какие кодексы в россии содержат механизмы защиты прав налогоплательщиков
Какие кодексы в россии содержат механизмы защиты прав налогоплательщиков
НК РФ Статья 22. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Налогоплательщикам (плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
Статья 22 НК РФ. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) (действующая редакция)
1. Налогоплательщикам (плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Комментарий к ст. 22 НК РФ
Комментируемая статья устанавливает положения, касающиеся обеспечения прав налогоплательщиков, и сроки для реализации права на защиту.
Нормами НК РФ налогоплательщику (плательщику сбора) гарантируется право на обеспечение своих интересов в области налоговых правоотношений.
Например, при привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности налоговый орган должен соблюдать порядок, предусмотренный статьями 100 и 101 НК РФ, а также основополагающие принципы привлечения лиц к ответственности (налоговой, административной, уголовной), в частности право этого лица знать о характере и основании вменяемого ему правонарушения. Этим обеспечиваются гарантии защиты прав налогоплательщика (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.08.2005 N А56-46008/04).
Если у налогоплательщика (плательщика сбора) имеются основания считать, что его права были нарушены (любым лицом, как налоговым органом, так и, например, налоговым агентом), за защитой своих прав он может обратиться в суд.
Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов (см. письма Минфина России от 01.09.2015 N 03-04-05/50327, от 22.02.2012 N 03-04-05/4-211, от 26.05.2011 N 03-04-05/5-383, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.03.2012 N А70-7020/2011).
Как отмечено в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.08.2012 N А33-17641/2011, пунктом 1 статьи 22 НК РФ налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов.
В Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012 N А41-7192/12 указано, что с правом налогоплательщика должна корреспондировать соответствующая обязанность налогового органа. В частности, с правом налогоплательщика на обжалование действия (бездействия) налогового органа корреспондирует обязанность налогового органа (вышестоящего налогового органа) рассмотреть жалобу налогоплательщика.
КС РФ в Определении от 17.07.2012 N 1349-О разъяснил, что пункт 2 статьи 22 НК РФ, предусматривая необходимость установления обязанностей должностных лиц налоговых органов, корреспондирующих с предусмотренными указанными НК РФ правами налогоплательщиков, направлен на обеспечение реализации прав налогоплательщиков, а не на их ограничение.
Так, в силу правовой позиции, изложенной КС РФ в Определении от 03.10.2006 N 442-О, акт налоговой проверки является итоговым актом налогового контроля и в то же время правоприменительным актом, который вручается проверяемому лицу, этим актом возбуждается преследование за совершение налогового правонарушения, то есть начинается процесс привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Гарантированные подпунктами 7 и 9 пункта 1 статьи 21 НК РФ права налогоплательщика на ознакомление с актом налоговой проверки и на представление на акт своих возражений направлены на знакомство последнего с сутью вменяемых ему нарушений законодательства о налогах и сборах, подготовку и реализацию полноценной защиты в налоговом споре.
Согласно пункту 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
Таким образом, пункт 5 статьи 100 НК РФ рассматривает направление акта по почте заказным письмом в качестве дополнительного способа его вручения и только в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки.
Способы защиты прав налогоплательщиков
Способы защиты прав налогоплательщиков
Перечисленные защитные способы гарантируются актуальным НК РФ. Теперь подробнее о каждом из них.
Административный способ защиты прав налогоплательщиков
Защита прав налогоплательщиков в административном порядке происходит в режиме гл. 19 и 20 НК. В рамках административной защиты обжалуются:
Такое обжалование происходит в вышестоящем налоговом органе.
Решения фискальщиков, действия (бездействие) их сотрудников могут обжаловаться в суде лишь после их административного оспаривания. Исключениями, с которыми можно отправляться сразу в суд, будут:
Как подать жалобу
Жалобу в ВНО подают через орган, принявший, совершивший спорное решение (действие). Передается петиция со всеми материалами в течение трех дней со времени ее поступления. Получив претензию орган, нарушивший права налогоплательщика, обязательно принимает меры, устраняющие такое нарушение. Если его получилось устранить, об этом сообщается в ВНО (с приложением подтверждающих документов, если они есть) в течение трех дней с момента устранения.
На указанные действия у пострадавшего лица есть год со дня, когда ему стало известно о нарушении прав. В тот же срок (с даты вынесения спорного решения) опротестовывается вступившее в силу решение об ответственности за налоговое правонарушение, которые не оспаривались через апелляцию.
Обжалование в ФНС происходит в течение трех месяцев со дня разрешения претензий (апелляции в том числе) ВНО.
Пропущенное по уважительной причине время обжалования восстанавливается ходатайством в ВНО.
Содержание жалобы
Также в ней можно указать телефонные, факсовые номера, адреса электронной почты, а также другую необходимую для рассмотрения информацию. К жалобе прикладывают соответствующую доверенность, когда ее подает представитель, а также документы, которые подтверждают доводы налогоплательщика.
Как подать апелляцию
Апелляцию на решение об ответственности за налоговое правонарушение (либо отказ в этом) подают через вынесший его орган, после чего она со всеми материалами в течение трех дней направляется в ВНО. Она подается до дня, когда обжалуемое решение вступит в силу.
Не апеллируются решения ФНС об ответственности за налоговое правонарушение и отказ в этом.
Претензии, включая апелляцию, подают письменно с подписью жалующегося или его представителя либо электронно, через Интернет, личный кабинет налогоплательщика.
Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков
Самозащита для налогоплательщиков
Этот способ защиты заключается в том, что налогоплательщик может не выполнять требования налоговых и иных уполномоченных органов (их должностных лиц), не соответствующие закону. Правда, применять на практике данную защиту нужно с осторожностью, поскольку далеко не все могут самостоятельно определить, что является нарушением закона, а что — нет.
Защитить налоговые права можно также и через органы прокуратуры, которые надзирают за правильностью применения законодательства, включая налоговое.
Формы защиты прав налогоплательщиков
Формы защиты прав бывают юрисдикционными (административная плюс судебная) и неюрисдикционными, принудительными. Благодаря им, спор разрешается усилиями его участников. В число последних входят:
Ответственность и защита прав налогоплательщиков
За налоговые правонарушения отвечают юридические и физические лица, а также ИП в случаях, обозначенных НК РФ. К налогоплательщикам, не исполняющим своих обязанностей, применяют меры государственного принуждения. Это могут быть штрафы:
Другой вариант — обеспечительные меры из гл. 11 НК (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия).
Налоговая ответственность для физлиц возможна с шестнадцати лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, — три года (с момента совершения нарушения).
Противоправные деяния в области налогообложения могут также привести к уголовной ( ст. 198–199.2 УК РФ ) либо административной ( ст. 15.7 КоАП ), а также дисциплинарной ( ст. 192 ТК ) ответственности. Последняя разновидность ответственности накладывается приказом работодателя, например, на бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность.
Обеспечение защиты прав налогоплательщиков
Как обеспечивается защита прав налогоплательщиков и плательщиков сборов
Налогоплательщики и плательщики сборов — это юридические и физические лица, на которых Налоговый кодекс Российской Федерации возлагает обязанности по уплате налогов или сборов. Эти обязанности выполняют и филиалы, иные обособленные подразделения организаций — по месту их нахождения, в порядке, предусмотренном частью второй Федерального закона.
Законодательством определено, что взаимозависимыми признаются лица, способные оказывать влияние на решения, принимаемые другой стороной сделки. Эти решения могут оказать влияние на результаты экономической деятельности партнеров, а также на особенности условий договоров, заключаемых между ними.
Федеральный закон значительно расширил перечень взаимозависимых лиц для упрощения возможных судебных споров. Но по тем сделкам, доходы или (и) расходы по которым признаны до вступления в силу данного закона, перечень взаимозависимых лиц остается прежним:
Реальные ситуации экономических и другого рода отношений могут выйти за рамки описанных законом алгоритмов. Тогда признать лица взаимозависимыми по иным основаниям может признать суд. Для этого судебные органы обязаны найти доказательства влияния отношений между этими лицами на итоги экономических сделок.
Обязанности и права налогоплательщиков
Все права, которые налогоплательщикам гарантирует законодательство, в равной степени распространяются и на плательщиков сборов.
Налогоплательщики и плательщиков сборов имеют право:
Самостоятельно разобраться в деталях этих и иных положений законодательства в части своих прав налогоплательщик может, изучив соответствующие пункты статей Федеральных законов.
Участники договорных отношений имеют право обжаловать действия либо бездействие налоговых органов в установленном законом порядке, вплоть до обращения в суд.
Налоговый кодекс и ряд других федеральных законов определяют порядок защиты прав и интересов налогоплательщиков и плательщиков сборов. На практике обеспечивать соблюдение этих прав обязаны должностные лица налоговых органов или иных организаций, наделенных соответствующими полномочиями. Если эти обязанности не выполняются либо исполняются в ненадлежащем объеме, ответственные лица и организации понесут ответственность в соответствии с существующим законодательством.
Защищать свои права налогоплательщики и плательщики сборов могут как в административном, так и в судебном порядке.
Гарантии этой защищенности прописаны в ред. Федеральных законов.
Главная обязанность налогоплательщика — это своевременная уплата установленных налогов. Для этого он должен вести учет своих объектов налогообложения, доходов и расходов; встать на учет в налоговой инспекции (если для этой категории плательщика предусмотрена законом такая обязанность); представлять налоговые декларации или расчеты в налоговый орган по месту учета.
Кроме этого, налогоплательщик также обязан:
Если налогоплательщик уплачивает налоги в связи с перемещением товаров через границу Таможенного союза, к его обязанностям добавляются положения, зафиксированные в законодательстве Российской Федерации о таможенном деле и аналогичных правовых актах Таможенного союза.
Плательщики сборов несут обязанности по своевременной и полной оплате законно установленных сборов.
Плательщики налогов и сборов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за невыполнение данных обязанностей либо за их ненадлежащее исполнение.
Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, помимо общих обязанностей, описанных выше, имеют и свои специфические. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, должны представлять в налоговый орган по месту жительства по его запросу книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций, а также годовую бухгалтерскую/финансовую отчетность (не позднее трех месяцев после окончания отчетного года).
Организации, освобожденные от этой обязанности, перечислены в Федеральном законе от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать в соответствующий налоговый орган об открытии/закрытии счетов, нужных для осуществления профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия/закрытия этих счетов.
Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели также обязаны, в соответствии с Федеральным законом, сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя:
Если законом не оговорено иное, сообщения можно представить в налоговый орган лично или через представителя, направлять заказным письмом по почте или передавать в электронной форме по предусмотренным каналам связи.
Для сообщений, которые отправляются в электронной форме, обязательно требование заверять их электронной подписью отправителя, причем, усиленной квалифицированной подписью. Вариант: заверить письмо можно усиленной квалифицированной электронной подписью представителя.
Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять контроль и надзор в области налогов и сборов, утверждают порядок заполнения форм данный сообщений (как на бумажном носителе, так и в электронной форме), представляют и сами образцы и форматы сообщений.
Индивидуальные предприниматели, а также адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, выбирающие электронную форму отправки сообщений в налоговые органы, по телекоммуникационным каналам связи, должны ознакомиться с порядком представления сообщений, утвержденным федеральным органом исполнительной власти либо уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
При возникновении вопросов о порядке, форме составления сообщений в налоговые органы можно найти разъяснения в Федеральном законе. Либо обратиться за консультацией в налоговый орган по месту регистрации.
Право на защиту у налогоплательщика: что про него нужно знать
В последние годы суды все чаще становятся на сторону налоговых органов при рассмотрении дел, связанных с уплатой налогов и иных платежей в бюджет.
Если в период с 2016 по 2018 гг. ФНС выигрывала около 80% споров с налогоплательщиками, то 2019 г. уже 85,4 %, а за 1 квартал 2020 г. так и вовсе 90% побед на стороне налоговиков.
А ведь суммы доначислений (по данным ФНС) за одну выездную проверку составили:
Если рассмотреть сложившуюся ситуацию более внимательно, то окажется, что победы налоговиков объясняются не только повышением качества их работы, но и помощью со стороны судебной системы.
Думаю, все знают, что судья должен принимать решение на основании закона и своего внутреннего убеждения. Но в том-то и дело, что внутреннее убеждение судьи формируется на основе выступления участников судебного процесса и тот из участников кто более убедителен, тот и получает шанс на победу в споре.
Если до 2018 года возможности налоговых органов и налогоплательщиков для представительства в суде были более или менее равными, то начиная с 2019 года возможности изменились.
Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ были внесены изменения в гл. 6 «Представительство в арбитражном суде» АПК РФ. В настоящее время представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде только адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности, ну и конечно лично руководитель юридического лица.
Такая ситуация не могла быть принята налогоплательщиками и они пытались отстоять свои права, но только недавно Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 16 июля 2020 г. N 37-П разъяснил, что работник организации, обладающий специфическим знаниями о деятельности компании, может представлять интересы предприятия даже если у него нет юридического образования. Но при обязательном условии, что в процессе участвует хотя бы еще один представитель, который соответствует требованиям главы 6 АПК о представительстве.
Такое решение принял Конституционный суд по жалобе ООО «Александра» и его исполнительного директора К.В. Бударина.
Документ: Постановление КС РФ от 16.07.2020 N 37-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 59, части 4 статьи 61 и части 4 статьи 63 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Александра» и гражданина К.В. Бударина
Примечание: КС высказался по налоговым спорам, но это Постановление применимо к любым судебным спорам где участники юрлица и ИП
Фабула дела:
У ООО «Александра» возник налоговый спор, представителями общества в суде были лица, соответствующие требованиям главы 6 АПК к представителям. Но К.В. Бударина Арбитражный суд Дальневосточного округа не допустил к участию в деле как представителя по доверенности. Суд посчитал его не соответствующим требованиям закона, Бударин К.В. не осуществлял функции единоличного исполнительного органа, не подтвердил наличие юридического образования или ученой степени.
Сам Бударин К.В. считал, что он как исполнительный директор глубоко осведомлен о деятельности общества, раньше успешно выступал представителем, может дать ценную информацию суду, поэтому запрет на участие в процессе ограничивает права общества.
КС не стал признавать оспариваемые нормы АПК о представительстве не соответствующими Конституции, но позицию К.В. Бударина поддержал.
По мнению КС, нормы АПК о представительстве — это не ограничения, а минимальный стандарт обеспеченности участников арбитражного процесса квалифицированной юридической помощью.
Правила АПК не запрещают юридическому лицу иметь несколько представителей. При этом минимальному стандарту должен отвечать хотя бы один представитель. А невозможность привлечь в качестве представителей лиц, которые связаны с организацией и в силу корпоративного участия, имущественных, трудовых отношений и потому способны оказывать влияние на ее деятельность, ведет к несоразмерному ограничению права организации довести до суда свою позицию. Например, такие лица зачастую обладают практическими знаниями о работе организации и могут оказать не менее, а зачастую и более компетентную помощь, чем профессиональные юристы.
Абсолютно справедливо КС отметил что, такой исключительно формальный критерий, как наличие высшего юридического образования либо ученой степени в области права, а равно адвокатского статуса, не дает реальной гарантии оказания представителем эффективной помощи, поскольку многообразие споров, входящих в компетенцию арбитражных судов, сложность в регулировании отдельных правоотношений позволяют утверждать, что даже самый опытный адвокат не может быть достаточно компетентным во всяком арбитражном деле.
Во многих случаях о необходимой квалификации для ведения дела может свидетельствовать наличие у лица, вовлеченного в деятельность представляемой организации, не столько юридического, сколько иного специального образования. Работники организации, осведомленные о специфике ее деятельности и являющиеся специалистами в прикладных сферах (таможенное, банковское, страховое дело, антикризисное управление, бухгалтерский учет и др.), зачастую могут оказать по соответствующим категориям споров не менее компетентную помощь.
В деле с участием заявителей ООО «Александра» добивалось наделения К.В. Бударина, не имеющего высшего юридического образования, статусом представителя учрежденного им общества, исполнительным директором которого он являлся, в налоговом споре по причине его глубокой вовлеченности в деятельность общества (его объяснения могли бы содержать ценную для суда информацию), обоснованно полагая, что рассмотрение налоговых споров связано с разрешением не только сугубо правовых вопросов, но и вопросов правильности ведения бухгалтерского и налогового учета и отчетности и что такой вид деятельности осуществляют бухгалтеры, аудиторы и в целом лица, имеющие финансовое и экономическое образование.
Таким образом, часть 3 статьи 59, часть 4 статьи 61 и часть 4 статьи 63 АПК РФ не предполагают ограничения права организации поручать ведение дела от имени этой организации в арбитражном процессе связанному с ней лицу, в частности ее учредителю (участнику) или работнику, не имеющему высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности, при условии что интересы этой организации в арбитражном суде одновременно представляют также адвокаты или иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие такое образование либо такую степень.
В налоговых спорах не следует рассчитывать только на адвоката, необходимо привлекать специалистов по налогам (бухгалтера, финансиста, аудитора).
Хорошего налогового адвоката найти очень сложно и дорого. Желательно иметь на предприятии работника или хотя бы хорошего знакомого с высшим юридическим образованием, а представлять интересы предприятия по доверенности должен профессионал.
Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью (п. 6 ст. 61 АПК РФ) не обязательно нотариально.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.