься защитой прав и интересов детей вместе со Следственным комитетом города. Все преступления, направленные на попытки присягнуть на права ребенка, будут оценены по всей строгости закона.
Задание 3. Во второй главе Конституции Российской Федерации определены права и свободы человека и гражданина. Выбери любые пять прав и подумай, каким образом права других людей могут ограничить каждое из этих прав. Испытал ли ты затруднения при выполнении этого задания? В чем их основная причина?
«Каждый имеет право на жизнь» (ст.20 ч.1). При этом мы часто сталкиваемся с тем, что кто-то умирает не по своей воле, а по вине какого-либо человека, что не всегда происходит в ходе несчастного случая.
«Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения» (ст.23 ч.2). Однако иногда возникают такие ситуации, что злоумышленники взламывают социальные сети людей для своей выгоды и ставят тайну переписки под сомнение.
«Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения» (ст. 25). К сожалению, люди совершают ограбления. Они проникают на частную собственность и воруют чужие вещи.
«Принудительный труд запрещен» (ст. 37 ч.2). При этом я слышал(а) новости о том, что людей специально похищают, чтобы заставлять их работать на благо определенного человека.
«Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей» (ст.38 ч.2). Не все родители готовы принять своего ребенка после рождения. Некоторые мамы и папы оставляют малышей в детских домах, отказываясь предоставлять им право на жизнь в семье.
При выполнении данного задания я не испытал(а) затруднений.
Задание 4. Вместе с одноклассниками узнай, какие памятники истории и культуры находятся рядом с вами. В случае необходимости предложи вместе с одноклассниками свою помощь местным властям по уходу за ними (например, по возможности сотрите «наскальные надписи» наших современников, то есть посторонние надписи и рисунки.)
Варианты ответов для Москвы и Санкт-Петербурга.
Если памятники культуры в твоем районе находятся в плохом состоянии – испачканы, изрисованы, исписаны – то ты можешь вместе с друзьями помочь своему городу стать лучше, удалив лишние буквы и рисунки.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
П.2 Права и обязанности граждан
Вопрос1.Как права человека связаны с его потребностями?
Ответ:Право на получение медицинской помощи, право на жизнь, право на труд биологически потребности.
Право на труд, право на свободу совести и слова, право на образование.
Вопрос 2. Какие группы прав выделены в тексте параграфа?
Ответ:- Личные права (право на жизнь, неприкосновенность жилища, свобода перемещения и места жительства, право на убежище, гражданство, право вступать в брак и заводить семью, право владеть имуществом, запрет на принудительный труд, прав на национальную и культурную самоидентификацию и так далее)
— Политические права (право равенства перед законом, право голосовать, право быть избранным, свобода совести, свобода печати, свобода союзов, право на митинги, право на объединение, свобода стачек, право на участие в управлении страной)
— Социально-экономические (право на труд, право на жилище, право на социальное обеспечение, право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства, свобода выбора труда, право на охрану здоровья, право на 8часовой рабочий день, право на оплату труда, право на справедливые условия труда и так далее)
— Культурные (свобода языка, право на образование, свобода преподавания, свобода наук и искусств)
— Экологические (право на возмещение ущерба, причиненного здоровью из-за плохой экологии, право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию об экологии).
Вопрос.3.Как происходило признание прав человека в международном масштабе?
Свобода одного человека заканчивается, там где начинается свобода другого. А так как права человека имеют прямую связь со свободой, чтобы не нарушать границы первого высказывания и нужны обязанности перед обществом и государством.
Вопрос.4 Каким образом обеспечивается зашита прав ребенка в Российской Федерации?
Ответ:Защита прав ребенка осуществляется Конституцией РФ, Федеральными Конституционными Законами, Федеральными законами, Семейным Кодексом РФ, ФЗ «Об образовании» и т.п. Защита осуществляется государственными органами, такими как органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, Прокуратурой РФ, инспекцией по делам несовершеннолетних (полиция), уполномоченный по защите пра ребенка при Президенте РФ.
Вопрос.5 Почему для нормальной жизни общества необходимо,чтобы все люди не только имели права,но и исполняли обязанности?
Ответ:Обязанность — это основа прогресса общества. Прогресс общества определяется выполнением обязанностей людьми. Люди выполняют свою обязанность трудиться из поколения в поколение, побуждая человечество к расцвету и совершенству.
Есть много разных обязанностей:
1. Обязанность уважать мир и безопасность.
2. Обязанность уважать международное право.
3. Обязанность защищать окружающую среду.
4. Обязанность содействовать развитию культуры.
5. Обязанности, вытекающие из права на труд.
6. Обязанности, вытекающие из права на образование.
7. Обязанность оказывать помощь и проявлять солидарность.
8. Обязанность соблюдения закона.
9. Обязанность быть ответственным за свою жизнь.
Обязанностей у людей очень много и все они разные. Дак вот для нормальной жизни общества необходимо, чтобы все люди не только имели права, но и обязанности потому, что без даже перечисленных выше обязанностей, люди бы стали жестокими, невообразимо простыми и моё мнение: мы бы тогда ни чем не отличались от животных.
2. Права и обязанности граждан
ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 7 кл. Боголюбов◄
О каких правах человека и гражданина ты уже знаешь?
Человек имеет право на жизнь, образование, заботу родителей, медицинское обслуживание, на участие в культурной жизни, право выбирать и быть избранным в органы государственной власти.
Какие права и свободы являются основными? Почему они названы неотчуждаемыми? Зачем об этом нужно говорить в Основном законе страны?
Основные права – это права, которые человек имеет от рождения. К ним относятся: право на жизнь, свободу, на достоинство и др.
Неотчуждаемыми эти права называют, потому что их нельзя отнять у человека.
Эти права закреплены в Конституции – основном, главном законе государства, таким образом, они гарантируются самым главным законом, это говорит об особой важности этих прав.
? Вспомни и назови эти права человека и гражданина. В каком документе они записаны? Каковы гарантии соблюдения этих прав?
К числу личных прав относятся право на жизнь, право на достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни. Важное значение имеет свобода передвижения. Личные права еще называют гражданскими.
Еще выделяют политические права и свободы, которые обеспечивают полноценное участие каждого гражданина в политической жизни страны. К числу основных политических прав отнесены: право на объединение; право собираться мирно, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; право участвовать в управлении делами государства; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; право на равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия; право на обращения, свобода печати и информации.
Все эти права записаны в Конституции РФ.
? Какие уроки человечество может извлечь из решений Нюрнбергского процесса?
Все кто совершает преступления против человечества: убийство миллионов невинных людей, уничтожение военнопленных и гражданского населения, создание концлагерей должны быть наказаны. А все попытки таких преступлений должны пресекаться.
? Вспомни, кого закон считает ребёнком. В каком международном документе провозглашены права ребёнка? Назови основные права ребёнка.
Конвенция о правах ребёнка определяет ребёнка как человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего возраста. При этом национальные законодательства имеют приоритет в данном вопросе.
Конвенция о правах ребенка – международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет. Основные права: на жизнь, на имя, на заботу родителей, на бесплатное образование, на отдых и досуг.
? Подумай, что было бы, если бы каждый из нас имел только права и не нёс никаких обязанностей. Хотелось бы тебе жить в таком обществе? Поясни свой ответ.
Наступила бы анархия (безвластие), жить в таком обществе невозможно, потому что права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого.
Вопрос 1. Как права человека связаны с его потребностями?
Естественные права направлены на удовлетворение естественных потребностей и являются неотчуждаемыми. К таким правам относятся: право на жизнь, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право частной собственности, свободный труд, право на отдых, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование.
Вопрос 2. Какие группы прав выделены в тексте параграфа?
Вопрос 3. Как происходило признание прав человека в международном масштабе?
После победы над фашизмом руководители крупнейших государств мира объединили свои усилия для того, чтобы предотвратить возможность повторения преступлений против человечества. Они начали договариваться о тех правилах и принципах, которые помогут защитить человеческую жизнь.
Первый шаг на этом пути был сделан 10 декабря 1948 г., когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, определившую круг основных прав и свобод человека. Во-первых, утверждалось, что права человека не могут быть лишь вопросом внутренней политики отдельных государств, что предотвратить новую мировую катастрофу возможно только совместными усилиями. Во-вторых, был признан всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер прав человека.
Вопрос 4. Каким образом обеспечивается защита прав ребенка в РФ?
В Российской Федерации в соответствии с Конституцией ребёнку от рождения принадлежат права и свободы человека и гражданина. Для защиты прав ребенка существует должность Уполномоченного по защите прав ребенка, кроме того такие же должности имеет каждый субъект Российской Федерации.
Государство признаёт детство важным этапом жизни человека. Оно прилагает усилия для подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них творческой активности, воспитания высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
К основным направлениям деятельности государства в области защиты прав детей относят: поддержку семьи; утверждение здорового образа жизни; поддержку разных форм трудовой занятости подростков и молодёжи; организацию досуга детей; профилактику детской инвалидности; реабилитацию детей-инвалидов и т. п.
Государство особо защищает права и интересы детей, оставшихся без попечения родителей. В России появилась должность Уполномоченного по правам ребёнка, осуществляющего независимый контроль за соблюдением прав детей.
Вопрос 5. Почему для нормальной жизни общества необходимо, чтобы люди не только имели права, но и исполняли обязанности?
Обязанности без прав также невозможны. Свобода становится настоящей только тогда, когда она способствует установлению порядка. Права и обязанности определяют допустимое и должное в поведении человека, давая простор любым законным его действиям.
Так, забота о детях и их воспитание рассматриваются в Конституции как право и как обязанность родителей. В свою очередь трудоспособные дети, достигшие совершеннолетия, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Обязанности всегда подразумевают то, что подлежит безусловному выполнению.
Вопрос 1. Представь, что тебе предложили создать законы для нового государства. Перечисли три права, которые, по твоему мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в новой стране. Сравни с выбором твоих одноклассников. Совместно определите десять прав, являющихся наиболее важными, по общему мнению.
Право на жизнь, право на свободу личности, право на свободу слова.
Вопрос 3. Во второй главе Конституции Российской Федерации определены права и свободы человека и гражданина. Выбери любые пять прав и подумай, каким образом права других людей могут ограничить каждое из этих прав. Испытывал ли ты затруднения при выполнении этого задания? В чём их основная причина?
«Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого», т.е. мы можем делать лишь то, что не вредит другим гражданам и не нарушает их прав. Закон защищает права человека и требует от него уважать права и достоинство каждого человека в обществе.
Например, Мара Багдасарян (дочь олигарха), используя свое право на отдых, участие в культурной жизни и свободу передвижения днем и ночью ездила по улицам Москвы, нарушая правила дорожного движения на папином “Гелендвагене”.
Реализуя свои права она сбивала прохожих, лишая их права на личную неприкосновенность и даже на жизнь. Шум мотора автомобиля лишал москвичей и гостей столицы права на отдых.
Полицейским. преследовавшим ее, она показывала неприличные жесты (факи) и называла мусорами, лишая их права на достоинство. И, наконец, когда она врезалась в припаркованный к зданию прокуратуры “Запорожец”, она лишила его владельца права на собственность.
Учитель всех предметов
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
ГДЗ по обществознанию. Права и обязанности граждан.
§ 2. Права и обязанности граждан
Давайте вспомним
О каких правах человека и гражданина ты уже знаешь?
Обсудим вместе
В Конституции Российской Федерации записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».
Какие права и свободы являются основными? Почему они названы неотчуждаемыми? Зачем об этом нужно говорить в Основном законе страны?
Какие уроки можно извлечь из решений Нюрнбергского процесса?
Вспомни, кого закон считает ребёнком. В каком международном документе провозглашены права ребёнка? Назови основные права ребёнка.
Подумай, что было бы, если бы каждый из нас имел только права и не нёс никаких обязанностей. Хотелось бы тебе жить в таком обществе? Поясни свой ответ.
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
1. Как права человека связаны с его потребностями?
2. Какие группы прав выделены в тексте параграфа?
3. Как происходило признание прав человека в международном масштабе?
4. Каким образом обеспечивается зашита прав ребёнка в Российской Федерации?
5. Почему для нормальной жизни общества необходимо, чтобы все люди не только имели права, но и исполняли обязанности?
В КЛАССЕ И ДОМА
1. Представь, что тебе предложили создать законы для нового государства. Перечисли три права, которые, по твоему мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в новой стране. Сравни с выбором твоих одноклассников. Совместно определите десять прав, являющихся наиболее важными, по общему мнению.
2*. Просмотри газеты и журналы своего региона, сайты Интернета и найди в них материалы по каждой из следующих ситуаций: «Защита права ребёнка», «Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей», «Деятельность Уполномоченного по правам ребёнка».
3. Во второй главе Конституции Российской Федерации определены права и свободы человека и гражданина. Выбери любые пять прав и подумай, каким образом права других людей могут ограничить каждое из этих прав. Испытывал ли ты затруднения при выполнении этого задания? В чём их основная причина?
4*. Вместе с одноклассниками узнай, какие памятники истории и культуры находятся рядом с вами. В случае необходимости предложи вместе с одноклассниками свою помощь местным властям по уходу за ними (например, по возможности сотрите «наскальные надписи» наших современников, т. е. посторонние надписи и рисунки).