какие локальные акты разрабатываются работодателем на основе правил по охране труда

Локальные нормативные акты работодателя — разберемся в нюансах

Появление внутренних кадровых документов в той или иной мере обусловлено требованиями законодательства. Но Трудовой кодекс РФ не дает сколь-либо определенного их перечня или четкого набора требований. Попробуем разобраться, что такое локальный нормативный акт и чем он отличается от остальных кадровых документов.

Напомним об основных признаках ЛНА

В определении понятия «локальные нормативные акты» (далее — ЛНА) большую роль играет ст. 8 ТК РФ. В ней оговорено, что это документы, которые создает организация в рамках своих компетенций с опорой на нормы трудового законодательства. Еще один важный момент — локальные нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение для всех или нескольких работников. Это значит, что приказ об отпуске на конкретного работника, трудовой договор или график сменности нельзя рассматривать как ЛНА.

ЛНА имеют подзаконный характер, конкретизируют нормы федерального законодательства, уточняют особенности работы у определенного работодателя или на определенной должности. Эти документы позволяют автоматизировать и унифицировать многие процессы в организации.

Очень важно помнить, что ЛНА не могут ухудшать положение работника в сравнении с нормами централизованного законодательства. Например, в Правилах внутреннего трудового распорядка может быть предусмотрен увеличенный дополнительный отпуск определенным категориям работников, но ни в коем случае отпуск не может быть меньше установленного законом.

При этом локальные нормативные акты работодателя должны быть доведены до сведения работника под роспись. Если он не исполняет положений кадрового документа, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Организации в случае нарушений грозит административная ответственность.

Издавать и утверждать ЛНА могут и обязаны работодатели — юридические лица и индивидуальные предприниматели, если они не относятся к микропредприятиям.

Важно! С 2017 года микропредприятия могут отказаться от утверждения всех или нескольких ЛНА. Такое право им предоставляет новая глава ТК РФ — гл. 48.1 (Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ). Напомним, что критерии для микропредприятий не так давно тоже претерпели изменения (п. 10 ст. 10 Федерального закона от 29.12. 2015 № 408-ФЗ).

А конкретнее?

Как мы уже сказали, точного перечня локальных нормативных актов не существует, как нет и указаний на то, какие из них являются обязательными. В этом основная сложность работы с кадровыми документами.

Можно выделить условно обязательные. Это те, наличие которых прописано в Трудовом кодексе, их чаще всего и запрашивают надзорные органы при проверке. К таким ЛНА можно отнести Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ), Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ), Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).

Однако способов оформить требования трудового законодательства может быть несколько, отсюда и вариативность в списке документов. Например, в ТК РФ прописано требование обозначить основные трудовые функции при приеме человека на работу. Работодатель может сделать это двумя способами: вписать их в трудовой договор или ознакомить нового сотрудника с должностной инструкцией.

Кроме того, большое значение имеет и специфика деятельности предприятия или отдельных категорий его сотрудников: работа, требующая обязательного медосмотра, деятельность, связанная с коммерческой тайной, и пр. В такой ситуации определить, какие из документов являются обязательными для работодателя, а какие факультативными, очень сложно.

Ниже представлен список локальных нормативных актов, которыми должны/могут пользоваться работодатели, чтобы регулировать трудовые отношения с работником. Это общие документы, действие которых распространяется на весь коллектив или на некоторые категории работников:

Обратите внимание, должностные инструкции долгое время составлялись на основе ЕТКС. Сейчас идет процесс утверждения профессиональных стандартов. Для определенных профессий они уже являются обязательными. В остальных случаях профстандарты могут стать хорошей основой для разработки должностных инструкций.

Перечень локальных нормативных актов может быть дополнен положениями об отпусках, командировках, об аттестации персонала и пр. в соответствии с потребностями работодателя.

Широкое поле для трактовок Трудовой кодекс РФ оставляет и в отношении штатного расписания. Работодатель не обязан знакомить с ним работника, однако в письме Роструда от 15.05.2014 № ПГ/4653-6-1 говорится, что штатное расписание все же входит в группу локальных нормативных актов. Та же ситуация складывается с графиком отпусков. В любом случае руководитель должен помнить, что это обязательные кадровые документы, их наличие обусловлено требованиями федерального законодательства.

Стройте штатное расписание и график отпусков в программе Контур-Персонал.

Очень часто к локальным нормативным актам работодателя относят коллективный договор и отраслевые соглашения, меж тем гл. 7 ТК РФ прямо указывает на то, что они являются правовыми актами и регулируют социально-трудовые отношения.

Разработать, утвердить, согласовать

Локальные нормативные акты имеют определенный порядок оформления, который устанавливается внутренним приказом руководителя. В разработке ЛНА могут принимать участие разные специалисты, включая руководителей профильных подразделений: вопросы оплаты труда курирует бухгалтер или экономист, правила внутреннего распорядка составляются при участии кадровика и пр.

После того как подробно прописаны все детали, документ должен быть согласован с другими структурными подразделениями. Свои замечания специалисты передают в письменной форме.

Трудовой кодекс утверждает правило согласовывать локальные акты еще и с профсоюзной организацией или с представительным органом работников (ст. 372 ТК РФ). В течение пяти дней их представители могут выдвинуть свои предложения в письменной форме. Но надо помнить, что эти формирования являются добровольными, на предприятии их может не быть. В таком случае документы руководитель утверждает самостоятельно.

Как правильно составить ЛНА

Трудовое законодательство не утверждает четких требований и к тому, как следует оформлять локальные нормативные акты. В большей степени это зависит от содержания конкретного документа. Однако руководителю предприятия и специалисту кадровой службы стоит ориентироваться на ГОСТ Р6.30-2003, в котором изложены требования к организационно-распорядительным документам, которые актуальны и для ЛНА.

Бланк локального нормативного акта содержит:

И не забудьте о главном

Статья 22 ТК РФ обязывает работодателя под роспись знакомить работников с локальными нормативными актами, связанными с их трудовой деятельностью. Большинство кадровых документов сотрудник изучает в момент принятия на работу (ст. 68 ТК РФ).

В ходе трудовой деятельности работник тоже знакомится с документами в тех случаях, когда:

Утвержденного порядка, как знакомить персонал с ЛНА, нет. Работодатель может выбрать любой из вариантов:

В части локальных нормативных актов работодателя в трудовом законодательстве множество неурегулированных моментов, тем сложнее задача специалиста кадровой службы. От того, насколько полно и правильно составлены документы, соблюдены все процедуры оформления, зависит решение многих спорных вопросов. Разработка локальной нормативной документации — это не только обязанность работодателя, но и его «страховка» от конфликтов с недобросовестными работниками.

Источник

Какие локальные акты разрабатываются работодателем на основе правил по охране труда

МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ (СТАНДАРТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ), ПРИМЕНЯЕМЫХ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным учреждением «Центр охраны труда в строительстве» Госстроя России

ПРЕДСТАВЛЕНЫ Управлением экономики и международной деятельности Госстроя России

СОГЛАСОВАНЫ профсоюзом строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации (письмо от 4.09.2003 N 161-4)

Рекомендации разработаны на основе действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, с учетом рекомендаций МОТ по созданию систем управления охраной труда на уровне предприятий.

Рекомендации предназначены для использования организациями строительного комплекса в целях практического решения проблемы управления охраной труда. На основе приведенных в пособии макетов локальных нормативных актов в организациях разрабатываются и вводятся в действие стандарты предприятий, являющиеся нормативной основой системы управления охраной труда в организации.

1 ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации на работодателей возложен широкий круг задач по обеспечению безопасных условий труда. Их решение вызывает необходимость применения современных методов управления охраной труда, применение которых придает действиям целенаправленный характер и позволяет включить мероприятия охраны труда в круг других управленческих задач, решаемых в организации.

Для эффективной работы системы управления охраной труда необходимо правильно определить цели управления. Такой целью может быть снижение профессионального или производственного риска в процессе трудовой деятельности. Введение в действие Федеральных законов «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и «О техническом регулировании» позволяет использовать понятие риска при решении задач охраны труда.

Рекомендации разработаны в порядке приведения отраслевой системы нормативных актов по безопасности труда в соответствие с требованиями закона «О техническом регулировании», когда значительная часть нормативных требований должна носить рекомендательный характер. С учетом этого отдельные положения охраны труда, излагаемые ранее в нормативных актах Госстроя России (СП 12-131-95*, СП 12-132-99), были учтены в данных Рекомендациях, а указанные документы отменены.

Рекомендации предназначены для использования организациями строительного комплекса в целях практического решения проблемы управления охраной труда. На основе приведенных в пособии макетов локальных нормативных актов в организациях разрабатываются и вводятся в действие стандарты предприятий, являющиеся нормативной основой системы управления охраной труда.

2 НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

2.1 Управление охраной труда имеет нормативную основу. Все мероприятия системы управления охраной труда регламентируются требованиями нормативных актов. Согласно действующему законодательству предусматривается применение следующих двух видов нормативных актов:

нормативные правовые акты, регламентирующие государственные нормативные требования охраны труда;

локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем с учетом мнения представительного органа.

2.2 В строительстве государственные нормативные требования охраны труда определяются законодательством Российской Федерации, а также системой нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, перечень видов которых определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». Помимо этого требования охраны труда излагаются в других нормативных актах.

Перечень законодательных, нормативных правовых актов и иных актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, определяющих нормативные основы управления охраной труда в строительстве, приведен в приложении А.

2.3 В целях обеспечения организаций отрасли указанными в п.2.2 законодательными и нормативными правовыми актами Госстрой России осуществляет разработку, издание и распространение Комплекта нормативных правовых актов и других нормативных актов по охране труда.

Формирование Комплекта осуществляется на основе соблюдения следующих принципов:

включение всех документов Перечня, приведенного в приложении А, в его состав;

каждый документ Перечня публикуется в определенном издании Комплекта, дублирование изложения любого документа в различных изданиях не допускается;

издания Комплекта должны своевременно пересматриваться, дополняться и изменяться по мере изменения и дополнения указанного выше Перечня.

2.4 В состав Комплекта изданий Госстроя России по охране труда входят прежде всего отраслевые нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, утверждаемые Госстроем России. К ним относятся:

методические документы, рекомендованные Госстроем России к применению;

Структура Комплекта изданий Госстроя России по охране труда приведена в приложении Б.

2.5 Головной организацией по разработке Комплекта изданий Госстроя России по охране труда является Федеральное государственное учреждение «Центр охраны труда в строительстве» Госстроя России (ФГУ ЦОТС), которое привлекает к разработке ЗАО Аналитический информационный центр «Стройтрудобезопасность» и другие специализированные организации.

Указанная организация обобщает замечания и предложения организаций по совершенствованию документов Комплекта и дает разъяснения по запросам организаций по поводу применения отдельных требований отраслевых нормативных актов по охране труда.

Публикация нормативных и методических документов в других изданиях, средствах массовой информации и в сети Интернет не гарантирует точности изложения и может использоваться только в информационных целях.

2.7 В соответствии со ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить наличие в организации Комплекта нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, в соответствии со спецификой отрасли.

Строительным организациям рекомендуется осуществлять формирование данного Комплекта на основе Комплекта изданий Госстроя России по охране труда.

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1 Процесс создания системы управления охраной труда в организации предусматривает создание документации системы управления охраной труда. Указанные документы излагают порядок определенных процедур, направленных на достижение целей управления охраной труда.

3.2 Документы системы управления охраной труда разрабатываются с учетом специфики конкретной организации и содержат нормы трудового права, соответствующие действующим законодательным и иным нормативным правовым актам по охране труда. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации указанные документы относятся к локальным нормативным актам, которые не должны противоречить требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов, а применяемые в этих документах термины по охране труда должны соответствовать приведенным в приложении В.

3.3 В целях оказания помощи организациям в разработке локальных нормативных актов по управлению охраной труда в разделе 4 приводятся макеты основных документов системы управления охраной труда, разработанные с учетом государственных требований охраны труда. Указанные документы рекомендуется вводить в действие приказом руководителя организации по согласованию с представительным органом трудового коллектива.

3.4 Наиболее распространенной формой локальных нормативных актов являются стандарты предприятий по безопасности труда (СТП ССБТ).

3.5 Пересмотр стандартов предприятия производится не реже одного раза в 5 лет.

Стандарты предприятия досрочно пересматриваются:

а) при изменении законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;

б) при совершенствовании системы управления охраной труда.

3.6 Стандарты безопасности труда должны тиражироваться и доводиться до сведения работников организаций. Учет и хранение стандартов предприятия осуществляет служба охраны труда.

4 МАКЕТЫ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ (СТАНДАРТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ) СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

4.1 Руководство по применению системы управления охраной труда

4.1.1 Устанавливает основные положения по формированию и функционированию системы управления охраной труда, а также взаимосвязь с другими локальными нормативными актами этой системы.

4.1.2 В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя, который обеспечивает создание системы управления охраной труда, требования к которой определяются ГОСТ Р 12.0.006.

4.1.3 Система управления охраной труда должна являться составной частью системы управления хозяйственной деятельностью организации, обеспечивающей управление профессиональными рисками, связанными с производственной деятельностью работников.

Основными элементами системы управления охраной труда являются: политика, организация, планирование и осуществление, оценка, действия по совершенствованию.

4.1.4 Созданию системы управления охраной труда должен предшествовать исходный анализ, который включает:

определение перечня законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, которыми работники организации обязаны руководствоваться;

формулирование и оценку производственных опасностей и профессиональных рисков, вытекающих из характера и условий производственной деятельности;

определение мер безопасности, применяемых в организации для обеспечения охраны труда, и установление их адекватности имеющимся производственным опасностям.

Результаты анализа должны быть рассмотрены представителями работодателя и работников организации и служат основой для формулирования политики в области охраны труда.

4.1.5 Основными направлениями политики организации в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

соблюдение требований действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда;

гарантированное обеспечение принятия всех решений по согласованию с профсоюзами или представительными органами, привлечение работников к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;

непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.

4.1.6 Участие работников в управлении охраной труда является важнейшим элементом политики в области охраны труда.

Работодатель должен способствовать участию работников в процессах создания и функционирования системы управления охраной труда.

Организация системы управления охраной труда

4.1.7 Руководитель организации по представлению службы охраны труда распределяет обязанности по охране труда между хозяйственными органами управления и должностными лицами.

Совместно с представителями работников руководитель организации создает общественные органы управления охраной труда, включающие:

комитет (комиссию) по охране труда;

институт уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

Распределение обязанностей по охране труда для работников органов управления и должностных лиц излагается в локальном нормативном акте, составленном на основании макета документа, приведенного в разделе 4.2.

4.1.8 Все работники должны проходить обучение по охране труда в объеме возложенных на них обязанностей.

Порядок проведения обучения и проверки знаний охраны труда излагается в соответствующем локальном нормативном акте, составленном на основании макета документа, приведенного в разделе 4.3.

4.1.9 В организации должны в установленном порядке разрабатываться, соответственно оформляться, тиражироваться и распространяться локальные нормативные акты по управлению охраной труда, включая:

инструкции по охране труда, разрабатываемые с учетом требований СП 12-135;

стандарты предприятий по безопасности труда, разрабатываемые с учетом рекомендаций настоящего документа.

4.1.10 В организации должна быть установлена система оперативной и отчетной документации по охране труда.

Работники должны иметь возможность доступа к локальным нормативным актам и документации по охране труда.

Источник

Охрана труда: формирование системы охраны труда на предприятии

Система охраны труда в каждой организации должна отвечать государственным нормативным требованиям охраны труда и требованиям, установленным правилами и инструкциями по охране труда (ст. 209 ТК РФ). Основными составляющими системы охраны труда являются следующие мероприятия:

Какие документы нужно разработать компании, чтобы соответствовать требованиям охраны труда

В соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами на работодателя возлагается обязанность и ответственность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Что такое охрана труда?

В процессе формирования системы охраны труда в организации должна быть разработана и утверждена документация по вопросам охраны труда. В случае ее отсутствия работодатель может быть оштрафован на сумму от 2 тысяч до 200 тысяч рублей.

Приведем основной перечень документов, которые могут быть нужны в той или иной организации, кстати, документы по охране труда можно создать в 1С:ЗУП.

Министерство труда в своем письме от 3 декабря 2018 № 15-2/ООГ-2956 года объяснило работодателям, что они обязаны утверждать и выдавать инструкции по охране труда с учетом требований статьи 212 Трудового кодекса. Для создания таких инструкций можно использовать методические рекомендации Минтруда №80 от 17 декабря 2012 года. В приложениях к этим рекомендациям вы найдете образцы журналов учета инструкций по охране труда. Вести весь блок охраны труда можно в 1С:Зарплата и Управление персоналом КОРП, либо в специализированном решении 1С:Производственная безопасность. Охрана труда. Прямо из этих программ можно отправить через 1С:Отчетность декларацию по соответствии условий труда (СОУТ).

Напоминаем, выдача инструкций по охране труда осуществляется под роспись сотрудника.

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Ответственность за формирование системы охраны труда и ее функционирование несет работодатель, т.е. руководитель организации или индивидуальный предприниматель.

Сотрудники СОТ (инженер по охране труда) несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей, которые устанавливаются должностными инструкциями и положением о службе охраны труда. Напомним, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей работодатель может применить к нему дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ).

На основании ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 2 тысяч до 40 тысяч рублей, либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда).

Лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за аналогичные нарушения могут быть оштрафованы на сумму от 50 тысяч до 200 тысяч рублей. Для них также предусмотрено такое наказание, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кроме этого на основании указанной статьи КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет. С руководителем организации, дисквалифицированным по решению суда, расторгается трудовой договор на основании ст. 32.11 КоАП РФ. Информация о руководителе заносится в специальный реестр дисквалифицированных лиц.

За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная ответственность. Так, согласно ст. 143 УК РФ нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:

Опыт автоматизации Охраны труда на предприятиях компанией Первый БИТ

В рамках одного из проектов по автоматизации охраны труда мы автоматизировали следующие бизнес-процессы:

Для этого в рамках проекта мы выполнили следующие работы:

Первый Бит предлагает автоматизацию предприятий разного уровня.

От внедрения коробочных решений для малых предприятий и заканчивая крупным проектными внедрением филиальных структур.

Основными направлениями в производственной безопасности в части автоматизации являются:

В процессе разработки и внедрения информационной системы в области охраны труда и промышленной безопасности (ОТиПБ) решаются следующие основные задачи:

Ключевыми функциями информационной системы, наиболее востребованными среди пользователей, можно выделить:

Блок «Охрана труда»

Блок «Промышленная безопасность»

Блок «Пожарная безопасность»

Блок «Охрана окружающей среды»

Блок «Общие функции»

В результате комплексного внедрения информационной системы достигаются следующие цели:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *