какие основные функции выполняет педагогическая речь какие формы она имеет
Значение речи педагога. Качества педагогической речи
Инна Кускова
Значение речи педагога. Качества педагогической речи
Значение речи педагога. Качества педагогической речи
Деятельность преподавателя сопряжена с проблемами развития речи, и прежде всего с речевой культурой, которая развивается на основе принципа объективно существующих связей между языком и познавательными процессами.
Культура речи служит важнейшим показателем духовного богатства педагога, его культуры мышления и является эффективным средством формирования и воспитания личности.
Воздействие речизависит от следующих факторов:
– умения убеждать, логического построения речи;
– владения техникой речи: дыханием, тембром голоса, дикцией;
–экспрессивных умений: образности речи, ее интонационной выразительности, логических акцентов и пауз, мелодики речи;
–использования вспомогательных средств: жестов, мимики, пластики, определенной позы, дистанции общения;
– перцептивных умений, связанных с учетом реакции слушателей.
Требования к речи педагога:
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Консультация «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. В. А. Сухомлинский.
Аналитический отчёт как форма оценки качества работы педагога МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №27 СТАНИЦЫ АНАСТАСИЕВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН» Аналитический отчет о педагогической работе.
Коммуникативные качества педагога как основа эффективного общения 1 слайд. Коммуникативные качества педагога как основа эффективного общения 2 слайд. Коммуникативная культура педагога является одним из.
Фотозарисовка «Мои роли и их значение на развитие речи детей» В каждом воспитателе живет артист. Стоит ему только одеть костюм сказочного персонажа, и он тут же перевоплощается и разворачивает сказочное.
Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.
Значение фольклора в активизации речи детей раннего возраста Детский фольклор является частью мудрой древней народной педагогики. Колыбельные, потешки, пестушки (поэзия пестования или материнский фольклор).
Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, явля-ясь ее частью. Если развитие движений пальцев рук соответствует.
Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей Слайд 1. Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей. Слайд 2. «Подлинную историю своего народа нельзя знать,.
Звуковая культура речи, её значение для развития личности ребенка. Основные задачи воспитания звуковой культуры речи детей Звуковая культура речи, её значение для развития личности ребенка. Основные задачи воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Альманах педагога
Автор: Сорокина Ирина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Виктора Романовича Поликанова р.п. Многовершинный Николаевского муниципального района Хабаровского края
Населённый пункт: р.п. Многовершинный
Наименование материала: Основные функции педагогической речи.
Тема: Основные функции педагогической речи.
Раздел: начальное образование
Основные функции педагогической речи.
СОРОКИНА ИРИНА ГЕННАДЬЕВНА, учитель начальных классов
— Какие формы она имеет?
— Какие требования к речи должен соблюдать педагог?
— Что представляют собой «закрытая» и «открытая» позиции учителя в
Речь учителя должна обеспечить выполнение задач обучения и
воспитания школьников, поэтому к ней, помимо общекультурных,
предъявляются и профессиональные, педагогические требования. Учитель
несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за
ее последствия. Вот почему речь учителя рассматривается как важный
элемент его педагогического мастерства.
Важные функции речи:
1. Обеспечение взаимодействия между педагогом и его воспитанниками,
психотерапевтическую функцию речевого поведения учителя.
Психотерапевтическим эффектом обладает дружелюбный,
доброжелательный и доверительный разговор педагога со школьником.
2. Положительное воздействие учителя посредством речи на сознание
и чувства учеников с целью формирования их научно- мировоззренческих
представлений, мотивации учебно-познавательной деятельности,
положительного отношения к учебе, к школе и учителям в целом.
3. Педагогическая речь обусловливает полноценную презентацию
учебного материала учителем, формирование прочных предметных знаний
О значимости этой функции речи учителя говорит тот факт, что знания
часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря особенностям
педагогической речи: сохраняется эмоциональная окраска учительского
голоса, его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов. Д.
Гранин, рассказывая о выдающемся ученом Н. В. Тимофееве-Ресовском в
романе «Зубр», отмечал необычную силу воздействия его речи на учеников:
…то, что он говорил, запоминалось навсегда, он забивал слова, как гвозди. И
спустя десятилетия его бывшие ученики воспроизводили слова, выражения,
манеру говорить своего учителя.
4. Речь способствует рациональной организации учебно- познавательной
и других видов деятельности школьников.
Отсюда задачи, решаемые учителем с помощью речи в ходе
взаимодействия с учащимися формулируются следующим образом:
– информировать, развивать и обогащать интеллект учащихся;
– воздействовать на чувства, формировать у учащихся положительное
отношение к знаниям;
– побуждать учеников к деятельности на основе полученных знаний.
Устная речь учителя существует в двух разновидностях — в монологе
(монологическая речь) и в диалоге (диалогическая речь). Наиболее
распространенными формами монологической речи учителя являются
рассказ, школьная лекция, комментарий, толкование (правил, законов,
терминов), развернутые оценочные суждения (мотивация школьной
деятельности ученика). Диалогическая речь учителя представлена в
различного рода беседах с учениками, строящихся в форме вопросов и
Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у педагога с внятной,
ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы, слова и каждый звук
в отдельности. Педагог должен придерживаться литературных норм
произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных
диалектов, правильно ставить ударения в словах.
Отсюда следуют требования к речи:
– грамотность речи и лексическое богатство
– логичность и доступность
– интонационная экспрессивность, эмоциональность и образность
(образные языковые средства, уместно и свободно использовать в речи
сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.);
— литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов)
— следование речевому этикету.
Профессионально важно умение педагога этически грамотно
формулировать вопросы, отвечать и пояснять ответы, высказывать оценочное
Для осуществления педагогически целесообразного общения
существенно важны роли и позиции учителя в процессе взаимодействия.
Выделяют «закрытую» и «открытую» позиции учителя.
манера изложения, отсутствие собственных суждений и сомнений,
переживаний. В результате процесс обучения утрачивает эмоционально-
ценностный подтекст и не вызывает у детей желания раскрытия.
педагогического всеведения и непогрешимости, открывает свой личный опыт
учащимся и сопоставляет свои переживания с их чувствами; излагает
учебный материал сквозь призму своего восприятия. В ходе этого
осуществляется диалог учителя с учащимися, для которого характерны
терпимое уважительное отношение к мнению оппонента, умение встать на
точку зрения собеседника, критически осмыслить собственную позицию,
педагогический оптимизм и доверие к ученику.
Коммуникативная компетентность как важная составляющая общей
профессиональной компетентности педагога непосредственно связана с
эффективностью взаимодействия, общения человека в соответствии с
требованиями педагогических проблемных ситуаций, которые необходимо
коммуникативность, уверенность в себе, адаптивность, тактичность,
самообладание, интеллект, общий кругозор, систему межличностных
отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал
личностного развития и роста в овладении языком и коммуникативной
деятельностью. Педагогический такт и целенаправленная коррекция
межличностных отношений в системе «учитель – учащиеся» является
ведущим фактором саморегуляции и развития детской личности.
Очень важно, чтобы учитель осмысливал урок не только как
последовательность этапов, приводящих учащихся к выводам и итогам
познавательной деятельности. Необходимо, чтобы педагог выстраивал
коммуникативную линию своего речевого поведения, а так же речевого
поведения своих учеников. В этом случае в результате деятельности
учащихся на уроке будет рождаться отклик, высказывание в определенном
речевом жанре. Общение на уроке приобретет жанровый характер.
По своему опыту знаю, что это нелегко. Для каждого этапа урока
приходится на канву содержания учебного материала накладывать партитуру
коммуникативных действий, продумывать каждый вопрос не только по
содержанию, но и искать внутренний его нерв, способный побудить ученика
к высказыванию. Приходится затрачивать больше времени на подготовку к
учебному занятию. Но результат стоит того. Такая организация способствует
продуктивному речевому взаимодействию и, как итог, наиболее
продуктивному решению задач обучения.
Существуют определенные противоречия между необходимостью
выстраивания педагогом коммуникативной линии своего речевого поведения
и отсутствием у него четких представлений о речевом жанре и его модели.
Без этого невозможно систематическое использование жанровых моделей на
любом уроке. А ведь именно такая система работы обеспечивает
эффективное развитие коммуникативных универсальных учебных действий
школьника. При этом становится еще актуальным способность учителя
начальных классов интегрировать предметы в учебном процессе на основе
Как и любая из профессиональных компетенций, коммуникативная
компетенция учителя определяется тремя основными составляющими:
— когнитивной (что специалист знает по данному вопросу);
— операциональной (как специалист реализует свои знания на практике);
— позиционно-ценностной (как специалист относится к данной сфере
Эти составляющие проявляются в профессиональном взаимодействии
учителя с учениками, коллегами, родителями, администрацией школы.
При этом, качество и результат их профессионального
взаимодействия будет определяться
— направленностью личности (ориентация на другого человека, на
совместную деятельность, желание понять его и поддерживать отношения)
— педагогическим тактом и стилем общения (доля ответственности,
принимаемой на себя участниками совместной деятельности, должна быть
адекватной вкладу в конечный результат. Формы общения отражать не
только социальный статус, но и другие субъектные качества личности),
— уровнем толерантности (сформированность переносимости
неблагоприятных воздействий без снижения адаптивных возможностей,
проявление выдержки, самообладания).
Эффективное педагогическое взаимодействие строится не только на
осознании учителем особенностей своего стиля общения, но и на знаниях
особенностей каждого ученика как субъекта взаимодействия.
Для управления процессом педагогического взаимодействия учителю
нужно знать ведущие мотивы, определяющие направленность деятельности
Для этого существуют приемы коммуникации:
1.Замечание «от принца» к «принцу» Этот прием позволяет сделать
замечание так, чтобы не обидеть собеседника, но вызвать у него желание
измениться в лучшую сторону.. Вот схема трехэтапного замечания:
(«когда я вижу, как ты вертишься…)
-Затем — описание отрицательного эффекта («а время, отведенное на
быстро и скоро закончится)
-Сообщение о своих чувствах и эмоциях, относящихся к эффекту, а не к
ребенку («я очень волнуюсь, что твоя работа останется непроверенной»).
2. Технология предупреждения и разрешения конфликтов.
В педагогическом общении очень важно умение предупреждать
и разрешать конфликты.
Для предупреждения конфликтов важно уметь «договариваться на
берегу» например, о критериях отметок или правил взаимодействия на
которые обсуждать на первом уроке с каждым новым классом.
Принимающие эти положения ученики в конце обсуждения подписывают
этот договор (прямо на плакате), и впоследствии учителю остается только
молча показать на нарушаемое условие договора, чтобы напомнить
нарушителям о данном слове. Не всегда условия принимаются всеми,
Примерные правила общения в кабинете
1. Когда говорю я – все слушают и стараются понять меня.
2. Когда говорит другой – я слушаю и стараюсь понять его.
3. Моё мнение так же важно, как и мнение моего собеседника.
4. Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные.
5. Я сам – и вместе со всеми.
Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в
ситуации общения, требуя от него проявления коммуникативной
компетентности, которая зависит от уровня развития социально-
психологических качеств личности, способствующих межличностному (и
ролевому) взаимодействию. К ним в первую очередь относятся
Педагогическая речь
Одним из важнейших компонентов коммуникативной компетентности учителя является сформированная педагогическая речь, которая включает все аспекты речевого общения. Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность. Именно они влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учеников, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы.
Сущность педагогической речи заключается в тех функциях, которые она выполняет. Охарактеризуем наиболее важные функции речи учителя:
· Информационная – сообщение необходимой информации, новых сведений в процессе совместной деятельности, обеспечение полноценной презентации – учитель посредством речи способствует не только передаче школьникам знаний, но и формированию у них эмоционально-ценностного отношения к этим знаниям, потребности сделать их руководством в своём поведении, основой убеждений.
· Обеспечение эффективности учебной деятельности – речь обеспечивает эффективное слушание учащихся на уроке.
· Воздейственная (убеждающая, воодушевляющая, призывающая) –воздействие на рациональную, эмоциональную и волевую сферы учащихся, научная пропаганда, агитация, переубеждение в чём-либо, побуждение людей к активным действиям.
· Коммуникативная – обеспечение продуктивных взаимоотношениймежду учителем и учащимися. Речь обеспечивает сотрудничество, взаимодействие учителя и учащихся, исполняет роль регулятора этих отношений.
· Координирующая (планирующая) – организация и координация предметной (в данном случае – учебной) деятельности.
· Развлекающая – развлечение людей, поддерживание внимания, интереса слушателей.
· Экспрессивная – отношение человека к содержанию речи и к тому, к кому эта речь обращена.При этом учитель должен передавать учащимся только позитивную экспрессию, объективно относиться ко всем учащимся.
· Обобщающая (эпистемическая) – каждое слово содержит в себе обобщение, способствует обобщённому отражению действительности, а также сбору и хранению того знания, которое накапливается людьми в процессе сознательной деятельности. Благодаря речи осуществляется связь времён. В процессе обучения и воспитания детей учитель осуществляет эту связь.
Речь учителя должна обеспечить выполнение задач обучения и воспитания школьников. Поэтому к ней предъявляются как общекультурные, так и профессиональные, педагогические требования. Учитель несёт социальную ответственность и за содержание, и за качество речи, и за её последствия. Речь учителя рассматривается как важный элемент педагогического мастерства (И. А. Зязюн).
Поэтому качество профессионально-речевой подготовленности учителя в первую очередь определяется следующими понятиями (З. С. Смелкова):
– Высокий уровень знания языка (общелитературного и специального), его выразительных возможностей, средств убеждения.
– Владение культурой общения.
– Опыт речевой деятельности в конкретной учебно-научной сфере общения.
Саморазвитие коммуникативной компетенции требует постоянной работы над собой по всем направлениям – повышение уровня знания языка, самоконтроль в общении.
СХЕМА «УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГОМ СВОЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»
ФОРМЫ И КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Авторы книги «Психология обучения речевому мастерству» (М., 1999) Б. Ц.Бадмаев и А. А. Малышев считают, что в традиционной системе образования речевое умение, т.е. умение человека оформлять в словах и предложениях собственную мысль, не является результатом специального обучения. Мастерство речи приходит к человеку (если вообще приходит) в основном стихийно, бессистемно, случайно, отрывочно и, главное, не каждому.
Стала модной фраза: «Главное — дело сделать, а говорить мы все умеем». Трудно согласиться с таким пониманием роли слова. Обучение речевой культуре — это прежде всего необходимость, веление времени, хотя порой приходится доказывать людям совершенно, казалось бы, очевидные вещи.
Устная речь педагога существует в двух видах — в монологе (монологическая речь) и диалоге (диалогическая речь). Формы этой речи в общении со студентами разнообразны. Наиболее распространенными формами монологической речи являются рассказ, лекция, комментарий, толкование (правил, законов, терминов), развернутые оценочные суждения. Диалогическая речь представлена в разнообразных беседах педагога с учащимися.
Кроме того, в педагогической практике часто создаются ситуации, требующие обмена приветствиями, оценками, высказываниями между педагогом и учащимися при встрече, совместного обсуждения какой-либо проблемы, поступка, норм поведения.
В последнее время сложилось странное представление о ситуации обмена приветствиями между педагогом и студентами. Однажды, впервые зайдя в аудиторию на занятие, я застала студентов колледжа спокойно сидящими на своих местах. На вопрос, почему вы не приветствуете педагога, услышала в ответ, что в колледже демократия и вставать при вхождении преподавателя в аудиторию у них не принято. За 28 лет педагогической деятельности я встретилась с таким явлением впервые. Что это — демократия или ложное понимание администрацией колледжа этики поведения? Предъявляя требования к педагогу, не следует забывать и об элементарной вежливости студентов. Этому следует учить постоянно. Ведь воспитание и обучение неразделимы в образовательном процессе любого профессионального учреждения.
Формы устной речи редко существуют автономно, в «чистом» виде. Они как бы проникают, входят одна в другую, создавая
сложную полифонию связного повествования, реплик, оценок, замечаний, вопросов, ответов. Атмосфера, создаваемая коммуникативным поведением преподавателя и студента, сиюминутна, не-воспроизводима дословно (исключение составляет использование технических средств записи). Это важно учитывать будущему педагогу, ибо подобная сиюминутность возлагает на него большую ответственность и за выбор слов, выражений, и за интонацию, с которой они произносятся, за жесты, движения, которыми сопровождаются. Ибо все это надолго остается в памяти слушателей в виде настроения, впечатления, вынесенного от встречи, общения с педагогом.
Речь педагога должна соответствовать определенным требованиям: обладать нормативностью (соответствие речи нормам современного литературного языка — акцентологическим, орфоэпическим, грамматическим и др.); точностью словоупотребления; выразительностью (образность, эмоциональность, яркость). В целом такие коммуникативные качества речи, как правильность, точность, уместность, лексическое богатство, выразительность, чистота, и определяют речевую культуру педагога.
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Требования к качествам речи педагога обусловлены прежде всего педагогическими функциями. Одна из основных функций — обеспечение полноценной презентации (передачи) знаний. Существует прямая зависимость между особенностями речи преподавателя и успешностью восприятия и запоминания знаний студентами. Речь педагога может сделать это восприятие доступным, интересным, а может затруднить его.
О значимости этой функции речи говорит тот факт, что знания часто закрепляются надолго в памяти обучающихся благодаря особенностям педагогической речи: сохраняются эмоциональная окраска голоса педагога, его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов.
Д.Гранин, рассказывая о выдающемся ученом Н.В.Тимофееве-Ресовском в романе «Зубр», отмечал необычную силу воздействия его речи на учеников: то, что он говорил, запоминалось навсегда, «он забивал слова, как гвозди». Спустя десятилетия бывшие ученики воспроизводили слова, выражения, манеру говорить своего учителя.
Отечественные ученые М.Н.Скаткин и И.Я.Лернер писали, что «педагогическая задача речи учителя при изложении нового материала — способствовать не только передаче школьникам знаний, но и формированию у них эмоционально-ценностного отношения к этим знаниям, потребности сделать их руководством в своем поведении, основой убеждений. Современная дидактика
включает в содержание образования и формирование у учеников опыта эмоционально-ценностного отношения к знаниям»’.
Одно из условий приобщения молодежи к красоте устной и письменной речи — как можно раньше разъяснить им, почему и для чего надо хорошо овладеть речью. К сожалению, далеко не всем в молодости бывает ясно, что совершенное владение устной и письменной речью нужно в любой профессии, если хочешь быть современным, культурным, интеллигентным человеком (об этом втайне мечтают юноши и девушки, но не всегда знают, как этого достичь).
Б. Ц. Бадмаев и А. А. Малышев выделяют специфические функции устной и письменной речи.
Устная речь может быть убеждающей, воодушевляющей, развлекающей, призывающей и информационной.
Информационная речь сообщает людям новые сведения, пробуждает любознательность, дает новое представление о чем-то ранее известном. Она отличается объективностью, непредвзятостью, политической нейтральностью, исключая личные пристрастия, предпочтения, привязанности выступающего.
Кроме того, информационная речь рассчитана на удовлетворение извечной тяги людей к новому, интересному, актуальному, отвечающему их практическим запросам.
Убеждающая речь, в отличие от информационной, пристрастна, эмоциональна, по содержанию личностно зависима от говорящего, но в то же время холодно расчетлива, строго логически аргументированна, направлена на то, чтобы доказать или, наоборот, опровергнуть какое-либо положение, ту или иную точку зрения, утвердить или отвергнуть какую-либо (или чью-либо) позицию. На практике убеждающая речь обычно служит научной пропаганде или политической агитации.
Воодушевляющая речь — одна из разновидностей агитационной речи, когда помимо убеждения говорящий стремится внести ясность в какой-то жизненный вопрос, подчеркнуть его значение для слушателей и воодушевить их. В отличие от информационной речи не ставится цель сообщить новую информацию, представить новые данные, а также переубедить людей в чем-то. Например, агитируя за кандидата в депутаты, на пост мэра или губернатора, доверенное лицо может оперировать фактами и цифрами, демонстрирующими или подтверждающими известные полезные дела кандидата, и, не призывая к прямому действию «идти голосовать», на деле воодушевлять людей на этот поступок, т.е. пробуждать в их сознании такое желание.
Непосредственным результатом воодушевляющей речи, если она была удачна и людям понравилась, обязательно будет возвы-
шенное желание следовать тому хорошему, о чем говорил оратор, отбросить все мелочное, малозначимое, суетное, отвлекающее от высоких и благородных целей.
Развлекающая речь. Ее цель отражена в самом названии, ибо никакой иной цели, кроме как развлечь, развеселить, потешить слушателей, у нее нет. Развлечение людей — самоцель этой разновидности устной речи. Она будет отвечать своему предназначению при определенных условиях. Во-первых, чтобы поддержать внимание и интерес слушателя, в ней должны перемежаться шутка и серьезная мысль, правда и вымысел, связное и более или менее пространное повествование и анекдот, беззлобный юмор и острая сатира, насмешливая ирония и наигранная серьезность, дружеское шаржирование и помпезное изображение портретов друг друга и т.д. Во-вторых, сам говорящий должен обладать чувством юмора и умением смешить людей, что не каждому дано. Писатели-сатирики, артисты юмористического жанра, цирковые клоуны, авторы и исполнители реплик в комедийных спектаклях и фильмах обладают этим даром. В-третьих, тема развлекающей речи может быть конкретной и иметь определенную логику развития, единую сюжетную линию и сравнительно пространное для данного жанра содержание, но все же рассчитанное на несколько минут выступления. Таковы юмористические рассказы, произносимые с эстрады, выступления писателей-сатириков на встречах с читателями и т.п. Но часто вместо строго очерченной темы существует лишь общий замысел: сделать речь занимательной, интересной и смешной. Таковы вечера в узком кругу друзей и единомышленников с анекдотами и побасенками, забавными воспоминаниями, а также различные телевизионные передачи типа «Белый попугай», «Смехопанорама», «Аншлаг» или «КВН»,где выступления участников не подчинены какой-либо одной теме, а служат лишь развлекательности.
Развлекающая речь как таковая не имеет большой практической ценности, но в качестве атрибута дружеских вечеринок, «капустников», пикников и других форм коллективного отдыха она незаменима. Каждая хорошая компания для отдыха желает иметь в своей среде человека, умеющего веселить людей шутливыми рассказами, смешными историями, остроумными экспромтами. Кроме того, шутливые нотки, благожелательный юмористический тон желательны в любой серьезной речи.
Призывающая речь имеет целью побудить людей к активным действиям. О роли призывающей речи мы знаем по избирательным кампаниям, по «битвам за урожай» в недавнем прошлом, по весенним субботникам в городах, а также по многочисленным мобилизационным призывам в тяжелые годы Великой Отечественной войны, когда требовались добровольное участие граждан в сборе средств в Фонд обороны, безвозмездная работа в сверхуроч-
ное время по выпуску важной для фронта продукции и т.д. Речи, призывающие и рассчитанные на такой немедленный отклик людей в форме реальных действий и поступков, как правило, связаны с негативными событиями не только общегосударственного, но и местного масштаба (стихийные бедствия, технологические аварии и катастрофы и т.д.).
Специфические функции письменной речи. Письменная речь, как правило, не имеет самостоятельной цели, независимой от других видов общения как деятельности, не является самоценной в момент написания текста, но становится средством некоторых других видов деятельности. Быть средством той или иной деятельности — ее основная функция. В каких же видах деятельности письменная речь используется как средство? Это эпистолярная деятельность, словесное (литературное) творчество, описание хода и результатов научно-исследовательской работы, управленческая деятельность.
В эпистолярной деятельности письменная речь выполняет функцию средства общения двух людей на расстоянии посредством переписки, когда непосредственные контакты в данный момент исключены или затруднены. Иногда люди предпочитают общаться по переписке, хотя имеют возможность встречаться и фактически встречаются. Например, не так давно были изданы отдельным томиком письма В. И. Немировича-Данченко своему другу, коллеге, сорежиссеру К.С.Станиславскому, хотя они регулярно встречались на работе в театре. Значит, была необходимость обратиться именно к письмам, чтобы спокойно, последовательно, стройно и аргументированно высказывать свои идеи, соображения, мысли, раздумья вне суеты повседневной театральной жизни (письма были хотя и личными, но на тему театра, работы). Эпистолярное наследие известных писателей, поэтов, других исторических деятелей представляет большую культурную ценность и источник научных исследований. Особенность эпистолярного жанра письменной речи — высокая степень искренности и одновременно закрытость от публики, ибо при жизни авторов их письма обычно не публикуются.
Продуктом эпистолярной деятельности помимо писем являются записки, открытки, телеграммы, телефаксы личного характера.
Словесное <литературное) творчество — еще одна функция письменной речи, определяющая труд писателя, поэта, журналиста. Литературное произведение адресовано не одному человеку, как эпистолярное, а многим людям — читателям, т.е. абстрактному потребителю. Поэтому литературная продукция не может учитывать индивидуальные особенности конкретного человека, хотя и имеет в виду определенный круг, известную категорию читателей. Поэтому есть романы «деревенские», «любовные», сказки
детские и «взрослые», рассказы «охотничьи», пьесы «производственные» и памфлеты политические и т.д. Это, конечно, не значит, что читательская среда того или иного произведения ограничивается строго определенными профессиональными, возрастными или иными рамками: детские пьесы смотрят с удовольствием и взрослые, «деревенские» романы и горожане читают с не меньшим интересом, чем жители села. Все зависит от того, хорошо или плохо написано произведение с точки зрения художественности и правдивости, в какой мере отражает реальные людские судьбы, жизненные коллизии, насколько психологически верно рисует портреты героев. Читатель через художественное произведение учится самой жизни, зорко подсмотренной мастером пера, ибо популярный писатель — всегда хороший психолог, потому он и популярен.
Описание хода и результатов научного исследования как функция письменной речевой деятельности отличается от самого процесса научной работы содержанием и логикой построения, ибо оно рассчитано не на самих исследователей, а на более широкую научную общественность или работников практической сферы, т.е. на «других людей», которым специфика и научные тонкости самого исследования не всегда понятны и, главное, нужны далеко не всем, даже ученым. Недаром получила известность фраза, сказанная когда-то К. А. Тимирязевым: «Работаю для науки, а пишу для народа». И великие открытия, и скромные научные результаты диссертанта, будущего кандидата наук интересны широкому читателю своими практическими результатами. Вот почему письменная речь выполняет специфическую функцию популяризации результатов научных исследований.
Иногда лучшие сочинения по литературе в школе могут стать произведением литературного творчества.
1 Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960. — С. 102.
2 Шпаргалки пишутся обычно не для запоминания, а вместо него. Использо
вание шпаргалки по ее прямому назначению вообще избавляет от необходимо
сти запоминания, а если что-то и запомнилось ненароком, то оно должно вскоре
забыться — таков закон памяти и такова психологическая природа экзаменов,
рассчитанных на проверку сиюминутных формальных знаний.
продуктов письменной речи, рассмотренных выше, записи для памяти не имеют другого адресата, кроме автора, ибо они пишутся им для самого себя. Некоторые из таких записей для памяти выполняют и другую функцию — описания процесса научного исследования или письменного творчества в форме текста будущего выступления, который помимо памятки становится фиксатором рождающейся мысли, предшествующей, возможно, непосредственному громкому публичному прочтению. Говоря по-другому, эти дополнительные функции могут быть не только мне-стическими.
Итак, функции речи педагога многообразны и важны. Пренебрежение ими нередко приводит педагога к неудовлетворительным результатам в работе.