какие мульт персонажи защищены авторским правом

Торт попал под суд

какие мульт персонажи защищены авторским правом какие мульт персонажи защищены авторским правом

какие мульт персонажи защищены авторским правом

какие мульт персонажи защищены авторским правом

Как правило, Фемида встает на сторону правообладателей. Но суд вправе уменьшить сумму компенсации, если ответчик обратился с соответствующим заявлением и обосновал необходимость ее снижения. Но чаще всего такие дела заканчиваются мировым соглашением. С начала года арбитраж Поморья рассмотрел уже 53 таких иска к кондитерам и продавцам игрушек. В 41 случае требования удовлетворены полностью или частично. Десятки аналогичных дел можно найти на сайтах арбитражных судов Вологодской, Псковской, Новгородской областей и других регионов.

Ответчики не отрицают факт коммерческого использования героев, но считают недопустимыми провокационные контрольные закупки. Ведь если бы правообладатель сам не заказал торт с картинками, то и нарушения бы не было. Причем истец не выходит на кондитеров с предупреждением или коммерческим предложением, а сразу подключает юристов.

Юрист мультипликационной студии «Союзмультфильм» Антон Стружков рассказал «РГ» о тонкостях, с которыми могут столкнуться желающие использовать образы любимых персонажей мультфильмов.

Автор знаменитого олимпийского Мишки художник Виктор Чижиков рассказал корреспонденту «РГ», что юридически авторские права на символ Олимпиады-80 так и не были оформлены.

— Мне предложили подписать документы, что я выполнил работу под названием «Забавный медвежонок», и официально выдали 1300 рублей в кассе Олимпийского комитета и еще какие-то деньги пришли на книжку. В общей сложности я получил порядка двух тысяч рублей. Хотя процентов 90 олимпийской пропаганды взвалил на себя талисман.

Президент Международного олимпийского комитета лорд Майкл Килланин в августе 1977 года побывал в Москве на выставке, на которой было представлено 64 мишки. Он смотрел, смотрел и вдруг прямо у моей работы остановился и сказал: «Так вот же он!». Из Олимпийского комитета позвонили только через месяц: «Поздравляем, ваш медведь утвержден». Вот и вся краткая биография медведя. После Олимпиады-80 образ Мишки потом тиражировали по всему миру. Я не удивлялся, когда видел его в другом обличье. В виде флакона духов, например. Или на коробке спичек. А в Праге мой Мишка рекламирует Музей коммунизма. Причем изображен на плакате с автоматом Калашникова.

Источник

Персонажи мультфильмов. Кому они принадлежат и у кого простить разрешение на их использование?

Персонаж – это герой, действующее лицо произведения, которое может быть представлено в различных формах, в том числе в форме текстового описания. Гражданский кодекс закрепляет распространение авторских прав на часть произведения, его название, а также персонажа произведения, в случае, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельными результатами творческого труда автора и отвечают установленным законом требованиям (п.3 ст.1259 ГК). Среди таких требований (критерий охраноспособности) можно выделить объективную форму выражения и творческий характер произведения. При этом, даже если в книге не содержится изображения или эскиза персонажа, это не значит, что он теряет свою охраноспособность, и его можно свободно использовать. Персонажем может быть любой вымышленный герой, герой литературного произведения или мультипликационного фильма.

Гражданский кодекс закрепляет за автором произведения исключительное право на его использование (п.1. ст. 1270ГК). При этом под использованием мы понимаем достаточно широкий сектор возможных действий. Например, изготавливая игрушку, либо изображение с участием персонажа, мы допускаем его использование. Причем если использование было неправомерным, то за каждое такое использование предусмотрена ответственность. Представим, что неправомерно было использовано 11 персонажей, нарисованных на коробке с фломастерами. В данном случае можно говорить об 11 случаях нарушения авторских прав, если эти персонажи принадлежат другим людям. Чем больше персонажей было использовано, тем больше нарушений будет.

Еще одним распространенным примером использование персонажей может служить изготовление ростовых кукол для тех мероприятий, где они используются. Ростовые куклы часто используются для зазывания людей в кафе, рестораны, для организации публичных мероприятий, для организации конкурсов и даже для спортивных состязаний. Эти ростовые куклы также могут быть копиями существующих персонажей. Использование ростовых кукол, изготовленных в нарушение прав правообладателей на персонажа, так же является нарушением авторских прав.

Для того, чтобы получить право законно использовать персонаж, и, что самое главное, блокировать своих недальновидных конкурентов, необходимо заключить лицензионный договор с автором персонажа.

Фактически этот договор предоставляет возможность создать монополию на рынке, ведь только правообладатель может использовать того или иного персонажа (например, доставлять пиццу с помощью Черепашек-ниндзя) в своей предпринимательской деятельности. Использование в почтовых рассылках или на сайте персонажа, который проводит клиента по пути, чат-ботов, ассистентов, использование персонажей в почтовых рассылках, полиграфии так же требует согласия автора. После регистрации права и получения охранных документов, можно смело подписывать договоры: франшизы, лицензионные соглашения, договоры на использование продукции и договоры на дистрибуцию.

Самое важное при распоряжении своими правами на персонажа– следить за тем, чтобы вы передавали только тот объем прав, который необходим для вашей экономической задачи. В договоре не должно быть возможности самостоятельно изготавливать производные произведения на основе вашего персонажа. Это должно быть прямо запрещено договором, а также в договоре должна быть установлена компенсация за каждый случай нарушения исключительного права. Эта компенсация формируется как заранее установленный убыток, и гражданское право России разрешает это дело. И разумеется, право Европейского союза и Соединенных Штатов поддерживает. Размер компенсации может быть заранее установлен.

При обнаружении нарушения правообладатель может самостоятельно запретить использование, конфисковать товар и взыскать компенсацию за каждый выявленный случай нарушения.

Как определяется этот каждый выявленный случай? Совокупный штраф представляет собой произведение количества изделий и минимального размера штрафа (10 тыс. рублей). Правообладатель может установить другой размер компенсации в договоре либо поставить на баланс персонаж или изделие по стоимости, которая превышает 10 тысяч рублей. Стоимость персонажа определяется либо по затратам, которые были понесены на его изготовление, либо по оценочной стоимости, которую сказал оценщик.

После того как соблюдены все процедуры: получены права у автора или правообладателя, если персонаж создали не вы; зарегистрированы права на персонаж, если придумали его сами; заключен правильный договор на создание изделий на основе персонажа; вы проследили за тем, чтобы в договорах были все необходимые условия, а также регулярно смотрите на то, чтобы ваши права не нарушались, то вы получаете свою маленькую империю, основанную на монопольном праве на персонажа.

Источник

Инструкция: как выпустить и продать товар с героями известных мультфильмов и не получить судебный иск Статьи редакции

Максимальный размер штрафа за незаконное использование товарного знака составляет 5 млн рублей.

Российские правообладатели и юристы рассказали, как получить лицензию на производство детских товаров и игрушек под известным брендом, сколько это стоит и что грозит предпринимателям, которые выпускают контрафакт.

В первую очередь стоит выбрать персонажа и узнать, кому принадлежат на него права. А затем — связаться с правообладателем и задать ему несколько вопросов.

У каждого мультсериала, киновселенной или серии игр существует свой жизненный цикл.

Некоторые персонажи популярны в течение ограниченного времени — например, пока длится прокат фильма с их участием («Суперсемейка» или «Головоломка»). В этом случае правообладатели рекомендуют выпускать брендированные товары ограниченной серией.

Другие персонажи остаются популярными независимо от новых фильмов, мультфильмов и мультсериалов. Например, — «Микки Маус», «Тачки», «Звёздные войны» и так далее. Такой вариант подойдёт производителям, которые планируют выпускать одну и ту же продукцию в течение длительного времени.

Также можно выбрать проекты, чья популярность только растёт — например, «Смешарики», «Фиксики», «Барбоскины» и так далее.

Затем стоит поинтересоваться у правообладателей о планах по развитию бренда. Например, планирует ли создатель анимационного сериала выпускать полнометражный фильм, комиксы, книги, проводить маркетинговые и PR-кампании.

Директор по развитию бизнеса и лицензированию «0+ Медиа» Валентина Курсанова («Ми-ми-мишки», «Сказочный патруль» и другие) советует работать с теми правообладателями, которые гарантируют выход новых сезонов и ротацию на телевидении.

Также стоит изучить портрет аудитории бренда и её возраст: чем старше потребитель, тем менее его интересуют товары с популярными персонажами.

Ещё один важный аспект — география проекта. Не факт, что проект с высокими рейтингами в Москве будет таким же успешным в Краснодаре или Новосибирске, и наоборот.

Необходимо узнать, с какими производителями и на какие товарные категории правообладатель планирует заключать сделки в будущем. Бывали случаи, когда владелец бренда продавал лицензии двум конкурирующим компаниям, и их товары оказывались на одной полке.

«Тогда лицензия теряла смысл, и в итоге проигрывали все – и оба лицензиата, и правообладатель, который терял доверие и живые деньги из-за снижения продаж обеих компаний», — вспоминает Валентина Курсанова.

Во время переговоров лицензиар запросит информацию о производителе и продукте, для которого покупается лицензия. Стоит подготовить:

Кроме того, правообладатель может запросить дополнительные документы — например, если производитель планирует выпускать продукты питания.

Мы просим предоставить состав продукции. Мы работаем с детской аудиторией, поэтому это один из приоритетных факторов.

Например, мы не разрешаем использовать красители и консерванты, запрещённые на территории Европы, но разрешённые в РФ.

Директор лицензионного департамента «Мармелад Медиа» (представляет бренды «Смешарики», «Фиксики» и другие) Юлия Голова добавляет, что они также обращают внимание на сайт компании-производителя — чтобы он соответствовал целевой аудитории бренда.

Кроме того, правообладатель может запросить план продвижения товара для b2b- и b2с-аудитории или образцы похожих товаров.

Например, одна компания-производитель игрушек переделывала медведя из мультфильма «Маша и Медведь» для студии «Анимаккорд» четыре раза, но так и не смогла получить лицензию — студию не удовлетворило качество игрушки.

Юлия Голова объясняет это тем, что не все товары могут концептуально подойти тому или иному бренду. Правообладателю важно, чтобы продукт был качественным, а его наполнение адаптировано под бренд и визуально отражало его ценности.

Если обе стороны пришли к соглашению, то они утверждают:

Стоимость лицензии складывается из роялти и суммы минимальной гарантии.

Роялти — это процент от оптовой отпускной цены без НДС за использование интеллектуальной собственности правообладателя. Размер роялти зависит от товарной категории, стоимости продукции и широты продуктовой линейки.

«Также размер роялти меняется в зависимости от географии, — рассказывает Людмила Цой. — В России в среднем более 40% доходов домохозяйств тратится на продукты питания. Поэтому в нашей стране одни из самых низких процентных ставок по роялти для продуктов питания».

В каждой товарной категории свой роялти, и эти величины зафиксированы участниками международного лицензионного рынка.

До этого момента оплачивается только сумма минимальной гарантии — это средства, которые производитель выплатит лицензиату, даже если не произведёт и не продаст ни одной единицы товара.

Минимальная гарантия зависит от объёма продукции, оптовой цены и ставки роялти.

Например, производитель хочет приобрести лицензию для выпуска плюшевой игрушки и игрушки-антистресс по мотивам персонажей полнометражного фильма.

Он планирует за год выпустить по 5 тысяч единиц продукции и продавать оптом по 1000 и 550 рублей соответственно. Таким образом, его годовой оборот составит 7,75 млн рублей: (5000 * 1000) + (5000 * 550) = 7 750 000.

Размер роялти в категории «игрушки» составляет 12%, таким образом производитель сразу заплатит правообладателю 930 тысяч рублей в качестве минимальной гарантии.

«Важно, чтобы в расчётах принимал участие сотрудник, который имеет чёткое представление о возможных объёмах продаж, — поясняет Людмила Цой из «Кинокомпании СТВ». — На территории нашей страны очень низкая степень прозрачности бизнеса. Правообладатель старается указать в договоре объёмы, приближенные к реальным, а не стартовые партии, как это практикуется, например, в Европе».

Сумма минимальной гарантии можно разбить на аванс, который вносится после подписания договора, и несколько выплат. Чаще всего выплаты начинаются после старта продаж.

По словам Людмилы Цой, минимальная гарантия и отчисления роялти — не единственные затраты, которые ожидают производителя.

Ему стоит учитывать затраты на распространение товаров в торговых сетях (ретро-бонусы, проведение акций), участие в выставках, промо в местах продаж, работу с конечной аудиторией.

Кроме договора, производители получают свод правил, в которых прописаны стандарты использования персонажей: цветовая палитра, рекомендации по шрифтам и так далее, рассказывает директор по развитию бизнеса и лицензированию «0+ Медиа» Валентина Курсанова.

Некоторые правообладатели устанавливают дополнительные требования. Так, Disney разрешает производить товары только на фабриках, которые прошли сертификацию.

Кроме того, студия не разрешает каким-либо образом обыгрывать бренд или создавать своё видение героя. Каждое изменение необходимо согласовывать с правообладателем. Чтобы облегчить задачу, студия предоставляет производителям готовые изображения героев и шрифтов.

По словам управляющего партнёра компании «Башук Чичканов, юридическая фирма» Алексея Башука, почти все известные персонажи зарегистрированы в качестве товарных знаков.

Кроме того, персонаж может быть признан самостоятельным результатом творческого труда, а значит, авторское право будет защищать его отдельно от произведения.

Например, если производитель без разрешения выпустил постельное бельё с Человеком пауком, то он нарушает право на товарный знак и авторское право.

По статье 1515 ГК РФ за незаконное использование товарного знака правообладатель может потребовать компенсировать:

Все пять миллионов, например, за кружку с «Машей и Медведем», конечно, никто не взыщет. Суд оценивает, какой ущерб был нанесен истцу, и по своему усмотрению устанавливает компенсацию.

Обычно сумма компенсации составляет около 20–30 тысяч рублей за одного персонажа.

По статье 1301 ГК РФ за нарушение авторского права выплачивается такая же компенсация, как и за товарный знак.

Иногда правообладатели требуют одновременно взыскать компенсацию и за нарушение авторского права, и за незаконное использование товарного знака.

Но на этом дело не заканчивается — правообладатель может обратиться в ФАС, Роспотребнадзор и полицию, продолжает Алексей Башук: раз предприниматель использует бренд без разрешения, значит он ведёт недобросовестную конкуренцию, нарушает закон о рекламе и вводит потребителей в заблуждение.

За недобросовестную конкуренцию суд по заявлению ФАС оштрафует юридическое лицо минимум на 100 тысяч рублей по статье 14.33 КоАП РФ.

По иску Роспотребнадзора компанию-нарушителя оштрафуют ещё раз — на сумму от 50 до 200 тысяч рублей, а директора компании — от 10 до 50 тысяч рублей по статье 14.10 КоАП РФ.

Если окажется, что нарушение совершалось неоднократно или причинило крупный ущерб, то оно будет рассматриваться по уголовному кодексу (пункт 1 статьи 180 УК РФ). За это грозит лишение свободы на срок до двух лет и штраф до 80 тысяч рублей.

Теоретически педприниматель может избежать ответственности, если докажет, что нарушение интеллектуальных прав произошло вследствие непреодолимой силы (третий пункт статьи 1250 ГК РФ). Однако по словам Алексея Башука, на практике это ещё никому не удавалось.

Доход от продажи лицензий составляет существенную долю выручки мультипликационных компаний. Это позволяет студиям развивать существующие проекты и запускать новые.

Например, в портфеле лицензиатов «Мармелад Медиа» более 120 компаний, которые производят 8000 наименований продукции в 40 товарных категориях.

«В среднем количество новых лицензиатов составляет 20 клиентов в год. Доля дохода компании от лицензирования достигает 54%», — сообщает директор лицензионного департамента агентства «Мармелад Медиа» Юлия Голова.

Поэтому правообладатели регулярно подают в суд на производителей контрафакта. Так, в 2017 году обладатель прав на товарный знак «Свинка Пеппа» британская компания Entertainment One UK подала в суд более 200 исков за продажу нелицензионных игрушек с изображением персонажа.

«СТС Медиа» с 2018 по 2019 год планировала подать в суд больше сотни заявлений, связанных с незаконным использованием товарного знака «Три кота».

За продажу нелицензионных товаров наказывают как производителя, так и продавца — даже если продавец не знал, что товар контрафактный (статьи 1515, 1250 и 14.10 КоАП РФ). Поэтому стоит заранее узнать, есть ли у производителя лицензия.

По словам Алексея Башука, самый надёжный способ убедиться в этом — спросить напрямую у правообладателя.

Для начала он советует проверить сайт правообладателя, где могут быть указаны партнёры-производители и продавцы лицензионной продукции.

Если таких данных на сайте нет, то стоит попросить у поставщика копию лицензионного договора, а затем уточнить у правообладателя — подлинный ли он.

Кроме того, подтвердить подлинность товара могут таможенные сертификаты и сертификаты соответствия. Но одним только сертификатам доверять не стоит, предупреждает Башук.

В Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) товарные знаки не попадают сами собой. Внесение знака в ТРОИС — это сложная процедура, которой пользуются не все правообладатели.

Может возникнуть ситуация, когда таможня впустила товар в страну, выдала сертификаты, а потом оказалось, что товар произведён с нарушением прав на чужой знак. В таком случае отвечать за нарушение будет российский ритейлер, и сертификаты не помогут избежать ответственности.

Алексей Башук советует добавить в договор с поставщиком условие о том, что в случае суда с правообладателем тот обязуется принять участие в процессе. Более того — предоставить все документы, подтверждающие, что товар — лицензионный.

Также в договор стоит добавить условие, что поставщик компенсирует ритейлеру весь ущерб, если правообладатель или госорганы взыщут с того компенсацию за контрафакт.

Источник

Как продавать товары с мультяшками и не попасть в суд

Каждый год предприниматели получают тысячи исков за то, что продают нелицензионные товары с известными героями мультиков. С 2012 года только за «Машу и Медведя» российские бизнесмены получили больше восьми тысяч исков и заплатили правообладателям 100 млн рублей компенсации.

За что штрафуют предпринимателей и как безопасно продавать товары с мультгероями — в нашей статье.

За что штрафуют предпринимателей

Известные мультяшки охраняются авторским правом и правом на товарный знак. Если предприниматель продает игрушки, торты или одежду с героями мультфильмов без ведома правообладателей, на него могут подать в суд и потребовать компенсацию.

Авторское право охраняет всех мультгероев как часть произведения (ст. 1259 ГК РФ).

За нарушение авторского права правообладатель может потребовать (ст. 1301 ГК РФ):

Товарный знак — это уникальное изображение, слоган, логотип, по которым компанию сразу узнают (ст. 1477 ГК РФ). Правообладатели мультфильмов регистрируют в качестве товарных знаков изображения мультгероев, названия и логотипы мультиков:

какие мульт персонажи защищены авторским правом

Студия анимационного кино «Мельница» зарегистрировала как товарные знаки логотип мультфильма «Барбоскины» (ТЗ 485545) и каждого из героев. Дружок зарегистрирован под товарным знаком 464535

какие мульт персонажи защищены авторским правом

Студия анимационного кино «Мельница» зарегистрировала как товарные знаки логотип мультфильма «Барбоскины» (ТЗ 485545) и каждого из героев. Дружок зарегистрирован под товарным знаком 464535

За товарный знак правообладатель может потребовать компенсацию (ст. 1515 ГК РФ):

Авторское право и право на товарный знак — это исключительные права (ст. 1229 ГК РФ). Если кто-то решил делать игрушки, торты или одежду с мультяшками, он должен заключить договор с правообладателем. Тогда исключительные права на мультгероев будут передаваться по цепочке:

Правообладатель → производитель → продавец

Но часто происходит вот так:

Правообладатель Производитель → продавец

Если производитель игрушки не заключил договор с правообладателем, товар считается контрафактным. За продажу контрафакта наказывают как производителя, так и продавца. Продавца накажут, даже если он не знал, что товар контрафактный (ст. 1515, ст. 1250 и ст. 14.10 КоАП РФ).

В повестках в суд правообладатели обычно указывают, что продавец нарушил право на товарный знак и авторское право. Нарушения два, поэтому за одно изображение предприниматель заплатит дважды.

Если бизнесмен нарушит интеллектуальные права несколько раз, его бизнес могут закрыть по решению суда (ст. 1253 ГК РФ).

Ответственности можно избежать, если доказать, что продавал нелицензионные товары из-за «чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах» (ст. 1250 ГК РФ). Но мы не нашли ни одного такого случая в судебной практике.

История про Машу и Медведя

В 2018 году компания «Маша и Медведь» подала в суд на предпринимательницу из Москвы за то, что она продавала игрушечный телефон с изображением героев известного мультфильма. Телефон стоил 380 ₽. Правообладатели потребовали 80 000 ₽ компенсации за восемь нарушений:

Источник

За Лунтика и Ко: производитель тортов поплатился за мультяшку

какие мульт персонажи защищены авторским правом

Подмосковная кондитерская попалась на «сладкой» авантюре: пекли торты с известными мультипликационными героями, но разрешения у правообладателя не спросили. Итог: суд, штраф и запрет на использование дорогих детскому сердцу персонажей. По мнению экспертов, образы известных героев мультфильмов способны повысить продажи: их узнают, у покупателей возникают положительные эмоции. Где только не увидишь Человека-паука, Машу с Медведем и без, Фиксиков, Лунтика, Кота Матроскина: на игрушках и тортах ко дню рождения, одежде и канцелярских товарах, молочных продуктах… О том, как нарушают права на использование изображений мультипликационных героев, чем это грозит и во сколько обойдется лицензия, читайте в материале «Известий».

какие мульт персонажи защищены авторским правом

Оставили на десерт

Предприятие, зарегистрированное в Истре, выдал сайт. Малышне — на радость, правообладателям — на печаль в кондитерской можно было купить торты с изображением Лунтика и его друзей: Кузи, Милы, Пчеленка. По данным СМИ, для привлечения внимания на сайте красовались портреты Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца — точь-в-точь с постеров сериала «Три богатыря».

В итоге предпринимателя оштрафовали в общей сложности на 130 тыс. рублей за нарушение авторских прав. В аналогичной ситуации оказался и вологодский кондитер, который после почти двух лет разбирательств заплатит 150 тыс. рублей за торт с фигурками из «Смешариков». Как сообщают местные СМИ, в суде находятся еще несколько заявлений на незаконное использование образов мультипликационных героев другими кондитерами.

какие мульт персонажи защищены авторским правом

какие мульт персонажи защищены авторским правом

По словам управляющего партнера юридической компании по защите интеллектуальной собственности «Тулубьева, Осипов и партнеры» Ирины Тулубьевой, безболезненно изображения мультипликационных героев можно использовать только в личных целях — перерисовал в альбом и любуешься, показываешь домашним. На публичную демонстрацию образа мультгероя, в том числе в интернете, требуется письменное согласие правообладателя. Шьешь и продаешь сумки с известным персонажем? Будь добр заключить договор.

«Нарушений бывает очень много, но во многих случаях никто даже об этом не знает и не предъявляет претензии. Кто-то 20 лет выпускает торты или конфеты, используя образы персонажей мультфильмов, а кто-то только начал производство, и тут же на него обратили внимание — наступает совершенно серьезная ответственность», — отмечает в беседе с «Известиями» специалист по авторскому праву и смежным правам.

Максимальная планка — до 5 млн рублей взыскания с нарушителя (в зависимости от характера нарушений и обстоятельств дела).

Кошмар торговца

какие мульт персонажи защищены авторским правом

Осенью 2019 года говорили о всплеске активности правообладателей: на предпринимателей из разных регионов посыпались иски за продажу нелицензированных товаров с изображением Маши и Медведя, Смешариков, Свинки Пеппы и других мультгероев. Причем держать ответ перед законом в большинстве случаев пришлось продавцам, а сумма исков оказалась в разы больше, чем стоимость одной единицы товара. Судите сами: предпринимательница Людмила Круглова, которая торговала игрушками в Чебоксарах, рассказывала, что за 50-рублевый конструктор с изображением Фиксиков с нее потребовали компенсацию в 170 тыс. рублей. Некоторые эксперты называют такую деятельность представителей правообладателей скорее выгодным бизнесом, нежели просто защитой авторских прав (владелец получает, как правило, не более 10% от суммы иска). Впрочем, это палка о двух концах.

«Распространение контрафактной продукции тоже наказуемо, — напоминает Ирина Тулубьева. — Должен быть договор с поставщиками, и тогда в известном порядке взыщут с поставщиков. Это нормальные деловые отношения. Поставщик гарантирует, что к товару не могут предъявлять никакие требования. Если такие требования предъявляются, то поставщик обязуется возместить все издержки».

какие мульт персонажи защищены авторским правом

Представители правообладателей, в свою очередь, отмечают: они бы и рады разобраться с производителями контрафакта, да только не всякий торговец «сдаст» своих поставщиков.

какие мульт персонажи защищены авторским правом

«Они предпочитают уплатить штраф, лишь бы не потерять налаженные связи. Ведь кроме контрафакта, с которым мы боремся, они по этим каналам получают и другую продукцию», — заметил один из представителей правообладателя.

Кстати, поплатиться можно и за изображение на коробке. Так, житель Перми, чтобы поднять продажи наборов игрушек, изобразил на коробке героев мультсериала «Три кота» — Коржика, Компота, Карамельку и их маму. За нарушение авторских прав с пермяка взыскали 40 тыс. рублей.

Встречаются на первый взгляд неожиданные претензии: застройщик поплатился за рекламу жилого комплекса только потому, что в кадр попала девочка в футболке с медведем (известный персонаж — серый с заплатками). Случайное «дефиле» не прошло незамеченным: с застройщика потребовали 300 тыс. рублей за нарушение исключительного права. Правда, получили только 20 тыс. рублей.

«Бывают такие хитрости, когда используют образ не напрямую: как бы между прочим мимо проходит человек в брендированной футболке. Если кто-то попадает в кадр (не центральный объект съемки) в репортажной съемке, то это допускается законодательством, но в рекламном ролике ничего случайного не бывает», — считает Ирина Тулубьева.

Коня Юлия на скаку остановят

какие мульт персонажи защищены авторским правом

Как рассказали «Известиям» в лицензионном агентстве «Мельница» (представляет одноименную анимационную студию), чаще всего подделывают игрушки, детскую одежду и канцелярские товары.

«До 60% отдельных категорий рынка детских товаров — контрафакт, — поясняет управляющий партнер ООО «Правовая группа «Интеллектуальная собственность» и представитель лицензионного агентства Василий Абрамов. — Среди наших брендов наиболее часто используют персонажей «Барбоскиных» и «Лунтика».

Как-то поймали ломбард на незаконной рекламе: в качестве моделей те использовали персонажей из «Трех богатырей». Однажды почти на скаку остановили плюшевого Коня Юлия. Аниматор не только привлекал внимание мультяшной гривой, но и позорил образ: сначала предлагал туристам с ним сфотографироваться, а потом требовал денег — до 5 тыс. рублей за фото. «Коня» задержала полиция, костюм изъяли. В общем, нарядиться можно в кого угодно, но зарабатывать на этом без разрешения нельзя.

«Проводится комплексная работа с правоохранительными органами, ведется постоянный мониторинг мест торговли. Также поступают регулярные сигналы от недовольных качеством контрафактного товара потребителей», — Василий Абрамов поясняет как выходят на нарушителей.

какие мульт персонажи защищены авторским правом

Как сообщало в 2019 году издание «Реальное время», опираясь на данные базы «Спарк-Интерфакс», «Мельница» выступала истцом в более чем 2,3 тыс. арбитражных процессах по всей России на общую сумму свыше 200 млн рублей. Причем, выявляя нарушителей, представители правообладателя не только производят привычную «контрольную закупку» товара, но и выезжают в районные ДК и частные театры, где показывают спектакли по мотивам известных мультфильмов. Так, из-за нарушения авторских прав в Колпино закрыли спектакль.

Как вариант (не считать инструкцией по применению) из разряда «вредных советов» — изменить внешность персонажа. Приделать лишние уши, ноги, перекрасить, и вот он — новый герой. Какие претензии? Впрочем, будет ли интересен покупателю измененный ради обхода закона мультгерой? Да и за переделку можно серьезно поплатиться.

какие мульт персонажи защищены авторским правом

«Это не только несоблюдение авторских прав, но и незаконная переработка образа. Оценку, в какой степени было использовано оригинальное произведение, даст экспертиза — суд не будет брать на себя такую ответственность, — говорит Ирина Тулубьева. — Проигравшей стороне придется возмещать расходы по экспертизе, а это десятки тысяч рублей».

В законное пользование

Хотите законно выпускать одеяла с «Микки Маусом» или «Машей и Медведем»? Выходите на правообладателя. Это не закрытая информация, в Сети несложно найти, кому принадлежат права на того или иного персонажа. Эксперты советуют тщательно подойти к выбору героя: одни стали уже классикой или не теряют зрительской симпатии на протяжении нескольких лет, другие популярны лишь определенное время — пока, например, мультфильм идет в прокате (в этом случае лучше выпустить ограниченную серию брендированных товаров).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *