какие основные формы тьюторского сопровождения исторически сложились

Основные формы.методы и средства тьюторского сопровождения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Основные формы, методы и средства тьюторского сопровождения»

Представляю спектр методов, техник и форм, которые тьютор может использовать в работе с детьми, родителями для того, чтобы организовать процесс выявления личного интереса, разработать индивидуальную образовательную программу, раскрыть дополнительные ресурсы для реализации программы, организовать рефлексивное пространство и среду выбора.

В современных школах происходит создание новых норм культуры партнерства с родителями через расширение форм совместных действий. После того, как у родителей появится достаточно полное представление об идее тьюторского сопровождения, можно говорить о выявлении образовательного запроса и формировании образовательного заказа семьи на работу с познавательным интересом учащегося.

Работа с образовательным заказом семьи – педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на прояснение образовательных мотивов и интересов ребенка, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, формирование учебной и образовательной рефлексии обучающегося. Предметом работы тьютора в данном случае является обеспечение становления субъектного поведения участников образовательного процесса.

Когда семья будет готова к формулировке заказа, будут улажены разногласия между родителем и ребенком, то можно будет переходить к следующему этапу – постановка целей и планирование совместной работы. На этом этапе «прорисовываются» карты целей, ресурсные карты, заключаются договоры с родителями на оказание тьюторских услуг. Тьютор обеспечивает родителей полной и доступной информацией о жизнедеятельности школы (знакомство с содержанием новых курсов, методами осуществления индивидуальных образовательных программ, с проектами, в которых может участвовать их ребенок, класс, школа).

Реализация поставленных целей – один из главных этапов тьюторского сопровождения. Здесь родитель выбирает свою позицию самостоятельно, либо он сторонний наблюдатель, либо активный партнер.- В любом случае общение взрослых стро и тся не вокруг проблем успеваемости, а по вопросам развития ребенка. Взаимодействие строится на реализации практики диалога, построенного на доверии и поддержке. Продуктом работы с ребенком будет «портфолио» тьюторанта.

Условия для рефлексии родителями успехов и неудач в достижении их ребенком желаемых результатов, норм, способов и средств их достижения являются:

возможность пересмотра и изменения родителями своего образовательного заказа, в том числе целей, временных и содержательных перспектив,

осознание новых интересов (коррекция интереса);

возможность проведения анализа деятельности своего ребенка в широких социальных кругах (выбор класса, места, события, аудитории и т.д.);

возможность проведения анализа деятельности своего ребёнка в удобной форме (индивидуально, письменно, устно);

возможность соотнесения результатов своего ребенка с результатами сверстников, культурными аналогами и т.п.

После анализа проделанной работы, наступает стадия определения планов на будущее, включающая в себя следующие направления: определение перспектив развития познавательного интереса, определение темы (содержательных перспектив), определение сроков (временные перспективы). Этот блок, с одной стороны завершает технологическую цепочку, а с другой, словно становится началом нового технологического развертывания, тем самым осуществляя «спираль практик» взаимодействия с родителями во время тьюторского сопровождения ребёнка.

Выявление образовательного заказа родителей, воспитывающего ребенка с ОВЗ требует от тьютора применение набора форм, технологий, приемов и методов в работе со сопровождению ИОП обучающегося. В этой связи в арсенале тьютора, работающего в специальном (коррекционном) образовательном учреждении применяется широкий спектр технологий открытого образования, а также набор техник, используемых в психолого-педагогической практике.

Мы предлагаем основной перечень форм, методов, приемов и технологий, которые может применять тьютор в работе с обучающимися и их родителями (схема 1.). Постепенно тьютор может составить свой индивидуальный набор методов, форм, приемов, технологий для более качественного и эффективного осуществления тьюторского сопровождения ИОП обучающегося.

Основными формами тьюторского сопровождения являются различного вида индивидуальные и групповые тьюторские консультации.

Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретнымтьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность. Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) является индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого школьника.

Цель, задачи и возможности беседы с тьюторантом

Индивидуальные тьюторские беседы позволяют организовать процесс сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить активность каждого тьюторанта. Целью тьюторской беседы является, прежде всего, активизация каждого школьника, с учетом, именно его способностей, особенностей его характера, навыков общения и т.д. на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализации своей индивидуальной образовательной программы.

Опираясь на вопросы, специально подобранные для встречи с каждым конкретным ребёнком, тьютор и тьюторант совместно составляют рабочий план по реализации определенного шага индивидуальной образовательной программы.

Условия для успешного ведения беседы и достижения ожидаемых от неё результатов

Для того, чтобы тьюторская беседа прошла успешно, необходимо:

2. в целом, тьюторская беседа каждый раз должна иметь не только образовательный, но и эмоциональный эффект, чтобы в дальнейшем оказывалось возможным проводить все более глубокий анализ образовательной ситуации каждого школьника.

Групповая тьюторская консультация: цель, задачи, виды работ.

На этих занятиях, как и на индивидуальных тьюторских консультациях (беседах), тьютором или педагогом, осуществляющим тьюторскую деятельность, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образова тельных программ детей с похожими познавательными интересами. В рамках таких групповых занятий (также как и на индивидуальных тьюторских консультациях) тьютор одновременно осуществляет несколько видов работ: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную.

Мотивационная работа тьютора заключается в определении уровня мотивации школьников на развитие своего познавательного интереса; в соотнесении различных ожиданий тьюторантов, их приоритетов и целей в построении своих индивидуальных образовательных программ.

Коммуникативная работа тьютора направлена на обеспечение обратной связи в группе и ее результативности; умения вести диалог, так как для эффективного проведения тьюториала важны как совместная работа школьников и тьютора, так и взаимодействие тьюторантов между собой.

Рефлексивная деятельность тьютора направлена на обеспечение понимания в группе, своевременную организацию конструктивной критики и поиск коллективного решения. Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад, отражение) – это мыслительный процесс, направленный на анализ и понимание самого себя и собственных действий. Как правило, рефлексия – это процесс индивидуальный, но возможна и групповая рефлексия. Как раз на таких занятиях рефлексия носит групповой характер и проводится по ходу его проведения. Важно, чтобы рефлексия проводилась на каждом занятии, и в нее уже на первых порах включались все члены группы.

В своей работе по сопровождению ИОП обучающихся мы выделяем несколько типов тьюторских консультаций [2]. По нашему мнению эти консультации могут быть скорректированы с учетом возрастной специфики с возможной типологией индивидуальных и групповых тьюторских консультаций, проводимых в коррекционной школе. В этой связи мы предлагаем следующую типология тьюторских консультаций:

1) стартовая – проводится в начале года (на ней обучающиеся совместно с тьютором намечают ближайшие цели и задачи, формулируют свои ожидания, планируют работу индивидуально или своей тьюторской группой);

2) аналитическая – анализируется определенный этап реализации индивидуальной образовательной программы; выявляются «плюсы» и «минусы» произошедшего события; трудности и неожиданности, с которыми пришлось столкнуться тьюторантам, высказываются пожелания и предложения на будущее;

3) рабочая – подводятся промежуточные итоги текущей работы, определяются трудности в реализации индивидуальной образовательной программы, их причины и способы преодоления;

4) итоговая – фиксируются продвижения каждого обучающегося относительно целей и задач, поставленных первоначально на определенном этапе реализации индивидуальной образовательной программы;

5) тематическая – обсуждаются актуальные проблемы на основе запросов и потребностей обучающихся.

Тьюториалы проводятся приблизительно раз в месяц в удобное для обучающихся время и утверждаются администрацией образовательного учреждения. При проектировании и проведении тьюториала необходимо учитывать следующие особенности:

• цели занятия (поиск решения проблемной ситуации, отработка практических умений и навыков, выработка модели поведения при определенных условиях и т.д.) в зависимости от содержания и целей занятия;

• форма занятия (деловая или ролевая игра, тренинг, мозговой штурм, презентация, анализ учебной ситуации, круглый стол, конференция, защита проекта и т.д.);

• технические средства, которые могут быть использованы при проведении занятия с целью повышения его эффективности, обеспечения наглядности, сокращения времени и т.д. Можно использовать видео, слайды, компьютер в зависимости от цели занятия, технических возможностей учебного заведения, а также свободой владения преподавателем тем или иным техническим средством;

• методы и приемы создания благоприятного психологического климата на занятии;

• тема, цели и форма занятия должны быть четко определены и доведены до сведения школьников и студентов заранее, для того чтобы они могли самостоятельно организовать свою подготовку. Если тьюториал проводится в форме ролевой или деловой игры, представляется целесообразным обсудить и распределить роли с членами группы, чтобы по возможности предоставить каждому ту роль или ту часть работы, которая ему не только наиболее интересна, но и соответствует его индивидуальным интеллектуальным и психологическим особенностям.

Для повышения эффективности организации тьюториаловтьютору необходимо анализировать их проведение вместе с обучающимися. Продолжительность тьюториала зависит от вышеперечисленных особенностей и время его проведения может составлять от 1 до 3 часов.

Список основной литературы:

Пилипчевская Н.В., Адольф В.А. Тьюторская деятельность: вызовы времени и перспективы развития: монография / Н.В. Пилипчевская, В.А. Адольф; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2011. – 224 с.

Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность: теория и практика. Красноярск, 2009.

Тьюторский дневник: Методическое приложение к программе повышения квалификации «Обеспечение уровня общего образования средствами образовательных программ» / Антропянская Л. Н., Муха Н. В., Мухамедова Ф. У., Подоплекина М. А., Расколенко Д. В., Яновская О. Ю. Томск, 2004.

Источник

Какие основные формы тьюторского сопровождения исторически сложились

Лекция 2 Методика тьюторского сопровождения

2.1.Классификация форм и методов тьюторского сопровождения

Что такое тьюторство? Кто такой тьютор? До недавнего времени такие вопросы авторы материалов, представленных в этих лекциях, слышали намного чаще, чем те, в поиске ответов на которые мы сегодня расширяем и углубляем свои разработки. Теперь в самых разнообразных ситуациях совместных обсуждений и обучения нам все чаще задают другие вопросы: как быть тьютором? Каковы технологии тьюторского действия? Должен тьютор работать так или иначе? Для разрешения каких трудностей в образовании привлекают тьютора? Что он может сделать полезного и значимого для участников процесса образования?

В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Актуальность: Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.

На практике хорошо себя показали следующие формы тьюторского сопровождения.

· Групповая тьюторская консультация.

На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных

· Тьюториал (учебный тьюторский семинар)

Тьюториал это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний [2].

Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.

В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. [2].

Выбор каждый раз конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.

Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки.

В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.

Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).

Методы тьюторского сопровождения:

— методы практикоориентированной деятельности

— методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),

— проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),

— психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),

— методы активного обучения,

— методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)

— методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).

2.2.Технология тьюторского сопровождения.

Под педагогическим тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.

Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования.

– «Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций),

— «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов),

— «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др. Для подростков, в силу их возрастных особенностей, особенно важны соревновательные и коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками, что может стать отдельным предметом рефлексии в работе тьютора и тьюторанта. Формы работы тьютора – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), образовательные события, тренинги должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов-подростков. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.

Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:

• технологии работы с портфолио;

• технологии группового и индивидуального консультирования;

• технологии профильных и профессиональных проб;

• активизирующей методики Н.С. Пряжникова;

Характеристика типовых задач тьютора в отношении обучающихся в дистанционном обучении

Знакомство (вхождение в деятельность)

· Определение целей и задач совместной деятельности.

· Оказание психологической поддержки, снятие барьеров,

· Диагностика начального и текущего состояния обучающихся.

· Разработка стратегии работы группы на презентацию.

· Построение обобщенного «портрета» группы, определение сильных и слабых сторон.

· Определение собственной роли и позиции в группе.

· Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение.

· Определение учебного потенциала группы.

· Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом.

· Создание комфортной и безопасной атмосферы в группе.

· Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающихся.

· Включение обучающихся в активную работу.

· Выделение индивидуальных проблем обучающихся.

· Отбор тем и проблем для обсуждения с обучающимися.

· Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.

· Определение трудностей обучающихся, возникающих входе работы.

· Вовлечение всех обучающихся в работу группы.

· Формулирование проблемных вопросов, заданий,

· позволяющих активизировать обучающихся.

· Работа с проблемами, предложенными группой.

Организация изучения концепций курса

· Объяснение сложных вопросов, концепций,

· Системное представление концепций курса,

· Выделение главных идей в теме, курсе,

· Организация работы обучающихся с кейс-стади.

· Объяснение концепций курса.

· Демонстрация связи курса с реальной практикой

· Обучение обучающихся умениям работать с ситуацией,

· видеть и формулировать проблему.

· Представление более полного и более широкого, чем

· в материалах курса, взгляда на изучаемую область.

· Подготовка и чтение мини-лекций.

· Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся.

· Работа с проблемами, предложенными группой.

· Оформление опыта обучающихся.

· Обзор материалов всего курса.

· Выделение в текстах (письменных и устных) обучающихся

· идей, адекватных изучаемым материалам.

· Оценка адекватности применения концепций.

Организация групповой и индивидуальной

· Организация групповой работы,

· Обучение обучающихся навыкам рефлексии,

· Обучение обучающихся практическому применению работы концепций.

· Организация межгруппового взаимодействия.

· Выбор адекватных методов обучения.

· Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы.

· Вовлечение всех обучающихся в работу группы.

· Обучение обучающихся навыкам эффективного общения.

· Выбор и использование разнообразных групповых упражнений.

· Обобщение идей, предложенных группами и отдельными обучающимися.

· Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. Обучение обучающихся способам рационального мышления.

Организация обратной связи и рефлексии

· Определение сильных и слабых сторон в деятельности

· Выделение индивидуальных проблем обучающегося;

· диагностика начального и текущего состояния обучающихся.

· Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.

· Организация обратной связи.

· Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы.

· Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию.

· Проведение рефлексии собственной деятельности.

· Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития.

· Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах.

· Предоставление обучающимся советов по организации личной работы.

· Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся.

· Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон.

· Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок.

Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся.

Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:

· диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;

· мотивация и вовлечение обучающихся;

· управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;

· коррекция деятельности обучающихся;

· контроль выполнения заданий;

· рефлексия деятельности (своей и обучающихся).

Рассмотрим как, сопоставляются эти функции с типовыми задачами тью­тора по отношению к обучающимся (табл. 2):

Соответствие типовых задач и функций тьютора по отношению к обучающимся

Источник

Классификация форм и методов тьюторского сопровождения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Классификация форм и методов тьюторского сопровождения

Что такое тьюторство? Кто такой тьютор? До недавнего времени такие вопросы авторы материалов, представленных в этих лекциях, слышали намного чаще, чем те, в поиске ответов на которые мы сегодня расширяем и углубляем свои разработки. Теперь в самых разнообразных ситуациях совместных обсуждений и обучения нам все чаще задают другие вопросы: как быть тьютором? Каковы технологии тьюторского действия? Должен тьютор работать так или иначе? Для разрешения каких трудностей в образовании привлекают тьютора? Что он может сделать полезного и значимого для участников процесса образования?

В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Актуальность: Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.

На практике хорошо себя показали следующие формы тьюторского сопровождения.

Групповая тьюторская консультация.

На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных

Тьюториал (учебный тьюторский семинар)

Тьюториал это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний [2].

Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.

В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. [2].

Выбор каждый раз конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.

Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки.

В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.

Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).

Методы тьюторского сопровождения:

— методы практикоориентированной деятельности

— методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),

— проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),

— психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),

— методы активного обучения,

— методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)

— методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).

2.2.Технология тьюторского сопровождения.

Под педагогическим тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.

Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования.

– «Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций),

— «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов),

— «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др. Для подростков, в силу их возрастных особенностей, особенно важны соревновательные и коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками, что может стать отдельным предметом рефлексии в работе тьютора и тьюторанта. Формы работы тьютора – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), образовательные события, тренинги должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов-подростков. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.

Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:

• технологии работы с портфолио;

• технологии группового и индивидуального консультирования;

• технологии профильных и профессиональных проб;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *