Министерство экономического развития Российской Федерации
Международные экономические организации системы Организации объединенных наций (ООН)
26 сентября 2010 г.
Версия для печати
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН)
Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация, созданная в 1945 году. Система ООН состоит из Объединенных Наций с ее главными и вспомогательными органами, 17-ти специализированных учреждений, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряда программ, советов и комиссий. Первоначально в состав ООН входило 51 государство, сегодня членами ООН являются 193 государства мира, в т.ч. Российская Федерация.
Целями ООН определены:
Одним из главных органов ООН, который координирует деятельность ее 17-ти специализированных учреждений, 9-ти функциональных комиссий и 5-ти региональных комиссий в экономической и социальной областях является Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС). Совет является также центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций, получая доклады от 11 фондов и программ ООН.
Среди универсальных международных экономических организаций, действующих под эгидой ООН:
Специализированныеучреждения ООН — самостоятельные международные организации, связанные с Организацией Объединённых Наций специальным соглашением о сотрудничестве. Специализированные учреждения создаются на основе межправительственных соглашений.
Система ООН состоит из самой Организации Объединенных Наций и более 30 связанных с ней организаций, известных как программы, фонды и специализированные учреждения. Они имеют свой собственный членский состав, руководство и бюджет. Программы и фонды ООН финансируются за счет добровольных, а не начисленных взносов. Специализированные учреждения являются независимыми международными организации, финансируемыми за счет как добровольных, так и обязательных взносов.
Программы и фонды
ПРООН
Штаб-квартира: Нью-Йорк, США
Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) работает почти в 170 странах и территориях, оказывая содействие странам в таких областях, как искоренение нищеты, сокращение неравенства во всех его проявлениях и укрепление потенцияла, с тем чтобы обеспечить их развитие. ПРООН играет важную роль в достижении странами целей в области устойчивого развития.
Штаб-квартира: Найроби, Кения
Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) создана в 1972 году. Ее назначение состоит в обеспечении руководства и поощрении партнерства в области бережного отношения к окружающей среде путем создания возможностей для улучшения качества жизни государств и народов без ущерба для будущих поколений.
ЮНФПА
Штаб-квартира: Нью-Йорк, США
Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), руководящий оперативной деятельностью системы Организации Объединенных Наций в области народонаселения, помогает развивающимся странам и странам с переходной экономикой найти решения их собственных демографических проблем.
ООН-Хабитат
Штаб-квартира: Найроби, Кения
Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат) содействует устойчивому развитию населенных пунктов посредством разъяснительно-пропагандистской работы, выработки политики, наращивания потенциала, накопления знаний и укрепления партнерских связей между правительствами и гражданским обществом.
ЮНИСЕФ
Штаб-квартира: Нью-Йорк, США
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) осуществляет деятельность в 190 странах и территориях с тем, чтобы ни один ребенок не остался без внимания и права каждого ребенка были соблюдены с тем, чтобы они могли полностью реализовать свой потенциал.
Штаб-квартира: Рим, Италия
Всемирная продовольственная программа Организации Объединенных Наций (ВПП ООН) является ведущей гуманитарной организацией, борющейся с голодом во всем мире. Каждый год ВПП ООН оказывает продовольственную помощь почти 100 миллионам человек в 88 странах мира. Всемирная продовольственная программа была удостоена Нобелевской премии мира в 2020 году.
Специализированные учреждения ООН
Специализированные учреждения ООН являются самостоятельными организациями, работающими с Организацией Объединенных Наций. Их взаимоотношения с Организацией Объединенных Наций оговорены в специальных соглашениях, достигнутых путем переговоров. Одни из них существовали до Первой мировой войны. Другие были связаны с Лигой Наций. Одни были созданы почти одновременно с Организацией Объединенных Наций. Другие были учреждены ООН для удовлетворения возникающих потребностей.
Штаб-квартира: Рим, Италия
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) — организация ООН, основной задачей которой является борьба с голодом. ФАО выступает в качестве форума, где развитые и развивающиеся страны на равных обсуждают и согласовывают политические решения в сфере продовольственной безопасности.
Штаб-квартира: Монреаль, Канада
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) разрабатывает глобальные стандарты в области международных воздушных сообщений. В организацию входят 192 государства, которые сотрудничают с целью развития авиации и обеспечения социально-экономических выгод в этой сфере.
Штаб-квартира: Рим, Италия
Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР) — многостороннее финансовое учреждение, созданное в 1977 году по решению Всемирной продовольственной конференции 1974 года, — решает задачи борьбы с голодом и бедностью в сельских районах развивающихся стран.
Штаб-квартира: Женева, Швейцария
Международная организация труда (МОТ) — специализированное учреждение системы ООН, которое ставит целью продвижение принципов социальной справедливости, международно признанных прав человека и прав в сфере труда. Созданная в 1919 году, МОТ стала первым специализированным учреждением ООН в 1946 году.
Штаб-квартира: Вашингтон, округ Колумбия, США
Штаб-квартира: Лондон, Великобритания
Международная морская организация (ИМО), начавшая функционировать в 1959 году, отвечает за повышение надежности и безопасности судоходства в области международной торговли и за предотвращение загрязнения моря с судов.
Штаб-квартира: Женева, Швейцария
Международный союз электросвязи (МСЭ) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций в области информационно-коммуникационных технологий — ИКТ. МСЭ верен идее соединить всех людей в мире независимо от того, где они проживают и какими средствами располагают.
ЮНЕСКО
Штаб-квартира: Париж, Франция
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) работает над созданием условий для диалога между цивилизациями, культурами и народами, основывающегося на уважении общих ценностей. Именно посредством этого диалога мир может придти к глобальному пониманию устойчивого развития, охватывающего соблюдение прав человека, взаимное уважение и уменьшение бремени нищеты — все это составляет суть миссии и деятельности ЮНЕСКО.
ЮНИДО
Штаб-квартира: Вена, Австрия
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) — это специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, уполномоченное содействовать промышленному развитию и международному промышленному сотрудничеству.
ЮНВТО
Штаб-квартира: Мадрид, Испания
Главная цель Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО) — способствовать развитию туризма как основного фактора обеспечения международного мира и взаимопонимания, мировой торговли и укреплению мирохозяйственных связей между государствами.
Штаб-квартира: Берн, Швейцария
Всемирный почтовый союз (ВПС) служит главным механизмом сотрудничества между почтовыми службами. Среди его главных задач — содействие развитию всемирной почтовой службы, росту объемов почтовых отправлений за счет внедрения современных видов почтовой продукции и услуг, улучшение качества почтового обслуживания клиентов.
Штаб-квартира: Женева, Швейцария
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) является направляющей и координирующей инстанцией в области здравоохранения в рамках системы Объединенных Наций. Целью ВОЗ является достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. Согласно Уставу (Конституции) ВОЗ, здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов.
Штаб-квартира: Женева, Швейцария
Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) является глобальным форумом для предоставления услуг, разработки политики, обмена информацией и налаживания сотрудничества в области ИС.
Штаб-квартира: Женева, Швейцария
Всемирная метеорологическая организация (ВМО) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций и авторитетным источником информации системы ООН по вопросам состояния и поведения атмосферы Земли, ее взаимодействия с океанами, образуемого климата и возникающего распределения водных ресурсов.
Группа Всемирного банка
Штаб-квартира: Вашингтон, округ Колумбия, США
Всемирный банк уделяет основное внимание сокращению масштабов нищеты и повышению уровня жизни во всем мире, в частности, путем предоставления развивающимся странам займов под низкие проценты, беспроцентных кредитов и грантов на образование, здравоохранение, инфраструктуру и связь. Всемирный банк работает более чем в 100 странах.
* Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА) не являются специализированными учреждениями по смыслу статей 57 и 63 Устава, а относятся к Группе Всемирного Банка
Другие структуры
ЮНЭЙДС
Штаб-квартира: Женева, Швейцария
Штаб-квартира: Женева, Швейцария
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, также называемое Агентством ООН по делам беженцев стремится сделать так, чтобы каждый человек мог реализовать право на поиск убежища в другой стране, имея при этом возможность вернуться на родину, интегрироваться в местном сообществе или переселиться в третью страну.
ЮНИДИР
Штаб-квартира: Женева, Швейцария
Институт Организации Объединенных Наций по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР) работает в качестве площадки для разработки творческих решений в области разоружения с вовлечением всех заинтересованных сторон.
ЮНИТАР
Штаб-квартира: Женева, Швейцария
Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций (ЮНИТАР) был создан в 1963 году и наделен мандатом укрепления эффективности системы ООН путем дипломатического образования и обучения государственных служащих.
ЮНОПС
Штаб-квартира: Копенгаген, Дания
Миссией Управления ООН по обслуживанию проектов (ЮНОПС) является помощь людям в улучшении их жизни и странам в достижении мира и устойчивого развития. ЮНОПС оказывает поддержку ООН, правительствам и партнерам в реализации проектов, а также предоставляет им устойчивую инфраструктуру и эффективные механизмы закупок.
БАПОР
Штаб-квартира: Амман, Иордания
Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ содействует благосостоянию и человеческому развитию четырех поколений палестинских беженцев. Спектр предоставляемых услуг включает в себя образование, здравоохранение, социальные услуги, инфраструктура и улучшение лагерей беженцев, помощь и микрофинансирование в чрезвычайных ситуациях, в том числе во время вооруженных конфликтов. БАПОР отчитывается только перед Генеральной Ассамблеей.
КПСООН
Штаб-квартира: Турин, Италия
Колледж персонала системы Организации Объединенных Наций (КПСООН) разрабатывает и предоставляет учебные планы для персонала системы Организации и ее партнеров.
Штаб-квартира: Токио, Япония
Действуя в качестве глобальной сети научно-исследовательских и учебных институтов и аналитического центра в рамках системы ООН, Университет Организации Объединенных Наций предоставляет лицам, ответственным за разработку политики, высококачественные, основанные на фактических данных знания и прагматические рекомендации.
Структура «ООН-женщины»
Штаб-квартира: Нью-Йорк, США
Все человеческое развитие и вопросы прав человека имеют гендерные аспекты. Деятельность структуры «ООН-женщины» сосредоточена на приоритетных областях, которые имеют основополагающее значение для равенства женщин, что может открыть дорогу прогрессу по всем направлениям.
Связанные с ООН организации
ОДВЗЯИ
Штаб-квартира: Вена, Австрия
Подготовительная комиссия Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ПК ОДВЗЯИ) обеспечивает подготовку к вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (который пока еще не вступил в силу) и укрепление международного режима проверки.
МАГАТЭ
Штаб-квартира: Вена, Австрия
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) — это ведущий мировой форум научно-технического сотрудничества в области мирного использования ядерных технологий.
Штаб-квартира: Женева, Швейцария
Деятельность Международной организации по миграции (МОМ) направлена на упорядочение и гуманизацию мер регулирования миграции, развитию международного сотрудничества в сфере миграции, оказание помощи в поиске практических решений проблем миграции и предоставление гуманитарной помощи нуждающимся в ней мигрантам, в том числе беженцам и внутренним переселенцам.
Штаб-квартира: Гаага, Нидерланды
РКИКООН
Штаб-квартира: Бонн, Германия
Деятельность Секретариата Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата заключается в организации сессий Конференции Сторон и ее вспомогательных органов, учрежденных в соответствии с Конвенцией, и предоставлении им необходимых услуг, а также в подготовке докладов о своей деятельности.
Штаб-квартира: Женева, Швейцария
Всемирная торговая организация является (ВТО) форумом для переговоров между правительствами относительно заключения торговых соглашений и участвует в урегулировании возникающих торговых споров.
Штаб-квартира: Женева, Швейцария
Центр по международной торговле является учреждением по вопросам развития, деятельность которого полностью посвящена поддержке выхода малых и средних предприятий на международный уровень. Созданный в 1964 году, ЦМТ является совместным учреждением Всемирной торговой организации и Организации Объединенных Наций.
В настоящее время в мире насчитывается более 4 тысяч международных организаций, из них около 300 межправительственных. Международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное международным договором для достижения общих постоянных целей на основе сотрудничества и совместных действий при уважении суверенитета государств-членов, имеющее постоянные органы и соответствующее по своим целям и деятельности общепризнанным принципам и нормам, закрепленным в Уставе ООН.
При классификации международных организаций можно применять различные критерии. По характеру членов в них можно выделить межгосударственные (межправительственные) и неправительственные организации. Участниками первых являются государства. Вторые объединяют общественные и профессиональные национальные организации, частных лиц, например Международный Красный Крест, Межпарламентский союз, Ассоциация международного права и др.
По кругу членов международные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (например, Лига арабских государств – ЛАГ).
По объектам деятельности можно говорить об организациях общей компетенции (ООН) и специальной (Международная организация труда, Всемирный почтовый союз). Различаются также политические, экономические, социальные, культурные, научные и другие организации.
Правовая природа международных организаций
Международная организация – это объединение суверенных государств для достижения их общих целей. Принцип суверенного равенства государств является руководящим в построении международных организаций. Его проявление характеризуется в основном следующими чертами: 1) договорная основа; 2) добровольность членства; 3) рекомендательный характер основных постановлений; 4) межгосударственный характер организации; 5) сохранение суверенности и равноправия государств как внутри организации, так и вне ее.
Для правовой природы международных организаций характерным является то, что ее общие цели и принципы, компетенция, структура, сфера общих интересов имеют согласованную договорную основу. Такой основой служат уставы или другие учредительные акты международных организаций, являющиеся международными договорами. Вопрос о взаимоотношении государственного суверенитета и общих целей и интересов организации находит разрешение в ее учредительном акте.
Организация объединенных наций
Создание ООН
Окончательный текст Устава ООН был выработан на конференции в Сан-Франциско (апрель – июнь 1945 г.) и подписан 26 июня 1945 г. Дата вступления его в силу – 24 октября 1945 г. – отмечается во всех государствах – членах ООН как День Организации Объединенных Наций.
В ходе подготовки и принятия Устава ООН на всех этапах переговоров Советский Союз сыграл исключительную роль в окончательном закреплении в Уставе передовых прогрессивных принципов международного права и международных отношений.
Цели и принципы ООН
Организация Объединенных Наций создана, как это определено в ст. 1 Устава, в целях: 1) поддержания международного мира и безопасности; 2) развития дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; 3) осуществления международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; 4) а также для того, чтобы быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.
Принципы международного права, закрепленные в Уставе, получили подтверждение и дальнейшее развитие в резолюциях и декларациях Генеральной Ассамблеи ООН.
Членство в ООН
Первоначальным членом ООН является 51 государство, принимавшее участие в конференции в Сан-Франциско и подписавшее и ратифицировавшее Устав, в том числе СССР, США, Англия, Франция, Китай, а также УССР, БССР, Чехословакия, Польша, Югославия.
ООН является открытой организацией, членами которой могут быть все миролюбивые государства, принявшие на себя содержащиеся в Уставе обязательства и могущие и желающие, по суждению Организации, эти обязательства выполнять. Для приема в члены ООН необходимы рекомендация Совета Безопасности, принятая не менее чем девятью голосами, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов Совета, и постановление Генеральной Ассамблеи, вынесенное 2/з присутствующих и участвующих в голосовании.
Член ООН, систематически нарушающий принципы Устава, может быть исключен из Организации Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. ООН к такой мере пока не прибегала.
Положения Устава ООН имеют преимущественную силу по отношению к другим международным договорам. Статья 103 Устава предусматривает: «В том случае, когда обязательства членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу».
Уставом предусмотрена возможность внесения поправок. Поправки должны быть приняты 2/3 всех членов Генеральной Ассамблеи и ратифицированы в соответствии с их конституционной процедурой 2/3 членов Организации, включая пять постоянных членов Совета Безопасности.
Для пересмотра Устава требуется созыв генеральной конференции членов ООН в срок и в месте, которые должны быть определены 2/з членов Генеральной Ассамблеи и голосами любых девяти членов Совета Безопасности. Любое изменение Устава, рекомендованное 2/3 участников конференции, вступит в силу только при условии его ратификации 2/3 членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности.
Система органов ООН
В соответствии с Уставом главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат. Компетенция и правовой статус каждого из них четко зафиксированы в Уставе. Они являются центральными звеньями в своей сфере деятельности, однако это не означает, что они равнозначны по своей роли и правовому положению. Наиболее важное значение для обеспечения целей и принципов ООН имеют Генеральная Ассамблея как самый широкий международный форум, на котором представлены все страны – члены ООН, и Совет Безопасности как орган, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности и который при исполнении своих обязанностей действует от имени всех членов Организации.
ЭКОСОС и Совет по Опеке осуществляют свои функции под руководством и контролем Генеральной Ассамблеи и в некоторых случаях – Совета Безопасности. Международный Суд является главным судебным органом ООН. Секретариат призван обслуживать деятельность всех других органов.
Вспомогательные органы могут учреждаться всеми главными органами ООН на основе Устава, при этом их компетенция должна быть частью компетенции главного органа.
Как правило, органы ООН состоят из всех или некоторых государств-членов, представленных полномочным представителем или делегацией. Иногда органы комплектуются на основе личного представительства. Так, Комиссия международного права ООН состоит из лиц с признанным авторитетом в области международного права.
Для организации работы органов в системе ООН установлено шесть официальных языков: русский, английский, французский, испанский, китайский и арабский. На них издаются все основные документы ООН, включая резолюции. В правилах процедуры каждого органа определены рабочие языки. Так, рабочими языками Генеральной Ассамблеи являются все шесть перечисленных выше языков, Совета Безопасности – первые пять.
На рабочих языках издаются стенографические отчеты и на них переводятся речи, произнесенные на любом официальном языке.
Генеральная Ассамблея ООН состоит из всех государств – членов ООН, представленных на ее сессиях не более чем пятью представителями. Независимо от числа представителей каждое государство имеет один голос.
Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН и делать в их отношении рекомендации государствам-членам и Совету Безопасности (ст. 10 Устава).
Устав ООН предусматривает два ограничения, имеющие важное значение для разграничения компетенции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности в области поддержания мира и безопасности: 1) Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся любого спора или ситуации, в отношении которых Совет Безопасности выполняет свои функции, если Совет не запросит ее об этом (ст. 12); 2) Генеральная Ассамблея не может предпринимать действия от имени ООН: любой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Совету до или после обсуждения (ст. 11, п. 2).
На Генеральную Ассамблею возложены функции: 1) проводить исследования и делать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации; 2) рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, независимо от ее происхождения, которая могла бы нарушить общее благополучие или другие отношения между нациями; 3) способствовать развитию несамоуправляющихся и подопечных территорий в политической, экономической, социальной, культурной областях. Генеральная Ассамблея должна утверждать соглашения по опеке для территорий, не отнесенных к числу стратегических, и наблюдать за их выполнением с помощью Совета по Опеке.
Устав также возложил на Генеральную Ассамблею важную задачу оказания содействия в осуществлении международного экономического, социального, культурного и гуманитарного сотрудничества.
Генеральная Ассамблея выполняет и другие функции, в частности избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС, Совета по Опеке. Вместе с Советом Безопасности она избирает судей Международного Суда, по рекомендации Совета назначает Генерального секретаря и принимает новых членов в Организацию. Она рассматривает ежегодные и специальные доклады о деятельности всех органов ООН и ее специализированных учреждений.
Генеральная Ассамблея – сессионный орган. Она собирается на ежегодные, очередные (в третий вторник сентября), специальные и чрезвычайные специальные сессии.
Работа очередных сессий ведется на пленарных заседаниях и в главных комитетах, в состав которых входят все государствачлены: Первый комитет занимается вопросами разоружения и другими связанными с ними вопросами международной безопасности); Специальный политический комитет (политические вопросы и вопросы безопасности); Второй комитет (экономические и финансовые вопросы); Третий комитет (социальные и гуманитарные вопросы и вопросы культуры); Четвертый комитет (вопросы деколонизации); Пятый комитет (административные и бюджетные вопросы); Шестой комитет (правовые вопросы).
Работой сессии руководит Генеральный комитет, в состав которого входят председатель сессии, 21 его заместитель и 7 председателей главных комитетов.
Для осуществления своих функций Генеральная Ассамблея создает постоянные и временные вспомогательные органы. В деятельности Генеральной Ассамблеи получила развитие практика создания органов на правах автономных организаций, занимающихся вопросами международного сотрудничества в некоторых специальных сферах, например Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и др.
Совет Безопасности – это важнейший постоянно действующий орган, на который государства – члены ООН возложили главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. При исполнении обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет действует от их имени (ст. 24 Устава). В соответствии со ст. 25 Устава члены ООН взяли на себя обязательство подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.
Совет состоит из 15 государств, имеющих статус постоянных и непостоянных членов. В соответствии с Уставом постоянными членами являются Россия, США, Великобритания, Франция и Китай.
Десять непостоянных членов избираются Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок без права немедленного переизбрания; ежегодно подлежат переизбранию пять государств. Совет Безопасности является единственным органом в системе ООН, который должен предпринимать действия от имени всех членов ООН в области поддержания международного мира и безопасности. В этих целях он уполномочивается расследовать любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34 Устава). Если Совет сочтет, что он имеет дело со спорами или ситуациями, угрожающими поддержанию мира, то он обязан добиваться мирного разбирательства таких споров и урегулирования таких ситуаций (гл. VI Устава). При этом он может: 1) потребовать от сторон в споре, чтобы они выполнили свое обязательство решать споры мирными средствами (ст. 33, п. 2); 2) рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы урегулирования споров и ситуаций (ст. 36, п. 1); 3) рекомендовать условия разрешения спора, какие Совет найдет подходящими (ст. 37, п. 2).
Совет Безопасности наделен правом устанавливать существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и определять, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Он может прибегнуть к мерам, не связанным с использованием вооруженных сил (полный или частичный разрыв экономических отношений, прекращение железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения), или к действиям объединенными вооруженными силами государств – членов ООН. Вооруженные силы предоставляются государствами – членами ООН в распоряжение Совета на основании особых соглашений, заключенных между ними и Советом (ст. 43 Устава).
Совет рекомендует для назначения Ассамблеей Генерального секретаря и участвует в выборах, международных судей.
Совет Безопасности принимает юридические акты двоякого рода: рекомендации и решения. В отличие от рекомендаций, решения Совета Безопасности в соответствии с Уставом ООН являются юридически обязательными для государств.
Каждый член Совета имеет один голос. Для принятия решений по процедурным вопросам достаточно девять голосов любых членов Совета. Для принятия решений по всем другим вопросам, связанным с деятельностью Совета, требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. Эта формула получила название принципа единогласия постоянных членов Совета.
Решение считается отклоненным, если против него проголосовал хотя бы один постоянный член. В этом случае говорят о применении вето. В практике деятельности Совета Безопасности сложилось правило, в соответствии с которым мотивированное воздержание постоянного члена считается не препятствующим принятию решения. Возможно даже вынесение решения голосами непостоянных членов при воздержании всех постоянных.
Формула голосования в Совете Безопасности в известной мере требует согласованных действий не только постоянных членов Совета, но и непостоянных, так как для принятия решения помимо пяти голосов постоянных членов необходимы также по крайней мере четыре совпадающих голоса непостоянных членов. Совет Безопасности – постоянно действующий орган.
Все его члены должны быть постоянно представлены в месте пребывания ООН. Совет собирается на заседания по мере необходимости.
Совет Безопасности может создавать вспомогательные органы, как постоянные, так и временные. При Совете учреждены Комитет экспертов (по вопросам процедуры), Комитет по приему новых членов. Устав предусмотрел создание Военно-Штабного комитета (в составе начальников штабов постоянных членов Совета), призванного помогать Совету при решении военных вопросов, связанных с поддержанием мира и международной безопасности. Названный орган фактически бездействует почти в течение всего периода существования ООН.
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) играет роль центра в области международного экономического и социального сотрудничества. Он призван в соответствии со ст. 55 Устава содействовать: 1) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития; 2) разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения, культуры, образования и др.; 3) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
ЭКОСОС состоит из 54 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на три года. Выбывающий член Совета может быть переизбран немедленно. Это правило дает возможность избирать в ЭКОСОС постоянных членов Совета Безопасности на каждый очередной срок. Ежегодно избираются 18 членов Совета. ЭКОСОС работает в сессионном порядке. Сессии ЭКОСОС созываются 3 раза в год: организационная – в январе и очередные– весной и летом. Кроме того, могут собираться специальные сессии. На сессиях работают комитеты в составе всех членов Совета: Первый (экономический), Второй (социальный) и Третий (по программе и координации). Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов Совета и носят рекомендательный характер.
ЭКОСОС наделен правом создавать различные вспомогательные органы, необходимые для выполнения его функций. В ЭКОСОС входят также такие органы, как Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Программа развития ООН и др.
В ведении Совета находятся пять региональных экономических комиссий: для Африки (ЭКА), для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), для Европы (ЕЭК), для Латинской Америки (ЭКЛА) и для Западной Африки (ЭКЗА).
Комиссии ставят себе цель содействовать социальноэкономическому развитию соответствующих регионов и развитию экономического сотрудничества между странами региона, а также с другими странами мира.
Функции ЭКОСОС многочисленны и разнообразны. Главные направления его деятельности: 1) квалифицированное обсуждение международных экономических и социальных проблем и разработка принципов деятельности и политики ООН в этой сфере; 2) координация всей деятельности ООН по экономическим и социальным вопросам, в том числе координация деятельности специализированных учреждений; 3) подготовка квалифицированных исследований и докладов по общим и специальным проблемам международного экономического и социального сотрудничества.
ЭКОСОС может также созывать международные конференции по вопросам, входящим в его компетенцию, составлять для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций. При участии Совета были разработаны Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека, Декларация прав ребенка, Конвенция о политических правах женщин, Декларация и Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и др.
Международный Суд ООН является главным судебным органом ООН. Его Статут составляет неотъемлемую часть Устава ООН.
Международный суд состоит из 15 судей, причем в его составе не может быть двух граждан одного государства. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты Третейского суда. Судьи избираются на основе гражданства. Однако при назначении обращается внимание на то, чтобы в Суде были представлены главные правовые системы всего мира. Национальная группа может выставить не более четырех кандидатов. Избранными считаются кандидаты, получившие абсолютное большинство голосов в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности. Судьи избираются на девятилетний срок и могут быть переизбраны. Занимая должность судьи, они не могут занимать другую должность.
Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Местопребывание Суда – Гаага, Нидерланды.
К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями.
Стороной в споре, рассматриваемом Судом, могут быть только государства и только участники Статута Суда. Последние могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся: а) толкования договора; б) любого вопроса международного права; в) наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; г) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международных обязательств. Такие заявления сдаются на хранение Генеральному секретарю, и они означают признание обязательной для себя юрисдикции Международного суда.
Суд не может рассматривать споры между физическими и юридическими лицами и международными организациями. Статут Суда не ограничивает его право разрешать дело ех aequo ex bono (по справедливости, а не по формальному закону), если стороны с этим согласны.
Решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Оно является окончательным и обжалованию не подлежит. Если какая-либо сторона не выполняет обязательств, возложенных на него Судом, то Совет Безопасности по просьбе другой стороны может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить вопрос о принятии мер для приведения решения в исполнение (п. 2 ст. 94 Устава ООН).
Помимо рассмотрения спора Суд может давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом ООН или согласно Уставу. Суд выносит свои консультативные заключения в открытом заседании.
Секретариат ООН и Генеральный секретарь. Секретариат ООН является главным административно-техническим органом, состоящим из Генерального секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации. Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности, принятой с применением принципа единогласия постоянных членов, на срок 5 лет.
Генеральный секретарь является главным административным должностным лицом Организации. В этом качестве он осуществляет набор персонала Секретариата и обеспечивает персоналом органы ООН; несет ответственность за подготовку к изучению различных вопросов, за составление и исполнение бюджета ООН; представляет ООН в ее отношениях с другими организациями и правительствами; предоставляет Генеральной Ассамблее ежегодный отчет о работе Организации, созывает специальные сессии Генеральной Ассамблеи и т. п.
Кроме этих функций, носящих в целом административнотехнический характер, Генеральному секретарю, согласно статье 99 Устава ООН, дано право доводить до сведения Совета Безопасности о ситуациях, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности.
Секретариат ООН насчитывает более 12 тыс. сотрудников. Он состоит из департаментов по политическим вопросам и делам Совета Безопасности; по международным экономическим и социальным вопросам; по политическим вопросам, по опеке и деколонизации; по техническому сотрудничеству в целях развития и т. д. В Секретариат также входит Административная канцелярия Генерального секретаря и ряд других подразделений.
Практика комплектования Секретариата отмечена грубыми нарушениями принципа широкого и справедливого представительства государств – членов ООН. Это обстоятельство отрицательно сказывается на эффективности Секретариата.
Специализированные учреждения ООН и другие организации
Общая характеристика специализированных учреждений
Межгосударственные организации, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и поставленные в связь с ООН на основе соглашений, являются специализированными учреждениями ООН. Статья 57 Устава перечисляет их характерные черты: межправительственный характер соглашений о создании таких организаций; широкая международная ответственность в рамках учредительных актов; осуществление деятельности в специальных областях: экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и др.; правовая связь с ООН. Последняя устанавливается и оформляется соглашением, которое заключается с организацией Экономическим и Социальным Советом ООН и утверждается Генеральной Ассамблеей ООН. Такое соглашение составляет правовую основу сотрудничества ООН со специализированным учреждением и по своей юридической природе является международным договором.
В настоящее время существует 15 специализированных учреждений ООН: Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирный почтовый союз (ВПС), Международный союз электросвязи (МСЭ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Межправительственная морская консультативная организация (ИМКО), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP), Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР).
Согласно ст. 59 Устава, по инициативе ООН могут создаваться любые новые специализированные учреждения, которые потребуются для осуществления задач ООН в области экономического, социального и гуманитарного сотрудничества.
Специализированные учреждения ООН – самостоятельные международные организации, имеющие свои уставы, численный состав, штаб-квартиры, бюджет, наделенные международной правосубъектностью. ЭКОСОС призван координировать их деятельность посредством консультаций с ними и рекомендаций им.
Членами специализированных учреждений являются суверенные государства. В некоторых из них (ВПС, ВОЗ, ВМО, ИМКО, МСЭ, ФАО) для несамоуправляющихся территорий имеется статус члена-сотрудника, или сочлена, без права голоса и участия в руководящих органах организации. В современных условиях ликвидации последних остатков колониализма институт сочленов является анахронизмом и должен исчезнуть, как только последняя несамоуправляющаяся территория станет суверенным государством.
В структуре специализированных учреждений ООН различаются высшие, исполнительные, административно-технические и специальные органы. Высшие органы – это представительные собрания всех государств – членов организации, созываемые на очередные сессии раз в один, два, пять лет (Ассамблея, Конференция). Исполнительные органы, как правило, руководят работой организации в период между сессиями высших органов. Административно-технические функции возложены на постоянно действующие секретариаты, комплектуемые на международной основе. Некоторые организации создают специальные органы – комиссии и комитеты по специальным и техническим вопросам, а также региональные органы.
Статья 57 Устава ООН предъявляет определенные требования к статусу специализированного учреждения. Такое учреждение должно быть независимым, иметь свои собственные органы и обладать определенными полномочиями, возложенными на него учредительным актом в соответствии с международным публичным правом, поэтому некоторые организации, не обладающие указанными качествами, например Всемирная торговая организация (ВТО), до сих пор не приобрели статуса специализированного учреждения.
Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 г. В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. Особенностью МОТ является трехстороннее представительство: в ней наряду с правительствами участвуют профсоюзные и предпринимательские организации странчленов. МОТ состоит из трех органов: высшего – Генеральной конференции, Административного совета и Секретариата МОТ. Штаб-квартира МОТ – в Женеве (Швейцария).
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) была создана 16 октября 1945 г. В настоящее время в ФАО представлены 187 государств. Россия не является членом ФАО, но принимает участие в ее деятельности в качестве наблюдателя. Организационная структура ФАО включает: Конференцию, руководящий орган – Совет и Генерального директора. Местонахождение: Рим (Италия).
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была создана 4 ноября 1946 г.
Членами ЮНЕСКО являются 191 государство, в том числе Россия. Структура ЮНЕСКО состоит из высшего органа – Генеральной конференции, Исполнительного совета и Секретариата.
В соответствии с Уставом ЮНЕСКО в большинстве государствчленов учреждены национальные комиссии ЮНЕСКО (в том числе в России). Местонахождение: Париж (Франция).
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Устав Всемирной организации здравоохранения был принят 22 июля 1946 г. ВОЗ стала специализированным учреждением с 10 июля 1948 г. Членами ВОЗ являются 192 государства, в том числе Россия.
Главными органами ВОЗ являются: Всемирная ассамблея здравоохранения, Исполнительный комитет и Секретариат. Местонахождение: Женева (Швейцария).
Международный банк реконструкции и развития (МБРР). МБРР, известный также как Всемирный банк, учрежден одновременно с Международным валютным фондом (МВФ) в соответствии с решением Международной валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе в июле 1944 г. С 1946 г. действует как специализированное учреждение ООН. Количество стран – членов Всемирного банка (ВБ) составляет 184 государства. В июне 1992 г. Россия стала полноправным членом Группы Всемирного банка, в которую кроме МБРР входят Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP) и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Организационная структура МБРР включает в себя Совет управляющих – высший орган Банка и Совет директоров – исполнительный орган Банка. Местонахождение: Вашингтон (США).
Международная финансовая корпорация (МФК) была создана в июле 1956 г. и в 1957 г. стала специализированным учреждением, связанным с ООН. Членами МФК являются 178 государств, в том числе Россия. Каждое государство – член МФК представлено в Совете управляющих и Совете исполнительных директоров теми же лицами, что в МБРР. Президентом МФК является то же лицо, что и президент МБРР, но имеет свой собственный аппарат управления и персонал. Местонахождение: Вашингтон (США).
Международный валютный фонд (МВФ), имеющий статус специализированного учреждения ООН, был создан в одно время со Всемирным банком в декабре 1945 г. Членами МВФ являются 184 государства, включая Россию. Главными органами МВФ являются: Совет управляющих, Исполнительный совет и Директор-распорядитель МВФ, который выступает в качестве его председателя. Месторасположение – Вашингтон (США).
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) была создана 4 апреля 1947 г. Членами ИКАО являются 189 государств, в том числе Россия. Главными органами ИКАО являются Ассамблея, Совет, Президент и Генеральный секретарь. Местонахождение: Монреаль (Канада).
Всемирный почтовый союз (ВПС) был учрежден 9 октября 1874 г. Бернским договором. В 1948 г. ВПС стал специализированным учреждением ООН. Членами ВПС являются 190 государств, в том числе Россия. Новая организационная структура ВПС включает: Всемирный почтовый конгресс. Административный совет и Совет по почтовым операциям. Повседневную работу ВПС осуществляет Международное бюро, являющееся постоянным секретариатом Союза. Местонахождение: Берн (Швейцария).
Международный союз электросвязи (МСЭ) был основан в Париже в 1865 г. МСЭ был реорганизован в 1947 г. и заключил с ООН соглашение, в»соответствии с которым он был признан специализированным учреждением ООН. В состав МСЭ входят 189 государств, в том числе Россия. Организационную структуру МСЭ составляют: Полномочная конференция, Всемирные конференции, Совет МСЭ и Генеральный секретарь. Местонахождение: Женева (Швейцария).
Всемирная метеорологическая организация (ВМО), была создана в 1947 г. В 1951 г. ВМО была признана специализированным учреждением ООН. Членами ВМО являются 187 государств, в том числе Россия. Организационную структуру ВМО составляют: Всемирный метеорологический конгресс, Исполнительный комитет и Секретариат. Местонахождение: Женева (Швейцария).
Международная морская организация (ИМО) создана 17 марта 1958 – г. С 1959 г. стала специализированным учреждением ООН. Членами ИМО являются 166 государств, в том числе Россия. Структуру ИМО составляют: Ассамблея, Совет, Комитет по безопасности на море, Юридический комитет и Комитет по защите морской окружающей среды. Местонахождение: Лондон (Англия).
Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) была создана на основе Конвенции, подписанной в Стокгольме в 1967 г. В 1974 г. ВОИС стала специализированным учреждением ООН. Членами ВОИС являются 182 государства, в том числе Россия. В структурном плане ВОИС составляют три руководящих органа: Генеральная ассамблея, Координационный комитет и в качестве секретариата Международное бюро. Местонахождение: Женева (Швейцария).
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) создана в 1967 г. в соответствии с резолюцией 2152 (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН. С 1 января 1986 г. ЮНИДО стала 16-м специализированным учреждением ООН. Членами ЮНИДО являются 171 государство, включая Россию.
Структуру ЮНИДО составляют: Генеральная конференция, Совет по промышленному развитию, Комитет по программным и бюджетным вопросам и Секретариат. Местонахождение: Вена (Австрия).
Региональные организации и субрегиональные структуры и их взаимодействие с ООН
Региональные и субрегиональные организации и структуры являются важной составной частью предусмотренной Уставом ООН глобальной системы коллективной безопасности. Легальной основой для все более широкого взаимодействия между ООН и региональными организациями служит гл. VIII Устава ООН, которая, хотя и не дает четкого определения региональных соглашений и организаций, вместе с тем позволяет им сообразовывать свою деятельность с постоянно изменяющимся положением в мире и вносить вместе с ООН вклад в поддержание международного мира и безопасности.
Опыт более чем полувекового сотрудничества ООН с региональными организациями показывает, что региональные организации играли и продолжают играть все более активную роль в вопросах обеспечения региональной безопасности, причем не только в сферах превентивной дипломатии, поддержания мира и укрепления доверия, но и в том, что касается принуждения к миру.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) начала свою деятельность в 1972 г. в качестве многостороннего форума для диалога и переговоров. В 1975 г. сфера компетенции Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) была зафиксирована в Заключительном акте, одобренном на первом саммите в Хельсинки. Эволюция СБСЕ прошла несколько важных этапов, на каждом из которых сфера его компетенции расширялась и структура все более совершенствовалась. На саммите СБСЕ в Будапеште в декабре 1994 г. было принято решение о переименовании с 1 января 1995 г. СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В настоящее время, хотя и не разработан Устав ОБСЕ, сложилась довольно разветвленная структура ОБСЕ, которую составляют: встреча глав государств и правительств ОБСЕ, Совет министров, созываемый один раз в год, Руководящий совет, Постоянный совет, Форум по сотрудничеству в области безопасности (состоит из представителей делегаций государствучастников и собирается еженедельно в Вене), Действующий председатель ОБСЕ, на которого возложена ответственность за выполнение решений ОБСЕ (этот пост занимает министр иностранных дел государства-участника в течение одного года.
Председателю помогают в осуществлении его функций предыдущий и будущий председатели, все вместе образующие «тройку».), Секретариат ОБСЕ (первый генеральный секретарь ОБСЕ был назначен в июне 1993 г.), Бюро по демократическим институтам и правам человека с местопребыванием в Варшаве, Верховный комиссар по национальным меньшинствам с местопребыванием в Гааге, Бюро по свободе средств массовой информации и Парламентская ассамблея ОБСЕ. В настоящее время участниками ОБСЕ являются 55 государств, в том числе Россия. Местопребывание: Вена (Австрия).
Содружество Независимых Государств (СНГ) создано в декабре 1991 г. и включает в себя 12 стран, в том числе Россию. В соответствии с принятым 22 января 1993 г. Уставом СНГ основными целями Содружества являются осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях. Главными органами СНГ являются Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический совет СНГ, Экономический суд, Совет министров обороны, Штаб по координации военного сотрудничества государств – участников СНГ, Совет командующих пограничными войсками, Исполнительный комитет СНГ, который является постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом во главе с Председателем – Исполнительным секретарем СНГ и Межпарламентская Ассамблея. Межпарламентская Ассамблея состоит из парламентских делегаций, и ее местопребыванием является Санкт-Петербург. СНГ является региональной организацией по смыслу гл. VIII Устава ООН и, как и другие региональные организации, имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Местонахождение: Минск (Белоруссия).
Организация Североатлантического Договора (НАТО) создана на основе Вашингтонского договора от 4 апреля 1949 г. в качестве оборонительного политического и военного союза группы европейских стран, а также США и Канады (всего 26 государств). Россия вошла в созданный в 1991 г. с участием стран – членов НАТО и государств, присоединившихся к Программе альянса «Партнерство ради мира», Совет североатлантического сотрудничества, преобразованный в Совет евроатлантического партнерства (СЕАП). 27 мая 1997 г. Россия подписала с государствами НАТО «Основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности», в соответствии с которым был создан Совместный Постоянный Совет Россия – НАТО (СПС). В соответствии с принятой в Риме 28 мая 2002 г. Декларацией глав государств и правительств России и государств – членов НАТО для объединения своих усилий и определения и реализации возможностей совместных действий был учрежден Совет Россия –.НАТО (СРН), заменяющий Совместный постоянный совет Россия – НАТО (СПС). Структура НАТО представляет собой разветвленную сеть политических и военных органов, в число которых входят: высший политический орган – Совет НАТО, Политический комитет, Комитет военного планирования, Международный секретариат во главе с Генеральным секретарем НАТО.
В конце марта 1999 г. авиация НАТО напала на суверенную Югославию. Были убиты и ранены мирные жители, разрушены мосты, дороги, жилые дома, памятники культуры. Нападение НАТО на Югославию вернуло мир к законам джунглей и является грубым нарушением Устава ООН, Хельсинкского акта 1975 г., а также Основополагающего акта Россия – НАТО 1997 г. и представляет собой бесспорный факт агрессии. Штаб-квартира: Брюссель (Бельгия).
Африканский союз (до июля 2000 г. имел название Организация африканского единства (ОАЕ)) – региональная организация, объединяющая 53 африканских государства, которая была создана по решению Учредительной конференции глав государств и правительств африканских стран, состоявшейся 22–25 мая 1963 г. в Аддис-Абебе (Эфиопия). Организация американских государств (ОАГ) создана на основе Устава ОАГ, подписанного в Боготе в 1948 г. Членами ОАГ являются 35 государств (участие Кубы было приостановлено в 1962 г.). Главными органами ОАГ являются: Генеральная Ассамблея, Постоянный совет и Генеральный секретариат. С 1971 г. действует институт постоянных наблюдателей при ОАГ. В настоящее время этим статусом обладают Европейский Союз и 42 государства, в том числе Россия. Местонахождение: Вашингтон (США).
Лига арабских государств (ЛАГ) – добровольное объединение суверенных арабских государств, созданное на основе Пакта Лиги арабских стран, подписанного 22 марта 1945 г. Деятельность Лиги строится на основе ее Устава, вступившего в силу 11 мая 1945 г. Главными органами ЛАГ являются Совет ЛАГ и Генеральный секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем. Лига имеет свои представительства или информационные бюро в целом ряде стран, в том числе с января 1990 г. в России. Местопребывание: Каир (Египет).