какие налоги платить ип на патенте при грузоперевозках
Расчет стоимости патента на грузоперевозки для ИП в 2021 году
Какие показатели нужны для расчета стоимости патента на ПСН
Патентная система налогообложения предполагает внесение в бюджет предпринимателем фиксированной величины налога, которая определяется исходя:
Первый показатель всегда устанавливается в нормативных актах регионов РФ. В общем случае используется та налоговая ставка, что установлена НК РФ. Ее размер составляет 6%. Однако субъекты РФ вправе снизить эту ставку вплоть до нулевой для вновь зарегистрированных ИП (ст. 346.50 НК РФ). Длительность патента может составлять от 1 до 12 месяцев.
Если вы только собираетесь переходить на ПСН, ознакомьтесь с условиями применения спецрежима. Детальный обзор условий для перехода на ПСН и ее дальнейшего применения привели эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Для того чтобы вычислить размер налога по ПСН, нужно:
Рассмотрим, как может быть исчислена стоимость патента в случае, если ИП собирается заниматься грузоперевозками.
Патент на грузоперевозки: расчет налога
ВНИМАНИЕ! Налоговики допускают оформление патента в одном регионе, а перевозку грузов в разных субъектах РФ. Главное, чтобы договоры с заказчиками перевозок были заключены в регионе, в котором оформлен патент. Тогда у ИП-грузоперевозчика не возникает необходимости оформлять патент в каждом из регионов, куда он везет грузы. Достаточно оформления одного патента. Подробности см. здесь.
Сначала вычисляем годовую стоимость патента. Для этого:
Соответствующий показатель определяется исходя из норм, присутствующих в строке под порядковым номером 10 таблицы в ст. 1 закона города Москвы «О патентной системе» от 31.10.2012 № 53.
Потенциальный доход столичного ИП, занимающегося грузоперевозками, будет равен 600 000 руб. с 1 машины, если ее грузоподъемность составляет менее 3,5 тонны. Всего у предпринимателя, как мы условились выше, 4 таких транспортных средства. Следовательно, его суммарный потенциальный доход составляет 2 400 000 руб.
Для этого мы используем ставку в размере 6% — ту, что установлена НК РФ (п. 1 ст. 346.50), поскольку законодательством Москвы не определено иных ставок для ПСН. Получается, что годовая стоимость патента для ИП с 4 машинами грузоподъемностью по 2 тонны составит 144 000 руб.
Затем вычисляем фактическую стоимость патента с учетом того, что он покупается на 3 месяца. Для этого:
Взносы как часть расходов по ПСН
Платежная нагрузка ИП на ПСН не ограничивается только лишь расходами на патент. Предпринимателю также нужно будет уплачивать фиксированные страховые взносы в ПФР и ФФОМС.
В 2021 году их величина составляет 40 874 руб., если предприниматель работает весь год.
О фиксированных взносах ИП читайте здесь.
Но мы условились, что в нашем примере ИП занимается грузоперевозками в течение 3 месяцев. Поэтому и уплачивать взносы в фонды он должен пропорционально фактическому времени ведения бизнеса, а именно в размере 10 218 руб. 50 коп. (делим 40 874 руб. на 12, после умножаем на 3).
Вычитать сумму взносов из причитающейся к уплате суммы налогов ИП на ПСН вправе. Если у ИП есть наемные сотрудники, то он вправе уменьшить ПСН, но не более, чем на 50%. А если сотрудников нет, всю сумму налога он вправе уменьшить на сумму уплаченных взносов за себя. Поэтому суммарная платежная нагрузка столичного ИП за 3 месяца грузоперевозок на ПСН составит 46 218 руб. 50 коп.
Если у ИП на ПСН, который занимается грузоперевозками, есть наемные работники, то он обязан исчислять и уплачивать страхвзносы на сумму заработной платы сотрудников. Ставки для ИП на ПСН в 2021 году стандартные:
Ставка «несчастных» взносов определяется исходя из класса профессионального риска по виду деятельности. Грузоперевозкам соответствует 5-й класс риска, тариф в ФСС при этом установлен в размере 0,7% (приказ Минтрудсоцзащиты РФ от 30.12.2016 № 851н, ст. 1 закона «О страховых тарифах» от 22.12.2005 № 179-ФЗ).
В связи с распространением коронавирусной инфекции правительство утвердило ряд мер для поддержки бизеса, включая уменьшение ставки по страхвзносам до 15%. Эти ставки сохранились навсегда. Эксперты КонсультантПлюс разъяснили порядок применения ставок. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно изучите материал.
Итоги
Для расчета стоимости патента при любом виде деятельности ИП нужно знать величину потенциального дохода, установленного региональным НПА для соответствующего вида деятельности, размер ставки, а также срок действия патента. Помимо расходов на уплату налога по ПСН предприниматель также должен перечислять во внебюджетные фонды фиксированные взносы за те месяцы, в течение которых он занимается бизнесом.
Узнать больше о ПСН и законодательном регулировании вы можете из рубрики «ПСН».
Патентная система в автомобильных грузоперевозках. Советы предпринимателям 15:30, 10 декабря 2020 Версия для печати
Можно ли выбрать ПСН в качестве основной системы для грузоперевозок? Да, но для этого необходимо соблюдать несколько простых правил.
Об этих правилах рассказывает владелец Центра содействия бизнесу «Советникъ» Эльвира Пожарская.
Грузоперевозки заслуживают отдельного обсуждения, в первую очередь из-за туманности Налогового кодекса. Предприниматели, перевозящие грузы по всей стране не понимают, сколько патентов и где им нужно покупать. Сегодня мы попробуем разобраться в этом вопросе.
Прежде всего выясним, откуда растут ноги этого непонимания. Давайте заглянем в Налоговый кодекс. В нём есть слова о том, что патент действует на всей территории субъекта федерации за небольшим исключением, которое не касается грузоперевозок.
Зафиксируем: патент действует на всей территории региона, в котором он куплен.
У предпринимателя возникает вопрос: а если купив патент, например, в Москве, необходимо доставить груз в Санкт-Петербург, неужели нужно покупать патент еще и в Петербурге? А если по пути нужно еще и прихватить что-то в Ленобласти, придётся покупать три патента? Если читать Налоговый кодекс буквально, то складывается впечатление: да, нужно три патента. Нас с вами это совершенно не устраивает, поэтому давайте вместо Налогового кодекса почитаем что-нибудь более позитивное, например судебную практику.
В 2015 году закончилось разбирательство по делу, в рамках которого налоговая пыталась получить с предпринимателя 2,5 млн дополнительных налогов за то, что он, купив патент в Удмуртии, оказывал свои услуги по всей стране. Суд встал на сторону предпринимателя. И хоть народная мудрость уверяет, что нужно учиться на чужих ошибках, я предлагаю поучиться на чужом успехе и воспользоваться опытом этого предпринимателя. Мы составим краткий список условий, при соблюдении которых вы сможете в случае возникновения споров с налоговой смело показывать это решение и настаивать на том, что ваша трактовка законодательства совпадает с позицией судов.
Первым делом обсудим место покупки патента. Это должен быть регион, в котором находится ваш головной центр. Если вы частный перевозчик, который работает сам на себя, то это регион, в котором вы живёте. Если у вас есть несколько автомобилей, на которых ездят ваши сотрудники, то патент надо покупать в том регионе, где вы организовали себе рабочие условия – сняли офис для менеджеров, организовали стоянки для машин, нанимаете людей и так далее. Если это место совпадает с регионом, в котором вы зарегистрированы как ИП – еще лучше.
Оформление документов
Суд в первую очередь смотрит на документы, поэтому они обязательно должны быть составлены правильно. Договор на перевозку должен быть заключен в том регионе, где вы купили патент, и это обязательно нужно отразить в тексте. Обычно место заключения договора указывается на первой странице рядом с датой. Во всех сопутствующих документах вроде акта выполненных работ и заявки на перевозку стоит указать, что они составлены в том же регионе.
И самое важное: вы должны быть готовы к тому, что ни налоговая, ни суд не будут принимать решение, глядя только на бумаги, которые вы им покажете. Они захотят получить и другие подтверждения того, что эти документы действительно были составлены в том регионе, который в них указан. Вот несколько признаков, которые могут сыграть в вашу пользу.
Этот список можно продолжать бесконечно. Основная мысль: вы должны быть связаны с территорией, на которой покупаете патент, не только припиской в договоре. Эту связь в случае интереса налоговой придётся доказывать.
В некоторых случаях полезно иметь подстраховку в виде УСН. Если вы на неё не переходили, настоятельно рекомендую это сделать.
Патент можно совмещать с «упрощенкой», и в случае, если какие-то доходы нельзя будет отнести к деятельности по патенту, то с них вы заплатите налог по «упрощенке».
Если никаких дополнительных видов деятельности вы не ведёте, самым удачным выбором будет УСН «доходы». Если заказчики из других регионов по каким-то причинам будут настаивать на том, чтобы в качестве места заключения договора был указан их регион, а не ваш, наличие «упрощенки» вам сильно поможет. Вы просто увеличите стоимость своего предложения на 6,5% и заплатите налоги по УСН. Если заказчик не хочет рисковать грузом и обращаться к кому-то, кто работает в черную, он согласится на ваши условия.
Напоминаю, что подать уведомление о переходе на УСН со следующего года нужно до 31 декабря, а чтобы с 1 января применять патентную систему, заявление подаётся до 17 декабря. Не забывайте, что налог по упрощенке платится каждый квартал, а по итогам года нужно подать декларацию.
Что делать, если налоговая спросит, почему у вас куплен только один патент?
Вот ссылки на два письма Министерства финансов (1, 2) и судебное постановление, о котором я говорила. Эти документы нужно постоянно держать под рукой. В ответе на запрос налоговой нужно сообщить, что вы оказываете свои услуги на территории того региона, в котором куплен патент, так как все ваши договоры заключены в этом регионе. В подтверждение своих слов нужно приложить несколько договоров. И обязательно сделайте приписку, что ваша позиция подтверждается письмами Минфина и постановлением суда.
Подведём итог
Для того чтобы в рамках одного патента осуществлять грузоперевозки по нескольким регионам, нужно выполнить следующие условия:
1. Правильно выбрать регион. Это должно быть место, с которым вы действительно связаны. Например, если в каком-то регионе у вас есть постоянная стоянка, с которой автомобили выезжают в рейс, то стоит купить патент там.
2. Правильно заполнять документы. В качестве места заключения договора и места составления первичных документов обязательно должен быть указан тот регион, в котором у вас куплен патент.
3. Перейти на УСН. Мы советуем выбрать УСН доходы. Если вдруг заказчик будет настаивать на указании в договоре другого места подписания, то вы сможете увеличить стоимость услуги на 6,5% и заплатить с этой сделки упрощенный налог.
4. Помните, что в случае полноценной проверки у вас будут смотреть не только договоры на перевозку. Сохраняйте любые подтверждения того, что вы действительно связаны с регионом, в котором куплен патент. Это могут быть чеки с заправок и сервисных центров, договоры аренды гаражей, трудовые договоры с сотрудниками, ваши внутренние документы, расчетный счет, открытый в местном банке и т.д.
5. Будьте готовы к вопросам. Если вы получите требование от налоговой пояснить, почему у вас куплен только один патент, ни в коем случае не игнорируйте его. В своём ответе сошлитесь на письма Минфина и постановление суда. Обязательно приложите к ответу копии нескольких договоров на перевозку.
В завершении видео скажу самое важное. Не используйте эту информацию, чтобы обмануть налоговую и собрать липовые доказательства того, что вы можете работать на одном патенте.
Если для того, чтобы соответствовать параметрам, которые я озвучила, вам нужно как-то подгонять под них свою работу, то скорее всего, вам нельзя работать по одному патенту и в случае серьёзной проверки вы все равно будете в зоне риска.
А вот если всё, что я сегодня рассказала и так относится к вам, то просто будьте повнимательнее с документами и готовьтесь их предъявить для подтверждения своей правоты.
Как ИП работать на патенте
Выжимка самого важного, что ИП нужно знать о работе на патенте: сколько и когда надо платить, как экономить на налогах и вести отчетность.
Виктория Губина
Бухгалтер Тинькофф Бизнеса
В этой статье выжимка главного, что ИП важно знать о работе на патенте: сколько и когда надо платить, как экономить на налогах и вести отчетность.
Как устроен патент
Патент — специальный режим налогообложения для малого бизнеса, который не зависит от размера дохода. Он работает как подписка: заплатил фиксированную стоимость за период — и дальше работаешь и больше налогов не платишь.
У него есть две важные особенности:
Вид деятельности. Патент действует только на конкретный вид деятельности: если предприниматель совмещает несколько направлений, то на остальные патент распространяться не будет.
Патент на услуги по проведению туристических экскурсий действует только на доход с экскурсий. Если вдруг экскурсовод захочет продавать на экскурсиях сувениры — магниты или браслеты на память, на такой доход тот же патент применить нельзя.
Если соберетесь заниматься другой деятельностью, например продажей сувениров, нужно будет купить другой патент или придется платить налоги по базовому режиму налогообложения.
Базовый режим налогообложения. Когда ИП покупает патент, он уже находится на налоговом режиме: общей системе или упрощенной. Она считается базовой системой, а патент — ее дополнением. Так вот, если у предпринимателя появляется доход, который не подходит под патент, — с него надо заплатить отдельный налог по базовой системе.
Если экскурсовод начнет продавать сувениры, с дохода от продажи надо будет заплатить налог по базовой системе и сдать отчетность. И так с любым не подходящим под патент доходом — даже если вам придет кэшбэк от банка, с него надо будет заплатить отдельный налог.
Сложность возникает тогда, когда предпринимателю пришел такой доход, а его базовая система — ОСН. В этом случае ему придется заплатить все налоги по ОСН: НДС и налог с прибыли, а еще сдать много дополнительной отчетности.
Переходите на УСН перед покупкой патента
Мы рекомендуем перед покупкой патента перейти на упрощенку. Тогда, если вам придет доход, не подходящий под патент, вы заплатите только 6% и сдадите одну декларацию по УСН. Это проще и дешевле, чем отчитываться по всем правилам ОСН.
Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
Что обязан платить ИП на патенте
У ИП на патенте есть вот такие обязанности:
Дальше разберем каждый пункт по отдельности.
Как рассчитать налоги на патенте
Предприниматель на ПСН платит фиксированную стоимость патента. Рассчитать ее можно на сайте налоговой.
Стоимость зависит от вида деятельности, региона, в котором прописан ИП, срока действия патента и условных единиц исчисления объема работы: это может быть количество сотрудников, площадь помещения, количество транспорта или обособленных объектов.
Купить патент можно на срок от 1 до 12 месяцев.
Как рассчитать страховые взносы
ИП на всех системах налогообложения платят страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Есть фиксированные страховые взносы и дополнительные.
Фиксированные взносы. Сумма фиксированных страховых взносов для ИП в 2021 году — 40 874 ₽. Эти взносы идут на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Дополнительные страховые взносы. Если доход превышает 300 000 ₽ в год, нужно заплатить дополнительные пенсионные взносы: 1% от дохода свыше 300 000 ₽. На патенте считается не реальный доход ИП, а потенциальный доход, который рассчитывает государство. Чтобы посчитать годовой потенциальный доход, разделите стоимость своего патента на 0,06.
Формула расчета дополнительных взносов на патенте:
(Годовой потенциальный доход − 300 000 ₽) × 1%
Дополнительные страховые взносы надо заплатить не позднее 1 июля следующего года. То есть за 2021 год их надо заплатить до 1 июля 2022 года.
Посчитаем страховые взносы для кафе в Туле в 2021 году.
Дополнительные взносы: (620 000 − 300 000 ₽) × 1% = 3200 ₽.
Всего взносов за год: 3200 ₽ + 40 874 ₽ = 44 074 ₽.
Сумма фиксированных и дополнительных взносов на пенсионное страхование в 2021 году не должна превышать 259 584 ₽. Поэтому если при расчете в сумме получилось больше, заплатите только 259 584 ₽.
Когда платить налоги и взносы
Страховые взносы надо заплатить до конца года, а график оплаты патента зависит от того, на какой срок он куплен.
Патент. Патент на срок менее 6 месяцев надо оплатить до конца срока действия патента.
Если вы в январе 2021 года купили патент на 6 месяцев, то заплатить за него надо до 30 июня.
Если на срок от 6 до 12 месяцев, треть суммы — в течение 90 дней после начала действия патента, а оставшиеся две трети — не позднее конца срока действия патента.
Например, патент на весь 2021 год стоит 30 000 ₽. Первый платеж — 10 000 ₽ — надо перечислить до конца марта, а оставшуюся часть — до конца 2021 года.
Чтобы было удобнее, можно разделить стоимость патента на три равные части и платить их постепенно: до конца марта, до конца июня и оставшуюся — до конца года.
Страховые взносы. Можно платить когда угодно в течение года: главное, успеть заплатить фиксированные взносы до 31 декабря текущего года, а дополнительные — до 1 июля следующего года.
У ИП на патенте есть льгота: они могут вычитать сумму уплаченных страховых взносов из суммы патента. Чтобы это сделать, надо заплатить страховые внутри действия патента до того, как вы его оплатите, и подать вручную уведомление в налоговую.
Предприниматель купил патент за 30 000 ₽ на 12 месяцев. За год ему надо будет полностью оплатить патент и заплатить 40 874 ₽ страховых взносов.
Если не вычитать страховые взносы, за год он заплатит государству 70 874 ₽. Но можно воспользоваться льготой и сэкономить.
Первые 10 000 ₽ за патент надо заплатить до 31 марта. Чтобы воспользоваться льготой, перед этим надо заплатить 10 000 ₽ страховых взносов.
Мы рекомендуем делать это с запасом в 20 дней, чтобы налоговая успела увидеть платеж и обработать уведомление.
Предприниматель платит страховые в начале марта и подает уведомление в налоговую. Теперь 31 марта он может ничего не платить за патент, потому что вычитает из суммы к уплате стоимость страховых взносов.
Первый взнос за патент: 10 000 ₽ − 10 000 ₽ = 0 Р.
Теперь ему остается заплатить 20 000 ₽ за патент и 30 874 ₽страховых взносов — оба платежа надо сделать до конца декабря.
Он может в любой день заплатить страховые взносы и подать уведомления в налоговую.
Тогда за патент не надо будет ничего платить: 20 000 ₽ − 30 874 ₽ = 0 Р.
Главное, сделать это минимум за 20 дней до конца года, чтобы налоговая успела получить и обработать уведомление.
Тогда за год он заплатит всего 40 874 ₽ страховых взносов и 0 ₽ за патент.
Чтобы экономить на налогах, лучше всего вносить страховые взносы до оплаты патента и подавать уведомления о перерасчете.
Как платить налоги и взносы
Чтобы заплатить налоги и страховые взносы, нужны реквизиты ИФНС в вашем регионе. Если не знаете реквизиты, посмотрите их на сайте налоговой.
Заплатить страховые взносы и стоимость патента. Чтобы перечислить взносы и оплатить патент, надо заполнить и отправить платежки в налоговую. Для каждого платежа свои особенности: надо правильно указать реквизиты налоговой, код УИН, КБК-код, код ОКТМО и еще несколько параметров, которые определяют вид платежа.
Это можно сделать самостоятельно, с помощью бухгалтера на аутсорсе или Бухгалтерского обслуживания в Тинькофф.
Подать уведомление о вычете. Если вы хотите уменьшить стоимость патента на страховые взносы,чтобы сэкономить на налогах, вам надо будет отправлять уведомления с запросом на вычет. С этим тоже могут помочь бухгалтеры Тинькофф в рамках Бухгалтерского обслуживания.
Какую отчетность нужно вести
За сам патент ИП не надо сдавать никакие отчеты в налоговую — оплатил и работаешь.
Из всех обязанностей — только вести Книгу доходов и записывать в нее все поступления на счет и наличными. Сдавать Книгу доходов не нужно, но налоговая может запросить ее в ходе проверки. Вести книгу можно вручную на бумаге или хранить данные в электронном формате и распечатать, если потребуется.
Но у ИП сохраняется базовый режим налогообложения и по нему может быть своя отчетность, даже если доходы только по патенту. А если есть сотрудники, надо сдавать дополнительную отчетность в ПФР, ФНС и ФСС.
Если купить патент на ОСН. Пока у ИП будут доходы только по патенту, ничего сдавать не нужно.
Но если вдруг на расчетный счет придет хоть какой-нибудь доход, который под патент не попадает, надо будет сдать всю сложную отчетность по ОСН.
Если купить патент на УСН. Каждый год надо сдавать нулевую декларацию по УСН — отправлять заполненную форму по УСН в налоговую и указывать, что дохода по УСН не было.
Если есть сотрудники. По сотрудникам, с которыми заключен трудовой договор, надо сдавать несколько видов отчетности. С этим вряд ли получится разобраться без бухгалтера — рекомендуем подключить сервис «Бухгалтерское обслуживание» или нанять бухгалтера на аутсорсе.
Бухгалтерское обслуживание от Тинькофф
Сделаем все за вас. Подходит для патента с сотрудниками и без
Сейчас читают
Как создать сайт для бизнеса самостоятельно
Создать сайт для компании самому без знаний программирования — это реально. Рассказываем, с помощью каких инструментов это сделать проще всего и что нужно учесть
Откуда бизнесу взять деньги
Привлечение инвестиций — обычная деловая практика для бизнеса. Но остается вопрос, где найти деньги. В этой статье рассказываем о десятке вариантов
Что нужно сделать перед запуском рекламы в Инстаграме
Разбираем, какие задачи решает таргетированная реклама и что нужно сделать перед запуском рекламной кампании
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Отмена ЕНВД. Какой налоговый режим выбрать перевозчику? 16:30, 11 ноября 2020 Версия для печати
С 1 января самый популярный среди перевозчиков режим налогообложения будет отменён. Тем, кто еще не определился, пора поторопиться с выбором альтернативы.
Автор блога Дальнобой PRO рассказал об альтернативах ЕНВД с точки зрения автоперевозчика. Приводим cамые важные тезисы его рассказа.
С 1 января 2021 года в России нельзя будет применять ЕНВД – систему налогообложения, которую используют многие перевозчики, индивидуальные предприниматели и небольшие транспортные компании. На данный момент нет даже слухов о возможной пролонгации этой системы: надеяться на неё не стоит.
Перевозчикам, использующим ЕНВД, необходимо до 31 декабря текущего года определиться с выбором другой системы налогообложения. Если они не подадут в налоговую уведомление о переходе на какой-либо из режимов в указанный срок, то с 1 января автоматически перейдут на общий режим налогообложения – ОСНО.
Почему ЕНВД так популярен среди перевозчиков?
Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.
Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.
Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.
Налог на профессиональный доход (НПД)
Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.
НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.
Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.
Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:
перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки.
Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.
Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.
Патентная система налогообложения (ПСН)
ПСН подходит только индивидуальным предпринимателям и позволяет нанимать до 15 сотрудников. Эта система похожа на ЕНВД: в ней сумма налога также не зависит от реальных доходов. Есть у неё сходство и с НПД: предпринимателю не нужно сдавать отчетность, если у него нет наёмных работников.
Для перехода на эту систему нужно получить патент: он выдаётся на срок от 1 до 12 месяцев. Стоимость патента зависит от региона: узнать её можно в режиме онлайн на сайте ФНС. Для этого пройдите по ссылке, выберите свой регион и укажите вид деятельности «Грузоперевозки».
У этого режима есть одна особенность: патент действует лишь в том регионе, где был выдан. Минфин разъясняет: если договор о перевозке заключен в регионе, где выдан патент, то везти груз можно в любые другие регионы. Но если договор заключен не в родном регионе, перевозчику придётся покупать еще один патент.
Иными словами, патент должен покупаться там, где выдаётся накладная.
Если рейсы по одному и тому же маршруту постоянны, проблем не возникнет: покупка патента всё равно окажется выгоднее оплаты 6% на НПД. Но для случайных «обраток» это большая проблема. Предприниматели, конечно, могут найти способ обойти этот острый угол, но не все диспетчеры и логисты согласятся пойти им навстречу.
Индивидуальный предприниматель на ПСН также обязан платить страховые взносы. В 2020 году их сумма составила 40 874 рубля (взносы на себя). Учитывать их для уменьшения налога нельзя, хотя государство планирует такую возможность реализовать. Тогда ПСН станет отличной заменой ЕНВД.
Упрощённая система налогообложения (УСН)
УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.
Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.
Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.
УСН – доходы минус расходы
Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:
У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.
Основная система налогообложения (ОСНО)
Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).
Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.
При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).
Для этого нужно документировать все покупки и траты.
Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).
Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.
Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.
Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:
Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.
ИП или ООО: что выбрать перевозчику
Отличия у этих организационно-правовых форм серьёзные, и одно из них может начать проявляться уже в 2021 году, когда начнёт действовать очередная редакция режима труда и отдыха. В ней, по всей видимости, будет указано, что РТО действует не только для наёмных водителей, но и для ИП, которые водят грузовик сами. И любое нарушение (переработки, отсутствие бумаги в тахографе и т.д.) может обернуться для предпринимателей штрафами в десятки тысяч рублей. Поэтому
многие водители задумываются: а не стать ли им наёмниками, объединившись с другими ИП в ООО?
Но и у ООО есть минусы для небольших компаний. Это сложный бухучет и трудности с выводом денег для личного пользования. ИП может тратить заработанное без ограничений, а учредитель ООО, выводя деньги для собственных нужд, должен заплатить НДФЛ.
На что переходить с ЕНВД?
Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога «Дальнобой PRO» приходит к таким выводам: