какие льготы при поступлении в вуз у ребенка инвалида
Правила поступления для людей с инвалидностью и ОВЗ
По данным отчета Минобрнауки, в 2016–2017 году в российских вузах обучались 19,5 тысячи людей с ограниченными возможностями. Они составляют менее 1 % от общего числа всех студентов. К сожалению, не все граждане владеют полной информацией о своих правах и льготах. Но мы исправим эту ситуацию. Сегодня мы подробно расскажем о том, как абитуриенту с инвалидностью поступить в вуз.
Не все знают о своих правах и льготах
Интересный факт! Александр Васильевич Суворов – доктор психологических наук, потерял в детстве сначала зрение, а чуть позже слух. Но это не помешало ему стать автором большого числа научных работ, а также разработать несколько уникальных методик по работе со слепоглухими людьми.
Кто имеет право на льготы и привилегии
Вы имеете право на особые условия при поступлении, сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов, если у вас:
Для людей с разной степенью ограничения возможностей предусмотрены одинаковые права и льготы.
Особенности сдачи ЕГЭ
Вы должны подать заявление на регистрацию не позднее 1 февраля. Позже это сделать можно только при наличии уважительных причин, подтвержденных документально (но не позднее, чем за две недели до начала экзаменов). В заявлении нужно указать, какие требуются специальные условия для сдачи ЕГЭ с учетом состояния вашего здоровья и особенностей психофизического развития.
К заявлению нужно приложить подтверждающие документы:
Вы имеете право на увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа, а также на перерывы с питанием.
На экзаменах должны присутствовать ассистенты, которые окажут необходимую помощь в зависимости от ваших индивидуальных особенностей: проведут до рабочего места, прочтут задание и т. д. Вы имеете право пользоваться необходимыми техническими средствами для обеспечения собственного комфорта.
Особенности проведения ЕГЭ и вступительных испытаний для лиц с разными типами инвалидности
Для глухих и слабослышащих:
Для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика.
Лица с тяжелыми нарушениями и дефектами речи могут сдавать устные экзамены в письменной форме.
Люди с проблемами опорно-двигательного аппарата или отсутствием конечностей могут сдавать письменные экзамены на компьютере со специальными программами или надиктовывать ответы ассистенту. Также они имеют право сдавать эти экзамены устно.
На экзаменах людям с инвалидностью могут помогать ассистенты
Какие есть льготы при поступлении
Для вас установлены следующие виды льгот:
Информацию о льготах можно посмотреть на сайте вуза в разделах «Особые права и преимущества на зачисление» и «Квота». Там же вы найдете списки вступительных испытаний и сроки их проведения.
Какие льготы детям инвалидам при поступлении в ВУЗ и колледж
Колледжем называют учебное заведение по окончанию которого присваивается средне-профессиональное образование. После окончания учебного заведения (университет, институт) выпускник получает диплом о высшем образовании. Вне зависимости от обучения в дипломе будет указана специальность, по которой человек может трудоустроиться. Некоторые категории граждан имеют право поступить в учебные заведения на льготных основаниях, к ним относятся:
В рамках данной статьи мы поговорим о поступлении в колледж и институт детям-инвалидам.
Кто относится к детям инвалидам?
Сам термин инвалидность говорит о человеке у которого имеются отклонения от нормы. Отклонение может быть в физическом, умственном и психическом плане.
Соответственно ребенок инвалид — это человек с ограниченными возможностями здоровья, который не достиг восемнадцатилетнего возраста. Однако существует и иной термин, который вводит в заблуждение людей, не знакомых с понятиями, а именно инвалид детства.
Инвалид-детства и ребенок-инвалид имеет абсолютно разные значения. В первом случае это человек любого возраста, который приобрел инвалидность до восемнадцати лет, а во втором это ребенок до восемнадцати лет имеющий ограничение в здоровье. Еще одной весомой разницей является присвоение группы, которая происходит только в случае инвалида-детства. В справке, которая выдает медико-социальная экспертиза написано инвалид-детства и группа (первая, вторая или третья).
Какие льготы имеются?
Все льготы, которые предоставляются незащищённым слоям населения можно разделить на федеральные и региональные. Первые действую на все субъекты нашей страны, а последними могут пользоваться жители самого региона.
Например, право на получение социальной пенсии относиться к федеральной льготе, так как во всех субъектах сумма одинаковая, без учета индивидуальных особенностей (трудового стажа, номера группы). А в Саратовской области действует надбавка дополнительно 1000 рублей инвалиду – эту льготу относят к региональной, так как действует она только в Саратове.
Инвалид имеет полное право на получение таких льгот, например, как:
Например, человек окончил строительный университет и 10 лет работал по профессии, пока не получил инвалидность на производстве. К сожалению, больше выполнять обязанности он не может и руководство предложило другую вакансию, до которой он будет допущен после прохождения курсов.
Важно! Курсы могут быть от центра занятости населения или от самого работодателя если травма получена на производстве.
Более подробно о котором мы поговорим ниже.
Поступление в учебное заведение
Практически половина всех студентов в России получают образование платно, однако у инвалида вряд ли имеется такое количество денежные средств. Кроме платного образования инвалид может получить образование:
Важно! Иными словами, такую льготу называют целевым направлением.
Например, у Воронежского государственного педагогического института всего 510 мест, на которые планирую поступить абитуриенты. Соответственно из них 11 человек – льготные места.
Льгота и заключается в том, что если у инвалида и здорового ребенка совпало количество баллов, то безусловно выберут инвалида.
Кроме поступления в учебные заведения инвалид имеет право и на предоставление койко-места в общежитии на бесплатном основании и в первых рядах.
Важно! Место в общежитии предоставляются в том случае, если человек не имеет места жительства в городе.
Пошаговая инструкция по поступлению в институт
Для поступления в учебное учреждение вне зависимости от его названия и статуса (институт, колледж) необходимо предоставить документы.
Инструкция по поступлению
Пояснение
Важно! Курсы платные, но для инвалидов они должны предоставляться бесплатно или с 50% скидкой.
Собранный пакет документов можно передать лично в учреждение, отправить по электронной почте или воспользоваться услугами почтовой связи.
§ Данные (ФИО и дата рождения);
§ Факультет, на который планируется поступать;
§ Основание для обучения (какая школа была окончена и сколько классов);
§ Оплата (бюджет или вне бюджет, соответственно платно или бесплатно). В случае если поступление осуществляется по направлению от государственного органа, то об этом необходимо предупредить заранее.
2. Документ удостоверяющий личность;
3. Аттестат об окончании школы (если было окончено 9 классов, то подают этот диплом. В случае если полное образование, то диплом и свидетельство о сдачи Единого государственного экзамена).
4. Документ подтверждающий наличие инвалидности:
§ Справка, выданная медико-социальной экспертизой;
§ Индивидуальный план реабилитации.
5. Фотографии 3х4.
В случае с высшим образованием необходимо иметь действующий сертификат ЕГЭ, на основании которых будут принято решение.
Важно! Серьезные высшие учебные учреждения могут проверить знание абитуриента и путем проведения тестовых испытаний.
1. Обычно в фойе учебного заведения вывешивают списки, где можно ознакомиться с решением;
2. Если самостоятельно прийти не получиться на сайте учебного заведения так же будет вся информация о зачислении.
Все льготы по поступлению в институт или колледж можно использовать только один раз, позже льготы не будут действовать на бесплатном основании. Соответственно можно поступить в институт второй раз, но уже на платное отделение.
Право на льготное поступление сохраняется и в колледже, соответственно повторно можно получить средне-профессиональное образование только на платной основе.
Кроме этого многие ВУЗы и колледжи имеют собственную столовую, где студенты инвалиды могут бесплатно питаться, тем самым не тратить денежные средства в течении дня на еду. Обычно данная процедура происходит согласно спискам на кассе, студент приходит и говорит свою фамилию подтверждая свою личность паспортом или студенческим билетом. После проверки личности выдают полноценный комплексный обед, состоящий из:
Размер стипендии
Стипендией называют денежную сумму, которая выплачивается студенту один раз в месяц. Стипендия — это определённая заработная плата, которую студент получает за свои заслуги. Условно ежемесячную выплату можно разделить на:
Вышеперечисленные документы необходимо предоставляет ежегодно, тогда выплата будет начисляться. В случае если студен имеет так называемые «хвосты» (не сданные вовремя зачеты и экзамены), то выплата приостанавливается до момента погашения).
В настоящее время социальная стипендия в высшем учебном заведении равна 1 266 рублям, а в колледже и техникуме сумма около 690 рублей.
С начала учебного года в 2021 году планируется повысить стипендии на 5,5 процентов.
Кроме стипендии за инвалидами сохраняется право на получение социальной пенсии.
Ежемесячные выплаты инвалидам детства
При пользовании набором услуг
Максимально — 3 600 рублей
Всего 1 050 рублей.
Мнение эксперта
Государство естественно отдает себе отчет в том, что студентам необходимо на что-то жить, если они будут работать, то уровень полученных знаний будет страдать. Не всегда они находят такую работу, где можно было бы трудиться в свободное время, поэтому мы стараемся повышать стипендии для того, чтобы хоть как-то помочь старающимся ученикам.
Мы очень рады, что детей инвалидов и инвалидов детства с каждым гордом все больше и больше в наших учебных заведениях. Если раньше человек с ограниченными возможностями здоровья получал даже школьное образование на дому, то теперь они стремятся в общество. А общество в лице нас рады их принять в своих рядах.
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования и науки города Москвы Калина И.И.
Распространенные вопросы
Вопрос №1 Я являюсь инвалидом, в 2010 году я получил высшее образование в одном из ведущих университетов города Москвы. Полученное образование было на бесплатной основе, так как были отличные результаты экзаменов и оценки в аттестате. В настоящее время имеется желание получить ещё одно образование, может ли и оно быть бесплатным?
Ответ: К сожалению в соответствии с законодательством на бесплатном основании можно получить одно средне-профессиональное образование и одно высшее. Все последующие образования должны быть оплачены, вне зависимости от инвалидности.
Вопрос №2 Мой сын заканчивает школу в этом году, он является ребенком-инвалидом. Выбранный институт, в который желает поступить ребенок находиться в центре города, а мы проживаем в населенном пункте где добираться следует 20-30 минут. Может ли он претендовать на предоставление комнаты в общежитии, которое имеется в учреждении?
Ответ: Если место проживания и выбранное место обучение находится в одном регионе, то к сожалению законных прав, на получение комнаты нет. Однако при наличии свободных мест можно попросить директора учебного заведения предоставить место в общежитии предварительно объяснив ситуацию.
Типичные ошибки
Ошибка №1 Инвалид, участвующий в олимпиадах на региональном уровне, желает поступить в институт по льготе.
Комментарий: Действительно право на льготное поступление имеется не только у инвалидов, сирот, но и у призеров разнообразных олимпиад, которые проходят на федеральном и международном уровне, каковым обычная региональная олимпиада не считается.
Ошибка №2 Инвалид желает получать учебную стипендию в совокупности с социальной.
Комментарий: Данное право действительно возможно, однако социальная стипендия выплачивается незащищенным слоям населения в качестве помощи. В случае с учебной, она назначается только тем, кто имеет положительные оценки.
Заключение
Поступление в институт – это практически первое важное решение, которое должен сделать для себя выпускник. Выбирая институт, он соответственно делает выбор будущей профессии, которая ему интересна, и он планирует заниматься ей дальше. Поэтому к выбору необходимо подойти с высокой ответственностью, только тогда будет заинтересованность, а с ней хорошие оценки и достойная стипендия.
Льготы при поступлении в вуз
Какие бывают и кому положены
Учиться в вузе можно на бюджете или по договору. На бюджете — это когда государство или регион полностью оплачивает обучение. По договору — когда студент платит за обучение самостоятельно или за него это делает какая-то организация.
В вуз поступают по результатам ЕГЭ и иногда по результатам дополнительных испытаний, если у вуза есть на это право и он устраивает такие испытания. Поступить на бюджет можно только на конкурсной основе — по результатам ЕГЭ и вступительных испытаний. Вуз принимает на бюджет тех, кто набрал больше баллов.
Но есть категории абитуриентов, которые имеют право поступить на бюджет по льготе — без конкурса, по специальной квоте или в преимущественном порядке.
Основные положения о порядке поступления в вуз
В вузе может быть несколько программ обучения: бакалавриат, специалитет и магистратура. На бакалавриат и специалитет поступают абитуриенты после 11 класса или колледжа. В магистратуру — только с высшим образованием.
п. 5, п. 7 приказа
Минобрнауки РФ
от 14.10.2015 № 1147
Для поступления на обучение нужно подать заявление о приеме и принести необходимые документы. Абитуриент имеет право подать заявление в пять вузов и в одном заявлении указать до трех специальностей, на которые он хотел бы поступить. В заявлении указывают и форму обучения — бюджетную или договорную.
Сначала вуз зачисляет поступающих без экзаменов и по квоте. Потом — всех остальных.
Виды льгот при поступлении в вуз
Льготно поступить в вуз можно без экзаменов, по квоте или по преимущественному праву зачисления. Еще вуз может давать поступающим дополнительные баллы за индивидуальные достижения в олимпиадах или спорте и таким образом увеличивать их шансы поступить на бюджет.
п. 33, п. 37, п. 38 приказа Минобрнауки РФ № 1147
Право на зачисление без экзаменов имеют:
Олимпиадники имеют право поступить в вуз только по профилю олимпиады. Например, если школьник участвовал в олимпиаде по математике, его будущая специальность должна быть с ней и связана. Вуз сам решает, соответствует ли профиль олимпиады выбранной специальности.
Олимпиадники имеют право поступить без экзаменов в течение четырех лет после года, в котором проводилась соответствующая олимпиада.
Все льготники имеют право поступить без дополнительных испытаний, которые может устраивать вуз. Если дополнительных испытаний нет, вуз присвоит льготникам максимальное количество баллов по ЕГЭ по одному общеобразовательному предмету.
Поступление в рамках особой квоты. Государство и регионы могут выделять деньги на обучение студентов — это называется особой квотой. По закону они оплачивают не менее чем 10% мест по одному направлению обучения. Например, если в вузе по одной программе обучения всего 100 мест, то как минимум 10 из них будут по особой квоте.
Вот кто имеет право на поступление в вуз в рамках особой квоты:
Поступление в рамках целевой квоты. Квоту на обучение могут давать организации — это называется целевой квотой. Поступающий заключает целевой договор с организацией, заинтересованной в его обучении по определенной специальности с последующим приемом на работу. А та в свою очередь просит вуз выделить одно или несколько мест на обучение по определенной специальности и оплачивает обучение студента. Выпускник целевого направления будет обязан отработать какое-то время в организации.
Вуз может установить свои условия поступления в рамках целевой квоты.
Льготы за индивидуальные достижения. Поступающие имеют право заявить о своих индивидуальных достижениях и таким образом увеличить свои шансы на бюджет.
За индивидуальные достижения вуз может начислять баллы или использовать достижение в качестве преимущества одного абитуриента перед остальными.
Вуз может поощрять за достижения в спорте, учебе или другой деятельности.
Достижения в спорте подтверждает золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» — ГТО — и удостоверения к нему установленного образца.
Достижения в учебе — школьный аттестат с отличием, в том числе золотая или серебряная медаль; диплом с отличием о среднем профессиональном образовании.
Другие достижения абитуриентов:
При поступлении в вуз по льготе за индивидуальные достижения абитуриент представляет документы, подтверждающие получение таких результатов. Не нужно подтверждать только оценку, выставленную вузом по результатам проверки итогового сочинения.
Например, волонтеры предоставляют личную книжку волонтера. Получить ее можно в бумажном или электронном виде. В бумажном — в специальном волонтерском центре. В электронном — на сайте «Добровольцы России». В Москве получить ЛКВ можно в центре «Мосволонтер».
Право преимущественного зачисления. Есть категории абитуриентов, которые имеют право на преимущественное зачисление в вуз. Это значит, что при прочих равных условиях — баллах ЕГЭ, вступительных испытаний и других одинаковых достижениях — их зачислят в первую очередь. Разберем подробнее.
Категории абитуриентов, которые могут поступить по льготе
Право на преимущественное зачисление есть у таких абитуриентов:
п. 35, п. 36 приказа Минобрнауки РФ № 1147
Дети военнослужащих имеют право на поступление по квоте и преимущественное зачисление в вуз, если родитель погиб при исполнении, умер из-за увечья или заболевания, которое получил на службе. А также если их родители служили по контракту или уволились с военной службы из-за возраста или состояния здоровья при условии, что общая продолжительность их военной службы 20 лет или больше.
Военнослужащие имеют право на бесплатное обучение на подготовительных курсах вуза в следующих случаях:
Эти категории льготников имеют преимущественное право зачисления в вуз при условии успешного прохождения экзаменов.
Победители олимпиад имеют право поступить в вуз без экзаменов или получить 100 баллов по ЕГЭ по общеобразовательному предмету по профилю олимпиады — по выбору абитуриента.
При потере кормильца назначается специальная пенсия, но она не дает права поступить в вуз по льготе. Но если студент потерял обоих или единственного родителя, он имеет право на государственную социальную стипендию.
Молодые матери и дети из многодетных семей поступают в вуз наравне с остальными абитуриентами. Федеральные льготы для них не предусмотрены.
Как воспользоваться льготами
Чтобы воспользоваться льготами, подавайте в вуз необходимые для поступления документы, в том числе с правом на льготу. В заявлении укажите, что есть право на льготу, и приложите подтверждающий документ.
Если абитуриент имеет право поступить в вуз без вступительных испытаний, он может подать документы только в один вуз и только по одному направлению. Но одновременно может подать заявления на другие направления о приеме в общем порядке, без использования особого права. В тот же или другой вуз.
Право на 100 баллов абитуриент может использовать при поступлении на обучение по различным условиям или основаниям приема.
Например, абитуриент выбирает между филфаком и факультетом журналистики. Он может использовать свое право на 100 баллов по русскому языку для поступления на оба направления.
Куда обращаться. Абитуриент подает документы на поступление в вуз лично, отправляет их через представителя, почтой или в электронном виде, если вуз принимает электронные копии.
Необходимые документы. Для поступления в вуз понадобятся следующие документы:
Заявление о приеме документов нужно взять в приемной комиссии, если абитуриент подает документы лично. Если отправляет документы почтой, заявление нужно скачать на сайте вуза и заполнить.
Вот документы, которые подтверждают право на льготу:
Подойдут оригиналы и копии документов — заверять их нотариально не нужно.
Порядок оформления. Абитуриент подает документы в вуз и ждет списка поступающих. Вуз должен опубликовать список не позднее 27 июля — на официальном сайте и на информационном стенде.
Сначала вуз зачисляет льготников: поступающих без экзаменов, на места в пределах особой или целевой квоты. Потом — абитуриентов, пользующихся преимущественным правом, а затем — всех остальных.
Когда вуз вывешивает первые списки, абитуриенту нужно найти в них себя и посмотреть, по какой основе обучения его собираются зачислить — на бюджет, по квоте или как-то еще.
Если он согласен с основой обучения, то подает заявление о согласии на зачисление. В нем указывает условие поступления и основание приема по конкурсу, в соответствии с результатами которого хочет быть зачисленным. Еще понадобятся оригиналы подтверждающих документов. Подать подтверждающее заявление нужно до 28 июля.
Далее вуз зачисляет на оставшиеся бюджетные места. Подать заявление о согласии на зачисление нужно до 1 августа. Если бюджетные места закончились, но остались места по квоте, вуз может зачислить на них поступающих без вступительных испытаний.
После этого начинается вторая волна зачисления — подать заявление о зачислении нужно до 6 августа.
При поступлении на бюджет абитуриент может подать заявление о согласии на зачисление 1—2 раза. Он может сначала подать заявление, передумать и снова подать, а вуз не вправе ему в этом отказать.
Что делать, если отказали
Если абитуриент все сделал правильно, но вуз отказал в зачислении на бюджет, нужно попросить письменный отказ. Его можно обжаловать в апелляционной комиссии, в прокуратуре или в суде.
Если абитуриент не согласен с результатами вступительных испытаний внутри вуза, он может обратиться в апелляционную комиссию вуза со специальным заявлением — апелляцией. Апелляцию составляют в письменной форме, в ней указывают причину обращения, например нарушение процедуры проведения экзамена. Апелляцию подают в день сдачи экзамена или объявления оценки, с которой абитуриент не согласен.
Льготы для детей-инвалидов в области образования
Статья 43 Конституции РФ и статья 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает право ребенка достигшего школьного возраста, на получение образования независимо от состояния здоровья.
В силу абзаца 3 статьи 1 указанного закона дети до 18 лет в случае инвалидности признаются детьми-инвалидами. В связи с этим государством предусмотрен для них ряд социальных гарантий.
Согласно статье 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами; развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей; интеграцию в общество.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.
Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования (Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»)
Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Данный перечень утвержден Приказом Минздрава России от 30.06.2016 № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»).
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентировал в статье 79 организацию получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (Приказ Минтруда России от 13.06.2017 № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»)
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»)
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, соответствующим дополнительным профессиональным программам, программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (Письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому»)
8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.
12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Кроме того Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает для детей-инвалидов следующие льготы:
1. получение государственной социальной стипендии, т.е. денежной выплаты, назначаемой в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ (статья 36 Федерального закона);
2. освобождение от родительской платы за присмотр и уход за детьми-инвалидами, за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (статья 65 Федерального закона);
3. организация обучения на дому или в медицинских организациях (статья 66 Федерального закона);
4. право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (статья 71 Федерального закона);
5. право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по не имеющим государственной аккредитации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах установленной квоты (статья 71 Федерального закона).