какие меры он предлагал в отношении дворянства

§ 26. Экономическое развитие России во второй половине XVIII века (окончание)


Расправа с восставшими

какие меры он предлагал в отношении дворянства

Расправы над рядовыми участниками крестьянских выступлений продолжались. По Волге в течение нескольких недель плыли плоты с установленными на них виселицами. Без суда и следствия были казнены тысячи участников выступления. Стремясь стереть из памяти сами названия «бунташных станиц», Екатерина переименовала Зимовейскую станицу в Потемкинскую. Даже река Яик была переименована в реку Урал, чтобы яицкое казачество стало называться уральским.

Значение крестьянской войны

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева стала самым крупным народным выступлением в России за всю ее историю. В отличие от всех предшествовавших народных выступлений вожди восставших смогли впервые, кроме идеи свободы, выдвинуть и идеи борьбы с крепостничеством и с целым сословием — дворянством, от которого, по мнению Пугачева, исходило главное зло. Это было первое крупное совместное выступление не только крестьян, но также работных людей и представителей угнетенных национальных меньшинств.

Но восставшие, отрицая порядки феодального общества, не смогли ничего предложить взамен. Более того, идея «мужицкого царя» была не чем иным, как обновленной идеей «доброго царя», характерной для всех предыдущих народных выступлений.

Итог
Крестьянская война ничего не изменила к лучшему в положении крестьянства, коренных народов Поволжья и Приуралья, казачества. Лишь на некоторых горных заводах Урала были приняты меры по увеличению заработной платы и улучшению условий труда рабочих.

Но крестьянская война Пугачева, потрясшая до самого основания феодально-крепостническую империю Екатерины II, заставила власти искать пути решения крестьянского вопроса, остававшегося важнейшим в общественной жизни России, так как призрак «пугачевщины» стал с тех пор преследовать помещиков и представителей власти.

Вопросы и задания
1. Определите причины крестьянской войны.

2. Каков был состав участников войны?

3. Определите, на какой территории развернулась крестьянская война.

4. В чем вы видите причины поражения восставших?

5. В чем состоит значение крестьянской войны?

МАНИФЕСТ Е. И. ПУГАЧЕВА. ДЕКАБРЬ 1773 года

подписался тако:
Я самый Петр Третий.

Вопросы к документу

1. Что обещал Пугачев своим сторонникам?

2. Какие меры он предлагал в отношении дворянства?

3. Всех ли дворян он рассматривал как противников?

Запомните новые слова

САМОУПРАВЛЕНИЕ — самостоятельность тех или иных территорий или общественных групп в вопросах, оговоренных с центральной властью.

Источник

Урок по истории Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок истории в 7 классе

Дата проведения: 24 декабря 2014 г.

Урок по теме: «Крестьянская война под предводительством

Обучающая: продолжить учить учащихся навыкам систематизации исторических знаний на основе анализа и сравнения.

Воспитывающая: воспитывать у школьников активную гражданскую позицию.

Развивающая: развивать способности учащихся к аналитическому и логическому мышлению.

Тип урока: урок совершенствований знаний, умений, навыков.

изучение нового материала с элементами практической и лабораторной работы

Оборудование: интерактивная доска, карта «Восстание И. Пугачева», документ

Класс разбит на 3 группы

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение социальные волнения, которые происходили в России. Но, прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним:

Какие народные выступления в 17, начале 18 века происходили в России?

(2. Активизация класса, блиц –опрос)

Учитель: Какие народные выступления в 17, начале 18 века происходили в России?

Ответ детей: Соляной бунт – 1648г., Медный бунт – 1662г., восстание под предводительством С. Разина – 1666-1671г., Астраханское восстание – 1705-1706г., Восстание под предводительством К.А. Булавина – 1707-1709г., Башкирское восстание – 1705-1711г., выступление работных людей.

Учитель: Назовите основные причины этих восстаний и выступлений:

— высокие налоги, обнищания населения, бесчинства чиновников, закрепощение крестьян, тяжелые условия труда на мануфактурах, не равенство в правах русских и нерусских народов России и др.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с наиболее крупным выступлением 18 века, последней крестьянской войной, которая произошла в России данного периода.

1 слайд презентации

Учитель: Ребята открываем тетради и записываем, число 6 мая, и тему урока «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева», которая происходила в (1773-1775г.). Запомните эту дату.

1 слайд презентации

И главный вопрос, на который необходимо ответить в конце урока: Почему это событие называют не крестьянское восстание, а крестьянская война.

Учитель: Прежде чем начать рассмотрения данного вопроса давайте вспомним памятку, которая помогает в изучении восстания.

2 слайд презентации

Ответы детей, слайд с этой памяткой.

Эта памятка будет главным планом нашего урока, т.е. мы на уроке должны выяснить причины крестьянской войны, определить участников, охарактеризовать основные этапы, и выяснить итоги и значения этого события.

Учитель: Начнем изучение крестьянской войны с рассмотрением причин. В этом нам поможет учебник. Итак, задание для всех следующее откройте, пожалуйста, 25 параграф, пункт 1. Прочитайте в течение 3 минут, и назовите причины крестьянской войны.

3 слайд презентации (после ответов учащихся)

Причины крестьянской войны

1. усиление власти и произвола помещиков над крестьянами

доказать этот произвол:

— бесправие крестьян, издевательства со стороны помещиков, ссылка за любую провинность в Сибирь и на каторгу (указ 1765г.), право продавать крестьян в рекруты, право расширять свою пашню за счет крестьянских хозяйств (т.е. сокращение крестьянских наделов).

2. Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах

— тяжелые условия труда (12-15ч. рабочий день), оторваны от семей, сильная эксплуатация.

3.Ухудшение положения нерусских народов Поволжья, Приуралья (башкиры, татары, калмыки)

4. Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике.

Учитель: Ребята посмотрите еще раз на причины крестьянской войны, и скажите, чьи права нарушены, кто является участниками этих событий?

4 слайд презентации

Ответы класса: Участники: крепостные крестьяне, работные люди, нерусские народы, казачество

5 слайд презентации – портрет И.Пугачева

Учитель: Ну, а предводителем этой крестьянской войны ясно из темы урока: И.Е. Пугачев. Давайте познакомимся с этим человеком поближе, вот посмотрите на фотографию этого человека.

Биография Пугачева – выступление учащегося

Учитель: Спасибо, итак прослушав выступление, стало ясно, что Емельян Пугачев был человеком смелым, энергичным, мужественным. И кто муже хитрым.

Учитель: вопросы классу. Скажите, за кого выдавал себя этот человек? (Петр3)

Почему Пугачев выдавал себя именно за императора Петра 3?

Кто такой Петр Федорович?

6 слайд презентации – портрет Петра 3, Екатерины 2

Ответы детей: Петр3 правил не долго, многие надеялись, что при нем улучшиться их социальное положение. Петр Федорович – муж Екатерины 2, после дворцового переворота 1762г. отрекся от престола и таинственно погиб.

Учитель: Послушайте интересный факт, что давало возможность выдавать Пугачеву себя за императора. Дело в том, что у Емельяна на теле были какие-то отметины, одна из них, например. По форме напоминала двуглавого орла, т.е. герб России. Отметины остались. Вероятно. В результате болезни. Пугачев же выдавал их за 2царские знаки». В народе верили, что у настоящего природного царя на теле имеются особые знаки.

Учитель: Какие случаи самозванчества в России вы помните?

Ответ: Лжедмитрий 1,2

Учитель: Итак, ребята, мы переходим к следующему пункту плана нашего урока, т.е. рассмотрим основные этапы, события крестьянской войны.

С основными этапами вы ознакомились самостоятельно дома в ходе опережающего д/з. А сейчас, необходимо охарактеризовать каждый из 3-х основных этапов. Представителя каждого стола, я попрошу подойти ко мне и выбрать номер этапа, который ваша группа будет охарактеризовывать, и получить конверт с набором карточек – хронологических событий всех крестьянской войны.

На это задание вам предоставляется 3 мин., приступаем к выполнению, желаю всем удачи.

Основные этапы крестьянской войны

1 этап – сентября 1773 – марта 1774г.

— выступление Е. Пугачева перед яицками казаками. Открыл тайну своего происхождения, объявил себя спасшимся от смерти Петром III

— весть об этом быстро разлетелось по всему Яику.

Численность его сторонников увеличивается

(+башкиры, Салават Юлаев, горно-заводские рабочие Урала)

5 октября 1773г. – началась 6-месячная осада Оренбурга, которая не принесла успеха.

Правительство направляет против мятежников отряд генерала Кара (численность 1.5 тыс. чел.), который был разбит соратниками Пугачева (А. Овчинников, И. Зарубин – Чика)

Власть собрала больше правительственные силы (Бибиков)

22 марта 1774 г. – поражение от правительственных войск под Татищевской крепостью

Учитель: скажите, в чем причина увеличения численности сторонников Пугачева.

Ответ: распространение грамот, манифеста.

Давайте познакомимся с этим историческим документом поближе, у вас на столах находятся копии манифеста с вопросами.

Ребята, вам дается 4 мин. для ознакомления с документом и вопросами к нему.

МАНИФЕСТ Е. И. ПУГАЧЕВА. ДЕКАБРЬ 1773 года

подписался тако: Я самый Петр Третий.

Вопросы к документу:

— Что обещал Пугачев своим сторонникам

— Какие меры он предлагал в отношении дворянства

— Всех ли дворян он рассматривал как противников

— обещал сделать свободными казаками;

— пожаловать им земли, угодья;

— освободить от рекрутских наборов;

— призыв казнить помещиков.

Мечтал свергнуть Екатерину2, занять русский престол, править для народа.

Учитель: Вопрос классу: Какие слои населения будет привлекать эта программа?

Ответ: Программа Пугачева привлекала на его сторону новых людей, крестьян, работных людей, башкир, калмыков.

Т.О. Все видели в Пугачеве освободителя от гнета помещиков и царских властей. Поэтому на 1 –м этапе Пугачеву без проблем удавалось без боя покорять одну крепость за другой.

Учитель: Давайте подведем итоги первого этапа крестьянской войны.

Т.О. 1 этап крестьянской войны закончился неудачей Пугачева.

Мы, переходим ко второму этапу. Пожалуйста, право охарактеризовать данный период предоставляется 2 группе.

2 этап: апрель – июль 1774 г.

Пугачев снял осаду Оренбурга, отошел с войсками на восток (территорию Башкирии, Южного Урала)

Армия восставших пополняется работными людьми уральских заводов (они привозят пушки )

Численность увеличивается до 20 тыс. человек (вместе с удмуртами, марийцами, чувашами)

12-17 июля 1774 г. – сражение за Казань, взятие города (кроме Кремля)

Осажденным подошла помощь царских войск (Михельсон)

Поражение от войск полковника И.И. Михельсона

После каждый этапа подводится вывод.

3 этап: июль 1774 – январь 1775 г.

31 июля 1774 г. – манифест к крестьянам (документ) об освобождении крестьян от крепостной зависимости и налогов

Т.О. крестьянское восстание заполыхало не только не только в действии армии Пугачева, но и на правобережье Волги.

Пугачев захватывает Саратов, Пензу, Саранск (но потом оставил, т.к. напор царских войск велик)

Неудачная осада Царицына

25 августа 1774г. – поражение у Сальникова Завода

18 сентября 1774 г. – схвачен казацкой верхушкой (боялись расправы со стороны правительства) и выдан царским властям.

Пугачев под конвоем, первые допросы.

ПЛЕНЕН ОКОЛО НАШЕГО СЕЛА

10 января 1774 г. – казнен в Москве на Болотной площади.

Окончательно крестьянское восстание подавлено в 1775г.

Учитель: Охарактеризовав все этапы. Нам осталось подвести итоги этого события. Выяснить итоги и значение крестьянской войны.

Ребята, давайте с вами подведем итоги крестьянской войны. И затем ответим на поставленный в начале урока вопрос:

Почему это событие называют не крестьянское восстание, а крестьянская война.

Вспомните из курса истории, были ли предприняты правительством какие либо меры по улучшению жизни простого народа?

— самое крупное народное выступление в России

— восстание не улучшило положение крестьян в стране

— поражение восставших усилило репрессивный характер внутренней политике властей по отношению к податным сословиям:

Жестокие расправы и казни участников выступлений

— Зимовейская станица переименована в Потемкинскую, р.Яик переименована в р. Урал (яицкие казаки стали называться уральскими). Все это сделано, для тог, чтобы стереть названия «бунташных станиц».

Значение крестьянской войны:

— это самое крупное народное выступление в России за всю ее историю.

— впервые кроме идеи свободы были выдвинуты идеи борьбы с крепостничеством, с дворянством – от которого исходило главное зло (по мнению восставших)

— первое совместное выступление не только крестьян, но и работных людей, представителей национальных меньшинств.

Крестьянская война не изменила к лучшему положение крестьян, народов Поволжья, казачества (лишь на некоторых горных заводах Урала было увеличена з/п и улучшились условия труда.

Но она потрясла империю Екатерины2, заставила власть искать пути решения крестьянского вопроса (призрак «пугачевщины» стал преследовать помещиков и представителей власти.

Восстание Пугачева – серьезнейший симптом нестабильности социальной системы Р.И. Соответственно, страна нуждалась в реформах, способных умиротворить население.

Источник

Какие меры он предлагал в отношении дворянства

какие меры он предлагал в отношении дворянства

Вопросы к документу:

1.Что обещал Пугачев своим сторонникам?

2.Какие меры он предлагал в отношении дворянства?

3.Всех ли дворян он рассматривал как противников?

какие меры он предлагал в отношении дворянства

Что обещал Пугачев своим сторонникам?

Емельян Пугачев обещал сторонникам землю, воду, свободную рыбную ловлю, пашни, леса и многое другое.

Какие меры он предлагал в отношении дворянства?

Им были предприняты самые жесткие меры касаемо казней дворянства, в частности, рубить головы, забрать имения.

Всех ли дворян он рассматривал как противников?

Категория тех дворян, которые могли бы повиноваться, могла остаться не тронутой.

какие меры он предлагал в отношении дворянства

какие меры он предлагал в отношении дворянства

какие меры он предлагал в отношении дворянства

Город, в котором был убит эрцгерцог Франц Фердинанд Гаврилой Принципом?

Как назывался союз, оппозиционный Четверному союзу, и включающий Российскую империю, Британскую империю и Французскую республику?

Какая империя прекратила свое существование после окончания Первой Мировой войны, помимо Российской, Германской, Австро-Венгерской?

Первая мировая война вызвала Октябрьскую и Февральскую революции в России, а как называлась революция в Германии в 1918 году?

Как назывался ультиматум, который Австро-Венгрия выдвинула Сербии в 1914 году после убийства эрцгерцога?

Какой стране первой Германия объявила войну в 1 августа 1914 года?

Как назывался сепаратный мирный договор, который уже Советы подписали с Центральными державами?

Капитуляцию и проигрыш какой страны регулирует Версальский мирный договор?

По отношению к ассирийцам, грекам Понта, а также к армянам была применена крайняя форма насилия, истребления по этническим и политическим мотивам со стороны турок Османской империи.

Какая восточноазиатская страна была вовлечена в международный конфликт без явных на то причин и территориальных споров с прочими государствами?

какие меры он предлагал в отношении дворянства

В первые столетия средних веков в Европе почти безраздельно господствовало натуральное хозяйство. Крестьянская семья сама производила сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия (орудия труда и одежду; не только для собственных потребности, но и для уплаты оброка феодалу. Соединение сельского труда с промышленным — характерная черта натурального хозяйства. Лишь небольшое число ремесленников (двороьых людей), не занимавшихся или почти не занимавшихся сельским хозяйством, имелось в поместьях крупных феодалов. Крайне немногочисленны были и крестьяне-ремесленники, жившие в деревне и специально занимавшиеся наряду с сельским хозяйством каким-либо ремеслом — кузнечным гончарным, кожевенным и пр.

Разумеется, и в период раннего средневековья имелись города, сохранившиеся от античности или возникшие вновь и являвшиеся либо административными центрами, либо укреплёнными пунктами (крепостями — бургами), либо церковными центрами (резиденциями архиепископов, епископов и т. п.). Однако при почти безраздельном госпопстве натурального хозяйства, когда ремесленная деятельность ещё не отделилась от сельскохозяйственной, все эти города не были и не могли быть средоточием ремесла и торговли. Правда, в некоторых городах раннего средневековья уже в VIII—IX вв. развивалось ремесленное производство и имелись рынки, но это не меняло картины в целом.

какие меры он предлагал в отношении дворянства

Подвиг декабристов вызывает законную гордость и восхищение всех поколений.
Этот подвиг имел огромное значение и призывал к действию все последующие поколения русских революционеров.

Источник

Презентация урока «Восстание под предводительством Е. И. Пугачева»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какие меры он предлагал в отношении дворянства

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: «Восстание под предводительством Е. И. Пугачева»

Цель урока: познакомить учащихся с причинами, целями, движущими силами, основными этапами и событиями, результатами восстания, дать характеристику личности Е. И. Пугачева.

План урока I. Организационный момент; II. Проверка домашнего задания; III. Изучение нового материала; IV. Подведение итогов; V. Домашнее задание.

II. Проверка домашнего задания; Тестовое задание: 1. Жалованная грамота дворянству была издана а) в 1767 г. б) в 1775 г. в) в 1785 г. 2. Губернская реформа была проведена а) в 1773 г. б) в 1775 г. в) в 1783 г. 3. Предполагалось, что свод законов Российской империи подготовит а) Вольное экономическое общество; б) Уложенная комиссия; в)Верховный тайный совет. 4. Политику Екатерины II называют а) республиканской; б) просвещенным абсолютизмом; в) жалованным абсолютизмом. 5. Указ, разрешавший помещикам ссылать крестьян в Сибирь, был издан а) в 1765 г.; б) в 1775 г.; в) в 1785 г.

II. Проверка домашнего задания; Тестовое задание: 6. Передача монастырских и церковных земель в государственное управление а) меркантилизм; б) рекрутчина; в) секуляризация. 7. Запорожская Сечь была ликвидирована а) в 1775 г.; б) в 1783 г. в) в 1887 г. 8. Крепостное право на Украине было введено а) в 1765 г.; б) в 1783 г.; в) в 1785 г. 9. Указ, который разрешал свободно открывать типографии, был издан а) в 1765 г.; б) в 1775 г.; в) в 1783 г. 10. Автор «Путешествия из Петербурга в Москву», показавший все ужасы крепостной зависимости крестьян а) А. Радищев; б) Н. Новиков; в) Ф. Прокопович.

III. Изучение новых знаний. План изучения нового материала: 1. Причины восстания. 2. Пугачёв и его программа. 3. Основные этапы восстания. 4. Расправа с восставшими. 5. Значение восстания.

Под Гражданской войной мы понимаем – войну между организованными группами внутри государства, или, реже, между двумя нациями, входившими в состав ранее единого объединенного государства. Целью сторон, как правило, является захват власти в стране или в отдельном регионе, независимость региона, или изменение политики правительства. Признаками гражданской войны являются наличие элементов государственной военно-политической машины у обеих воюющих сторон и общенациональный размах событий.

Крестьянская война или крестьянское восстание — массовые выступления крестьян против феодалов, приобретающие масштабы общегосударственной гражданской войны. По окончании нашего урока Вы сможете выбрать то название, которое по вашему мнению более подходит к восстанию Емельяна Пугачева.

Участники восстания: Казачество; Работные люди уральских заводов; Крепостные крестьяне; Народы Поволжья; Башкиры; Татары; Мордва и др.

Личность Е. И. Пугачева

Конечная цель восстания: Возвращение к свободным крестьянским общинам, устроенным по казацкому образцу. 2) Уничтожение крепостнических порядков.

Источник

Урок истории в 8 классе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технологическая карта урока.

Тема урока: Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.

Планируемые результаты (цели урока):

— знания: познакомятся с событиями Восстания под предводительством Е.И.Пугачева;

— умения: научатся анализировать, находить в тексте необходимую информацию.

Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (учебник, манифест); самостоятельно делать выводы;

Регулятивные: понимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; работать в группе.

3) Личностные: осознавать прошлое как неотъемлемую часть истории своего Отечества; понимать важность исторических событий.

Дидактические материалы урока: исторические источники, карточки с датами, событиями и этапами восстания.

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Актуализация и мотивация знаний, умений, навыков.

Представление темы и целей урока.

Работа с карточками в группах.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение социальных волнений, которые происходили в России. Но, прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним:

— Какие народные выступления в 17, начале 18 века происходили в России?

— Назовите основные причины этих восстаний и выступлений.

История нашего государства содержит множество интересных страниц. Сегодня мы познакомимся с одной из страниц истории Российской империи 18 века.

Что объединяет этих людей? Что мы знаем о них?

(Слайд «портрет Е. Пугачёва»). Перед нами портрет новой для нас личности в истории нашего государства – Емельяна Пугачева. Почему мы ставим его в один ряд с самозванцами начала XVII века?

По какому плану мы будем изучать нашу тему?

Эта памятка будет главным планом нашего урока, т.е. мы на уроке должны выяснить причины крестьянской войны, определить участников, охарактеризовать основные этапы, и выяснить итоги и значения этого события.

— Начнём изучение пугачёвского восстания с рассмотрения его причин.

Итак, задание для всех следующее откройте, пожалуйста, текст параграфа, прочитайте и назовите причины восстания.

— Посмотрите еще раз на причины восстания, и скажите, чьи права нарушены, кто является участниками этих событий?

— Давайте познакомимся с этим человеком поближе.

(Слайд с изображением портрета Е.И.Пугачева)

Выступление заранее подготовленного ученика.

Спасибо. Из выступления, стало ясно, что Емельян Пугачев был человеком смелым, энергичным, мужественным. И к тому же хитрым.

Скажите, за кого выдавал себя Пугачёв?

Почему Пугачев выдавал себя именно за императора Петра 3?

Кто такой Петр Федорович?

Послушайте интересный факт о том, что давало возможность Пугачеву выдавать себя за императора. Дело в том, что у Емельяна на теле были какие-то отметины, одна из них, например, по форме напоминала двуглавого орла, т.е. герб России.

Отметины остались, вероятно, в результате болезни. Пугачев же выдавал их за царские «знаки». В народе верили, что у настоящего природного царя на теле имеются особые знаки.

— Мы переходим к следующему пункту плана нашего урока, т.е. рассмотрим основные этапы восстания.

Пользуясь текстом учебника вам необходимо охарактеризовать каждый этап пугачёвского восстания.

— Вам необходимо выбрать из общего количества карточки, соответствующие вашему этапу, расположить их в хронологическом порядке и сделать вывод. А, после выполнения задания, показать свой этап по карте.

В чем причина увеличения численности сторонников Пугачева?

Давайте познакомимся с этим историческим документом поближе. У вас на столах находятся копии манифеста с вопросами. Ваша задача ознакомиться с текстом исторического документа и ответить на вопросы.

(Вопросы к документу:

— Что обещал Пугачев своим сторонникам?

— Какие меры он предлагал в отношении дворянства?

— Всех ли дворян он рассматривал как противников?)

Результатом работы в группах является сводная таблица «Этапы пугачёвского восстания» (на доске)

Сформулируйте общий вывод о пугачёвском восстании.

Соляной бунт – 1648г., Медный бунт – 1662г., восстание под предводительством С. Разина – 1666-1671г., Астраханское восстание – 1705-1706г., Восстание под предводительством К.А. Булавина – 1707-1709г., Башкирское восстание – 1705-1711г., выступление работных людей.

— Высокие налоги, обнищания населения, бесчинства чиновников, закрепощение крестьян, тяжелые условия труда на мануфактурах, не равенство в правах русских и нерусских народов России и др.

— Эти имена известны нам из курса Истории Смутного времени начала XVII века в России. Эпоха самозванства в России.

Составляют план урока совместно с учителем.

Читают параграф и находят в тексте причины.

1. усиление власти и произвола помещиков над крестьянами

доказать этот произвол:

— бесправие крестьян, издевательства со стороны помещиков, ссылка за любую провинность в Сибирь и на каторгу (указ 1765г.), право продавать крестьян в рекруты, право расширять свою пашню за счет крестьянских хозяйств (т.е. сокращение крестьянских наделов).

2. Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах

— тяжелые условия труда (12-15ч. рабочий день), оторваны от семей, сильная эксплуатация.

3.Ухудшение положения нерусских народов Поволжья, Приуралья (башкиры, татары, калмыки)

4. Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике.

— Участники: крепостные крестьяне, работные люди, нерусские народы, казачество

Петр3 правил не долго, многие надеялись, что при нем улучшится их социальное положение. Петр Федорович – муж Екатерины 2, после дворцового переворота 1762г. отрекся от престола и таинственно погиб.

Работают в группах.

Представление результатов работы 1 группы.

— Распространение грамот, манифеста.

— обещал сделать свободными казаками;

— пожаловать им земли, угодья;

— освободить от рекрутских поборов;

— призыв казнить помещиков.

— Мечтал свергнуть Екатерину 2, занять русский престол, править для народа.

Представление результатов работы 2 и 3 групп.

Восстание не изменило к лучшему положение крестьян, народов Поволжья, казачества (лишь на некоторых горных заводах Урала было увеличена з/п и улучшились условия труда.

Екатерина II сделала очень серьезные выводы из восстания Пугачева. Было улучшено положение рабочих мануфактур.

Кроме того, была ликвидирована автономия Украины. Екатерина II провела губернскую реформу. Восстание Пугачева оказало сильное впечатление на помещиков. Они стали меньше угнетать своих крестьян.

— называть причины, ход и итоги пугачёвского восстания.

— выбирать наиболее эффективные способы решения задач

-договариваться о распределении ролей и функций при работе в группах

Закрепление нового материала

Учитель даёт задания с использованием ЭОР по материалам «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» (Задания к параграфу «Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва»)

Смогут выбрать наиболее эффективные способы решения задач

1.Сегодня на уроке я повторил…

2.Сегодня на уроке я узнал…

3. Сегодня на уроке я научился…

4. Сегодня на уроке я закрепил…

Оцени степень сложности урока. На уроке вам было:

Оцени степень вашего усвоения материала:

А) Усвоил полностью, могу применять;

Б)Усвоил полностью, но затрудняюсь в применении;

Смогут оценить результат своей деятельности на уроке

Смогут определить свою личностную позицию

какие меры он предлагал в отношении дворянства

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какие меры он предлагал в отношении дворянства

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

какие меры он предлагал в отношении дворянства

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

какие меры он предлагал в отношении дворянства

Номер материала: ДБ-496063

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какие меры он предлагал в отношении дворянства

какие меры он предлагал в отношении дворянства

Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества

Время чтения: 1 минута

какие меры он предлагал в отношении дворянства

В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом

Время чтения: 2 минуты

какие меры он предлагал в отношении дворянства

В Ульяновской области продлили школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

какие меры он предлагал в отношении дворянства

Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

какие меры он предлагал в отношении дворянства

Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов

Время чтения: 2 минуты

какие меры он предлагал в отношении дворянства

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *