какие отношения складывались между москвой и калмыцким ханством в 17 веке

Статья на тему складывание российской калмыцкий отношений

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Направление: Складываний российско-калмыцких отношений.

Название работы: «Переломный этап в исторической судьбе калмыцкого народа».

учреждение «Кегультинская средняя

Кардашова Анна Геннадьевна

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

1. Добровольное принятие калмыками русского подданства……………. 3

2. Завершение процесса добровольного вхождения калмыков в состав Русского государства …………………………………………………………….5

3. Образование калмыцкого ханства в составе России…………………………8

4. Русско-калмыцкие отношения конца XVII—первой четверти XVIII в…11

Объектом исследования в данном случае являются проблемы историографии, причины вхождения повлиявших на развитие российско-калмыцких отношений.

Предметом исследования являются историографические исследования, документы периода XVI – XVIII веков, а также научно исследовательские работы У.Э.Эрдниева, Н.Я. Бичурина, Н.Я. Златкина и других исследователей в области истории Калмыкии.

Цель этой работы – изучить вопрос о причинах вхождения калмыцкого народа в состав России; выяснить как складывались российско-калмыцкие отношения на рубеже XVI – XIX вв.

Добровольное вхождение калмыцкого народа в состав Российского государства явилось переломным этапом в исторической судьбе калмыцкого народа. Калмыцкому народу не раз приходилось оказывать посильную помощь русскому народу в его борьбе с внешним врагом. Калмыцкие воины приняли активное участие в борьбе России против крымских и турецких феодалов на юге, в войне со Швецией на севере, в Первой мировой, и конечно во Второй мировой войнах. В этих ратных подвигах русских и калмыцких людей формировалось и крепло чувство патриотизма, любви к своей Родине.

К проблеме добровольного вхождения калмыцкого народа в состав русского государства обращались многие историки. История русско-калмыцких отношений в 17-18 вв. рассматривали известные исследователи Сибири Г.Ф. Миллер и И.Н. Флигер, эти отношения оценивались разными учеными неодинаково. По мнению Н.Я. Бичурина, калмыки пкакие отношения складывались между москвой и калмыцким ханством в 17 векеришли на Волгу в начале 17 века с завоевательными целями, с планами, согласованными с другими ойратами, феодалами, ханами и князьями. В работах, выходивших после Н.Я. Бичурина, подчеркивалось прежде всего отставание калмыков, этому народу приписывался агрессивный, присущий ему якобы от природы. А.М. Позднеев, много сделал для изучения истории и культуры калмыцкого народа, отличительные «врожденные» склонности калмыков к набегам и грабежам, якобы явившуюся главной причиной многих военных конфликтов, имевших место в Центральной и Восточной Азии. Н. Львовский даже говорил о «самовластном вторжении калмыков в Россию с целью, образования самостоятельных и независимых государств». Такого же мнения придерживался архимандрит Гурий, который писал: «Историческое прошлое ясно показывает, что они шли в Россию не с целью мирной жизни возле русских границ, а с целью господства и завоеваний тамошних русских городов, быть может, в надежде восстановить свое владычество там, где некогда сидели юртами потомки Чингисхана, его внуки». Изложенная выше концепция находит свое отражение и в трудах отдельных калмыцких исследователей. Так, Е. Чонов утверждал, что торгоутский хан Хо-Орлюк, вторгся в Россию с целью, восстановления времени Золотой Орды.

Концепция завоевательных устремлений ойратов, переселение на просторы степей Нижней Волги и Предкавказья, продолжала бытовать и в работах отдельных исследователей современного времени. В частности она нашла отражение в работах Н.Н. Пальмова и С.А. Козина.

Концепция самовластного вторжения предков калмыков – ойратов в Россию с намерением восстановления монгольского владычества, получила решительную отповедь в работах Н.Я. Златкина и М.Л. Кичикова в основу которой положены литературные материалы. Действительно, архивные источники убедительно показывают, что обе стороны и русские и калмыки, были заинтересованы в установлении тесных экономических и политических связей, дружеских отношений.

1. Добровольное принятие калмыками русского подданства.

После неоднократных переговоров 7 февраля 1608 года дербетские тайши в качестве послов дьяком Василием Телепневым, а затем и царем Василием Шуйским. Февраля же в 14 день. А как оне были у царя Василия на дворе, и посыланы по них приставы их да толмач… А как вошли оне наперед в Посольский приказ и дожидались государева выходу в посольской палате… И государь пожаловал послов к руке. И послы, быв у государя в руки, били челом государю от тайшей о том же, о чем в Посольском приказе дьяку Василию на приезде говорили… государь пожаловал послов, подавал им в ковшах мед».

Так официально было оформлено добровольное вхождение части ойратов в состав русского государства. Этим историческим актом было положено начало новому этапу в истории калмыцкого народа, добровольное вхождение которого было прогрессивным шагом. Этим было положено начало сближению калмыцкого народа с русским; включение экономики калмыков в общероссийский экономический организм, несомненно, ускорило дальнейшее разложение феодально замкнутого натурального калмыцкого скотоводческого хозяйства. Калмыки становились крупными поставщиками скота на русский рынок. Калмыкия превращалась в часть развивающейся общероссийской экономики, оказалась в сфере ее товарно-денежных отношений, начала испытывать благотворное влияние более высокой русской материальной и духовной культуры.

2. Завершение процесса добровольного вхождения калмыков в состав Русского государства

Процесс добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Русского государства потребовал значительного времени и ряда предварительных условий. Завершение этого процесса упиралось в необходимость разрешить следующие вопросы: окончательно определить территорию кочевий калмыков, уточнить размер и характер повинностей новых подданных в пользу Русского государства, договориться о гарантиях, обеспечивающих соблюдение тайшами присяги на верность русскому царю.

Устные шерти калмыцких тайшей начала 50-х годов XVII в. содержат обязательство «кочевать бы им, калмыцким людей, с улусы своими в летнее и зимнее время за рекою Яиком в прежних своих дальних кочевных местах, а на Ногайскую степь через Яик и к реке Волге к твоей государевой отчине к Астрахани во ближние места без твоего государева указа кочевать не ходить. Конечно, тайши не всегда считались с этим запрещением и переходили установленные для них рубежи, приближаясь к Астрахани и другим поволжским пунктам. Особенно в этом отношении отличался Лаузан. Дайчин был более осторожным и осмотрительным. Он предпочитал действовать мирными путями, стремясь заручиться разрешением русских властей кочевать в междуречье Волги—Яика. Однако правительство достаточно твердо стояло на том, чтобы калмыки не кочевали западнее Яика и держались подальше от городов Поволжья.

Решительным образом позиция русского правительства по вопросу о кочевьях была пересмотрена в 1655—1657гг. в связи с завершением переговоров с тайшами об окончательном оформлении перехода тайшей в русское подданство. В 1655г. впервые встречается в документах упоминание о том, что калмыкам предоставляется право кочевать по берегам Волги. В апреле 1655г. (после подписания калмыками очередной шерти на подданство) в грамоте из Москвы воеводам Астрахани, Казани и других поволжских городов указывалась: «Улусом их (калмыцким.—Ред.) велено кочевать по Волге по Ногайской стороне, и по Ахтубе, и по Белужью или близко наших городов, где они кочевать похотят». Это разрешение было обусловлено обязательством калмыцких тайшей принять участие в войне против Крыма и Речи Посполитой. Затем правительство пошло еще дальше. После новой шерти тайшей, данной ими в 1657г., в царской грамоте от 6 июля 1657г. выражалось согласие удовлетворить просьбу Дайчина и Мончака о предоставлении им права кочевать по Волге. Пределы кочевий были определены следующим образом: «Кочевать по Крымской стороне до Царицына, а по Ногайской стороне по Самару». Зимой калмыкам дозволялось «в мочаках или в иных местах кочевать». В следующем году уход калмыков из-под Астрахани, где им было разрешено кочевать, был воспринят царскими властями уже как попытка нарушить шерть 1657г. Так, дьяки Посольского приказа — думный дьяк Ларион Дмитриевич Лопухин и Дмитрий Шубин — на приеме калмыцкого посланца Кошучи-тархана в июне 1658г. говорили ему: «а они б де Дайчин-тайша и Сеюнч мурза на государокую милость были надежны, а не так бы де, как прежде сего, они откочевали от Астрахани».

Шкакие отношения складывались между москвой и калмыцким ханством в 17 векеерти 1661г. (июньская и декабрьская) еще более укрепили позиции калмыков в районе Волги. Правительство сделало новый шаг в разрешении проблемы кочевий для калмыков. Для них кроме волжских степей были открыты и степи Придонья. В 1662—1663 гг. калмыков можно было видеть беспрепятственно кочующими вблизи не только Царицына и Черного Яра, но и по обоим берегам Дона. Не приходится сомневаться, что это происходило по инициативе русского правительства. В декабре 1664 г. Мончак получил царскую грамоту, которая «похваляла» калмыков за то, что они перешли на нагорную сторону Волги. Таким образом, шертные грамоты 1655, 1657 и 1661гг., юридически оформили завершение процесса добровольного вхождения калмыков в состав России на основе положительного для них решения русским правительством вопроса о пастбищных территориях и торговом обмене. За калмыками были формально и фактически закреплены полупустующие степные пространства по Яику, обеим сторонам Волги — от Астрахани до Царицына и Самары — и степи Придонья; им была разрешена также беспошлинная торговля на местных рынках. В обмен за это калмыцкие феодалы взяли на себя обязательство перед царями России «быть в послушании», «ходить войною на недругов» России и «изменников побивать», что в первую очередь и главным образом означало обязательство нести военную службу в пользу Российского государства.

Важно отметить, что в ходе и в результате вхождения калмыков в состав России создавались объективные экономические и политические условия для складывания особой калмыцкой государственности в форме ханства, вассального по отношению к царской власти России.

3. Образование калмыцкого ханства в составе России.

В 60-е гг. XVII в. в составе России образовалось калмыцкое ханство. Официально оно было признано летом 1664 года, когда русское правительство наделило правителя калмыцкого народа Мончака символами государственной власти – «серебряной с позолотой, украшенной яшмами, булавой и белым с красной каймой царстким знаменем». Этим русское правительство подчеркивало власть и влияние тайши в калмыцких улусах.

Русские и некоторые калмыцкие источники свидетельствуют, что первым правителем был тайша Дайчин («ахалакчи-тайша», т.е. звание главенствующего тайши) а затем его преемником стал его сын Мончак (Пунцук), что именно они заложили территориальные и политические основы калмыцкого феодального государства в составе России. Что касается тайши Урлюка (отец Дайчина), то его роль как правителя была менее значительной — он не достиг того, чего добились его преемники. Правительство России в годы правления Дайчина и Мончака проводило свою политику в Калмыкии через особых представителей, посещавших ставку калмыцкого правителя. Одним из таких представителей был князь К.М. Черкасский. В начале 60-х годов XVII в. в Москве был образован специальный Калмыцкий приказ, ведавший всеми делами вассального Калмыцкого ханства.

В это время внешнеполитическая обстановка складывалась для Российского государства неблагоприятно. Заинтересованность царского правительства в использовании калмыцкого войска на полях сражений вынуждала его спешить с решением территориального вопроса в пользу калмыков, что в свою очередь способствовало процессу централизации власти в руках их правителя. Первое испытание прочности сложившихся взаимосвязей между калмыцкими феодалами и царской властью приходится на 1657—1661гг., когда совместные выступления калмыков с ратными людьми низовых городов Поволжья, казаками Дона и Запорожья остановили на некоторое время вторжение турецко-крымских войск на юго-востоке Русского государства. Крымский хан неоднократно пытался склонять калмыцкого правителя Дайчина на сторону антирусской коалиции. В 1657г. Дайчин, как об этом уже говорилось выше, получив соответствующее предложение, ответил хану, что находится в вечном подданстве у русского царя и по этой причине не может вступить в союз с Крымом. В следующем году в ставку правителя калмыков прибыло из Крыма большое посольство с богатыми дарами, пытавшееся настроить калмыцких феодалов против России, но успеха не имело.

В 1661г. Дайчин, ссылаясь на свой преклонный возраст, отошел от дел, поручив их сыну Мончаку. Последний оказался энергичным продолжателем политики отца. За время своего управления калмыцкими улусами (1661 — 1669) Мончак неизменно был верен русскому правительству и нес службу в его пользу. Причем он не только выполнял распоряжения русских властей, но и проявлял инициативу, иногда подсказывая им те или иные мероприятия. Так, в начале 1664г. он известил русское правительство о намечавшемся заговоре башкирских и татарских феодалов против России, причем заговорщики рассчитывали на поддержку Крыма. Мончак рекомендовал властям подавить заговор и выступить против Крыма, обещая поддержать этот поход своими войсками.

Мончак предложил также возвести ряд укреплений «в понизовых местах», очевидно, по Волге, на Дону, а также на Яике для защиты низовьев Дона и Волги от набегов крымских феодалов. Крымский хан, убедившись в том, что калмыки представляют собой серьезную силу, мешающую ему организовать набеги на русские земли, пытался привлечь их на свою сторону и заключить союз с их тайшами, но успеха не добился.

Вкакие отношения складывались между москвой и калмыцким ханством в 17 веке.М. Бакунин сообщает, что Мончак «умер около 1669 года, поруча по себе правление калмыцкого народа старшему своему сыну Аюке».

К началу 60-х годов Калмыкия превратилась в феодальное государство в составе России, подвластное царской власти. Дайчин и Мончак были основателями Калмыцкого ханства и его первыми правителями.

Правление Аюки начиналось в сложной обстановке. Крестьянская война под предводительством Степана Разина, охватившая в 1670—1671 гг. Дон и Поволжье, всколыхнула и калмыцкую степь. В специальной грамоте царя Алексея Михайловича на имя Аюки говорилось «о сыску воровских калмыков и о их наказании». Калмыцкие феодалы, опасавшиеся повстанцев, включились в борьбу с разинскими отрядами, овладевшими летом 1667г. Яицким городком.

Аюка, вступив в управление, в короткое время подчинил себе всех правителей калмыцких улусов, кочевавших в низовьях Волги. Возвышение Аюки и его активная внутренняя и внешняя политика были замечены в Москве. Царские власти решили узаконить нового калмыцкого правителя и потребовать от него шерти, уточнявшей его обязательства по отношению к русскому царскому правительству. Это было важно в связи с подготовкой русско-турецкой войны. Требуемая шерть была Аюкой принесена 27 февраля 1673г. под Астраханью. Однако, Аюка относился не так строго к принятым на себя обязательствам, как его отец, и не останавливался перед их нарушением. Аюка, его брат Замса и другие тайши приняли участие в восстании, поднятом башкирскими старшинами в 1681—1683гг. против русского правительства. Наличие калмыцких отрядов в Башкирии затрудняло русским властям борьбу с восстанием. Нужно было добиться удаления их из Башкирии и прекращения помощи повстанцам со стороны Аюки. Астраханскому воеводе А.И. Голицыну удалось уговорить Аюку принести новую шерть. Это было осуществлено под Астраханью 24 января 1683г. В этой шерти Аюка и его брат Замса признали нарушение шерти, выразившееся в поддержке ими башкирского восстания и в разорении русского и нерусского населения Поволжья и Башкирии, обещали вернуть награбленное, отпустить пленных, указать виновных и самим тайшам на будущее «отнюдь так не делать».

4. Русско-калмыцкие отношения конца XVII—первой четверти XVIII в.

В русско-калмыцких отношениях конца XVII—первой четверти XVIII в. существенную роль играл вопрос о контроле за дипломатическими сношениями тайшей с их соседями. Этот контроль не всегда удавался ркакие отношения складывались между москвой и калмыцким ханством в 17 векеусским властям. Так, от их внимания ускользнул упоминавшийся выше договор Аюки с крымцами и азовцами, результатом чего был их совместный набег в 1680г. на Пензу. Бурные события первой половины XVII в., столь богатые вооруженными конфликтами и внутренними усобицами, бесконечными дальними перекочевками в поисках мест обитания и ухода за стадами, подсказывали трудящимся калмыкам мысль о быстрейшем вхождении в состав России как единственном выходе из кризисной обстановки. Известно, что наиболее распространенной формой классового протеста в калмыцком обществе был самовольный уход феодально зависимых людей от их нойонов. Находясь в близком соседстве с русскими селениями и городами, трудящиеся, бежавшие от своих нойонов, быстро и сравнительно легко оказывались за пределами досягаемости ханов и тайшей. А стоило им принять христианство, они и вовсе оказывались навсегда потерянными для их бывших господ, ибо русские власти наотрез отказывались выдавать крестившихся калмыцких беглецов. Классовые противоречия в калмыцком обществе способствовали образованию в XVII в. особых калмыцких поселений на Дону и в районе Чугуева на Харьковщине, а в XVIII в. — на Урале и в Оренбургских степях.

Вхождение Калмыкии в состав России отвечало и интересам рядовых какие отношения складывались между москвой и калмыцким ханством в 17 векекалмыков, обеспечивая им более или менее устойчивые условия для жизни и хозяйствования. Благоприятная в общем политика российских властей была главной причиной провала неоднократно предпринимавшихся ханами Джунгарии попыток убедить калмыцких тайшей вернуться в Джунгарские степи, оставленные ими в начале XVII в.

Зкакие отношения складывались между москвой и калмыцким ханством в 17 векеаключение.

Калмыки, обитающие в степях Нижнего Поволжья, северо-западного Прикаспия и Предкавказья, появились на территории России в начале XVII в., т.е. позже других народов нашей страны. Предки – ойраты или западные монголы, прошедшие длительный исторический путь развития, жившие в конце XVI в. в западной части Монголии, Джунгарии (Зюнгаре) и в верховьях р. Иртыши, в самом начале XVII в. добровольно вступили в состав России и приняли русское подданство. С этого времени они с согласия правительства России начали осваивать нынешнюю территорию Калмыцкии, где жили разрозненными мелкими группами представители тюркоязычных народов.

Добровольное вхождение калмыков в состав русского государства положило начало новому этапу в их истории. Они избавились от кровавых междоусобиц монголо-ойратских феодалов, избежали физического уничтожения, которому китайско-маньчжурские захватчики подвергли окакие отношения складывались между москвой и калмыцким ханством в 17 векеставшихся в Джунгарии ойратов. Калмыцкий народ оказался в ином экономическом, политическом, культурном и этническом окружении, получил возможность приобщиться к более высоким, прогрессивным социально-экономическим отношениям России, вступить в братское сотрудничество с русским и другими народами во всех областях жизни. Калмыки принимали активное участие во многих войнах России против ее внешних врагов, сражались в рядах восставших русских крепостных крестьян под руководством Булавина, Разина и Пугачева против общих врагов-царского строя и помещиков, добавивших к социальному гнету гнет национальный. Калмыкия фактически превратились в колонию царизма. Но включение ее в состав России ускорило процесс развития экономики самого калмыцкого общества. Калмыкия стала основной частью обширного российского рынка, ускорилось разложение феодальных отношений, развитие капитализма, особенно после отмены в 1892 году крепостного права. Калмыцкое общество, хотя медленно, но неуклонно двигалось по тому же пути, что и обширная и могучая России. Влияние российского общества начало сказываться во всех областях жизни калмыцкого народа. Этому способствовало переселение части русского и украинского крестьянства в Калмыцкие степи как по эмиграционным планам царизма, так и по инициативе самих переселенцев, начиная с середины XIX в. Переселение это стало увеличиваться после ликвидации в 1861 году крепостного права.

Список использованной литературы:

1. Очерки истории Калмыцкой АССР, Москва – 1967г.

2. Добровольное вхождение Калмыцкого народа в состав России: исторические корни и значение, под редакцией У.Э. Эрдниева, 1985 г.

3. «Из Азии в Европу», Дякиева Р., Папуев В.

Источник

Калмыцкое ханство в составе России: проблемы политических взаимоотношений

Основные этапы вхождения калмыков в состав Русского государства. Место Калмыцкого ханства во внешней политике России. Влияние русского государства на внутреннюю политику калмыцких ханов, сущность противоречий между правящими группировками Калмыкии.

РубрикаИстория и исторические личности
Видавтореферат
Языкрусский
Дата добавления29.12.2017
Размер файла63,4 K

какие отношения складывались между москвой и калмыцким ханством в 17 веке

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В результате калмыки оставались один на один с Джунгарским ханством. Калмыцкое ханство в период правления Аюки поддерживало с ним активные политические, торговые и культурно-религиозные связи. Русские власти не запрещали их, так как действия Аюки не противоречили геополитическим интересам России.

В следующем параграфе изучен процесс привлечения вооруженных сил ханства в период русско-польской войны. Анализ источников позволяет сделать вывод, что появление на этой территории калмыков, имевших значительный военный потенциал, превратило Нижнее Поволжье и прилегающие к нему земли в надежный кордон на пути турецко-крымских войск в центральную Россию. Существование калмыцких кочевий стало важным фактором дипломатического и военного сдерживания планов крымских правителей, а также способствовало формированию государственной границы России на юге.

Выявленные источники позволили в параграфе 2.4. осветить место Калмыцкого ханства в русско-турецких отношениях последней трети XVII в. С 1670-х годов влияние России стало распространяться на крымскую дипломатию Калмыцкого ханства. Несмотря на запретительные меры, зафиксированные в шертях, хан Аюка в периоды «замирения» продолжал поддерживать отношения с Крымом. Считаем, что они, по крайней мере, не противоречили внешнеполитическим интересам России. После завершения русско-турецкой войны калмыки, игнорируя условия Бахчисарайского мирного договора между Россией и Турцией, продолжали набеги на ногаев.

Параграф 2.5. посвящен начальному этапу осуществления внутренней политики России в Калмыкии, которая предопределила социально-политическую интеграцию калмыков в состав Российского государства. Власти России искусно использовали различные противоречия в отношениях калмыков с донским казачеством и башкирами. Активные действия калмыков позволили локализовать территорию крестьянского восстания под руководством С. Разина. Сложные отношения калмыков и башкир привели к массовым взаимным столкновениям, в ходе которых Аюка стремился воспользоваться восстанием для установления своей власти над башкирами. Эти столкновения были особенно опасны для открытых со стороны степи земель башкир, что и побуждало их отказаться от дальнейших нападений на Зауралье и Сибирь. В результате в начале 80-х гг. XVII в. попытка развернуть широкий фронт антирусской борьбы в Зауралье не имела последствий.

В последней трети столетия крупнейшей проблемой административного регулирования становится защита государством беглых калмыков, принявших крещение. В то же время государственная политика России в этом вопросе была достаточно осторожной и гибкой.

В третьей главе «Калмыцкое ханство в период образования Российской империи» освящаются основные проблемы взаимоотношений в первой четверти XVIII в. В параграфе 3.1. показано, что Калмыцкое ханство сыграло значительную роль в охране южных границ государства. Наряду с участием в военных кампаниях в ходе Северной войны, охранная служба калмыков стала одним из главных видов их военной службы. Безусловное привлечение вооруженных сил ханства, постепенно превращавшихся в иррегулярные вооруженные формирования, стало частью петровской военной реформы. Формируя многочисленную иррегулярную конницу и проводя во втором десятилетии губернскую реформу, Петр I в итоге форсировал процесс военно-политической интеграции ханства в состав России.

Но в процессе интеграции по-прежнему оставались противоречия внешнеполитических интересов сторон. Поэтому второй параграф посвящен осуществлению правительственного контроля над восточной политикой Калмыцкого ханства. Связано это было с тем, что внешние границы ханства обладали большой подвижностью. Пограничное положение ханства позволяло проводить достаточно самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Контроль России над внешней политикой хана Аюки все более распространялся на отношения с Крымом. Несмотря на это, тесные контакты у калмыков сложились с ногайцами, часть из которых считалась подвластными калмыцкого хана, и кабардинцами. Можно считать, что в вопросах взаимоотношений с ногайцами внешнеполитическая активность калмыков не отвечала на данный момент геополитическим устремлениям Российской империи, зачастую создавая ей лишь помехи. В эти годы российский внешнеполитический контроль затронул восточное направление. Отношения с Китаем и Джунгарией, связанные с определенным посольским или религиозным ритуалом, оставались важной сферой ханской дипломатии. Несмотря на это, здесь также отмечается определенное влияние России. Это сказалось на неудачных попытках цинской и джунгарской дипломатии склонить калмыков к военному союзу друг против друга.

В параграфе 3.4. впервые в историографии освещено влияние губернской реформы на институт ханской власти. С начала XVIII в. отмечается важная тенденция: политика правительства была направлена не только на привлечение вооруженных сил Калмыкии в войнах против Турции, но и на интеграцию института ханской власти в систему российской государственности. Территория Астраханской губернии являлась плацдармом дальнейшего продвижения на Кавказ и Среднюю Азию, поэтому основной целью властей стало обеспечение безопасности империи. В результате в губернии была создана упрощенная система административного надзора над Калмыкией, предполагавшая вмешательство в калмыцкие дела только в случае нарушения безопасности во всем регионе Нижнего Поволжья и Северного Кавказа. В 1715-1723 гг. российское правительство расширяет сферу своего влияния путем активного вмешательства во внутри- и внешнеполитические мероприятия хана (выбор будущего наследника ханского престола, контроль за деятельностью Аюки). Главным аргументом для такого вмешательства декларировалось стремление установить порядок и обезопасить население ханства от внутренних усобиц и внешней агрессии.

В пятом параграфе изучена улусная система ханства в первой четверти XVIII в. На наш взгляд, в это время в ней отмечается влияние традиционной триадной организации, при которой основная масса подвластного населения была сосредоточена во владениях Аюки и его наследников. Особое место традиционно занимал Дербетский улус, хошоутские улусы фактически подчинялись Дорджи Назарову.

В параграфе 3.6. показано влияние на калмыцкое хозяйство осуществлявшейся в Поволжье социально-экономической политики России. В начале века развернулась колонизация нижневолжских земель, а также придонских степей казачеством. Колонизационные процессы в междуречье Волги и Дона имели цель заселить пустующие окраины населением, создав тем самым людской резерв на случай военного противостояния с Крымом. Здесь необходимо учитывать, что фактор военной необходимости доминировал над социально-экономическими и культурными интересами. При этом правительство старалось при проведении политики одновременно обеспечить землей переселенцев и добиться лояльного отношения калмыков. Поэтому правительство, будучи заинтересованным в поставке калмыцких лошадей, разработало в отношении кочевников ряд протекционистских законов.

Считаем, что правительственная политика способствовала размежеванию переселенцев и кочевников, способствуя не только их взаимному отчуждению, но и консервации традиционного общественного устройства, хозяйственных и культурных традиций. Территория калмыцких кочевий стала местом соприкосновения кочевой и оседлой цивилизаций. Здесь, по сути, проходила граница разного типа культур, образа жизни. Поэтому неудивительно, что одновременно происходило столкновение цивилизаций, и в то же время мы отмечаем процессы торгового, политического и культурного взаимодействия и взаимного влияния.

В главе четвертой «Кризис отношений Калмыцкого ханства и Российской империи в 20-30-е гг. XVIII в.» исследуется процесс ограничения института ханской власти. В параграфе 4.1. показано решение вопроса о наследовании престола. Накануне смерти хана Аюки наступил длительный период междоусобиц, начавшихся как конфликт за улусы, но в итоге затронувших и вопрос о верховной власти. В 1724 г. правительство вмешалось в вопросы назначения нового хана. В результате раскола ханского окружения власть была передана Церен-Дондуку (1724-1735), получившему титул наместника. С этого момента окончательно установилась практика прямого назначения правительством России калмыцкого правителя.

События этого года стали началом первых крупномасштабных мер ограничительной политики России. В этом плане борьбу за ханский престол можно считать проявлением противоречия между традициями проводившейся Аюкой самостоятельной политики и интересами нарождавшегося российского абсолютизма. И противоречие это имело в основе своей объективный характер. Вполне очевидно, что назначение Церен-Дондука не решало окончательно вопрос о престолонаследии, а лишь отодвигало его на более поздний срок.

Необходимость изменения принципов престолонаследия была обусловлена как усложнением административного управления на Юге России, так и необходимостью прекращения самостоятельных калмыцко-ногайских отношений. Считаем, что решение престолонаследного вопроса по сценарию Петра I трансформировало политическую автономию ханства в административную.

Параграф 4.2. показывает, что назначение наместника не сняло всей остроты столкновений между династиями калмыцких нойонов. Во второй половине 1720-х годов в ханстве усиливаются центробежные процессы, связанные с расколом ханской династии на несколько самостоятельных ветвей.

Политическая система ханства приобрела полицентричный характер при сохранении символического значения власти наместника, обладание которой становится лишь формальным признаком старшинства в династии Аюки. Церен-Дондук, даже получив титул хана и обладая высшими административными, судебными, военными и законодательными полномочиями, имел домен по размерам сравнимый с владениями ряда других нойонов. Это обстоятельство способствовало не прекращавшейся борьбе монархической и олигархической тенденций.

Во второй половине 1720-х годов отмечается не отвечавшая на данный момент геополитическим устремлениям Российской империи внешнеполитическая активность калмыков. Самостоятельная дипломатия калмыков становилась несовместимой с рационализмом внешней политики России, нуждавшейся в послепетровское время в передышке.

В третьем параграфе изучена откочевка части калмыцких улусов на Кубань в первой половине 30-х гг. XVIII в. В 1732 г. крупная группировка улусов, стараясь избежать столкновения с войсками России, откочевала на Кубань. Причины произошедших событий были связаны с экономическими основами кочевого общества калмыков, вопросами собственности на скот и улусы. калмыкия россия ханство политика

События 1732-1734 гг. свидетельствовали о явной неспособности наместника стабилизировать политическое положение и укрепить собственную власть. Его дальнейшее пребывание у власти вело к еще большему процессу перекочевки калмыцких улусов на Кубань. В остававшихся у Волги владениях росло экономическое обнищание вследствие катастрофического падежа скота. «Кубанский» исход отбросил Калмыцкое ханство на стадию глубокой политической раздробленности.

В следующем параграфе исследована политика России по прекращению усобицы. Отмечается, что в 1735 г. был сделан главный шаг для преодоления политического кризиса Калмыцкого ханства. Новым наместником ханства был назначен Дондук-Омбо (1735-1741). Передачу ему власти можно считать крупным успехом российской власти, осознавшей, что пока в расстановке политических сил калмыцкого общества существовали две равносильные группировки, оставались и условия для продолжения конфликта. Поворот, произошедший в ее политике, был, безусловно, вынужденным, но он положил конец наиболее крупному в истории Калмыцкого ханства столкновению нойонов. От подобных шагов выигрывали, на наш взгляд, все стороны. Российский фактор при этом становился гарантом спокойствия и нормализации обстановки.

В пятом параграфе показано восстановление института ханской власти во второй половине 30-х гг. XVIII в. Доказано, что дальнейшая стабилизация политической обстановки проходила при непосредственном участии России. Ее позицию определила острая потребность в калмыцкой коннице в годы русско-турецкой войны 1736-1739 гг. Смена власти позволила России мобилизовать крупные контингенты калмыцкой конницы для походов против Крыма.

После завершения длительного этапа усобиц ханство переживало затяжной социально-экономический кризис, проявившийся в сокращении поголовья скота, потере вследствие крестьянско-казачьей колонизации наиболее удобных кочевий. Неслучайно во второй половине 1730-х годов целая группа владельцев заявила о желании принять крещение. Политический курс хана неминуемо должен был породить новую оппозицию. Крупнейшим событием стало выступление 1738 г., причиной которого стал вопрос о наследовании престола. Указанное событие еще раз подтвердили живучесть в кочевом мире тенденций децентрализации.

В пятой главе «Эволюция института наместничества в середине XVIII в.» освещен один из наименее изученных периодов истории ханства. В параграфе 5.1. показано восстановление института наместничества в системе губернского управления в 40-50-е гг. XVIII в. В 1741 г. очередной престолонаследный вопрос в ханстве вновь был решен по плану правительства России, которое назначило во главе Калмыцкого ханства наиболее лояльного ему нойона Дондук-Даши (1741-1761). На этот раз в ханстве отсутствовал другой реальный претендент на престол, поэтому абсолютное большинство нойонов отнеслось к этому назначению достаточно спокойно. Выступление Джаны и Бодонга не имело шансов на успех, так как они не имели поддержки в улусах.

Второй параграф показывает изменение улусной системы ханства. В системе сложившихся российско-калмыцких отношений можно выделить комплекс мероприятий, определяемых как административное управление Калмыцким ханством. Стратегические вопросы этого управления рассматривались и решались в Сенате и Коллегии иностранных дел, непосредственное управление осуществляли астраханский губернатор и находившийся в ставке наместника руководитель «калмыцких дел». По сути, в эти годы произошло включение института наместничества в систему административного управления губернией.

В целом, мирный путь реорганизации улусной системы был связан с тем, что калмыцкие владельцы многих улусов не достигли еще совершеннолетия, их улусы переходили под опеку Дондук-Даши. В других случаях глава ханства подчинил большое количество улусов, владельцы которых погибли в междоусобной борьбе и не оставили прямых наследников. В таких улусах значительную роль играли зайсанги, подчинить которых было намного легче, чем нойонов.

Ограничению внешнеполитических связей ханства посвящен параграф 5.3. Оно было связано с изменением в эти годы геополитической ситуации на Северном Кавказе и Средней Азии. На западе установился полный контроль России в Кабарде, на востоке к России присоединились казахи, вслед за этим был построен целый ряд укрепленных линий. В результате ханство практически перестает быть приграничной (фронтирной) территорией. В результате к концу 1750-х калмыки практически прекратили самостоятельные контакты с Крымом. На востоке ханство изредка поддерживало регулируемые из Санкт-Петербурга связи с Джунгарией и Китаем.

Наиболее оживленными стали контакты калмыков с казахами, причем мирные отношения сменялись вооруженными конфликтами. Именно в эти годы достаточно четко проявилась особенность создававшихся кочевниками государственных образований. В это время Центральная и Средняя Азия стала зоной интересов Российской империи. В этом случае возрастала роль России, которая выполняла миссию умиротворения кочевых народов, пытаясь объединить все геополитическое пространство Евразии. Посредническая миссия России способствовала калмыцко-казахскому примирению и началу более активных и продуктивных контактов. Строительство Оренбургской линии способствовало осуществлению контроля над дипломатическими и торговыми контактами двух кочевых народов. Но посольские и торговые контакты калмыков и казахов продолжали вызывать немалое беспокойство российских властей.

В следующем параграфе отмечено, что помещичья и казачья колонизация Прикаспия привела к дальнейшему земельному ограничению для казахов и калмыков. В результате обострились вопросы, связанные с территорией калмыцких кочевий.

На наш взгляд, после прекращения усобицы 1730-х годов правительство России пришло к осознанию того, что правовая обособленность калмыцкого общества не способствует желаемой управленческой унификации империи. Первым шагом могло стать введение в Калмыкии судебно-правовой системы империи. Но правительство так и не разработало специального «уложения», которое заменялось отдельными императорскими грамотами и указами, как правило, по тем или иным конкретным вопросам.

В главе шестой «Калмыцкое ханство во внутренней политике России (60-е гг. XVIII в.)» исследуются проблемы взаимоотношений в период правления наместника Убаши (1761-1771). Первым годам его наместничества посвящен параграф 6.1. Назначение нового наместника вновь прошло по плану Коллегии иностранных дел и позволило впервые бескровно решить не только престолонаследный вопрос, но и достаточно быстро нормализовать ситуацию в улусах. Выступление цохоровских нойонов было локализовано и прекращено после прямого указания из Астрахани. Лишь заигрывание с дербетскими нойонами привело к обострению обстановки на Дону.

Во втором параграфе показана реформа традиционного суда Зарго (1762), ставшая крупнейшим ограничением власти наместника. Реформа отвечала интересам российского абсолютизма и стала наиболее важным шагом в политике России после изменения принципов назначения калмыцких правителей. При этом реформа не предполагала еще использование общегосударственного законодательства, а также отмену института наместничества. Из органа, подчинявшегося непосредственно хану (наместнику), Зарго превратился в общегосударственный орган ханства, в котором были пропорционально представлены все крупные нойонские владения, часть из которых не входила в домен наместника. В итоге правитель потерял значительный объем судебной и политической власти, получив равный по статусу представительный орган власти.

В параграфе 6.3. доказывается, что важнейшая тенденция социально-экономического развития ханства начала 1760-х годов была связана с усилившейся колонизацией Нижнего Поволжья. Она вела к дальнейшему ограничению кочевий, ухудшению экономического состояния ханства, обострению политической обстановки в нем.

В параграфе 7.1. приведены данные о том, что недовольство среди калмыков появилось впервые во время участия в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Известно, что участие калмыцких войск в военных кампаниях России против Турции и Персии приносило доход как нойонам, так и простолюдинам в виде захваченного скота и пленных. На этот раз ситуация изменилась. Военные походы не приносили уже былую добычу калмыкам. К тому же они были сопряжены со значительными затратами в момент подготовки. В конце 60-х гг. из-за участия калмыков в русско-турецкой войне обострился и экономический кризис. Именно крайняя степень перенапряжения общества стала причиной откочевки 1771 г.

Во втором параграфе анализируются причины откочевки. Определяющими причинами ее стали противоречия в системе российско-калмыцких отношений. Политические противоречия были связаны с попытками российского абсолютизма реформировать традиционные государственно-политические институты Калмыкии, поставить их под свой контроль и даже прямое управление. Одним из самых острых стал вопрос о правовом регулировании общественного устройства и системы русско-калмыцких отношений. В результате реформы традиционного суда Зарго наместник Убаши потерял значительный объем судебной власти.

В общих чертах мы определяем состояние экономики ханства как кризисное. Во второй половине 60-х гг. значительно осложнились условия функционирования кочевого уклада. При этом калмыки потеряли свои старые места кочевий в Нижнем Поволжье и на Яике. Сокращение территории кочевий, рыболовных и лесных угодий, масштабов торговли, ужесточение налогового бремени стали проявлением кризиса кочевой экономики. В этой связи он затронул интересы широких масс народа. Экономический кризис усугубился из-за привлечения калмыков к участию в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.

В следующем параграфе, посвященном подготовке ухода, сделан вывод о том, что его планы появились уже в 1769-1770 гг. Особое внимание уделялось нормализации отношений с казахами, через земли которых пролегал маршрут движения. Много делалось для сохранения в тайне от астраханских властей истинных намерений Убаши.

В параграфе 7.4. показано движение на восток, отношение правителей различных жузов казахов. Правитель Младшего жуза Нурали до конца выполнил приказ императрицы, преследуя калмыков. Хан Аблай, правитель Среднего жуза, принявший в 1757 г. китайское подданство, вынужден был исполнять приказ Китая, пропустив калмыцкие улусы без боя. Источники свидетельствуют, что в январе 1771 г. начали движение на восток около 300 тыс. человек. Наибольшие потери были понесены в пустыне на Балхаше. В ходе откочевки калмыцкий народ потерял более половины начавших движение, то есть около 200 тыс. человек, что начисто перечеркивает все попытки некоторых наших современников реабилитировать наместника Убаши и его окружение за эту якобы «спасительную» откочевку.

В Заключении подводятся итоги исследования. Процесс вхождения, сочетавший в себе элементы доброй воли и вынужденной необходимости, был крайне сложным и противоречивым. На начальном этапе отношений с Москвой (первая четверть XVII в.) основными формами русско-калмыцких отношений являлись дипломатические и торгово-экономические связи.

Для России, пытавшейся укрепить южные границы системой буферных полузависимых военно-государственных образований Украины и Дона, появление в Поволжье калмыков было, как нельзя, кстати. Калмыки, располагавшие в это время значительной военной силой и сложившейся военной организацией, в этой системе должны были заменить ногаев. Активные наступательные действия калмыцкой конницы на крымском направлении позволили московскому правительству использовать главные вооруженные силы на западном направлении, одновременно вынуждая Крым держать крупные силы под Азовом и на Кубани. Для Москвы это событие имело стратегическое значение, поскольку была решена одна из важнейших задач приобретения столь важного звена в системе внешней политики России.

Уже во второй половине XVII в. правительство Москвы безуспешно пыталось взять под контроль политику калмыцких ханов в отношении Крыма и максимально ограничить их контакты. Крупнейшим направлением в политике России постепенно становится административное регулирование отношений калмыков с башкирами, донскими казаками, ногаями. В результате формируется внутриполитический курс России в отношении Калмыцкого ханства.

Формы государственной интеграции Калмыцкого ханства в состав России были разнообразны. Калмыки имели национальные институты власти и управления, традиционное сословное деление. Но в условиях политической зависимости от России институты политической организации калмыков постепенно видоизменялись. Отношения России и Калмыцкого ханства неминуемо эволюционировали в сторону все большей зависимости ханства и уменьшения сферы политической власти его правителей. В первой половине XVII в. мы выделяем черты института покровительства России над калмыками, который включал в себя элементы вассалитета. Во второй половине столетия калмыки получили территорию кочевий между Доном и Волгой. Естественно, в новых условиях покровительство постепенно перерастает в политическую автономию, аналогичную широкой автономии в области суда и внешних сношений, которой пользовались донское казачество и Украинское Гетманство.

Внутренняя политика Российской империи в отношении ханства не оставалась неизменной. В первой половине XVIII столетия она диктовалась общей сложной обстановкой на международной арене, носила импульсивный и противоречивый характер, связанный с тем, что, принимая активное участие в военных кампаниях России, калмыки продолжали играть определяющую роль в расстановке политических сил на Северном Кавказе. Поэтому, когда мы говорим о российской политике, надо иметь в виду, что в период войн царская администрация была заинтересована в сильной ханской власти, способной мобилизовать вооруженные силы (первая четверть столетия, вторая половина 1730-х годов).

В период прекращения Россией активной политики на Кавказе правительство перестает считаться с национальными интересами калмыков и всеми средствами пытается слить их с коренным населением империи. В результате отмечается попытка включения института ханской власти в имперскую систему административного управления губернией, введение института наместничества. Назначение калмыцких наместников, их подчинение власти астраханских губернаторов обозначили начало перехода от политической автономии к административной. При этом правительство, совершенствуя в отношении калмыков судебное законодательство, не стремилось изменить их традиционную социальную организацию.

Появившихся в Поволжье калмыков и соседнее русское население разделяла религия. В то же время в сознании представителей местных российских властей религиозная принадлежность калмыков определяла их поступки и мораль. Поэтому государственная политика России в данном вопросе была достаточно осторожная и гибкая. В течение всего периода неизменно отмечаем определенную веротерпимость в политике России, которая отличалась от попыток насильственной христианизации некоторых других народов. Но политика предоставления убежища беглецам естественным образом вела к конфликту между национальной элитой и простым народом. Тем самым правительство стремилось ослабить владельцев и увеличить свое влияние среди местного населения.

Дальнейшая эволюция политики России отмечается в рамках реформ просвещенного абсолютизма и в связи с ее широким выходом на международную арену. Анализ исторического материала здесь будет более корректным, объективным, если будет учитываться и такая специфическая тенденция российской государственности, как постоянное слияние власти и управления, как подчинение государственного и местного управления задаче усиления централизованной власти. Чем больше правительство добивалось успехов на путях проведения политики централизации и унификации управления, тем меньше в ее политике оставалось гибкости. Органы власти становились неповоротливыми, неспособными эффективно и адекватно реагировать на быстро меняющуюся политическую и социально-экономическую конъюнктуру.

В 1760-е годы увеличившееся военное присутствие России на Кавказе, приток колонистов в Астраханскую губернию, а также необходимость прекращения наследственных споров из-за улусов привели к попыткам изменить принцип формирования и функционирования национального суда Зарго. Изменения в структуре управления ханством, связанные с указанной реформой, определялись целенаправленной политикой царского правительства, которое стремилось максимально приблизить ее к губернской. Реформа отвечала интересам российского абсолютизма и стала после изменения системы назначения калмыцких наместников наиболее важным шагом в политике России. При этом реформа не предполагала еще использование общегосударственного законодательства империи, а также отмену института наместничества. Из органа, подчинявшегося непосредственно наместнику, он превратился в судебный орган, в котором были пропорционально представлены все крупные нойонские владения, часть из которых не входила в ханский домен. В итоге правитель потерял значительный объем судебной власти, получив равный себе по статусу представительный орган власти.

Российские власти постоянно использовали в пограничных регионах вооруженные силы Калмыцкого ханства, которые приняли участие практически во всех войнах России XVII-XVIII вв. Объективно эта тенденция являлась проявлением военно-политической интеграции калмыков в состав России. Но в период русско-турецкой войны 1768-1774 гг. в политике России наметилась тенденция их тотального привлечения, что грозило введением фактической всеобщей воинской повинности. Военные походы калмыцкой конницы в составе русской армии в конце 1760-х годов сформировали атмосферу глухого народного недовольства, выходом из которой могла быть, в частности, откочевка калмыков из России. К тому же военные походы были сопряжены для всего населения, а не только для простолюдинов, со значительными затратами в момент подготовки.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ИЗЛОЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ

Монографии


1. Цюрюмов А.В. Калмыцкое ханство в 1724-1741 гг.: хроники династийных усобиц. Элиста: АОР «Джангар», 2005. 159 с. (9,3 п.л.)


2. Цюрюмов А.В. Калмыцкое ханство в российско-крымских отношениях (XVIII в.) Элиста: АОР «Джангар», 2006. 94 с. (5,6 п.л.) (в соавторстве с В.В. Батыровым)


3. Цюрюмов А.В. Калмыцкое ханство в составе России: проблемы политических взаимоотношений. Элиста: АОР «Джангар», 2006. 464 с. (29 п.л.)

Статьи в ведущих журналах из перечня ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

4. Цюрюмов А.В. Формирование статуса Калмыцкого ханства в XVII в. // Регионология. 2005. № 4. С. 248-255. (0,5 п.л.)

5. Цюрюмов А.В. Калмыцкое ханство во внешней политике России в середине XVII в. // Научная мысль Северного Кавказа. Приложение. 2006. № 5. С.164-170. (0,5 п.л.)

Статьи, тезисы докладов:

7. Цюрюмов А.В. Начальный этап феодальной усобицы в Калмыцком ханстве в 20-30-х годах XVIII века // Труды VI научно-практической конференции ученых и специалистов: Тезисы. Элиста: КГУ,1990. С.50-52. (0,3 п.л.)

9. Цюрюмов А.В. Аюка, хан // Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. М.: БРЭ, 1994. С.138. (0,1 п.л.)

10. Цюрюмов А.В. Политическая обстановка в Калмыцком ханстве во второй половине XVIII века // Проблемы всеобщей и отечественной истории. Сборник научных трудов. Вып.2. Элиста: КГУ, 1997. С. 135-142. (0,5 п.л.)

11. Цюрюмов А.В. Территория и население Калмыцкого ханства в первой трети XVIII века // Астраханский край: история и современность (К 280-летию Астраханской губернии). Материалы Всероссийской научной конференции. Астрахань: АГУ,1997. С.63-64. (0,3 п.л.)

13. Цюрюмов А.В. Вопрос о ханском престоле в середине 20-х годов XVIII века // Проблемы современного джангароведения. Материалы научной конференции. Кн.2. Элиста: КГУ,1997. С. 210-213. (0,3 п.л.)

14. Цюрюмов А.В. Материалы Национального архива Республики Калмыкия по истории Калмыцкого ханства // Местные архивы об истории регионов России. Материалы VIII Всероссийской научной конференции. СПб.: Нестор, 1997. С.118-120. (0,3 п.л.)

15. Цюрюмов А.В. А.М. Позднеев об истории калмыков XVII-XVIII вв. // История и историки высшей школы России. Материалы IX Всероссийской научной конференции. СПб.: Нестор,1998. С.16-18. (0,3 п.л.)

16. Цюрюмов А.В. История Калмыцкого ханства в работах Г.Н. Прозрителева // Интеллигенция Северного Кавказа в истории России. Материалы межрегиональной научной конференции. Ч.2. Ставрополь: СГУ,1998. С.171-174. (0,3 п.л.)

17. Цюрюмов А.В. Административная система Калмыцкого ханства в первой половине XVIII в. // Вопросы всеобщей и отечественной истории. Элиста: КГУ,1998. С. 23-38. (1 п.л.)

18. Цюрюмов А.В. Русско-калмыцкие переговоры 1734-1735 гг. // Северный Кавказ на пороге XXI в. Тезисы региональной научной конференции. Пятигорск: ПГЛУ, 1998. С.10-12. (0,3 п.л.)

20. Цюрюмов А.В. Дондук-Омбо и политическая история Калмыцкого ханства // Исторические личности России. Материалы XI Всероссийской научной конференции. СПб.: Нестор,1998. С.14-16. (0,3 п.л.)

21. Цюрюмов А.В. Административная система Калмыцкого ханства (1-я треть XVIII в.) // Бюллетень общества востоковедов. Вып.2. Материалы Всероссийского организационно-научного съезда. М., 1999. С. 140-143. (0,2 п.л.)

22. Цюрюмов А.В. К периодизации истории вхождения калмыков в состав России // История и культура монгольских народов: Международная научная конференция. Тезисы докладов и сообщений. Элиста: КИГИ РАН, 1999. С.122-123. (0,2 п.л.)

23. Цюрюмов А.В. Выдающийся отечественный востоковед Н.Я. Бичурин о причинах вхождения калмыков в состав России // Интеллигенция России в истории Северного Кавказа. Материалы межрегиональной научной конференции. Ставрополь: СГУ, 2000. С.295-298. (0,4 п.л.)

26. Цюрюмов А.В. Актуальные проблемы истории Калмыкии ХVII-ХХ вв.// Проблемы современного калмыковедения. Элиста: КГУ, 2001. С. 122-128. (0,5 п.л.)

27. Цюрюмов А.В. Феодальные усобицы первой половины XVIII в. в историографии Калмыцкого ханства // Актуальные проблемы экономики, истории, права Калмыкии. Элиста: КГУ, 2001.С.9-17. (1 п.л.)

28. Цюрюмов А.В. Калмыки в Русско-турецкой войне 1735-1739 гг. // Актуальные вопросы российской военной истории. Материалы XXIII Всероссийской научной конференции. СПб.: Нестор,2001. С.27-28. (0,2 п.л.)

29. Цюрюмов А.В. Политика России в отношении Калмыцкого ханства: формирование ограничительного курса // Северный Кавказ: геополитика, история, культура. Материалы Всероссийской научной конференции. Ставрополь: СГУ, 2001. С.110-112. (0,2 п.л.)

30. Цюрюмов А.В. О причинах откочевки калмыков в Китай в 1771 году // Россия, Сибирь и Центральная Азия: взаимодействие народов и культур. Материалы III Международной научно-практической конференции. Барнаул: АГУ, 2001. С.10-15. (0,5 п.л.)

31. Цюрюмов А.В. Кризис калмыцкого кочевого хозяйства в середине XVIII века // IV конгресс этнографов и антропологов России. (Нальчик, 20-23 сентября 2001 г.). Тезисы докладов. М., 2001. С.154-155. (0,1 п.л.)

32. Цюрюмов А.В. Калмыцкое ханство в составе России: геополитические процессы XVIII века // Русь, Россия: политические аспекты истории. Материалы Всероссийской научной конференции. СПб.: Нестор, 2002. С.43-45. (0,3 п.л.)

33. Цюрюмов А.В. Калмыцкое ханство в составе Российской империи в XVIII в. // Образование и развитие многонационального государства в России: сущность, формы и значение. Элиста: КГУ, 2002. С.64-68. (0,5 п.л.)

34. Цюрюмов А.В. Калмыцкое ханство в составе Российской империи: черты политического вассалитета // Материальные и духовные основы калмыцкой государственности. Элиста: КИГИ РАН, 2002. С.196-199. (0,3 п.л.)

35. Цюрюмов А.В. Калмыцкое ханство и Джунгария: этапы межгосударственных отношений // Россия, Запад и Восток: история взаимоотношений. Материалы всероссийской научной конференции. СПБ.: Нестор, 2003. С. 90-93. (0,4 п.л.)

36. Цюрюмов А.В. Земельный вопрос в Калмыкии накануне откочевки 1771 г. // Монголоведение в новом тысячелетии (К 170-летию организации первой кафедры монгольского языка в России). Материалы международной научной конференции. Элиста: КГУ, 2003. С. 185-186. (0,2 п.л.)

37. Цюрюмов А.В. Реформа Зарго и эволюция института ханской власти // Монголоведение. №2. Сборник научных трудов. Элиста: КИГИ РАН, 2003. С.163-172. (1 п.л.)

39. Цюрюмов А.В. Социально-экономическое состояние Калмыцкого ханства накануне откочевки во второй половине XVIII в. // Экономическая история России: проблемы, поиски, решения. Волгоград: ВолГУ, 2003. С.183-190. (0,5 п.л.)

40. Цюрюмов А.В. К вопросу об откочевке калмыков в Китай: социально-экономические причины // Экономические проблемы в истории России и пути их решения. СПб.: Нестор, 2003. С.10-11. (0,2 п.л.)

41. Цюрюмов А.В. Политический статус Калмыцкого ханства в составе Российского государства: черты протектората // Рубикон. Сборник научных работ. Ростов: РГУ, 2003. С. 24-25. (0,2 п.л.)

42. Цюрюмов А.В. Калмыцкое ханство в начале XVIII века: причины мятежа 1701 года. // Итоговая научная конференция АГУ. Тезисы докладов: История. Социология. Право. Экономика. Философия. Астрахань: АГУ, 2003. С. 34. (0,2 п.л.)

44. Цюрюмов А.В. Откочевка калмыков в 1771 году: фактор Тибета // Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Центральной и Восточной Азии. Улан-Уде, 2003. С.7-8. (0,3 п.л.)

45. Цюрюмов А.В. Откочевка калмыков в 1771 году: «злой умысел» нойонства или системный кризис ханства // «Санжеевские чтения-5». Материалы научной конференции. Ч. I. Улан-Уде, 2003. С.225-229. (0,5 п.л.)

46. Цюрюмов А.В. Геополитическое положение Калмыцкого ханства в XVII-XVIII вв. // Астраполис. № 4-5. 2003. С.29-30. (0,3 п.л.)

47. Цюрюмов А.В. Движение калмыков из Западной Монголии к Волге в 20-30-е гг. XVII в. // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных территорий. VII Международная конференция. Т.2. Кызыл, 2005. С. 102-106. (0,5 п.л.)

48. Цюрюмов А.В. К вопросу о причинах вхождения калмыков в состав России // Актуальные проблемы истории и культуры народов Азиатско-Тихоокеанского региона: исторический опыт прошлого в контексте современных проблем. Международная научно-практическая конференция. Улан-Уде, 2005 г. С.280-283. (0,4 п.л.)

49. Цюрюмов А.В. Историческое востоковедение и образование в Республике Калмыкия // VI Международная конференция «Исторические источники Евроазиатских и Северо-африканских цивилизаций». М., 2005. С. 157-158. (0,2 п.л.)

51. Цюрюмов А.В. Причины и последствия мятежа 1701 г. в Калмыцком ханстве. // Востоковедные исследования в Калмыкии. Сборник научных трудов. Элиста: КГУ, 2006. С.5-11. (0,5 п.л.)

52. Цюрюмов А.В. Начальный этап образования Калмыцкого ханства // Вестник КИСЭПИ. № 2. Элиста: КИСЭПИ, 2006. С.130-133. (0,5 п.л.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *