какие машины нужно ставить на учет в военкомате
Гражданские внедорожники вновь поставят на воинский учет
Легковые автомобили россиян, в первую очередь внедорожники, будут поставлены на воинский учет, сообщают Известия.
Новый приказ военного ведомства предусматривает постановку на учет всех гражданских легковых автомобилей, находящихся в собственности как юридических, так и физических лиц. Информацию о транспорте, находящемся в собственности предприятий и организаций, военным будут передавать не только ГИБДД, Росстат и Гостехнадзор, но и налоговая служба.
Мобилизация личного транспорта может начаться лишь при объявлении в стране военного положения. Предпочтение будет отдаваться машинам УАЗ, но если их не будет хватать, то в дело пойдут и зарубежные модели, даже такие, как Toyota Prado и VW Touareg.
Согласно приказу, машины будут изыматься на период времени, необходимый для поступления новых автомобилей с военных резервных складов.
Кроме того, мобилизованная техника не будет принимать участия в боевых действиях. Ее владельцам предусмотрена компенсация.
По словам замглавы думского комитета по госстроительству Вячеслава Лысакова, нововведения никак не отразятся на мирной жизни собственников автомобилей, «а в случае войны это будет тем более неактуально».
Газета напоминает, что в СССР также существовала система временной мобилизации автомобильного транспорта – учитывались все машины, находившиеся на балансе предприятий (организаций) и в собственности граждан. При необходимости в армию отправились бы не только УАЗики, но и престижные в то время «Волги».
В настоящее время, согласно приказу военного ведомства от 2014 года, мобилизации подлежат грузовики, трактора, автобусы и другая техника.
Какие машины нужно ставить на учет в военкомате
от 21 декабря 2019 г. N 1756
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
САМОХОДНЫХ МАШИН, ВОЕННОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ И ДРУГИХ ВИДОВ
ТЕХНИКИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДРУГИХ ВОЙСК,
ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ И ОРГАНОВ, ОПЫТНЫХ (ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ)
ОБРАЗЦОВ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ,
В ТОМ ЧИСЛЕ ОТНОСЯЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ К ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО
НАЗНАЧЕНИЯ, ВОЕННЫМИ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, В КОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ЗАКОНОМ ПРЕДУСМОТРЕНА ВОЕННАЯ СЛУЖБА
2. Государственная регистрация транспортных средств и опытных (испытательных) образцов осуществляется в целях их государственного учета, допуска к участию в дорожном движении, выявления и пресечения преступлений и правонарушений, связанных с их использованием, а также в целях обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, возникающие в связи с их эксплуатацией, и законодательства Российской Федерации, регулирующего иные отношения.
3. Государственная регистрация транспортных средств и опытных (испытательных) образцов осуществляется в отношении транспортных средств и опытных (испытательных) образцов, изготовление которых завершено.
В настоящем Положении к транспортным средствам и опытным (испытательным) образцам относятся наземные безрельсовые устройства на колесном или гусеничном ходу, в том числе бронированные, оборудованные кабиной или корпусом, двигателем, кузовом или кузовом-фургоном, или кузовом-контейнером, или седельно-сцепным устройством, или платформой с установленным вооружением (специальным оборудованием), предназначенные для перевозки людей, грузов, вооружения или оборудования, установленных на них, ведения и обеспечения боевых действий или использующие преимущественно тяговое усилие и предназначенные для буксирования, толкания, транспортирования или приведения в действие вооружения или специального оборудования, а также прицепы и полуприцепы.
4. В соответствии с настоящим Положением государственному учету подлежат:
а) транспортные средства;
5. В соответствии с настоящим Положением при необходимости осуществляется государственный учет:
6. Государственную регистрацию транспортных средств и опытных (испытательных) образцов в соответствии с настоящим Положением осуществляют:
7. Для государственной регистрации транспортных средств и опытных (испытательных) образцов, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего Положения, военные автомобильные инспекции осуществляют следующие регистрационные действия:
г) оформление регистрационного документа взамен утраченного, пришедшего в негодность или устаревшего.
9. Воинские части обязаны обратиться в военную автомобильную инспекцию для:
а) постановки транспортного средства на государственный учет в течение 10 дней со дня приобретения прав владельца;
б) изменения регистрационных данных транспортного средства, связанных с заменой его основных компонентов, изменением его конструкции, цвета, а также в случае утери либо приведения государственных регистрационных знаков и (или) регистрационных документов в состояние, непригодное для использования;
в) снятия транспортного средства с государственного учета в связи с изменением места дислокации воинской части, передачей транспортного средства в другую воинскую часть (сменой владельца), отправкой в капитальный ремонт или модернизацию, списанием (утилизацией), реализацией или истечением срока государственного учета;
г) оформления регистрационного документа взамен утраченного, пришедшего в негодность или устаревшего;
д) представления транспортного средства на осмотр в случаях, установленных пунктом 20 настоящего Положения.
10. Предприятия промышленности при необходимости обращаются в военную автомобильную инспекцию для:
а) постановки транспортного средства или опытного (испытательного) образца на государственный учет при его готовности к проведению испытаний;
б) изменения регистрационных данных транспортного средства или опытного (испытательного) образца, связанных с заменой его основных компонентов (за исключением шасси), изменением цвета, а также в случае утери либо приведения государственных регистрационных знаков и (или) регистрационных документов в состояние, непригодное для использования;
в) снятия опытного (испытательного) образца с государственного учета в связи с истечением срока государственного учета, завершением испытаний, заменой шасси или базового транспортного средства, использованных для его изготовления, передачей его другому предприятию промышленности (сменой владельца);
г) оформления регистрационного документа взамен утраченного, пришедшего в негодность или устаревшего;
д) представления транспортного средства или опытного (испытательного) образца на осмотр в случаях, установленных пунктом 20 настоящего Положения.
11. При обращении в военную автомобильную инспекцию для совершения регистрационных действий представляются следующие документы:
а) заявление владельца о совершении регистрационных действий;
б) документы, идентифицирующие транспортное средство или опытный (испытательный) образец;
г) документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства или опытного (испытательного) образца на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные или его снятия с государственного учета;
д) документы, удостоверяющие личность обратившегося лица, а также подтверждающие его полномочия;
е) документы на получение (сдачу) государственных регистрационных знаков и (или) регистрационных документов;
12. Документами, идентифицирующими транспортное средство, являются:
г) регистрационный документ.
13. Документами, идентифицирующими опытный (испытательный) образец, являются:
г) регистрационный документ.
14. Регистрационным документом является свидетельство о регистрации транспортного средства.
15. Формы паспорта (формуляра) машины, формуляра машины и требования к их заполнению устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Форма свидетельства о регистрации транспортного средства и требования к нему устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
16. Документами, предусматривающими основания для постановки транспортного средства или опытного (испытательного) образца на государственный учет, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство или опытный (испытательный) образец либо подтверждающие владение ими на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
17. Документами, предусматривающими основания для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с изменением конструкции транспортного средства, являются документы о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности.
18. Документами, предусматривающими основания для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства или опытного (испытательного) образца в связи с заменой его основных компонентов, являются документы, удостоверяющие право владения на основные компоненты транспортного средства или опытного (испытательного) образца.
19. При совершении регистрационных действий должностным лицом военной автомобильной инспекции производятся:
а) проверка представленных документов;
б) осмотр транспортного средства или опытного (испытательного) образца;
в) внесение в автоматизированную информационную систему соответствующей записи, содержащей регистрационные данные транспортного средства или опытного (испытательного) образца, а также вид регистрационных действий, совершенных в их отношении;
г) выдача (прием) государственного регистрационного знака;
д) оформление (аннулирование) свидетельства о регистрации транспортного средства;
е) внесение в документы, идентифицирующие транспортное средство или опытный (испытательный) образец (за исключением регистрационного документа), записи о совершении регистрационных действий;
ж) оформление (при наличии оснований) письменного уведомления об отказе в совершении регистрационных действий в отношении транспортного средства или опытного (испытательного) образца.
20. Осмотр транспортного средства или опытного (испытательного) образца осуществляется при:
а) постановке транспортного средства или опытного (испытательного) образца на государственный учет;
б) внесении в регистрационные данные транспортного средства или опытного (испытательного) образца изменений, связанных с заменой его основных компонентов, изменением его конструкции, цвета;
в) снятии транспортного средства или опытного (испытательного) образца с государственного учета.
21. При снятии транспортных средств, указанных в подпункте «а» пункта 4 настоящего Положения, с государственного учета в связи со списанием (утилизацией) их осмотр не осуществляется.
23. Осмотр транспортного средства или опытного (испытательного) образца осуществляется должностным лицом военной автомобильной инспекции, отвечающим квалификационным требованиям.
24. Квалификационные требования к должностным лицам военной автомобильной инспекции, допущенным к осмотру транспортного средства или опытного (испытательного) образца, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
25. К регистрационным данным транспортного средства или опытного (испытательного) образца относятся:
а) государственный регистрационный номер;
в) марка и (или) модель;
д) идентификационный номер транспортного средства (заводской номер машины) либо идентификационный номер его основного компонента в случае, если транспортное средство или опытный (испытательный) образец не имеет идентификационного номера транспортного средства;
ж) мощность двигателя;
з) рабочий объем двигателя;
и) технически допустимая максимальная масса (полная масса);
к) масса в снаряженном состоянии (масса без нагрузки);
л) наименование владельца;
м) почтовый адрес владельца;
н) иные данные, определяемые федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
26. В качестве цвета транспортного средства или опытного (испытательного) образца указывается цвет кузова или кабины, установленных на нем, либо цвет прицепа (полуприцепа).
27. Присвоение транспортному средству или опытному (испытательному) образцу государственного регистрационного номера и оформление свидетельства о регистрации транспортного средства осуществляются военной автомобильной инспекцией в порядке возрастания их цифровых значений без резервирования отдельных серий или сочетаний символов.
Закрепление за федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, цифровых кодов государственных регистрационных знаков и свидетельств о регистрации транспортных средств производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны.
28. Государственная регистрация транспортных средств и опытных (испытательных) образцов осуществляется за их владельцами.
При участии в процессе изготовления опытного (испытательного) образца нескольких предприятий-изготовителей государственная регистрация опытного (испытательного) образца осуществляется за головным исполнителем, который изготовил конечное полнокомплектное транспортное средство.
29. Постановка на государственный учет транспортных средств, владельцами которых являются воинские части, осуществляется на неограниченный срок до момента их снятия с государственного учета.
Транспортное средство может быть поставлено на государственный учет на ограниченный срок в случаях, устанавливаемых федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
31. Результатом постановки транспортного средства или опытного (испытательного) образца на государственный учет в военной автомобильной инспекции является получение владельцем:
б) свидетельства о регистрации транспортного средства.
32. Транспортные средства, владельцами которых являются воинские части, подлежат снятию с государственного учета в следующих случаях:
а) изменение места дислокации воинской части в случае, если новое место дислокации воинской части находится за пределами территории ответственности подразделения военной автомобильной инспекции, ранее осуществившего регистрацию данных транспортных средств;
б) передача в другую воинскую часть (смена владельца);
в) отправка в капитальный ремонт или модернизацию;
г) истечение срока государственного учета;
д) списание (утилизация);
е) реализация транспортного средства как высвобождаемого движимого имущества.
33. Транспортные средства и опытные (испытательные) образцы, владельцами которых являются предприятия промышленности, подлежат снятию с государственного учета в следующих случаях:
а) истечение срока государственного учета;
б) завершение испытаний;
в) замена шасси или базового транспортного средства, использованных для их изготовления;
г) передача другому предприятию промышленности (смена владельца).
34. Запрещается совершение регистрационных действий в следующих случаях:
а) невозможность идентификации транспортного средства или опытного (испытательного) образца вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства;
б) замена основного компонента транспортного средства или опытного (испытательного) образца, имеющего маркировку, на аналогичный компонент, не имеющий маркировки, если это препятствует идентификации транспортного средства или опытного (испытательного) образца, или на аналогичный компонент, имеющий идентификационный номер другого транспортного средства;
в) несоответствие регистрационных данных транспортного средства или опытного (испытательного) образца сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство или опытный (испытательный) образец, за исключением регистрационных данных, подлежащих изменению на основании представленных документов;
г) наличие запретов и (или) ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных на транспортное средство или опытный (испытательный) образец и (или) на его владельца, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
35. Отсутствие маркировки транспортного средства или опытного (испытательного) образца и (или) маркировки основного компонента транспортного средства в случае, если она не предусмотрена изготовителем, не является препятствием для совершения регистрационных действий.
36. К основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относятся:
а) запрет на совершение регистрационных действий в случаях, предусмотренных пунктом 34 настоящего Положения;
б) непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание;
в) непредставление транспортного средства или опытного (испытательного) образца для осмотра в случаях, предусмотренных пунктом 20 настоящего Положения.
37. Об отказе в совершении регистрационных действий владелец уведомляется в письменной форме в день обращения с указанием причин отказа.
38. Отказ в совершении регистрационных действий может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
39. Должностные лица военных автомобильных инспекций несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение установленных правил и требований при осуществлении государственной регистрации транспортных средств и опытных (испытательных) образцов.
40. Владельцы несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за несвоевременное и ненадлежащее исполнение обязанностей по государственной регистрации транспортных средств и опытных (испытательных) образцов.
Необходимо ли внедорожник ставить на учет в военкомат?
Есть водители, которые упорно заявляют о том, что, якобы по нынешним законам все внедорожники должны быть поставлены на учет в военкомате. На самом ли деле есть такой закон? Что случится, если его проигнорировать?
Законодательный аспект
Для начала нужно ответить на вопрос заголовка: если водитель купил внедорожник с полным приводом, то идти в военкомат для его регистрации нет необходимости – законы России не обязывают делать этого. Можно не волноваться: военный комиссариат и без этой регистрации сразу же получит данные о внедорожнике от ГИБДД.
Однако в советские времена такие законы в действительности были: система мобилизирования автомашин СССР вела учет всех авто без исключений, которые находились на балансе народного хозяйства, а также и собственный автотранспорт. Притом, машины с полным приводом, и “Нива” тоже, были прописаны особенной строкой, без заключения из военного комиссариата ее нельзя было зарегистрировать в Госавтоинспекции. То есть, если было бы объявлено военное положение, на войну бы отправили и старую “Ниву”, и директорскую “Волгу”.
“На сегодняшний день, в соответствии с приказом о ТС Минобороны России от 2014 г., если будет объявлено военное положение, срочной мобилизации будут подлежать коммерческие виды транспорта: грузовой, автобусы, прицепы, трактора и прочий колесный автотранспорт. Но в 2018 г. Министерство обороны ввело некоторые поправки в указ – отныне в перечень мобилизуемого автотранспорта включили и легковушки”.
Однако это, естественно, не означает, что патруль ВАИ запросто вправе останавливать автомобилиста на трассе и забирать отполированный Land Cruiser 200 для нужд армии.
В проекте поправок точно прописано: мобилизовывать личный автотранспорт можно только, если в государстве будет объявлено военное положение. Его вводят лишь в случае агрессии извне или если есть вероятность нападения другой страны.
Также, в проекте указано, что реквизировать авто станут только при особенных обстоятельствах: если предположить, что во время боевых действий решили создать новую воинскую часть или подразделение, для которого необходимо определенное число автомобилей. Притом, машины у людей будут забираться не навсегда – цитата ведомства, “до приезда автомобилей, которые предназначаются для укомплектовки”.
Какие машины сейчас необходимы армии, решает Министерство обороны, беря в расчет настоящую обстановку. Притом, большим спросом пользуются отечественные внедорожники – были упомянуты такие авто, как UAZ Patriot, УАЗ-469, УАЗ-3151 и УАЗ-2966.
А авто точно вернут?
Обязаны вернуть – это подтверждает специализированный документ. Его выдают военные, если авто мобилизировали. Но, может случиться так, что в авто будут пулевые отверстия или “ушатают” всю ходовку. При этом автолюбителю не придется тратиться на ремонт – все затраты будут компенсированы государством.
Когда автомобилист не желает передавать свою машину в пользование военных, даже если объявлено военное положение, существует два варианта. Можно пойти на трудный и долгий процесс отказа от гражданства РФ – ведь иностранные граждане и люди без гражданства освобождены от воинских обязанностей. Или пересаживаться на мотоцикл, скутер или велосипед.
Легковые автомобили граждан поставят на воинский учет
Перечень автомобильной техники, которая может быть передана армии в случае введения военного положения, планируется изменить. Новый приказ Минобороны предусматривает постановку на учет всех гражданских легковых автомобилей. Усилится и контроль за «переписью» машин. Предполагается, что информацию о транспорте, находящемся в собственности юрлиц, военным будут передавать не только ГИБДД, Гостехнадзор и Росстат, но и налоговая служба. Эксперты считают, что обычные легковушки вряд ли понадобятся армии. В первую очередь в документе речь идет об отечественных внедорожниках.
В Минобороны «Известиям» рассказали, что ведомство разработало проект «О внесении изменений в приказ министра обороны РФ от 14 марта 2014 года № 151» (документ имеется в распоряжении «Известий»). Новый документ вносит поправки в перечень транспортных средств, подлежащих учету в мирное время в военных комиссариатах. В проекте сказано, что в список будут включены автомобили категории технического регламента Таможенного союза «М1». В нее входят все легковые машины, которые используются для перевозки пассажиров и имеют, помимо водительского, не более восьми мест для сидения.
Сейчас проект приказа проходит процедуру межведомственных согласований и антикоррупционную экспертизу. Документ еще может быть серьезно переработан, в него могут внести существенные изменения.
Мобилизация личного автотранспорта может начаться только в случае объявления в стране военного положения. Оно вводится только в случае внешней агрессии или угрозы нападения иностранного государства.
Как указывается в документе, техника поступит на вооружение вновь формируемых на военное время соединений и воинских частей. Предпочтение при мобилизации будет отдаваться внедорожникам отечественного производства. В первую очередь — автомобилям УАЗ-469, УАЗ-3151, УАЗ-2966, УАЗ-3163 («Патриот»).
Мобилизованная техника не будет направляться в район боевых действий. В проекте приказа также не идет речи об изъятии автомобилей у собственников. На гражданских машинах военнослужащие смогут передвигаться только до тех пор, пока в часть со складов резерва не прибудут штатные машины. Сразу после этого автомобили вернут владельцам, а собственникам выплатят компенсацию, которая рассчитывается, исходя из времени эксплуатации военными и полученных повреждений.
В мирное время техника, подлежащая мобилизации, будет находиться на строгом учете. В военкомате на каждый автомобиль заведут карточку технического состояния. В ней укажут, есть ли возможность эксплуатации транспортного средства без предварительного ремонта, каковы последние данные техосмотра и отметят наличие полиса ОСАГО.
В проекте приказа также говорится, что на воинский учет теперь будут ставить мобильные компрессорные и электрические станции, а также агрегаты электропитания. Они понадобятся армии для организации базовых полевых лагерей и электропитания систем вооружения.
Кроме того, Минобороны собирается усилить контроль за учетом автотранспорта. Информацию о легковушках и спецтехнике, находящихся в собственности юридических лиц, в военкоматы будут передавать не только территориальные органы и подразделения ГИБДД, Гостехнадзора и Росстата, но и Федеральной налоговой службой (ФНС), рассчитывают в военном ведомстве.
В Федеральной налоговой службе «Известиям» заявили, что «вопрос не относится к компетенции ФНС России».
В пояснительной записке к документу особо отмечается, что увеличение количества источников данных об автотехнике позволит повысить «достоверность предоставленной информации».
— У каждой российской воинской части есть утвержденная организационно-штатная структура, — рассказал «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин. — Помимо численности личного состава, его вооружения, средств связи, в этих документах указывается и автомобильная техника. Если штатной техники нет в наличии, ее должны заменить другие образцы со схожими тактико-техническими данными. К примеру, по штату должен быть УАЗ-469. Если машины этого типа нет на военных складах, то ее заменяет военная «Нива». И только если не будет «Нивы», ее место займет мобилизованная гражданская машина.
Иностранные внедорожники с колесной формулой «4Х4» мобилизуют в крайнем случае. В число таких машин, кстати, попадают люксовые джипы. Например, Toyota Prado или VW Touareg.
— Вооруженным силам в первую очередь потребуются полноприводные внедорожники, – рассказал «Известиям» учредитель российской ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев. — Желательно отечественные, так как они знакомы личному составу. Обычные легковые машины мало пригодны для использования в военно-полевых условиях. До них дело не дойдет.
Владельцам обычных легковых автомобилей не стоит волноваться, согласен первый зампредседателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков.
— Нововведения никак не отразятся на мирной жизни автовладельцев, — пояснил «Известиям» Вячеслав Лысаков. — А в случае войны это будет тем более неактуально.
Как признался депутат, ему сложно представить, что легковой седан Lexus или Mercedes потребуется для военных целей.
В Советском Союзе существовала система мобилизации автотранспорта, при которой учитывались все машины, находящиеся на балансе предприятий народного хозяйства, и личные авто. В случае необходимости в армию отправились бы не только УАЗики лесников, но и представительские «Волги» различных организаций. Сегодня, согласно приказу Минобороны от 2014 года, мобилизации подлежат, например, автобусы, грузовики, прицепы, тракторы и другая техника.