какие лица имеют право на прохождение альтернативной военной службы

Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об альтернативной гражданской службе

Принят Государственной Думой 28 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

(В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 31.12.2005 № 211-ФЗ, от 06.07.2006 № 104-ФЗ, от 09.03.2010 № 27-ФЗ, от 30.11.2011 № 343-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 28.12.2016 № 495-ФЗ, от 27.06.2018 № 164-ФЗ, от 31.07.2020 № 268-ФЗ)

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Альтернативная гражданская служба

2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также законодательство субъектов Российской Федерации, применяемое в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу

2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»:

имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

не подлежат призыву на военную службу;

имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы

1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.

2. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

3. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

4. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

6. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.

Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы

1. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет:

(Пункт в редакции Федерального закона от 06.07.2006 № 104-ФЗ)

2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет:

(Пункт в редакции Федерального закона от 06.07.2006 № 104-ФЗ)

3. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.

4. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при прекращении альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы. (В редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 343-ФЗ)

5. В срок альтернативной гражданской службы не засчитывается:

срок отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем работникам, совмещающим работу с получением образования;

время нахождения в отпуске по уходу за ребенком и время проезда к месту использования указанного отпуска и обратно;

время прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);

период отстранения от работы (недопущения к работе) в связи с появлением на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

(Пункт в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 495-ФЗ)

Статья 6. Организация альтернативной гражданской службы

1. Альтернативная гражданская служба организуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом возлагают на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществление нормативного регулирования, а также организационных, контрольных и иных функций в области организации альтернативной гражданской службы.

3. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в области организации альтернативной гражданской службы и обеспечивает их исполнение.

4. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.

Функции указанных федеральных органов исполнительной власти в области организации альтернативной гражданской службы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

представляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;

ведут учет подведомственных им организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы;

направляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации;

ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:

представляют в соответствующий федеральный орган исполнительный власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;

заключают срочные трудовые договоры с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;

организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;

контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей; в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения указанными гражданами по их вине возложенных на них трудовых обязанностей привлекают их к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном федеральными законами; в случаях и в порядке, которые установлены положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, в целях привлечения в соответствии с законодательством Российской Федерации указанных граждан к ответственности за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту прохождения указанными гражданами альтернативной гражданской службы; (В редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 495-ФЗ)

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Статья 7. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

Члены призывных комиссий, должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями незаконному направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо уклонению граждан от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, а также препятствующие исполнению гражданами обязанностей альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы

Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы и предоставлением прав и социальных гарантий гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также средств организаций, в которых они проходят альтернативную гражданскую службу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 9. Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время

Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ

Статья 10. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу

1. Направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает:

рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;

явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;

явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссариатом и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 09.03.2010 № 27-ФЗ)

3. На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

4. Порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в порядке, определяемом положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

Статья 11. Подача гражданами заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать з

Источник

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ
«Об альтернативной гражданской службе»

С изменениями и дополнениями от:

22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 6 июля 2006 г., 9 марта 2010 г., 30 ноября 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 28 декабря 2016 г., 27 июня 2018 г., 31 июля 2020 г.

Принят Государственной Думой 28 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
25 июля 2002 г.
N 113-ФЗ

Федеральный закон принят в целях регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (трудовой деятельностью в интересах общества и государства). Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию или если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, имеющие основания для освобождения от призыва на военную службу; не подлежащие призыву на военную службу; имеющие основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный срок военной службы по призыву и составляет в общем случае 42 месяца. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный срок военной службы по призыву и составляет в общем случае 36 месяцев.

Направление гражданина на альтернативную гражданскую службу осуществляется на основании поданного им заявления. Проходящий альтернативную гражданскую службу имеет право на отпуск в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ. Законом устанавливаются и иные права, обязанности и ответственность проходящих альтернативную гражданскую службу граждан, а также основания и порядок увольнения.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 30 июля 2002 г. N 142-143, в «Российской газете» от 30 июля 2002 г. N 138-139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3030

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 343-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2010 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2010 г.

Федеральный закон от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Источник

Право на замену службы по призыву альтернативной службой

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

Коренные малочисленные народы Российской Федерации — народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
Право на замену военной службы альтернативной гражданской не распространяется на лиц:

Началом альтернативной гражданской службы считается день убытия к месту ее прохождения (указан в предписании военкомата), а окончанием — день прекращения работодателем срочного трудового договора при увольнении с нее.
На альтернативную гражданскую службу направляются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые:

На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые:

Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лицом, освобожденным от военной службы, влечет уголовную ответственность и наказывается:

какие лица имеют право на прохождение альтернативной военной службыНормативно-правовые акты и прочие документы на которые ссылается раздел:

Источник

Как попасть на альтернативную гражданскую службу

И не ходить в армию

В армию можно законно не идти, а заменить ее на альтернативную гражданскую службу.

Мне 23 года, я добиваюсь АГС с 2015 года. За это время разобрался в законах, проиграл четыре суда, научился общаться с полицией, сотрудниками военкомата и следственного комитета. При этом в армию так и не попал.

Чтобы заменить военную службу на альтернативную, нужно подать заявление и прийти на заседание призывной комиссии. Расскажу, как правильно это сделать и не нарушить закон.

Что такое альтернативная гражданская служба

Альтернативная гражданская служба — это обычная работа вместо военной службы. Проходить АГС можно в государственных организациях и вооруженных силах в качестве гражданского персонала. Например, санитаром в больнице, почтальоном или водителем.

АГС длится дольше обычной службы в 1,75 раза: в 2020 году в армии служат 12 месяцев, а на альтернативной службе — 21 месяц. В срок входят очередные отпуска, больничные и праздничные дни. Вы живете в общежитии или съемной квартире, работаете по трудовому договору и получаете зарплату.

Каждый год Минтруд утверждает перечень видов работ, профессий, должностей и организаций, где можно проходить альтернативную службу. В списке есть врачи, инженеры, программисты — всего 140 должностей. При подборе места службы опираются на профессиональный опыт призывника, его образование и состояние здоровья.

В реальности попасть на работу по специальности очень трудно. Около 95% заявок на работников в перечне Минтруда — из диспансеров, лечебниц и почтамтов. Там не хватает людей из-за монотонной работы и низкой зарплаты.

Выбрать место службы нельзя, но можно повлиять на решение Минтруда. Если вы и так работаете в госучреждении, предложите работодателю открыть вакансию для альтернативнослужащих. Руководитель организации должен написать письмо в Минтруд: попросить включить учреждение в перечень мест для АГС и направить вас на эту вакансию.

Вас могут направить на АГС в другой регион, но такое бывает редко. По закону работодатель обязан подобрать жилье, оплатить проезд до места службы, до дома и обратно в отпусках. У большинства государственных учреждений нет общежитий и денег, чтобы снимать вам квартиру. Поэтому, если в вашем регионе есть вакансии для альтернативнослужащих, скорее всего, вас направят туда.

Кто может подать на АГС

Заменить военную службу альтернативной граждане России могут по двум причинам:

Чтобы подать заявление на АГС, не нужно с детства ходить в антимилитаристский кружок или в церковь. Достаточно иметь убеждения, которые противоречат службе в армии, и рассказать о них призывной комиссии.

Мой опыт. Я серьезно задумался о военной службе в последнем семестре четвертого курса техникума. Перед началом призыва попытался сформулировать свое отношение к войне, убийствам и оружию. Ничего хорошего о военной службе сказать не мог и не могу сейчас. Не стоит делить несуществующие границы, а уж тем более за них умирать или убивать. Я убежден, что конфликты нужно решать мирным путем, а человеческая жизнь и свобода — самое ценное, что у нас есть. В своем заявлении я так и написал, а потом подтвердил это на заседании призывной комиссии.

Порядок направления на АГС

Вот что надо сделать, чтобы получить направление на АГС.

Подать заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую. К заявлению нужно приложить автобиографию и характеристику с места учебы или работы.

Дождаться рассмотрения заявления. Призывная комиссия обязана рассмотреть заявление в течение месяца со дня подачи в военный комиссариат. На заседании комиссия принимает одно из двух предусмотренных законом решений: заменить военную службу на АГС или отказать. Подать заявление можно до 18 лет.

Пройти медицинское освидетельствование. Независимо от решения вас направят на медкомиссию, чтобы установить категорию годности здоровья. Если определят категории А или Б, вас признают годным и отправят на службу — АГС или обычную, если в АГС откажут. С категориями здоровья В, Г, Д призывника признают негодным и выдадут военный билет.

Важен порядок действий

Медицинское освидетельствование проводят только после заседания призывной комиссии — на ней рассмотрят заявление, примут решение и дадут направление. Работники военкоматов часто зовут призывников пройти врачей заранее. Аргумент у них один: если вы окажетесь негодны к службе, вам выдадут военный билет и вообще не придется возиться с АГС.

Не делайте так, это нарушение статьи 6 закона об АГС. Если вам определят годность до рассмотрения заявления, то просто дадут повестку на отправку в армию. В назначенное время нужно будет прийти на призывной пункт с вещами, иначе вас обвинят в уклонении от военной службы, а на домашний адрес направят полицию.

В такой ситуации доказать, что вы подавали на АГС, и добиться организации заседания призывной комиссии будет сложно, страшно и нервно.

Получить направление к месту службы. Если вы годны, вам выдадут удостоверение гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, и начнут подбирать место работы. Обычно на это уходит полгода.

Когда подавать заявление на АГС

Призыв в России проходит два раза в год: с 1 октября по 31 декабря и с 1 апреля по 15 июля. Заявление необходимо подавать за полгода до начала призыва, в который его будут рассматривать. Например, если вас призовут в армию в октябре 2020 года, заявление нужно подать до 1 апреля 2020.

Пропущенные сроки могут восстановить по уважительной причине. Например, вы о них не знали, не жили в России или не стояли на воинском учете. В законе причины, которые считаются уважительными, не прописаны. Уважительная ли причина, решает призывная комиссия или суд. Поэтому, если подаете заявление после окончания срока, объясните в заявлении, почему так произошло. Попросите призывную комиссию восстановить его.

Если вам все равно отказали, это не значит, что вы лишаетесь права на альтернативную службу. Оно базовое и закреплено в Конституции, а вы вправе его защищать всеми не запрещенными законом способами.

Мой опыт. Я задумался об армии и своем отношении к военным конфликтам в апреле 2015 года, срок подачи на АГС тогда уже прошел. Заявление зарегистрировал в мае 2015, в июне состоялось заседание призывной комиссии. В июле я сдавал диплом в техникуме, и у меня действовала отсрочка до конца призыва. Я не переживал, что сразу попаду в армию, поэтому спокойно готовил заявление.

Как написать заявление на АГС

Заявление на альтернативную службу можно написать от руки или напечатать. Правил составления нет, добавляйте в свое заявление все, что считаете нужным, но не делайте его слишком объемным.

На первой странице заявления внимательно заполняйте шапку. Найдите военный комиссариат, в котором вы состоите на учете, и муниципальное образование. Это территория, на которой работают местные органы самоуправления: военкомат и призывная комиссия. Определить свое муниципальное образование можно на сайте ФИАС.

Напишите в письме о своих убеждениях, которые противоречат службе в армии, и приведите доводы. Сосредоточьтесь именно на убеждениях, а не на обстоятельствах, которые их сформировали.

Вот о чем обычно пишут.

Отрицательное отношение к армии — не нравится сам институт: иерархия, приказной порядок выполнения задач, отношение к людям, условия жизни. Необязательно быть пацифистом, чтобы быть против армии.

Ограничение свободы. Свобода для вас — одна из главных ценностей. Вы видите в армии подавление человеческой личности. Вы не хотите ходить в одинаковой форме, коротко стричься и говорить, когда спросят. Против ограничения военнослужащих уставом и территорией части, откуда нельзя выйти.

Прагматичные убеждения. Вы хотите тратить свое время и силы на важные полезные вещи, а служба в армии для вас бесполезна с практической точки зрения. Вы не хотите тратить год, чтобы учиться военному делу или подметать улицу. Это время выгоднее потратить на зарабатывание денег, учебу на курсах или путешествия.

Пишите о том, что считаете правильным. Можно рассказать о нескольких типах убеждений. Если пропустили срок подачи, укажите уважительную причину и попросите призывную комиссию восстановить срок.

Укажите знакомых или родственников, которые согласны прийти на призывную комиссию и подтвердить ваши убеждения. Лучше вписать несколько человек, чтобы кто-то точно смог прийти. На первых заседаниях я не вписал никого, потому что постеснялся. Это необязательно, но так на призывной комиссии вам будет спокойнее, а нарушений со стороны сотрудников военкомата — меньше.

Если не можете приложить характеристику с места работы или учебы, попросите призывную комиссию запросить ее самостоятельно.

Напишите о своих требованиях и перечислите список прилагаемых документов. Не забудьте поставить дату и подписать каждую копию заявления.

По закону заявление достаточно подать в военный комиссариат. Но проблема в том, что ваше заявление для военкомата — вещь неприятная. На вас нужно выделить кучу времени и сил, а им вообще-то нужно набирать призывников и других дел полно. Поэтому военный комиссар может проигнорировать ваше заявление и продолжать присылать повестки.

Если отправить заявление в несколько инстанций, например губернатору и в областной военкомат, его перенаправят в районный комиссариат для организации заседания призывной комиссии. Вашему военкомату придется сделать все прозрачно и законно, а если нет — будете жаловаться в те же инстанции.

Я свое заявление отправил:

Что еще приложить к заявлению

К заявлению нужно приложить автобиографию и характеристику с места учебы или работы.

Автобиографию пишите в свободной форме, как считаете нужным. Можно перечислить жизненные этапы: родился, пошел в школу, учился. Можно рассказать о своей жизни и формировании убеждений, которые противоречат несению военной службы.

На характеристике должна быть печать учреждения и подпись человека, который ее писал. Я попросил классного руководителя в техникуме написать мне характеристику. Бумагу получил через три дня с подписью и печатью. Если вы адекватный, напишут общие приятные слова. Для учебных заведений такой запрос — обычное дело.

Если характеристики у вас нет, в заявлении попросите призывную комиссию запросить характеристику самостоятельно или принимать решение, основываясь на документах из личного дела.

К заявлению можно приложить любые документы, которые подтверждают ваши убеждения, но это необязательно. Я не прикладывал таких документов, потому что на тот момент у меня их не было. Сейчас я бы приложил сертификат о прохождении курса по правам человека от Международной школы прав человека и гражданских действий.

Отправляем заявление

Зарегистрировать заявление нужно в военном комиссариате муниципального образования, в котором вы прописаны. Это можно сделать тремя способами.

Отнести самостоятельно. Каждую копию придется регистрировать у секретаря военкомата и других инстанций. При регистрации секретарь поставит на заявлении штамп о приеме. Сделайте копию для себя и попросите продублировать штамп, дату и подпись. У вас будет доказательство, что заявление зарегистрировали.

Плюсы: физическая копия заявления с подтверждением регистрации.

Минусы: сотрудники военкомата не любят, когда им приносят заявление на АГС. Спросят, почему вы не хотите в армию, что там напридумывали и зачем пришли. Могут не регистрировать. Скажут, что опоздали со сроками или сегодня не тот день. Сотрудники военкомата не знают, как правильно работать с АГС, и негативно реагируют на любой разрыв шаблона в своей рабочей рутине.

Зарегистрировать с помощью доверенного лица. Сделайте доверенность на друга или родственника, чтобы он мог подписывать документы от вашего лица. Попросите его отнести и зарегистрировать заявление в военкомате. Так вам не дадут лишнюю повестку на медицинское освидетельствование и не нарушат порядок подачи заявления на АГС. Не будут давить авторитетом и задавать странные вопросы о службе в армии.

Плюсы: физическая копия заявления с подтверждением регистрации.

Минусы: потратите деньги на доверенность, время и силы доверенного лица.

Отправить по почте. Я использую этот способ для общения с представителями власти или муниципальных служб. Заявление можно отправить по почте заказным письмом с простым уведомлением. Когда почтальон вручит письмо адресату, тот распишется в получении. Подписанное уведомление вернут в ваш почтовый ящик. Его можно использовать как доказательство и прикрепить к жалобе, если на ваше обращение не отвечают.

Плюсы: экономите время и силы.

Минусы: потратите 300—400 рублей на пять заказных писем.

Независимо от способа регистрации ваше заявление должны рассмотреть в течение 30 дней со дня подачи и прислать повестку на заседание призывной комиссии. Если не рассмотрели, подавайте жалобу в прокуратуру или вышестоящую инстанцию: военный комиссариат субъекта РФ.

Идем на заседание призывной комиссии

Заявление рассматривают только в вашем присутствии. На заседание призывной комиссии должны вызвать повесткой с регистрационным номером, подписью и печатью военного комиссариата.

В повестке должны указать только одно мероприятие: например, заседание призывной комиссии, медицинское освидетельствование или уточнение документов воинского учета.

На заседании вы должны выступить, обосновать свои убеждения и донести их до членов комиссии. Если вы указывали людей, которые подтвердят ваши доводы, их обязаны заслушать. Закон не обязывает доказывать наличие убеждений или кого-то убеждать. Вы не должны знать, как разрешить все военные конфликты в мире, или рассказать, как действовать пацифисту, если на него напали гопники.

После выступления призывная комиссия должна принять решение общим голосованием. Если во время заседания замечаете нарушения — фиксируйте их, а после направляйте жалобу. Например, могут не пустить тех, кто подтвердит ваши доводы, или не станут слушать вас, а сразу откажут.

Мой опыт. На своем первом заседании я сильно волновался. Все понимают, что армия устарела, но все равно идут, а тут я пошел против системы — было не по себе. Члены комиссии отнеслись ко мне с пренебрежением: смотрели и говорили с недоверием и насмешкой. Я зачитал заявление, еще раз напомнил о своих убеждениях и ответил на их вопросы.

Спрашивали разное: « Кто же будет защищать родину, если новый Гитлер придет?», «Что будете делать, если на вас гопники нападут? Убежите и бросите свою девушку?». Пока я отвечал на вопросы, стал звучать увереннее: почувствовал, что все делаю правильно и могу защитить свои права.

Чтобы принять решение по заявлению, члены комиссии должны проголосовать. Когда закончились вопросы, мне единогласно отказали в замене военной службы на АГС по причине пропуска сроков. Тогда же выдали повестку на медицинское освидетельствование.

Через два дня я получил выписку из протокола заседания призывной комиссии и обнаружил, что в ней написано незаконное решение: «Рекомендовано прохождение медицинского освидетельствования». А в законе об АГС написано так: «По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене». То есть в решении должны были написать: «Отказано по причине пропуска сроков».

Я думал, что для обжалования решения в суде нужно получить законную формулировку. Это не так, можно обжаловать любое решение призывной комиссии.

Чтобы получить законную формулировку, я подал жалобу в прокуратуру и областной военкомат и весь осенний призыв 2015 года ее добивался. Прокуратура даже усмотрела нарушения, но ничего не изменилось. Из-за жалоб я не получал повесток, поэтому в армию не попал. Так прошел осенний призыв.

Я создавал военкомату лишние трудности: им нужно отвечать на жалобы и оправдываться перед начальством, собирать комиссию, идти в суд. Сотрудники военкомата поняли, что я умею работать с документами, знаю законы и отстаиваю свою точку зрения. На следующем заседании странных вопросов не было, ко мне относились серьезно.

Продумываем план действий после заседания призывной комиссии

После заседания призывной комиссии вам должны в течение трех дней выдать решение или выписку из протокола. Чтобы получить его сразу, зарегистрируйте в своем отделе военного комиссариата заявление с просьбой выдать копию решения после проведения призывной комиссии. Сделать это лучше за несколько дней до заседания.

Выписка нужна, чтобы потом обжаловать решение призывной комиссии в суде или областном военкомате.

Если призывная комиссия заменит вам военную службу на альтернативную гражданскую, то вас направят на то самое медицинское освидетельствование. Медики определят вашу категорию годности к военной службе. Категории годности здоровья для военной и альтернативной гражданской службы одинаковые. Если вы не годны к армии, на АГС не направят.

Если откажут, как было у меня, то призовут на военную службу. Причин для отказа может быть несколько:

Любое решение или действие призывной комиссии можно обжаловать в районном суде в течение трех месяцев с момента, когда вы заметили нарушение. В этом случае призыв в отношении вас приостанавливается до вынесения решения суда.

Все мероприятия, связанные с призывом на военную службу в этот период, считаются незаконными. То есть, если вы подали в суд на призывную комиссию, вы имеете полное право не ходить на медицинское освидетельствование или другие мероприятия в военкомат до вынесения решения суда.

Если районный суд откажет, вы можете обжаловать его решение в суде вашего региона, например в областном. Решение районного суда и призыв также приостанавливаются до вынесения нового решения. Подавать заявление на альтернативную гражданскую службу можно несколько раз, как и защищать собственные права любыми законными способами.

Мой опыт. В апреле 2016 года я снова подал заявление на АГС. Пришел на заседание — и мне снова отказали по причине пропуска сроков. Заседание призывной комиссии прошло примерно так же, только без лишних вопросов с обеих сторон. После заседания я получил выписку с решением и подал иск в районный суд, чтобы это решение обжаловать.

Со стороны призывной комиссии пришел юрист. На первом заседании суда все было как в кино: прения сторон, ходатайства, заявления. Юрист призывной комиссии плохо ознакомился с документами и не вник в суть происходящего. Из-за этого судья перенес заседание на две недели. Несмотря на мою просьбу восстановить сроки подачи заявления, мне отказали.

Я подал апелляцию в областной суд, чтобы обжаловать решение районного, но тоже получил отказ. Надеялся, что и там я смогу привести подробные аргументы и доводы, но решение приняли за 15 минут. Пока шли суды, прошел весь призыв. В армию я не попал, потому что призыв закончился.

Через год все повторилось.

Что в итоге

С 2016 по 2018 год я подавал заявление на АГС каждый призыв. Еще один раз обжаловал решение в суде, но тоже проиграл. Два раза на меня хотели завести уголовное дело за уклонение от призыва. Приходили сотрудники полиции и следственного комитета. Я им все объяснил, показал и доказал. Дело не завели, следователи и полицейские отнеслись с пониманием. Правда, мне приходилось каждому подолгу рассказывать, что такое АГС и почему я имею право не ходить в армию. Мне было важно доказать им, что АГС — нормальное явление.

На четвертом-пятом заявлении на АГС военкомат уже не хотел со мной общаться. На каждую незаконную повестку, которую отправляли в приостановленный призыв, или нарушение порядка рассмотрения заявления я подавал жалобу. Решения оспаривал в суде. В итоге меня начали игнорировать. Перестали отвечать, приходить и присылать повестки.

Я до сих пор посылаю в военкомат напоминания о том, что жду заседания, но ответа не получаю. Спокойно живу, готовлю медицинские документы на военный билет.

С 2017 года я помогаю молодым людям заполнять заявления на АГС и в суд, формулировать убеждения, разбираться в ситуации. Все время мне помогали и поддерживали две организации: Солдатские матери Санкт-Петербурга и Движение сознательных отказчиков.

Подача заявления на АГС — тяжелое и нервное занятие. Но для меня это оказался один из самых ценных опытов в жизни. Я научился защищать свои права, договариваться с людьми и не бояться чиновников, полицейских и судей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *