какие льготы при поступлении в вузы у инвалидов детства

Льготы при поступлении в вуз

Какие бывают и кому положены

Учиться в вузе можно на бюджете или по договору. На бюджете — это когда государство или регион полностью оплачивает обучение. По договору — когда студент платит за обучение самостоятельно или за него это делает какая-то организация.

В вуз поступают по результатам ЕГЭ и иногда по результатам дополнительных испытаний, если у вуза есть на это право и он устраивает такие испытания. Поступить на бюджет можно только на конкурсной основе — по результатам ЕГЭ и вступительных испытаний. Вуз принимает на бюджет тех, кто набрал больше баллов.

Но есть категории абитуриентов, которые имеют право поступить на бюджет по льготе — без конкурса, по специальной квоте или в преимущественном порядке.

Основные положения о порядке поступления в вуз

В вузе может быть несколько программ обучения: бакалавриат, специалитет и магистратура. На бакалавриат и специалитет поступают абитуриенты после 11 класса или колледжа. В магистратуру — только с высшим образованием.

п. 5, п. 7 приказа
Минобрнауки РФ
от 14.10.2015 № 1147

Для поступления на обучение нужно подать заявление о приеме и принести необходимые документы. Абитуриент имеет право подать заявление в пять вузов и в одном заявлении указать до трех специальностей, на которые он хотел бы поступить. В заявлении указывают и форму обучения — бюджетную или договорную.

Сначала вуз зачисляет поступающих без экзаменов и по квоте. Потом — всех остальных.

Виды льгот при поступлении в вуз

Льготно поступить в вуз можно без экзаменов, по квоте или по преимущественному праву зачисления. Еще вуз может давать поступающим дополнительные баллы за индивидуальные достижения в олимпиадах или спорте и таким образом увеличивать их шансы поступить на бюджет.

п. 33, п. 37, п. 38 приказа Минобрнауки РФ № 1147

Право на зачисление без экзаменов имеют:

Олимпиадники имеют право поступить в вуз только по профилю олимпиады. Например, если школьник участвовал в олимпиаде по математике, его будущая специальность должна быть с ней и связана. Вуз сам решает, соответствует ли профиль олимпиады выбранной специальности.

Олимпиадники имеют право поступить без экзаменов в течение четырех лет после года, в котором проводилась соответствующая олимпиада.

Все льготники имеют право поступить без дополнительных испытаний, которые может устраивать вуз. Если дополнительных испытаний нет, вуз присвоит льготникам максимальное количество баллов по ЕГЭ по одному общеобразовательному предмету.

Поступление в рамках особой квоты. Государство и регионы могут выделять деньги на обучение студентов — это называется особой квотой. По закону они оплачивают не менее чем 10% мест по одному направлению обучения. Например, если в вузе по одной программе обучения всего 100 мест, то как минимум 10 из них будут по особой квоте.

Вот кто имеет право на поступление в вуз в рамках особой квоты:

Поступление в рамках целевой квоты. Квоту на обучение могут давать организации — это называется целевой квотой. Поступающий заключает целевой договор с организацией, заинтересованной в его обучении по определенной специальности с последующим приемом на работу. А та в свою очередь просит вуз выделить одно или несколько мест на обучение по определенной специальности и оплачивает обучение студента. Выпускник целевого направления будет обязан отработать какое-то время в организации.

Вуз может установить свои условия поступления в рамках целевой квоты.

Льготы за индивидуальные достижения. Поступающие имеют право заявить о своих индивидуальных достижениях и таким образом увеличить свои шансы на бюджет.

За индивидуальные достижения вуз может начислять баллы или использовать достижение в качестве преимущества одного абитуриента перед остальными.

Вуз может поощрять за достижения в спорте, учебе или другой деятельности.

Достижения в спорте подтверждает золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» — ГТО — и удостоверения к нему установленного образца.

Достижения в учебе — школьный аттестат с отличием, в том числе золотая или серебряная медаль; диплом с отличием о среднем профессиональном образовании.

Другие достижения абитуриентов:

При поступлении в вуз по льготе за индивидуальные достижения абитуриент представляет документы, подтверждающие получение таких результатов. Не нужно подтверждать только оценку, выставленную вузом по результатам проверки итогового сочинения.

Например, волонтеры предоставляют личную книжку волонтера. Получить ее можно в бумажном или электронном виде. В бумажном — в специальном волонтерском центре. В электронном — на сайте «Добровольцы России». В Москве получить ЛКВ можно в центре «Мосволонтер».

Право преимущественного зачисления. Есть категории абитуриентов, которые имеют право на преимущественное зачисление в вуз. Это значит, что при прочих равных условиях — баллах ЕГЭ, вступительных испытаний и других одинаковых достижениях — их зачислят в первую очередь. Разберем подробнее.

Категории абитуриентов, которые могут поступить по льготе

Право на преимущественное зачисление есть у таких абитуриентов:

п. 35, п. 36 приказа Минобрнауки РФ № 1147

Дети военнослужащих имеют право на поступление по квоте и преимущественное зачисление в вуз, если родитель погиб при исполнении, умер из-за увечья или заболевания, которое получил на службе. А также если их родители служили по контракту или уволились с военной службы из-за возраста или состояния здоровья при условии, что общая продолжительность их военной службы 20 лет или больше.

Военнослужащие имеют право на бесплатное обучение на подготовительных курсах вуза в следующих случаях:

Эти категории льготников имеют преимущественное право зачисления в вуз при условии успешного прохождения экзаменов.

Победители олимпиад имеют право поступить в вуз без экзаменов или получить 100 баллов по ЕГЭ по общеобразовательному предмету по профилю олимпиады — по выбору абитуриента.

При потере кормильца назначается специальная пенсия, но она не дает права поступить в вуз по льготе. Но если студент потерял обоих или единственного родителя, он имеет право на государственную социальную стипендию.

Молодые матери и дети из многодетных семей поступают в вуз наравне с остальными абитуриентами. Федеральные льготы для них не предусмотрены.

Как воспользоваться льготами

Чтобы воспользоваться льготами, подавайте в вуз необходимые для поступления документы, в том числе с правом на льготу. В заявлении укажите, что есть право на льготу, и приложите подтверждающий документ.

Если абитуриент имеет право поступить в вуз без вступительных испытаний, он может подать документы только в один вуз и только по одному направлению. Но одновременно может подать заявления на другие направления о приеме в общем порядке, без использования особого права. В тот же или другой вуз.

Право на 100 баллов абитуриент может использовать при поступлении на обучение по различным условиям или основаниям приема.

Например, абитуриент выбирает между филфаком и факультетом журналистики. Он может использовать свое право на 100 баллов по русскому языку для поступления на оба направления.

Куда обращаться. Абитуриент подает документы на поступление в вуз лично, отправляет их через представителя, почтой или в электронном виде, если вуз принимает электронные копии.

Необходимые документы. Для поступления в вуз понадобятся следующие документы:

Заявление о приеме документов нужно взять в приемной комиссии, если абитуриент подает документы лично. Если отправляет документы почтой, заявление нужно скачать на сайте вуза и заполнить.

Вот документы, которые подтверждают право на льготу:

Подойдут оригиналы и копии документов — заверять их нотариально не нужно.

Порядок оформления. Абитуриент подает документы в вуз и ждет списка поступающих. Вуз должен опубликовать список не позднее 27 июля — на официальном сайте и на информационном стенде.

Сначала вуз зачисляет льготников: поступающих без экзаменов, на места в пределах особой или целевой квоты. Потом — абитуриентов, пользующихся преимущественным правом, а затем — всех остальных.

Когда вуз вывешивает первые списки, абитуриенту нужно найти в них себя и посмотреть, по какой основе обучения его собираются зачислить — на бюджет, по квоте или как-то еще.

Если он согласен с основой обучения, то подает заявление о согласии на зачисление. В нем указывает условие поступления и основание приема по конкурсу, в соответствии с результатами которого хочет быть зачисленным. Еще понадобятся оригиналы подтверждающих документов. Подать подтверждающее заявление нужно до 28 июля.

Далее вуз зачисляет на оставшиеся бюджетные места. Подать заявление о согласии на зачисление нужно до 1 августа. Если бюджетные места закончились, но остались места по квоте, вуз может зачислить на них поступающих без вступительных испытаний.

После этого начинается вторая волна зачисления — подать заявление о зачислении нужно до 6 августа.

При поступлении на бюджет абитуриент может подать заявление о согласии на зачисление 1—2 раза. Он может сначала подать заявление, передумать и снова подать, а вуз не вправе ему в этом отказать.

Что делать, если отказали

Если абитуриент все сделал правильно, но вуз отказал в зачислении на бюджет, нужно попросить письменный отказ. Его можно обжаловать в апелляционной комиссии, в прокуратуре или в суде.

Если абитуриент не согласен с результатами вступительных испытаний внутри вуза, он может обратиться в апелляционную комиссию вуза со специальным заявлением — апелляцией. Апелляцию составляют в письменной форме, в ней указывают причину обращения, например нарушение процедуры проведения экзамена. Апелляцию подают в день сдачи экзамена или объявления оценки, с которой абитуриент не согласен.

Источник

Правила поступления для людей с инвалидностью и ОВЗ

По данным отчета Минобрнауки, в 2016–2017 году в российских вузах обучались 19,5 тысячи людей с ограниченными возможностями. Они составляют менее 1 % от общего числа всех студентов. К сожалению, не все граждане владеют полной информацией о своих правах и льготах. Но мы исправим эту ситуацию. Сегодня мы подробно расскажем о том, как абитуриенту с инвалидностью поступить в вуз.

какие льготы при поступлении в вузы у инвалидов детства

Не все знают о своих правах и льготах

Интересный факт! Александр Васильевич Суворов – доктор психологических наук, потерял в детстве сначала зрение, а чуть позже слух. Но это не помешало ему стать автором большого числа научных работ, а также разработать несколько уникальных методик по работе со слепоглухими людьми.

Кто имеет право на льготы и привилегии

Вы имеете право на особые условия при поступлении, сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов, если у вас:

Для людей с разной степенью ограничения возможностей предусмотрены одинаковые права и льготы.

Особенности сдачи ЕГЭ

Вы должны подать заявление на регистрацию не позднее 1 февраля. Позже это сделать можно только при наличии уважительных причин, подтвержденных документально (но не позднее, чем за две недели до начала экзаменов). В заявлении нужно указать, какие требуются специальные условия для сдачи ЕГЭ с учетом состояния вашего здоровья и особенностей психофизического развития.

К заявлению нужно приложить подтверждающие документы:

Вы имеете право на увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа, а также на перерывы с питанием.

На экзаменах должны присутствовать ассистенты, которые окажут необходимую помощь в зависимости от ваших индивидуальных особенностей: проведут до рабочего места, прочтут задание и т. д. Вы имеете право пользоваться необходимыми техническими средствами для обеспечения собственного комфорта.

Особенности проведения ЕГЭ и вступительных испытаний для лиц с разными типами инвалидности

Для глухих и слабослышащих:

Для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика.

Лица с тяжелыми нарушениями и дефектами речи могут сдавать устные экзамены в письменной форме.

Люди с проблемами опорно-двигательного аппарата или отсутствием конечностей могут сдавать письменные экзамены на компьютере со специальными программами или надиктовывать ответы ассистенту. Также они имеют право сдавать эти экзамены устно.

На экзаменах людям с инвалидностью могут помогать ассистенты

Какие есть льготы при поступлении

Для вас установлены следующие виды льгот:

Информацию о льготах можно посмотреть на сайте вуза в разделах «Особые права и преимущества на зачисление» и «Квота». Там же вы найдете списки вступительных испытаний и сроки их проведения.

Источник

Как подростку с инвалидностью поступить в вуз: советы учителей и истории выпускников

какие льготы при поступлении в вузы у инвалидов детства

В 8 реабилитационно-образовательных центрах и школах-интернатах, подведомственных столичному Департаменту труда и соцзащиты, учится более 2000 ребят с инвалидностью или ОВЗ. При этом более 60% выпускников поступают в высшие учебные заведения и успешно реализуют себя в различных профессиональных областях. О том, как ученикам с инвалидностью подготовиться к экзаменам, перебороть стереотипы, стать специалистами в своей области и душой компании в коллективе, рассказали Наталья Починок, ректор РГСУ, учителя и психологи Реабилитационно-образовательного центра № 76.

Об университетской среде

Москва с каждым годом становится комфортней и доступней для разных категорий населения, а столичные университеты увеличивают число мест для людей с инвалидностью. Так, в Российском государственном социальном университете (РГСУ) на данный момент учатся 213 студентов с инвалидностью и ОВЗ.

Наталья Починок, ректор университета, отметила, что для привлечения молодых людей с инвалидностью в вузы необходимо организовать доступную среду, адаптировать все образовательные программы, обеспечить студентов специальными техническими средствами, позволяющими сделать образовательный процесс легче и доступнее, вести постоянную работу по повышению квалификации преподавателей и сотрудников в вопросах инклюзивного образования. «Особенно важно не делать различий между студентами с инвалидностью и без. В нашем университете все студенты, вне зависимости от особенностей их здоровья, ведут активный образ жизни, привлекаются к реализации внешних и внутренних проектов, участвуют в волонтерском движении, общественных и развлекательных мероприятиях», — подчеркнула Наталья.

Для комфортной учебы студентов с инвалидностью в РГСУ создан Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (РУМЦ). Центр ведет методическую поддержку учебного процесса, обеспечивает студентов необходимыми техническими средствами в соответствии с их потребностями, поддерживает и помогает психологически. Кроме того, все студенты, как с инвалидностью, так и без, на первом курсе слушают лекции по инклюзивной среде и корректному общению друг с другом. «Инклюзию надо воспитывать. С первых дней обучения мы формируем среди своих студентов инклюзивную культуру, представление о различных нозологиях, о культуре взаимодействия с людьми с инвалидностью. Многие студенты проходят практику на базе Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ и учатся применять свои знания об инклюзии на практике», — объясняет ректор.

О подготовке к поступлению

Подготовка к поступлению в высшие учебные заведения, как правило, начинается с 9-го класса. Сначала ученики реабилитационно-образовательных центров и интернатов посещают уроки профориентации: с помощью тестов и опросов они выбирают, какой вид деятельности наиболее им подходит.

В 10-м классе помощь ребятам с выбором будущей профессии становится приоритетной задачей педагогов: продолжаются профориентационные уроки. Кроме того, ученики приходят на дни открытых дверей в вузах в рамках программы «Университетские субботы». Таким образом, к началу 11-го класса большинство школьников уже определяется с университетом и направлением и начинает усиленную подготовку к сдаче ЕГЭ.

Об экзаменах

Выпускники с инвалидностью или ОВЗ поступают в высшие учебные заведения наравне с ребятами без инвалидности. Тем не менее, важно учитывать, что для поступающих с инвалидностью время выполнения экзаменационной работы увеличивается на 1,5 часа.

Учителя реабилитационно-образовательного центра № 76, где учатся ребята преимущественно с нарушениями опорно-двигательной системы, сформулировали пять правил, которые помогут вовремя подготовиться и без паники сдать экзамены.

О родительской поддержке

В непростой период подготовки к выпускным экзаменам и поступлению подросткам не менее важны внимание и помощь родителей. Психологи отмечают, что волнение родителей практически всегда передается детям, поэтому важно оставаться спокойным и уверенным при любых обстоятельствах.

«Если подросток не против, помогите ему в составлении плана подготовки к экзаменам. Обсудите, какие темы для него сложные и как их лучше повторить», — рекомендует педагог-психолог реабилитационно-образовательного центра № 76 Марина Бессмертная.

Не менее важно продолжать соблюдать режим дня и не допускать перегрузок и дистресса, отмечают специалисты. «Подбадривайте подростка за то, что у него хорошо получается, и чаще напоминайте, что результаты экзаменов никак не повлияют на вашу любовь к нему», — заключает педагог.

Истории выпускников

Елизавета Кайсина — выпускница 2020 года Реабилитационно-образовательного центра № 76. Сейчас девушка воплотила свою мечту — учится в РНИМУ им. Н. И. Пирогова на первом курсе педиатрического факультета.

С детства Елизавета много времени проводила в больницах и поликлиниках. Девушка вспоминает, что врачи и медсестры всегда были добры и готовы помочь, поэтому она с ранних лет вдохновлялась их деятельностью. А позднее, в средней школе, заинтересовалась биологией и химией: так выбор пал на медицинские университеты.

«Я уже в 9-м классе поняла, что хочу стать врачом. А занятия по профориентации только укрепили мое желание поступить в медицинский, — вспоминает Елизавета. — Уже в университете я поняла, что, выбрав педиатрический факультет, поступила верно. Дети открытые, с ними намного легче общаться».

Для поступления Елизавете необходимо было сдать 3 экзамена: биологию, химию и русский язык. Будущая студентка начала усиленно готовиться к ЕГЭ с середины 10-го класса: полгода была передышка, чтобы «отойти от экзаменов после 9-го класса».

«Я читала много учебников и решала тренировочные тесты. К тому же наши учителя приложили все усилия, чтобы мы сдали экзамены максимально хорошо. У нас были дополнительные занятия и консультации. А учительница по биологии в течение года готовила нас к предпрофессиональному экзамену, который сдается в медицинские вузы и дает дополнительные баллы к сумме ЕГЭ», — рассказывает Елизавета.

Сейчас студентка успешно отучилась первое полугодие и с нетерпением ждет начала следующего. Конечно, учеба в университете сильно отличается от школы. «Я считаю, что выпускникам нужно учиться самим учиться. В школе педагоги буквально разжевывали каждую тему. В университете такого нет. Если ты хочешь получать знания, стать востребованным специалистом, нужно самому прикладывать усилия», — делится Елизавета.

Несмотря на дистанционный формат учебы, Елизавета уже успела подружиться с одногруппниками и влиться в коллектив. «Когда я только поступила, очень переживала, что попаду в отчужденный коллектив. Но оказалось, что у меня чудесные одногруппники: они всегда готовы помочь, объяснить, скинуть дополнительные материалы. Мне очень повезло. Я думаю, не нужно ничего бояться, тогда все непременно получится», — верит Елизавета.

В этом году первокурсница составила алгоритм-советы, как поступить учиться без паники:

Соблюдая рекомендации педагогов и учитывая опыт студентов, нынешние выпускники смогут вовремя подготовиться, успешно сдать экзамены и поступить в желаемые вузы.

Советы по поступлению других выпускников реабилитационно-образовательных центров и школ-интернатов читайте по ссылкам:

https://dszn.ru/press-center/news/4959 — Ольга Крылова, студентка экономического факультета ВШЭ, выпускница Школы-интерната № 1 для слепых.

https://dszn.ru/press-center/news/4321 — Илья Бурма, студент экономического факультета МГУ, выпускник Реабилитационной школы-интерната № 32.

какие льготы при поступлении в вузы у инвалидов детства

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Какие льготы при поступлении в вузы у инвалидов детства

Ответы на наиболее часто поступающие вопросы при поступлении лиц с инвалидностью в образовательные организации высшего образования

1. Какие документы необходимо предоставить в вуз, чтобы подтвердить статус инвалида?

Для поступления в вуз в рамках особой квоты необходимо помимо основного пакета документов предоставить справку об инвалидности, подтверждающую факт установления инвалидности, выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

2. Все ли инвалиды могут претендовать на бюджетное квотируемое место и сколько таких мест?

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, имеют право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты (далее – особая квота).

Особая квота устанавливается ежегодно образовательной организацией в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, выделенных такой образовательной организации на очередной год.

3. Может ли абитуриент с инвалидностью участвовать в конкурсе на поступление в вуз и в рамках особой квоты и по общему конкурсу?

Да, может, если в заявлении абитуриент укажет желание участвовать в конкурсе на зачисление в вуз как в конкурсе в рамках особой квоты, так и по общему конкурсу. В случае непрохождения по конкурсу в рамках особой квоты, абитуриент с инвалидностью будет иметь право на участие в общем конкурсе на зачисление в вуз и иметь преимущественное право зачисления в соответствии с частью 9 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Может ли абитуриент с инвалидностью сдавать вступительные испытания в вузе при отсутствии результатов ЕГЭ?

Да, может. В соответствии с пунктом 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года, при реализации прав поступающие могут сдавать все общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ.

5. Может ли абитуриент с инвалидностью сдавать вступительные испытания в вузе при наличии результатов ЕГЭ?

Да, может. В соответствии с пунктом 17 приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года, поступающие могут сдавать все общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ.

6. Может ли абитуриент с инвалидностью сдавать вступительные испытания в вузе и использовать их результаты при поступлении в вуз наряду с использованием результатов ЕГЭ?

В соответствии с пунктом 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года, поступающие могут сдавать все общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, либо сдавать одно или несколько общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно (вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ), наряду с использованием результатов ЕГЭ в качестве результатов других общеобразовательных вступительных испытаний.

7. Может ли абитуриент с инвалидностью претендовать на участие в конкурсе на зачисление в вуз, если справка об инвалидности действует на момент подачи документов, но не уверен, будет ли продлена инвалидность?

В вуз нужно предоставить справку, действующую на момент подачи документов, а затем, после продления инвалидности предоставить новую справку.

Для поступления в рамках особой квоты справка об установлении инвалидности должна действовать на момент завершения подачи документов в вуз (в 2021 году – это 29 июля).

8. Имеет ли право абитуриент с инвалидностью III группы, являющийся инвалидом с детства, претендовать на участие в конкурсе на зачисление в вуз на места, выделенные в рамках особой квоты?

Да, имеет, если в справке об установлении инвалидности в строке “причина” указано «инвалид с детства». В соответствии с ч. 5 ст. 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.»

9. Кто и на каком этапе определяет потребность и перечень необходимых для абитуриента специальных условий при сдаче вступительных испытаний?

Потребность в специальных условиях обозначается на этапе подачи заявлений до начала вступительных испытаний. В этот же момент абитуриенту следует указать, какие именно условия необходимы. Условия определяются на основе беседы с абитуриентом, анализа индивидуальной программы реабилитации или абилитации, заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Полный перечень возможных условий представлен в Разделе X Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года.

10. Какие условия могут быть предоставлены абитуриенту с инвалидностью при сдаче вступительных испытаний в вузе и на основании чего?

11. Когда абитуриенту с инвалидностью необходимо заявить о потребности в предоставлении ему специальных условий при сдаче вступительных испытаний?

Условия для сдачи вступительных испытаний вуза абитуриентом с инвалидностью носят заявительный характер. Перечень возможных условий определен в Разделе X Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года. Заявление необходимо подать в приемную комиссию до начала вступительных испытаний. Основанием является наличие инвалидности. Необходимые условия могут содержаться в индивидуальной программе реабилитации или абилитации, заключении психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) или условия определяются самим абитуриентом в соответствии с его видом нарушения здоровья.

12. Необходимо ли поступающему, имеющему инвалидность, получать отдельное заключение медико-социальной экспертизы, чтобы подтвердить свои возможности для обучения в вузе на выбранном направлении?

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 01.05.2017 № 93-ФЗ» заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии у инвалида противопоказаний для обучения при поступлении в соответствующие образовательные организации инвалиду не требуется.

13. Нужно ли абитуриенту с инвалидностью предоставлять заключение медико-социальной экспертизы для подтверждения возможности обучения в вузе на выбранном направлении?

Не требуется согласно Федеральному закону «О внесении изменений в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 01.05.2017 № 93-ФЗ» заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии у инвалида противопоказаний для обучения при поступлении в соответствующие образовательные организации

14. Возможен ли прием лиц с инвалидностью на обучение по образовательным программам, предъявляющим требования к состоянию здоровья обучающихся?

Да, Возможен. Ограничений по приему нет. Однако, рекомендуется при поступлении лиц с медицинскими противопоказаниями к соответствующим условиям и видам труда могут возникнуть сложности с освоением образовательной программы, в том числе в рамках практической подготовки. Вузам рекомендуется получить письменное уведомление от абитуриента об осведомленности о возможных последствиях.

15. Если я как абитуриент с инвалидностью подаю документы на несколько направлений подготовки (специальностей), могу ли я воспользоваться особыми правами по всем выбранным направлениям подготовки (специальностям) в несколько вузов?

Лица, которым предоставлено право на прием в пределах особой квоты, могут поступать на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета одновременно в 5 образовательных организаций высшего образования, максимум на 10 направлений подготовки (специальностей) в рамках одного вуза (количество определяет сам вуз), согласно пункту 22 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного Приказом Минобрнауки России № 1076 от 21 августа 2020 года, а также Федеральному закону от 27 июня 2018 г. № 162-ФЗ «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”»).

16. Имеет ли право абитуриент с инвалидностью при подаче документов на несколько направлений подготовки (специальностей) воспользоваться особыми правами по всем выбранным направлениям подготовки (специальностям)?

Лица, которым предоставлено право на прием в пределах особой квоты, могут поступать на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета одновременно в 5 образовательных организаций высшего образования, максимум на 10 направлений подготовки (специальностей) в рамках одного вуза (количество определяет сам вуз), согласно пункту 22 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного Приказом Минобрнауки России № 1076 от 21 августа 2020 года, а также Федеральному закону от 27 июня 2018 г. № 162-ФЗ «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”»).

17. Кто и какую помощь оказывает лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья во время проведения вступительных испытаний?

При проведении вступительных испытаний для поступающих из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с пунктом 68 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с лицами, проводящими вступительное испытание).

В соответствии с п.73 Порядка приема услуги ассистента предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.

18. На какое время увеличивается продолжительность проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья?

Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается вузом на основе локального нормативного акта, но не более чем на 1 час 30 минут.

В соответствии с пунктом 69 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года, продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению организации, но не более чем на 1,5 часа.

В соответствии с п.73 Порядка приема специальные условия предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.

19. Какие условия создаются при проведении вступительных испытаний для инвалидов с нарушением слуха?

В соответствии с частью 3) пункта 72 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года при проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

для глухих и слабослышащих обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования (при очном проведении вступительных испытаний); предоставляются услуги сурдопереводчика.

В соответствии с пунктом 73 Порядка приема специальные условия предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.

20. Какие условия создаются при проведении вступительных испытаний для инвалидов с нарушениями зрения?

В соответствии с частями 1) и 2) пункта 72 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года при проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых либо зачитываются ассистентом;

письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту

при очном проведении вступительных испытаний поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (при очном проведении вступительных испытаний);

поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство (при очном проведении вступительных испытаний), возможно также использование собственных увеличивающих устройств;

задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;

В соответствии с пунктом 73 Порядка приема специальные условия предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.

21. Какие условия создаются для проведения вступительных испытаний для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

В соответствии с частью 6 пункта 72 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года при проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:

письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

В соответствии с пунктом 73 Порядка приема специальные условия предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.

22. Могут ли абитуриенты с инвалидностью использовать при сдаче вступительных испытаний технические устройства индивидуального пользования?

Да, могут. Если техническое средство или устройство индивидуального пользования является необходимым для обеспечения приёма и передачи информации в доступной для абитуриента с инвалидностью форме.Это может быть собственное техническое средство абитуриента или техническое средство, предоставленное образовательной организацией.

23. Может ли гражданин, имеющий III группу инвалидности, который не может претендовать на места по особой квоте, сдавать вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно?

Да, может. У него нет права на «льготное» зачисление, но есть право выбора формы испытания (ЕГЭ или вступительное испытание вуза) и право на специальные условия при сдаче вступительных испытаний.

24. Обязан ли вуз предоставлять услуги сурдопереводчика при приеме документов в вуз и при проведении вступительных испытаний?

В соответствии с частью 3) пункта 72 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года при проведении вступительных испытаний вуз обеспечивает предоставление услуг сурдопереводчика.

В соответствии с п.73 Порядка приема услуга сурдопереводчика предоставляются абитуриентам на основании заявления о приеме, содержащего сведения о такой необходимости.

25. Вуз, в который я поступаю, проводит вступительные испытания с использованием прокторинга. Боюсь, что не смогу сдать экзамены, т.к. часто совершаю непроизвольные движения и близко наклоняюсь к монитору. Как в этом случае мне поступить?

С целью минимизации рисков аннулирования результатов экзаменов из-за нарушений, возникших вследствие индивидуальных психофизических особенностей абитуриента, во время проведения вступительных испытаний для абитуриентов с инвалидностью вузам не рекомендуется применять автоматическую систему прокторинга с использованием специальных технических программ. Рекомендуется в заявлении на создание специальных условий указать свои особенности, которые могут помешать процедуре прокторинга.

26. Могут ли инвалиды получать второе высшее образование бесплатно?

Возможность получения второго высшего образования на безвозмездной основе будет доступна после внесения изменений в законодательство Российской Федерации, в случае если имеющаяся инвалидность препятствует осуществлению лицом профессиональной деятельности в соответствии с ранее полученным им документом о профессиональном образовании и квалификации.

27. Есть ли в интернете ресурс, где можно посмотреть информацию о профессиях, специальностях, доступных для лиц с инвалидностью?

Да, есть. На Портале инклюзивнособразование.рф представлен раздел “Атлас профессий”, содержащий информацию о профессиях, специальностях, доступных для лиц с инвалидностью с различными видами нарушений здоровья, и вузах, их реализующих.

28. У меня возникли вопросы по поступлению в вуз. К кому можно обратиться за независимой консультацией?

В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» функционирует сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями на базе образовательных организаций высшего образования (РУМЦ). Контакты здесь: https://zf.ranepa.ru/abitur/hotline.php

Указанные центры осуществляют информационную и методическую поддержку по вопросам организации инклюзивного образования, в том числе с использованием портала инклюзивнособразование.рф в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *