какие исторические личности эпохи смуты имели отношение к ивановскому краю
Смутное время на территории нашего Ивановского края
Героическая борьба народа и печальные итоги Смуты 1604-1618 г.г.
Теперь уже никого не удивишь тем, что вместо 7 ноября — «красного дня календаря» мы отмечаем нововведенный праздник победы народов России над интервентами в начале XVII столетия.
События Смутного времени не обошли Ивановский край стороной, даже наоборот, жители будущего ивановского региона внесли свой значительный вклад в общую борьбу против врагов, угрожавших существованию самого российского государства.
Смута, начавшаяся с вторжения в 1604 г. на Русь поляков во главе с Лжедмитрием I, провозгласившим себя царевичем Дмитрием, чудесно спасшимся младшим сыном Ивана Грозного, нанесла непоправимый урон городам и поселениям нашего края. Замечательный фильм на эту тему достоверно показал натуру Григория Отрепьева, выходца от черного духовенства. Странствующий чернец целый год служил в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале, затем двенадцать недель в Спасо-Кукоцком монастыре села Сербилово (в нескольких километрах от Гаврилова-Посада). Из провинциальной обители он бежал в Польшу, где объявил себя преемником на русский престол. Местные жители знают о самозванце, который некоторое время здесь жил. Его возвращение не затронуло наш край. После восстания и убийства Лжедмитрия I в Москве царем избрали Василия Ивановича Шуйского. Его род шел от суздальских князей, владевших старинными селами Васильевское, Парское, Палех и многими другими. Новый самозванец (Лжедмитрий II) в годы правления Шуйского с войском из поляков, литовцев и русских изменников напал на Москву, основал осадный лагерь в подмосковном селе Тушино, за что и получил меткую кличку «тушинский вор». Сегодня нам кажется странным, как многие города, не разобравшись в обстановке, в очередной раз поверили и присягнули очередному самозванцу Лжедмитрию II. Среди них были Шуя, Юрьевец, Лух. Суздальский изменник, воевода Ф.Плещеев в своем письме польскому гетману Яну Сапеге в феврале 1609 г. подробно описывает поход казаков и поляков из полка Лисовского под руководством пана Жичевского по захвату Плеса, сел Иваново и Кохма. Именно из этих сел совершались грабительские набеги на окрестные поселения. Само село Иваново входило в огромный Суздальский уезд. Вспомним, что старинное название улицы Станко — Панская — произошло от места квартирования здесь польских панов.
Ивановский край в смутное время
Чурюканова О.В. кан. ист. наук,
ст. науч. сотр. Плесского музея-заповедника
В музейно-выставочном комплексе «Присутственные места» работает временная экспозиция «Вместе победим (роль Ивановского края в Смутное время)», посвященная юбилейной дате празднования 400-летия окончания Смуты и восстановления Российской государственности.
В экспозиции представлены уникальные экспонаты XVI-XVII вв. из коллекции музеев Ивановской области: Иванова, Кинешмы, Шуи, Палеха, Холуя, Мыта, Луха и из собрания Костромского музея-заповедника. Сотрудники Государственного исторического архива и Государственного исторического музея Москвы любезно предоставили для экспозиции копии редчайших документов по теме «Смутное время».
Все чаще по стране проходит слух о том, что убиенный в младенчестве сын Ивана Грозного царевич Дмитрий жив и идет с войском из Польши, чтобы занять свой законный трон. Действительно, монах по имени Григорий Отрепьев из Чудова монастыря бежал в Польшу. Там, заручившись поддержкой влиятельного Юрия Мнишека, Лжедмитрий был представлен ко двору польского короля Сигизмунда III. Имея виды на российский престол и на северные территории страны, Сигизмунд снабдил Лжедмитрия войском. Марина Мнишек становится женой Лжедмитрия, в надежде стать русской царицей. После смерти Бориса Годунова, его сын царевич Федор не смог удержать власть: по приказу самозванца его убивают. Правительственные войска переходят на сторону удачливого самозванца Лжедмитрия, и уже в июне 1605 г. Лжедмитрий торжественно въезжает в Москву.
Во вводном зале в витрине представлен обзор литературы, посвященной теме смуты в Ивановском крае. Книги предоставлены музеями области, а также Областной научной библиотекой. В их числе редкие экземпляры: М.Д. Бутурлин «О месте погребения князя Д.М. Пожарского» 1876 г., «Владимирский сборник» 1857 г., И. Альтовский «Кинешма в смутное время и геройский подвиг ея 26 мая 1609 г.», Машталер Е. «Как отразилось смутное время в Костромской губернии?» 1913 г. и др.
Ивановский край неразрывно связан с именами выдающихся русских полководцев – владевшими здесь землями и поместьями. Русский народ особенно любил русского воеводу Скопина-Шуйского, который показал себя героически в освобождении Троице-Сергиева монастыря. Наш край неразрывно связан с именем еще одного героя – князя Д.М. Пожарского, имевшего родовую вотчину в Холуе. На выставке демонстрируются уникальные экспонаты, связанные с именем Д.М. Пожарского: литография И. Голышева «Вид Борковской-Николаевской пустыни» 1978 г. из коллекции Государственного музея Холуйского искусства, живописное полотно И. Медведева «Минин и Пожарский» 1836 г. из собрания Костромского музея-заповедника и др.
Одним из центральных экспонатов выставки является бюст Ф. Бобарыкина работы скульптора Ю.К. Надежина из коллекции Кинешемского художественно-исторического музея.
Бой был проигран, но впервые за всю историю смуты лисовчики потерпели серьезный отпор от слабо вооруженных крестьян и посадских людей и лишились большого количества своих воинов.
Огромную роль в поддержке национального духа и патриотических чувств во времена смуты играла русская православная церковь. Нельзя не упомянуть о величайших фигурах архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия и патриарха Гермогена, которые по просьбе «Совета всея земли» рассылали письма, призывающие направить под Москву подкрепление против поляков. Троице-Сергиев монастырь выдержал 16-ти месячную осаду 15-ти тысячным войском. 2, 5 тысячи крестьян и монахов не покорились врагу, в живых осталось 200 человек, когда войско Скопина-Шуйского освободило монастырь. Патриарх Гермоген был замучен в подвале Чудова монастыря в Кремле. На предложение распустить ополчение, он проклял во все времена захватчиков и умер от голода и жажды. К истории русской православной церкви относят нас представленные на выставке иконы, нательные образки, кресты XVII в. из коллекции Плесского музея-заповедника.
Письма Дионисия дошли в Нижний Новгород, где воевода Алябьев собрал старейшин на совет, один из них – Кузьма Захарьевич Минин предложил зачитать письмо с амвона после службы в церкви. А после этого на торговой площади выкликнул зов собирать пятую или третью копейку с имущества, сам лично посещал дома и накладывал сбор на ополчение. Люди жертвовали массу добра, собрав все необходимое, собрали войско в количестве 2 тысяч человек. Воеводой пригласили князя Д.М. Пожарского, проявившего себя героически в первом ополчении. Вскоре к ополчению присоединились все народности Поволжья, Казань – оно стало Всенародным. В начале января 1612 г. Минин и Пожарский разослали по многим городам призывы направлять свои отряды в ополчение. Ополченцы двигались по берегу Волги, радостное известие ждало их в Юрьевце – горожане собрали «многую казну», к ополчению присоединился многочисленный отряд. 10 марта ополчение прибыло в Решму, затем в Кинешму, которая пополнила войско людьми и запасами. Когда ополченцы остановились в Плесе, к Пожарскому явились посланцы из Костромы с сообщением, что костромской воевода Шереметев держит сторону самозванца. Тем не менее, Пожарский из Плеса пошел прямо на Кострому и встал перед городом на посаде. В Костроме начались волнения посадских людей, они смяли верных Шереметеву немногочисленных костромских дворян и убили бы воеводу, не подоспей вовремя Пожарский. Управлять Костромой он поручил князю Роману Гагарину и дьяку Андрею Подлесову. В зале можно познакомиться с подробной картой похода второго народного ополчения, увидеть полотно художника И. Медведева «Минин и Пожарский» (с гравюры И.С. Щедровского) 1836 г. (Костромской музей-заповедник), большую графическую работу М. Сергеева «Бой у стен Ипатьевского монастыря» (собрание автора).
С ноября 1612 г. временное правительство рассылает грамоты в разные города, призывающие прислать в Москву делегатов для участия в Земском соборе – на выборы нового царя всея Руси. 21 февраля 1613 г. царем был избран юный Михаил Федорович Романов, который находился в то время в Ипатьевском монастыре в Костроме. С его избранием наметился перелом в преодолении Смуты, но еще 7 лет наши земляки принимали участие в боях с поляками, шведами, восставшими казаками, впереди были десятилетия восстановления страны. Портрет первого царя из династии Романовых, а также общий портрет всех Романовых вызовут несомненный интерес у зрителей – эти работы выполнены в виде сувенирных платков, сотканных на Ивановских мануфактурах к юбилейным торжествам (коллекция ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина)
События смутного времени нашли отражение и в творчестве мастеров Палеха и Холуя. Работы известнейших миниатюристов Б. Девяткина, А. Костерина, И. Голышева, А. Дыдыкина, А. Морозова можно увидеть на выставке.
При создании экспозиции, написании данной статьи использованы материалы книги А. Кабанова и А. Семененко «Ивановский край в смутное время». – Иваново, 2010.
Смутное время и ивановский край
Князья Скопины-Шуйские и ивановский край
В средние века село Иваново пережило нескольких владельцев, или вотчинников. В последние десятилетия XVI века до 1631 года предтеча будущего города, село Иваново (в документах тех лет село Ивановское на Увоти) было важной частью вотчины славного, но быстро угасшего рода князей Скопиных-Шуйских, из которого вышел замечательный военачальник Михаил Васильевич Скопин-Шуйский.
Его отец, Василий Федорович Скопин-Шуйский был выдающимся деятелем периода царствования Ивана Грозного. Участник Земского Собора 1566 года, боярин, он отличился в Ливонской и русско-шведской войнах.
Известно, что в конце XVI – начале XVII веков Кохомская волость была вотчиной Скопиных-Шуйских. В те времена ее составляли села Рождественское (сейчас – город Кохма), Семеновское под Суздалем и Иваново (в настоящее время – город Иваново). С уверенностью можно предполагать, что основное ядро их владений находилось в Шуйском и Суздальском уездах.
Именно в Шуе и Суздале Скопины имели «осадные дворы» – такие были в уездных городах только у крупнейших землевладельцев уезда и обеспечивали их хозяйственные потребности. В Шуе имелся один подобный двор, а в Суздале – два.
После смерти Василия Федоровича в 1595 году его жена, княгиня Анна Петровна Скопина-Шуйская, поселилась в Кохме вместе с единственным сыном Михаилом. Известно, что он рано проявил разносторонние способности, но особенно преуспел в военном деле. С пятнадцати лет Михаил уже живет в столице.
Князь Михаил Васильевич в марте 1610 года стоял во главе войска, которое освободило Москву, осажденную войсками Лжедмитрия II. По пути на столицу Скопин-Шуйский нанес несколько поражений польско-литовским интервентам и заслужил звание национального героя. Однако вскоре он скончался. Михаил Васильевич Скопин-Шуйский упокоился с почестями в Архангельском соборе Московского Кремля.
Когда не стало Михаила Васильевича, хозяйкой Кохомской вотчины, а, значит, в том числе и села Иванова, стала его мать, Анисья Скопина. По ее завещанию, Иваново с деревнями отошло к последнему представителю старшей ветви князей Шуйских, Ивану Ивановичу Шуйскому.
Формирование народного ополчения
Во времена правления царя Бориса Годунова Русь находилась в сложном положении. На рубеже XVI и XVII веков Московское государство переживало тяжелый политический и социально-экономический кризис, получивший название Смутного времени. Несколько десятилетий страну разрывали на части потенциальные наследники престола, стремящиеся заполучить власть. На разрозненное Российское государство надвинулись поляки, шведы, литовцы. Москва оказалась захваченной войском польского короля Сигизмунда.
Ситуация усугублялась тем, что несколько лет подряд в стране был неурожай. В столице начались погромы, разбои.
В столь тяжелое для Руси время патриарх Гермоген призвал руcский народ встать на защиту правоcлавия и изгнать польcких захватчиков из Моcквы. Его поддержали многие. Так возникло первое земское народное ополчение, которое возглавил рязанcкий воевода Прокопий Ляпунов, однако из-за раcпрей между казаками и дворянами оно впоследствии раcпалось.
Вот тогда, в 1612 году, и прозвучал страстный призыв нижегородcкого торговца, земского старосты Кузьмы Минина подняться на борьбу с иноверцами ради спасения государства Российского. По набату народ сошелся к Спасо-Преображенскому собору Нижегородского кремля на сходку. Здесь Кузьма Минин произнес свою знаменитую речь, в которой убеждал собравшихся ничего не жалеть для зашиты родной земли. Слова Кузьмы Минина получили горячий отклик у нижегородцев, вызвали мощный патриотический подъем среди людей, стремление объединиться для победы над общим врагом. В ополчение добровольцами вступали крестьяне, посадские люди и дворяне, многие из них делали денежные пожертвования. Главным воеводой народного войска Кузьма Минин предложил избрать князя Дмитрия Пожарcкого.
Князь Дмитрий Пожарский
Князь Дмитрий Михайлович Пожарский – выдающийся государственный и военный деятель XVII века, сыгравший важную роль в событиях Смутного времени. Именно он стал военным руководителем народного ополчения, организованного в 1612 году против польско-литовских захватчиков.
Жизнь и судьба Пожарского связаны с ивановским краем. По мнению ряда исследователей, его родовой вотчиной было село Мугреево-Никольское Суздальского уезда (сегодня – Южский район Ивановской области).
Пожарский располагал также вотчинами Мыт, Верхний Ландех, Нижний Ландех, Борок, Пестяки. Например, Нижний Ландех был пожалован ему царем Василием Шуйским в 1609 году. Был у него и дом в Шуе. Кроме того, в 1609 году князю были пожалованы часть Холуя, 15 дворов в Лухе, в 1619 году – село Ильинское.
Дорогами народного ополчения
Из Нижнего Новгорода ополченцы во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским отправились в конце февраля. Миновав несколько населенных пунктов, ополчение пополнилось добровольцами. Далее путь продолжился по территории нынешней Ивановской области. Сначала был Пучеж (тогда – Пучежская слобода, или Пучецкая слободка), а затем, после небольшого отдыха, войско направилось к Юрьевцу. Под знамена ополченцев встали юрьевчане, жители Решмы и Кинешмы, многочисленный отряд приволжских кочевников.
Затем Кузьма Минин прибыл в Плес, жители которого, настрадавшись от набегов польских отрядов, встретили ополчение с воодушевлением. Затем освободители двинулись к Костроме, которую очистили от изменнической власти. Дальше путь лежал на Ярославль. Там было образовано временное российское правительство – «Совет Всея земли». Воссоздавались основные приказы, велась дипломатическая переписка. «Совет Всея земли» пополнился в Ярославле новыми людьми – представителями титулованной знати, дворянства, белого духовенства, горожан и крестьян.
Фактически Ярославль в этот период стал столицей России. Численность народного ополчения с каждым месяцем росла. Его ратники сражались и с польско-литовскими отрядами, и с разбойничьими шайками, расплодившимися в период безвластия. В середине июля 1612 года передовые отряды, а в конце июля и основные силы второго ополчения двинулись из Ярославля к столице. Минули Переславль-Залесский и подошли 14 августа к знаменитому Троице-Сергиеву монастырю. Предстояло добиться освобождения столицы от захватчиков. Но сначала надо было взять Китай-город.
22 октября Китай-город был взят ополченцами. Изможденному осадой и голодом, польскому гарнизону ничего не оставалось, как сдаться. Через два дня поляки отворили Троицкие ворота, а на следующий день был взят Кремль.
на Земском Соборе 1613 года
После изгнания поляков из Кремля, начиная с середины ноября 1612 года, созданное в Москве временное земское правительство начинает рассылать в города грамоты, извещающие об очищении Москвы и призывающее присылать в столицу делегатов для участия в Земском Соборе, основным вопросом которого должны были стать выборы нового царя всея Руси.
На Земский Собор, открывшийся в Москве в январе 1613 года, собралось около 800 человек со всех концов Руси. В нем приняли участие и представители Шуи, Луха, Юрьевца, Кинешмы. 21 февраля 1613 года царем был избран юный Михаил Федорович Романов.
Участники Земского Собора составили специальную «Утвержденную грамоту» об избрании на царство Михаила Федоровича Романова. Грамоту подписали многие выдающиеся люди, имевшие непосредственное отношение к нашим местам. Это архиепископ Суздальский и Тарусский Герасим, крупные землевладельцы, бояре Фёдор Шереметев, князья Дмитрий Пожарский, Иван Куракин, Иван Черкасский, Иван Романов, Федор Барятинский, шуйский вотчинник, стряпчий Степан Милюков, дьяк Иван Болотников и другие.
Плес в Смутное время
Плес является одним из древнейших городов на территории современной Ивановской области. Принято считать, что дата его основания относится к 1410 году, когда он был впервые упомянут в летописи.
В XVI веке Плес играет достаточно важную роль в Московском государстве в качестве опорного и сборного пункта и базы снабжения для войск Русского государства в борьбе с внешней опасностью. Кроме того, в XVI-XVII веках в городе размещалась государева таможня.
В 1612 году, когда второе ополчение под командованием Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского шло из Нижнего Новгорода в Кострому, Плес был назначен сборным пунктом для войск Нерехтской и Кинешемской округи.
Жители города на Волге, настрадавшиеся от набегов польских отрядов, встретили ополчение с воодушевлением. Тут же в Плесе юрьевецкие татары вручили через своих выборных князю Пожарскому две тысячи рублей, прося «употребить» их на ратное дело против поляков.
Таким образом, остановка в Плесе была важным моментом на пути дальнейшего продвижения ополчения князя Минина и Пожарского. Во-первых, были сконцентрированы имеющиеся силы и получено подкрепление, во-вторых, прояснена ситуация в Костроме. Из Плеса ополчение пошло прямо на Кострому и встало перед городом на посаде. Там начались волнения людей, которые смяли остававшихся верными Шереметеву немногочисленных костромских дворян. Управлять Костромой Пожарский поручил князю Роману Гагарину и дьяку Андрею Подлесову. Так что Плес сыграл в этот период важную роль в подготовке решающего рывка перед освобождением Костромы, а затем и Ярославля.
Смутное время и ивановский край
Князья Скопины-Шуйские и ивановский край
В средние века село Иваново пережило нескольких владельцев, или вотчинников. В последние десятилетия XVI века до 1631 года предтеча будущего города, село Иваново (в документах тех лет село Ивановское на Увоти) было важной частью вотчины славного, но быстро угасшего рода князей Скопиных-Шуйских, из которого вышел замечательный военачальник Михаил Васильевич Скопин-Шуйский.
Его отец, Василий Федорович Скопин-Шуйский был выдающимся деятелем периода царствования Ивана Грозного. Участник Земского Собора 1566 года, боярин, он отличился в Ливонской и русско-шведской войнах.
Известно, что в конце XVI – начале XVII веков Кохомская волость была вотчиной Скопиных-Шуйских. В те времена ее составляли села Рождественское (сейчас – город Кохма), Семеновское под Суздалем и Иваново (в настоящее время – город Иваново). С уверенностью можно предполагать, что основное ядро их владений находилось в Шуйском и Суздальском уездах.
Именно в Шуе и Суздале Скопины имели «осадные дворы» – такие были в уездных городах только у крупнейших землевладельцев уезда и обеспечивали их хозяйственные потребности. В Шуе имелся один подобный двор, а в Суздале – два.
После смерти Василия Федоровича в 1595 году его жена, княгиня Анна Петровна Скопина-Шуйская, поселилась в Кохме вместе с единственным сыном Михаилом. Известно, что он рано проявил разносторонние способности, но особенно преуспел в военном деле. С пятнадцати лет Михаил уже живет в столице.
Князь Михаил Васильевич в марте 1610 года стоял во главе войска, которое освободило Москву, осажденную войсками Лжедмитрия II. По пути на столицу Скопин-Шуйский нанес несколько поражений польско-литовским интервентам и заслужил звание национального героя. Однако вскоре он скончался. Михаил Васильевич Скопин-Шуйский упокоился с почестями в Архангельском соборе Московского Кремля.
Когда не стало Михаила Васильевича, хозяйкой Кохомской вотчины, а, значит, в том числе и села Иванова, стала его мать, Анисья Скопина. По ее завещанию, Иваново с деревнями отошло к последнему представителю старшей ветви князей Шуйских, Ивану Ивановичу Шуйскому.
Формирование народного ополчения
Во времена правления царя Бориса Годунова Русь находилась в сложном положении. На рубеже XVI и XVII веков Московское государство переживало тяжелый политический и социально-экономический кризис, получивший название Смутного времени. Несколько десятилетий страну разрывали на части потенциальные наследники престола, стремящиеся заполучить власть. На разрозненное Российское государство надвинулись поляки, шведы, литовцы. Москва оказалась захваченной войском польского короля Сигизмунда.
Ситуация усугублялась тем, что несколько лет подряд в стране был неурожай. В столице начались погромы, разбои.
В столь тяжелое для Руси время патриарх Гермоген призвал руcский народ встать на защиту правоcлавия и изгнать польcких захватчиков из Моcквы. Его поддержали многие. Так возникло первое земское народное ополчение, которое возглавил рязанcкий воевода Прокопий Ляпунов, однако из-за раcпрей между казаками и дворянами оно впоследствии раcпалось.
Вот тогда, в 1612 году, и прозвучал страстный призыв нижегородcкого торговца, земского старосты Кузьмы Минина подняться на борьбу с иноверцами ради спасения государства Российского. По набату народ сошелся к Спасо-Преображенскому собору Нижегородского кремля на сходку. Здесь Кузьма Минин произнес свою знаменитую речь, в которой убеждал собравшихся ничего не жалеть для зашиты родной земли. Слова Кузьмы Минина получили горячий отклик у нижегородцев, вызвали мощный патриотический подъем среди людей, стремление объединиться для победы над общим врагом. В ополчение добровольцами вступали крестьяне, посадские люди и дворяне, многие из них делали денежные пожертвования. Главным воеводой народного войска Кузьма Минин предложил избрать князя Дмитрия Пожарcкого.
Князь Дмитрий Пожарский
Князь Дмитрий Михайлович Пожарский – выдающийся государственный и военный деятель XVII века, сыгравший важную роль в событиях Смутного времени. Именно он стал военным руководителем народного ополчения, организованного в 1612 году против польско-литовских захватчиков.
Жизнь и судьба Пожарского связаны с ивановским краем. По мнению ряда исследователей, его родовой вотчиной было село Мугреево-Никольское Суздальского уезда (сегодня – Южский район Ивановской области).
Пожарский располагал также вотчинами Мыт, Верхний Ландех, Нижний Ландех, Борок, Пестяки. Например, Нижний Ландех был пожалован ему царем Василием Шуйским в 1609 году. Был у него и дом в Шуе. Кроме того, в 1609 году князю были пожалованы часть Холуя, 15 дворов в Лухе, в 1619 году – село Ильинское.
Дорогами народного ополчения
Из Нижнего Новгорода ополченцы во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским отправились в конце февраля. Миновав несколько населенных пунктов, ополчение пополнилось добровольцами. Далее путь продолжился по территории нынешней Ивановской области. Сначала был Пучеж (тогда – Пучежская слобода, или Пучецкая слободка), а затем, после небольшого отдыха, войско направилось к Юрьевцу. Под знамена ополченцев встали юрьевчане, жители Решмы и Кинешмы, многочисленный отряд приволжских кочевников.
Затем Кузьма Минин прибыл в Плес, жители которого, настрадавшись от набегов польских отрядов, встретили ополчение с воодушевлением. Затем освободители двинулись к Костроме, которую очистили от изменнической власти. Дальше путь лежал на Ярославль. Там было образовано временное российское правительство – «Совет Всея земли». Воссоздавались основные приказы, велась дипломатическая переписка. «Совет Всея земли» пополнился в Ярославле новыми людьми – представителями титулованной знати, дворянства, белого духовенства, горожан и крестьян.
Фактически Ярославль в этот период стал столицей России. Численность народного ополчения с каждым месяцем росла. Его ратники сражались и с польско-литовскими отрядами, и с разбойничьими шайками, расплодившимися в период безвластия. В середине июля 1612 года передовые отряды, а в конце июля и основные силы второго ополчения двинулись из Ярославля к столице. Минули Переславль-Залесский и подошли 14 августа к знаменитому Троице-Сергиеву монастырю. Предстояло добиться освобождения столицы от захватчиков. Но сначала надо было взять Китай-город.
22 октября Китай-город был взят ополченцами. Изможденному осадой и голодом, польскому гарнизону ничего не оставалось, как сдаться. Через два дня поляки отворили Троицкие ворота, а на следующий день был взят Кремль.
на Земском Соборе 1613 года
После изгнания поляков из Кремля, начиная с середины ноября 1612 года, созданное в Москве временное земское правительство начинает рассылать в города грамоты, извещающие об очищении Москвы и призывающее присылать в столицу делегатов для участия в Земском Соборе, основным вопросом которого должны были стать выборы нового царя всея Руси.
На Земский Собор, открывшийся в Москве в январе 1613 года, собралось около 800 человек со всех концов Руси. В нем приняли участие и представители Шуи, Луха, Юрьевца, Кинешмы. 21 февраля 1613 года царем был избран юный Михаил Федорович Романов.
Участники Земского Собора составили специальную «Утвержденную грамоту» об избрании на царство Михаила Федоровича Романова. Грамоту подписали многие выдающиеся люди, имевшие непосредственное отношение к нашим местам. Это архиепископ Суздальский и Тарусский Герасим, крупные землевладельцы, бояре Фёдор Шереметев, князья Дмитрий Пожарский, Иван Куракин, Иван Черкасский, Иван Романов, Федор Барятинский, шуйский вотчинник, стряпчий Степан Милюков, дьяк Иван Болотников и другие.
Плес в Смутное время
Плес является одним из древнейших городов на территории современной Ивановской области. Принято считать, что дата его основания относится к 1410 году, когда он был впервые упомянут в летописи.
В XVI веке Плес играет достаточно важную роль в Московском государстве в качестве опорного и сборного пункта и базы снабжения для войск Русского государства в борьбе с внешней опасностью. Кроме того, в XVI-XVII веках в городе размещалась государева таможня.
В 1612 году, когда второе ополчение под командованием Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского шло из Нижнего Новгорода в Кострому, Плес был назначен сборным пунктом для войск Нерехтской и Кинешемской округи.
Жители города на Волге, настрадавшиеся от набегов польских отрядов, встретили ополчение с воодушевлением. Тут же в Плесе юрьевецкие татары вручили через своих выборных князю Пожарскому две тысячи рублей, прося «употребить» их на ратное дело против поляков.
Таким образом, остановка в Плесе была важным моментом на пути дальнейшего продвижения ополчения князя Минина и Пожарского. Во-первых, были сконцентрированы имеющиеся силы и получено подкрепление, во-вторых, прояснена ситуация в Костроме. Из Плеса ополчение пошло прямо на Кострому и встало перед городом на посаде. Там начались волнения людей, которые смяли остававшихся верными Шереметеву немногочисленных костромских дворян. Управлять Костромой Пожарский поручил князю Роману Гагарину и дьяку Андрею Подлесову. Так что Плес сыграл в этот период важную роль в подготовке решающего рывка перед освобождением Костромы, а затем и Ярославля.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.