какие категории населения были лишены избирательных прав

какие категории населения были лишены избирательных прав

Статья 4. Избирательные права гражданина Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы

О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу.

2. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет и постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего избирательного округа, имеет право избирать депутата Государственной Думы по одномандатному избирательному округу.

3. Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, имеет право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

4. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.

5. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах депутатов Государственной Думы.

6. Не имеет права избирать и быть избранным гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Источник

Какие категории населения были лишены избирательных прав

Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме

(в ред. Федеральных законов от 09.11.2009 N 250-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения п. 3.1 ст. 4 (в ред. ФЗ от 25.07.2006 N 128-ФЗ) применяются при замещении вакантного депутатского мандата по единому избирательному округу.

3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ)

3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. «а.1» введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

(пп. «а.2» введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов «а.1» и «а.2» настоящего пункта;

(в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ст. 4 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 153-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.

(пп. «б.1» введен Федеральным законом от 23.05.2020 N 153-ФЗ)

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 225-ФЗ)

3.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами «а.1», «а.2» и «б.1» пункта 3.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.

(п. 3.3 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.05.2020 N 153-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами «а», «а.1» и «а.2» пункта 3.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

(п. 3.4 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

3.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами «а.1» и «а.2» пункта 3.2 настоящей статьи, действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.

(п. 3.5 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

П. 3.6 ст. 4 применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 04.06.2021 (ФЗ от 04.06.2021 N 157-ФЗ).

Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети «Интернет», либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.

Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

(п. 3.6 введен Федеральным законом от 04.06.2021 N 157-ФЗ)

4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

4.1. Активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, правом голосовать на референдуме субъекта Российской Федерации обладает также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона для голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, где он зарегистрирован по месту пребывания.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 29.05.2019 N 104-ФЗ)

5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

6. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

7. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

8. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 09.11.2009 N 250-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 05.04.2021 N 89-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Положения ст. 4 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

11. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации активного избирательного права, права на участие в предусмотренных законом избирательных действиях, права на участие в референдуме Российской Федерации, других действиях по подготовке и проведению референдума, связанные с достижением возраста 18 лет, определяются исходя из последнего возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.

(п. 11 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

12. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации права быть избранными определяются исходя из первого возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.

(п. 12 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

Источник

Лишенцы

«ЛИШЕНЦЫ» (лишенные избирательных прав), в 1918–36 категория лиц, дискриминир. сов. властью по полит., экон. и др. мотивам. Конституция РСФСР 1918 в ст. 65 определяла 7 категорий граждан, к-рые могли быть лишены избират. прав: а) использующие наем. труд с целью извлечения прибыли, б) живущие на нетруд. доходы (проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.), в) част. торговцы, торг. и коммерч. посредники, г) монахи, духов. служители церквей и религ. культа, д) служащие и агенты быв. полиции, особ. корпуса жандармов и охран. отд., члены царств. дома, е) умалишенные и состоящие под опекой, ж) осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установлен. законом или судеб. приговором.

В 1922 Л. в сел. местности сост. 1,4 %, в 1923 – 1,3 % от числа избирателей (ок. 7 % в городах). В 1924 в РСФСР не имело избират. прав 843 217 чел. (ок. 2 % населения). В ходе кампании 1925 Л. в СССР насчитывалось 1 млн 40 тыс. (1,63 % от числа избирателей), РСФСР – 700 621 (1,7 % от взрослого нас.), Сибирском кр. – 32 931 чел. (0,9 % взрослого нас.). В выбор. кампанию 1926/27 общ. числ. Л. в СССР достигла 3 млн, РСФСР – 1 млн 980 тыс., Сибирском кр. – 141 тыс. чел.; в 1928 – 3 млн 716 тыс., 2 млн 433 тыс., 218 тыс. чел. соотв. В 1931 в РСФСР официально значилось 1 млн 842 тыс. Л. К 1934 доля Л. в СССР в городе сост. 2,1 %, сел. местности – 2,6 %, в РСФСР – 1,9 и 2,6 % соотв.

Законодат-во о Л. зародилось и развивалось вместе с сов. системой, реагировало на все изменения политики по отношению к собственникам города и деревни, священнослужителям и др. категориям, лишенным прав по экон. и полит. мотивам. В его эволюции отмечено 3 этапа: 1) 1918–25; 2) 1926–29; 3) 1930–36. 1-й этап связан со становлением данного института. Конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918, инструкции ВЦИК о порядке перевыборов сел. и вол. советов (от 2 дек. 1918, 16 окт. 1921), инструкции ВЦИК о перевыборах город. и сел. советов (от 31 авг. 1922, 11 авг. 1924) обозначили круг Л. в самом общем виде, не прорабатывали процедур. вопросов, связан. с лишением и восстановлением в правах. До 1925 подробный порядок выборов в советы определялся мест. инструкциями, разработан. губисполкомами. Регион. власти формировали списки Л. с учетом обстановки и специфики «классовой борьбы» на местах. В 1-й пол. 1920-х гг. лишение избират. прав выступало прежде всего мерой отстранения от выборов потенциал. противников власти, а не инструментом соц. и экон. давления на непролетар. слои об-ва.

Инструкция о выборах в гор. и сел. советы, принятая ВЦИК 13 окт. 1925, завершала период становления ин-та лишения избират. прав и лоял. отношения сов. власти к расширению участия в полит. процессах непролетар. и ср. слоев. Она запрещала произвол. трактовку категорий Л. регион. властями и издание мест. инструкций. В отличие от практики прежних лет, избират. права предоставлялись использовавшим наем. труд крестьянам, ремесленникам, мелким торговцам, вспомогат. персоналу церквей. В то же время появилась новая категория – члены семей Л., о к-рой ничего не упоминалось ни в Конституциях РСФСР 1918 и 1925, ни в предыдущих инструкциях о перевыборах в советы. С ее введением институт лишения избират. прав наделялся признаком наследственности.

2-й этап эволюции законодат-ва о Л. связан с ужесточением норматив. базы, развитием системы доп. ограничений их прав. По инструкции о выборах в гор. и сел. советы, принятой ВЦИК 26 нояб. 1926, к Л. вновь относили лиц, применявших наем. труд в целях извлечения прибыли, частн. торговцев, вспомогат. персонал церквей, бывш. белых офицеров, воен. чиновников. Значит. усложнились правила восстановления в избират. правах всех категорий (введены условия – наличие 5 лет стажа работы, лояльное отношение к сов. власти и т. д.). В результате общ. числ. Л. в стране, по ср. с предыдущей кампанией, выросла в 3 раза, а в Сибирском кр. – в 4 раза.

К выбор. кампании 1928/29 ВЦИК переиздал Инструкцию от 26 нояб. 1926, включив в нее много дополнений и разъяснений. В перечень Л. попалимелкие собственники города и деревни и члены их семей. В результате числ. Л. увеличилась в стране и Сибирском кр. еще на 22 %.

К кон. 1920-х гг. развитие системы лишения избират. прав достигло апогея. Достигли предела и доп. ограничения в правах (св. 10), сопутствовавшие этой мере. Л. не имели права служить в Кр. армии (см. Тыловое ополчение), исключались из профсоюзов и кооперативов, их увольняли из гос. и кооп. учреждений, выселяли из квартир, детей исключали из старших классов ср. школ, техникумов и вузов. Для Л. было значительно повышено налог. бремя. В кон. 1920-х гг. институт лишения гражд. прав использовался в качестве эффектив. способа соц., экон. и полит. давления на непролетар. слои и группы об-ва.

3-й этап отразил стремление власти упорядочить учет Л., рассмотрение жалоб и заявлений о восстановлении в правах. Пост. ЦИК СССР от 22 марта 1930 о ликвидации нарушений в сфере избират. законодат-ва было направлено на ликвидацию наиболее вопиющих нарушений. Категорически запрещалось вводить доп. ограничения прав Л. В 1930-е гг. власть интересовали проблемы учета и рассмотрения жалоб и заявлений о восстановлении в правах. В июне 1931 функции делопроизводства и учета Л. республик. НКВД передали сов. органам (до 1936).

Доля женщин среди новосиб. Л. составляла 17,8 %. Лица 1881–1900 гг. р., к-рым на момент лишения прав было 31–50 лет, составляли более 60 %. Уд. вес 1876–95 гг. р. среди Л. был в 1,6 раза выше, чем среди взрослого населения города. Группы старшего возраста (1850–80 гг. р.) и молодежи (1901–15 гг. р.) среди Л. Новосибирска составляли по 20 %.

Среди новосиб. Л. русских было 89,5 %, евреев 2,2, украинцев и татар – по 1,7, белорусов – 0,8, остальных (немцы, поляки, цыгане, армяне и др.) – 4,1 %. По этнич. хар-кам новосиб. Л. сопоставимы с горожанами (по переписи 1926). Это свидетельствует о том, что при лишении избират. прав сознательная дискриминация нац. меньшинств не проводилась.

Среди новосиб. Л. доминировали выходцы из низш. сословий города и деревни (29 % – из мещанства, 65 – из кр-ва), лишь 5 % гор. Л. представляли привилегиров. до революции сословия (дворянство, купечество, духовенство), 1 % составляли др. сословия.

Уровень грамотности и образования гор. Л. был достаточно высоким: только 15 % составляли неграмотные, 48 % – с нач., 27 % – со ср. и ср.-спец. и 10 % – с непол. высш. и высш. образованием. В нач. 1930-х гг. было восстановлено в избират. правах 77 % от числ. гор. Л., подавших аппеляции.

В сел. местности Зап. Сибири женщины среди подававших апелляции Л. составляли 7 %. Преобладали люди наиболее соц. актив. возрастов: тех, кому в 1930 было 31–50 лет, было 56,5 %. Особ. крупной была группа 40–50-летних: среди взрослого населения Сиб. кр. ее доля составляла 16,7 %, среди Л. – 32,5 %. Именно ее предст., являясь главами хоз-в, имели взрослых детей (работников), обладали достаточным опытом для ведения хоз-ва, могли расширять посев, увеличивать размеры хоз-ва, а потому прежде всего становились жертвами дискриминации. Доля старших возраст. групп (более 50 лет) среди сел. Л. достигала 25,8 %, молодых людей (до 30 лет) – 16,7 %.

Группа сел. Л. представлена 3 национальностями – русскими (86,5 %), украинцами (10 %) и белорусами (3,5 %). Уровень грамотности сел. Л. был достаточно высоким. Неграмотных насчитывалось ок. 30 %, малограмотных – 37,5, имевших нач. образование – 30 %. Лиц со ср., ср.-спец. или высш. образованием насчитывалось 3,2 %.

Среди сел. Л. самую многочисл. категорию составляли крестьяне, «эксплуатировавшие» наем. труд и сдававшие в наем с.-х. машины. Однако осн. часть крест. в группе не принадлежала к зажит. части деревни. В 1927–28 в ср. на 1 «кулацкое» хоз-во в рассматрив. категории приходились: 5,1 едока, 2,23 работника, 7,9 дес. посева, 2,18 лошади, 2,07 коровы, что для Юго-Зап. Сибири соответствует середняц. хоз-ву.

Лишение избират. прав жители сел. местности воспринимали особ. болезненно, т. к. по ср. с горожанами обладали меньшей мобильностью, не имели столь широких возможностей в выборе занятий и были привязаны к традиц. сферам деят-ти. За 1926–36 восстановлено в правах было ок. 31,2 % аппелировав. сел. Л.

С нач. массовой коллективизации, сопровождавшейся экспроприацией имущества и высылкой части кр-ва на спецпоселение, дискриминац. мера трансформировалась в репрессивную: списки сел. Л. ложились в основу списков лиц, подлежащ. высылке. В 1931 законодат-но оформилась практика восстановления выслан. «кулаков» в избират. правах по истечении 5 лет ссылки и при условии их лояльности к сов. власти. В последующ. годы практиковалось выбороч. восстановление спецпереселенцев в правах (преим. молодежи). В 1935 введена поправка, запрещающ. восстановленным в гражд. правах выслан. «кулакам» выезжать из мест поселений. Массовое восстановление спецпереселенцев в правах накануне принятия Конституции 1936 и последовавшая формал. ликвидация ин-та «лишенчества» не отменили дискриминац. соц. и полит. статуса Л. – спецпереселенцев, ссыльных и др. категорий «спецконтингентов».

Лит.: Маргиналы в социуме. Маргналы как социум. Сибирь, 1920–1930-е гг. Новосибирск, 2004.

Источник

Иностранные граждане и избирательное право

Конституционный Суд РФ разъяснял по данному вопросу, что право быть избранным в органы государственной власти закрепляется именно за гражданами РФ как за лицами, находящимися в особой устойчивой политико-правовой связи с государством.

Закон не предоставляет иностранным гражданам право избирать и быть избранными в органы государственной власти субъектов РФ. На региональном уровне выборными должностными лицами являются: высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» наделяет активным и пассивным избирательным правом на выборах как депутатов представительного органа государственной власти субъектов РФ (п. 1 ст. 10), так и высших должностных лиц субъектов РФ (ст. 18) исключительно граждан РФ. Кроме этого, абз. 2 ст. 18 данного закона устанавливает прямой запрет быть избранным высшим должностным лицом субъекта РФ для гражданина РФ, имеющего гражданство иностранного государства либо иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Избирательное законодательство регионов в ряде случаев прямо устанавливает запрет на участие иностранных граждан в выборах в органы государственной власти субъектов РФ.

Помимо права избирать и быть избранными в органы государственной власти РФ и субъектов РФ иностранные граждане лишаются возможности совершения и иных избирательных действий.

Пункт 6 ст. 3 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав налагает запрет для иностранных граждан осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов (списков кандидатов), избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах и референдуме.

Иностранные граждане не имеют права на федеральных или региональных выборах осуществлять сбор подписей за кандидата (список кандидатов); выдвигать кандидатов для участия в выборах; быть доверенными лицами кандидатов; участвовать в агитационных мероприятиях; осуществлять финансирование избирательной кампании кандидата; быть членами избирательной комиссии любого уровня, как с правом решающего, так и совещательного голоса; осуществлять наблюдение за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов; выступать в качестве членами инициативной группы граждан по проведению референдума. Осуществлять наблюдение за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, имеют право лишь иностранные граждане, имеющие статус наблюдателей.

Однако Закон наделяет иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ, правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Возможность участия иностранцев в формировании органов власти муниципального образования закреплена также в ряде федеральных законов. Так, п. 1 ст. 3 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления определяет, что иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами. Далее эти нормы дублирует п. 10 ст. 4 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Устанавливается, что иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, имеют право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, быть избранными депутатами указанных органов и выборными должностными лицами местного самоуправления, а также участвовать в иных избирательных действиях на тех же условиях, что и граждане РФ.

При этом в качестве условия наделения иностранных граждан правом на участие в муниципальных выборах закон называет факт постоянного проживания на территории РФ. Таким образом, положения Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления о постоянном либо преимущественном проживании на территории муниципального образования определяют дополнительные условия для предоставления иностранным гражданам указанного права.

Таким образом, для легитимного участия иностранного гражданина в муниципальных выборах необходимо достижение следующих условий:

1) нахождение в РФ на законных основаниях (наличие действительного вида на жительство и регистрации по месту жительства);

2) постоянное проживание на территории муниципального образования;

3) наличие международного договора, подписанного и ратифицированного РФ;

4) закрепление соответствующей нормы в региональном нормативно-правовом акте.

Правовой отдел МВД по Кабардино-Балкарской Республике

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *