какие налоги платит поликлиника

Какие налоги платит поликлиника

какие налоги платит поликлиника

какие налоги платит поликлиника

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

какие налоги платит поликлиникаОбзор документа

Письмо Минфина России от 11 декабря 2020 г. N 03-01-10/108791 Об особенностях налогообложения расходов работодателей по договорам на оказание медицинских услуг

Департаментом анализа эффективности преференциальных налоговых режимов совместно с Департаментом налоговой политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.

В части налога на прибыль организаций.

Установленный статьей 255 Кодекса перечень расходов на оплату труда не является закрытым, и согласно абзацу девятому пункта 16 статьи 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях главы 25 Кодекса относятся расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг включаются в состав расходов на оплату труда с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 16 статьи 255 Кодекса, а именно в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

В соответствии с пунктом 10 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению НДФЛ суммы, уплаченные работодателями за оказание медицинских услуг своим работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным), подопечным в возрасте до 18 лет, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, и оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций.

Таким образом, суммы оплаты работодателем стоимости медицинских услуг, оказанных работникам, освобождаются от обложения НДФЛ на основании пункта 10 статьи 217 Кодекса при соблюдении условий, установленных данной нормой.

Согласно пункту 2 статьи 346.11 главы 26.2 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций.

С учетом изложенного, поскольку организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком налога на прибыль организаций, то норма пункта 10 статьи 217 Кодекса об освобождении от обложения НДФЛ сумм, уплаченных работодателями за оказание медицинских услуг своим работникам, в данном случае не применяется.

В части страховых взносов.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, если вышеупомянутый договор на оказание медицинских услуг работникам организации заключается на срок не менее одного года с медицинской организацией, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданную в соответствии с законодательством Российской Федерации, то суммы платежей по такому договору не подлежат обложению страховыми взносами.

Пунктом 2 статьи 346.11 главы 26.2 Кодекса определено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров в Российскую Федерацию, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса. Соответственно, операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, НДС не облагаются.

Заместитель директора Департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимовА.Т. Заитов

Обзор документа

К расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся расходы работодателей по договорам на оказание медуслуг, заключенным в пользу работников на срок не менее 1 года с медорганизациями, имеющими лицензии. Суммы платежей по такому договору не облагаются страховыми взносами.

Суммы оплаты стоимости медуслуг не облагаются НДФЛ, если работодатель платит налог на прибыль. По УСН такого освобождения не предусмотрено.

В отношении НДС Минфин разъяснил, что операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые организациями на УСН, НДС не облагаются.

Источник

Льготное налогообложение медицинских организаций: шипы и розы. Часть I

льготы по налогам, применение налоговых вычетов.

В отношении платных медицинских услуг действуют следующие налоговые льготы и преференции.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

В настоящей статье мы рассмотрим льготу только в отношении медицинских услуг, оказываемых населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (абз.3 пп.2 п.2 ст.149 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

С 1 января 2011 года до 1 января 2020 года организации, осуществляющие медицинскую деятельность, имеют право применять налоговую ставку 0% на основании п.1.1. ст.284 НК РФ, в порядке, предусмотренном пп. ст. 284.1 НК РФ. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Лица, оплатившие свое лечение или лечение близких родственников, а также стоимость лекарственных препаратов для медицинского применения, имеют право на получение налогового вычета по налогу на доход физических лиц на основании пп.3 п.1 ст. 219 НК РФ и в порядке предусмотренном пп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 219 НК РФ.

Региональные льготы. Налог на имущество

При оплате налога на имущество, если организация уплачивает его исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых для медицинской деятельности, налогоплательщик имеет право уплачивать налог в размере 25% от кадастровой стоимости, в порядке предусмотренном п. 2 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций». Такая льгота может быть установлена и в других регионах Российской Федерации, поскольку право предоставления данной льготы закреплено за субъектами РФ абз. 2 п. 3 ст. 56 НК РФ.

Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты

В целом порядок применения льгот и последствия их утраты приведен в Таблице 1. «Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты».

Общим условием для применения льготы для всех налогов является наличие у медицинских организаций лицензии на осуществление медицинской деятельности. Очевидно, что, не подтвердив льготу, налогоплательщик должен будет пересчитать налоговую базу и ему придется оплатить штраф за занижение налоговой базы и пени за несвоевременную уплату налога, это касается НДС, налога на прибыль, налога на имущество.

Льготы по различным налогам отличаются не только порядком/правом использования, условиям применения, но, что важно, для каждого налога установлен свой предмет льготирования: по НДС это медицинские услуги, для Налога на прибыль это медицинская деятельность, для НДФЛ это расходы на лечение, для Налога на имущество это помещения, используемые для осуществления медицинской деятельности. Поэтому важно еще и разобраться, что понимается под каждым из этих терминов.

Таблица 1. Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты.

— Если налогоплательщик не организовал раздельный учет поступивших товаров, работ, услуг принимающих участия, как в облагаемых, так и необлагаемых операциях, по таким товарам, работам, услугам весь входящий НДС не может быть принят к вычету. (Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2013 N 966-О).не применяется при оказании косметических, ветеринарных и санитарно-эпидимеологических услуг (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ)данные услуги облагаются НДС.деятельность ведется в своих интересах (п. 7 ст. 149 НК РФ)Освобождение не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоровСтавка 0 % по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность (Ст.284.1 НК РФ)Уведомительный характер, по желанию организации. Не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0 процентов, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (п.5 ст.284.1 НК РФ)— услуги должны соответствовать Перечню видов медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 N 917 (п.1 ст. 284.1 НК РФ )

— если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— если доходы организации за налоговый период от осуществления медицинской деятельности, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с 25 главой НК РФ, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ

— если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;

— если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

— если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
(п. 3 ст. 284.1 НК РФ)

Проблемы и задачи, встающие перед бухгалтером для обеспечения права на применение льготы у коммерческой организации, оказывающей платные медицинские услуги

Перечни льготируемых услуг. Первой особенностью, которая создает проблему при обоснованности применения льгот, является отсутствие единой унифицированной терминологии для всех нормативных актов, касающихся медицины и налогообложения. Перечням льготируемых услуг, на которые ссылается Налоговый Кодекс, не хватает конкретики, чтобы достаточно легко и просто сопоставить с ним услуги любой медицинской организации, и разделить их на льготируемые и нельготируемые, медицинские и немедицинские. В Клиниках, оказывающих широкий спектр услуг, эта проблема встает очень остро. Компетенции бухгалтера здесь недостаточно, требуется оценка специалиста от медицины, причем достаточно широкого профиля и высокого уровня компетентности.

Лицензирование. Как уже говорилось выше, общим условием для применения льготы является наличие лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Чтобы осуществить возможность применения льготы, необходимо всю номенклатуру услуг сопоставить с имеющейся у Клиники лицензией, выявить услуги, на которые у нее нет лицензионного разрешения и правильно организовать учет таких услуг. Клиники не всегда имеют лицензии на все виды лицензируемой медицинской деятельности и часто пользуются услугами подрядчиков, поэтому возникает вопрос в отношении применимости льгот к услугам, оказанным подрядчиками.

Разъяснения контролирующих органов и судебные решения касаются в основном налога на добавленную стоимость, и сводятся к тому, что услуги исполненные подрядчиком также льготируется при наличии у подрядчика лицензии на соответствующий вид деятельности, в пределах стоимости услуг у подрядчика (Письмо ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@ Письмо ФНС России от 27.03.2013 N ЕД-18-3/313@,Постановлении ФАС Московского округа от 10.03.2005 по делу N КА-А40/1214-05).

Прочие критерии. Как видно из таблицы, набор критериев для применения льгот для каждого налога свой, поэтому контроль за соблюдением критериев и необходимые расчеты по ним должны обеспечиваться отдельно по каждому налогу. Для подтверждения права на льготу по НДС и снижения налоговой нагрузки необходимо ведение раздельного учета облагаемых и необлагаемых услуг. Для оценки доли медицинской деятельности в общей сумме доходов, учитываемых для налогообложения прибыли необходим раздельный учет услуг относящихся к медицинской деятельности. Для применения вычета по НДФЛ надо вести учет дорогостоящих и не дорогостоящих видов лечения.

Программное обеспечение. При большой номенклатуре услуг, которые исчисляются тысячами и объеме оказываемых услуг, количество которых исчисляются десятками тысяч, стандартного бухгалтерского программного обеспечения недостаточно, необходим качественный программный ресурс, который собственно сопровождает медицинскую деятельность (регистратура, расписание, история болезней) и позволяет вести персонифицированный учет оказываемых услуг, обеспечивая дифференциацию льготируемых и нельготируемых услуг и интеграцию этих данных в стандартные бухгалтерские программы для дальнейшего корректного формирования налоговых регистров.

Теперь, когда общий круг проблем обрисован, можно приступить ко второй части статьи и погрузиться в детали и реалии применения льгот, пройтись по ряду важных проблем их применения для каждого из налогов. Такая детализация может представлять интерес для бухгалтеров медицинских организаций, для методологов и аудиторов.

Источник

Особенности налогообложения государственных учреждений здравоохранения *

«Бухучет в здравоохранении», 2012, N 4

Статья впервые опубликована в нашем журнале в N 2/2011.

Изменение правового статуса бюджетных учреждений

В период с 1 января 2011 г. по 1 января 2012 г. (переходный период) каждое государственное учреждение должно определить свой новый правовой статус.

После изменения правового статуса учреждение здравоохранения вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии, выданной этому учреждению до изменения его типа, до окончания срока действия лицензии.

Налогообложение казенных учреждений

Основной деятельностью казенного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которого оно создано. Причем казенное учреждение имеет ограниченные права. Оно может быть создано только Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями Российской Федерации. Учредительным документом казенного учреждения является его устав. Имущество, находящееся у казенного учреждения, закреплено за ним на праве оперативного управления; следовательно, казенное учреждение не имеет права распоряжаться имуществом без согласия собственника этого имущества. Оно также не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются. Казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц. При проведении любых закупок казенные учреждения обязаны проводить тендеры. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами только через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства. Казенное учреждение может оказывать только такие платные услуги, которые предусмотрены его уставом. Особо следует обратить внимание читателей журнала на то, что доходы от этой деятельности казенное учреждение должно перечислять в бюджет соответствующего уровня. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности вышеуказанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Казенные учреждения не имеют права применять упрощенную систему налогообложения, а также единый сельскохозяйственный налог. Они освобождаются от уплаты государственной пошлины при использовании слова «Россия» в своем наименовании.

С 2011 г. отменена ст. 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которая определяла особенности исчисления налога на прибыль бюджетными учреждениями. Это означает, что в отношении бюджетных учреждений нормы гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ должны распространяться в общеустановленном порядке. При расчете налога на прибыль доходами казенного учреждения здравоохранения не признаются бюджетные средства, перечисленные казенному учреждению, в пределах установленного лимита, а также доходы, полученные от производства казенным учреждением работ или оказания услуг. Расходами для целей налогообложения не признаются расходы казенных учреждений в связи с исполнением ими государственных (муниципальных) функций и оказания услуг.

При предоставлении на территории Российской Федерации казенными учреждениями в аренду федерального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ в редакции Закона N 83-ФЗ). В этом случае налоговыми агентами будут являться арендаторы вышеуказанного имущества, которые определяют налоговую базу отдельно по каждому арендованному объекту, исчисляют и уплачивают в бюджет соответствующую сумму НДС, которую впоследствии они смогут принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Налогообложение бюджетных учреждений нового типа

Учредительным документом бюджетного учреждения является устав, который должен содержать наименование учреждения с указанием типа, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.

Бюджетные учреждения здравоохранения должны обеспечивать открытость и доступность следующих документов: учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения, положений о филиалах, планах финансово-хозяйственной деятельности, годовой бухгалтерской отчетности, государственного задания на оказание услуг, отчета о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного имущества. Бюджетное учреждение здравоохранения выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.

Бюджетные учреждения здравоохранения являются плательщиками НДС.

Субсидии, предоставляемые из бюджета соответствующего уровня бюджетным учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания, не облагаются НДС. А вот услуги, оказываемые бюджетными учреждениями на платной основе, вне зависимости от того, оказываются они в рамках задания или сверх выполнения задания учредителя, облагаются НДС в общеустановленном порядке.

При этом следует отметить, что ст. 149 НК РФ устанавливает широкий перечень операций, освобождаемых от НДС. К ним, в частности, относятся:

Согласно Письму Минфина России от 05.03.2010 N 03-07-07/05 платные медицинские услуги, которые оказываются пациентам в стационаре, не облагаются НДС. Этим налогом также не облагаются услуги по стоматологии, стоматологии ортопедической, стоматологии профилактической, стоматологии хирургической и стоматологии детской. Сложнее обстоит ситуация с косметическими и косметологическими услугами, оказываемыми медицинскими учреждениями. С одной стороны, косметологические услуги являются медицинскими услугами и в соответствии со ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС, за исключением услуг косметических, которые по своей сути медицинскими услугами не являются и лицензированию не подлежат. Однако Минфин России в Письме от 11.02.2009 N 03-07-07/07 подчеркнул, что косметологические услуги не могут быть освобождены от обложения НДС, так как согласно ОКВЭД косметологические услуги относятся к «Прочей деятельности по охране здоровья» без деления косметологических услуг на лечебные и косметические. Но существующая арбитражная практика показывает, что такое решение Минфина России нарушает права медицинских учреждений. Таким образом, в случае если медицинское учреждение имеет лицензию на оказание услуг по терапевтической и хирургической косметологии, такие услуги могут быть освобождены от уплаты НДС, но такое право учреждениям придется отстаивать в суде.

НДС также не облагается реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми медицинских организаций. Но данное освобождение распространяется только на столовые медицинских организаций, полностью или частично финансируемых из бюджета либо из Фонда обязательного медицинского страхования.

Одним из наиболее сложных с точки зрения начисления НДС является проведение клинических исследований медицинских препаратов. Учреждения здравоохранения, проводящие клинические исследования лекарственных средств, могут заключать договоры как с российскими, так и с иностранными организациями.

В случае если организация-заказчик не имеет представительства на территории Российской Федерации, работы по исследованию лекарственных средств НДС облагаться не будут.

Наибольшей самостоятельностью обладают автономные государственные учреждения здравоохранения.

Налогообложение автономных государственных учреждений

Текущий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью федерального автономного учреждения осуществляет федеральный орган исполнительной власти, который назначает руководителя учреждения. Высшим органом управления автономным учреждением является наблюдательный совет.

Автономное учреждение обязано ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества. Согласно Закону N 239-ФЗ автономное учреждение должно обеспечить открытость и доступность сведений, содержащихся в следующих документах:

Эти сведения размещаются на сайте Федерального казначейства.

Автономные учреждения в обязательном порядке получают от учредителя государственное или муниципальное задание на оказание услуг, выполнение работ. Причем автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения задания учредителя.

Автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств. Финансирование деятельности автономных учреждений осуществляется в виде государственных субсидий, направленных на выполнение задания (размер субсидий определяется так же, как и в случае с бюджетными учреждениями), разовых субсидий, дохода от оказания платных услуг, добровольных взносов, грантов и спонсорских средств. Автономные учреждения здравоохранения могут оказывать платные услуги, перечень которых должен быть закреплен в уставе автономного учреждения и соответствовать уставным целям его деятельности. Размер платы за оказание платных услуг определяется учредителем автономного учреждения и регламентируется Постановлением Правительства РФ от 02.12.2009 N 984 «О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти платных услуг». Размер оплаты не может превышать экономически обоснованные расходы на оказание услуги. При этом под экономически обоснованными затратами понимаются затраты на оплату труда, приобретение расходных материалов, коммунальные платежи, затраты на содержание и использование имущества, общехозяйственные расходы. Доходы автономного учреждения от оказания платных услуг поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения. Отметим, что платные услуги могут быть предусмотрены и в рамках государственного (муниципального) задания учредителя для автономного учреждения в случаях, определенных федеральными законами. В конце финансового года у автономного учреждения может возникнуть ситуация, при которой часть субсидий, выделенная из бюджета, не была использована. В случае если речь идет о субсидиарных средствах, предоставленных на выполнение задания, автономное учреждение может использовать их в следующем году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности. Бюджетные средства, перечисленные автономному учреждению на другие цели и не использованные им в течение финансового года, должны быть возвращены в бюджет.

Автономные учреждения могут открывать лицевые счета как в кредитных организациях, так и в органах Федерального казначейства и в финансовом органе региона (муниципального образования). Причем открытие автономным учреждениям счетов в органах Федерального казначейства в соответствии с законодательством производится не по желанию учреждения, а по усмотрению учредителя. При этом автономное учреждение не может отказаться от открытия счетов в Федеральном казначействе.

Необходимо обратить внимание читателей журнала на то, что счета, которые были открыты органами Федерального казначейства для учета операций со средствами, поступающими автономным учреждениям, а также счета, которые предназначены для выдачи наличных денежных средств автономным учреждениям и их обособленным подразделениям, обслуживаются учреждениями Банка России без взимания платы.

Закон N 239-ФЗ устанавливает порядок ведения операций с бюджетными средствами. Так, бюджетные инвестиции, направленные на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением государственного задания, могут учитываться только на специальных счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. То же касается и средств, поступающих автономным учреждениям в рамках обязательного медицинского страхования. При этом расходование средств с этих счетов возможно без предоставления подтверждающих документов, а субсидии, предоставленные на другие цели (кроме покрытия нормативных расходов на выполнение государственного заказа), могут учитываться и на лицевых счетах, открытых автономным учреждением в кредитных организациях. Поступление и расходование средств на этих счетах возможно только после проверки документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы.

Каждое автономное учреждение наделяется имуществом, необходимым для выполнения им своих функций, которое подразделяется на недвижимое имущество, особо ценное движимое имущество и движимое имущество, не включенное в состав особо ценного движимого имущества.

Собственником данного имущества в зависимости от уровня подчиненности являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования. Имущество передается автономным учреждениям на праве оперативного управления. Автономное учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться следующими видами имущества:

Остальными видами имущества автономное учреждение распоряжается самостоятельно. Для участия своим имуществом в капитале других юридических лиц автономное учреждение должно получить согласие у своего учредителя.

Учет недвижимого и особо ценного движимого имущества должен вестись раздельно.

Учредитель автономного учреждения контролирует осуществление крупных сделок, которые совершаются автономным учреждением только с предварительного согласия наблюдательного совета.

Автономные учреждения вправе привлекать и предоставлять заемные средства, осуществлять сделки с ценными бумагами.

Автономные учреждения получили право производить закупки без конкурсных процедур. Так как автономные учреждения больше не являются получателями бюджетных средств, они не могут выступать государственными или муниципальными заказчиками на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и не подпадают под действие Закона N 94-ФЗ.

Автономные учреждения получили не только большую самостоятельность, но и большую ответственность за ведение финансово-хозяйственной деятельности. Учредитель автономного учреждения не несет ответственности за обязательства учреждения, автономное учреждение отвечает за принятые им обязательства своим имуществом, за исключением недвижимого имущества, принадлежащего собственнику, и особо ценного движимого имущества.

Для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность и являющихся плательщиком налога на прибыль, с 2011 г. установлен льготный порядок налогообложения путем применения нулевой ставки по налогу на прибыль ко всей налоговой базе, за исключением налоговой базы по доходам в виде дивидендов и доходам в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам. Эта льгота предоставляется на период до 1 января 2020 г. Применение нулевой ставки возможно только с начала налогового периода. Для того чтобы медицинское учреждение могло ею воспользоваться, оно должно подать заявление и представить копию лицензии на осуществление медицинской деятельности в срок до 1 декабря предшествующего года.

Для получения льготы медицинское учреждение должно соблюдать следующие условия:

До 28 марта медицинское учреждение, применяющее нулевую налоговую ставку по налогу на прибыль, должно представить в налоговую инспекцию сведения о доле доходов от осуществления медицинской деятельности в общей сумме доходов, а также о численности работников в штате. Если данные сведения не будут направлены в срок, то за этот налоговый период будет применена 20%-ная ставка налога.

Те организации, которые применяли льготную ставку и отказались от нее либо утратили право на нее, не вправе перейти на использование нулевой ставки в течение пяти лет с года, в котором налог вновь исчисляется по ставке 20%.

Для целей налогообложения по налогу на прибыль автономному учреждению необходимо разработать учетную политику и регистры налогового учета. Автономное учреждение обязано вести раздельный учет доходов и расходов, получаемых от бюджетной и внебюджетной деятельности.

При этом автономное учреждение не имеет права уменьшать доходы, полученные от внебюджетной деятельности, на величину расходов, финансирование которых осуществляется за счет выделенных субсидий. Субсидии в расчет налоговой базы по налогу на прибыль не включаются.

Автономные учреждения вправе применять упрощенную систему налогообложения, в случае применения которой они освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, полученных в виде дивидендов, и по операциям с отдельными видами долговых обязательств), налога на имущество, НДС. Автономное учреждение самостоятельно определяет объект налогообложения в случае применения упрощенной системы налогообложения. Если объектом налогообложения являются доходы, то налоговая ставка устанавливается в размере 6%; если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то она равна 15%. Важно отметить, что выбранный объект налогообложения не может изменяться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

Для перехода на упрощенную систему налогообложения в автономном учреждении здравоохранения должны соблюдаться следующие условия:

Обратите внимание! В состав налоговой базы при расчете налога по упрощенной системе налогообложения не включаются целевое финансирование и субсидии, выделяемые собственником.

Автономные учреждения являются плательщиками НДС, за исключением случая, если они применяют упрощенную систему налогообложения. НДС также не начисляется в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход.

Так же как и в случае с бюджетными учреждениями здравоохранения, субсидии, предоставляемые автономным учреждениям, НДС не облагаются. Этот налог начисляется с операций по реализации товаров, работ, услуг на платной основе, реализации имущественных прав на территории Российской Федерации, выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Автономное учреждение, осуществляющее операции, подлежащие обложению НДС, и операции, освобожденные от обложения НДС, обязано вести раздельный учет таких операций. Это необходимо, когда организация использует приобретенные товары одновременно как в деятельности, облагаемой НДС, так и в деятельности, не облагаемой этим налогом. В этом случае одна часть «входного» НДС принимается к вычету, а другая учитывается в стоимости приобретенных товаров. Сложным вопросом является распределение «входного» НДС от приобретенного неделимого имущества, которое одновременно используется и в тех, и в других операциях.

В этом случае часть НДС, уплаченного по такому имуществу, работам и услугам, принимается к вычету, а часть включается в их стоимость. Суммы НДС, принимаемые к вычету, определяются исходя из стоимости отгруженных товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению в общей стоимости товаров, отгруженных за соответствующий налоговый период. Аналогично рассчитывается и сумма НДС, включаемая в стоимость этих товаров. При этом базой для расчета является стоимость отгруженных товаров (работ, услуг). При этом не имеет значения, перешло право собственности покупателю на товар или нет.

Для ведения раздельного учета автономное учреждение здравоохранения должно использовать регистры бухгалтерского учета и в случае необходимости самостоятельно разработать документы для раздельного учета.

В случае отсутствия раздельного учета по суммам «входного» НДС эти суммы не подлежат вычету.

Автономное учреждение здравоохранения может получить льготу по НДС. Если объем выручки автономного учреждения за три последовательных месяца не превышает двух миллионов рублей, автономное учреждение может воспользоваться правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

После отправки уведомления о применении права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС автономное учреждение должно восстановить суммы налога, ранее принятые им к вычету. Причем восстановить необходимо суммы налога, относящиеся к товарам, работам, услугам, в том числе к основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, но не использованным для вышеуказанных операций до использования права на освобождение. Автономное учреждение, получившее право на освобождение от уплаты НДС, не обязано представлять налоговую декларацию по НДС, за исключением случая, если оно выступает в качестве налогового агента. Такая ситуация может возникнуть при получении в аренду от публично-правового образования государственного или муниципального имущества.

По истечении 12 последовательных календарных месяцев автономное учреждение должно подтвердить правомерность использования льготы.

Автономное учреждение здравоохранения может также применять единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

В автономных учреждениях здравоохранения, а также на прилегающих территориях могут располагаться пункты общепита, розничной торговли, предоставления бытовых услуг населению. Передача в аренду площадей таким организациям является одним из источников дохода автономного учреждения. Если автономное учреждение здравоохранения сдает в аренду помещение для осуществления отдельных видов деятельности, то может возникать объект обложения ЕНВД.

К объектам, передача которых в аренду облагается ЕНВД, относятся:

Автономные учреждения должны представлять налоговые декларации по налогу на прибыль ежеквартально и, соответственно, уплачивать налог по окончании отчетного периода, то есть по итогам I квартала, полугодия, девяти месяцев, независимо от объемов получаемых доходов.

Если автономное учреждение не осуществляет операции, в результате которых происходит движение денежных средств, оно может представить единую налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом. При этом единая упрощенная декларация должна содержать ссылку на применяемую систему налогообложения.

В случае применения упрощенной системы налогообложения автономное учреждение должно уплачивать квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода, то есть за I квартал, полугодие, девять месяцев. При этом внутри квартала ежемесячные авансовые платежи в бюджет не производятся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *