какие международные конвенции требуют ведение учета часов отдыха
Приказ Министерства транспорта РФ от 20 сентября 2016 г. N 268 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания»
В соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3, N 30, ст. 3014, 3033; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 27, N 13, ст. 1209, N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878, N 41, ст. 4285, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 34, N 17, ст. 1930, N 30, ст. 3808, N 41, ст. 4844, N 43, ст. 5084, N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812, N 30 (ч. 1), ст. 3613, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 52 (ч. 1), ст. 6235, 6236; 2009, N 1, ст. 17, 21, N 19, ст. 2270, N 29, ст. 3604, N 30, ст. 3732, 3739, N 46, ст. 5419, N 48, ст. 5717, N 50, ст. 6146; 2010, N 31, ст. 4196; N 52 (ч. 1), ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49, N 25, ст. 3539, N 27, ст. 3880, N 30 (ч. 1), ст. 4586, 4590, 4591, 4596, N 45, ст. 6333, 6335, N 48, ст. 6730, 6735, N 49 (ч. 1), ст. 7015, 7031, N 50, ст. 7359, N 52, ст. 7639; 2012, N 10, ст. 1164, N 14, ст. 1553, N 18, ст. 2127, N 31, ст. 4325, N 47, ст. 6399, N 50 (ч. 4), ст. 6954, N 50 (ч. 5), ст. 6957, 6959, N 53 (ч. 1), ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, 1668, N 19, ст. 2322, 2326, 2329, N 23, ст. 2866, 2883, N 27, ст. 3449, 3454, 3477, N 30 (ч. 1), ст. 4037, N 48, ст. 6165, N 52 (ч. 1), ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, 1547, 1548, N 19, ст. 2321, N 23, ст. 2930, N 26 (ч. 1), ст. 3405, N 30 (ч. 1), ст. 4217, N 45, ст. 6143, N 48, ст. 6639, N 49 (ч. 6), ст. 6918, N 52 (ч. 1), ст. 7543, 7554; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 10, 42, 72, N 14, ст. 2022, N 18, ст. 2625, N 24, ст. 3379, N 27, ст. 3991, 3992, N 29 (ч. 1), ст. 4356, 4359, 4363, 4368, N 41 (ч. 2), ст. 5639; 2016, N 1 (ч. 1), ст. 11, 54, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2016) и постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 50, ст. 4952; 2005, N 7, ст. 560; 2012, N 37, ст. 5002) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания.
2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу нормативного правового акта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Министерства труда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г. N 11 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота»*.
* (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 марта 1996 г., регистрационный N 1050)
Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 октября 2016 г.
Регистрационный N 43967
Положение
об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 20 сентября 2016 г. N 268)
ГАРАНТ:
См. справку о рабочем времени и времени отдыха отдельных категорий работников
3. Настоящее Положение распространяется на работодателей, эксплуатирующих суда в целях торгового мореплавания от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судов или используют их на ином законном основании.
4. Настоящее Положение не распространяется на членов экипажей:
1) судов рыбопромыслового флота;
2) спортивных парусных и прогулочных судов;
3) военных кораблей, военно-вспомогательных судов и других судов, находящихся в собственности государства или эксплуатируемых им и используемых только для правительственной некоммерческой службы.
5. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные настоящим Положением, являются обязательными при составлении внутреннего трудового распорядка на борту судна и графика несения вахт (выполнения судовых работ) членов экипажей судов.
6. В течение рабочего времени член экипажа судна должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, внутренним трудовым распорядком дня на борту судна и графиком несения вахт (выполнения судовых работ).
7. Нормальная продолжительность рабочего времени членов экипажа судна не может превышать 40 часов в неделю.
8. Время начала и окончания ежедневной работы членов экипажа судна, продолжительность ежедневных вахт или работы, число вахт в сутки, время начала и окончания перерывов для отдыха и питания определяются графиками несения вахт (выполнения судовых работ) и внутренним распорядком дня на судне.
График несения вахт (выполнения судовых работ) утверждается работодателем или по его поручению капитаном судна в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На каждом судне на видном месте вывешивается график несения вахт (выполнения судовых работ) для членов экипажа судна с указанием внутреннего трудового распорядка на борту судна, в котором по каждой должности указываются режимы работы в море и в порту, а также максимальная продолжительность рабочего времени или минимальная продолжительность времени отдыха, предусмотренная настоящим Положением. На судах, осуществляющих международные рейсы, график несения вахт (выполнения судовых работ) составляется на двух языках (русском и английском).
Работа в течение двух вахт подряд запрещается.
9. В целях обеспечения управления судном, его безопасности и живучести, транспортной безопасности, организации производственной деятельности на судне устанавливается вахтенная служба.
10. Для членов экипажа судна устанавливается суммированный учет рабочего времени.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
Продолжительность учетного периода определяется работодателем, исходя из конкретных условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, района плавания, частоты захода в порты, продолжительности навигационного периода, рода перевозимого груза, времени стоянки под грузовыми операциями в порту и на рейдовых стоянках и другие условия эксплуатации судна), установленного графика несения вахт (выполнения судовых работ) членов экипажа, но не может превышать одного года.
Максимальная продолжительность работы членов экипажа судна между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 150 календарных дней.
На судах смешанного (река-море) плавания, не эксплуатирующихся в зимний период, максимальная продолжительность работы членов экипажа судна между двумя периодами отдыха на берегу определяется длительностью навигационного периода.
11. Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы членов экипажа судна, включая время несения вахты (выполнения судовых работ), выполнения авральных и сверхурочных работ, работы за другого члена экипажа судна, а также работ, не входящих в круг прямых должностных обязанностей, не может превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 15, 16 настоящего Положения.
Для членов экипажа судна максимально допустимая продолжительность работы в течение семи последовательных календарных дней не может превышать 72 часов, или минимальная продолжительность отдыха должна составлять не менее 77 часов в течение семи последовательных календарных дней.
Учения, учебные тревоги по борьбе с пожаром и тревоги по оставлению судна, а также учения, предписываемые национальными и международными требованиями, включаются в рабочее время и проводятся на судне по распоряжению капитана судна таким образом, чтобы свести к минимуму сокращение времени отдыха моряков и не вызывать их чрезмерную усталость.
12. Продолжительность несения вахт (выполнения судовых работ) членов экипажей судов в ночное время не сокращается.
13. На судах с круглосуточной работой для членов экипажа судна устанавливается трехсменный график несения вахт (выполнения судовых работ). На судах, эксплуатируемых не круглосуточно, устанавливается одно- или двухсменный график несения вахт (выполнения судовых работ).
В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, навигационного периода) и форм организации работы экипажа (закрепления за судами периодически сменяющих трех экипажей на два судна или двух экипажей на одно судно, наличия жилых помещений, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации) могут устанавливаться графики несения вахт (выполнения судовых работ) продолжительностью свыше 8 часов, но не более 12 часов в сутки.
14. При длительных стоянках судна в морском порту сверх времени, необходимого для осуществления погрузочно-разгрузочных операций и (или) оказания судну услуг по его обслуживанию, работодатель или по его поручению капитан судна вправе устанавливать для командного состава судна суточное дежурство.
Суточное дежурство может устанавливаться только в тех случаях, когда это позволяют условия безопасной стоянки судна, отсутствует необходимость обязательного несения трехвахтенной службы (не требуются перешвартовки, прекращаются или сводятся до небольших объемов судовые, ремонтные работы и грузовые операции в вечернее и ночное время), и члены экипажа судна имеют возможность при отсутствии работы во время несения суточного дежурства отдыхать в своей каюте.
Суточное дежурство может устанавливаться также в случае нахождения судна в ремонте, стоянки судна в ожидании ремонта или утилизации.
1) работа судна осуществляется исключительно в акватории морского порта и на подходах к нему;
2) санитарно-бытовые условия на судне и условия отдыха членов экипажей судов портового флота соответствуют санитарным правилам для морских судов;
3) ежедневная продолжительность рабочего времени при ходовом режиме судна не превышает восьми часов;
4) в течение смены членам экипажей судов предоставляются кратковременные периоды для отдыха и приема пищи в порядке, определяемом внутренним трудовым распорядком дня на борту судна;
5) условия питания членов экипажей судов соответствуют условиям и нормам питания экипажей морских судов;
6) установлен суммированный учет рабочего времени;
7) после окончания смены членам экипажей судов предоставляется непрерывный отдых, который должен быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующей отдыху рабочей смене.
16. Члены экипажа судна могут привлекаться с их письменного согласия в свободное от несения вахт (выполнения судовых работ) время к выполнению работ, не входящих в круг их прямых должностных обязанностей.
К таким работам относятся:
1) грузовые работы (погрузка, разгрузка судна), осуществляемые силами членов экипажа судна;
2) подготовка грузовых помещений судна (очистка, мойка трюмов и танков);
3) крепление (раскрепление) груза;
4) счет груза (тальманство);
5) стирка постельного белья и спецодежды;
6) ремонтные работы заводского характера, выполняемые членами экипажа, с разрешения и под контролем технических служб работодателя;
8) работы по покраске судна.
Работники пищеблока могут привлекаться с их письменного согласия в свободное от выполнения судовых работ время к указанным выше работам, если это не влечет нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации.
17. В случае невозможности выполнения членом экипажа своих должностных обязанностей на судах допускается выполнение данных обязанностей другим членом экипажа судна в свободное от несения вахт (выполнения судовых работ) время. При этом выполнение данных обязанностей возлагается на членов экипажей судна, обладающих соответствующей подготовкой и квалификацией.
Порядок вызова другого члена экипажа судна для несения вахт (выполнения судовых работ) устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. Продолжительность использованного ежедневного (межвахтенного) отдыха вызываемого члена экипажа судна не может быть менее 12 часов, а предшествующая вызову вахта (судовые работы) не должна включать работу в ночное время.
18. Капитан судна или по его поручению уполномоченное лицо обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым членом экипажа судна.
Капитан судна или по его поручению уполномоченное лицо выдает соответствующие копии учетных записей, заверенные капитаном судна или уполномоченным им лицом, и подписанных самим членом экипажа. На судах, осуществляющих международные рейсы, учет рабочего времени ведется на двух языках (русском и английском).
19. Члены экипажа судна в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на следующие виды отдыха:
а) перерывы в течение рабочего дня (вахты);
б) ежедневный (межвахтенный) отдых;
в) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
г) нерабочие праздничные дни;
д) отпуска (ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, отпуск без сохранения заработной платы).
20. В течение рабочего дня члену экипажа судна должен быть предоставлен перерыв (перерывы) для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
21. Ежедневный (межвахтенный) отдых предоставляется членам экипажа судна в период между временем несения вахт (выполнения судовых работ).
Время ежедневного отдыха должно включать не более двух периодов отдыха в течение любых последовательных 24 часов, продолжительность одного из которых составляет не менее шести часов непрерывного отдыха, а интервал между последовательными периодами отдыха не превышает 12 часов.
22. В случаях, предусмотренных пунктом 14 настоящего Положения, продолжительность отдыха, предоставленного после суточного дежурства, не может быть менее 48 часов.
В отдельных случаях, с учетом особенностей выполнения работы, продолжительность ежедневного отдыха может быть уменьшена до 12 часов с присоединением неиспользованной части отдыха к суммированным дням отдыха. Сокращение ежедневного отдыха до 12 часов после суточного дежурства допускается не более двух раз в неделю.
23. Дни еженедельного непрерывного отдыха, отдых в нерабочие праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха по письменному заявлению члена экипажа судна, согласованному с капитаном судна, могут предоставляться ему в период работы на судне в порядке, установленном работодателем с учетом мнения представителей членов экипажа судна.
24. Часы работы члена экипажа судна сверх нормы рабочего времени при работе по установленному графику несения вахт (выполнения судовых работ) в рабочие и в предпраздничные дни, а также за работу в выходные и праздничные дни суммируются и предоставляются в виде оплачиваемых суммированных дней отдыха.
25. Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену экипажа за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным на судне временем в часах по графику несения вахт (выполнения судовых работ) и нормой рабочего времени за этот же период на нормальную продолжительность рабочего дня, рассчитанную исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, установленной пунктом 7 настоящего Положения.
Суммированные дни отдыха могут присоединяться к ежегодному оплачиваемому отпуску и предоставляются в течение учетного периода.
26. Отпуска работнику предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска исчисляется из расчета не менее 2,5 календарных дня за каждый месяц работы***.
IV. Аварийные и авральные работы
28. К аварийным работам на судне относятся:
1) работы по устранению аварийного состояния судна, повреждений и поломок корпуса, судовой силовой установки и судового оборудования во время плавания, препятствующих дальнейшему следованию судна до ближайшего порта, работы по спасанию людей, судна, судового имущества и груза, а также работы по оказанию помощи другим судам и людям, терпящим бедствие;
2) работы по снятию судна с мели;
3) работы по ликвидации пожаров на судне, а также на буксируемых и рядом стоящих судах;
4) работы, связанные с оставлением судна и эвакуацией пассажиров и экипажа;
5) работы по борьбе с оледенением;
6) работы по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
29. К авральным работам на судах относятся:
1) работы в сложных условиях плавания, требующих усиления вахтенной службы;
2) работы, связанные с входом судна в порт и выходом из порта: открытие и закрытие грузовых люков, подготовка грузоподъемных устройств, постановка и уборка трапов и сходен, швартовка судна, подъем и отдача якорей, постановка и уборка парусов;
3) работы по обеспечению выполнения портовых формальностей, связанных со входом судна в порт и выходом из порта;
4) работы по перестановке судна в пределах рейда или порта, за исключением судов, работающих исключительно в пределах рейдов или в портовых водах;
5) работы по установке и снятию землечерпательного каравана;
6) работы по прокладке, перекладке трубопровода рефулерного земснаряда;
7) работы, вызванные штормовой погодой (дополнительное крепление судового имущества и груза, постановка и уборка парусов и тентов, дополнительная подача швартовых концов, перевод судна в безопасное место).
30. Авральные и аварийные работы, выполняемые членами экипажа судна сверх установленной графиком несения вахт (выполнения судовых работ) продолжительности рабочего времени, учитываются в табеле учета рабочего времени.
31. Капитан судна вправе требовать от членов экипажа судна, чтобы они работали необходимое количество часов для обеспечения безопасности непосредственно судна, людей, находящихся на борту, или груза, а также для оказания помощи другим судам или людям, терпящим бедствие в море. При этом, капитан судна может приостанавливать действие графика несения вахт (выполнения судовых работ) и требовать от членов экипажа судна, чтобы они работали необходимое количество часов до завершения аварийных или авральных работ. После окончания аварийных или авральных работ капитан судна с учетом обеспечения безопасности судна предоставляет членам экипажа судна отдых, соразмерный с продолжительностью времени работы членов экипажа судна в период аварийных или авральных работ.
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3, N 30, ст. 3014, 3033; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 27, N 13, ст. 1209, N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878, N 41, ст. 4285, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 34, N 17, ст. 1930, N 30, ст. 3808, N 41, ст. 4844, N 43, ст. 5084, N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812, N 30 (ч. 1), ст. 3613, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 52 (ч. 1), ст. 6235, 6236; 2009, N 1, ст. 17, 21, N 19, ст. 2270, N 29, ст. 3604, N 30, ст. 3732, 3739, N 46, ст. 5419, N 48, ст. 5717, N 50, ст. 6146; 2010, N 31, ст. 4196; N 52 (ч. 1), ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49, N 25, ст. 3539, N 27, ст. 3880, N 30 (ч. 1), ст. 4586, 4590, 4591, 4596, N 45, ст. 6333, 6335, N 48, ст. 6730, 6735, N 49 (ч. 1), ст. 7015, 7031, N 50, ст. 7359, N 52, ст. 7639; 2012, N 10, ст. 1164, N 14, ст. 1553, N 18, ст. 2127, N 31, ст. 4325, N 47, ст. 6399, N 50 (ч. 4), ст. 6954, N 50 (ч. 5), ст. 6957, 6959, N 53 (ч. 1), ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, 1668, N 19, ст. 2322, 2326, 2329, N 23, ст. 2866, 2883, N 27, ст. 3449, 3454, 3477, N 30 (ч. 1), ст. 4037, N 48, ст. 6165, N 52 (ч. 1), ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, 1547, 1548, N 19, ст. 2321, N 23, ст. 2930, N 26 (ч. 1), ст. 3405, N 30 (ч. 1), ст. 4217, N 45, ст. 6143, N 48, ст. 6639, N 49 (ч. 6), ст. 6918, N 52 (ч. 1), ст. 7543, 7554; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 10, 42, 72, N 14, ст. 2022, N 18, ст. 2625, N 24, ст. 3379, N 27, ст. 3991, 3992, N 29 (ч. 1), ст. 4356, 4359, 4363, 4368, N 41 (ч. 2), ст. 5639; 2016, N 1 (ч. 1), ст. 11, 54, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2016.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 50, ст. 4952; 2005, N 7, ст. 560; 2012, N 37, ст. 5002.
*** Пункт 2 стандарта А2.4. «Право на отпуск» Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве, ратифицированной Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 56-ФЗ «О ратификации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 24, ст. 3073).
Утверждено новое положение о рабочем времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания. Речь идет о торговых судах.
Работа в течение двух вахт подряд запрещается.
До 150 календарных дней увеличена максимальная продолжительность работы членов экипажей между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха). В отдельных случаях она может быть увеличена до 180 календарных дней.
На судах смешанного (река-море) плавания, не эксплуатирующихся в зимний период, такая максимальная продолжительность работы определяется длительностью навигационного периода.
Уточняется, что перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня может продолжаться от 30 мин до 2 ч. При этом он не включается в рабочее время.
Время ежедневного (межвахтенного) отдыха должно включать не более двух периодов отдыха в течение любых последовательных 24 ч. Продолжительность одного из них должна быть не менее 6 ч непрерывного отдыха, а интервал между последовательными периодами отдыха не превышать 12 ч.
Время суточного дежурства в установленных случаях не может быть менее 48 ч. Допускается его сокращение до 12 ч, но не более двух раз в неделю.
За работу сверх нормы рабочего времени, а также в выходные и праздничные дни предоставляются оплачиваемые суммированные дни отдыха, которые могут присоединяться к ежегодному оплачиваемому отпуску. Его продолжительность исчисляется из расчета не менее 2,5 календарных дня за каждый месяц работы.
Уточняются полномочия капитана судна при проведении аварийных и авральных работ на судне. При этом к аварийным работам добавились работы по борьбе с оледенением, ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также работы, связанные с оставлением судна и эвакуацией пассажиров и экипажа. После них членам экипажа предоставляется соразмерный с продолжительностью таких работ отдых.
Приказ Министерства транспорта РФ от 20 сентября 2016 г. N 268 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 октября 2016 г.
Регистрационный N 43967
Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу нормативного правового акта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Министерства труда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г. N 11 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота»
Режим труда и отдыха моряков
В настоящее время в международном торговом судоходстве режим труда и отдыха моряков регламентируют две международные конвенции:
1. Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты — ПДНВ-78 (International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers — STCW) и
Соблюдение установленных в них требований обязательно для всех торговых судов находящихся под флагами государств, правительства которых подписали, а парламенты ратифицировали данные конвенции. В основном, это все цивилизованные страны, а также страны предоставляющие свои флаги для регистрации всех желающих, так называемые «удобные флаги». К странам, которые не ратифицировали Конвенцию о труде в морском судоходстве, относится Саудовская Аравия.
Очевидно, что соблюдение режима труда и отдыха имеет важное значение для обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения травматизма, а также для защиты прав человека. Попробуем проанализировать, как выполнение данных требований происходит на грузовых судах.
Так как требования обеих конвенций одинаковые, то мы приведем только основные статьи из Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты — ПДНВ-78 (International Conventionon Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers — STCW).
ГЛАВА VIII — «Несение вахты»
Правило VIII/1 — «Годность к выполнению обязанностей»:
«1) Каждая Администрация, с целью предотвращения усталости, должна:
а) установить и обеспечить соблюдение периодов отдыха для персонала, несущего вахту, и тех лиц, обязанности которых включают назначенные обязанности по вопросам безопасности, охраны и предотвращения загрязнения в соответствии с положениями раздела А-VIII/1 Кодекса ПДНВ; и
б) требовать, чтобы вахта была организована таким образом, чтобы усталость всего вахтенного персонала не влияла на эффективность несения вахты, и служба была организована таким образом, чтобы личный состав первой̆ при отходе в рейс и последующих сменяющих вахт получал достаточный̆ отдых и был годен к несению вахты во всех других отношениях.»
К сожалению, авторы текста данного правила, то ли просто не захотели указать хоть какой-то временной отрезок, который по их усмотрению является достаточным для отдыха и после которого моряк будет соответствовать требованию правила, то ли намеренно слукавили в угоду морским администрациям государств флага и судовладельцам, которые используя данную уловку смогут выдавать Свидетельства о минимальном составе экипажа (SafeManningCertificate) с минимальной численностью моряков.
Ну а коли продолжительность отдыха указана без конкретной продолжительности в часах, то толковать его можно как кому вздумается. Вот и мы воспользуемся таким правом и порассуждаем.
В данной конвенции и конвенции MLCсказано, что 10-ти часовое время отдыха каждого моряка может быть разбито не более, чем на два периода, один из которых должен быть не менее 6-ти часов. Тогда получается, что второй — 4 часа.
На судне несение вахты как правило осуществляется или в режиме 4 часа вахты через 8 часов отдыха (4 через 8) или, при очень сокращенном экипаже, 6 часов вахты через 6 часов отдыха (6 через 6).
В первом случае еще имеется хоть какая-то возможность выполнить условие и предоставить минимальный отдых для вахты. Во втором случае, без нарушения времени труда и отдыха уже не обойтись, особенно если на судне всего два судоводителя, капитан и помощник, и всего два моряка для несения вахты вперёд смотрящего. Поэтому можно считать, что все суда, на которых всего два судоводителя и два вперёдсмотрящих, после отхода из порта, просто физически не могут выполнить требования конвенций и поэтому, если у них в журналах учета рабочего времени и времени отдыха нет нарушений, то имеет место чистой воды фальсификация данных.
Вы удивитесь, однако даже на контейнеровозе 4100 TEU, с экипажем 19 человек: тремя помощниками капитана, тремя АВ и двумя OS, при стоянке в порту продолжительностью более 12 часов и переходами между несколькими подряд портами (4-6) менее 24 часов, избежать несоответствия правилам было невозможно и всегда имело место нарушение времени отдыха всех вовлеченных в несение вахты помощников капитана и матросов 1-го и 2-го классов (АВ и OS).
Разумеется, что у каждого человека свои индивидуальные особенности, которые позволяют ему восстанавливать работоспособность через тот или иной промежуток времени, однако когда речь идет о работе на протяжении 4-6 месяцев, и необходимости ежедневной концентрации внимания для безопасного несения вахты и выполнения многочисленных дополнительных обязанностей, которые как раз и не дают возможности моряку для полноценного, разумеется насколько это возможно в судовых условиях, восстановления сил, необходимо рассматривать не какие-то индивидуальные, причем кратковременные и единичные способности, а возможности среднестатистического человека, причем непрерывно накапливающего усталость. И тут вести речь о достаточности для отдыха 30-60 минут уже недопустимо.
Из собственных наблюдений за физическими способностями моряков, которые проводил на протяжении последних 25-ти лет, сам собой сформировался вывод, что после продолжительной работы во время стоянки судна в порту, а это даже менее 24 часов, моряки устают так, что для того, чтобы например помощник капитана и впередсмотрящий могли действительно безопасно нести вахту и адекватно реагировать на изменение ситуации и обстановки, они должны получить отдых, продолжительностью не менее 4 часов. Отдых продолжительностью менее 4 часов не позволяет обеспечить безопасное несение ходовой вахты, в соответствие с требованиями многочисленных конвенций и других руководящих документов.
Моряк, отдохнув менее 4 часов, после заступления на ходовую вахту, через 2 часа начинает засыпать. Чтобы не уснуть он начинает, а вернее сказать, продолжает пить крепкий кофе, курить сигареты и истязать себя всякими другими способами и средствами, только чтобы отогнать коварный сон. Через 3 часа никакие средства, включая растирания ушей уже не помогают и вернее всего, что он или впадет в забытье или просто уснет. И никакие BNWAS — Bridge Navigation Watch Alarm System уже не помогут, потому что либо их просто не включают, либо отключают, и осуждать очумевших от бессонницы моряков просто негуманно. Именно по этой причине статистика посадки на мель судов, на которых всего 2 — 3 судоводителя, выглядит столь удручающе, только за период с мая по сентябрь, в европейских водах произошло 6 случаев, да и последнее столкновение тунисского парома со стоящим на якоре контейнеровозом, скорее всего произошло по этой же причине.
Таким образом, отбросив лукавую политкорректность и лицемерную толерантность, можно утверждать, что для того, чтобы соответствовать требованиям параграфа 1-б, приведенного выше правила, перед заступлением на вахту, моряк должен получить отдых продолжительностью не менее 4 часов.
Глава VIII – «Стандарты в отношении несения вахты», «Годность к выполнению обязанностей»
«2) Все лица, назначенные выполнять обязанности вахтенного помощника капитана или лица рядового состава, входящего в состав вахты, а также лица, назначенные выполнять обязанности, связанные с обеспечением безопасности и охраны, а также предотвращением загрязнения, должны иметь следующие периоды отдыха:
а) не менее 10 часов отдыха в течение 24-часового периода; и
б) 77 часов в течение любого 7-дневного периода.
3) Часы отдыха могут быть разделены не более чем на два периода, один из которых должен иметь продолжительность по меньшей̆ мере 6 часов, а промежутки между периодами отдыха не должны превышать 14 часов.»
В данном правиле идет речь об обычном режиме, который как мы уже отмечали выше, невозможно соблюсти во время стоянки судна в порту и в первые сутки после выхода из него.
«4) Требования к периодам отдыха, установленные в пунктах 2 и 3, необязательно должны соблюдаться в случае авариной̆ ситуации или в других чрезвычайных условиях эксплуатации. Сборы по тревоге, учения по борьбе с пожаром и шлюпочные учения, а также учения, предписанные национальным законодательством и правилами, и международными документами, должны проводиться таким образом, чтобы прерывание периодов отдыха сводилось к минимуму, а учения не вызывали усталости.»
Очередное лукавое требование, которое практически не реально выполнить без нарушения времени отдыха какого-либо из членов экипажа, особенно в судоходных компаниях, в которых в соответствие с Судовым руководством о безопасной эксплуатации судна (SMSManual), каждый месяц необходимо проводить от 10 до 15 тревог, плюс к этому каждый член экипажа должен пройти определенные компьютерные обучающие тесты, типа Seagullили ему подобные.
Именно поэтому на большинстве судов, даже на тех из них, где число тревог и тренировок значительно меньше, чем приведенные цифры, тревоги в большинстве случаев не производятся, а просто делается запись в журнал о их проведении и составляются «липовые», а вернее сказать сфальсифицированные, отчеты о тревогах (Drill report). А компьютерные обучающие тесты за всех проходит кадет или младший из помощников капитана. Такова суровая реальность работы современных торговых моряков на большинстве грузовых судов.
«5) Администрации должны требовать, чтобы расписания несения вахты вывешивались в легкодоступных местах. Расписания должны составляться по стандартизированному формату на рабочем языке или языках судна и на английском языке.»
Наиболее легко выполнимое требование, потому что нет ничего проще, чем напечатать на компьютере судовое расписание несения вахт в море и в порту (Watch Schedule or Work Arrangements) и вывесить его в рулевой рубке, в ЦПУ машинного отделения, в кают-компании, в салоне команды, на доске объявлений и в любых других местах, в соответствие с требованиями судоходной или управляющей компании.
Обычно этим занимается старший помощник капитана, который заполняет форму компании, распечатывает нужное число копий, капитан их подписывает, и они развешиваются как сказано выше. В случае смены кого-либо из членов экипажа в форму вносятся соответствующие изменения, и процедура повторяется, как сказано выше.
«6) Если моряк прибывает по вызову, в случае, например, необслуживаемого машинного помещения, он должен получить достаточный̆ период отдыха в качестве компенсации, если обычный̆ период отдыха прерывается из-за вызовов для проведения работ.»
По факту трудно реализуемое требование, поэтому оно соблюдается формально, особенно на судах с максимально сокращенным экипажем.
«7) Администрации должны требовать, чтобы записи о ежедневных часах отдыха моряков велись по стандартизированному формату на рабочем языке или языках судна и на английском языке с целью обеспечить возможность наблюдения и проверки соответствия положениям настоящего раздела. Моряки должны получать копию относящихся к ним записей̆, которые должны быть утверждены капитаном или лицом, уполномоченным капитаном и моряками.»
Форма, в которую, с точностью до получаса, вносятся ежедневные часы работы и отдыха каждого, без исключения, члена экипажа. Это как раз тот самый «камень преткновения», о который разрушается привычный, установившийся на протяжении столетий, порядок работы моряков и который портит кровь и изматывает нервы добросовестным капитанам и старпомам. Вы спросите, а как же все остальные моряки? А им, собственно, все равно, так как они никакой ответственности за несоответствия требованиям конвенций не несут и все «шишки» сыплются на капитана и старпома.
В настоящее время на большинстве судов установлены соответствующие компьютерные программы, которые позволяют довольно легко вводить данные и которые автоматически вычисляют несоответствия в режиме труда и отдыха.
Приведенные выше требования Конвенции ПДНВ действуют уже давно, а как минимум с вступления в силу Кодекса о безопасной эксплуатации судов и предотвращении загрязнений, то есть с 2002 года, а требования Конвенции о труде в морском судоходстве действуют с 2015 года. Таким образом, уже накопился более чем 16-ти летний опыт, на основании которого можно сказать, что вступление в силу данных требований о режиме труда и отдыха, ни на сколько не облегчили работу моряков и не способствовали безопасной эксплуатации грузовых судов. К обычным обязанностям моряков они добавили ведение бесчисленной и бессмысленной бумажной отчетности, которая как раз и не позволяет морякам получать необходимый отдых.
Таким образом то, что на словах должно было уменьшить эксплуатацию труда моряков и способствовать безопасности мореплавания и безопасности при выполнении судовых работ, по факту обернулось еще большей эксплуатацией, выразившейся в значительном увеличении рабочей нагрузки на моряков, что в свою очередь ни коим образом не может способствовать повышению уровня безопасности мореплавания, а так же безопасности при выполнении судовых работ.