какие области общественных отношений конституционное право упорядочивает непосредственно

Конституционное право России. Краткий курс

какие области общественных отношений конституционное право упорядочивает непосредственно

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Конституционное право России». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право России. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Конституционное право России как отрасль права и науки. Предмет и методы российского конституционного права

Конституционное право — это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм.

Эти правовые нормы:

• характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками;

• отличаются от норм других отраслей права;

• закрепляют и регулируют общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы (т. е. основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления).

Конституционное право рассматривается в трех аспектах: как отрасль права, наука и учебная дисциплина в системе юридического образования. Конституционное право как самостоятельная отрасль системы российского законодательства имеет собственные предмет правового регулирования и специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права — это совокупность его норм, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает конституционно-правовые нормы и институты. Конституционное право определяется общественными отношениями, которые оно регулирует, т. е. самим предметом конституционного права. Его источником считается Конституция РФ — основной закон в государстве, нормы которого являются исходными для всех отраслей права.

Выступая ведущей отраслью в системе российского права, конституционное право не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно лишь устанавливает основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы последних. Конституционное право регулирует общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Другие же отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни.

Особенностью конституционного права выступает то, что его нормы регулируют лишь определенный слой отношений в указанных сферах, а также то, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не одинаково.

Конституционное право изучает:

— практику осуществления народного суверенитета;

— деятельность органов государственной власти;

— систему прав и свобод человека и гражданина, их защиту;

— федеральное и административное устройство.

Конституционное право как наука изучает преимущественно конституционные процессы, закономерности и тенденции их развития; раскрывает присущие данной отрасли закономерности; формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство.

Предмет науки — это изучение отрасли конституционного права. Данная наука имеет свой собственный мыслительно-категориальный аппарат: теоретические положения и научные концепции. Предмет регулирования конституционного права — это отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя.

Конституционно-правовые отношения — массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности. Конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя России; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в Российской Федерации, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон).

Особенности конституционно-правовых отношений: особое содержание и предмет; особый субъектный состав; значительное число видов. Виды конституционных правоотношений:

• конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности);

• правоотношения общего характера (в них не закрепляется четко субъектный состав и не определяются их права и обязанности).

В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: связанные с установлением конституционных основ гражданского общества, конституционного строя России, регулированием правового статуса личности. Содержание конституционно-правовых отношений: взаимные либо односторонние права и обязанности субъектов конституционных правоотношений. При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти — подчинения».

Субъекты конституционных правоотношений:

• физические лица (граждане Российской Федерации, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью);

• государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, федеральные органы Российской Федерации и ее субъектов);

Объект конституционных отношений — это предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Методы конституционного права — это совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования. Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений. Способы конституционного регулирования общественных отношений: дозволение; возложение обязанностей; запрет. Конституционно-правовые методы: императивный, диспозитивный и др.

Источник

Предмет конституционного права

Предмет отрасли права– совокупность общественных отношений, которые регулирует данная отрасль права.

Предмет КП – совокупность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права.

Двуединая природа предмета КП заключается в следующем:

1. одна группа отношений регулируется непосредственно нормами КП (например, институт гражданства РФ, статус иностранных граждан и лиц без гражданства, институт народовластия).

2. группа общественных отношений регулируется нормами опосредованно (пример: институт прав и свобод человека и гражданина, институт основ конституционного строя, организация законодательной и исполнительной власти в РФ и т.д.).

Предмет КП по И.А. Конюховой

— основы конституционного строя

— основы взаимоотношений гражданина и государства

— отношение по организации и осуществления публичной власти

Предмет КП по М.И. Кукушкину

— основы организации государства и гражданского общества

— основы правового статуса человека и гражданина

— формы и механизм осуществления государственной власти

— охрана прав и свобод человека и гражданина

— устройство государства и государственной власти

— конституционные основы социально-политической и экономической организации общества, охватывающей основы полновластия народа и политические формы ее организации.

— конституционные основы правового положения граждан

— основы конституционного строя

— основы правового положения личности

— территориальная организация государства

— система государственных органов и органов местного самоуправления

Методы конституционно-правового упорядочивания общественных отношений.

Метод конституционного права – совокупность правовых средств воздействия на общественные отношения, составляющих предмет КП.

1. Императивный – нормы не представляют субъекту права выбора поведения.

Возможные варианты действия субъектов права опрделены правом

2. Диспозитивный – нормы предоставляют субъекту право выбора того или иного варианта действий.

Основная направленность заключается в предоставлении участникам правоотношений наибольшей свободы действий для взаимного согласования своих будущих отношений.

Отдельные способы упорядочения общественных отношений:

-Дозволение – предоставляет субъекту правоотношений какой-либо правовой возможности

-Обязывание – установление для субъектов права определенного необходимого порядка его действия

— Запрещение – установление недопустимости совершения или не совершения каких-либо действий

Особенности метода КП

1. Приоритет императивного метода воздействия (публичность КП)

2. Сочетание общего регулирования (правовой статус человека) и детального регулирования (властеотношение высшего уровня)

3. Двойственный характер регулируемых отношений влечет двойное воздействие конституционно-правовых норм (непосредственное и опосредованное )

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды

Нормативный акт– изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа гос. власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающих правовые нормы

1. обязательные для неопределённого круга лиц

2. рассчитанные на неоднократное применение

3. действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения предусмотренные актом

Существенными признаками, характеризующими НПА, являются:

1. Издание его в установленном порядке управомоченным ОГВ, ОМС или должностным лицом

2. Наличие в нем правовых норм:

— обязательных для неопределённого круга лиц

— рассчитанных на неоднократное применение

— направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений

Конституционно-правовые нормы – правовые нормы, регулирующие конституционно-правовые нормы.

1. Учредительный характер

2. Большое количество декларативных норм и норм-принципов

3. Особенности структуры КПН – мало санкций

4. Много обще регулятивных норм

5. Приоритетное положение по отношению к нормам других отраслей.

6. Большое количество норм требует отраслевого развития

1. По территории действий

2. По методу правового регулирования

3. По назначению в механизме правового регулирования

Источник

Конституционно-правовые отношения

Понятие и предмет КП.

КП – это совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, нарушение которых влечет применение гос. принуждения в различных формах. КП – это более высокий в демократическом и гуманистическом смысле уровень развития гос. права. Центральное место в КП занимает человек, его интересы и потребности, что лежит в основе гражданского общества.

Предметом отрасли КП выступает общество, включая государство. Собственно предметом выступают отношения по поводу осуществления верховной государственной власти (как через формы прямой, так представительной демократии); гос-территориальное устройство; институт гражданства; компетенция РФ, выборы и референдумы, организация и деятельность законодательных, представительных органов гос. власти.

Метод конст. регулирования обществ. отношений.

Метод конституционного регулирования означает способ регулирования, воздействия норм конституционного права на общественные отношения. Метод конституционного регулирования в наибольшем объёме и с наибольшей юридической силой обеспечивает охрану прав и интересов личности, общества и государства.

Сущность, структурные и функциональные особенности метода конституционного регулирования определяются характером и спецификой предмета регулирования.

1. С помощью конституционного регулирования закрепляются не все, а главнейшие, кардинальные принципы и положения, которые определяют содержание и основные направления развития общества.

возникают и действуют в процессе осуществления основ полновластия народа РФ.

3. Метод конституционного регулирования имеет универсальный характер. Его действие в большинстве случаев распространяется на все сферы жизнедеятельности, а нормы других областей регламентируют конкретные стороны общественной жизни.

Таким образом, конституционный метод правового регулирования есть одной из важнейших квалификационных признаков, которые выделяют конституционное право в самостоятельное звено всей системы национального права РФ.

Конституционные нормы

6. программный характер (определяет перспективы развития гос-ва); 7. повышенная охрана, которая обеспечивается К. Судом.

По характеру содержащихся в них велений: 1. императивные (однозначно определяется вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах); 2. диспозитивные (предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств); 3. рамочные (сочетают в себе признаки императивности и диспозитивности, т.е. предоставляют участникам отношений свободу выбора, но в императивно заданных пределах).

По субъектам правотворчества: 1. федеральные; 2. региональные; 3. муниципальные.

По назначению в механизме правового регулирования:материальные (предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений) и процессуальные (определяют формы, в которых материальная норма должна быть реализована). КП – отрасль материального права.

Конституционно-правовые отношения

1. КПО имеют свое собственное содержание, так как возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет КП;

2. КПО свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений.

3. КПО характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи между субъектами.

Источники КП.

Это форма закрепления общих правил по­ведения, регулирующая отношения конституционного характера. Это преимущественно Конституция и законы, другие НПА, правовые обычаи, нормативные договоры (международные и внутри федеральные). Они выполняют роль «хранилища» правовых предписаний. Все подобные источники прямо связаны с предметом отрасли КП. Система источников КП характеризуется следующим: 1) множественностью форм выражения правовых норм; 2) иерархической соподчиненностью; 3) изменением соотношения внутригосударственного и международного права; 4) приоритетом за­кона. Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке орга­ном законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Он выступает юридической базой деятельности государственных органов, должностных лиц, местного самоуправления, граждан, их объединений. На федеральном уровне особая роль отводится Конституции РФ. Различают законы: федеральные конституционные, о поправке к Кон­ституции РФ, федеральные. Субъекты Федерации издают конститу­ции (уставы) и свои республиканские (областные, краевые) законы. Нормы данной отрасли права могут содержаться в отдельных поста­новлениях парламента и парламентских регламентах.

Источником конституционного права являются весьма многочис­ленные подзаконные акты (указы главы государства, постановления правительства и др.). Нормы КП содержатся и в отдельных норма­тивных договорах. Согласно конституционным нормам (ч. 4 ст. 15) источником от­расли права являются общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры РФ. Весьма ограниченное распространение получил правовой обычай. К числу специфических источников относятся нормативные ре­шения Конституционного Суда РФ и других органов конституцион­ной юрисдикции.

Источник

Конституционно-правовые отношения

какие области общественных отношений конституционное право упорядочивает непосредственно какие области общественных отношений конституционное право упорядочивает непосредственно какие области общественных отношений конституционное право упорядочивает непосредственно какие области общественных отношений конституционное право упорядочивает непосредственно

какие области общественных отношений конституционное право упорядочивает непосредственно

какие области общественных отношений конституционное право упорядочивает непосредственно

В общей теории права под правоотношением пони­мается возникающая на основе норм права обществен­ная связь, участники которой имеют права и обязанно­сти. Это определение распространяется и на конститу­ционно-правовые отношения, где юридические связи между субъектами опосредствованы нормами конституционного права.

Конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой конституци­онного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, пре­дусмотренных данной правовой нормой.

Конституционно-правовые отношения наиболее сложные и важные для общества отношения, включающие в себя определенную часть общественных отношений, затрагивающих связь граждан с государственной властью, отражающих многообразие проявления этой власти в современном обществе; являются базовыми для государства и общества.

Конститу­ционно-правовые отношения по своей структуре во многом сходны с правоотношениями, возникающими на основе норм других отраслей права. В то же время они достаточно специфичны, причем главные их особенности обусловлены своеобразием предмета регулирования кон­ституционного права.

Перечислим эти особенности:

1) отличаются своим содержанием, т. е. возникают в особой сфере отношений, которые составляют предмет конституцион­ного права;

2) особый субъектный состав. Среди субъектов конституционно-правовых отношений имеются такие субъекты, ко­торые не могут быть участниками других видов правоотношений (государство, народ, нации, народности и др.);

3) обладают значительным политическим потенциалом; характеризуются высоким уровнем обобщения; специфическими источниками и большим разнообразием.

В составе конституционно-правового отношения выделяются содержание, субъекты и объекты.

В число субъектов конституционно-правовых отно­шений входят:

· нации, народности, а в от­дельных случаях национальные группы;

· государство (Российская Федерация);

· общественные организа­ции и политические партии, органы общественного территориального самоуправления;

· граждане, лица без гражданства, ино­странные граждане;

· органы местного самоуправления.

Объекты конституционно-правовых отношений – это предметы или явления реальной действительности, по поводу которых субъекты правомочий вступили в пра­вовую связь. Можно сказать, что данные объекты есть определенное благо, на использование или охрану ко­торого направлены юридические права и обязанности субъектов.

К объектам конституционно-правовых взаимо­связей относятся:

· действия органов госу­дарства или должностных лиц,

· личные неимуществен­ные права граждан (честь, достоинство).

Содержание правоотношения составляют взаимные права и обязанности его субъектов.

какие области общественных отношений конституционное право упорядочивает непосредственно

В общих конституционно-правовых отношениях содержание проявляется через конституционный статус, конституционное состояние их участников. Так, например, Конституция, предусматривая, что «Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации» (ч.1 ст. 87), придает ему специфическое состояние, которое определяет его положение как субъекта конституционно-правовых отношений применительно ко всем другим субъектам, связанное с руководством Вооруженными Силами и с использованием их в особых ситуациях.

Конституционно-правовые отношения, как и любые другие правоотношения, возникают, изменяются, либо прекращаются в связи с определенными жизненными явлениями и обстоятельствами (событиями или действиями), именуемыми юридическими фактами. Юридические факты вызывают предусмотренные конституционными нормами правовые последствия и как бы вводят субъективные права и обязанности в механизм конституционного регулирования, наполняют реальным юридическим содержанием конституционные правовые отношения.

Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждаются целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству порождаются таким событием, как рождение гражданина. Обращение в государственный орган будет являться действием, а уклонение от подписания закона, принятого парламентом, бездействием и т.д.

Круг конституционно-правовых отношений весьма широк. В целях их более глубокого изучения их можно классифицировать на отдельные группы (виды).

1) По предмету правового регулирования:

· связанные с основами конституционного строя Российского государства, с сущностью и формами власти народа;

· связанные с основами правового положения личности в РФ;

· по поводу государственного устройства РФ;

· связанные с установлением системы, порядка формирования, принципами организации и механизмами деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в РФ.

2) По степени обобщенности:

· общие конституционно-правовые отношения (правовые состояния). Эти отношения существуют объективно, вне зависимости от конкретных действий соответствующих субъектов. Типичным примером общего конституционно-правового отношения является состояние гражданства;

· конкретные конституционно-правовые отношения возникают только при совершении соответствующих действий субъектами подобных отношений.

3) По фактору существования во времени:

· постоянные правоотношения – срок действия не определен,

например, отношения, вытекающие из гражданства;

· временные правоотношения – возникают в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается. Например, правоотношения между сторонами, оспаривающими конституционность положений закона, и Конституционным Судом РФ.

4) По юридическому значению:

· материальные – составляют выражающие интересы конституционных субъектов права и обязанности, которыми они наделены для осуществления возложенных на них функций;

· процессуальные – возникают в связи с соблюдением процедуры, процессуальных форм осуществления прав и обязанностей конституционных субъектов.

5) По целевому назначению:

· правоустановительные отношения – реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения. Например, норма ч. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»;

· правоохранительные отношения – реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно – правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Например, норма ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей…».

Конституционно-правовые отношения могут классифицироваться и по другим основаниям.

Содержащиеся в источниках конституционного права нормы регламентируют общественные отношения и связи большой политической значимости, жизненно важные для общества и государства, которые, в свою очередь, определяют развитие других, в том числе и непра­вовых, социальных отношений и связей.

Профессор О.Е. Кутафин отмечал, что в конституционном (государственном) праве термин «источник права в юридическом смысле» является общепризнанным. Под ним принято понимать нормативный акт, в котором содержатся конституционно-правовые нормы.

Специфика источников конституционного права состоит в следующем:

· они принимаются по вопросам, связанным с установлением и реализацией народовластия в формах непосредственной и представительной демократии, закреплением государственного устройства, системы государственных органов и основ правового положения личности;

· являются результатом правотворческой деятельности представительных органов государственной власти, либо результатом правотворчества, осуществляемого непосредственно народом путем референдума;

· носят комплексный характер, поскольку объединяют материальные и процессуальные нормы;

· они непосредственно связаны с организацией и функционированием государственной власти, от которой исходят все нормативные акты;

· источники конституционного права фактически определяют правотворческую деятельность тех государственных органов, которые компетентны создавать нормы права. Они, прежде всего, формулируют основные начала для всех других отраслей права и определяют систему нормотворческих актов. Другими словами, конституционным правом определяются основы содержания и форма источников права для всех отраслей права, включая и само конституционное право.

Источники конституционного права связаны с регулированием общественных отношений, складывающихся в связи с осуществлением государственной власти. Они (источники) определяют основы содержания и форму источников права для всех других отраслей, фактически определяют правотворческую деятельность всех государственных органов, правомочных создавать нормы права, а также формулируют основные начала для всех остальных отраслей права.

Многообразие общественных от­ношений, регулируемых конституционным правом, порождает множество источников права.

Система источников конституционного права характеризуется следующими чертами:

· множественностью форм выражения правовых норм, что проявля­ется в существовании и развитии на общероссийском (федеральном) уровне таких нормативных решений, как Конституция РФ, федеральные конститу­ционные и иные законы, подзаконные акты. Кроме того, существуют нормативные акты субъектов Федерации и местного самоуправления;

· иерархической подчиненностью. Важнейшим признаком, который определяет место изданных норм в общей системе источников права, является юридическая сила акта. При этом одни источники обладают наивысшей силой (конституция), другие наибольшей (закон), тре­тьи, такие как указ или правительственное постановление, относятся к актам менее высокого уровня;

· изменением соотношения внутригосударственного и международного права. Возрастание роли внешних факторов, интеграционные процессы привели к тому, что к числу источников права относятся и общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры.

Форма тех или иных источников конституционного права позволяет распределить их на определенные группы, в совокупности образующие систему источников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *