какие нормы регулировали отношения людей в первобытном обществе
Теория государства и права. Шпаргалка
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания. Экономика в первобытно—общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.
Первичное объединение организации людей — род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.
Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.
Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно—общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов
в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.
Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:
1) миф (эпос, сказание, предание) — художественно—образная или предметно—фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;
2) обычай — передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;
3) ритуал — совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;
4) религиозный обряд — совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.
Социальные нормы первобытного общества
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальные нормы первобытного общества: сущность, источники, характерные черты
Жизнь первобытного общества (добывание пищи, брачно-семейные отношения, и др.) не была хаотичной и неуправляемой. Она регулировалась определёнными обычаями и традициями, в которых закреплялись обряды, ритуалы, табу и другие правила поведения членов первобытной общины в определённых жизненных ситуациях.
Социальные нормы первобытного общества – это совокупность правил поведения, которые устанавливались и обеспечивались родовыми общинами и племенами, и через посредство которых происходило регулирование общественных отношения в указанных социальных группах.
Источники социальных норм первобытного общества:
Черты социальных норм первобытного общества:
Готовые работы на аналогичную тему
Социальная эволюция человеческого общества насчитывает около 40 тыс. лет. Определенные правила человеческого общежития, социальное управление, нормативное регулирование возникли задолго до появления первых государств. Эти общественные феномены формировались в рамках естественно-исторического процесса и были обусловлены суровыми условиями существования человека, необходимы для сохранения форм его бытия.
Основной формой человеческого социума в то время была первобытная родовая община, представлявшая собой объединение людей на принципах кровного родства, совместной собственности на орудия труда и продукты деятельности и общего коллективного труда. Этими принципами определялись равенство членов общины и нераздельность их интересов. По своей природе управление родовой общине было естественным самоуправлением: органы власти (вожди, старейшины, собрание взрослых членов рода и др.) не были отчуждены от объекта управления.
Для системы нормативного регулирования первобытного общества присущи характеристики:
Естественно-природный характер, исторически обусловленный процесс формирования;
Действие на основе обычая;
Синкретичность (нерасчлененность) норм ритуальных, религиозных и первобытной морали;
Отсутствие предоставительно-обязывающего характера у предписаний мононорм, так как они были выражением необходимых условий жизнедеятельности человека;
Членом первобытной родовой общины просто не отделялись собственные интересы от интересов всей родовой организации;
Преимущественное доминирование запретов в форме табу.
Табу – непререкаемый запрет, нарушение которого карается сверхъестественными силами.
Предполагается, что первое табу возникло на инцесты – кровнородственные браки, что и послужило одним из факторов выделения человека из животного мира.
Распространение социальных норм и правил поведения только на данный родовой коллектив;
Большая нормативно-регулятивная роль саг, былин, мифов, сказаний и прочих форм художественного общественного сознания;
Специфические санкции: осуждение нарушителя социальных норм со стороны коллектива общественное порицание или остракизм, в результате которого человек переставал быть частью коллектива, что практически являлось равносильным смерти.
Формирование права
Право подобно государству возникает в процессе естественно-исторического развития общества, в результате происходящих в общественном организме процессов. При этом о происхождении права существуют различные теоретические версии. Теория марксизма обстоятельно излагает одну из них: общественные разделения труда и рост производительных сил приводят к избыткам прибавочного продукта, что служит причиной формирования института частной собственности, и, как следствие, антагонистических классов, для господства одного из которых и необходимы государство и право. Таким образом, марксистская модель на первый план выдвигает политические причины возникновения права.
Процесс формирование права проявляется через:
В процессе санкционирования обычаев и создания судебных прецедентов особо важная роль игралась судебной деятельностью жрецов, верховных правителей, а также назначаемых ими лиц.
Таким образом, из социальных норм первобытного общества возникла принципиально на тот момент новая регулятивная система (право), которая отличается содержанием правил, способов воздействия на поведение людей, форм выражения, механизмами обеспечения.
2. Социальные нормы первобытного общества
Внутренне присущим признаком любой социальной общности, любого человеческого общества являются урегулированность и упорядоченность общественных отношений. Возьмем ли мы первобытное общество, современное, либо те или иные формальные или неформальные объединения людей (включая различные преступные группировки) мы всегда обнаружим тот или иной порядок. Достигается он, как было показано выше, с помощью власти и социальных норм. Понятно, что способы осуществления власти и социальная направленность этих норм в различных общностях будут различны, но их наличие является столь же необходимым, сколь необходимы для отдельного человека сознание и тело.
Урегулированность и порядок — это и есть такое качество социального организма, которое объективно требует социального регулирования. В противном случае общество не только не сможет нормально и прогрессивно развиваться, оно не сможет существовать.
Регулировать в переводе с латинского означает подчинять определенному порядку, правилу, упорядочивать; устанавливать правильное взаимодействие частей механизма.
Выделяют два вида социального регулирования: индивидуальное и нормативное. Индивидуальное — это упорядочение поведения людей при помощи приказов, велений, относящихся к конкретному лицу и к конкретной ситуации. Например, старейшина приказал какому-то конкретному члену родовой общины в ближайшую ночь поддерживать огонь. Нормативное — это упорядочение поведения людей при помощи социальных норм, то есть общих, неперсонифицированных правил поведения, которые распространяются на всех членов рода. Именно социальные нормы первобытного общества явились прообразом будущего права.
Таким образом, социальные нормы — это правила поведения, регулирующие отношения между людьми.
До недавнего времени считалось, что социальные нормы возникли, прежде всего, в силу материальных, экономических предпосылок. Так, Ф. Энгельс писал: «На известной, весьма ранней стадии развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом»[19]. В данной цитате достаточно четко просматриваются материальные предпосылки возникновения социальных норм. Однако являются ли они единственными? Вопрос этот возникает не случайно. Дело в том, что многие ученые при анализе этой проблемы ограничивались приведением данного положения Ф. Энгельса. Другие, становясь сегодня на позиции тотального отрицания марксизма, отрицают и материальные предпосылки возникновения социальных норм, выплескивая, тем самым, вместе с водой и ребенка. Материальные предпосылки являются одними из важнейших, но далеко не единственными.
В первой половине XX в. фундаментальные исследования различных сторон жизни первобытных, архаичных обществ позволили французскому этнографу и социологу Клоду Леви-Строссу разработать и обосновать идею, согласно которой производство человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явилось исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы[20]. Суть запрета заключалась в недопущении половых отношений между мужчинами и женщинами одного рода. В данном случае имеет место биологическая причина.
Л.С. Васильев, популяризируя Леви-Стросса, писал: «Отказ от права на женщину своей группы создал условия для своего рода социального контракта с соседней группой на основе принципа эквивалента и тем самым заложил фундамент для системы постоянных коммуникаций: обмен женщинами, имуществом или вещами (дарами), словами-знаками, символами составил структурную основу культуры с ее ритуалами (в первую очередь брачными), нормами, правилами, запретами табу и прочими социальными регуляторами»[21].
Существовали социальные нормы, в генезисе которых лежали биологические, природные, хозяйственные, религиозно-обрядовые, санитарные и другие основания. Так, у многих народов Малой и Средней Азии, Африки существовал запрет есть свинину, вызванный, по-видимому, тем, что свиньи на юге заражены опасными паразитами. Этот запрет из далекого прошлого вошел в мусульманскую религию и стал религиозным запретом. Его нарушителю грозило не только осуждение сограждан, церковная эпитимия, но и весьма суровое наказание вплоть до смертной казни. Здесь имела место санитарная причина.
Любопытно, что в отдельных случаях возникновение социальных норм детерминировали антиалкогольные причины. Так, в отдельных религиозных течениях (адвентисты седьмого дня) существует запрет есть зайчатину. Объясняется это следующим образом. Организм зайца устроен таким образом, что в процессе переваривания пищи в нем выделяется большое количество алкоголя. А поскольку алкоголь употреблять запрещено, запрещено есть и зайчатину.
А вот причина возникновения другой, весьма распространенной в древние времена, социальной нормы. Поскольку люди работали сообща, взаимопомощь была естественным явлением, она распространялась на все стороны жизни рода или племени. В столкновении с другими родами, в защите человека рода от посягательства извне члены сообщества проявляли полную солидарность. Из этого естественного чувства самозащиты вытекало у всех без исключения народов стремление мстить за вред, нанесенный роду или отдельному его члену. Если, например, убит был член рода, его сородичи обязаны были отомстить убийце иди другому члену рода. Древние скандинавы давали клятву: «Годы превратят скорлупу устрицы в пыль, пройдет еще тысяча лет, но месть не перестанет пылать в моем сердце»[22]. При этом ни у кого не возникло вопроса, какой природы эта обязанность: нравственная, моральная или религиозная. Отступнику грозило всеобщее презрение, жестокое наказание и гнев богов. Напротив, жестокая месть всячески поощрялась.
Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называют мононормами. Впервые понятие «мононорма» ввел видный советский специалист по этнографии А.И. Першиц: «Мононорма (от греч. monos — один, единый и лат. norma — правило) — обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нравственности, этикета и т.п.»[23]. Вне всякого сомнения, в сознании первобытного человека не могло возникнуть вопроса, какой именно социальной нормой в данном случае он руководствуется, но это отнюдь не означает, что с позиций современных представлений нельзя достаточно отчетливо выделить основные разновидности социальных норм того периода времени и обозначить их особенности.
Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являются обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу, агрокалендари и мифология.
Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.
Особенностью обычаев является то, что их никто не придумывает, не устанавливает, не навязывает обществу. Они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения, которому бессознательно следовали все члены рода, а многократная повторяемость делала такое поведение привычкой. Затем обычаи осознавались людьми как необходимые условия их жизни и передавались из поколения в поколение.
Нормы первобытной морали — правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.
Нормы морали возникают значительно позже обычаев, а именно на том этапе развития человеческого общества, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла.
Религиозные нормы — правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.
Неспособность первобытных людей научно объяснить многие явления природы, бессилие перед ними привели к тому, что их стали объяснять через существование чего-то сверхъестественного, фантастического, божественного. Люди сами себе «придумали» божество (животное, гора и т.п.) и стали ему поклоняться. Особое место в их жизни начинает занимать отправление религиозных культов, т.е. телодвижения, заклинания и т.п., имеющее целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественные силы. Обязательной частью религиозного культа того периода времени являлось жертвоприношение богам, духам даров, заклание животных (иногда людей) на жертвенниках и в святилищах.
Особое значение в условиях первобытного общества имела система табу.
Табу — религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов.
По своему содержанию и формам эти запреты были крайне разнообразны, охватывая в той или иной степени все стороны личной и общественной жизни первобытного человека. Сущность табу — в идеологическом освещении и закреплении существующего в обществе порядка[24].
Ряд авторов полагают, что табу не создает ни обычая, ни морали, а лишь закрепляет обычаи и с этой точки зрения вообще не является самостоятельной социальной нормой. Более правильной представляется позиция, в соответствии с которой система табу является системой обычаев, но облечена она в форму религиозного запрета. И именно в этом его особенность.
Агрокалендари — система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов.
Их возникновение относится к периоду производящей экономики, когда люди начали активно заниматься земледелием. Складывались они на основе многолетних наблюдений и касались, прежде всего, сроков выполнения тех или иных сельскохозяйственных операций. Для того чтобы получить приличный урожай надо знать, когда пахать, сеять, полоть, убирать урожай, как лучше его сохранить и т.п.
Мифология — совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, природных явлениях и т.п.), отражавших представления людей о мире, природе и человеческом бытии.
В мифах закреплялись способы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о нормах семейно-брачных отношений, половые, пищевые и возрастные запреты и целый ряд других правил поведения.
Мононормы как социальные регуляторы
Возникновение и развитие социальных норм в первобытном обществе
Первые правила человеческого поведения возникают с появлением первых социальных организаций — рода и племени в первобытном обществе. В этот период поступки людей регулировались на уровне биологического отбора, например, право на потомство имели только здоровые и сильнейшие представители племени.
По мере развития орудий труда биологическое равновесие между родом и отдельной личностью разрушалось, что требовало новых, надбиологических, социальных регуляторов отношений. Важно, что эти новые правила поведения стали касаться уже всех членов рода, а не только биологически сильнейших или слабейших.
Такие нормы поведения, как правило, выражались в запретах (табу), были выгодны для всего коллектива, поскольку помогали дисциплинировать членов общества с целью выживания всего сообщества с максимальным комфортом.
В процессе жизнедеятельности общества вырабатывались определенные правила, регулирующие отношения в социальной группе. Эти правила, ежедневно и многократно повторяясь, приводили к положительным результатам. Поэтому в дальнейшем они были приняты всеми членами общества, стали общими правилами поведения, то есть обычаями. Такие обычаи были подкреплены религиозно-мифологическим коллективным сознанием.
В дальнейшем люди стали понимать, какие из этих обычаев являются наиболее правильными и справедливыми с точки зрения всех ее членов, что хорошо, а что плохо для рода. Тем самым, стали выделяться зачатки моральных норм.
Таким образом, постепенно на протяжении продолжительного времени был сформирован феномен социальной нормы, условиями формирования которой стали биологические, производственные, экономические, религиозно-обрядовые и другие предпосылки.
Понятие, признаки, цель и функции мононорм в первобытном обществе
Такие сформировавшиеся в процессе исторического развития социальные нормы, регулирующие поведение людей в первобытном обществе, получили название «мононорм». Этот термин ввел в оборот русский историк — этнограф А.И. Першиц.
Мононормы – это первые социальные регуляторы поведения людей в первобытных обществах, которые включали в себя зачаточные элементы религии, морали и права в едином, неразделенном составе.
Мононормы находятся в органической связи с экономикой и идеологией первобытного общества, в котором человек по-прежнему является частью природы.
Основные признаки мононорм:
Цель мононорм – обеспечить гармоничное существование и воспроизводство конкретных сообществ в естественной среде обитания.
Основные функции мононорм:
Способы регулирования и содержание мононорм
Хотя, как указывалось выше, мононормы имели синкретический, нераздельный характер, однако, уже в первобытных обществах обозначилась их внутренняя структура в виде запретов, дозволений, позитивных обязываний.
Поведение первобытных людей регулировалось по определенной формуле: «нельзя-можно-должно»:
Содержание мононорм:
1. Мононормами разрешалось — «можно»:
2. Монормами запрещалось — «нельзя»:
3. Мононормами было дозволено — «должно»: позитивное обязательство было направлено на:
Формы выражения мононорм
Первые социальные нормы нашли свое выражение в мифологии, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах и других формах. В связи с чем эти общества часто называются традиционными обществами.
Мифы — это представления людей о происхождении всего сущего на земле (людях, явлениях природы, богах и т.д).
Обычай — традиционно установленная процедура поведения, основанная на привычке и относящаяся к коллективным формам действий.
Традиция — все, что унаследовано от предшественников. Это ценности, нормы, образцы поведения, идеи, вкусы, взгляды и т.д. рассматриваются как традиция.
Ритуал — набор стилизованных и тщательно подготовленных жестов, слов действий, которые выражают некоторые религиозные представления или бытовые традиции. Ритуал имеет символическое значение. Он призван инсценировать какое-либо событие (например, проведение ритуала для вызова дождя).
Обряды сопровождают важные моменты жизни человека от рождения до смерти.
Табу — абсолютный запрет, накладываемый на любое действие, слово, предмет. Он регламентировал важнейшие стороны жизни человека: обеспечивал соблюдение брачных норм, защищал от связанных с ним опасностей, в частности, существовал запрет прикосновения к трупу.
Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.
Нормы в первобытном обществе
Социальные нормы первобытного общества. Власть основывалась на социальных нормах, предпосылками появления социальных норм можно считать развитие экономических и материальных отношений, социально-значимые отношения регулировались обычаями, ритуалами, обрядами, мифами, моральными и религиозными правилами.
Признаки социальных норм в первобытном обществе:
1) Регулировали отношения между людьми
2) Регулировали типичные ситуации
3) Носили сознательно волевой хар-ер
4) Рассчитаны на многократные применения и неопределенный круг лиц
5) Закреплены в сознании членов первобытного общества
6) Обеспечивали применения к нарушителю мер принудительного воздействия со стороны соплеменников, а также убеждение возможности наказания духов предков или божеств
7) Социальные нормы носили недифференцированный хар-ер, то есть являлись моно нормы. Моно норма– это единые не дифференцированные правила, содержащие обычаи, религиозные, моральные и иные положения.
Виды социальных норм:
1) Обычаи – это исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения, с помощью обычаев регулировались производство, обмен товарами, брачные отношения, воспитание детей, отношение с другими родами
2) Ритуалы – правило поведения (более красочно, шоу), Источник: Чертова Н. А
3) Обряды – правило поведения (воспитательные цели преследует, то, что проникает через психику, например обряд посвящения в войны)
4) Мифология –совокупность примеров должного или недопустимого поведения, которым должны следовать люди во взаимоотношениях с природой и друг с другом. Миф –это предание, сказание о Богах, обожествленных героях, первопредках, возникающие в первобытном обществе.
5) Религиозные нормы
7) Нормы Табу—запрет на осуществление к-л действий или произношение определенных слов.
? Чем отличается гос власть от власти потестарной(догосударственной) – см. 7 вопрос – признаки гос власти. Назвать 5-6 отличий:
П/О | ГОС ВЛАСТЬ |
Власть выражала интересы всего общества | Власть носит групповой характер |
Осуществляется старейшинами, отсутствует чиновничий аппарат | Власть осуществляется гос аппаратом. |
Мотив подчинения власти – Власть авторитета | Авторитет власти (подчиняемся под страхом наказания) |
По способу осуществления власти – общественное мнение | Возможность гос принуждения |
Люди объединялись по принципу кровного родства | Население – По территориальному признаку |
Налоги – не собирались | Налоги собирались |
5. Возникновение государства и его отличие от первобытного общества. ( если попадется еще из 6 почитай)
В процессе развития первобытного общества создавались предпосылки для его качественного преобразования. По мере совершенствования орудия труда люди приобретали новые производственные навыки, повышалась производительность труда, стали более разнообразными и противоречивыми интересы членов рода, поэтому считается, что появление собственности, гос-ва, правовых норм связано с изменениями, произошедшими в экономике при переходе от присваивающей к производящей экономике.
Присваивающая экономика(хар-ка):
1) Примитивный способ производства и примитивные орудия труда
2) Зависимость человека от природных условий
3) Коллективная собственность на средства производства
4) Отсутствие четко выраженного разделения труда между мужчинами и женщинами
5) Уравнительное распределение материальных благ.
Переход общества от собирательства, рыболовства и охоты к производящему типу экономики, то есть к скотоводству и земледелию начался 10-15 тысяч лет назад, появлялась частная собственность и общество разделилось на классы, тем самым появилось гос-ва. Важную роль в переходе от первобытного к производящему способу производства сыграло общественное разделение труда, это предшествовало, как считал Энгельс, появлению гос-ва. Было 3 крупнейших общественных разделений труда:
1)отделение скотоводства от земледелия
2)Отделение ремесла от земледелия
3)Обособление группы людей, занимающихся товарообменом – купцы
Общественное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудия труда способствовало росту производительности труда. Человек начал производить большее кол-во продукта, чем было необходимо ему, в результате появился избыточный продукт (накопление орудий труда, запасов товаров и в более поздний период это обособление участков земли) и появление избыточного продукта привело к появлению частной собственности.
В основе появления государства лежат экономико-политические и социальные причины:
1 блок – экономика – политические причины:
1)Крупные общественные разделения труда и появление постоянных производств (земледелие, рыболовство, ремесло);
2)Углубленная специализация труда (земледелие, рыболовство, ремесло + товарообмен)
3)Необходимость охраны частной собственности от внешних захватчиков (причина – появление частной собственности)
4)Необходимость охраны границы территории, где находится производство и частная собственность.
5)Обеспечение постоянного управления обществом.
2 блок – социальные причины:
Выполнение общих дел (действовать коллективно), например, строительство ирригационных сооружений, борьба со стихийными бедствиями и позже, строительство дорог;
Отличие гос-ва от первобытного общества:
1)Власть:
В первобытном обществе – она основывалась на родоплеменном устройстве общества, интересе всех членов рода и основывалась на авторитете, не имела территориального характера;
В государстве – власть распространяется на население, проживающее на его территории;
2)Организация общественной жизни:
В первобытном обществе – самоуправление;
В государстве – публичная власть, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением.
3)Регуляция жизни в обществе:
В первобытном обществе осуществлялась социальными нормами
В государстве – нормами права.
4)Налоги и сборы:
В гос-ве устанавливается система налогов и сборов
В первобытном – отсутствует система налогов и сборов
5)Суверенитет:
В государстве – имеется суверенитет (независимость гос-ва при решении внутренних и внешних вопросов в жизни гос-ва)
В первобытном обществе суверенитет отсутствовал
Теории происхождения государства:
1) теологическая теория (божественная) – Фома Аквинский, Августин, Жан Мольтен – государство создал Бог, а правитель – его посредник
2) патриархальная теория – Аристотель, Фильмер, Михайловский – государство процесс развития семьи, а гос власть возникает из власти отца над членами семьи
3) договорная теория (естественная теория)– Гуго Гроций, Джон Локк, Дидро, Радищев, Спиноза – государство возникает в силу договора, который люди заключили сознательно, чтоб преодолеть недостатки естественного состояния
4) теория насилия – Лев Гумплович, Кауцкий, Дюринг Евгений – обусловлено актом насилия, завоевание
5) ирригационная теория – возникновения государство связано с необходимостью больших сооружений
6) органическая теория – Спенсер – природа развивается, эволюционное развитие природы приводит к образованию объединения людей, которые в процессе естественного отбора образуют единый организм – государство
7) психологическая теория – Лев Петражинский, Фрейд, Фроун, Тард – особенности возникновения государства связывают с психикой человека, которые хотят управлять и подчиняться
8) инцестная теория (половая теория)– Левий-Штросс – запрет на кровосмешение
9) расовая теория – Ницше – основная раса, главная, низшая, которая должна быть уничтожена
10) классовая – Маркс, Энгельс – государство – это продукт социально-экономического развития общества