какие методические пособия программы и технологии помогают вам в работе с детьми по развитию речи

Современные технологии в речевом развитии дошкольников

какие методические пособия программы и технологии помогают вам в работе с детьми по развитию речи Любовь Гроза
Современные технологии в речевом развитии дошкольников

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л. С. Выготский.

ФГОС ДО В Федеральном Государственном Стандарте ДО «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развитиявсех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В связи с этим, непосредственно само речевое развитие детей должно быть актуальным в работе всех педагогов ДОУ.

Определение речи и речевого развития. Речь – это сложная форма общения коммуникативной деятельности людей, способность формулирования и формирования мысли посредством языка. Речь – это индивидуальный психический процесс, поэтому темп освоения языка, качество речи будет зависеть от состояния и индивидуальных особенностей речевого аппарата ребенка, особенностей развития всех его психических функций. Развитие речи –это творческий процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – её восприятия и выражения своих мыслей.

Основная цель. Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО:

—Овладение речью как средством общения и культуры

—Обогащение активного словаря

—Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

—Развитие речевого творчества

—Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте

—Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

—Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Функции воспитателя. Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. Воспитатель должен стремиться развивать детскую речевую активность,тактично исправлять ошибки: неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку, подсказывать слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.

НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

1. Здоровьесберегающие технологии

2. Игровые технологии

3. Информационно – коммуникационная технология

4. Нетрадиционные технологии.

5. Наглядное моделирование

Игровые технологии занимают самое значительное место в речевом развитии детей. Значение использования игровых технологий при решении задач ФГОС состоит в том, что они позволяют достичь положительного эффекта. Проведение специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для развития речи детей. На своих занятиях использую дидактические, социализирующие, развивающие игры.

Занятия с игрушками не только помогают выработать правильное произношение звуков, но и развивают мелкую моторику, раскрепощают и развивают ребенка в процессе игры, стимулируют его на речевые высказывания.

1. Дыхательная гимнастика

2. Упражнения на развитие общей моторики

3. Комплексы физкультминуток.

4. Артикуляционная гимнастика

5. Пальчиковая гимнастика

6. Массаж, самомассаж

7. Гимнастика для глаз

Нетрадиционные технологии. Пескотерапия, игры с ракушками, камушками, крупами. Музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах).

Наглядное моделирование. К методам наглядного моделирования относится мнемотехника. Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модели позволяют детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности.

2. Схемы используются при заучивании стихотворений.

3. Мнемотаблицы особенно эффективны при обучении пересказу, составлении рассказов, заучивании стихотворений.

Информационно-коммуникационные технологии. В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без ИКТ. Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ.

— предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;

— ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

— привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;

— поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;

-развивать у дошкольников исследовательское поведение;

— расширять творческие возможности самого педагога, так как позволяет самому использовать интернет ресурсы для создания тематических презентаций, картотек, систематизации материала.

— Интерактивные игры: «Гарфилд», «Маленький искатель в кукольном театре», «Речевой экспресс», «Учимся говорить правильно»

— Игровые презентации по многим лексическим темам: «Деревья», «Фрукты», «Овощи», «Дикие и домашние животные», «Птицы», «Насекомые» и т. д. Портал «Мерсибо».

Вывод: Таким образом, задача всех педагогов состоит в том, чтобы создать условия каждому ребенку для практического овладения разговорной речью, выбрать такие оптимальные технологии, методы и приемы обучения, которые позволили бы ему проявить свою речевую активность, совершенствовать умения и навыки звукопроизношения в процессе коммуникации.

Использование современных педагогических технологий в речевом развитии старших дошкольников Обмен опытом «Использование современных педагогических технологий в речевом развитии старших дошкольников» Речевое общение – одна из главных.

Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников «Перелётные птицы» «Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников. Проект «Перелётные птицы» Модернизация и реформирование всей образовательной системы.

Инновационные методы в работе с детьми в речевом развитии дошкольников Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Всё более востребованным.

Из обобщения опыта «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников» «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников» Автор: воспитатель старшей группы.

Метод синквейн в речевом развитии дошкольников Проблема развития речи дошкольников в современном обществе становится всё более актуальной. Психологи и педагоги отмечают, что у старших.

какие методические пособия программы и технологии помогают вам в работе с детьми по развитию речиМнемотехника в речевом развитии дошкольников Мнемотехника в речевом развитии дошкольников Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и.

Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников Подготовила: Воспитатель МБДОУ д-с №4 «Солнышко» Коморная В. И. 2018г В нашей.

Роль сказки в речевом развитии дошкольников Роль сказки в речевом развитии дошкольников 1. Информация об опыте Тема опыта: «Роль сказки в речевом развитии дошкольников». Сведения.

Источник

Использование современных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста

какие методические пособия программы и технологии помогают вам в работе с детьми по развитию речи Людмила Метелёва
Использование современных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей

Организация речевого развития детей предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.

Рассмотрим технологию:

«Игровые педагогические технологии», которая включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. И которую, мы используем в своей работе с детьми.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной образовательной целью и соответствующим ей педагогическим результатом. Все игры организуются с учётом основных педагогических принципов. Дидактические игры проводятся со всей группой, с подгруппой, индивидуально. В таких играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Угостим куклу обедом», «Построим для куклы дом» дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию.Дидактические игры: «Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что я делаю», «Скажи, что звучит», направлены на развитие фонематического слуха, тренировку звукоподражания. Ход игры следует строить таким образом, чтобы он содержал образцы речевого поведения способствовал формированию внимания к речи, а так же актуализировал имеющиеся у детей речевые средства.

При общем недоразвитии речи с детьми полезно проводить подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и проделывает движения, соответствующие тексту. В таких играх, как «Зайка беленький сидит», «Кот и мыши», «Курочка-хохлаточка» от детей требуется соразмерение темпа движения с речью. Пальчиковая гимнастика включается в режим дня.

В своей практической деятельности я применяю следующие игровые технологии развития речи:

Подвижные игры с текстами.

Народные и хороводные игры

Настольно-печатные и дидактические игры

Сюжетные пальчиковые упражнения

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой

Игровая форма педагогических мероприятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к образовательной деятельности.

Технология «Азбука общения»Авторы: Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова

Цели технологии: формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений, эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям; создание опыта адекватного поведения в обществе и подготовки ребенка к жизни.

Использование технологии «Азбука общения»

позволяет развивать навыки межличностного взаимодействия детей от 3 до 6 лет со сверстниками и взрослыми.

Технология ТРИЗ (АВТОР Г. С. АЛЬТШУЛЛЕР)

Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ — область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобретательских задач.

Хочется отметить, что наиболее эффективными технологиями развития речи детей, являются технологии разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ)

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет естественным образом осуществить личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС дошкольного образования.

Основные этапы методики ТРИЗ

1.Поиск сути: перед детьми ставится проблема (вопрос, который надо решить.) И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

2. «Тайна двойного».На этом этапе мы выявляем противоречие: хорошо-плохо

Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь

3. Разрешение этих противоречий (при помощи игр и сказок).

Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик

Следующая технология, это Синквейн.

Первая строка – тема синквейна (одно слово, существительное или местоимение);

вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

пятая строка – одно слово (любая часть речи, выражающее суть темы; своего рода резюме.

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.

Какая? Красивая, Любимая

Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается

Предложение. Моя кукла самая красивая

Мнемотехника- (греч.)«искусство запоминания» Метод наглядного моделирования.

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности. Мнемотаблицы особенно эффективны при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений.

Данная система методов способствует развитию разных видов памяти

(слуховой, зрительной, двигательной, тактильной);

мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников.

Далее я хочу коснуться Технологии активизирующего обучения речи как средству общения (автор Ольга Афанасьевна Белобрыкина)

Использование лингвистических игр, представленных в этой технологии, позволяет развивать различные виды речевой активности, каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.

«Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т. д.).

«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т. д.).

«Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т. д.).

«Чем похожи и чем отличаются?» (кит – кот; кот-крот; кот-ток и т. д.).

«Антидействие» (карандаш – ластик, грязь – вода, дождь – зонт, голод – пища и т. д.).

«Кто кем будет?» (мальчик – мужчиной, жёлудь – дубом, семечка – подсолнухом и т. д.).

«Кто кем был» (лошадь – жеребёнком, стол – деревом и т. д.).

«Чем был, чем стал» (глина – горшок, ткань – платье и т. д.).

«Что умеет делать?» (ножницы – резать, свитер – греть и т. д.).

Следующая технологи: Сказкотеропия.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль Задачи развития речи детей решаются с помощью:

— пересказывание сказок; рассказывание сказок от третьего лица; группового рассказывание сказок; рассказывание сказок по кругу, сочинение сказок.

Применение мультимедийных пособий в развитии речи детей дошкольного возраста существенно оптимизирует образовательный процесс, расширяя возможности подачи материала. Грамотное использование способов подачи информации позволяет одновременно задействовать все органы чувств обучающегося, активизируя его познавательные способности. Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ.Это позволяет:

предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;

ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией; поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;

развивать у дошкольников исследовательское поведение;

расширять творческие возможности самого педагога.

Работа с интерактивной доской помогает объединить огромное количество демонстрационного и раздаточного материала, что превращает непосредственно образовательную деятельность для детей в увлекательную игру. Это способствует развитию речи ребенка, повышает его креативность; развивает умение оперировать символами на экране монитора, проговаривая и объясняя этапы деятельности. Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным и продуктивным, когда ребенок самостоятельно выполняет задание у интерактивной доски, а остальные дети, проверяют и оценивают правильность выполнения задания, аргументируя при этом собственную точку зрения. Пример электронных дидактических игр, которые используются в образовательной деятельности с детьми: игра «Назови детенышей» (упражнение в образовании названий детенышей диких животных в именительном и родительном падежах множественного числа); игра «Скажи наоборот» (закрепление умение подбирать слова, противоположные по смыслу); игра «Кого можно увидеть?» (формирование умения образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных, совпадающие с родительным); игра «Кто в домике живет?» (упражнение в объяснении значения слов); игра «Назови одним словом» (упражнение в образовании сложных слов) и т. д.

Здоровьесберегающие технологии – артикуляционную гимнастика,

— массаж и самомассаж,

— гимнастика для глаз,

— дыхательная гимнастика, сюда относятся подвижные игры, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей

развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

— стимулируется речевая функция;

Карты Проппа. Замечательный фольклорист В. Я. Пропп, изучая волшебные сказки проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Согласно системе Проппа их 31. Но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объёме. Преимущество карт, очевидно, каждая из них – целый срез сказочного мира. С помощью карт Проппа можно приступить к непосредственному сочинению сказок, но в начале этой работы необходимо пройти так называемые «подготовительные игры», в которых дети выделяют происходящие чудеса в сказках, например,

• На чём можно отправиться за тридевять земель? – ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, на сером волке;

• Что помогает указать дорогу? – колечко, пёрышко, клубок;

• Вспомните помощников, помогающих выполнить любое указание сказочного героя – молодцы из ларца, двое из сумы, джин из бутылки;

• Как и с помощью чего осуществляются разные превращения? – волшебные слова, волшебная палочка.

Карты Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, активизируют связную речь, способствуют повышению поисковой активности.

Подводя итоги, можно сказать, что выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии.

Использование современных инновационных технологий при обучении детей в коррекционной общеобразовательной школе Воспитанники коррекционного образовательного учреждения с раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Дефект.

Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста «Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Стремление к постижению мира.

Применение современных игровых технологий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста «Применение современных игровых технологий в образовательном процессе ДОУ для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста».

Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста по речевому развитию Проблема речевого развития дошкольников в современном мире очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень.

Использование современных методов и технологий в организации детских видов деятельности в старшей группе Период дошкольного детства наиболее важный в становлении личностных качеств, формирования основ физического, психического, интеллектуального.

Использование современных образовательных технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста Уважаемые педагоги! В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Впервые о необходимости.

Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотая рыбка» «Использование современных здоровьесберегающих.

Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии физической культуры у детей с ОВЗ Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии физической культуры у детей с ОВЗ Аннотация. В статье рассматриваются.

Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках.

Педагогический совет «Применение современных педагогических технологий в образовательной деятельности ДОУ» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области Педагогический совет №2.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *